Функции и задачи региональных логистических комплексов. · Р егион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики

Региональные логистические транспортно-распределительные комплексы

Одной из ключевых задач развития регионов является устранение барьеров на пути свободного перемещения товаров, капиталов, людей и информации .

Когда специалистами различных отраслей экономики накоплен достаточный опыт организации и работы фирменных и отраслевых логистических центров, возникает потребность действовать на рынке сообща.

Становится очевидной необходимость создания транспортной логистической системы региона, которая должна включать в качестве подсистем все виды транспорта, транспортные узлы, терминальные комплексы, грузоперерабатывающие предприятия, таможни и т.д., объединенные единой телекоммуникационной системой, для эффективного решения возложенных на нее задач в интересах города, региона, страны и международного сообщества.

Для формирования транспортно-распределительного комплекса необходимо наличие ряда условий - :

1. пересечение в узле нескольких транспортных линий различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного (речного, морского), трубопроводного.

2. данные виды транспорта должны быть достаточно развиты на данной территории.

3. наличие мощного складского и терминального комплекса, пригодного для хранения и переработки грузов.

4. присутствие таможенной инфраструктуры, способной обеспечить таможенное сопровождение грузов.

5. наличие банков и страховых компаний, способных предоставить услуги по страхованию грузов.

6. возможности для развития информационных технологий и структур, способных обеспечить информационное сопровождение грузов.

В целом региональный транспортно-распределительный комплекс представляет собой крупный портал, который служит для обработки большого объема грузов. Здесь товары не просто складируются и обрабатываются, здесь происходит их перераспределение по другим регионам.

Функции и задачи региональных логистических комплексов

Региональные логистические комплексы более перспективны, чем комплексы отдельных фирм. Цель их создания - ускорение доставки груза получателю, сокращение продолжительности накопления и хранения груза на транспортную партию, формирование и концентрация грузопотоков в данном регионе.

Одной из главных задач региональных логистических комплексов также является расширение предоставляемого комплекса транспортно-логистических услуг и снижение их стоимости за счет концентрации в едином центре, а также интеграции различных видов логистического сервиса на основе создания совместных предприятий на корпоративной основе .

Основными функциями региональных транспортно-распределительных комплексов являются:

1. складские - разгрузка, погрузка, приемка по количеству и качеству, хранение (стеллажное, штабельное и др.), инвентаризация;

2. перевалка и хранение контейнеров всех видов;

3. транспортные - экспедирование и перевозка грузов ж/д и автомобильным транспортом, кросс-докинг, охраняемая стоянка;

4. таможенные - услуги таможенного склада, услуги СВХ (склада временного хранения), весь комплекс услуг по таможенному оформлению импорта/экспорта грузов (в том числе акцизных), сертификация товаров, консультации по вопросам ВЭД;

5. управление запасами и товаропотоками заказчика - обработка заказов, подбор грузов для отправок, палетизация грузов, комплектация ассортиментных наборов, упаковка и переупаковка, маркировка, предпродажная подготовка, сопровождение и охрана грузов в пути, страхование, доставка "от двери до двери", дистрибуция, агентские функции;

6. информационные - ведение компьютерного учета всех складских операций, контроль процесса исполнения заказов, отслеживание грузов в пути следования, автоматизация документооборота, управление финансами, поддержка формирования решений, отчеты;

7. сервисные - горячее питание, бизнес-центр, офисные помещения, все виды связи и коммуникаций, расчетно-кассовый центр.

За счет интеграции товароматериальных, информационных, финансовых и сервисных потоков достигается максимальный синергетический эффект .

Актуальность региональных проблем в логистике. Принципы формирования логистических систем.

