Стратегии тоир и пути повышения эффективности ремонтных работ. Оценки эффективности технического обслуживания машин Термины и определения

И. С. Назмутдинов, Д. В. Ведищев

ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

Целью определения эффективности является оптимизация системы технического обеспечения (ТО) в процессе его создания и выбора варианта, для реализации наиболее близкого к оптимальному по выбранному показателю эффективности и модернизации существующей системы.

Под эффективностью системы ТО принято понимать ее свойства создавать полезный результат в течение определенного периода в определенных условиях, степень приспособленности к выполнению определенных функций в конкретных условиях в течение заданного времени . При этом для оценки эффективности используются обобщенный и ряд частных показателей, которые характеризуют степень выполнения задач по обслуживанию и ремонту радиотехнических средств (РТС).

В соответствии с результатами научных исследований , рекомендуется оценивать сложные системы, к которым относится и система ТО, на основе раздельной оценки технической и экономической эффективности исследуемой системы, т.е. по комплексному критерию «эффективность - стоимость». Критерий технической эффективности представляет собой итог сравнения (например, в виде разности или отношения) технической эффективности реальной и идеальной систем или же итог сравнения реальной эффективности системы с требуемым её уровнем, т.е.

Критерий экономической эффективности - итог сравнения реальной стоимости реализации системы ТО (затрат на обеспечение технической эффективности У) с минимально возможной:

Подход к оценке обобщенного показателя может быть разбит на последовательные шаги, которые предполагают:

определение назначение системы;

определение круга задач и условий функционирования системы;

выбор обобщенного и частных показателей эффективности, при чем по необходимости сложная система разбивается на составляющие элементы;

определение наиболее вероятного состояния элементов системы; оценку эффективности системы по выбранному показателю.

Для оценки эффективности системы ТО необходимо иметь некоторые показатели. Основные требования к показателям сводятся к тому, чтобы эти показатели позволяли измерять эффективность в строгом соответствии с предназначением системы, характеризовать качество выполнения задач, оценивать эффективность решения задач системой. Они должны быть чувствительным к изменению обстановки, иметь количественное выражение, обладать достоверностью и точностью, иметь простое выражение и иметь физический смысл. Кроме того, показатели эффективности системы выбираются с учетом системного подхода. Желательно, чтобы показатель был один - обобщенный, так как решение задачи при наличии двух и более показателей затруднено и может привести ко всякого рода необоснованным решениям. Система ТО характеризуется не только большим количеством элементов, но и сложностью внутренней структуры. Поэтому предварительно необходимо решить ряд вопросов в структурном порядке:

оценить качество технического обслуживания, ремонта и материально-технического обеспечения;

выполнить мероприятия направленные на повышение исправности РТС; создать оптимальную структуру системы ТО;

выполнить требования по оперативной гибкости и живучести системы;

определить (ограничить) на каком-то уровне затраты на систему.

Если проанализировать основные характеристики системы ТО, с помощью которых можно оценивать эффективность, то эти характеристики можно условно объединить в три группы.

Первая группа - характеристики, определяющие оперативно-тактическую эффективность системы, оценивают степень выполнения задач, стоящих перед системой ТО.

Вторая группа - характеристики, определяющие техническую эффективность системы, количественно оцениваются эксплуатационно-техническими показателями.

Третья группа - характеристики, определяющие экономическую эффективность системы.

Рассмотрим вышеназванные группы.

Под оперативно-тактической эффективностью системы понимается совокупность показателей характеризующих в количественном отношении способность системы решать задачи стоящие перед ней. Оперативно-тактическая эффективность системы помогает выявить степень соответствия системы ТОиР требованиям решаемых задач.

Под технической эффективностью понимают показатели в количественном отношении определяющие техническую сторону системы, возможности РТС, используемых в системе.

Экономическая эффективность - совокупность показателей, характеризующих материальные затраты на систему. Определить экономическую эффективность системы - значит ответить на вопрос: какой ценой достигается оперативно-тактическая и техническая эффективность.

