Первый настоящий российский сатирический журнал. Общественно-политическая журналистская деятельность Н.И

И задумала императрица Екатерина II воздействовать на современное ей общество с целью чего издавать стала журнал «Всякая всячина», который стал первым сатирическим журналом российским. И случилося то в 1769 году.

Однакож и другие просвещенные люди увидя то, в стороне оставаться не решили и начали издавать свое, да еще и похлеще.
Новиков взялся за издание «Трутня», Эмин за «Адскую почту», а Чулков – за «Ито и сио». И зачалось соревнование промеж первых российских сатириков, которые «Всякую всячину» ако первой появившуюся и их вдохновившую (а кроме того самой ведь Императрицей издававшуюся) негласно величали своей «бабушкой». А может и на императрицу намекали.

Однакоже скоро прояснилось, что наисатиричнейшим и потому зловредным для нравов отсталых и вельмож им приверженных оказался «Трутень». И был настолько едок и колок, что не стерпела императрица и разгневалась.

И что же разгневило «бабушку»?

Да то, что повысмеивал «Трутень» преклонение перед иноземным, не взирая на персоны. А сама "бабушка", к слову, сильно французским увлекалась, с Вольтером переписку вела и узрела намек и на себя.

Но гораздо более разгневило бабушку Екатерину, что негодовал Новиков на мздоимство судейское, алчность дворянскую и особливо угнетенное положение крестьян.

И хоть старался молодой 24-х летний от роду дворянин сдерживаться, однако же мысли своих противников вложил в уста некоего Недоума, чем немалое число придворных обозлил донельзя. А когда «Всякая всячина» попыталась урезонить молодца, то получила ответ от Правдулюбова, сиречь Новикова.

И тогда совсем сильно разгневалась Екатерина и приняла меры, чтобы зловредного "Трутня" ликвидировать. И наказала Новикова не слабо.

И поелику сия история есть родоначальство нашей сатиры, то и нынешнему поколению российских Правдулюбовых прямой резон есть воспринять мастерство и отвагу издателя «Трутня» и преумножить в своих изысканиях о путях российской суверенности и демократии, их соотношении, а также благих начинаниях и суровых реалиях новорожденных партийных проектов, из числа которых найдется и «Всякая всячина» и «Ни то, ни сио», а «Трутню» подобного до сей поры не сыскалося на просторах России запаутиненных интернетом, который есть единственное заморское изобретение, пред которым склонить выю достойно будет.

С сатирическим приветом,

Сатирический редактор Агитклуба Правдорубов

А самое неприятное для императрицы, хоть и великой но обидчивой содержалось на обложке первого номера "Трутня" - это эпиграф:

ОНИ РАБОТАЮТ, А ВЫ ИХ ТРУД ЕДИТЕ!

Дерзость-с! Даже наглость-с! На кого намекать вздумал?!

От редакции сайта

Екатерину Великую характеризуют как просвещенную правительницу. Пожалуй, даже как самую просвещенную из всех российских самодержиц и самодержцев. Недаром с самим Вольтером переписывалась. Но к некоторым явлениям современной ей культуры относилась болезненно - например, к сатире.
Над чем можно смеяться, над кем и как громко - в этом взгляды императрицы и Новикова разошлись. Да и по некоторым другим вопросам тоже. Поэтому...

Но лучше всего познакомьтесь с творчеством самого Новикова.

Мы приводим тексты, написанные Николаем Ивановичем Новиковым и напечатанные им в "Трутне" (а также некоторых других его изданиях) с частичным сохранением орфографии и пунктуации по воспроизведению первого издания "Трутня" 1769 года, сделанному в 1906 году российским книгоиздателем А.С.Сувориным.

А для того, чтобы вы могли оценить особенности правописания и стилистики русского языка в те давние времена, с коими нам пришлось немало побороться, приводим факсимильные воспроизведения нескольких публикаций из разных нумеров "Трутня":

Так вот и выясняется, что уже в 1769 году в России обличали взяточничество среди судейских и другие явления, которые "бабушка" считала "отдельными недостатками", а издатель Трутня - пороками.

Но прежде чем предоставить слово самому издателю (а также некоторым его авторам) несколько слов об этом самом эпиграфе

"Они работают, а вы их труд едите".

