Ронс – россия освободится нашими силами – лента русских новостей. А как же гуманность, толерантность? Но существует ли всё-таки опасность

Оптимисты уверяют, что нынешняя активность красной пропаганды в РФ в достаточной мере безобидна: то ли дурью маются отдельные люди (а всяк же вправе на «свое мнение»), то ли «это правительство отвлекает народ от насущных проблем». Ах, всерьёз ли вы, дорогие мои, верите, что такие прожженные делованы, как Прилепин, Леонтьев с Прохановым и Шевченком пойдут ломать какие-либо копья безкорыстно, просто по причине «они так видят»? Да вы шутники. По чести сказать,

Елена Чудинова

Оборотившись на все, сказанное мною и другими лет за пятнадцать ожесточенной полемики вокруг фигуры царя Иоанна IV, я вдруг поняла главную свою ошибку. Ошибку, впрочем, вполне понятную: человеку, не чуждому истории, ...

Новую книгу русской писательницы Елены Петровны Чудиновой («Победители», М., издательство «Вече», 2017)стоит прочитать, прежде всего, за её основной сюжетный замысел. Как настоящая русская музыка, так и настоящая русская литература, отличаются...

Покуда существуют «Изборский клуб» и «Русская линия», все Шедеровичи, Быковы, Акунины и прочие Улицкие могут быть сладко уверены в своем завтрашнем дне. Эти слова прозвучали в моей уставшей голове, когда я...

Папа Франциск… И уже неувязка, требующая оговорки столь пространной, что не представляется возможным запихнуть ее в скобки. Так и неясно до конца, можно ли называть «Папой» человека, избранного при наличии...

Уж сколько раз твердили миру, что в каждом вольтерьянце сидит тоталитарист. Автор безумно лживых слов «ваше мнение мне отвратительно, но за ваше право его высказать я отдам жизнь», по счастью...

Полностью проигнорировав тысячи и тысячи респектабельных людей, несших и скандировавших разумные и актуальные лозунги, репортеры, снимавшие Русский марш в Москве, сосредоточили внимание на подростках, каковых сочли маргинальными. Этого следовало ждать, ...

В 2005 году на полках книжных магазинов появилась книга с претенциозным названием — «Мечеть Парижской Богоматери». Строки романа-антиутопии, рассказывающего о будущем Европы, сейчас многие называют пророческими. «ВМ» побеседовала с автором произведения Еленой Чудиновой о том, каково быть провидицей XXI века, как взаимодействуют европейская и мусульманская культуры и стоит ли России учиться основам безопасности у других.

Елена Петровна, ваш роман-антиутопия оказался в какой-то степени пророческим. Какой была ваша реакция, когда вы узнали о французской трагедии?

- Ровно такой же, как у любого другого человека в подобной ситуации: я сразу же связалась со своими французскими друзьями — все ли живы, в порядке? Но было и личное глубокое внутреннее потрясение. Представляете, именно в часы атаки на Париж (не дни, а часы) в Нью-Йорке вышла моя книга на английском! Жуткое ощущение… Я бы многое отдала, чтобы не чувствовать себя до такой степени правой.

Многие говорят о странностях и совпадениях — за два дня до трагедии в Париже появились случайно сгенерированные Twitter посты о будущих жертвах, теракт произошел поздно вечером в пятницу. А наш аэробус разбился тоже в ночь с пятницы на субботу…

- Что касается падения самолета — в неделе всего семь дней.А про посты Twitter я не слышала. Но ведь атака, вне сомнения, готовилась заранее, могла быть как утечка информации, так и намеренные вбросы. Но сам теракт был очевидно прогнозируемый.Я еще в январе, когда произошли убийства сотрудников «Шарли Эбдо», повсеместно заявляла, что следующая акция будет на порядок страшнее. Все, кто хоть немного разбирался в ситуации во Франции, предвидели это.


- Но только не правоохранительные органы Франции?

Во-первых, у меня давно сложилось ощущение, что сильные мира сего, поднимаясь по «политической лестнице», проходят отрицательный отбор — и на нравственность, и на интеллект. Во-вторых, в той или иной степени все современные элиты выступают предательски по отношению к собственным народам.

