Правила изображения пейзажа. III

Пейзажная съемка – это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи. Съемка пейзажей всегда была и остается востребованным и интересным жанром. Фотографии архитектуры и природы пользуются немалым спросом на рынке фотографии.

Пейзажная съемка с фильтрами

Уровень горизонта в пейзажной съемке

При съемке пейзажа важно помнить об уровне горизонта, и том, что бы сохранить линию горизонта ровной и не заваленной. Это особенно важно при фотографировании морского пейзажа. В видоискателе фотоаппарата и на дисплее, во время съемки в режиме Live View есть сетка, которая поможет в создании правильного горизонта.

Четкие фотографии в пейзаже


Автор: Xin Hua

Глубина резкости является важным фактором при съемке пейзажей. В пейзажной фотографии приветствуются фотографии, где большая часть кадра четкая и резкая. Для увеличения глубины резкости необходимо фотографировать с узкой диафрагмой.

Телеобъектив


Для достижения наиболее широкого угла обзора стоит использовать соответствующий объектив, или фокусное расстояние, но и телеобъектив будет полезен при съемке ландшафта. Телеобъектив позволяет сжимать элементы сцены, приближая передний и задний план, друг к другу. Таким образом, горный хребет и фон переднего плана будут казаться ближе друг к другу, картинка будет насыщенней. Телеобъективы также помогает сконцентрировать внимание на каком-то конкретном сюжете.

Пейзажная съемка HDR


Выдержка в пейзажной съемке


Длинная выдержка в пейзажной фотографии позволит сделать красивые фотографии движущихся элементов. Водопады, волны и деревья на ветру, и многое другое будет смотреться живее и интереснее при съемке с выдержкой в несколько секунд. Известно, что применение длинной выдержки днем может привести к засвеченности кадра. Требуется установить диафрагму на значение f16, или еще уже. Для достижения наилучшего результата, возможно, придется воспользоваться фильтром нейтральной плотности. Мощные фильтры, такие как Lee Filters Big Stopper позволят использовать чрезвычайно длительную выдержку даже в самый ясный день.

Tilt-shift в пейзажной фотографии


Автор фото: Arnar Birgisson

Tilt-shift позволяет объединять фотографии с большой и малой глубиной резкости. Эффект достигается с помощью использования сдвига и наклона объектива. За счет Tilt-shift элементы кадра будут напоминать миниатюрные модели. Такой эффект будет красиво смотреться на пейзажной фотографии. Если у вас нет такого объектива, эффект Tilt-shift может быть достигнут и с графическим редактором, кроме того, этот эффект предусмотрен в некоторых фотоаппаратах.

Черно-белые пейзажи

Если вы никогда ранее не фотографировали черно-белые пейзажи, но очень хотите попробовать себя в такой съемке, то начните лучше с фотографирования в цветном формате. После создания удачного снимка, переведите его в черно-белый формат, используя Lightroom или Photoshop. Так вы получите полный контроль над изменением снимка, и сможете с тонкой настройкой создать по-настоящему красивую черно-белую фотографию.

Панорама


Для создания панорамной фотографии не снимайте в широкоугольном положении объектива, это исказить кадр. Фотографируйте на расстоянии 30-50 мм. Да, вам придется сделать больше кадров, чем при широкоугольном охвате, но зато панорама получится красивой и естественной. Многие штативы для фотоаппаратов имеют штативную головку для панорамирования, но на практике это не всегда необходимо, особенно если в дальнейшем вы планируете использовать программное обеспечение. Последняя версия приложения Photomerge для Photoshop будет особенно эффективна в процессе создания панорамы. Специалисты панорамной съемки рекомендуют использовать ручные настройки – ручную экспозицию, фокусировку и баланс белого, для обеспечения максимального качества фотографии, и однотипности всех, создаваемых фотографий.

Инфракрасные фотографии

Минималистский пейзаж


Автор: Lisa Wood

В создании пейзажа не обязательно придерживаться мысли о том, что бы запечатлеть как можно больше деталей, объектов и сюжетов в одном кадре, иногда лучше сделать акцент на каком-то одном, интересном моменте. В этом вам, скорее всего, поможет телескопический объектив. Обратите внимание на одинокие деревья, облака и отдельные скалы. Туман, снег и невыразительные небо будут служить чистым холстом для создания фотографических картин.

Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Некоторые фотолюбители считают пейзаж одним из самых элементарных жанров съемки. В какой-то степени я разделяю их точку зрения: ходи себе, где нравиться, да снимай все, что взбредет в голову.

