В каком виде прибыли два генерала. С кем помещик охотился на зайцев? Чем генералы наградили мужика

Цели игры:

  • оценить степень освоения сказок Салтыкова-Щедрина;
  • обсудить особенности жанра сатирической сказки;
  • обсудить проблематику сказок;
  • выяснить особенности приёма аллегории

Описание игры: игра построена подобно телешоу “Кто хочет стать миллионером” - класс делится на команды, каждая команда выбирает правильный ответ и поднимает карточку с ответом. У команд есть возможность взять подсказки: 50/50, помощь учителя, найти ответ в тексте.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • набор карточек с крупно написанными буквами А., В, С, D.,
  • тексты сказок

Ход игры

Кто знает сказки Салтыкова-Щедрина? (1 слайд)

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте (2 слайд )

2. В чём мужик варил суп?

А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане (4 слайд )

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. “Московскую правду”
В. “Московские ведомости”
С. “Московское обозрение”
D. “Вестник Москвы” (6 слайд )

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам (8 слайд )

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком (10 слайд )

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки “Дикий помещик”?

А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей (12 слайд )

7. Кого звал помещик в гости?

А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью (14 слайд )

8. Какой способ прогулки помещик “считал самым приличным и удобным”?

А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге (16 слайд )

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?

А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые (18 слайд )

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок (20 слайд )

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя (22 слайд )

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?

А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески (24 слайд )

13. Как генералы вернулись домой?

А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль (26 слайд )

14. С кем помещик охотился на зайцев?

А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном (28 слайд )

15. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами (30 слайд )

16. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил (32 слайд )

17. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь (34 слайд )

18. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском (36 слайд )

19. Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии
В. Тот, кто был учителем географии
С. Тот, кто был учителем логики
D. Тот, кто вообще не был учителем (38 слайд )

20. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать (40 слайд )

21. Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам (42 слайд )

22. Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком (44 слайд )

23. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?

А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей (46 слайд )

24. Какое золотое слово вычитал помещик в газете “Весть”?

25. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти (50 слайд )

26. Как звали главного героя сказки “Дикий помещик”?

Кроссворд по сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (53 слайд )

  1. “Вот наконец и Нева - …” (матушка)
  2. “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на … - в правой руке получишь искомое” (север)
  3. Боязнь, которой “набрались” генералы во время пути “от бурь да ветров разных” (страх)
  4. День торжества, когда “дары всех стран назначили себе как бы рандеву” (праздник)
  5. Как автор называет судно, дно которого мужик устлал лебяжьим пухом? (лодочка)
  6. ”Происшествие, которого не запомнят даже …, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.” (старожилы)
  7. “Зашёл генерал в лес – а там рябчики свищут, … токуют, зайцы бегают” (тетерева)
  8. “ Кто тот …, который над нами такую шутку сыграл” (злодей)
  9. Специалист, от которого один из генералов слышал, что “ человек может долгое время своими собственными соками питаться” (доктор)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре и разгадывании кроссворда.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени » Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

3) «Московское обозрение»

8. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) по следам, оставленным на песке

3) по запаху мякинного хлеба

9. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) поваром

2) маляром

3) извозчиком

10. К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) народная сказка

2) литературная сказка

3) повесть

11. Какой принцип лежит в основе композиции сказки?

1) антитеза

3) параллелизм

12. Как повел себя мужик, увидев генералов?

1) «дал стрекоча»

2) поклонился

3) начал им прислуживать

13. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1)в мундирах

2) в ночных рубашках

3) раздетые

14. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) пуговицу

3) тапочки

15. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) все время спать

2) научиться работать

3) найти мужика

16. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) из собственных волос

2) из собственной рубахи

3) из собственных лаптей

II вариант

1. Основная тема сатирических произведений -Щедрина – это

2) показ отдельных пороков людей

3) недостатки в человеческих взаимоотношениях

2. В 1878-1884 гг. Салтыков-Щедрин был редактором журнала

1) «Современник»

2) «Время»

3) «Отечественные записки»

3. Гротеск – это

1) предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального

2) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

3) способ изображения действительности в нереальном виде

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

5. Как генералы вернулись домой?

1) заснули и проснулись дома

2) их спасли случайно

3) мужик построил корабль

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) на Подьяческой

2) на Фонтанке

3) на Литейной

7. Какой из двух генералов был умнее?

