Как влияет чтение на мозг интересные факты. Правда ли, что чтение литературы развивает мозг? Польза чтения вслух

Поддержание дружественной атмосферы через разговор помогает модели расслабиться и вызвать непринужденную улыбку.

Независимо от того, каким фотоаппаратом вы владеете или как часто снимаете, вы, наверняка, фотографируете людей. Это то, что мы считаем самым интересным в жизни. Нам хочется захватить воспоминания о друзьях, семье или других людях, которых фотографируем. Каждый может улучшить свои портретные фотографии и эти 30 советов должны Вам в этом помочь.

Ниже Вы найдете три совета и приема - два из упомянутой книги и один дополнительный. Они дадут вам представление о том, что вы найдете в книге. Надеемся, что они принесут Вам пользу. Цена книги всего 5 долларов.

Понять эмоциональное состояние объекта съемки

Один из сложных аспектов портретной фотографии состоит в том, что вы работаете с человеком, который способен испытывать перед камерой широкий спектр эмоций. Это может быть застенчивость, смущение, беспокойство. Человек может скучать, дерзить, стесняться, проявлять нетерпеливость, отвлекаться или испытывать любой другой вид эмоций, мешающий получить наилучший снимок. В становлении успешного фотографа-портретиста отчасти помогают навыки психолога. Понимание человеческих эмоций и его поведения это хорошее подспорье.

Во-первых, поставьте себя на место фотографируемого. Представьте себе его ощущения и переживания. Как бы вы себя чувствовали на месте этого человека, и что помогло бы вам почувствовать себя более непринужденно? Понаблюдайте за признаками его душевного состояния. Тяжело ли ему дается зрительный контакт? Он испытывает дискомфорт и моргает при срабатывании вспышки? Постоянно смотрит на кого-то, чтобы успокоиться или отвлекается? Когда вам ясна проблема, тогда ее можно решить.

Как правило, разговор с моделью помогает ей почувствовать себя непринужденно. Благодаря легкой беседе объект расслабится. Комментируйте то, что вы делаете и наладьте обратную связь, чтобы увеличить эффективность взаимодействия. Если дела движутся не так хорошо, как хотелось бы, это еще не означает, что модель не старается и она во всем виновата. Спросите человека, удобно ли ему и что вы можете сделать, чтобы помочь. Лучше сказать: "Эта поза / освещение не работает " и двигаться дальше, чем заставить модель думать, что она не достаточно хорошо справляется с работой. Тогда она будет стараться в два раза больше.

Положительная обратная связь вызывает доверие и в значительной степени способствует захвату лучших фото. Показав модели снимки на задней панели камеры, вы убедите ее, что фотосессия продвигается успешно и придадите ей уверенности в своей внешности.

Также полезным окажется опыт, если вы поставите себя по другую сторону объектива. Предложите кому-нибудь из друзей побыть фотографом и попозируйте, почувствуйте себя моделью.

Научитесь видеть прямые и кривые линии

Фотография во многом состоит из кривых и прямых линий, особенно портреты. Ведь мы видим не только глазами, но и мозгом. Важная часть инструментов, которые использует наш мозг, чтобы уловить смысл визуальной сцены, это линии. В зависимости от их положения и формы мозг строит предположение о трехмерности фигуры в реальном мире.

Например, классический метод - модель поворачивает корпус тела немного в сторону и кладет руку на бедро. Возникший зазор между рукой и телом подчеркивает изгиб спины и заставляет ее выглядеть стройнее. Если рука просто свисает сбоку, то мозг не видит линию спины, и вся фигура выглядит шире. Очевидно, что модель не похудела. Но требуется всего секунда, чтобы изменить позу и мы начнем воспринимать ее стройнее благодаря линиям.

Это один из примеров множества ситуаций, в которых изменения формы и состава линий тела могут изменить восприятие модели. Это не логично, но, таким образом, вы создаете большую разницу в том, какими кажутся фотографии и какое впечатление они производят. Вы выработаете это с течением времени и добавите такую технику в свой инструментарий, извлеченный из опыта, если будете часто фотографировать.

Кривые линии можно показать наилучшим образом, приняв правильную позу


Пышную фигуру подчеркивает классическая кривая «S»

Свет и тень на лице

Направление света помогает обозначить форму предмета, определяя положение и форму тени. Хороший пример на лице это нос. Одна из областей, в которых могут быть проблемы с тенями это место под бровями.

На человеческом лице мы видим впалые глаза и выступающий лоб. Это означает, что всякий раз, когда основной источник света будет расположен выше вашего объекта, то лоб будет отбрасывать тень на глаза. Тогда получится эффект двух темных кругов, где область вокруг глаз будет похожа на окраску меха енота. Глаза, как правило, наиболее важная часть портретной фотографии, поэтому желательно, чтобы они были хорошо освещены, а не исчезали в темноте.