Плюс, в отличие от студийной съемки, которая требует немалых финансовых затрат, природа не исчезнет и не потребует взамен ничего, кроме бережного отношения к ней, да и обстановка меняется в зависимости от времени года, даруя простор фантазии.

Но так ли пейзаж на самом деле прост? Давайте разбираться вместе.

А начнем разбор полетов, пожалуй, с определения данного жанра и его места в человеческой реалии.

Пейзаж в фотографии

Пейзаж – это жанр, в котором центром изображения является природа.

Данное направление зародилось еще в эпоху отсутствия фотоаппаратов, когда известные и не очень художники выезжали на пленер и передавали уведенное с помощью кистей и красок.

Именно поэтому пониманию смысла данного жанра, следует учиться у художников-реалистов.

Картины, как ничто иное, позволяют прочувствовать всю красоту природы, они неразрывно связаны с внутренним миром человека, с его чувствами, настроением и любовью к жизни, в целом.

И в фотографии пейзаж – это не досконально точная перерисовка того или иного уголка природы, а собственное мировосприятие.

Современные пейзажные фотографии довольно разносторонни. Выставки подобных материалов прививают зрителю художественный вкус и развивают воображение, путем проведения ассоциативных параллелей между реальной жизнью и снимками.

Взаимосвязь между фотоискусством и жизнью породило новое направление – городской пейзаж, в котором доминантой становиться не природа, а детище общества – город с его многочисленными улицами, объектами архитектуры, площадями, а также нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов.

Городской и классический пейзаж увлекает даже самых скупых фотографов! И этому есть объяснение: снимая в этом жанре можно получить отличные кадры, не используя дорогостоящей техники.

Все что нужно – это желание, терпение, штатив, зеркальный фотоаппарат, и некоторые навыки его использования.

Съемка в этом жанре, как, собственно, и в любом другом, – это, в первую очередь, творческий процесс, сопровождающийся собственным видением происходящего, но, как ни странно, существует множество правил, соблюдение которых избавит от неудач.

Фотосъемка пейзажа

Закройте на мгновение глаза и представьте: перед вами раскинулись небывалой красоты просторы и кажется, что стоит только нажать на спуск, как на дисплее фотоаппарата появится самое прекрасное изображение, которое не видывал свет…

Запечатлейте в памяти данный эпизод и откройте глаза, ваша фантазий так и останется фантазией, и вы никогда не узнаете, как фотографировать пейзаж, если пренебрежете нижеперечисленными правилами.

  • Максимальная резкость . Многие фотографы практикуют съемку пейзажа при открытой диафрагме, тем не менее «многие» — не показатель хорошей работы.

Классическим приемом во время пейзажной съемки считается наведение резкости на все изображение (съемка на прикрытой диафрагме).

Обычно достаточно произвести простые настройки камеры, чтобы получилось резкое и в меру экспонированное фото: ползунок в районе f/11-16, а можно доверить автомату, если снимать в . Однако, во избежание шевеленки, лучше проводить съемку пейзажа при помощи или .

  • Наличие смысла . Для любого фото важно наличие смыслового центра композиции, чтобы, как говориться, глазу было за что зацепиться. Центром внимания может служить что угодно: интересной формы строение, дерево, гора, корабль посреди мора и т.д.
  • Правило третей в общей композиции кадра. Расположение смыслового центра относительно всех элементов и деталей снимка также важно, как наличие резкости.

Эталонное гласит: фото выглядит наиболее выигрышно, когда фотографируемые предметы, условно разделены линиями, которые делят изображение на три части, как вдоль, так и поперек.

  • Продуманный передний план . Располагайте смысловые центры на фронтальной части фото, оставляя «воздушное пространство» спереди, таким образом удастся создать эффект легкости и передать глубину.
  • Доминирующий элемент . Секрет удачной природной фотографии раскрыт – на снимке должно доминировать либо небо, либо передний план.

Если ваши фотографии не подходят под данное описание, скорее всего, их сочтут скучными и обыденными.

Если случилось так, что небо во время проведения фотосессии неинтересное и однотонное – сместите линию горизонта в верхнюю треть, так вы не позволите ему превалировать над остальным.

Но если создается впечатление, что воздушное пространство вот-вот взорвётся или обрушиться на землю потоками лавы – отведите ему 2/3 кадра и вы увидите, насколько может измениться сюжет происходящего.