Актуальность региональных проблем в логистике. На развитие макрологистики во многом влияют региональные особенности воспроизводства. Особенно актуален учет региональных аспектов формирования логистических систем для России. Уникальное сочетание социально-экономических и природно-климатических факторов в каждом регионе определяет особое соотношение спроса и предложения на продукцию, ценовую политику, специфику деятельности логистических посредников и другие региональные особенности. Большое влияние на синтез логистических структур оказывают региональные транспортные коммуникации, эксплуатационные предприятия транспорта, а также наличие логистических посредников, состояние инфраструктуры и производственно-технической базы региональных систем распределения.

Принципы формирования региональных логистических систем. Региональные логистические системы являются сложными стохастическими системами, что проявляется в интегральном взаимодействии таких факторов как наличие большого количества логистических посредников, многопрофильность (многоассортиментность) региональных материальных потоков, отсутствие полной информации, затрудняющей формирование логистического управления.

Указанные факторы предопределяют необходимость использования системного подхода для анализа и синтеза региональных логистических систем. Основные положения данного подхода сводятся к следующему.

1. Каждый регион как объект исследования уникален и характеризуется определенной системой факторов, связей и процессов, большинство из которых являются стохастическими (вероятностными) или качественными.

2. Региональная логистическая система представляет собой синергию материальных, информационных и финансовых потоков и процессов, образующих адаптивную систему, включающую объект и субъект логистического управления.

3. Важнейшими системными характеристиками региональных логистических систем являются надежность, устойчивость и адаптивность, направленные на поддержание равновесия системы в условиях неопределенности внешней среды.

4. Управление региональной логистической системой не может быть полностью формализовано, что вызывает необходимость построения комплекса формализованных и неформальных (эвристических) процедур и представлений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Региональная логистика
  • Логистика кластеров
  • Сити-логистика

Региональная логистика

Компетенции :

· способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

· способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

· умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

· способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Ключевые термины

· Регион

· Экономическоерайонирование

· Региональнаялогистическая система

· Локалитет

· Территориально-промышленныйкомплекс

· Кластер

· Агломерация

· " Л огистика единого окна "

· Сити-логистика

Региональные логистические системы

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Деление территории на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории могут быть применены множество видов районирования. Признаками различия регионов выступают экономические аспекты региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и др.

На территории России используется в основном три вида районирования:

· административно-территориальное деление;

· общее экономическое районирование;

· проблемное экономическое районирование.

Административно-территориальное деление связано, в основном, с изменениями территории станы и административно-территориальным устройством. По состоянию на 1 января 2011 года Российская Федерация включает 83 региона - субъекта федерации. Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

Кроме указанных исторически сложившихся административных единиц, к январю 2011 года на территории России образовано 8 федеральных округов : Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их основной задачей является обеспечение вертикали административного управления.

Общее экономическое районирование . В настоящее время территория страны разделена на 12 экономических районов. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования, а также частичного государственного регулирования в основном в форме координации. Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономического взаимодейс т вия (МАЭВ ). Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром. В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций, чьи территории, в основном, совпадают с крупными экономическими районами.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны : Запад (европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Проблемное экономическое районирование используется для целей государственного регулирования территориального развития. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые ), д е прессивные, кризисные ; особо выделяют приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Особенность рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным, т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.

С точки зрения логистического подхода, представляет интерес понимание региона в качестве экономической системы. В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона:

· Р егион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. В данном случае регионы обеспечивают разные формы межрегиональных экономических отношений и взаимодействие с общегосударственными властями.

· Регион как квазикорпорация - это крупный субъект собственности и экономической деятельности, который обладает значительным ресурсным потенциалом для саморазвития.

· Р егион-рынок - это совокупность рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д., существующих на определенной территории с общими условиями экономической деятельности.

· Р егион-социум выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.).

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы: регион как подсистема информационного общества или регион как участник интернационализации и глобализации экономики Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - 3-изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - С. 83-84 .