Вспомним июль, когда взбунтовавшиеся в Нормандии фермеры отчаянно протестовали против антироссийских санкций. Ведь французская мясомолочная продукция востребована на российском рынке — все эти деликатесные сыры и прочее. Сколько у нас французских сетей! «Ашан», например. Допустим, французским властям не нравится Россия, но почему они идут против собственного народа, своих же кормильцев? А у нас? Миллионы выходцев из Средней Азии… Ведь эти страны давно отделились от России, наши власти должны заботиться о своих гражданах, а не о чужих.

- А как же гуманность, толерантность?

Человечность — это замечательно, но она не отменяет защиту собственной квартиры. А страна — это та же квартира, только для народа. Ни во времена Российской империи, ни во времена СССР ислам не был частью нашей жизни, как это пытаются представить сейчас. В Российской империи была очень мудрая организация, при которой ислам существовал на территориях своего исторического проживания, а в русские города устремлялись только те его представители, что хотели и могли интегрироваться в европейскую жизнь. А сейчас ситуация хаотического, безумного переселения народов, миллионных масс.

- Отношение к мигрантам изменится…

Эмоциональное отношение поменять просто, а вот повернуть ситуацию, которая зашла в тупик, сложно.

- Возвращаясь к «Мечети Парижской Богоматери», на ваш взгляд, террористы могли ее читать? Слышать о ней?

Террористы-фанатики, конечно, нет. Они не читают художественной литературы. Не знают, кто такой Бенедикт XVI, Charlie Hebdo. Художественная литература — европейское явление, и «Мечеть…» я писала для христианских стран. Мое повествование о нашем будущем, цель книги — предостеречь Европу, а не полемизировать с мусульманами. Однако идеологи экспансивного исламизма, которые в той или иной степени европеизированы (пусть они открещиваются от такого определения), проживают и у нас, превосходно знают это произведение. В европейском поле у продвижения мусульманской экспансии есть подручные, зачастую — бывшие диссиденты, правозащитники.

В советские времена многие из них были достойны уважения, но теперь… Напомню, что в дни выхода в свет первого издания моей книги партия «Яблоко» написала на меня донос за подписью Митрохина. В истинно советских традициях: «Примите меры».

- Идеологи, получается, не фанатики?

Они европеизированные ненавистники Европы. На памятной лекции папы римского, конечно, сидели не простые мусульмане, а какой-нибудь студентик-интеллектуал, засланный «казачок» из либерального стана. С одной стороны, наши миры не пересекаемы, с другой — в этих мирах огромную роль играют проводники, которые роют между ними тоннели. И направления этих тоннелей полезны не нам.

Как писатель, то есть априори знаток человеческой души, расскажите, как эмоционально противостоять исламистам?

Если мы говорим в экзистенциальном смысле, то надо вспомнить, когда западный европеец оказался беззащитным. Примерно полвека назад. Именно тогда он перестал ходить на мессы, отказался от осознания своего христианского генезиса. Сначала была иллюзия свободы, а потом получилось, что европейцу стало не за что умирать. Достоевский писал: «Страшно, когда человеку некуда идти». А сейчас хочется сказать: «Как страшно, когда человеку не за что умирать». Когда человек не готов пожертвовать собой, он и живет, как правило, скверно.

- А если говорить об этом в бытовом смысле?

России стоит брать пример с Израиля. Там давно знакомы с постоянной угрозой терроризма. Их давно проинструктировали, как вести себя, если что-то взрывается рядом с тобой.

- Молодежь в России не может похвастаться такими познаниями?

Нет. А есть у кого поучиться. В этом зловещем и жутком мире у нас разные религии, но общая цивилизация.

- А что делать политикам?

Многих удивляет моя позиция, но я уверена, что фигуру Марин Ле Пен неправильно интерпретируют — как радикальную. Между тем она пример разумного компромисса между левыми и правыми, консерваторами и либералами. Она политик, который сделал ровно столько шагов по направлению к либералам, сколько нужно было сделать, чтобы они поняли, что консерваторы — это не чудовища, мечтающие об «инквизиции». Она вовремя остановилась, оставив себе как политику возможность решать проблемы.

- Чем обусловлена атака на Францию?

В ней есть лидер, который способен вывести страну из тупика. Другие европейские государства такого о себе сказать пока не могут.

- Можно ли то же сказать про Россию?

У нас свои сложности, своя специфика. Об этом можно долго говорить. Я считаю, что российские власти великолепно начали, но продолжили хуже. Мы выиграли войну и проиграли мир. Нынешнее спокойствие Кавказа покупается колоссальными деньгами российских налогоплательщиков. А чего стоят купленные за деньги симпатии?