  • Линии . Существует бескрайнее множество способов отразить красоту природы в полном объеме. Один из них – прием включения активных линий в композицию. С помощью линий можно перенаправлять взгляд зрителя с одной смысловой точки фота в другую, создавая при этом некую замкнутость пространства.

Линии не только создают узоры на фото, но и добавляют объем. Это касается и линии горизонта, за которой постоянно нужен глаз да глаз.

  • Движение . Многие считают пейзажные снимки спокойными и пассивными. Но это не обязательно так! Добавить жизни в фото можно при помощи воды или ветра, так например, зафиксируйте зеркальным фотоаппаратом буйство океана или струящийся водопад, дуновение ветра или падение листьев с дерева, взлет птиц или ход людей.

Влияние погоды и времени на качество ландшафтной фотографии

Золотое правило пейзажа: «Сцена и сюжет могут кардинально измениться в одночасье, в зависимости от погодных условий и времени года»

Ошибочно полагать, что лучшее время для природных снимков — солнечный день.

В пасмурную погоду, в плане световых эффектов, снимать одно удовольствие: град, дождь со снегом и гроза могут наполнить зловещим, таинственным настроением любой пейзаж.

Однако есть побочка – вероятность промочить ноги, заболеть и навсегда распрощаться с зеркалкой, поскольку влага может разрушительно сказаться на всей электронике.

Чтобы этого избежать, заранее планируйте свой день, серьезно отнеситесь к сборам: продумайте, что надеть на себя и во что завернуть камеру. Для этих целей лучше всего приобрести водонепроницаемый чехол или хотя бы , защищающую объектив от попадания капель на линзу.

Снимать в дождь не обязательно – это просто один из способов добиться художественности изображений.

Таким образом создается очень мягкий рассеянный свет, придающий снимкам легкость и особый сонный вид.

Лес, затянутый туманом будет выглядеть куда таинственней и привлекательней, нежели в солнечный день.

Хотя если съемка происходит в летний или осенний период, свет пробивающий сквозь листву может создать интересный , на открытой диафрагме.

Во время заката же, используя , можно сфотографировать не менее интересные пейзажи, особенно если передний план будет немного подсвечен сзади.

Чтобы избежать зайчиков используйте бленду или . Данный фильтр в пейзажной фотографии просто незаменим.

Ночная съемка в техническом плане, самая сложная. Снимать природу в полном естестве бессмысленно из-за отсутствия света. Поэтому нужно идти туда, где есть искусственные источники света – город.

Бесперебойно использовать вспышку в данном случае не стоит, поднимите значение до 800-1600 и вперед, навстречу городскому пейзажу!

Краткий ликбез на тему ландшафтной съемки подошел к своей точки не возврата! Надеюсь, данная статья была хоть сколько-нибудь поучительна и полезна. Я думаю, что я донес до вас смысл, как правильно фотографировать пейзаж, чтобы добиться нужных результатов.

Если вы начинающий фотограф, который хочет достичь положительных успехов в фотографии, тогда все в ваших руках. Для начала лучше всего начать с понятия своего зеркального фотоаппарата. А помощником может стать один из видеокурсов ниже. Большинство начинающих фотографов, после изучения данного курса, стали по-другому относится к зеркальному фотоаппарату. Курс поможет раскрыть все важные функции и настройки зеркалки, что очень важно на начальном этапе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.

Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь ссылками на статьи с друзьями.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

На первый взгляд пейзажная фотография очень простой тип фотосъемки. Кажется, что достаточно лишь выйти с фотоаппаратом на улицу, выбрать достойный объект и нажать кнопку спуска затвора. Однако, увидев свои первые кадры, вы можете быть разочарованы. О том, на что следует обратить внимание при съемке пейзажа и как получить прекрасные снимки, вы узнаете ниже.

Объектив для съемки пейзажей

Начнем с того, что объективов, предназначенных исключительно для пейзажной съемки, не существует. Снимок, полученный длиннофокусным объективом, имеет меньше геометрических искажений, но, к сожалению, и меньший угол обзора. Короткофокусная (широкоугольная) оптика подойдет тогда, когда нужно получить больший угол обзора, глубину передачи перспективы или построить панорамное изображение. В то же время геометрические искажения перспективы, свойственные таким объективам, могут быть использованы как художественный эффект. Для съемки пейзажа можно приобрести широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например 14 или 18 мм. Альтернативным и более дешевым вариантом может стать приобретение зум-объектива (10–20 мм, 12–24 мм, 18–35 мм). В конце концов, можно использовать и китовый объектив (18–55 мм), который даст вам большую гибкость в выборе сюжета и станет отличным выбором для начинающего фотографа.