В связи с этим возникает вопрос об иерархическом строении и соотношении основных видов регионов. Гранберг Александр Григорьевич дает следующую систему взаимоотношений, возникающих между различными регионами (рис.1). Там же, С. 24.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Регионы России в мировом сообществе

Таким образом, если мы сопоставим градацию логистических систем и приведенную иерархию, то можно сделать следующие выводы. Высокий уровень таких свойств данной системы как сложность, автономность и взаимозависимость элементов, позволяет отнести регион к макрологистическому и в некоторых случаях (принимая во внимание территориальную ограниченность) мезологистическому уровням.

Специфика региона, как объекта исследования накладывает свои особенности на построение логистической системы.

Для региональной экономики - одним из основных понятий является "эконом и ческое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д.". Экономическое пространство характеризуется такими характеристиками и параметрами как:

· плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства);

· размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование освоенных и неосвоенных территорий);

· связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

Рассматривая экономическое пространство с точки зрения логистического подхода, имеет смысл определить его как "территорию базирования" региональной логистической системы, обладающую большим разнообразием свойств и показателей. В связи с эти возникает необходимость классифицировать типы регионов. Типологизация регионов важна как для применения системного подхода к описанию и диагностике социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной и региональной политики. Существует много подходов к выбору признаков классификации регионов с точки зрения осуществления государственной политики, однако для применения логистического подхода в рамках реги о нальной экономики интересно выделение приграничных регионов . Региональная экономика относит этот тип регионов к проблемным и подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы. Среди основных функций подобных регионов выделяются : барьерная, фильтрующая и контактная . Там же, С. 332 Последняя в свою очередь во многих аспектах пересекается с интегративными процессами в логистике. Рассматривая развитие логистики можно проследить четкую тенденцию интеграции деятельности региональных предприятий, включая логистических операторов рынка. Указанные общие тенденции логистики являются следствием глобальных процессов в мировой экономике, которые на фоне ужесточающейся конкуренции заключаются в интеграции основных субъектов рынка для осуществления своей деятельности в целях сокращения затрат. В приграничных регионах данные процессы проходят гораздо интенсивнее.

Целесообразно рассматривать три уровня интеграции приграничных территорий:

Макроуровень - взаимодействие на уровне субъектов федерации, имеющих прямой выход к государственным границам. Особенность организации взаимодействия на этом уровне заключаются в том, что приграничные субъекты имеют огромные территории и не все участники внутрирегиональных экономических систем испытывают воздействие границ. Очевидно, что построение интегрированных в международные экономические отношения систем необходимо проводить на более низких уровнях.

Мезоуровень - это уровень интеграции административных районов в составе субъектов федерации, чьи внешние границы совпадают с государственной границей, включая города на территориях этих районов.

Микроуровень - это экономические субъекты конкретных населенных пунктов, непосредственно выходящих на государственную границу.

В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится роль флагманов международного экономического сотрудничества. Им отведена роль лидеров роста экспорта и импорта, привлечения инвестиций. Однако построение экономических систем, в том числе и логистических, необходимо осуществлять исходя из условий более тесных внутренних связей (внутрирегиональных и внутригосударственных), чтобы избежать разрушения их целостности и исчезновения эмерджентных свойств.

С точки зрения организации внутренних связей в соответствии с делением, принятым в региональной экономике, рассматривают два основных типа регионов:

· однородный (гомогенный) регион, который не имеет больших внутренних различий по существенным критериям. Очевидно, что в реальности существование подобных регионов невозможно, поэтому данное понятие используется, в основном при анализе национальной экономики как системы регионов и неявно в макроэкономических теориях и моделях регионального развития.

· узловой регион, который имеет один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. Регион такого типа называют также поляризованным, центральным.

