Методология управления бизнес-процессами на предприятии. Основные понятия и принципы

  • размещено в разделе:
  • Начиная, например, с рожденной в таком диалоге на одной из презентаций системы менеджмента в весьма уважаемой и авторитетной (в своей области) организации: Я (автор этой статьи): А как Вы управляете выделенными процессами? Выступающий (молодой руководитель системы): А зачем ими управлять?

    Налицо полное принципиальное непонимание сути процессного подхода, заключающегося не в представлении в графическом виде процессов и соединяющих их потоков (чем слишком многие ограничиваются), а в обеспечении управления организацией через эти процессы. К сожалению, такое "понимание" процессного подхода встречается довольно-таки часто.

    Одной из последней капель, переполнивших чашу моего терпения и как преподавателя, и как аудитора, явилось случайно обнаруженное в глубинах Интернета представление процессной модели, приведенное ниже на рис. 5, которое обсудим позже. (Несмотря на то, что у меня есть сомнения: а вдруг это представление преследовало цель показать КАК НЕ НУЖНО УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ. Но неискушенный читатель может принять её за рекомендации по построению управления).

    В связи с забвением основных требований на фоне современных модных концепций стратегического развития организации напомним некоторые «Прописные истины» из , которые нам потребуются для анализа (акценты выделены мной).

    Основные положения систем менеджмента качества (ISO 9000)

    2.1. Обоснование необходимости систем менеджмента качества

    Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.

    Организация должна:

    а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2); б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами. ... е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

    • Преимущество состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
    • При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

      а) понимания и выполнения требований;

      б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

      в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

      г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

    Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

    а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

    б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.

    Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются: определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;

    • Процессы должны быть управляемы
    • Необходимо принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов, т.е. процессами нужно управлять
    • Непрерывность управления обеспечивается на стыке процессов
    • Необходимо определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении процессами

    Итак, работа посвящена рассмотрению следующих основных проблем:

    Что такое – управление процессами и каковы особенности его осуществления?

    Что же такое – управление?

    Управление рассматривается как обобщенное целенаправленное (т.е. для достижения цели) воздействие на объект, осуществляемое разнообразными способами - путем трансформации связей в системе, введением новых элементов или действий, коррекцией алгоритмов управления, варьированием параметров и т.п. Управлять процессами в системе менеджмента – это значит предпринимать определенные усилия, воздействия на процесс для достижения им определенных целей. Очевидно, что БЕЗ такого воздействия процесс "сам" не придет к цели. Любым процессом, любой деятельностью необходимо управлять! И это является одной из основных задач менеджмента. В данном контексте (контексте систем качественного менеджмента) управлять нужно именно деятельностью для достижения результата (получение продукта, удовлетворяющего заданным требованиям), а не самим результатом (продуктом, управление которым в случае его материального воплощения может сводиться только к его перемещению в пространстве)

    Одним из самых известных в менеджменте качества способов управления является следование циклу Деминга (Шухарта-Деминга) . Он состоит из четырех шагов: Plan - Определение целей и мероприятий, Do - Проведение запланированных мероприятий, Chek - Проверка проведения мероприятий, АСТ - Оценка и реакция на новую ситуацию. Суть управления сводится к изменению целей, планов, формирование новых плановых мероприятий и пр. по итогам проверки выполненных работ. Оценка управления проводится на различных уровнях по-разному. В задачах стратегического управления (управления эффективностью бизнеса) она успешно может проводиться с использование системы сбалансированных показателей BSC.

    BSC - система показателей деятельности, сгруппированных по четырем аспектам, или перспективам, работы компании - финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Концепция BSC задумывалась именно как расширенная система измерения эффективности деятельности компании. На тактическом уровне для оценки управления можно использовать KPI - ключевые показатели эффективности. Это показатели, которыми оценивается результативность и эффективность действий, функций управления, эффективность конкретной производственной (и другой) системы, т.е. степень достижения поставленных перед системой целей. При управлении отдельными процессами на оперативном уровне необходимо формулировать цели процессов и показатели их достижения с тем, чтобы управленческие усилия направить на приближение к цели, её достижение. Поэтому выбор цели каждого процесса является важной задачей системы менеджмента. При отсутствии четко выраженной цели невозможно управлять процессом и всей системой в целом. Только при обеспечении управляемости всех процессов можно говорить об управляемости организации, о возможности достижения ею тактических и стратегических целей, о выборе той или другой методологии развития ("20 ключей", "бережливое производство", шесть сигм" и т.д. и т.п.). Управление процессами – это азбука любой системы менеджмента, а без азбуки невозможно двигаться вперед, о чем к сожалению часто забывают "передовые" организации, сразу стремящиеся к "сияющим" (как нередко потом оказывается – к "зияющим") вершинам менеджмента ("шесть сигм" и т.д.). (Одна из слушательниц от юридической фирмы на занятиях по ISO 9001 c пафосом сказала: "Мы уже прошли и теперь собираемся внедрять ").