Следует отметить, что объективы, предназначенные для камер узкого формата, имеют шкалу фокусных расстояний в пересчете на угол зрения для стандартного, 35 мм, пленочного кадра. Поэтому для оценки угла обзора объектива для вашей цифровой камеры, необходимо учитывать ее кроп-фактор .

Светофильтры

Помимо объектива вам понадобятся светофильтры для съемки пейзажа . Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный и поляризационный фильтры.

Градиентный фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.

При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

Композиция

Перед началом съемки необходимо вспомнить основные правила построения композиции . Постарайтесь не располагать линию горизонта точно посредине кадра. Желательно построить композицию таким образом, чтобы она находилась ближе к верхней или нижней трети кадра. Избегайте центральной компоновки объектов, на которых вы делаете акцент. Еще с античных времен были хорошо известны правила, по которым объект, располагающийся вблизи точки «золотого сечения», имеет наиболее гармоничное восприятие. Мысленно разделив кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, скомпонуйте ваш кадр так, чтобы акцентируемый объект оказался в районе одной из точек их пересечений. Если же таких объектов несколько, никогда не располагайте их на одной линии.

Снимая пейзаж, разделите кадр на три хорошо выраженных плана - передний, средний и задний. При таком построении композиции ваш снимок приобретет необходимый объем.

Свет

Следите за освещением. Самое благоприятное время для съемки - до 10 часов утра и после 17 часов вечера (осенью и зимой эти границы, естественно, сужаются). В это время освещение наиболее мягкое и ровное. Используйте поляризационный фильтр для экспонирования чистого, безоблачного неба. С его помощью вы можете добиться глубокого и мягкого градиента: от легких дымчатых, до глубоких, бархатных оттенков (Фото 1).

Используя градиентный фильтр, добейтесь уменьшения яркости пасмурного, бесцветного неба и проявления текстуры облаков. Это придаст вашему снимку дополнительный объем. При включении фрагментов голубого неба в разрыве облаков действие градиентного фильтра на них будет эквивалентно действию поляризационного фильтра (Фото 2).

Старайтесь не перегружать ваш кадр излишними деталями. Порой придать кадру объем может самая простая композиция. Например, на этом кадре (Фото 3) при помощи людей удалось добиться оживления композиции, а при помощи всего одной детали - камня на переднем плане, скомпонованного возле точки «золотого сечения», - добиться объема.

Смело экспериментируйте с экпозамером, особенно в сложных условиях освещения. В съемке пейзажей очень важна максимальная глубина резкости, поэтому при съемке с рук предпочтительнее выставлять диафрагму F8–11, а при наличии штатива можно уменьшить ее и до F22.

Панорамы

Наконец, попрактикуйтесь в съемке панорам. Здесь следует руководствоваться несколькими правилами. Все будущие кадры вашей панорамы должны иметь одинаковый масштаб снимаемого объекта, поэтому не фокусируйтесь ближе или дальше него. Значение диафрагмы нужно оставить постоянным. Кадры нужно делать с некоторым нахлестом друг на друга. Иначе из-за недостатка информации на краях кадров программа по сшивке панорам не сможет собрать итоговую картинку. Можно воспользоваться функцией бреккетинга вашей камеры, чтобы избежать ошибок в экспозиции.

В качестве примера (Фото 4) можно привести панораму, собранную из двух кадров при относительном отверстии F8 и фокусном расстоянии объектива 28 мм. Объектив при этом был сфокусирован на бесконечность, а выдержка на всех кадрах равнялась 1/125 секунды.

Да, планирование поездки - это тоже работа, которая поможет вам создать красивые снимки. Куда бы вы ни собирались отправиться, нужно как следует подготовиться и собрать как можно больше информации об этих местах . Ознакомьтесь со спутниковыми снимками и картами местности - они помогут вам понять, какие вершины гор, если таковые имеются, будут подсвечиваться на восходе или закате солнца. Вот, например, снимал в Абхазии:

Поищите фотографии этой же местности, сделанные другими людьми. Неважно, на какой фотоаппарат они сделаны. Даже снимки с мыльницы помогут вам получить примерное представление о месте, куда вы поедете. Постарайтесь выделить интересные для себя особенности местности, которые можно запечатлеть на снимках - дерево необычной формы на берегу водоема, например.

Изучите местность

При съемке пейзажа часто бывает так, что человек пытается запечатлеть красивое природное событие слишком поздно. Например, вы увидели изумительный закат и начали суетиться, пытаясь хоть как-нибудь его сфотографировать. Это неверный подход, и получить хорошие кадры вам будет сложно.