Исходя их этих особенностей, можем дать определение региональной лог и стической системы (РЛС ) - это большая сложная адаптивная стохастическая система, характеризующаяся большим количеством элементов, сложным характером взаимодействия между ними, многовариантностью и многоассортиментностью товароматериальных потоков, наличием большого количества логистических сложных операций и функций, которые выполняются логистическими посредниками и другими участниками системы. Региональная логистика объединяет логистикоориентированные методы исследования региона, как территории, региональную экономику в аспекте анализа и планирования движения потоков, планирование и проектирование логистической инфраструктуры региона. Основной проблемой при этом является совмещение принципов централизации и самостоятельности участников экономической деятельности, вовлечение их во взаимовыгодное партнерство, включающее информационное и сервисное обслуживание.

С практической точки зрения РЛС предназначена для управления всеми видами потоков на территории, выделенной в рамках экономического районирования. Рассматриваемая логистическая система, как уже упоминалось выше, имеет внутре н ние связи и связи с внешней ср е дой .

Элементом региональной логистической системы выступает локалитет - местность ("малая территория") с каким-то одним объектом, в качестве которого могут выступать компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т.п., т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным. Сочетания локалитетов образуют звенья логистической системы, т.е. конкретные формы территориального размещения, и обуславливают организацию хозяйства и расселения.

Различают следующие виды звеньев региональной логистической системы:

· промышленный узел - это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории;

· транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения;

· территориально-производственный комплекс (ТПК) - сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК могут иметь производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков;

· агломерация - территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Она характеризуется особо высокой концентрацией хозяйства и населения.

· кластер - "сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой системы создания стоимости" Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики// Вопросы экономики. 2005. №4., с. 75-86

Таким образом, схема функционирования региона должна включать как минимум три взаимосвязанных блока: "экономика", "население", "природная среда". Нас в дальнейшем будет интересовать "экономика", однако следует помнить, что взаимосвязь между указанными элементами достаточно тесная, поэтому она будет обуславливать принятие решений в различных областях. Например, значительно влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы.

Построение системы управления региональной логистикой начинается с организации межфирменной кооперации на основе формирования цепей поставок. Эта фаза направлена на создание партнерских отношений между предприятиями - участниками логистической системы. На этапе организации системы решается комплекс задач, связанный с установлением договорных отношений между предприятиями, выбором формы организации кооперационных отношений, выработкой системы целей кооперации, определением ролей, ответственности и правил взаимодействия. При этом региональная логистическая система должна обеспечивать взаимодействие и координацию действий пользователей и провайдеров. С этой целью создаются региональные инфо р мационно-аналитические центры (РИАЦ).

Учитывая огромную территорию России, особенности ее административно-территориального устройства, наличие крупных транспортных узлов, расположенных в МТК евроазиатского направления, до 2025 года, по оценке, нам потребуется создать как минимум 10 крупных мультимодальных ТЛЦ федерального и международного ранга в крупнейших транспортных узлах. Плюс порядка 20 крупных логистических центров регионального ранга (РТЛЦ) в транспортных узлах областного или краевого уровней.

Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, конечно, нельзя ограничиться наличием одного, пусть даже и крупного МТЛЦ. Необходимо создать опорную сеть терминальных комплексов и региональных ТЛЦ, объединенных в интегрированные региональные транспортно-логистические системы на основе единого организационно-экономического, информационного, нормативно-правового, кадрового и финансового пространства…

Разработаны и реализуются проекты в Смоленской области в районе Вязьмы, в Калужской (Обнинск), есть целевая программа по развитию логистической инфраструктуры для Брянской области. Есть интересные проекты и для регионов Сибири и Дальнего Востока. В частности, в Новосибирской области с участием инвесторов формируются три крупные инфраструктурные зоны: Западная, Восточная и Южная. Разработан и реализуется проект создания Промышленно-логистического парка (ПЛП) на площади в 2000 га; площадь логистических комплексов, складов и терминалов класса "А" составит 1300 тыс. кв. м. Объем инвестиций составит 35 млрд руб.

Формирование на территории Иркутской области 15 МТЛЦ оценивается в $535 млн. При этом за 10-летний период будет получен интегральный экономический эффект в размере $1340 млн при среднем сроке окупаемости инвестиций 7,5-8 лет. Дополнительно будет создано около 10 000 рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят $900 млн.