Для оценки эффективности системы ТО необходимо определить степень ее влияния на надсистему, т.е. на систему более высокого порядка. В качестве надсистемы возьмем радиолокационную систему (РЛ системой), под которой будем понимать совокупность радиотехнических средств, определенным образом размещенных на территории и функционально связанных между собой для решения задач контроля воздушного пространства .

Так как основным предназначением РЛ-системы является своевременное обнаружение, опознавание, определение текущих координат, и непрерывное сопровождение воздушных объектов, то первостепенное значение при оценке эффективности ТО имеет оперативно-тактическая эффективность, то есть совокупность показателей определяющих эту эффективность.

Кроме того, количественный результат достижения эффективности определяется готовностью РТС к использованию. С учетом этого для оценки эффективности системы ТО может быть предложен обобщенный (интегральный) показатель эффективности ТО. Коэффициент, который определяется по следующей формуле :

где К ^ - реализуемые и требуемые коэффициенты непрерывности трасс; К° р, - реализуемые и требуемые коэффициенты обеспечения рубежей; К рлп, К^ п - реализуемые и требуемые коэффициенты по площади радиолокационного поля; - коэффициент готовности РТС, используемых в РЛ-системе.

Коэффициент готовности радиотехнических средств может быть определен по формуле:

где М испр - количество исправных РТС; М общ - всего РТС; К т{ - коэффициент готовности 1-го РТС.

Количество исправных радиотехнических средств определяем следующим образом

Если Кэф.расч > Кэф.тр, то система ТО обеспечивает выполнение задачи. Если не выполняется - то необходимо увеличивать количество РТС, увеличивать производственные возможности системы ТО.

Таким образом, расчет обобщенного показателя эффективности системы ТОиР предложенного варианта может выглядеть следующим образом:

  • 1. Рассчитываем эффективность системы ТО по выбранному показателю.
  • 2. Рассчитываем коэффициент эффективности ТО с учетом исправности РТС, производственных возможностей ремонтных органов, материальных средств, силах и средствах ремонта.
  • 3. Рассчитывается коэффициент эффективности после восстановления неисправных РТС.
  • 4. Производится анализ результатов расчета.
  • 5. Сравнивается рассчитанная эффективность ТО и определяются мероприятия по совершенствованию существующей системы.

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Олейников Л.Ф. Эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники радиотехнических войск на этапе перевооружения. - М.: Воениздат, 1990. - 216 с.
  • 2. Научно-технический отчет по НИР «Мицелий». - Тверь: в/ч 03444, 2000. - 92 с.

Работа любой технической системы может характеризоваться ее эффективностью (рисунок 1.5), под которой понимается совокупность свойств, определяющих способность системы выполнять при ее создании определенные задачи.

Рисунок 1.5- Основные свойства технических систем

В общем случае задача оптимизации периодичности обслуживания решается из условий обеспечения заданного уровня технического состояния, готовности техники,гарантийного срока при минимальных затратах. При более широкой постановке задачи необходимо учитывать, что только снижение стоимости технического обслуживания не гарантирует оптимальность выбора периодичности. Необходима оценка его эффективности. Критерием эффективности называют показатель, соизмеряющий произведенные затраты с полученным от них эффектом. Для оценки эффективности изменения периодичности обслуживания необходимо сопоставить экономический эффект с требуемыми затратами.

Указанную задачу можно решить с использованием методики (основных положений) определения экономической эффективности использования в промышленности новой техники и изобретений. В основе анализа эффективности лежит сравнение экономических результатов использования новой и старой техники. Основным показателем экономической эффективности новой техники является экономический эффект, определяемый по разности приведенных затрат базового и нового варианта.

Применительно к рассматриваемой задаче на первом этапе оценки экономической эффективности новой технологии обслуживания необходимо сравнить приведенные затраты, т. е. сумму себестоимости и нормативной прибыли при использований базовой и новой технологии обслуживания.