- Вы опасаетесь, что ситуация на Кавказе не такая спокойная, какой кажется? Затишье перед бурей?

Да, это мое очень серьезное опасение.

- Вы христианка. Как вы трактуете библейскую цитату «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Я не радикал, отрицаю постоянное наклеивание ярлыка радикализма на всех радетелей национального интереса. Да, я стараюсь быть христианкой. Но мы живем в грешном мире, и полное следование за Христом — это путь монашества. И без монашества мы духовно погибнем. Но мы-то живем в миру. Всякое христианское государство всегда имело воинство, а потом и полицию. Кроме того, вспомним слова: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими». Об этом нельзя забывать.

СПРАВКА

Елена Петровна Чудинова родилась 3 сентября 1959 года в семье палеонтологов. Сегодня признана как современная писательница, прославилась благодаря резонансному роману «Мечеть Парижской Богоматери». За книгу автор в 2005 году получила премию «Басткон». В 2013 году Чудинова опубликовала сборник стихотворений на тему русской истории.

В художественных произведениях преимущественно поднимает вопросы важности христианской цивилизации, проблемы политики толерантности и мультикультурализма, ислама. Предпочитает работать в жанрах исторического романа, эссе, общественно-политической публицистики. Чудинова известна также как автор романов «Держатель знака», «Неферт», «Ларец», «Лилея», «Декабрь без Рождества», детских книг «История Англии для детей», пьесы «Комедия чернильницы». С 2010 года ведет «Час писателя» на

Дорогие друзья, эта книга расскажет об очень давнем времени, когда Москва была маленьким деревянным городком, затерянным в дремучих лесах, а нашей столицей был Киев - "Мать городов русских". Киевская Русь была просвещенной и богатой страной, только что принявшей христианство.

Наступил грозный и трагический 1825 год. Роман Сабуров и Платон Роскоф, каждый по-своему, верно служат Империи и Государю. Александр Первый собирается в тайный вояж на юг, но уже сжимается вокруг невидимое кольцо заговора. Император обречен. Он умирает в Таганроге, и теперь у Сабурова и Роскофа только одна цель: уберечь царскую семью от уничтожения, не дать заговорщикам осуществить свои дьявольские планы по разрушению величайшей Империи в...

Роман известной писательницы Елены Чудиновой, автора бестселлера "Мечеть Парижской Богоматери", посвящен самому роковому периоду нашей истории - революции и Гражданской войне. Сергей Ржевский получает от старшего брата загадочный подарок - древний нательный крест, созданный первыми христианами.

Россия XVIII столетия. Три девочки-подростка: дворянка, цыганка, крестьянка. Три подруги, три магии - деревенская, цыганская, дворянская (магия драгоценных камней). Обстоятельства вынуждают девочек-волшебниц сразиться с сатаною по имени Венедиктов, проживающим в блистательном Санкт-Петербурге.

Высоко в горах, раскинувшись между озерами Ван и Севан, лежала в древности большая страна Наири. Богата она была своими садами и стадами, пасущимися на горных склонах. Стояли среди садов квадратные каменные дома-глатуны под крышами куполами, темные, с единственным оконцем наверху - для света и для дыма от очага, выложенного на земляном полу.

Герои повзрослели, их приключения становятся более опасными, так как против них теперь не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием, - революционная Франция.

Новый роман известной писательницы Е.Чудиновой, написанный в жанре антиутопии, на этот раз повествует о нашем возможном будущем. Евросоюз в одно прекрасное утро объявляет ислам государственной религией. Собор Парижской Богоматери превращается в кафедральную мечеть, как некогда это случилось со Св. Софией в Константинополе.

"Велика добродетель богов Тьмы. Почитаю, но сторонюсь", воскликнул некогда благоразумный обитатель Древности.
"Неферт" несомненно написана человеком не посторонившимся.
"И какая бешеная сила - в такой небольшой повести! Страшно сконцентрированная и бьет здорово - пожалуй, даже не чтобы разбудить, а - пробить скорлупу". Это слова читателя, не литературоведа.

В представляемой версии Робин Гуд предстает в бесклассовом виде. Защитник, рожденный народной душой в эпоху иноземного завоевания, владетель Локсли, чью усадьбу сожгли враги, сакс, поднявший меч против произвола норманнов - это Робин Гуд. Робин Гуд Игры и Истории, первые представления о которой дает книга.