На Дальнем Востоке предлагается создать два крупных МТЛЦ в Хабаровском и Владивостокском узлах, шесть МТЛЦ средней мощности регионального уровня и порядка 15 территориальных ТЛК. Общая потребность в инвестициях по минимальному варианту оценивается в 16,782 млрд руб.

Развитие в зонах тяготения к российской части МТК опорной сети МТЛЦ и формирование на их основе интегрированных ТЛС обеспечит реализацию транзитного потенциала России в глобальной системе МТК и будет сопровождаться значительным мультипликативным эффектом, который проявится в развитии региональных рынков товаров и услуг и, в конечном итоге, - в увеличении валового регионального и валового внутреннего продуктов страны.

Источник: Прокофьева Т.А. Все удобства в коридоре // "Российская газета" - Экономика "Транспорт и логистика" №5465 (89) от 26.04.2011

Географическое положение и экономическая развитость региона определяют архитектуру РИАЦЛ и перечень оказываемых услуг. Для формирования перечня услуг необходимо выявить категории пользователей, взаимодействующих с РИАЦЛ:

1) органы власти;

2) товаропроизводители;

3) оптовики, посредники, магазины, потребители;

4) склады;

5) грузоперевозчики, пассажироперевозчики;

6) авиакомпания, аэропорт;

7) экспедиторы;

8) таможня;

9) страховые компании;

10) банки;

11) турфирмы и гостиницы;

12) информационно-консалтинговые фирмы.

Взаимодействие с большим количеством пользователей, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует распределения функций РИАЦЛ по территориальным информационно-аналитическим центрам логистики (ИАЦЛ), привязанным к наиболее сконцентрированным узлам логистической активности.

Участники логистических процессов в информационной среде РИАЦЛ объединяются и взаимодействуют как единая система.

Любая региональная логистическая система в самом общем виде представляет собой совокупность материальных, финансовых, сервисных и информационных потоков. При этом формирующим РЛС является материальный, движение которого обеспечивается региональной транспортно-распределительной системой на базе общесетевых транспортных узлов, расположенных на территории региона. Эта система имеет свою специфику и базируется на следующих основных принципах:

1. Применение прогрессивной терминальной технологии перевозочного процесса, основанной на сооружении грузоперерабатывающих и грузонакопительных терминальных комплексов и центров логистического сервиса на основных магистральных направлениях и в транспортных узлах, в пунктах взаимодействия магистральных видов транспорта подвоза-развоза грузов клиентам.

2. Организация системы комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры общесетевого транспортного узла с обеспечением единой ответственности транспортно-экспедиционной службы (компании) за доставку груза "от двери до двери" на всем пути его следования. Необходимо также предоставление клиентам складских услуг по хранению их продукции (в т. ч. долгосрочному). Это позволит ликвидировать или сократить до минимума складские запасы при организации производства на промышленных предприятиях и в торговых организациях, а так же в коммерческих структурах малого бизнеса, и должно быть направлено на снижение транспортно-складских издержек и повышение качества обслуживания клиентов.

3. Создание в регионе института логистических посредников, обеспечивающих организацию в транспортном узле интегрированного логистического транспортно-распределительного процесса, а так же предоставление клиентуре широкой спектра дополнительных сервисных услуг, освобождающих их от технических, технологических, финансовых и информационных операций, связанных со сбытом их продукции и доставкой ее конечным потребителям.

4. Создание в транспортном узле крупных региональных распределительных центров (РРЦ), в качестве которых рассматриваются многофункциональные, мультимодальные терминальные комплексы, логистические транспортно-распределительные центры, центры оптовой торговли и центры дистрибьюции.

5. Обеспечение долевого финансирования объектов логистической инфраструктуры с привлечением бюджетных и внебюджетных источников, включая коммерческие структуры крупного и малого отечественного бизнеса и иностранный капитал.