При расчете должна обеспечиваться сопоставимость сравниваемых вариантов новой и базовой технологии обслуживания по объему производимых работ с помощью новой технологии, по качественным параметрам и фактору времени. За базовую технологию обслуживания на первом этапе (этап исследования) следует принимать лучшую технологию обслуживания, разработанную в стране, имеющую наименьшие приведенные затраты на единицу работы. Поскольку для технологии обслуживания характерно изменение текущих издержек по годам эксплуатации техники, необходимо учитывать фактор времени, т. е. требуется приведение к одному моменту времени единовременных и текущих затрат на создание новой и старой технологии обслуживания и ее применение.

Анализ экономики связи, автотранспорта, авиатранспорта и других видов техники показывает, что эксплуатационные расходы подразделяются на расходы, связанные с выполнением работ на технике, и на расходы, связанные с организацией и управлением работой персонала, обслуживанием технологических процессов. Затраты на обслуживание составляют часть основных эксплуатационных расходов, связанных с использованием техники и изменяющихся пропорционально продолжительности эксплуатации. Обычно в расходы на обслуживание включают затраты на регламентную аппаратуру, материалы, заработную плату и др.

Стоимость (цена) облуживания зависит от нормативов материальных затрат, системы оплаты труда, производительности, технической вооруженности, объема производства и других факторов.

Расходы на обслуживание определяются в процессе эксплуатации техники анализом фактических затрат. Однако даже для таких массовых видов техники, как автомашины и самолеты, отсутствуют нормативы расходов на их техническое обслуживание и текущий ремонт. Так, для самолетов расход на обслуживание и текущий ремонт принимается около 25% нормы амортизационных отчислений на 1ч полета. Указанное обстоятельство объясняется большой сложностью сбора и обработки статистических данных по издержкам на обслуживание.

Однако известны данные о связи эксплуатационных издержек с физическим износом техники. Такими составляющими издержек являются изменение затрат на ремонт, простой техники на ремонте, затраты на замену изношенных деталей, изменение производительности и других характеристик машин. На рисунке 1.6 приведены составляющие эксплуатационных издержек в зависимости от физического износа, характеризующие нелинейную зависимость издержек от физического износа.

Рассмотренные составляющие имеют место и при обслуживании, причем основной причиной изменения этих издержек является техническое состояние техники.


Рисунок 1.6 - Зависимость эксплуатационных издержек от межремонтных периодов:

1 - издержки от изменения характеристик изделия; 2- издержки от расходов на ремонт, простоев; 3- издержки от замены изношенных деталей; 4- общие издержки

Следствием этого изменения является понижение надежности машин, рост затрат на ЗИП, на работы обслуживания и т. п., поэтому затраты на обслуживание можно представить как функцию изменения технического состояния, а особенности видов обслуживания (затраты на заработную плату, регламентную аппаратуру и т. п., надежность обслуживания) учесть специальными коэффициентами.

Для управления качеством процессов ремонта и технического обслуживания на предприятиях внедряется комплексная система управления качеством, выраженная в единстве технических, организационных, экономических и социальных мероприятий.

К техническим мероприятиям относятся усовершенствование технологической подготовки, а также ремонтного производства, всех видов контроля качества проведенных работ по ремонту и восстановлению основных средств, придерживание стандартов .

Экономические мероприятия должны быть направлены, в первую очередь, на оценку экономической эффективности методов повышения качества ремонта и технического обслуживания, использование разных прогрессивных форм оплаты труда, развитие творческой активности производственных рабочих, совершенствование форм организации труда на участках.

К числу социальных мероприятий следует отнести повышение производственной квалификации, усовершенствование охраны труда, усиление трудовой дисциплины.

К организационным мероприятиям относятся усовершенствование структуры и организации процессов ремонта и технического обслуживания.

Наиболее важными, с точки зрения обеспечения качества, являются мероприятия, направленные на улучшение организации и усиление контроля процессов ремонта и технического обслуживания.