    Итак: Что нужно для управления: Цель управления (Куда идем?) Показатели достижения цели (Куда пришли?) Ресурсы управления (Чем воздействуем?) Закон управления (Как воздействуем?)

    Прежде чем переходить в обоснованию выбора целей процесса, которые должны быть выходом процесса, рассмотрим бытующие подходы к представлению процессов.

    О концепциях процессной модели

    В практике менеджмента устоялось представление процесса в следующем виде (см. рис.1).


    Управляющие процессы – это те процессы, которые порождают ограничивающие рамки для оперативного управления процессом. Например: требования политики организации, требования Законов РФ, ГОСТов, стандартизованных методик и т.п. Эти требования "ограничивают" наши возможности в управлении процессом. В этом смысле они "управляющие".

    Поддерживающие процессы - это те процессы, которые порождают воздействие на процесс для достижения им заданных целей.

    По существу – это ресурсы управления. Изменяя их при управлении процессом мы обеспечиваем движение к цели. Например: изменяя квалификацию персонала, организацию работы, вид сырьевого ресурса или производственного ресурса (т.е. оборудование), объём финансирования и т.п. мы и осуществляем менеджерское управления процессом.

    В качестве выходов в системах менеджмента качества (качественного менеджмента) нужно брать те цели, которые должны быть достигнуты при реализации процесса. Именно для достижения этих целей и осуществляется сам процесс и управление процессом. К сожалению, при создании СМК в качестве выходов стремятся брать все возможные (основные, не основные, второстепенные и вообще не определяющие качество процесса) факторы. Это существенно усложняет управление процессами (попробуйте достичь десяток целей когда у Вас всего 2...4 управляющих воздействия!) и нередко вызывает справедливое недовольство системой персоналом (чисто психологический аспект отторжения персоналом излишнего документирования своей деятельности).

    Рассмотрим особенности восприятия этой модели.

    В настоящее время на практике как в промышленных предприятиях, так и в других сферах деятельности (образовательных и медицинские учреждениях и т.д.), распространены два на первый взгляд мало различающихся подхода к разработке процессной модели. На самом деле глубинные различия в этих подходах, особенно в начале построения системы менеджмента, приводят к неверной постановке задач управления процессами. Рассмотрим эти подходы более подробно.

    Технологическая концепция процессной модели.

    Процесс рассматривают по аналогии с производственным технологическим процессом, т.е. на входе: сырьё, энергия, а на выходе – "продукция". Всё внимание уделяется в основном именно продукции. В производственных процессах в качестве продукции как правило рассматривают материальную продукцию: изделия (процесс производства), документы (процесс подготовки производства, маркетинга и пр.) и т.п. В процессах образовательных учреждений такой "продукцией" бывает: группы для проведения обучения (процесс набора), учебно-методический раздаточный материал (процесс подготовки учебного процесса), аудитория для проведения занятий (процесс подготовки аудиторного фонда) и т.п. Обычно требования к качеству процессов уходят на второй план или о них вообще забывают, понимая процесс как преобразование сырья в продукт. При этом отдельно появляется (если вообще появляется) понятие управления процессом как деятельность по обеспечению заданного качества, как правило, продукта. Этим обычно занимаются не организаторы-менеджеры, а специалисты по конкретному направлению работ. Ремонтники обеспечивают ремонт отопления, освещения, мебели, корректоры обеспечивают отсутствие ошибок в методических материалах, производственные рабочие обеспечивают план выпуска изделий по количеству и качеству и т.д. При таком управлении обычно остаются неизменными технология, оборудование, сырьё, персонал и пр. А меняются входные материальные сырьевые, информационные и энергетические потоки. Обычно такой подход к описанию процесса не ставит задач по выпуску продукции к заданному сроку, снижению простоев, повышению производительности и многие другие. Просто такие «выходные потоки» процесса отсутствуют при рассматриваемом подходе описания процесса.

    Такое понимание процессов может быть применено для описания схемы технологии, содержания потоков. Часто на этом и ограничиваются не ставя и не решая задач управления процессом, что является основой системы менеджмента.

    Рассматриваемый подход вытекает обычно из традиционного инженерного образования.

    К сожалению, в такой ситуации редко возникает вопрос: Что мы строим:

    технологический процесс или систему организационного управления им? Оглядываясь на "прописные истины", можно утверждать, что не производственный процесс. Очевидно, что система менеджмента качества СМК (система качественного менеджмента) – это организационная система, основная задача которой – организация управления деятельностью и позиции обеспечения её качества в некотором определенном смысле.

