Большие группы людей которые. Психология больших социальных групп и массовых явлений

Как и любые социальные субъекты, большие социальные группы классифицируют по различным признакам. По характеру связи различают два вида больших сообществ людей:

1) социальные классы, этносы и т.п.. Основой объективные социальные связи. Принадлежность людей к этим группам не вызывается их воли, сознанием, а является следствием действия объективных факторов;

2) партии, общественные, профессиональные объединения и др.. Человек вступает в них вследствие сознательного стремления к объединению на основе определенных целей и ценностей.

По продолжительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т.п.) большие социальные группы.

По характеру организованности большие социальные группы делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика и т.д.), и те, которые были организованы сознательно (ассоциации, партии и т.п.).

Социальная психология выделяет также условные (половозрастные, профессиональные) и реальные большие группы . Важным признаком классификации является контактность и взаимодействие.

Так, к реальным больших групп с тесными контактами относят прежде митинги и собрания. Большие группы могут быть закрытыми и открытыми . Наиболее распространенным является разделение больших групп на социальные группы, которые сформировались в процессе исторического развития общества, играют определенную роль в системе общественных отношений и отмечаются продолжительностью, устойчивостью (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.).,

И стихийно образованные сообщества, которые являются неустойчивыми, кратковременными (толпа, публика, аудитория). Общие признаки больших социальных групп

Большие социальные группы находятся в сфере влияния специфических регуляторов социального поведения - обычаев, традиций, морали. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которой связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без нее не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т.д.) является жаргон как разновидность языка. Особенности жизненной позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

Образ жизни большой социальной группы - совокупность устойчивых типичных форм жизнедеятельности общности. Типовые формы жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных индивидов проявляются в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. На основе образа жизни можно определить, как люди живут, интересами руководствуются, каков их мышления. Предметом анализа при этом могут быть и особые формы общения, тип контактов и отношений, интересы, ценности и потребности. Образ жизни общности свидетельствует о ее отношении к обществу, к труду, других сообществ и индивидов. Поскольку каждый тип больших социальных групп наделен только ему присущими свойствами, существенно отличается от других (этническая группа отличается от профессиональной), то их общие характеристики должны иметь специфическое содержание. К изучению больших социальных групп привлекают этнографию и этнопсихологии, сравнительные исследования, социологию, статистический анализ, психолингвистике и др..



Структура психологии больших социальных групп Структуру психологии больших групп образуют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точнее выделения важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический склад как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы) и эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы). Психический склад группы и психический склад личности, которые к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлено индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не является простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичное, свойственное всем индивидам.

Второй вариант ответа на этот вопрос

Большие группы - это сообщества людей, которые существуют в масштабах об-щества и развиваются по социально-психологическими закономерностями проявлений массовой психики и, в отличие от малых групп, не требуют обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, формируются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общее мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), конфессии, иногда крупные партии и общественные организации, возрастные и профессиональные группы и т.д.. Традиционно как ведущую признак больших социальных групп рассматривают их потребности и интересы. В этом случае потребности и интересы предстают не как индивидуальные, а как групповые психологические и социально-психологические явления. Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп проявляется в коэффициенте их жизнестойкости. Этот коэффициент определяют, учитывая следующие показатели: средняя продолжительность жизни, детская смертность, распространение генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных расходов на социальные и экономические программы и др.. Коэффициент жизнестойкости больших социальных групп определяют по шестибалльной шкале. Для представления интересов классов, групп общества создают партии. Они возникают в четко структурированном обществе, искусственно их создать нельзя. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно во партией понимают любую политическую группу, которая участвует в выборах и способна через выборы привести своих кандидатов к власти. К большим социальным группам относятся также массовые движения. Стоит отметить, что массовые движения - это объединение людей, как правило, непрочные и неустойчивые, членов которых объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Взаимодействие между ними имеет характер взаимного усиления эмоций.

Социально-психологические признаки массовых движений следующие:

а) отсутствие организованности;

б) слабое взаимодействие между членами;

в) анонимность.