Для обеспечения качества ремонта и технического обслуживания важна правильная, отвечающая местным требованиям ее организация.

Ремонтные и обслуживающие работы выполняются специально обученным персоналом. Исполнители ремонтов должны быть аттестованы и иметь квалификационную группу не ниже третьей по знанию правил техники эксплуатации и техники безопасности. Работники ремонтных цехов должны быть обеспечены графиками осмотров и проверок, проводимых в составе ремонтов и технического обслуживания, инструкциями по ремонту и обслуживанию, журналами осмотров.

Одной из основных и эффективных форм контроля за качеством ремонтов и технического обслуживания является ежедневный анализ записей эксплуатационных журналов и журналов осмотров начальником, заместителем начальника цеха или старшим мастером по эксплуатации.

Целесообразно установить строгий порядок, при котором указанные лица должны начинать свой рабочий день с обхода эксплуатационных и ремонтно-эксплуатационных участков, просмотра соответствующих журналов, записей и сообщений. О принятых мерах должна быть сделана соответствующая запись в журналах и картах. При таком порядке обеспечивается оперативное устранение замеченных неисправностей, предотвращение отказов, аварий и брака в работе оборудования.



На большинстве промышленных предприятий при сдаче оборудования и машин в ремонт ремонтной службой составляется дефектная ведомость, в которую последовательно заносят те неполадки и дефекты, которые подлежат устранению при ремонте. Номенклатура и уровень этих неполадок устанавливаются и определяются чаще всего на основе личного опыта и интуиции составителя этой ведомости. Далее, по окончании ремонта и сдачи техники в эксплуатацию проверяется устранение этих дефектов и производится оценка качества ремонта.

Наиболее важной формой работ, направленных на установление качества ремонта, является контроль оборудования на так называемую технологическую точность после ремонта. Это относится чаще всего к основному технологическому оборудованию предприятий. Но принципы и приемы такой проверки могут быть применимы (и применяются) ко всем группам основных средств. В состав такой проверки одновременно включается ряд следующих контрольных операций:

1. Проверка общего качества ремонта. Здесь контролируются те параметры, оценка которых может быть определена визуально. Это правильность сопряжения всех узлов и деталей, комплектность, наличие различных указательных надписей, таблиц, режимов работы, схем, предохранительных и блокировочных устройств, приспособлений, ограждений техники безопасности, внешний вид.

2. Проверка и оценка работы оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. Здесь проверяется правильность и надежность работы оборудования в общем, действие всех органов управления, системы защиты, смазки.

3. Проверка и оценка жесткости, вибрации, шума и других параметров оборудования по установленным нормативным документам (при их наличии). Для некоторого оборудования они могут явиться показателями технического состояния и качества ремонта оборудования.



4. Проверка на технологическую точность или проверка основных технических параметров на соответствие паспортным данным. Они могут производиться по всем основным параметрам соответствующего оборудования с применением контрольно-измерительных приборов.

Кроме указанных проверок при оценке качества ремонта основных средств обычно проводят работы испытательного характера согласно различным правилам технической эксплуатации и техники безопасности. Иногда на предприятиях проводится работа по анализу простоев оборудования, учету и анализу аварий и брака. Для некоторого оборудования имеются четко установленные объемы и нормы испытаний, которые могут быть отнесены к тем или иным видам ремонта.

Перечисленные контрольные операции и мероприятия являются действенным средством, направленным на управление качеством ремонта. Но при этом они не отражают всех сторон качества ремонта, которые основывались бы на принципе «измерение – сравнение – оценка». Поэтому необходимы какие-то общие показатели и методика для оценки результатов технического обслуживания и ремонта основных средств. При установлении таких общих показателей должны быть приняты во внимание, кроме правил технической эксплуатации и правил техники безопасности, действующие нормативные документы, такие как ГОСТ 2.602 – 68, ГОСТ 20831 – 75. При этом рекомендованные ГОСТ 2.602 – 68 - правила оформления и ведения ремонтных документов, могут послужить базой при определении и установлении показателей и выработки методологии оценивания качества выполнения ремонтных работ ремонтными службами. ГОСТ 20831 – 75 распространяется на оценку качества отремонтированных изделий машиностроительного завода. Но некоторые положения этого стандарта могут быть приняты к сведению при установлении приемов и методов оценки качества ремонта основных средств на всех предприятиях.