    Менеджерская концепция процессной модели.

    Процесс в соответствии со стандартом рассматривается как деятельность по обеспечению требований, предъявляемых к процессу. Т.е. на входе те требования, которые предъявляются к процессу, а на выходе – мера удовлетворения этих требований. Обратим внимание на принципиальную разницу: фактически на входе процесса нет ничего, мы сами «прикладываем» ко входу требования, которые предъявляем «к выходу» процесса.

    Т.е. мы говорим: «Нужно выполнить определенные требования ко всему процессу (свойства продукта, производительность, себестоимость, срок поставки и пр.)» и эти требования рассматриваем как входные. А по существу, это не входные потоки в производственный процесс, а входная информация для управленца, для менеджера, в соответствии с которой он должен строить свою управленческую деятельность.

    И это главное в системе менеджмента – обеспечить выполнение предъявляемых требований к ПРОЦЕССУ. Таким образом, сам продукт процесса (материальный, информационный и пр.) не является главным, а главное – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Требования к деятельности, т.е. к процессу, могут быть значительно шире, чем к продукту. Требования к продукту являются частным случаем общих требований к процессу.

    Основным требованием к процессу как к деятельности являются обычно обеспечение заданных показателей производительности, себестоимости, рентабельности, сроков выполнения работы, качества продукта и пр. Здесь управление реализуется по-другому: квалификацией и расстановкой персонала, распределением ресурсов (не только сырьевых, но и производственных фондов) и пр.

    Т.к. система менеджмента – это прежде всего организационная система, то второй поход к пониманию процессов прямо непосредственно соответствует задачам менеджерского управления в любой сфере деятельности в отличие от первого рассмотренного подхода, который, кстати, часто не обеспечивает управление деятельностью (т.е. гарантирование получения заданного результата) как в материальной сфере производства, так и в области услуг, например, в образовательных учреждениях.

    Конечно, при понимании задач управления можно «плавно перейти» от первого понимания процесса ко второму, дополняя и расширяя его. Но это возможно только при наличии опыта, квалификации, наконец, понимания различия между процессом и управления им. Задача преподавателей и консультантов - сократить этот период времени «накопления понимания», поэтому нужно обращать внимание на суть процессного подхода, который складывается у клиентов. Для этого необходимо сразу ориентировать персонал организаций на второй (менеджерский) подход к пониманию процессов.

    Пример . Рассматривается процесс проектирования изделия на промышленном предприятии.

    Очевидно, что первый («технологический») подход приведет к тому, что на выходе процесса будут именно проектные материалы (чертежи, пояснительные записки, расчеты и пр.). (Такую ситуацию приходилось встречать неоднократно). Кажется это естественным, т.к. проект является результатом процесса его подготовки. Но как при таком выходе процесса обеспечить подготовку проекта в срок, если срок – не выходной показатель? Как при оценке процесса учесть производительность разработчиков этого проекта, раз это не «выходной показатель» процесса? Наконец, этот проект можно сделать, но он не устроит того, кто поставил задачу его разработки по содержанию и по ряду других показателей качества предмета проектирования (надежность проектируемого изделия, график его поставки, размеры, вес и пр.).

    Отсюда ясно, выходом процесса должна быть удовлетворенность требований к процессу проектирования и по срокам, и по затратам, и по качеству этого проекта (последнее – по результату). Если мы на первом этапе создания СМК напишем, что выходом является «проект, удовлетворяющий заданным требованиям (в том числе по срокам, по качеству, по составу и т.п.)», то конечно, нужно знать и зафиксировать эти требования, то даже такой вариант позволяет «не забывать» о требованиях и организовывать процесс проектирования так (т.е. управлять им как менеджер), чтобы выполнить эти требования. Т.е. фактически будет использоваться второй подход к пониманию процесса.

    Как выбрать выходы процесса, т.е. определить его цели в системе менеджмента?

    Нетрудно это сделать для всего производства руководствуясь стандартом ISO 9000 (это удовлетворенность Заказчика) (см. рис. 1). Требования к процессу производства (или к совокупности взаимосвязанных процессов) формирует рынок (Заказчик). Но аналогичный подход должен существовать и для всех внутренних процессов, которые взаимодействуют между собой, например, в виде последовательной цепочки. Следовательно, требование к процессу должен формировать следующий процесс (внутренний для системы или внешний). Именно его "требования" должен "удовлетворить" любой текущий процесс. Другими словами, целью любого процесса должно стать удовлетворение потребностей следующего процесса. Но у организации есть и другие оперативные цели, вытекающие из своих Миссии, Видения, Стратегии развития. Помимо удовлетворения Заказчика нужно стремиться и к своим стратегическим целям.