6. Создание интегрированной системы информационного обеспечения грузодвижения в общесетевом транспортном узле, расположенном на территории региона.

7. Создание единой системы нормативно-правового обеспечения с подсистемой государственной поддержки и регулирования, направленной на обеспечение условий наибольшего благоприятствования участникам региональной логистической транспортно-распределительной системы, включая систему лицензирования и сертификации транспортно-экспедиционной и логистической деятельности, льготное кредитование инвестиций в объекты логистической инфраструктуры, льготное налогообложение, выделение земельных участков под строительство терминалов и логистических центров.

8. Обеспечение равноправия всех участников региональной системы грузодвижения, не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; развитие добросовестной конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг за удовлетворение потребительского спроса клиентов на высокое качество сервисного обслуживания.

9. Применение прогрессивных логистических технологий, обеспечивающих координацию и взаимодействие в работе различных видов транспорта в транспортном узле, непрерывность производственного транспортно-распределительного процесса, ускорение движения товарно-материальных потоков и повышение качества сервисного обслуживания клиентов, максимизацию общего синергетического эффекта функционирования интегрированной логистической системы товародвижения.

Таким образом, можно сказать, что под региональной логистической тран с портно-распределительной системой понимается совокупность интегрированных элементов товаропроводящей сети, включающей различные объекты логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой и розничной торговой сети, расположенных на территории региона, обеспечивающих реализацию общей цели системы, согласованной с общерегиональными социально-экономико-экологическими целями, и получение максимального синергетического эффекта на основе интеграции материальных, финансовых, кадровых, сервисных и информационных потоков.

Организационно-функциональная структура подобной системы включает два крупных блока: функциональные и обеспечивающие подсистемы. К функциональным относят: общесетевой транспортный узел, логистических посредников, региональные распределительные центры. К обеспечивающим подсистемам относят: региональную интегрированную информационную подсистему, подсистему финансового обеспечения, нормативно-правовое обеспечение с подсистемой государственной поддержки и регулирования, научно-техническое и кадровое обеспечение, т.е. инфраструктуру.

логистика инфраструктура кластер проект

Основными системообразующими элементами функциональной подсистемы являются региональные распределительные центры (РРЦ). Они могут быть представлены распределительными центрами крупных промышленных предприятий, центрами дистрибьюции, оптовыми базами и центрами оптовой торговли, терминальными комплексами и логистическими транспортно-распределительными центрами, интегрирующими большое количество логистических функций, связанных с организацией и сервисным обслуживанием товарно-материальных и сопутствующих потоков.

Логистическая стратегия управления развитием инфраструктуры предполагает наличие следующих этапов.

1. Анализ состояния региона и его окружения по их возможностям и потребностям.

2. Расчет и прогноз входных и выходных материальных потоков по их номенклатуре, объемам, направлениям.

3. Планирование объемов и мест размещения запасов в узловых транспортных точках.

4. Выбор имеющихся объектов инфраструктуры для формирования логистических каналов и цепей.

5. Разработка новых объектов инфраструктуры, обеспечивающих

обработку прогнозируемых материальных и информационных потоков.

6. Привлечение к проектам участников, партнеров, инвесторов путем определения доли их интереса и полученной прибыли.

7. Запуск проектов в реализацию на основе механизма инновационной деятельности.

Стратегические проекты в области региональной логистики должны иметь четкую системную направленность, интегрирующую их в национальную и глобальную логистику. В связи с этим основными н аправлениями развития инфраструктуры будут выступать:

1. Стимулирование внутреннего потребления материальных ресурсов промышленностью и населением через систему мер повышения качества жизни и активизации экономики, вызывающего рост внутреннего и входного материальных потоков.

2. Рост реализации регионального валового продукта (РВП), формирующего внутренние и выходные потоки, через систему микро - и макроэкономических мероприятий.