Таким образом оценку эффективности ремонтных работ можно производиться на основании показателей качества данных основных средств, по факторам, характеризующим ремонт и определяющим качество отремонтированных основных средств, а также по показателям дефектности отремонтированных изделий.

Однако, анализ этих методов, а также сущность оценки эффективности в рамках реализации процессного подхода на предприятии приводят к осознанию необходимости постоянного совершенствования, поиска специфических показателей и методов оценки качества ремонта и технического обслуживания основных средств для непрерывного совершенствования организации таких процессов.

1

В данной статье отражаются мероприятия по объединению усилий разрозненных и самостоятельных функционирующих экономических субъектов, направленных на формирование единой, целостной, производственной системы в целях обеспечения рационального обслуживания технического потенциала. Уровень развития сельского хозяйства определяется продовольственной безопасностью страны, обеспечением населения продуктами питания и сырьем для перерабатывающей промышленности и во многом зависит от степени оснащенности сельского хозяйства средствами производства, их новизны, продолжительности использования, скорости обновления. Ограниченность ресурсов и рост потребности в конечном продукте, производимом в сельском хозяйстве, предопределяет процессы воспроизводства технического потенциала в современных условиях. В статье обосновывается необходимость использования совокупности технологических, технических и финансово-экономических показателей, которые характеризуют эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации. Показано, что статистические методы многомерной классификации позволяют не только минимизировать их количество, но и обнаружить корреляционные зависимости по каждому показателю, которые являются основой совершенствования методики комплексного подхода к оценке результатов функционирования организаций.

материально-техническая база

машинно-тракторный парк

транспортные расходы

ремонтные услуги

ремонтная продукция

1. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: выбор оптимального решения. – М.: Омега-Л, 2005.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 296 с.

3. Кудряшов В.И., Полунин С.В. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт. – М.: ГУП Агропрогресс, 2010. – 200 с.

4. Мхитарян Ю.И., Лагутин В.С. Совершенствование бизнеса на основе оценки и управления качеством услуг. – М.: Интерэкомс, 2004. – 165 с.

5. Тихонов В.А. Экономика и организация применения техники в сельском хозяйстве. – М.: Колос, 2007. – 343 с.

6. Шаталова, Т.Н., Чебыкина М.В. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий. – Оренбург, 2009. – 262 с.

7. Баскакова Н.Т. Концептуальные подходы к выбору варианта воспроизводства сельскохозяйственной техники // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 8. – С. 29–38.

8. Баскакова Н.Т., Жемчуева М.А., Куликов С.В. Стратегия проведения ремонтов и обновления основных производственных фондов // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 2. – С. 16–36.

9 Сайт Министерства промышленности и торговли России: http://www.minprom.gov.ru/activity/auto/return/1.

На современном этапе развития сельского хозяйства ремонтно-обслуживающую базу следует рассматривать как единый комплекс, решающий задачи поддержания и возобновления работоспособности и исправности машин и оборудования сельскохозяйственного производства. Развитие и совершенствование его происходит непрерывно в соответствии с развитием материально-технической базы сельского хозяйства и наиболее активной ее части - машинно-тракторного парка.

Обслуживание и ремонт машинно-тракторного парка развивались в хозяйствах и районах Челябинской области по пути концентрации и специализации, создавались ремонтные предприятия и цехи по восстановлению деталей, узлов, агрегатов, двигателей, ремонту зерноуборочных и других комбайнов .

Ремонтные предприятия, подразделения и службы АПК развивались по пути обособления ремонтных предприятий в отрасль, специализирующуюся на ремонте сельскохозяйственной техники. Такое направление развития соответствовало требованиям научно-технического прогресса в ремонтном производстве.