Есть несколько приемов, к которым вы можете прибегнуть:

Переместите объект в тень. Остановитесь в том месте, где свет, идущий в основном сверху, будет заполнять глаза, чтобы они были более заметны.
Можно использовать отражатель, кусок белой бумаги или белую карту, чтобы отразить свет обратно в глаза и осветить их.
Используйте дополнительный источник света, например, вспышку, которая осветит непосредственно лицо, чтобы заполнить тени.
Установите диффузор по отношению к объекту таким образом, чтобы превратить верхнее освещение в гораздо больший источник рассеянного света. Так вы получите больше света в глазах.
Если контраст не слишком велик, осветите область вокруг глаз избирательно во время постобработки.

Еще одним способом уменьшения влияния бровей станет нечто яркое, отражающееся в глазах объекта. Такие огоньки добавят оживленности взгляду и сделают портрет гораздо более приятным.

Вы можете найти Нила Крика в Интернете .

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

В чем польза чтения? Чтение - одно из самых лучших упражнений по развитию мозга. Чтение развивает внимание, память, обогащает словарный запас, развивает речь, грамотность. Мозг человека, который начал читать в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже взрослым.

В пользу чтения можно привести доводы ученых, которые выяснили, что чтение помогает человеческому организму дольше оставаться молодым. Урсула Ленз из Федерального объединения организаций, работающих с людьми пожилого возраста (BAGSO) утверждает – «Для пожилых людей чтение книг полезно по нескольким причинам. Во-первых, способность переводить слова в мысленные формы и образы положительно сказывается на когнитивных функциях. Во-вторых, чтение помогает концентрироваться. Поэтому чтение книг можно считать универсальным способом, сохранить живой ум даже в старости.»

Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли письменно.

Глубокое чтение (медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами) синхронизирует работу отделов мозга, ответственных за зрение, слух и речь.

Существует два способа использовать глубокое чтение.

1. Чтение стихотворени я.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении поэтических текстов активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет "безумный" в адрес ветра заменяли на более простое слово "яростный", мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет "безумный" заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

Чтение поэзии, по словам ученых, активировало также правое полушарие мозга, а точнее - его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращался к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений.
Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это хорошо для творческого письма.

2. Чтение классической художественной литературы.

Исследование профессора Натали Филипс (Natalie Phillips), доказало, что это чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин "Парк Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.

Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя.

Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию.

Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Кроме того, чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих.

Стоит также отметить, прежде всего, ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление.

Все исследования, относящиеся к чтению книг, раньше изучали в основном сам процесс чтения. Грегори Бёрнс и его коллеги нейрофизиологи из Университета Эмори (США) решили в своих исследованиях руководствоваться результатами томографии. В 20-дневном эксперименте участвовали 20 студентов-добровольцев, которые должны были читать роман Роберта Харриса «Помпеи».

В первые пять дней эксперимента участники просто проходили сканирование на томографе. Так ученые получили изначальную картину состояния мозга участников. В следующие девять дней участники вечером читали по одной главе романа и утром снова проходили сканирование. Оставшиеся дни студенты не читали, но все так же проходили сканирование. Кроме того, испытуемые отвечали на вопросы тестов, которые проверяли, действительно ли они читали роман. Ученые выявили рост числа связей между нейронамив левой височной доле головного мозга участников эксперимента в те дни, когда они читали роман. В этой области мозганаходятся главные речевые центры. Такой же эффект ученые заметили в центральной борозде головного мозга. Эта часть связана с двигательными и моторными центрами: нейроны здесь отвечают за создание внутренних образов, то есть позволяют человеку представить и даже прочувствовать движения литературного героя и его положение.

Исследователи отмечают, что такой эффект чтения не является кратковременным. Изменения в головном мозге сохранялись у испытуемых до пяти дней после прочтения последней главы романа. Учитывая то, что книга была выбрана абсолютно случайно, ученые добавляют, что положительный эффект от прочтения любимой книги наверняка будет более длительным.

Книга – это непревзойденный способ испытать сильные эмоции, помощник справиться со многими проблемами.

Уже не одну тысячу лет этот действенный и довольно распространенный метод, позволяет через чтение художественной литературы и испытание при этом сильных эмоций и переживаний справляться со стрессами, преодолевать невзгоды, душевные кризисы, развивать волевые качества.