Слова эти принадлежат не Новикову, а другому литератору – А.П.Сумарокову, который организовал за 10 лет до Новикова и Екатерины первый частный журнал в России – «Трудолюбивая пчела», который выходил в 1759 году (всего вышло 12 номеров).

Сам Александр Петрович Сумароков родился в дворянской семье 14 ноября 1717 года в Санкт-Петербурге. Известность приобрел уже в 1847 году благодаря пьесе «Хореев», сыгранной при дворе. Был директором театра, учрежденного в 1856 году для которого написал несколько трагедий и комедий. Писал стихи - элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии басни, сатиры. И пародии (в частности, на выдающегося русского ученого, но также и немного поэта М.В.Ломоносова)

Обличителем самодержавия Сумароков, разумеется, не был, но на некоторые «недостатки» дворян и помещиков внимание обращал и несколько издевался над оными. Так в одном из его произведений некая птица синица рассказывает, что «за морем - людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают». А в России этого было в избытке.

Та самая притча, откуда Новиков позаимствовал эпиграф для «Трутня» выглядит так:

ЖУКИ И ПЧЕЛЫ

Прибаску
Сложу
И сказку
Скажу.
Невежи Жуки
Вползли в науки
И стали патоку
Пчел делать обучать.
Пчелам не век молчать,
Что их дурачат;
Великий шум во улье начат.
Спустился к ним с Парнаса Аполлон
И Жуков он
Всех выгнал вон,
Сказал: «Друзья мои, в навоз отсель подите;
Они работают, а вы их труд ядите,
Да вы же скаредством и патоку вредите!»

Патока - это мед (если не знаете)

Написал эту притчу Сумароков в 1752 году.

Журнал Сумарокова назывался «Трудолюбивая пчела», а новиковское издание – «Трутень».

Мы специально заглянули в энциклопедию и выяснили:

Трутень - самец общественных пчёл (Apidae sociales ), главным образом обыкновенной медоносной пчелы (Apis mellifica ).

Назначение трутней состоит исключительно в совокуплении с пчеломаткой. Во время проигры (брачный вылет) трутни поднимаются с маткой довольно высоко в воздухе, залетая часто далеко от улья; один из них копулирует с маткой; при этом совокупительный орган трутня отрывается и остаётся в половом отверстии матки, а сам трутень мгновенно умирает и падает вместе с маткой на землю.

И вот такое существо выбрал Новиков, думая о названии для своего журнала. Интересно, кого следует иметь в виду под пчеломаткой? «Трудолюбивая пчела» - название, конечно, более благозвучное.

Из всего творческого наследия Сумарокова мы приведем только три притчи (имеют ли они отношение к современной политике – судите сами):

БОЛВАН

Был выбран некто в боги:
Имел он голову, имел он руки, ноги
И стан;
Лишь не было ума на полполушку,
И деревянную имел он душку.
Был - идол, попросту: Болван.
И зачали Болвану все молиться,
Слезами пред Болваном литься
И в перси бить.
Кричат: «Потщися нам, потщися пособить!»

ПИИТ И БОГАЧ

Богатый человек прославлен быть желал,
Отличным тщася быть отечества в народе.
Он сроду не служил, и хочет быти в моде,
И не трудясь ни в чем. Пиита звать послал
И на него свою надежду славы клал:
«Пожалуй, освяти мое ты имя в оде!»
Но что воспеть Пииту об уроде?
«Будь ты отличностей моих, Пиит, свидетель!
Воспой, мой друг, воспой святую добродетель!»
- «Я петь ее готов.
Пристойных приберу к тому немало слов.
Но как, дружочек мой, ее тогда прославлю,
Когда твое я имя вставлю?
Да я же никогда не хваливал ослов».