Поэтому старайтесь всегда предварительно изучить окружающую местность. Например, если вы остановились на берегу водоема, потратьте свое время на то, чтобы изучить прилегающую территорию, поищите интересные ракурсы, необычные камни, ручейки или еще что-то подобное.

Погуляйте по лесу вдоль водоема, найдите склон повыше и заберитесь на него - так вы сможете найти что-нибудь действительно достойное для съемки. Не забывайте во время прогулок делать тестовые кадры, которые можно будет посмотреть вечером и выбрать самые интересные места - своеобразный бэкстейдж . И когда в следующий раз солнце будет садиться, вы уже будете в нужном месте с подготовленной камерой и без суеты сможете делать отличные фотографии.

Помните, что пейзаж - это в первую очередь свет!

Одна из главных ошибок любителей - съемка в полдень, когда солнце сияет во всю мощь, и освещение получается очень жестким. Такие снимки выходят всегда довольно плоскими, а цвета получаются грязными. Поэтому идеальным временем для съемки пейзажа считается восход и закат солнца. В эти часы освещение особенно мягкое, и фотографии начинают играть другими красками.

Когда будете прогуливаться, выбирая места для съемки, захватите с собой компас – он поможет вам определить, где будет рассвет и закат солнца.

Выбор фототехники

Всегда берите с собой штатив. Лучше взять с собой его, чем еще один объектив. Штатив даже обычную камеру превращает в мощный инструмент, который способен делать прекрасные пейзажи в любых условиях. Важно, чтобы с помощью штатива фотоаппарат можно было установить на любую высоту - хоть на 20 см, хоть на 2 метра. Вес штатива будет иметь для вас значение только в том случае, если вы решите поснимать при штормовом ветре.

В любом случае на штативах имеется крючок, на который можно повесить пару камней в пакете для устойчивости. Объектив лучше всего использовать широкоугольный. Для пейзажной съемки он подходит больше всего.

Не бойтесь снимать с низкого положения

Например, если вам приглянулись интересные цветы или поросшие мхом камни, опустите фотоаппарат на штативе пониже.

Так вы сможете сделать акцент на переднем плане, а фотография станет более выразительной.

Какую использовать глубину резкости?

В съемке пейзажа важно, чтобы весь снимок был резким - и трава впереди, и горы вдали. Чтобы обеспечить желаемую глубину резкости, нужно использовать большие значения диафрагмы: от f/8 до, примерно, f/16. Знайте, чем больше это значение, тем резче будет снимок. Но не забывайте, что при больших значениях диафрагмы резкость может стать хуже из-за возможных фото дефектов .

Как избежать проблем с динамическим диапазоном?

Динамический диапазон - это такой параметр, который обозначает разницу в яркости самого темного и самого светлого участка сцены. Когда вы снимаете рассветы или закаты, фотоаппарат часто не справляется с большим динамическим диапазоном, и на фотографии возникают пересвеченные участки или темные пятна.

Чтобы избежать этого, достаточно просто не снимать в контровом освещении. К примеру, вместо съемки самого заката, поверните фотоаппарат на 90 градусов и попробуйте запечатлеть залитые закатными лучами горные вершины или полянку.

Как сделать пейзаж объемным?

Мы всегда видим объемное изображение, потому что у нас есть два глаза. А вот у фотоаппарата есть лишь один «глаз», и для создания объема нужно приложить усилия.

Объемный эффект на снимке создается благодаря тональной и пространственной перспективе. Усилить объем можно с помощью света. Самые объемные пейзажи получаются при боковом и контровом освещении.

Старайтесь выбирать точку для съемки пейзажа так, чтобы на фото были как близкие объекты, так и отдаленные. Хорошо, если между передним и задним планами есть плавный переход, например, в виде текущего между ними ручейка.

Ложитесь поздно, а вставайте рано

На самом деле это очень важный совет. Всегда вставайте за час до восхода солнца и идите фотографировать, независимо от погодных условий. Да, порой вылезти из теплого спального мешка в 4 утра довольно сложно, но это того стоит. Точно так же поступайте за час до захода солнца.

Не забывайте, что после дождя бывают потрясающе красивые закаты с радугами, и вам придется промокнуть, чтобы запечатлеть их.