Составными элементами ремонтно-обслуживающей базы являются материально-технические средства ремонтного назначения, технология и организация производства в ремонтных предприятиях.

Ремонтно-обслуживающая база хозяйств включает в себя специализированные ремонтные мастерские и заводы АПК, центральные ремонтные мастерские, пункты технического обслуживания, гаражи для автомобилей, машинные дворы, нефтесклады, передвижные средства технического обслуживания и ремонта машин хозяйств .

Потребность товаропроизводителей в услугах технического сервиса, на наш взгляд, должна была возрастать, так как тракторный парк значительно постарел (за пределами амортизационного срока к этому времени работало почти 80 % тракторов и других машин).

С учетом того, что годовые затраты на ремонт тракторов являются управляемым звеном, нами выполнены специальные исследования, анализ результатов которых позволил в качестве основных для районов Челябинской области выделить следующие факторы-условия: степень обеспеченности механизаторскими кадрами тракторов, количество пашни на один трактор, производственная площадь мастерских в хозяйствах на один трактор - м2, производственная площадь специализированной ремонтно-обслуживающей базы АПК на один трактор - м2, производственная площадь мастерских ПТО (пунктов технического обслуживания) на 1 трактор - м2 и определить степень влияния каждого указанного условия при совокупном их воздействии на удельный показатель годовых затрат на ремонт машин .

Связь между годовыми затратами на один рубль балансовой стоимости на ремонт и обслуживание машин и названными условиями описывается следующим линейным уравнением:

где х1 - обеспеченность механизаторскими кадрами, чел./трактор; х2 - количество пашни на один трактор, га; х3 - производственная площадь мастерских в хозяйствах на один трактор, м2; х4 - производственная площадь специализированной ремонтно-обслуживающей базы на один трактор, м2; х5 - производственная площадь мастерских пунктов технического обслуживания на один трактор, м2.

В приведенном уравнении коэффициенты при неизвестных показывают, насколько возрастут (знак плюс) и уменьшатся (знак минус) годовые затраты на один рубль балансовой стоимости машин, если значение переменных соответственно увеличивается на единицу (таблица).

Расчет коэффициентов влияния факторов-условий на уровень годовых затрат на ремонт тракторов по районам Челябинской области

Коэффициенты

Из анализа полученного уравнения следует прежде всего то, что рассматриваемые факторы по разному влияют на годовые удельные затраты по поддержанию машин в работоспособном состоянии (см. таблицу).

Мощности специализированных мастерских АПК области в приведенном уравнении в 1,6 раза имеют более положительное влияние на снижение затрат на ремонт и обслуживание машин, чем центральные ремонтные мастерские, а мастерские СПТО соответственно - более 4 раз, чем ЦРМ хозяйств.

Статистическая достоверность этих зависимостей указывает на необходимость их учета в становлении и развитии ремонтной базы ЦРМ и СТОТ хозяйств и специализированной обслуживающей базы, как особых факторов, значительно влияющих на стоимость ремонтных воздействий.

Эти теоретические выводы подтверждаются не только практикой работы различных уровней ремонтных мастерских хозяйств и специализированных ремонтных предприятий АПК, но и зарубежным опытом.

На территории бывшей ФРГ насчитывается 5723 специализированных предприятия по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники. При этом в группах хозяйств с объемом производства 0,25-0,50 млн евро обслуживание и ремонт составляют 86,6 %, в группах хозяйств с 2-5 млн евро соответственно - только 43,2 %. Последние крупные фермерские хозяйства рассчитывают на услуги своих ремонтных мастерских.

Система технического сервиса в Республике Корея представлена дилерскими ремонтными предприятиями и собственными предприятиями (фермеров). Доля дилеров в ремонте тракторов составляет 66,3 %, а на ферме - 33,7 % соответственно по зерноуборочным комбайнам - 65,9 и 34,1 %. При этом потребитель снабжается запасными частями дилерскими предприятиями.