НЕДОСТАТОК ВРЕМЕНИ

Жив праздности в уделе,
И в день ни во един
Не упражнялся в деле
Какой-то молодой и глупый господин.
Гораздо, кажется, там качества упруги,
Где нет отечеству ни малыя услуги.
На что родится человек,
Когда проводит он во тунеядстве век?
Он член ли общества? Моя на это справка,
Внесенная во протокол:
Не член он тела - бородавка;
Не древо в роще он, но иссушенный кол;
Не человек, но вол,
Которого не жарят,
И бог то ведает, за что его боярят.
Мне мнится, без причин
К таким прилог и чин.
Могу ль я чтить урода,
Которого природа
Произвела ослом?
Не знаю, для чего щадит таких и гром,
Такой и мыслию до дел не достигает,
Единой праздности он друг,
Но ту свою вину на Время возлагает,
Он только говорит: сегодня недосуг.
А что ему дела во тунеядстве бремя,
На Время он вину кладет,
Болтая: Времени ему ко делу нет.
Пришло к нему часу в десятом Время;
Он спит,
Храпит,
Приему Время не находит
И прочь отходит.
В одиннадцать часов пьет чай, табак курит
И ничего не говорит.
Так Времени его способный час неведом.
В двенадцать он часов пирует за обедом,
Потом он спит,
Опять храпит.
А под вечер, болван, он, сидя, убирает -
Не мысли, волосы приводит в лад,
И в сонмищи публичны едет, гад,
И после в карты проиграет.
Несчастлив этот град,
Где всякий день почти и клоб и маскерад.

Примечания:
Там качества упруги - там нет достоинств (упругий - скупой).
За что его боярят - делают боярином, дворянином.
Прилог - прибавка к жалованью, премия.
Сонмищи публичны - публичные собрания.
Клоб - клуб

А теперь - слово самому издателю "Трутня":

Издатель «Трутня» - Николай Иванович Новиков (1744-1818)

«Трутень»:

- эпиграф журнала на титульном листе: «Они работают, а вы их труд ядите» взят из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы». И раскрывает основную идейную направленность: противопоставление господ и крепостных, помещиков и крестьян .

- «Трутни» - помещики-тунеядцы , грабящие работающих на них крепостных крестьян. Новиков объяснял, что имя это согласно с его пороком, т.е. ленью, что он писать будет мало и станет печатать присылаемые к нему письма, сочинения и переводы.

- полемизировал со «Всякой всячиной » (например, по поводу сущности сатиры), особенно на политические темы

В своих заметках в «Трутне» Новиков раскрывает сущность политической игры Екатерины II , объясняя читателю реакционность позиции официозного журнала («Всякой всячины»), который распространяет вздорную и политически несостоятельную легенду о «просвещенном» характере самодержавия.

Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной . В предисловии «Трутня» Новиков говорит о своем основном намерении – исправлять нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих».

Новиков умел затронуть общественные язвы, задеть больные стороны социальной жизни, чтобы сделать их более ощутимыми и постараться исправить. Он не посягал на основы монархии, не думал об уничтожении крепостного права, но злоупотребления им стремился прекратить и горячо сочувствовал положению крестьян.

В предисловии Новиков в шутливом тоне называет себя ленивым лукавцем, неспособным к службе, а также рисует картину всех видов государственной деятельности: «Военная служба кажется мне очень беспокойною и угнетающею человечество. Приказная хлопотлива. Придворная всех покойнее, да надлежит знать науку притворства».

В журнале (впервые в таком масштабе в России) раскрывается крестьянская тема . Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостному народу, и осудил господ, глумившихся над подвластными им людьми. Материалы «Трутня» с помощью сатиры показали полнейшее юридическое бесправие крестьян и дали понять, что вопрос о положении крестьянства в России имеет важнейшее государственно значение. Впервые вопросы крепостного права были затронуты «Всякой всячиной».Однако никто не предлагал отменить его или найти способ помочь крепостным, автор лишь констатирует сложившуюся ситуацию.

Новиков создает ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных помещиков. Это Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками.

Новикова ужасно волновали вопросы: «Зачем я вообще нужен?» и «Какая от меня польза для общества?». Отвечал, что без пользы жить – быть обузой для всех. А оказать услугу он может лишь изданием чужих трудов (т.е. журнала). Т.о., он отказался от служебной карьеры и занялся сбором «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих» материалов других авторов.

Новиков, сатирически описывая дворянские нравы , особенно резко выступал против увлечения иностранщиной и презрения к русскому (что было очень заметным явлением в высшем обществе той эпохи).

Тематика сатиры «Трутня» не ограничивалась борьбой со «Всякой всячиной». «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемое воспитание и образование дворянства, рассматривая эти проблемы как проблемы социальные. В «Трутне» появилось известие о «молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и возвратился уже совершенно свиньею».

В статьях «Трутня» изображается группа щеголей и щеголих: Нарциссы, Несмыслы, Высокопары, зараженные всем иностранным, презирающие свою страну и свой язык. Новиков видит причину этого в дурном воспитании.