1) тот, кто был учителем каллиграфии

2) тот, кто был учителем географии

3) тот, кто вообще не был учителем

8. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) высекли

2) напоили

3) откормили

9. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) цепью приковали

2) верёвочкой привязали

3) он остался сам

10 Чем генералы наградили мужика?

1) бутылкой пива

2) медалью

11. Что произошло с генералами в конце сказки?

1) поехали в казначейство

2) поехали в департамент

3) легли спать

12. Что сначала раздобыл мужик для генералов?

1) поймал рябчика

2) нарвал по десятку самых спелых яблок

3) накопал картофеля

13. Чем мужик устлал дно лодки?

1) лебяжьим пухом

14. Чем кормил мужик генералов во время плавания?

2) селёдками

3) яблоками

15. Что вызвало у генералов наибольшее удивление?

1) на деревьях всякие плоды

2) рыба в ручье так и кишит

3) человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет

16. Какой сатирический приём используется в словах:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились. Воспитывались и состарились…»

2) гипербола

3) усмешка

Ответы

I вариант

II вариант

Критерии оценивания:

«5» - 15 – 16 баллов,

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 – 11 баллов

«2» - 0 – 7 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И. В., Егорова поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

7 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героев, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Укажите, какая сказка не была написана М.Е. Салтыковым-Щедриным?

1) «Три медведя»

2) «Дикий помещик»

3) «Премудрый пескарь»

3. Сатира – это

1) едкое выражение насмешки

2) особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

3) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

4. В каком году писатель решил создать книгу для «детей изрядного возраста»?

1) 1872

2) 1869

3) 1874

5. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) в результате кораблекрушения

2) по щучьему велению, по моему хотению

3) с помощью волшебника

6. В чем мужик варил суп?

1) в котелке

2) в пригоршне

3) в кокосовой скорлупке

7. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

8. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) по следам, оставленным на песке

2) по звукам балалайки

3) по запаху мякинного хлеба

9. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) поваром

2) маляром

3) извозчиком

10. К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

1) народная сказка

2) литературная сказка

3) повесть

11. Какой принцип лежит в основе композиции сказки?

1) антитеза

2) повтор

3) параллелизм

12. Как повел себя мужик, увидев генералов?

1) «дал стрекоча»

2) поклонился

3) начал им прислуживать

13. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1)в мундирах

2) в ночных рубашках

3) раздетые

14. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) пуговицу

2) орден

3) тапочки

15. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) все время спать

2) научиться работать

3) найти мужика

16. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) из собственных волос

2) из собственной рубахи

3) из собственных лаптей

II вариант

1. Основная тема сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – это

1) взаимоотношение народа и власти

2) показ отдельных пороков людей

3) недостатки в человеческих взаимоотношениях

2. В 1878-1884 гг. Салтыков-Щедрин был редактором журнала

1) «Современник»

2) «Время»

3) «Отечественные записки»

3. Гротеск – это

1) предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального

2) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

3) способ изображения действительности в нереальном виде

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

5. Как генералы вернулись домой?

1) заснули и проснулись дома

2) их спасли случайно

3) мужик построил корабль

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) на Подьяческой

2) на Фонтанке

3) на Литейной

7. Какой из двух генералов был умнее?

1) тот, кто был учителем каллиграфии

2) тот, кто был учителем географии

3) тот, кто вообще не был учителем

8. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) высекли

2) напоили

3) откормили

9. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) цепью приковали

2) верёвочкой привязали

3) он остался сам

10 Чем генералы наградили мужика?

1) бутылкой пива

2) медалью

3) рюмкой водки и пятаком

11. Что произошло с генералами в конце сказки?

1) поехали в казначейство

2) поехали в департамент

3) легли спать

12. Что сначала раздобыл мужик для генералов?

1) поймал рябчика

2) нарвал по десятку самых спелых яблок

3) накопал картофеля

13. Чем мужик устлал дно лодки?

1) лебяжьим пухом

2) сеном

3) травой

14. Чем кормил мужик генералов во время плавания?

1) супом

2) селёдками

3) яблоками

15. Что вызвало у генералов наибольшее удивление?