3. Привлечение транзитных потоков путем развития транспортных магистралей, связывающих регионы по кратчайшим расстояниям, развитие сопутствующего сервиса.

4. Восстановление грузового речного судоходства. Россия - великая речная держава. Для перемещения одной тонны груза по реке затрачивается в шесть раз меньше энергии, чем по железной дороге и в двадцать пять раз меньше, чем по автомобильной дороге.

5. Участие в программах федерального уровня. На решение задач свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы направлены президентские программы "Дороги России", "Внутренние водные пути России", Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков РФ и т.д.

6. Создание сетевых логистических систем товародвижения, ориентированных на единую функцию по принципу добровольного объединения участников. Интеграция процессов доведения готового продукта до потребителей возможна при создании добровольных, кооперативных цепных организаций, объединенных вокруг регионального распределительного торгового центра (РТЦ) по принципу сетевых структур, что позволит:

· снижать накладные расходы за счет централизации управления, снабжения, транспортировки, учета;

· закупать крупные партии товаров на выгодных условиях;

· ?использовать новейшие информационные технологии;

· ?поддерживать местных производителей через приоритетность поставок;

· развивать сеть дополнительного сервиса.

7. Создание региональной логистической транспортно-распределительной системы (РЛТРС) и ее последующая интеграция с национальной и международной системами товародвижения. РЛТРС представляет собой совокупность логистических функциональных и обеспечивающих подсистем региональной товаропроводящей сети, состоящей из звеньев, интегрированных материальными и сопутствующими потоками для получения максимального синергетического эффекта на основе установления партнерских отношений между участниками транспортно-логистического процесса.

8. Создание регионального информационного аналитического центра (РИАЦ), обеспечивающего оперативной и достоверной информацией всех участников экономической деятельности. Целью создания РИАЦ является формирование эффективной системы мониторинга, анализа и регулирования регионального рынка транспортно-логистического сервиса.

9. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений, утверждаемое на уровне региональных законодательных собраний.

10. Развитие социальной сферы, направленное на повышение уровня жизни людей, сопровождаемое ростом покупательной способности населения и усилением интенсивности материальных потоков в логистической инфраструктуре региона.

Логистика кластеров

Логистический подход в региональной экономике вполне разумно вписывается в приоритеты регионального развития Российской Федерации. Одним из таких приоритетов выступает организация и создание условий модернизации промышле н ности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров , озвученных в части III Концепции Cтратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации Официальный сайт Министерства регионального развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //archive. minregion.ru/WorkItems/DocItem. aspx? PageID=148&DocID=136 .

Основными задачами, по мнению Правительства, развития промышленности в регионах РФ являются:

§ наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;

§ повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

§ диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей промышленности, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;

§ ускоренная модернизация российской промышленности;

§ приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;

§ наращивание темпов импортозамещения;

§ создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере материального производства;

§ эффективная внешнеэкономическая политика, учитывающая присоединение России к ВТО, сотрудничество с Евросоюзом, создание единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не отраслевой, а региональный характер. То есть в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Однако необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться только с учетом специфики пространственной структуры экономики России, и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в плановой экономике. Кроме того, надо помнить, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий.

По мнению специалистов Пилипенко И.В. Кластерная политика в России// Общество и экономика// №8, 2007 г., - с. 28 кластерная политика позволит решить ряд важнейших проблем для отечественной экономики.

· При проведении кластерной политики основной акцент делается на развитии и поддержании конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики.

· Кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура и т.д.) через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда. На данном этапе развития экономики России, достигшей макроэкономической стабильности, требуется более дифференцированная государственная политика для достижения устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Микроэкономический подход позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.

· Проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

· Реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике представлен пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия формируют в основной своей массе кластерные инициативы и сами кластеры.