Проявите терпение

Красивое освещение бывает довольно редко, и чтобы дождаться его, вам придется проявлять терпение. Удачные снимки - это редкое явление, и у вас все равно не получится штамповать удачные пейзажи сотнями в месяц, и никакие советы тут не помогут. Лучшие фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей , порой тратят по 10 дней, чтобы сделать один-единственный кадр - и все это время они ожидают подходящий свет .

Поэтому всегда рассчитывайте время своей поездки. Если, к примеру, вы задержитесь на одном месте всего на пару дней, то получить удачный кадр будет довольно сложно, но попытаться стоит!

Теперь, дорогие читатели, вы знаете как снимать пейзаж и если не хотите пропустить новые статьи о фотографии, оформите, пожалуйста, подписку на блог.

Очень полезная подборка советов по композиции. Тем, кто учится рисовать, настоятельно рекомендуется к смакованию на регулярной основе:)

Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда… когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога.

I. Основные советы.

1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:
Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок.
Выделятся некоторым контрастом света.
Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно).
Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица.
Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса. Смотрите рис 1. и 2.
Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3.
Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения.
Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.

Рис 2. Бревна расположены на картине как указатели, в область выбранную художником.

Рис 3. Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.

2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.

Рис 4. На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.

3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.

Рис 5. Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.



Рис 5а. Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель последует взглядом за линией берега.

4. Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.

Рис 6. Этот поток не очень удачной формы движения.

Рис 7. Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть…

Рис 8. Неверно. Путь – прямая. Слишком быстро и резко.

Рис 9. Так намного лучше.

5. Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено… В общем, чувствуйте себя свободно, вы – художник

Рис 10. По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.

6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.

Рис 11. Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.

Рис 12. Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

7. Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.

Рис 13. Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.

8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости. Однако картины выглядят как настоящие. Иногда я слышал, как люди, видевшие мои работы, спрашивали: "Это что фотография?" Но в моей работе не было ничего настоящего, только представление действительности. Вот несколько советов для создания иллюзии глубины:
Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга.
Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.
Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.
Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.
Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе – светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.

Рис 14. Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

Рис 15. Туман – отличное средство для создания глубины.

9. Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.

Рис 16. Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.

Рис 17. Лучше – контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.

Рис 18. Темная одежда на человеке выводит его из поля зрения, а дверь на теневой стороне дома хоть и темная, но окружена средними величинами цвета и света, и увлекает взгляд зрителя в неправильную область. Обдумывайте направление света изначально.

10. Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если вы включите в композицию некоторую "зону отдыха", желательно перед центром интереса.

Рис 19. Вы можете видеть до деревьев некоторое пространство просто чистого снега – хорошая передышка для взгляда и выделение центра интереса.

11. Если возможно, включите в картину и горизонтальные, и вертикальные и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде, но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и дают глубину.

Рис 20. Там, где озеро достигает земли у нас есть горизонтальная линия, сосна дает вертикаль, а трава по берегу – диагональ. Линия дерева разбивает пересечение горизонтали и диагонали, иначе бы получился ровный синий треугольник.

12. Когда вы изображаете движущиеся объекты, часто необходимо передать динамику через окружающие объекты.

Рис 21. Художник изобразил движение лошадей. Чувство движения было передано через пыль. Также ни одна из лошадей не висит в воздухе – такое может быть на фотографии, но не должно изображаться на картине. То же самое с фотографией водопада: вода может застыть на снимке и иметь четкие контуры, однако на картине её так рисовать нельзя. Смазанное изображение воды даст чувство движения и динамики.

13. Наиболее привычное для взгляда движение слева направо. Не забывайте об этом, когда будете искать путь для движения взгляда вдоль реки или дороги.

14. Также как и при чтении книги ещё одно привычное направление – сверху вниз.

II. Распространенные ошибки.

15. Не начинайте движение с угла!

Рис 22. Пример плохого направления. Река начинается из левого нижнего угла.

Рис 23. Расширив устье реки, мы решили проблему.

16. Избегайте повторений линий, форм и размеров. Это создает противоречия и рассеивает внимание.

Рис 24. Две одинаковые березы. Одну из них стоило бы изогнуть по – другому и сделать их разной толщины.

Рис 25. Две лошади одинакового размера, в одинаковых позах.

17. Избегайте группировать людей или животных в одинаковых количествах. Если хотите изобразить пару, то внесите разницу в размеры и движения.

Рис 26. Неверное изображение. Олени одинаковы в движениях и размерах. Так они конкурируют за внимание.

Рис 27. Так лучше. Олень справа другого размера и в другой позе.

Рис 28. Третий олень также добавил разнообразия.