Анализ работы технических мастерских различных уровней по обслуживанию машинно-тракторного парка показал, что они являются эффективной формой агротехсервиса, значительно сокращают затраты на поддержание машин в работоспособном состоянии.

Методика определения экономической эффективности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту собственными силами или в специализированных предприятиях АПК применялась с учетом новых принципов хозяйствования в условиях рыночных отношений .

Основными элементами новизны, наряду со старыми, являются: новый критерий экономической эффективности - прирост прибыли (снижение себестоимости продукции); определение общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности (новые технологии высокой эффективности по сравнению с базовыми, например, по ремонту, не получают одобрения, если их применение не увеличивает прибыль); уточнены методы исчисления затрат на ремонт и техническое обслуживание (в их состав включены проценты за кредит, налоги, страхование).

Предварительно до определения экономической эффективности ремонта и технического обслуживания выполнен прогнозный расчет потребности и спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на различные виды технических услуг, при этом предусмотрено, что объемы отдельных сложных работ будут выполняться существующими ремонтными предприятиями АПК .

Экономическое обоснование рациональной ремонтной сети предполагает установление таких размеров ремонтных заводов и специализированных мастерских и их размещение на территории области, которые должны обеспечить запросы товаропроизводителей по наименьшим издержкам на единицу ремонта.

В ходе исследования рассчитано три варианта сети ремонтных предприятий.

Первый вариант - при условии, когда весь установленный объем ремонта тракторов и комбайнов товаропроизводителей производится в центральных мастерских бывших совхозов.

Второй вариант - установленный объем по текущему ремонту производится в мастерских бывших совхозов, а капитальный - на ныне существующих заводах мощностью от 2 до 6 тыс. условных ремонтов.

Третий вариант - установленный объем по текущему ремонту производится в мастерских бывших совхозов, а капитальный - на ремонтных заводах, мастерских общего назначения и мастерских станций технического обслуживания энергонасыщенных тракторов и мастерских станций обслуживания автомобилей, расположенных в сельскохозяйственных районах области.

Произведенные расчеты показывают, что расширение сети действующих ремонтных мастерских в районах Челябинской области, приближение технических услуг непосредственно к требованиям сельхозтоваропроизводителей, специализация районных ремонтных мастерских с ремонтными заводами не только значительно сократит расходы на содержание машин в хозяйствах, но и позволит лучше использовать производственные мощности ремонтных предприятий и центральные ремонтные мастерские бывших совхозов .

При восстановлении научно обоснованного производства объемов сельскохозяйственной продукции и при соответствующем машинно-тракторном парке, учитывая выросшее в 3 раза количество товаропроизводителей, потребуется в 1,2-1,5 раза увеличивать мощности мастерских за счет строительства новых и реконструкции старых во вновь организованных хозяйствах (без фермерских хозяйств), если специализация ремонта не будет введена.

Расчеты показывают, при существующей ныне организации ремонта машин только в мастерских хозяйств потребуются производственные мощности 40,1 тыс. условных ремонтов, а при проектируемой специализации - только 17,7 тыс. условных ремонтов. Следовательно, при организации специализированной сети ремонтных предприятий (при переводе условной единицы ремонта в занимаемую ею производственную площадь, м2) потребуется меньше площади на 30 тыс. м, или на 21 %, а капитальных вложений - на 174373 млн руб., или на 82 % меньше по сравнению с первым вариантом.

Для всестороннего обоснования экономической эффективности специализированной сети ремонтных предприятий АПК по сравнению с мастерскими хозяйств необходимо отметить, что в условиях области съем продукции с 1 м2 площади в среднем в обслуживающих ремонтных мастерских и на заводах АПК составляет 685 руб., в то время как в совхозах - 261 руб., производительность на ремонтных предприятиях 1 рабочего составляет 33,6, а в ремонтных мастерских - 11,7 тыс. руб., или меньше, чем в 2,9 раза, а фондоотдача соответственно, выше в 2,6 раза.