Люди объединяются для защиты окружающей среды в движения за гражданские, потребительские и другие права. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Движения разделяют на "реформаторские" и "революционные". Среди них различают: национально-культурные движения. их цель - изучение и попу поляризации традиций прошлого, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, ремесел, социально-этнической самобытности; профессиональные движения, например, ассоциация "Анти-СПИД". Создают их, как правило, чтобы объединить усилия специалистов определенной отрасли, в частности для распространения и развития конкретного направления деятельности. К движениям такого типа близкие ассоциации людей, по какой-либо причине оказались в тяжелом положении и объединились для взаимопомощи; культурно-воспитательные движения, в частности - "Мир через семью"; так называемые фонды. Иногда они созданы по профессиональному признаку, иногда по признаку благотворительной организации; комитеты поддержки, принадлежащих к общинам кратковременной, оперативной действия. Психология больших социальных групп формируется и проявляется в процессе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, групповое мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления. Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, играет решающую роль в институционализации общества. Каждый социальный институт отвечает интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению его потребностей. Именно этим определяются отношения между социальными группами. Интересы одних социальных групп отнюдь не всегда согласуются с интересами других.

Групповое мнение (как форма гражданской мысли) выполняет следующие функции:

Экспрессивную

Контрольную

Директивную.

Как показывает опыт многих стран, важной формой учета общественного мнения, демократическим средством выявления позиций большинства населения по актуальным проблемам жизни общества является референдум. Другие каналы отображения общественного мнения следующие: опрос населения, средства массовой информации, сборы, манифестации, всенародное обсуждение.

Групповое мнение - это публично высказанное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение к определенному событию, которая представляет интерес для сообщества.

Групповое мнение проявляется в ряде функций:

Регулирует и указывает нормы поведения;

Выражает оценке событий и фактов;

Побуждает к определенным поступкам и действиям.

Формы проявления группового мнения:

а) оценка, жалобы;

б) советы, увиние, одобрение;

в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.

При этом различают обоснованные и необоснованные оценки, жалобы, несогласия и т.п..

Религиозные общины . Есть четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация вероучение и культ. Церковь - религиозная организация, которая имеет тесные контакты с широкими слоями общества и действующей внутри него. Секта - организация, отвергает ценности другого общества, то есть небольшая группа представителей церкви отделяется и создает новую религию. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Культ - крайняя форма секты. Несмотря на свою специфику, религиозные группы имеют общие черты. К таким общим характеристикам можно отнести групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели В религиозных группах верующим прививают определенную систему ценностных ориентаций, которые вытекают из веры. В религиозной вере большую роль играет воображение, которое проявляется в ярких религиозных образах, представлениях, которые возникают на основе религиозных мифов, культовых художественных изображений. На базе этого религиозно-художественного материала формируются религиозные представления. Рассмотрим некоторые особенности толпы. Неорганизованную толпу и организована демонстрация могут состоять из тех же людей, но поведение их будет разной, поскольку сущность этих сообществ неодинакова. С социально-психологической точки зрения толпа - это контактное, неорганизованная общность, для которой характерна высокая степень конформизма индивидов, действующих эмоционально и сравнительно единогласно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, растворяется индивидуальная ответственность ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности ТОЛПЫ:

Повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрнавиювання;

Повышение эмоциональности восприятия действительности;

Подавление чувства ответственности за свои поступки;

Появление чувства силы и осознание анонимности.

Массовое общение, имея свойство психологического воздействия, оказывает влияние на поведение и деятельность участников толпы. Основным средством психологического воздействия, которое оказывают участники толпы, есть слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы и т.д.. Внушение является одним из основных способов психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (договоренностей, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербальное. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов влияния.

— количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие социальные группы имеют структурно-функциональную форму организации. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности большая социальной группы — центральные органы управления, групповое сознание , обычаи и традиции . Большая социальная группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой социальной группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Такие личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения .

Средства массовой коммуникации большой социальной группы формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Или этнос (от греч. ethnos — племя), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. clasis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом (кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления (общественное настроение, паника и др.).

Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание .

Разновидность общественного сознания — массовое сознание . Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (монизм — от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения прогрессивности его развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в большой социальной группе, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное сознание, общественное настроение.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи . Обычай выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля. Они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Понимается любая совокупность индивидов, находящихся во взаимодействии, объединенных общими интересами и оказывающих друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы:
1) развитие;
2) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие;
3) своя ролевая структура.

Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. В любом обществе, за исключением первобытного, существуют классы, хотя внешне они не всегда четко выражены.

Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Кроме того, классы различаются тем, что благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяйства одни могут присваивать труд других.

Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т.е. неравенство. В соответствии с этим в капиталистическом обществе выделяли класс буржуа и люмпенов, а структуру советского общества сводили к рабочим, крестьянам и прослойке - интеллигенции. Между тем в советском обществе, как и в любом другом,
наряду с общепринятыми и названными общностями людей имели место и другие, например бездомные и нищие.

Социально-психологические признаки классов следующие:
- социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;
- определенный образ, качество и стиль жизни;
- шкала ценностей, система потребностей и интересов;
- традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки и круг общения;
- социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества - явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

В настоящее время широкое распространение получила теория постиндустриального общества, которая предусматривает деление всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами общества.

В индустриальном обществе главное место занимает промышленность. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов: поворотом от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменением социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному). Собственность как критерий социальной стратификации общества постепенно теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Признавая ценность концепции постиндустриального общества, тем не менее нельзя не видеть ее утопичность.

Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспекты:
а) политический;
б) экономический;
в) социологический;
г) социально-психологический.

В рамках социально-психологического подхода большие социальные группы характеризуются с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, а также образа жизни,культуры, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Традиционно ведущими признаками больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические явления. Как правило, их освещение производилось с идеологических позиций. При этом интересы предпринимателей характеризовались как алчные, как интересы эксплуататоров, а рабочих - как движущая сила общественного процесса. Разумеется, таким упрощенным образом нельзя объяснять интересы больших социальных групп. Подобной антитезы на самом деле нет. Во всяком случае это характерно для периода первоначального накопления капитала.

В развитых странах противоречия между классами сглажены, но тем не менее существуют.

Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп выражается в коэффициенте их жизнестойкости. Он определяется путем учета таких показателей, как средняя продолжительность жизни, уровень детской смертности, распространенность генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных затрат на социальные и экономические программы и т.д. Данный коэффициент определяется по шестибалльной шкале. На сегодняшний день «пятерку» не получила ни одна страна в мире. Что касается Швеции и стран Бенилюкса, то жизнестойкость населения этих стран оценена в «четыре» балла. Этот факт говорит о том, что социальная система, построенная на социал-демократической основе, позволяет удовлетворять и гармонизировать потребности и интересы больших социальных групп. Таким образом, идея конвергенции капитализма и социализма - не очередная утопия, а реальность. Что же касается концепции общечеловеческих ценностей, то она достижима лишь в том случае, если решен вопрос о витальных (жизненных) потребностях конкретных социальных групп, т. е. неравенства последних.

Интересы классов выражают партии, которые создаются четко в структурированном обществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

Многопартийность - основа демократического общества. Монополизм как в политике, так и в экономике губителен для общественного развития. Однако многопартийность значительно усложняет общественную жизнь и без наличия определенной культуры превращается в хаос, источник опасности для общества из-за конфронтации и борьбы за власть.

Переход к рынку привел к значительному расслоению общества. Появились классы - «новых русских», предпринимателей и т.д. Но этот неизбежный в общем-то исторический процесс принял деформированный характер. Неравенство усугубилось. Разница между материальным положением предпринимателей и остальными слоями населения достигла громадных размеров. При этом не образовался средний класс, являющийся социальным буфером между верхними и низшими классами общества. Процесс расслоения привел не только к разрыву между классами в области их материального положения, но и к криминализации предпринимательской среды и коррумпированности власти. Вместе с тем основные классы: интеллигенция, работники госбюджетной сферы, рабочий класс, крестьяне - оказались в положении люмпенов. На самом же деле при хорошо продуманных стратегии и тактики перехода к рынку должно было произойти образование самого значительного класса - среднего.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения - человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологическими признаками:
а) отсутствием организованности;
б) слабым взаимодействием между членами;
в) анонимностью.

По существу, массовые движения - это продукт дестратификации, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, например для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские права и т. п. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими» или «революционными».

Среди них различаются:
1) национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего,возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;
2) профессиональные общества (например, ассоциация «Анти СПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;
3) культурно-воспитательные общности, в частности «Мир через семью» и др.;
4) различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;
5) общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся различные комитеты поддержки.