«Надо надеяться на Бога, но порох держать сухим».

Давно хотела прочитать эту книгу, она привлекала своим названием, идеей и конечно же жанром антиутопии.
Только вдумайтесь – в один день радикальный ислам становится государственной религией. Нотр-Дам де Пари стал мечетью. Терроризм и многоженство процветают. Женщинам больше нельзя ходить без сопровождения, с непокрытыми головами, называть детей так, как они хотят «..он потому и нарушал свой воинский долг, что, быть может, не хотел, чтобы его правнучку звали Иман?! – Быть может, он хотел, чтобы его внучку звали Николь? Николь, как хотела бы этого я, только всегда молчала!». Конечно, деньги по-прежнему оказывают большое влияние, жены состоятельных мужчин могут позволить себе намного больше, чем обычные и бедняки (они ведь должны демонстрировать свой статус).

В стране созданы гетто для неверных, на которых идет охота органов правопорядка, существует организованная группировка сопротивления, под руководством, конечно же – русских, потому что «На то, чтоб молиться и ждать, когда тебя за это убьют, надо куда больше мужества, чем на войну».

По городу ходят юродивые – маленькие дети с кровоточащими язвами и ждут, когда Богородица успокоится. «Страшно было смотреть, как почернели от мокрой грязи ступни ее босых кровоточащих ножек. Но что-то куда более страшное, о чем он успел было забыть, таилось в ней самой. Но я не люблю, чтобы меня носили через грязь на ручках. Грязи слишком много, она везде. Надо по ней своими ногами ходить, вот я и шла сама».

Но…моя фантазия извлекла из названия книги больше, нежели фантазия автора. Читая книгу я думала «ох, как же можно тут все закрутить». Это ведь на самом деле страшно – перестройка веры всех стран, насильственная смена обычаев, традиций и духовности. Как жить в таком мире?!

В книге отражены некоторые статистические данные, отражающие отношение русских к институту церкви «Дитя мое, я смотрел тогда статистику. Ужас, бред! Тех, кто заявляет себя православными, больше, чем тех, кто верует в Бога. Подумай, дочка, они свели Православие к национальному колориту! К крашеным яичкам и куличам. Процент людей, соблюдающих посты, почти не увеличился, каким был при коммунистах, при гонениях, таким и остался». А так же – некоторые особенности менталитета, сформированные при коммунизме «Они были советские люди, если природу этого исторического феномена можно объяснить. Они считали любую религию чем то вроде блажи. Моя бабка, мать отца, к тому же была врачом. Ей вообще представлялось прежде всего негигиеничным куда то ребенка носить и во что то макать.»

Цитаты, упомянутые в рецензии, опора на статистику и некоторые факты определили мою оценку, потому что книга совершенно не зацепила, нет какой-то целостности, все изложено по кусочкам, но вот идея – ее можно было бы развить куда интереснее, на мой взгляд.
(Книга, действие которой происходит в другой стране).

Елена Петровна Чудинова – литератор, автор романа-трилогии о Гражданской войне "Держатель знака", романов "Неферт", "Ларец", "Истории Англии для детей" (в 2-х книгах), "Легенды Армении", ряда других произведений и публицистических статей. На VIII Всероссийской ярмарке "Книги России" роман Чудиновой "Ларец" номинировался на антипремию "Абзац" за худшую книгу. Православного автора обвинили в нетерпимости к другим конфессиям и национальностям. В канун православной Пасхи выходит новый роман Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери". Предлагаем эксклюзивное интервью с автором скандального антиисламского манифеста.


- Кто вы по профессии? Где учились?

Литератор. Я никогда не говорю, что закончила, зато хорошо помню, у кого я училась. Объясню почему. Когда вышла первая моя книга Держатель знака - это про Гражданскую войну - я, как порядочный человек, три экземпляра отправила с гонцом в деканат, а оттуда ни ответа, ни привета, ни спасибо. Ладно, раз я - не часть истории этого вуза, то и он - не часть моей биографии. А вот училась я у Кобрина и Пуришева.

- Елена Петровна, поясните для наших читателей.

Борис Иванович Пуришев - это один из наших самых маститых специалистов по литературе европейского Средневековья. Владимир Борисович Кобрин - историк, один из ведущих по эпохе Ивана Грозного.

- Диплом на какую тему писали? О Средневековье?