Логистический инструментарий способен наиболее эффективно осуществить выполнение поставленных задач. С применением логистики можно наиболее комплексно охватить микроэкономический аспект, рассмотренный выше, в плане укрепления и оптимизации кооперативных связей. В то же время организация эффективного взаимодействия поэлементной структуры кластера (власть, бизнес и наука) также входит в область задач, решаемых с помощью логистики. Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня (все эти процессы в последнее время принято называть "единым окном"), снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера. А это не что иное, как оптимизация издержек в рамках логистической системы.

Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально-интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а, следовательно, ст и мулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.

Кроме того, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса . То есть, традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.

Причины концентрации малых и средних предприятий, которые обладают повышенной конкурентоспособностью, еще в 1890 году объяснил британский экономист А. Маршалл в рамках в своей концепции промышленных районов. Он заметил, что в некоторых отраслях промышленности группы малых и средних фирм, сконцентрированных в одном районе страны и специализирующихся на одной определенной стадии производственного процесса, будут не менее эффективными, чем вертикально-интегрированные крупные заводы. Дело в том, что каждый производственный процесс состоит из нескольких десятков стадий. И в некоторых случаях выгодно выполнять их все на одном заводе. А иногда лучше разделить ответственность за производственный процесс между небольшими предприятиями. При этом малые фирмы должны располагаться в непосредственной близости друг к другу для того, чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями, например, за доступ к квалифицированной рабочей силе. Однако разработки Маршалла были забыты вплоть до 70-х годов XX века, которые характеризуются как переход к организации "гибкого" производства из-за резкого повышения качества спроса потребителей, энергетических кризисов и ужесточения экологических стандартов производства. И именно к этому периоду относят бурный интерес к применению методов логистики в экономической деятельности.

Основоположником кластерного подхода считается М. Портер, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. Он обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны. Разработки Портера получили широкое применение не только в научных экономических кругах, но и взяты на вооружение правительствами многих стран. Однако стоит отметить, что данный термин нашел применение во многих областях науки намного раньше, чем в экономике, и Портер не первый, кто решил использовать его в экономических изысканиях. Данную дефиницию использовали А. Маршалл, А. Леш, У. Айзард и многие другие.

Важно то, что Портер не просто ввел новое определение для форм организации производства. Кластеры изначально имели практическое значение как инструменты повышения национальной конкурентоспособности, чем обеспечили популярность среди правительств различных государств. Однако, с точки зрения теории многие ученые сходятся во мнении, что этот термин утрачивает реальный смысл, превращаясь больше в бренд, который многие региональные власти используют для привлечения инвестиций, изменения имиджа региона и других целей. Исходя из разработок М. Портера, наличие в регионе кластера автоматически делает его конкурентоспособным, что не всегда проявляется в действительности. Основные опасности применения кластерного подхода кроются в неоправданных государственных расходах по следующим причинам:

1. существует вероятность выбора неконкурентоспособного кластера или вообще отсутствие такового на территории региона;

2. при использовании ТНК в качестве "локомотива" возникает вероятность попадания кластера в зависимость от состояния данной компании. При возможном изменении конъюнктуры на мировом рынке не в пользу местной экономики, ТНК может свернуть свою деятельность или переориентировать ее на другие страны, что повлечет за собой разрушения кластера.

Организация особых вузов, инновационных кластеров и технопарков отражает взгляды власти на модернизацию страны. Создание передовых исследовательских университетов и инновационных центров -- неплохая идея, которая при продуманной стратегии и надлежащем исполнении действительно способна повысить уровень отечественной науки. Это подтверждает зарубежный и отечественный опыт. Но есть опасность, что затея в итоге выльется в подобие «шарашек» и наукоградов послесталинской эпохи. Тогда в условиях железного занавеса многие ученые довольствовались свободой в рамках научных дискуссий, не претендуя на большее. Однако центры хайтека часто становились не локомотивами, а очагами модернизации в отсталой стране, незаметными в соседних колхозах, где пахали на коровах, и на заводах с дореволюционным оборудованием.