В одном из номеров «Трутня», вышедшем 5 мая, было опубликовано письмо , говорившее о том, что в судах процветают взятки и что на воеводстве можно неплохо нажиться . В письме дядя советует племяннику поступать в «приказную службу», т.е. стать чиновником. «Ежели ты думаешь, что она по нынешним указам ненаживна, так ты в этом, друг мой, ошибаешься. Правда, в нынешние времена против прежнего не придет и десятой доли, но со всем тем годов в десяток можно нажить хорошую деревеньку». Дядя пишет, что по приезде на воеводство он увеличил число своих крестьян с 60 до 300 и нажил бы больше, если бы «посогласнее» с ним был прокурор.

Трутень» критиковал проповеди «человеколюбия» и «снисхождения» к людским порокам, призывы обличать порок, а не его конкретных носителей, печатавшиеся в журнале «Всякая всячина». Новиков под псевдонимом Правдулюбова высмеивает это: «Они говорят, что слабости человеком обыкновенны и что должно оные прикрывать человеколюбием; следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан; но таких людей человеколюбие приличнее называть пороколюбием. По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, кто оным снисходит или потакает. Любить деньги есть та же слабость. Почему слабому человеку простительно брать взятки и обогащаться грабежами… словом сказать, я как в слабости, так и в пороке не вижу ни добра, ни различия. Слабость и порок, по-моему, все одно, а беззаконие дело другое». И дальше: «Госпожа Всякая всячина написала, что пятый лист Трутня уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное, а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична». «Трутень» упрекал императрицу в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит.

В одном из номеров «Трутня» Новиков поместил письмо Чистосердова (якобы) выступившего в поддержку журнала. Чистосердов предупреждает издателя: в придворных кругах считают, что автор «Трутня» не в свои садится сани и совсем напрасно пишет о знатных людях. Чистосердов передает прямую угрозу оскорбленных Новиковым придворных господчиков. «Пишите сатиры на дворян, - говорит Чистосердов, - на мещан, на приказных, на судей, совесть свою продавших, и на всех порочных людей». Письмом Чистосердова Новиков предупредил читателей о том, откуда журнал может ожидать себе неприятностей, но не сбавил тона сатиры и не перестал нападать на знатных людей.

- в 1770 году «Трутень», наученный опытом литературно-политической борьбы, должен был несколько убавить резкость своих нападок и сатирических выступлений . Причину такого ослабления тона Новиков указал в новом эпиграфе журнала: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много» (опять строки Сумарокова).

Новиков подчеркивал вынужденность такой перемены тона. Он напечатал несколько писем читателей, в которых выражалось недовольство ослаблением журнальной сатиры. Популярность журнала резко упала, и в 17м номере Новиков заявил о прекращении издания.

В заключительном листе он писал: «Против желания моего читателя, я с вами разлучаюсь; обстоятельства мои и ваша обыкновенная жадность к новостям, а после того отвращение, тому причиною». Подводя итоги, можно сказать, что Новикову, само собой, надавали по башке сверху, и лавочку пришлось срочно прикрыть. Но цель свою он выполнил, т.к. добился закрытия журнала Екатерины II «Всякая всячина» и отпала нужда в том, чтобы предотвращать его вредное влияние на общество (No, WTF? какое «вредное влияние»?) .

- ТРУТЕНЬ.

Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Н.И. Новиков (1744-1818). Происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.

Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.

19 номер журнала «Всякая всячина». «Письмо Афиногена Перочинова». Письмо против критики и сатиры вообще. Предлагает отказаться от нее. Сначала пытается образумить литературными способами. Афиноген предлагает бороться с критикой. 4 требования: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие: 3) не думать, что существуют совершенные люди; 4) просить бога, чтобы тот дал снисхождение. Это программа смягчения критики. Жесткий постскриптум: еще два правила, не таких лояльных – 5) никому не рассуждать о том, в чем не смыслит; 6) чтобы никто не думал, что он один весь свет может исправить.

Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.

В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.

В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» - административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».

В журнале, видимо, участвовал Фонвизин, известный переводчик-китаевед Алексей Леонтьевич Леонтьев. Василий Майков, Федор Александрович Эммин.

- Пустомеля.