Конкретным резервом снижения затрат на ремонт является снижение себестоимости ремонтной продукции. Расчеты показывают, что по 3-й зоне, куда входят 6 районов Челябинской области, занимающих площадь 1848 тыс. га, ремонтные работы машин составляют всего 14 % от общего объема, удельные суммарные издержки на ремонт значительно выше, чем в среднем по Челябинской области.

Как показывают опыт многих лет и расчеты, специализация ремонта сложных объектов на районном и зональном уровнях значительно сокращает затраты.

В целом же по всем зонам области, как показывает анализ, при соответствующей специализации ремонтных работ годовые издержки сокращаются с 116418 тыс. руб. до 93966 тыс. руб., или на 19 %.

Для использования существующих производственных мощностей районных мастерских АПК требуются определенные капитальные вложения на приобретение станков и оборудования, из которых пятьдесят процентов износились полностью и требуют замены.

Сложные ремонты всей техники можно было бы производить и на семи существующих ремонтных заводах Челябинской области. Анализ показывает, что с увеличением мощности предприятия до определенных размеров сокращается стоимость условной единицы ремонта, но с увеличением мощности выше этих пределов в значительных темпах возрастают транспортные расходы по доставке ремонтных объектов на завод, что ограничивает рост производства этого предприятия.

Рыночные условия хозяйствования требуют создания конкурентной среды производителей ремонтных услуг, что в значительной степени снижает отпускные цены, повышает качество ремонта машин, их узлов, агрегатов. В современных условиях увеличение существующих ремпредприятий АПК приближает их к сельскохозяйственным товаропроизводителям, позволяет последним выбирать те из них, которые удовлетворяют их запросы и потребности в технических услугах .

Первостепенное значение при выборе наиболее выгодных и экономичных направлений специализации и концентрации ремонта имеет снижение себестоимости продукции, повышение эффективности капитальных вложений, обеспечение наибольшего прироста объемов ремонтной продукции на каждый затраченный рубль капитальных вложений, сокращение сроков их окупаемости.

Чрезмерно крупные ремонтные предприятия по сравнению со средними и небольшими имеют ряд существенных недостатков. К ним относятся: перевозки на относительно дальние расстояния ремонтных объектов, запасных частей, материалов, вызывающие увеличение транспортных расходов; ограничение возможностей равномерного размещения этих предприятий по сельскохозяйственным районам области и большая удаленность сельскохозяйственных товаропроизводителей от производителей услуг .

Реконструкция районных мастерских АПК с их более простой техникой и организацией, короткими сроками переоснащения отдельным малым числом современного оборудования и небольшими существующими основными фондами вполне экономически оправдана и целесообразна.

Предлагаемая специализация ремонтной сети, куда входят специализированные мастерские, позволит освободить заводы, а также мастерские бывших хозяйств от не свойственных им функций ремонта многих машин, узлов и агрегатов, или восстановления деталей мелкими партиями и будет способствовать специализации крупного и мелкого производства.

Показано, что специализация ремонта, использование существующей разветвленной сети ремонтных предприятий АПК с соответствующим переоснащением их оборудования позволяют приблизить сферу технического сервиса к потребителю, наиболее полно и качественно удовлетворять в рыночных условиях разнообразный спрос товаропроизводителей на технические услуги и обеспечить им получение экономического эффекта.

В заключение необходимо отметить, что тенденция расширения производственных мощностей ремонтных заводов области, существовавшая многие годы, имеет отрицательный опыт, не способствует повышению экономической эффективности.

Рецензенты:

Коледин С.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика АПК» Челябинского филиала НОУ ВПО «Челябинский институт Экономики и права им. М.В. Ладошина», г. Челябинск;

Пряхин Г.Б., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск.

Работа поступила в редакцию 14.01.2013.

Библиографическая ссылка

Лысенко М.В., Лысенко Ю.В. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-1. – С. 202-206;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31128 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»