18. Не сгибайте линии на ваших картинах наружу, лучше направляйте их внутрь. Также не рисуйте горизонтальных и вертикальных линий параллельных рамке картины.

Рис 29. Неправильно. Телефонный столб наклонен неверно.

Рис 30. Также неудачный вариант – столб направлен параллельно рамке картины.

Рис 31. Так намного лучше. Направление движения теперь внутрь картины и удерживает взгляд.

19. Избегайте длинных прямых линий. Маскируйте их или слегка искривляйте.

Рис 32. Прямые линии скрыты или сглажены цветами. Каменная стена слегка искривлена.

Рис 33. Крыши домов, выложенные черепицей, обычно изогнуты. Они слегка искривляются с течением времени.

20. Не используйте чистых геометрических форм таких, как квадраты (окна, двери), треугольники (деревья), овалы или круги. Даже, если они являются такими по происхождению. Например, когда рисуете окно, разделите форму веткой дерева или цветочным горшком.

Рис 34. Тень на переднем плане – треугольной формы.

Рис 35. Так лучше. Теперь форма тени разделена и выглядит естественно.

21. Никогда не делите картину на равные части. Линия горизонта не должна проходить через середину. Это делает картину искусственной.

Рис 36. Линия горизонта проходит посередине.

Рис 37. Лучше. Теперь часть неба срезана и части находятся в пропорции 1/3.

22. Избегайте соприкосновения граней.

Рис 38. Неверно. Шляпа ковбоя соприкасается с вершиной холма.

Рис 39. Теперь всё на своих местах.

Рис 40. Неправильно. Верхушка сосны касается верха холста. Мы здесь не можем больше добавлять. Значит придется обрубать часть дерева!

23. Пересечение форм нежелательно. "X" – подсознательный знак запрета.

24. Не закрывайте зрителю вход. Приглашайте его.

Рис 42. Неверно. Художник закрыл дверь, и невербально, для нас, это означает закрытую территорию, запрет.

Рис 43. А вот эта композиция выглядит доброжелательно. Чувствуете приглашение войти?

Совет: когда вы изображаете неосвещенную область, не используйте черный цвет. Цвет абсолютной темноты – пурпурный.

III. Советы по улучшению изображения.

25. Нет необходимости изображать каждый кирпич, камушек, доску и т.д., если только вы не рисуете сверхреалистичную картину. Лучше использовать некоторые приемы импрессионизма, ведь самое важное – выразить идею, передать значение.

Рис 44. Крыша не детализирована, но текстура легко угадывается.

26. Затемняйте и сглаживайте углы картины.

Рис 45. Оба нижних угла – затемнены, таким образом сглаживается рамка картины.

27. Не изображайте тень сплошной, лучше добавьте немного световых пятен. Картина станет намного приятней.

28. Животных лучше всего никогда не ставить на картине боком, т.к. исчезает ощущение трехмерного пространства – получается плоская картинка. Здесь предпочтительнее пропорция ¾.

Рис 47. Неправильно.


Рис 48a. и 48b. Значительно лучше.

29. Строения и другие предметы созданные человеком выглядят интересней, если вы добавите в их текстуру трещины, неравномерности и т.д. Пусть они расскажут свою историю.
Совет: изображайте текстуру только на ближних объектах – на большом расстоянии текстура смазывается и исчезает.

Рис 49. Художник наносил краски сухой кистью, чтобы здание выглядело старым.

30. Добавьте в ваши картины драматичности. Закатное небо с яркими оранжевыми цветами смотрится намного интереснее, чем обычное полуденное. Можете добавить дождь, мокрые улицы, ветер и т.д. Всё это сделает картину интереснее.

Рис 50. Такая простая композиция выглядит загадочно из – за дождя и солнца, выглядывающего из облаков.

31. Если вы не преследуете создание сверхреалистичной картины, то изображайте предметы немного смазано, будто смотрите на мир из – под полуопущенных век.

Рис 51. Конечно в жизни всё выглядит более детально, но художник изобразил только наиболее существенные элементы, а остальное упростил.

32. Мягкие грани и края на фоне улучшат ощущение расстояния. Оставьте четкость на переднем плане, в пределах центра интереса.

Рис 52. Деревья на заднем плане были нарисованы размыто, а дерево переднего плана – четко. Это усилило ощущение глубины и сфокусировало взгляд.

33. Не делайте резких границ между двумя областями на картине.

Рис 53. Освещенная часть травы внезапно прекращается, когда достигает куста.

Рис 54. Лучше.

