Профессиональный и карьерный рост. Профессиональный рост

Профессиональный рост - это внутренняя потребность личности в развитии. Внутренний мотиватор человека, для которого в сфере его предметной деятельности открывается ресурс личной свободы. Особый смысл приобретает понятие в области педагогики. Поскольку именно профессионально состоявшийся педагог способен лучшим образом "зацепить" личностное начало ребенка, помочь ему вкусить радость от процесса развития.

Профессиональный рост - внутренняя потребность и внешняя необходимость

Существует система повышения квалификации специалиста. Отношение к ней может быть разное. Часто курсы повышения квалификации воспринимаются как внешняя необходимость, которая навязана планом, либо стандартами отрасли, либо прихотью начальства. В этом случае процесс вопринимается как внешняя необходимость. Часто случается, что время, предусмотренное для профессионального развития, становится потерянным. Иногда это время используется с удовольствием и не по назначению.

Для того чтобы процесс принес пользу, необходимо, чтобы профессиональный рост стал потребностью специалиста. И дело не только в материальном стимуле. Это, скорее, бонус, нежели цель для профессионального (в истинном смысле этого слова) развития.

Как повышение квлификации превратить в живой процесс развития?

Для того чтобы внешняя необходимость совпала с внутренней потребностью человека, должны быть выполнены несколько принципиальных условий:

  1. Важно, чтобы профессиональный рост позволил расширить границы личного опыта человека.
  2. При формировании плана повышения квалификации желательно исходить из запросов специалиста и соотносить их с интересами организации.
  3. Результаты курса повышения квлификации осуществляются в практическом применении, в форме продукта. Именно он служит основой оценки профессионального роста.

Как измерить результаты профессионального роста

В какой момент повседневной дятельности и планомерного развития можно с уверенностью сказать, что вот оно, свершилось? И возможна ли такая оценка в принципе?

Есть великий постулат личностного развития, который гласит, что человек развивается в сравнении с самим собой, на разных временных интервалах своей личной истории. По результатам прохождения курсов повышения квалификации возможно и, более того, необходимо оценить его профессиональный рост. Для этого уже существуют методы, например самоанализ деятельности. В качестве иных форм "личного зачета" можно ввести разработку методического пособия, в качестве практического применения теоретического курса, полученного в рамках повышения квалификации, - разработку экспериментального метода в интересах учреждения.

Учить учителя - значит мотивировать ученика

В педагогической среде часто наблюдается определенная профессиональная патология: всегда учить и быть правым. Это худшая форма педагогического эктремизма. Самый верный путь - оставаться живым человеком, способным постоянно учиться. И в первую очередь - у детей. Именно так. Сократовский метод никто не отменял. Принцип "допустим, ты прав" - абсолютное принятие допущения ошибки. А на следующем этапе процесса - совместный с учеником поиск пути достижения истины.

Профессиональный рост - для поиска иситинного решения совместо с учениками, а не процесс технической передачи информации с разных носителей. Результат может быть оценен по качеству мотивации учеников в процессе нахождения ответа, а не в попытке "угадать", что от него требует учитель. Профессиональный рост педагога измеряется результатами ученика. Правило известно со времен античности.

Ученик должен превзойти учителя

Профессиональный рост учителя в качестве результата проявляет себя в мотивации ученика к познанию. И если ученик спорит с преподавателем в попытке доказать, что он прав, можно - цель достигнута, и стоит порадоваться результату! Это лучший итог профессионализма учителя. Увы, в нашей традиционной школе с консервативным директором и стандартной системой далеко не каждый педагог готов это услышать и тем более принять такую позицию. Поэтому, когда встает вопрос о "современном поколении", с его способностью мышления в картинках и комиксах, вопрос следует задать учителям: "Кто они?"

Личностный и профессиональный рост в системе педагогики - основной принцип развития. Эта сфера не терпит формализма и статичности. Начинать менять общество следует с воспитания нового поколения учителей, которые способны заменить унылый монолог живым диалогом с учеником. Умение построить такого качества коммуникацию таится в способностях и степени духовной открытости педагога. Это качество присуще людям, способным к постоянному самосовершенствованию. Разрушение стандартов и гибкость - это путь Мастера.

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

  • Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
  • Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его , авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Профессиональный рост часто отождествляется с карьерным, хотя на самом деле это совершенно разные понятия. Что включает в себя профессиональный рост? Как именно можно «вырастить» профессионала в себе? Обо всем этом подробнее расскажет Страна советов.

При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным , и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. Однако в некоторых случаях профессиональный и карьерный рост идут не «рука об руку», а порознь. Почему так происходит?

Дело в том, что профессиональный рост и карьерный рост осуществляются, если можно так выразиться, в разных плоскостях. Профессиональный рост направлен на расширение профессиональной компетенции сотрудника или же на погружение в одну определенную узкую область профессии. В свою очередь, карьерный рост практически всегда направлен вверх и подразумевает освоение сотрудником новых навыков , расширение его полномочий.

Карьерный рост, как правило, более заметен, чем профессиональный. Ведь профессиональный рост не сопровождается такими значительными изменениями: повышение заработной платы, повышение социального статуса, обретение некоторых привилегий. Заметить профессиональный рост специалиста можно по более качественному или более быстрому выполнению им поставленных задач, повышению востребованности данного специалиста среди постоянных клиентов и т. д.

Многие специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны . Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.

Так, для одних профессиональный рост - это достижение целей с минимальными затратами ресурсов , для других - признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.

С чего должен начинаться профессиональный рост? В идеале - с правильного выбора профессии. Если свою профессиональную деятельность специалист начал не по собственному желанию, а в силу каких-то сторонних обстоятельств, то профессиональный рост в таком случае будет сильно осложнен. Только большая заинтересованность человека в своей профессии способна побудить его развивать свои профессиональные навыки и умения, обретать новые знания, опыт.

Во многих компаниях для повышения профессионального уровня сотрудников проводятся различные семинары и тренинги. Если специалист стремится профессионально вырасти, ему следует принимать участие в подобных мероприятиях, а также самостоятельно развивать собственную базу профессиональных знаний: изучать специализированную литературу, осваивать новые методики и закреплять их на практике.

К примеру, мастер-парикмахер может попробовать себя в новых сложных стрижках и прическах, повар - в приготовлении блюд иностранной кухни, педагог может попробовать новаторские методики обучения. Границ для самосовершенствования нет и каждый специалист, будь он простым механиком или топ-менеджером крупной компании, может начать свой профессиональный рост.

Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.

2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.

4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .

5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

Существует крылатая фраза: «Самое трудное - это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой... При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству». Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.

Ошибочное мнение о том, что необходимо для профессионального и личностного роста.

Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, - финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими - это одни из самых необходимых условий.

Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.

Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно (см. ).

Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам. То есть, для активного профессионального роста : как минимум - постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.

Соответственно, для личностного роста : изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?

«В чем же непосильная трудность?», - спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего - довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.

С чего в реальности начинается профессиональный и личностный рост.

Начнем, как обычно, с теории. Выделяют основные элементы, определяющие личность:

  • Познание себя.
  • Побуждение себя.
  • Продвижение профессионального и личностного роста.
  • Самореализация.

«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации. Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни. Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.

Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста. Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может. А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло .
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на , осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.

Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.

К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.

Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь. В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.

Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».

Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности. Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше. Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное. На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.

А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.

Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр. В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом. Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия. Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.

Выход есть!

Но выход действительно есть, и он заключается:

  1. В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
  2. В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
  3. В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.

Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.

Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.

Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!