Всего два номера. В конце апреля закончился «Трутень». В июле появляется «Пустомеля». Но Новиков действовал через подставное лицо. Журнал зарегистрирован на имя фон Фока. В 1-й книжке «Пустомели» Новиков поставил цель создать положительный образ русского героя. Это должен был быть юноша Добросерд. Но развитие образа не удалось – не успел. Первые образцы театральных рецензий в России. Театральная жизнь. Второй номер – 2 материала привели к гибели. 1- переводчик Леонтьев «Завещание Юнджена, китайского хана, своему сыну». Материал преподнесен как перевод с китайского. Посвящен обязанностям правящего человека. Тенденция: маскировка. 2 – стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим». Дух вольнодумства. Журнал закрыт без объяснения причины. Тираж 500 экз.

- Журнал «Живописец».

Екатерина уже дважды пыталась повести за собой общественное мнение: комиссия и журнал. Пытается использовать еще одно средство – театр. В 70-е годы Екатерина решила заняться драматургией. В 1771 пишет 5 комедий, в 72 году они выходят на сцене придворного театра. Художественный уровень невысокий. Назидательный характер. Высмеивает сплетни, пороки – продолжение журнальной абстрактной сатиры. Ожесточенно нападала на дворянских либералов. В России замечательное правительство, но ему мешают либералы. Комедии успеха не имели.

Воспользовавшись фактом появления этих комедий, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец». Издавал по июнь 1773. Долго было непонятно, как его разрешили. Но оказалось, что Екатерина негласно разрешила в 69 году издавать журналы всем желающим. Об этом сохранилось свидетельство Тузова. По-видимому, такое разрешение давалось на один год, а затем журнал могли закрыть. В России всегда были возможности обходить цензуру. Например, если однажды текст был издан, то потом мог свободно переиздаваться, даже если был запрещен.

Новиков посвящает журнал Екатерине, а точнее, неизвестному сочинителю комедии «О, время». Характер вызова. Более лояльный характер. Но Новиков нападает на разных литераторов, в том числе на тех, которым покровительствовала Екатерина. Сначала тираж 600, потом рос. Хорошо принят. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. Принцип художественного лаконизма – характерен и для этого отрывка, и для всего творчества Новикова и его журнала. Материал вызвал обсуждение. В одном из следующих номеров опубликован отрывок «Английская прогулка». Написано с целью смягчить предыдущий материал – 13 номер. В 14 номере продолжение путешествия. Она отличалась от первой части – сатира обычная, носители пороков, абстрактная сатира. В противовес этим порочным людям поставлены крестьяне. Заканчивается описание этого отрывка упоминанием о деревне Благополучной, о которой якобы рассказывали автору. «Английская прогулка» подготавливает ко второй части. В 15 номере – Фалалей, цикл писем к нему, тоже крестьянский вопрос. Опять жанр письма. «Письмо уездного дворянина к сыну». Уволен за взятки, отыгрывается на крестьянах. Трифон Панкратьевич. Критика невежества. В 23 и 24 номерах продолжение – письма от матери и от дяди. П.Н. Берков доказывал, что эти письма принадлежат перу Фонвизина.

Еще одна важная тема – галломания. Тема просвещения. Новиков говорил, что дворяне, не прошедшие должного воспитания, будут плохими слугами государству. 4 номер – персонажи Щеголиха и Волокита. Это сквозные персонажи, переходили из номера в номер. В 9-м номере Щеголиха печатает письмо. Особый жаргон – с французскими вкраплениями. Щеголиха просит издателя создать женский модный словарь. Тенденция: жанр словаря. В 10 номере печатается такой словарь. Название «Опыт модного словаря щегольского наречия» - слова на две первые буквы алфавита.

В предисловии издатель журнала признаётся читателям в своей слабости: он ленив и потому ничего не читает, ни с кем не переписывается и нигде не служит. Но он непременно желает принести пользу отечеству, ибо согласен со словами известного российского стихотворца (Сумарокова) о том, что «без пользы в свете жить, тягчить лишь только землю». Поскольку воспитание и душевные дарования не позволяют ему услужить согражданам полезным сочинением, он решил издавать чужие труды и просит присылать ему письма, сочинения и переводы в прозе и в стихах, особенно сатирические, критические и прочие, ко исправлению нравов служащие, и обещает все их напечатать в своих листах. В соответствии со своими склонностями он решает назвать свой журнал Трутнем. Напечатав Притчу в стихах и не зная, чем заполнить место в своём листе, издатель печатает письмо своего дяди (предположительно автор его Н. И. Попов), присланное еще в позапрошлом году и оставшееся без ответа, и просит читателей ответить дяде вместо него. Дядя уговаривает племянника Иванушку приехать в город и добиваться места прокурора - должность эта доходная: если взяться за дело с умом, можно получить вдесятеро против жалованья, а поскольку отцовское имение Иванушки «стрень брень с горошком», надо ему самому наживать добро...