1) на деревьях всякие плоды

2) рыба в ручье так и кишит

3) человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет

16. Какой сатирический приём используется в словах:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились. Воспитывались и состарились…»

1) ирония

2) гипербола

3) усмешка

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 15 – 16 баллов,

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 – 11 баллов

«2» - 0 – 7 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

Тест по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" проверяет у обучающихся знание содержания произведения. Тест состоит из 8-ми вопросов для первого и второго вариантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1.

1). Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения.

Б. По щучьему велению, по моему хотению.

В. С помощью волшебника.

Г. Прилетели на ковре-самолёте.

2). В чем мужик варил суп?

А. В котелке.

Б. В пригоршне.

В. В кокосовой скорлупке.

Г. В чане.

3). Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. «Московскую правду».

Б. «Московские ведомости».

В. Московское обозрение.

Г. «Вестник Москвы».

4). Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке.

Б. По звукам балалайки.

В. По запаху мякинного хлеба.

Г. По его крикам.

5). Кем этот иужик работал в Петербурге?

А. Поваром.

Б. Кузнецом.

В. Маляром.

Г. Извозчиком.

6). Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии.

Б. Тот, кто был учителем географии.

В. Тот, кто был учителем логики.

Г. Тот, кто вообще не был учителем.

7). Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали.

Б. Верёвочкой привязали.

В. Смирительную рубашку надели.

Г. Он остался сам.

А. Бутылкой пива.

Б. Медалью.

В. Плетьми.

Г. Рюмкой водки и пятаком.

Тест по произведению М.Е.Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вариант 2.

1). В каком виде два генерала прибыли на остров?

А. В мундирах.

Б. В ночных рубашках.

В. В шубах и в валенках.

Г. Раздетые.

2). Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

А. Пуговицу.

Б. Орден.

В. Тапочки.

Г. Платок.

3). Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать.

Б. Научиться работать.

В. Найти мужика.

Г. Поймать зверя.

4). Из чего сделал мужик силки для птиц?

А. Из собственных волос.

Б. Из собственной рубахи.

В. Из собственных лаптей.

Г. Из лески.

5). Как генералы вернулись домой?

А. Заснули и проснулись дома.

Б. Так же как и попали на остров.

В. Их спасли случайно.

Г. Мужик построил корабль.

6). На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А. На Подьяческой.

Б. На Фонтанке.

В. На Литейной.

Г. На Невском.

7) Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

А. Высекли.

Б. Напоили.

В. Откормили.

Г. Отпустили поплавать.

8). Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива.

Б. Медалью.

В. Плетьми.

Г. Рюмкой водки и пятаком.


краткое содержание других презентаций

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Открыт музей. В ссылке. Мемориальная доска. История одного города. Последние годы жизни. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович с женой. Ольга Михайловна. Начало литературной деятельности. Писатель. Детство писателя. Я люблю Россию до боли сердечной. Состав редакции журнала. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Улица. Творчество Щедрина.

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Чем генералы наградили мужика. Главный герой сказки о диком помещике. В каком виде два генерала прибыли на остров. Когда первый раз заплакали генералы. Литературная игра. Как генералы отыскали на острове мужика. Жанр произведения. На какой улице в Петербурге жили два генерала. Что снится дикому помещику. С кем помещик охотился на зайцев. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести. Как генералы вернулись домой.

«Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. Сказка «Дикий помещик». Как решается проблема в сказке. Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик». В чем заключается общественное значение сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков.

«Жизнь и творчество Щедрина» - Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Арсенальная гауптвахта. Мать писателя. Н.В.Гоголь. Господа Головлёвы. Жена писателя. «Отечественные записки». Творчество Щедрина. «История одного города». Салтыков- Щедрин. Жизнь, творчество. Московский дворянский институт. Дом по Литейному проспекту. Отец писателя. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. М.Е.Салтыков в раннем детстве.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Вольнодумие. Михаил Евграфович. Убежденный социалист. История одного города. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Юный Салтыков. Крепостной человек. Литературная деятельность. Отечественные записки. Родился в старой дворянской семье. Творчество Щедрина. Господа Головлёвы. Московский дворянский институт. Жена писателя. Маловажность книг.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Смерть матери. Традиции русских сатириков. М.Е. Салтыков-Щедрин. Журнал «Отечественные записки». Щедрин в лесу реакции. Преемственные связи. Центр литературной жизни. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Собранье насекомых. Детские годы. Тип художественной образности. М.Е.Салтыков-Щедрин. Белинский. Русский писатель. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Администратор. Названия книг.