34. Вносите разнообразие в формы. Если у вас на картине есть круглые деревья, не делайте круглыми и облака.

35. Баланс также очень важен. Не должно быть значительного смещения массы на одной из сторон – слева, справа, вверху или внизу. Представьте, что у рисунка есть вес и он может накрениться.

Рис 55. Неправильно. Есть явное смещение тяжести с правой стороны картины, в левой же части – пусто.

Рис 56. Так лучше. Теперь дерево слева добавляет равновесия.

36. Мазки кисти должны быть направлены к центру интереса.

IV. Некоторые советы по цветовой гамме.

Цветная палитра похожа на ноты для музыканта. Цвета должны быть гармоничны.
37. Позвольте цветам смешиваться, внося разнообразие. Избегайте использования более трех цветов в одной области.

Рис 57. Понаблюдайте за изменениями цвета в тени каменной стены. Художник изменял насыщенность цветов и смешивал их между собой.

Рис 58. Голубой цвет в этой картине есть только на двери. Это автоматически привлекает внимание.

Совет: я не буду слишком углубляться в гармонию цвета, это тема для отдельной книги. Если вы возьметесь за изучение этого предмета серьезно, то стоит изучить различные книги и источники.
Я лично предпочитаю разнообразные цвета и оттенки, избегая черного. Чем больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Это происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Изменяйте оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Также с помощью цвета легко выделить центр интереса.
Большинство людей предпочитают теплые цвета. И помните, что в вашей картине должен преобладать один цвет и температура. Рисуйте центр интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Не повторяйте на фоне цветов, которые были использованы для переднего плана, однако для баланса цвета используйте оттенки одного цвета в разных частях картины.(смотри рис. 57)
Можно использовать разницу между температурой цвета для создания контраста и глубины. Посмотрите на рис. 61. Холодные цвета кажутся дальше, теплые – ближе.

Рис 59. На этой картине цвета негармоничны. Горы отрезаны от картины, как отдельная часть потому, что сине – фиолетовый оттенок появляется только на заднем плане.

Рис 60. Здесь художник поступил мудро, добавив синий оттенок в лужи, а зеленый к подножию гор. Обратите внимание на большое кол – во различных оттенков зеленого цвета.

Если ваша живопись преимущественно зеленых оттенков, то небо лучше делать не чистого синего цвета, а голубовато – зеленым. Также можно добавлять оттенки голубого в листву потому, что поверхность многих листьев (особенно мокрых) слегка отражает цвет неба.
Не стоит использовать чистые цвета – это выглядит неестественно. Особенно если используете белую краску, то добавьте в неё чуть – чуть желтого или оранжевого. Поэтому многие производители акварельной бумаги подкрашивают её слегка оранжевым цветом, чтобы чистые области холста не резали глаз.

Рис 61. Посмотрите – зеленый цвет добавлен к стене дома, это позволяет избежать отрыва от остального изображения и выглядит, как свет, отраженный от листвы.

Рис 62. Пурпурный и желто – коричневый цвета на этой картине создают разрыв и глубину. Ближняя скала теплее цветами, чем дальняя.

38. Нужно использовать разницу между темными и светлыми насыщенными областями для создания нужного освещения.

Рис 63. Пример мастерского использования цвета и насыщенности. Контраст с темными областями создает иллюзию света.

39. Когда вы рисуете картину, используйте всего несколько величин освещенности. В жизни из – за особенностей отражения и преломления света получаются миллионы градаций, которые очень сложно воспроизвести.
Возможно вам придется сделать тень темнее, чем на самом деле. Используйте контраст между светлыми и темными областями для лучшего восприятия.

Рис 64. Использования от 6 до 10 величин градации света вполне достаточно для большинства картин.

40. И не забывайте, что природа – наш учитель. Тем не менее, иногда не стоит изображать всё именно так, как оно есть на самом деле. Некоторые деревья могут быть круглой или треугольной формы, и если вы их так изобразите, то это будет выглядеть непрофессионально. Также в жизни бывают монотонные цвета или, например, два дерева одинаковой выстоы.
Картины в природе огромны, и мы должны привлекательно выразить какую – то небольшую часть в маленьком плоском эквиваленте. В этом плане художник несколько ограничен.

И, в заключение, хочу сказать ещё одну важную вещь. Мне кажется талант – это не самое важное для художника. По крайней мере, не так важно, как усердие, упорство и трудолюбие. Истину приходится изнурительно искать.
Талант только подсказывает нам что правильно, а что – нет. А вот опыт исправляет ошибки.