Я - двоечник. Знаете, как сказал Ремарк, своим продвижением вперед мир обязан плохим ученикам. Диплом про Николая Гумилева мне запретили писать. Был еще конец Советской власти. Ни о ком другом я писать не желала, так что пришлось сдавать госэкзамены.

- Любите Ремарка?

Ремарк - писатель, любимый в отрочестве. Им надо переболеть. Отроческий возраст очень экзистенциален. Когда взрослеешь, хочется чего-то созидательного.

- Часто приходится бывать за границей? И где?

Ну, уж во Франции-то бывала не единожды. Друзей у меня там много, в том числе среди католиков-традиционалистов, их еще называют лефевристами. Тут важно не путать - современный католицизм, или неокатолицизм, это совсем другая песня. То явление, от лица коего говорил Иоанн Павел Второй, а теперь вот Ратцингер заговорит, это, чтобы было понятно, такая «попса» от католицизма. А я говорю о настоящих католиках, которые практикуют старинный католицизм, тот, что нашему читателю по романам знаком. Вот среди традиционного католического духовенства, которое возглавил в свое время архиепископ Лефевр, у меня много знакомых. Они, конечно, еще и роялисты. Я знакома даже с монсеньором Бернаром Тиссье де Маллере, о котором в романе упоминается. Он мне назначал аудиенцию 8 марта 1991 года в Сан Николя дю Шардонне, недалеко от Ситэ. Это храм, который традиционалисты отбили у неокатоликов. Просто вышвырнули оттуда их кюре на помойку. Потом держали оборону от властей в этой старой церкви, спали и жили там. Этот разговор с человеком-легендой на меня, конечно, произвел большое впечатление. Тогда был пик лефевризма. Так что я не понаслышке знаю все, что в моей книге описано, быт настоящих католиков, старую мессу.

- Вас влечет к себе Православная культура.

Сейчас в России существуют две культуры. Об этом я написала в своем эссе «Время Бандар-Логов» для журнала «Главная тема», недавно. Бандар-Логи - это постмодернисты. Их культуре противостоит та, что унаследовала Православную традицию. Покуда они существуют параллельно, не соприкасаясь. Но это положение временное. Люди и Бандар-Логи не могут долго сосуществовать. Они мешают друг другу. Кто-то кого-то должен перебороть.

- Верите в религиозное возрождение России?

Без религиозного возрождения никакой национальный подъем не возможен. Но когда речь заходит об искусстве, это понимание куда-то исчезает. Больше того, создается безрадостное впечатление, что наш литературный процесс поощряется и премируется каким-нибудь ЦРУ. Всякий литератор, не отвечающий вполне конкретным пораженческим установкам, волен пробиваться цветочком через асфальт. Почему, например, телевидение отчаянно популяризирует Акунина, хоть себе в убыток, а существование Юлии Вознесенской мертво замалчивает? Я, например, знаю, что есть хорошие кинематографисты, которые очень хотят ставить фильмы по Вознесенской. Им денег не дают.

- За судьбу своего романа «Мечеть Парижской Богоматери» очень переживаете?

Очень. Я и сейчас вся на нервах. Я почти до последнего момента не ставила информации о книге даже на свой сайт. Боялась. Происламское лобби забрало очень большое влияние. Все эти евразийцы, нормовцы… Их гласная концепция: давайте соединимся, пусть Россия примкнет к Азии и победит Америку. Да победит, кто спорит, но тогда не будет России. Будет некоторое количество белокурых и голубоглазеньких азиатов. На самом-то деле им это превосходно ясно, но они хотят, чтобы мы не понимали. Думаю, они бы могли нажать на какие-то рычаги, чтобы сорвать издание книги.

- Святой православный князь Александр Ярославич Невский дал в свое время отпор белокурым «псам-рыцарям».

- Как вы относитесь к Фридриху Ницше?

Им, как и Ремарком, надо переболеть между детством и юностью. В «Держателе Знака» у меня один юный герой попадает из-за своего увлечения Ницше в довольно глупое положение. После этого он взрослеет.

- Если ислам презирает христианство, то он тысячу раз прав: предпосылка ислама - мужчины…. Это Ницше сказал. В Антихристе (или в другом переводе Антихристианин), который имеет подзаголовок Проклятие христианству.