В тоталитарном обществе деятельность любых массовых движений подконтрольна, санкционирована и поэтому лишена смысла, гак как носит добровольно-принудительный характер.

Иной характер деятельности массовых движений в демократическом обществе. Все социальные движения здесь возникают в связи с наличием недовольства чем-либо, например задержкой зарплаты. Иными словами, социальные движения образуются в связи с возникновением социальных конфликтов .

Для примера можно взять профсоюзное и молодежное движение. На протяжении семидесяти лет профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма». Нельзя сказать, что они не защищали интересы трудящихся, но были фактически зависимы от партии. Иное дело - независимые профсоюзы. Психология их членов отличается от других объединений. Для обеспечения прав и интересов своих членов они имеют денежный фонд и могут объявлять забастовки, стачки. Для этих целей избираются стачкомы.

Забастовка может принимать массовый характер и охватывать не только работников какой-либо организации, но и всю страну. В таком случае говорят о гражданском неповиновении. Забастовочное движение, как правило, отличается единством целей и требований, материальной психологической поддержкой, групповой идентификацией, эмпатией и в то же время наличием конфликтных интересов по отношению к другим социальным группам. Здесь максимально проявляется эффект, связанный с «Мы» и «Они».

Разумеется, молодежные движения отличаются от деятельности профсоюзов. Они, как правило, образуются на почве интереса к какому-либо жанру эстрадной музыки, спортивной команде (речь идет о так называемых «фанатах») и т.д.

Социальная группа (общность) представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, которая характеризуется целостностью и выступает как самостоятельный субъект социального и исторического действия.

Появление различных социальных групп в первую очередь связано с такими явлениями, как общественное разделение труда и специализация деятельности, а во вторую - с исторически сложившимися условиями быта, и

Итак, ту или иную совокупность людей можно считать социальной группой, если ее участники обладают:

1. Сходством условий жизнедеятельности.

2. Наличием совместно осуществляемой деятельности.

3. Общностью потребностей.

4. Собственной культурой.

5. Самопричислением себя к данной общности.

Социальные группы и их виды и формы отличает необычайное разнообразие. Так, они могут варьироваться и по количественному составу (малочисленные и многочисленные), и по продолжительности своего существования (кратковременные - от нескольких минут, и устойчивые, существующие тысячелетиями), и по степени связи между участниками (устойчивые и случайные, аморфные образования).

Виды социальных групп в зависимости от численности

1. Малые. Они характеризуются небольшим количеством участников (от 2 до 30 человек), которые отлично друг с другом знакомы и заняты каким-то общим делом. Взаимоотношения в такой группе прямые. Сюда относятся такие виды элементарных ячеек общества, как семья, компания друзей, школьный класс, экипаж самолета и т.п.

2. Большие. Они представляют собой многочисленные совокупности людей, которые занимают в общественной структуре одинаковое положение и имеют в связи с этим общие интересы. Виды больших социальных групп: страта, класс, нация и т.п. При этом связи в таких совокупностях все чаще непрямые, поскольку численность их огромна.

Виды социальных групп в зависимости от характера взаимодействия

1. Первичные, в которых взаимодействие участников друг с другом носит межличностный, непосредственный, подразумевающий поддержку группа сверстников, друзей, соседей по подъезду.

2. Вторичные, взаимодействие в которых обусловлено достижением общей цели и носит формальный характер. Примеры: профсоюзы, производственные партии.

Виды социальных групп в зависимости от факта существования

1. Номинальные, представляющие собой искусственно сконструированные совокупности людей, которые специально выделяются для Примеры: пассажиры пригородных электричек, покупатели определенной марки стирального порошка.

2. Реальные группы, критерием существования которых являются реальные признаки (доход, пол, возраст, профессия, национальность, место жительства). Примеры: женщины, мужчины, дети, русские, горожане, учителя, врачи.

Виды социальных групп в зависимости от способа организации

1. Формальные группы, которые создаются и существуют только в рамках признанных официально организаций. Примеры: класс в школе, футбольный клуб «Динамо».

2. Неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. Примеры: кружок любителей поэзии, клуб поклонников бардовской песни.