Итак, чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга и все его участки. От лобных долей мозга, кроме всего прочего, зависят также работа нашего сердца и наша способность дышать. Именно поэтому чтение считается необходимым для хорошей деятельности сердца и дыхательной системы. По результатам исследования американских ученых на вопрос: «Зачем вы читаете?» – две трети опрошенных ответили: «Чтобы забыть о ежедневных заботах». Не случайно в британской системе здравоохранения чтение рассматривается как одна из составляющих в лечении психических больных. Чтение защищает от инфаркта, согласно исследованиям ученых 6 минут чтения в день достаточно, чтобы избежать этой болезни. Чтение помогает более быстрому восстановлению после инсульта. Как утверждают специалисты, любители чтения, перенесшие инсульт, идут на поправку с поразительной скоростью по сравнению с теми, кто никогда не держал в руках книги. Чтение укрепляет нашу память и защищает от слабоумия. Исследователи убедились, что у людей, которые любят чтение, на 40% уменьшается риск приобрести болезни, связанные с ослаблением памяти. Объясняется это тем, что чтение не позволяет мозговым клеткам отмирать. Чтение поддерживает наш мозг бодрым в течение всего дня. И это потому, что чтение требует от нашего мозга гораздо более энергичной деятельности, чем, например, разговор или просмотр любых изображений.

Учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки.

Таким образом - постоянное упражнение в чтении не только улучшает сам процесс чтения, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф.Жанлис

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. Рэй Брэдбери

Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. Джим Рон

Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Эрнест Хемингуэй

Всё бледнеет перед книгами. Антон Чехов

В работе использованы материалы.

1. Дергилева Т. Эффект исцеляющего слова // Библиотека. – 2008. – № 10.

2. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: теория и пратика: учеб.пособие / Ю. Н. Дрешер. – М. : Профессия, 2008.

3. Илюшина, И. Библиотерапия – лечение книгой.

4. Карпова, Н.Л. Библиопсихология и библиотерапия в образовании, воспитании и коррекции / Н.Л. Карпова; Н.С. Лейтес // Школьная библиотека. – 2011.

5. Материалы интернет-сайтов.

Исследование, опубликованное в Journal of Business Administration, показало, что книги, которые студенты читают в колледже, непосредственно влияют на их уровень грамотности. Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли на письме. Причём правильный выбор литературы значит гораздо больше, чем постоянная письменная практика.

Студенты, которые читали научные журналы, классическую художественную и научно-популярную литературу, лучше справляются с построением синтаксически сложных предложений, чем те, кто читает незамысловатую беллетристику (детективы, фэнтези, научную фантастику) или исключительно веб-агрегаторы вроде Reddit, Tumblr и Buzzfeed. Самые высокие оценки получили студенты, которые читают серьёзные академические издания, самые низкие - те, кто читает только веб-контент.

Разница между глубоким и поверхностным чтением

Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами, которое отличается от поверхностного чтения не только узнаванием новых слов.

Глубокое чтение возможно, только если у вас есть текст, в котором много деталей, аллюзий, метафор. Тогда в мозге читающего активируются те же области, которые задействованы при переживании нового опыта.

Кроме того, глубокое чтение способствует увеличению эмпатии, умению сопереживать. Читатель, глубже погружаясь в прочитанное, начинает рефлексировать, анализировать и примерять прочитанное на себя и свой опыт. Также во время чтения человек подмечает, что именно - авторские приёмы, стилевые особенности, построение сюжета - делает книгу увлекательной и уникальной, а значит, учится писать на более серьёзном уровне.

Поверхностное чтение - это тексты, которые вы можете найти в онлайн-блогах или на развлекательных сайтах (особенно статьи со списками и жёлтыми заголовками). Таким текстам не хватает оригинального стиля, собственной точки зрения и анализа, которые могли бы стимулировать мысль. Это лёгкие короткие тексты, по которым вы быстро скользите глазами и забываете через несколько минут.

Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Глубокое чтение включает в работу отделы мозга, ответственные за зрение, слух и речь. При чтении и письме активизируются следующие мозговые центры:

  • Центр Брока: позволяет воспринимать ритм и синтаксис, помогает объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт.
  • Область Вернике: влияет на восприятие отдельных слов и смысла в общем.
  • Угловая извилина: ответственна за восприятие и использование языка.

Эти центры соединены между собой группой волокон, которые, по-видимому, помогают писателю связывать и синхронизировать язык с ритмом. При чтении ваш мозг чувствует интонацию, которая свойственна сложным текстам, и затем стремится подражать ей, когда вы пишете сами.

Существует два способа использовать глубокое чтение, чтобы научиться лучше писать.

1. Читайте стихотворения

Чем более эмоционально насыщенным был текст, тем чаще на написанное откликались области мозга (в основном в правом полушарии), которые обычно реагируют на музыку.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это значит, что перечитывание любимых стихотворений - своего рода хорошее воспоминание, которое вызывает сильные эмоции. А сильные эмоции всегда хороши для творческого письма.