Ислам - это религия рабов, потому что мусульманская женщина - рабыня мужчины, а рабыня может рожать только рабов. Раб - человек лишенный чести. Нет у них чести. У меня был хороший научный консультант по исламу, когда я писала «Мечеть», он, правда, предпочел, чтобы я его не называла.

- Почему же ваш консультант не сказал, что в Коране кафирами, т. е. «неверными» (кафир би намат ал-Лах) называют не атеистов, не тех, кто вообще не верит в Бога, а тех, кто не испытывает к Нему признательности, кто не может не понимать, чем обязан Господу, не желает Его чтить, проявляя упрямство и неблагодарность?

Это их примочки, их игрушки. Во время работы над «Мечетью» мой консультант мне говорил: у мусульман нет внутренней чести. Для них главное - показ лица. Если нет свидетелей, то и нет позора. Словом, налицо отрицание христианского принципа: позор - это внутреннее чувство. А кафиры для них - мы все, что б там ни говорилось на экуменических игрищах и евразийских тусовках.

- Следовательно, главного врага вы видите в Исламе?

Время Лоуренсов Аравийских прошло. Зло поменяло акценты. Сейчас главный враг христианства - ислам. Моя позиция однозначна. Ислам - негативная религия. Европа, отрекшаяся от христианских ценностей, отступает под его натиском. Я просто хотела показать, к чему это приведет.

- Желтая опасность вас, значит, пугает куда как меньше?

Я знаю и про желтую опасность, и про глобалистскую, про многие. Но понимаете, если писать про все опасности сразу, что получится? Про китайцев пусть кто другой пишет, обличать Америку и без меня много желающих. Если выбирать между Кораном и гамбургером, я выбираю гамбургер. Ну, оккупирует нас Америка, это, конечно, будет грустно, но мы опять сочиним анекдоты, самиздат восстановим. Как-нибудь высвободимся, не впервой. Американцам нужны наши недра, а исламской экспансии - души. Единственная правильная позиция христианина по отношению к исламу - это проповедь. Они-то действуют именно таким методом. Скольких уже русских затащили в ислам! Выстоять может только христианин. Благополучному пофигисту не выжить. Все в жизни повторяется. Были римляне, которые ни во что не верили. Комфорт у них был не хуже нашего, а может и даже лучше. Постмодернизм у них был свой. Свои литературные изыски. А потом пришел варвар и зарезал эту высокоэксистенциальную свободную личность в ее собственной ванне-джакузи. Когда образованный человек начинает впадать в комфортное состояние пофигизма, приходит варвар. Сегодняшний варвар - в зеленом. Вам надо, чтоб в Вашей квартире телевизор разбили, окна заставили бы краской замазать?

- Крестовый поход лучше?

А что вообще плохого в крестовом походе? Неокатолический Папа не был в праве за крестоносцев «извиняться», они не имеют к нему отношения. Традиционный католицизм от них не отречется никогда. Детский журнальчик у лефевристов называется «Крестоносец». Моя любимая фигура, применительно к эпохе Крестовых походов, Бодуэн IV Иерусалимский. Чудо вообще! Неизлечимо больной 15-летний мальчик, которого несли на носилках впереди войска, когда он уже на коня сесть не мог, но пока его хотя бы несли, все битвы христиане выигрывали. А в Европе все были тогда заняты шкурными интересами. Я не знаю, почему Католическая церковь не канонизировала короля Бодуэна.

- А за что бандита канонизировать?

Он не бандит, а хранитель Гроба Господня. И легитимный король Иерусалима.

- «Крестоносцы позже уничтожали то, перед чем им приличнее было бы лежать во прахе, - культуру, сравнительно с которой даже наш девятнадцатый век является очень бедным, очень «запоздавшим». - Конечно, они хотели добычи: Восток был богат… Крестовые походы были только пиратством высшего порядка, не более того!» Цитата из того же Ницше.

У вас либеральный взгляд. Опять Ницше… В походы шли вместе с мужьями знатные дамы, они что, тоже «пиратствовали»? На какие походные лишения они себя обрекали, подумать страшно. Ну в упор не вижу, перед чем это нам было там надо в прахе лежать. Езжайте в любую мусульманскую страну, нетронутую европейской цивилизацией: грязь и дикость и сегодня немыслимые. Давайте обойдемся лучше без Ницше с этими сказками о богатствах Востока.