Помимо такого понятия, как социальная группа, существуют и так называемые "квазигруппы". Они представляют собой неустойчивые неформальные совокупности людей, имеющих, как правило, неопределенные структуру, нормы и ценности. Примеры: аудитория (концертный зал, театральное представление), фан-клубы, толпа (митинг, флешмоб).

Таким образом, можно сказать, что подлинными субъектами отношений в обществе являются не реальные люди, отдельные индивиды, а совокупность различных социальных групп, которые друг с другом взаимодействуют и чьи цели и интересы между собой, так или иначе, пересекаются.

Большие социальные группы формируются на основе осознания людьми объективных условий своего бытия, питает и актуализирует их фундаментальный интерес.

их справедливо считают основными субъектами общественного развития.

Общая характеристика больших социальных групп

Какой бы ни была роль малых социальных групп и межличностного общения в становлении и развитии личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей и других сущностных элементов общественной психологии. Формируются эти элементы на основе обобщенного культурными и идеологическими системами исторического опыта больших социальных групп, который передается индивиду через малую группу.

К ним относятся общественные классы, этнические объединения (нации, народности), которые характеризуются длительностью существования, закономерность возникновения и формирования; толпа, аудитория и проч., имеющих основой случайность возникновения, кратковременность существования и тому подобное.

Классификация больших социальных групп

Как и любые социальные субъекты, большие социальные группы классифицируют по различным признакам. По характеру связи различают два вида больших сообществ людей: 1) социальные классы, этносы и прочее. Основой являются объективные социальные связи. Принадлежность людей к этим группам не предопределяется их волей, сознанием, а является следствием действия объективных факторов; 2) партии, общественные, профессиональные объединения и др. Человек поступает к ним вследствие сознательного стремления к объединению на основе определенных целей и ценностей. По длительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т. п) большие социальные группы. По характеру организованности большие социальные группы делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика), и те, что были организованы сознательно (ассоциации, партии и тому подобное). Социальная психология выделяет также условные (поло-возрастные, профессиональные) и реальные большие группы. Важным признаком классификации является контактность и взаимодействие. Так, до реальных больших групп с тесными контактами относят, прежде всего, митинги и собрания. Большие группы могут быть закрытыми и открытыми. Наиболее распространенным является деление больших групп на социальные группы, которые сформировались в процессе исторического развития общества, играют определенную роль в системе общественных отношений и отличаются длительностью, устойчивостью (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.), и стихийно образованные сообщества, которые являются Неустойчивыми, кратковременными (толпа, публика, аудитория).

Общие признаки больших социальных групп

Большие социальные группы находятся в сфере влияния специфических регуляторов социального поведения - нравов, традиций, морали. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которым связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без нее не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т. п) е жаргон как разновидность речи.

Особенности жизненной позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

Образ жизни большой социальной группы - совокупность устойчивых типичных форм жизнедеятельности общности.

Типичные формы жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных индивидов проявляются в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. На основе образа жизни можно определить как люди живут, какими интересами руководствуются, каким является их мышление. Предметом анализа при этом могут быть и особые формы общения, тип контактов и отношений, интересы, ценности и потребности. Образ жизни общности свидетельствует о ее отношение к обществу, к труду, других сообществ и индивидов. Поскольку каждый тип больших социальных групп наделен только ему присущими свойствами, существенно отличается от других (этническая группа отличается от профессиональной), то их общие характеристики должны иметь специфическое содержание. К изучению больших социальных групп привлекают этнографию и этнопсихологию, сравнительные исследования, социологию, статистический анализ, психолінгвістику и др.

Структура психологии больших социальных групп

Структура психологии больших групп составляют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точнее выделение важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический склад как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы и эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы).

Психический склад группы и психический склад личности, которые к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлена индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не являются простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичное, свойственное всем индивидам.

Методы исследования психологии больших социальных групп

Типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравственности, традициях и обычаях. Это побуждает социальную психологию к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из форм использования этих методов являются межкультурные исследования. Речь идет о сравнительные исследования (сравнивают различные культуры, социальные группы).

Часто социальная психология при анализе психологии больших социальных групп пользуется традиционными для социологии методами, особенно различными приемами статистического анализа. Не редкими для социальной психологии является и приемы из области языкознания, поскольку во время исследования больших социальных групп приходится анализировать знаковые системы.