«Трутень», выходивший в столице с мая 1769 по апрель 1770. В этом органе Новиков стал бичевать пороки современного общества, обличая их в живых лицах современников, вероятно, хорошо всем известных и потому легко всеми узнаваемых.

Екатерина решительно восстала против этого, – её сатира во «Всякой всячине » была «в улыбательном роде» и не допускала обличения определенных лиц, – она не вторгалась в область государственной, даже общественной жизни, и носила общий характер, вследствие чего и отличалась расплывчивостью. Новиков же в своем «Трутне» считал необходимым сообщать из современной столичной и провинциальной русской жизни те, даже единичные, но характерные вопиющие случаи, в которых он видел торжество неправды, злости и невежества.

В своем журнале он рассказывал, например, как связи помогли необразованному дворянину занять то место, на которое имели все права другие – дворянин, хороший и честный, но без денег и покровительства, и широко образованный мещанин, испытанный общественный деятель. Новиков рассказывал о том, как одна, знатная барыня совершила крупную покражу в Гостином дворе, а купец, ее обвинивший, был высечен плетями.

«Всякой Всячине» такие сообщения показались «дурными шутками», и она обронила по адресу «Трутня» угрожающий намек, что вперед может оказаться непозволенным «рассуждать, о чем кто не смыслит». Но и поняв эту угрозу, Новиков продолжал держаться прежнего направления. В живых, ярких картинах он указывал на бесправие русских граждан, бичевал самоуправство властей, злоупотребления сильных и знатных: кроме того, он нападал на французоманию русского общества. Рисуя портреты русских щеголей и щеголих, возмущался он тяжелым положением крепостных и произволом помещиков. Говоря о французах-гувернерах, касался он и русского воспитания.

Помещённая в «Трутне» статья «Известие из Кронштадта» дает нам живую характеристику модных воспитателей тогдашнего русского юношества: по словам журнала, «пришел корабль с 24 французами, которые все выдают себя за маркизов, графов и шевалье», а на самом деле – все они ремесленники, бежавшие из Франции вследствие «превеликой ссоры с полициею». «Любезные сограждане! – восклицает издатель, – спешите нанимать сих чужестранцев для воспитания ваших детей! Поручайте немедленно будущую подпору государства сим побродягам, и думайте, что вы исполнили долг родительский!»

Не менее страстны выходки «Трутня» против помещиков-крепостников . Так, один из его героев, Безрассуд, выражает мнение, что крестьяне «не суть человеки, но крестьяне, а что такое крестьяне, о том он знает только потому, что крепостные его рабы». Для исцеления от этой болезни журнал рекомендовал Безрассуду «всякий день по два раза рассматривать кости господские и крестьянские до тех пор, покуда он найдет различие между ними».

От критики современности Новиков переходил к восхвалению старины, простой, близкой к природе, честной и трудолюбивой, не знавшей французомании и извращенной культуры столичной жизни. Но и в старой русской жизни «Трутень» находил тоже недостатки – в ней он изобличал проявления тупого невежества, ханжества и лицемерия.

Под давлением императрицы, сатирические журналы вскоре стали умирать один за другим. После неполного года существования прекратился и «Трутень». В последнем его номере Новиков написал: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь; обстоятельства мои и ваша обыкновенная жадность к новостям, а после того отвращение тому причина».

Тем не менее, сатирическая деятельность Новикова не прошла бесследно даже для Екатерины: с 1772 года она увлеклась писанием комедий, в которых изобличала русскую жизнь гораздо резче и серьезнее, чем это она делала раньше в своем журнале. Французомания и тяжелое положение крепостных, любимые темы «Трутня», положены в основу этих комедий. Заметив это, Новиков взялся за издание другого журнала: «