- Вы правы. Давайте без него. Данте поместил Саладина не в страшный круг ада, где томится сам пророк Мухаммад, а в первый круг добродетельных нехристиан. В компанию с античными мудрецами: Сократом, Платоном, Авиценной и Аверроэсом. А вот книга французского историка Альбера Шамдора (Albert Champdor) «Саладин. Благородный герой ислама» (Saladin, Le plus pur héros de L’Islam). В ней приводятся свидетельства порядочности и обходительности Саладина. Эти качества суфия-полководца особенно заметны на фоне вероломства и бессмысленной жестокости христианских королей.

Многие свидетельствуют, что Саладин был не без обаяния и красивых жестов. Но его человеческие качества ничего не меняют. А названного историка я не читала.

- Биография этого самого знаменитого курда издана в Париже в 1956 году и недавно переведена у нас. Автор - беллетрист Шамдор - был очень известен в Европе рассказами о египетской Книге мертвых, об археологии Пальмиры и Вавилона, о жизни Екатерины Сиенской. Биографа Салах-ад-дина нельзя заподозрить в симпатии к исламу. На многих страницах он называет мусульман «неверными», а самого Аллаха - «проклятым богом мусульман». У него очевидные католические пристрастия. Однако, несмотря на неприятие ислама, ему стыдно за нехристианское поведение как английского Ричарда Львиное Сердце, так и французского Филиппа-Августа. Этих западных варваров…

Да не были они варварами! Еще скажите, что они баню с Востока вывезли! Вот смеху-то будет! Еще Карл Великий по утрам час плавал в бассейне, а потом парился в бане! И бороду брил. Римская культура! Средневековье у нас ошельмовано, как не знаю что! Это все мифы про упадок нравов, медицины, гигиены. Это случилось позже. Виноват Ренессанс. Понимаете, в Средневековье люди были вполне чистенькие и культурные. И образованные.

- Дочь Ярослава Мудрого Анна, отданная замуж за француза, очень сильно страдала от бескультурья и безграмотности рыцарского окружения, а также от вони и парижской грязи.

Несчастья этой женщины сильно преувеличены (смеется). У нас было немного почище, но и в Париже было тоже неплохо. До Ренессанса везде было неплохо в Европе. Вши появились в эпоху Ренессанса!

- А как же прокаженные с колокольчиками, бредущие по дорогам средневековой Европы?

Проказу не умели лечить, что поделаешь. Колокольчики были нужны, не чтобы унизить больных, а чтоб не заразить здоровых. Кроме колокольчиков у прокаженного была еще миска - и она не пустовала. А Ренессанс к проказе добавил сифилис.

- Может быть, Чечня дала какой-то импульс для вашего романа?

Безусловно. Но это, видимо, долго вызревало в подсознании. «Мечеть» меня шарахнула в начале 2004-го. Я даже о современности никогда не писала, а тут вдруг о будущем. Я мирно сидела себе, роман о шуанах писала потихоньку, доказывала Гюго, что он негодяй, а Бальзаку, что он дурень. Все было тихо и хорошо. И вдруг на тебе! Сначала возникла просто картинка, как в кино: молодой парень, надевший для маскировки паранджу, идет по Елисейским Полям. А вокруг - паранджи, паранджи, но уже не маскировочные. Куда он идет, зачем? Ну и пошло-поехало, шуаны по боку, теперь вот только к ним вернулась. Если бы я не написала «Мечеть», то я бы лопнула. Это было ужасно - никогда так быстро я книги не пишу. Обычно мне нужно более года. А тут пять месяцев бешеной работы - и книга готова.

- Образ главной героини?

Отчасти он списан с итальянской журналистки Орианы Фаллачи. Слава Богу, сейчас ее немного знают у нас, после выхода книги-проповеди «Ярость и гордость», а тогда совсем не знали. Но в 2048 году такая женщина уже не стала бы проповедовать - какой смысл? Поэтому у моей Софии в руках калашников, в отличие от Орианы, чье оружие перо.

- Пророк сказал: «Разнообразие взглядов есть милосердие Аллаха». Сравните. «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их» (Евангелие от Матфея 7, 14).

Покажут нам в 48 году, почем разнообразие взглядов. Талибы не в честь ли разнообразия взглядов скальные статуи уничтожили? Крест может защитить себя от полумесяца в XXI веке. Но толерантность не станет бороться с полумесяцем, она просто уступит ему все, что не она наживала. Я очень далека от толерантности, но призываю проповедовать, а не убивать. Пока не поздно.