Жены персидских шахов. Тайна иранской принцессы

Сейчас немного перевернем известные факты о гаремах. Когда я увидел эти фотографии, недавно ставшие публичными, то задумался о том, насколько же меняются запросы общества к идеалам внешнего вида женщины. Ведь по сути цари и короли, были эталонами на которых равнялись в обществе. По крайне мере знать. И ладно бы гарем, все их уже видели. Но тут не все так просто. Начнем с того, как одевалась женская половина дома у богатого иранского шаха.

Насер ад-Дин Шах Каджар (с азербайджанского Nəsrəddin şah Qacar) - четвертый иранский шах. Властвует с 1848 г. Более сорока семи лет он правил Ираном. Между прочим одно из самых продолжительных, за всю историю Ирана в 3000 лет. Известно что он был довольно хорошо образованным человеком. Его знали и не любили за праздность и избалованность роскошью. Ну на то он и шах.

Насер ад-Дин Шах Каджар - собственно персоной. Известность пришла к нем из-за гарема.


Так что же такого в этом гареме, спросите вы? Начнем с того, что шах увлекался фотографией. И если не его увлечение, то никто бы не увидел, как жили его наложницы.


Антон Севрюгин готовит шаха к фотографированию.


Его детское хобби - фотографирование, превратилось в серьезное увлечение как только он повзрослел. Во дворце построили специальную фотостудию. А в 1870 году открылось ателье по руководством русского фотомастера - Антона Севрюгина. находилось оно в городе Тегеран. Впоследствии он стал официальным очень известным свадебным фотографом при дворе шаха. Ему была поручено вести летопись Ирана в фотографии. За данную деятельно он получил награды.


Дворециранского правителя - Гулистан.

Севрюгин мог снимать не только правителя, но так же его родных (только мужчин) и прислуг. Вот только снимать многочисленных жен, владыка решил самостоятельно. В летописи указывается их число - примерно 100.


Анис аль-Долех, похоже за музыкальным инструментом.

Фотографии правитель распечатывал сам в фотолаборатории при дворе. Специальные альбомы хранили работы иранского творца. Сейчас во дворце Голестан музей.


Сидит наложница Анис аль-Долех.

Необычность его фотографии в том, что в то время нельзя было фотографировать лицо человека, а снимать женщину - страшно запрещено. Ну как говориться - "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". Шах мог фотогрофировать кого и что угодно. Попробуй ему откажи.


Самая любимая жена из гарема - Анис аль-Долех, сидит справа.

Эти фотографии перевернули все знало общество о скрытой жизни в гареме. Жены выглядят увернными и спокойными. Вполне охотно позируют перед фотоаппаратом, не боясь его.


Полнота - эталон красоты, на которкю равнялись.


Все женщины гарема не боялись исхудать.

На фотографиях видно что женщины с усами и густыми бровями. Для Востока это обыкновенное явление. Девушки абсолютно не голодали, не были запуганы и физическим трудом не занимались. Более того, их специально много кормили и почти не давали ходить.

Но вот интересный факт, многие жены изображены в коротких платьях. Примерно в этом выступают балерины в балете.

В 1873 году иранский правитель приезжал в Петербург. Его пригласил лично Александр II. Здесь он и увидел балет. Его он настолько очаровал, что ввел для своих жен балетные пачки, по местному - шалитех. Правда даже перед фотокамерой от платков решено было не отказываться.


Прислуга ставит кальян, переодетому слуге шаха мужчине по имени Зайнаб. Владыка был с чувством юмора. Переодевал даже мужчин.

Вот такие стандарты красоты были в Иране 19 века.

UPD: появилось разоблачение, правда без пруфов, что это якобы фото мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры)при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

И ответ с другой стороны, фото прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, Борис Васильевич Долгов:

«На фото действительно женщины. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Безусловно, такие обитатели в гаремах тоже были, но их держали под секретом, поскольку Коран эти вещи не приветствовал. А по поводу красоты… Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности – для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться».

21

Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема. Он возродил традицию своего деда и отца и завел собственный гарем "Сад наслаждений". Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок "1000 и одна ночь". Между тем, любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце XIX века, крушат сложившиеся стереотипы. В обзоре портала kulturologia.ru можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвертый шах Ирана - получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.


Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема.


Насер ад-Дин Шах Каджар в Зе ркальном зале. Фото 1895 г.

Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджаре, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.


Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.


Главный вход во дворец Гулистан.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.


Полнота - как главный критерий красоты.

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Гулистан, где в настоящее время находится музей.


Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что, по шиитским законам, в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.


Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы.

Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.


Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.


Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.


Гарем на пикнике.


Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Гулистана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.


Молодая наложница с кальяном.

На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это не случайно.



Дамы из гарема в балетных пачках.

Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.


Дамы из гарема в балетных пачках.

А теперь сравните, как в конце XIX - начале XX века выглядел персидская женщина-горожанка под чадрой:

Или же вот так - в полураспахнутой чадре (фото авторства того самого упомянутого выше Севрюгина):

Подборку фото прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, Борис Васильевич Долгов: "На фото действительно женщины. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Безусловно, такие обитатели в гаремах тоже были, но их держали под секретом, поскольку Коран эти вещи не приветствовал. А по поводу красоты… Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности - для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились "усатые" дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться".

удущий основатель Каджарской династии Ага-Мухаммад-хан, сын Мухаммад-Хасан-хана, родился в 1741 г. в Астрабаде. Окружение выдавало его за одного из сейидов, так как каджарский хан опасался, что его дети будут убиты или взяты тогдашним правителем Ирана в качестве заложников. В 1747 г., после убийства , каджары восстали. Племяннику Надира удалось при подавлении восстания захватить Ага-Мухаммада, который был по его приказу кастрирован. Физическое увечье, служившее к тому же предметом насмешек окружающих (его за глаза прозвали «Ахта-хан», то есть Скопец-хан), нанесло жестокую психологическую травму и, видимо объясняет многие черты его характера, злобного и безжалостного.

В 1797 г. был предпринят новый карательный поход в Закавказье, имевший целью наказать грузин, призвавших на помощь русское войско. По пути шах решил покорить Карабах. Крепость Шуша на этот раз сдалась Ага-Мухаммаду без боя. Но через несколько дней после занятия этого города, в июне 1797 г., Ага-Мухаммад-шах был отравлен ночью двумя своими слугами, которых он накануне приговорил к смертной казни. Тело шаха перевезли в Мешхед и там похоронили.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвертый шах Ирана, получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

1. Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают, что для своего времени Насер ад-Дин Шах Каджар был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.

2. Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.

3. Главный вход во дворец Гулистан.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

4. Полнота - как главный критерий красоты.

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

5. Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

6. Анис аль-Долех, или Задушевный Друг Державы.

7. Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

8. Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

9. Гарем на пикнике.

10. Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.

11. Молодая наложница с кальяном.

12. На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.

13. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.

14. Дамы из гарема в балетных пачках.

Разоблачаем! Так выглядел гарем шаха? March 4th, 2017

Сейчас на главной странице в Живом Журнале висит пост , в котором утверждается, что Шах Каджар лично фотографировал свой гарем. Это как бы еще ничего, но вот там же утверждается, что среднестатистическая жена в гареме выглядела примерно так как на первом фото. Ужас какой!

А мы же привыкли, что в фильмах нам показывают гарем состоящий из восточных прелестниц, с черными, как смоль волосами и горящими глазами, которые так и манят своей красотой. А что же оказывается, что в эпоху правления Насреддина-шаха в его гареме были такие жёны, глядя на которых так и хочется сказать «Гюльчатай, закрой личико!»

Давайте все же разберемся в этой странной ситуации. Вот смотрите сами остальные фото...

Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой

Итак, нам сообщают, что одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Полнота — главный критерий красоты

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа)

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Худобой обитательницы гарема не страдали

Просмотрев эти фотографии можно было бы сделать вывод о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Как же так! Но даже в то время все же были друге эталоны красоты!

Кстати, а вам никого не напомнила вот эта фотография?

А мне напомнила вот этого деятеля:-)

Давайте все же перейдем в разоблачению!

Эти фото ходят по интернету с подписью "Гарем". На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкулимирза отправляется в паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества", близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в 1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и Тегеране в 1906.

источники