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин →

2. Читайте классическую художественную литературу

Понимание психологического состояния других людей - важнейший навык для выстраивания сложных социальных отношений, свойственных человеческому обществу. И именно это помогает писателю создавать интересных персонажей и ситуации.

В теории сознания было проведено не так много исследований, позволяющих понять, чем наше сознание отличается от сознания других людей и как различаются наши эмоции. Но недавние эксперименты показали, что чтение классической художественной литературы помогает лучше понимать чужие эмоции, состояние, особенности мышления.

Несмотря на все преимущества цифровых источников информации, последние несколько лет появляется всё больше доказательств того, что наш мозг отдаёт предпочтение аналоговым медиа.

Согласно исследованиюThe Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking. психологов из Принстонского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, гораздо проще запомнить что-то важное, . По словам психотерапевта и эксперта в области журналистики Мод Перселл (Maud Purcell), причиной этого может быть то, что письмо стимулирует зону мозга, известную как ретикулярная активирующая система, которая фильтрует и приносит ясность в основную часть информации, на которой мы концентрируемся.

Выяснилось, что поглощение информации с бумаги способствует лучшему её удержанию в памяти и повышению продуктивности. Анна Манген (Anne Mangen), профессор Центра чтения норвежского Университета Ставангера, провела исследование, в рамках которого выдала участникам один и тот же 28-страничный детективный рассказ - кому-то на бумаге, а кому-то на ридере Amazon Kindle. После этого им задали ряд вопросов по тексту.

Прочитавшие рассказ с бумаги давали более корректные ответы на вопросы, связанные с временем и хронологией, чем те, кто читал с Kindle. А когда участников попросили расположить 14 событий в правильном порядке, то читавшие бумажную книгу показали лучший результат.

Анна Манген

Учёным ещё предстоит полноценно проанализировать это исследование. Но Манген связывает пользу чтения бумажных книг с дефицитом метапознания. По словам профессора, метапознание - это то, насколько сознательно мы относимся к информации. «Например, как много времени в процессе чтения вы тратите на то, чтобы достаточно хорошо понять текст и после этого решить связанную с ним задачу», - говорит Манген.

У участников другого исследованияMetacognitive regulation of text learning: on screen versus on paper. сложилось мнение, что они лучше осмысляют информацию, когда читают с экранов электронных устройств. Из-за этого они проглатывали текст гораздо быстрее тех, кто читал с бумаги, и считали, что покажут себя лучше в викторине по тексту. В итоге почитатели традиционного формата не только выиграли в плане понимания текста, но и лучше спрогнозировали свои результаты.

Не нужно читать всё с бумаги

С книгами ситуация ясна, но поглощает ли мозг информацию так же хорошо при чтении газет, журналов и прочих физических медиа? Вовсе не обязательно.

«Длина действительно кажется основной проблемой, а с ней тесно связан и ряд других параметров текста вроде структуры и оформления. Представлено ли содержимое таким образом, что от вас требуется одновременно держать в голове несколько событий или частей текста?» - продолжает Манген. Другими словами, сложность и плотность информации может оказывать влияние на важность источника текста.

«Может быть так, что для определённых типов текста или литературных жанров (например, для чрезмерно увлекательных книг) источник почти не играет роли, в то время как в случае с другими жанрами (к примеру, когнитивно и эмоционально сложными романами) источник может иметь значение для понимания и восприятия книги, - объясняет Манген. - Но это ещё предстоит проверить эмпирическим путём».

Не нужно тянуть руку к кнопке печати при получении очередного письма, если только по длине оно не сопоставимо с романом. Чтение коротких сообщений с экрана вряд ли может препятствовать пониманию и .

Печатная и цифровая информация могут мирно сосуществовать

Печатная информация не всегда настолько же хороша для понимания и запоминания, как цифровая. Полезно помнить, что все медиа и технологии имеют свои пользовательские интерфейсы. Пользовательский интерфейс бумаги в некоторых случаях может лучше влиять на запоминание и усвоение сложной информации, нежели электронные устройства.

Но в других случаях, например при показе презентаций с аудиовизуальными материалами, устройство вроде планшета будет полезнее. Нет какого-то универсального решения. Всё зависит от ряда факторов, связанных с содержанием, читателем, целью чтения или ситуацией.

Не торопитесь, когда читаете электронные книги

Если вы не можете отказаться от электронных книг, то это не значит, что для вас всё потеряно. Вы, вероятно, считаете, что поглощаете информацию быстрее, чем это происходит на самом деле, поэтому .

Простым решением будет замедлиться и уделить больше внимания разбору материала. Это поможет воспринимать информацию так же хорошо, как при чтении с бумаги.