    Отсюда следует, что в качестве целей всей совокупности процессов должны быть такие, которые:

    а) удовлетворяют Заказчика (по срокам, по требованиям, по объёму и пр.),

    б) способствуют своей стратегии развития.



    Рис. 3. Схема формирования целей процессов

    На рис. 3 представлена схема формирования целей последовательности процессов. Поясним это на примере.

    Пусть организация имеет в Миссии: "Внедрять передовые технологии в производство", в Видении: "Организация в России, выпускающая востребованные на мировом рынке изделия", в Стратегии развития: "Обеспечение многофункциональности изготавливаемых узлов" и Заказчику требуется поставить сборочный узел определенной надежности, массы и прочности к заданному сроку заданного объёма (это требования Заказчика).

    Именно эти требования (или часть из них) должен реализовать последний процесс (например, "Производство"). Это одна из его целей. Для того, чтобы выполнить эти требования, в производство из предыдущего процесса ("Подготовка производства") должны поступить комплектующие с определенными прочностными характеристиками, свойствами материалов (плотность, необходимая для удовлетворения требований по массе), должна быть обеспечена квалификация работников (для надежности узла), производственные мощности, график поставки комплектующих и сырья и т.п. Это требования процесса "Производство" к предыдущему процессу. Таким образом, эти требования и являются целями процесса "Подготовка производства". Этот процесс должен достичь поставленных целей, чтобы обеспечить следующий процесс, а в конечном итоге – требования Заказчика.

    Кроме удовлетворения перечисленных требований Заказчика, нужно поставить в качестве целей такие, которые способствуют достижению заявленных в стратегии и Видении намерений. Такими целями, в частности, могут быть: "Использование более производительной технологии сборки узла (смена технологии регулярно не реже 1 раза в полгода" – отсюда к предыдущему процессу ("Подготовка производства") будет дополнительное требование о переходе на новую технологию сборки для процесса производства; "Обеспечение расширения функциональности узла" – отсюда к предыдущему процессу будет дополнительное требование о введении в характеристики производимого узла новых полезных в конкретной области применения функций без существенного повышения себестоимости изделия и т.д.

    Без этих дополнительных целей рассматриваемая организация не будет управляемо двигаться в сторону свих задач в области Миссии, Видения, Стратегии развития, т.е. она не будет ничем отличаться от десятков своих конкурентов в этой области, не будет уникальной, не будет предоставлять новые неожиданные для потребителей качества своей продукции, что фактически может привести к стагнации.

    К сожалению, в реальных условиях не всегда удается достичь всех этих целей по разным причинам: нет материала (потребуется подобрать замену), недостаточна квалификация работников (нужно срочно готовить персонал или перераспределять работы), занято производственное оборудование для выполнения других заданий (нужно менять график загрузки оборудования) и т.д. и т.п.

    Все это приводит к необходимости менеджерского управления процессами, поиску путей достижения цели или ("в крайнем случае")допустить некоторые отклонения от цели. Процесс управления представлен на рис. 4.


    На рисунке 5 приведена заимствованная из Интернета схема управления процессом (которая явилась "последней каплей", упомянутой во введении). На ней нижняя обратная связь фактически реализует обе рассмотренных концепции процесса. Управление осуществляется как изменением входных потоков (материальных, энергетических, информационных) - "технологическая" концепция, так ресурсами в виде кадров, оборудования – "менеджерская" концепция. Однако кроме этого, в схеме предусмотрена обратная связь через нормативные требования (стандарты, методы)! Получается, что если что-то нас не устраивает в измеренных значениях выхода, то можно стандарты и методы "подогнать под себя" и тем самым удовлетворить требования к выходу! В этой схеме по существу нет задачи для менеджмента: нет требований, предъявляемых к процессу! Именно к процессу, а не к его результату! А два различных анализа могут привести к противоречивым воздействиям на материальные и информационные входы, что не способствует устойчивому управлению.



    Рис. 5. Схема управления процессом из Интернета

    Иногда приходится слышать утверждение, что если результат достигнут, то процесс проходил правильно, управлялся хорошо. Однако это утверждение неверно принципиально! Если нужный результат получен, то это не значит, что он будет получен и в следующий раз, т.к. он может быть случаен (основы статистического управления процессами - ) .

    Но если весь процесс проведен правильно, то нужный результат будет получен обязательно! Правильно проводимый процесс – гарантия правильного результата. Именно поэтому аудиторы стремятся получить доказательства того, что процесс проводится так, как записано в документах. Это и гарантия качества, и гарантия стабильности (другая сторона качества).

    О целях Важной операцией в процессном подходе является декомпозиция процесса, т.е. представление его в виде совокупности более "мелких" подпроцессов. В целом у подпроцесса нет никаких особенностей как у составной части процессной модели по сравнению с процессом. Число уровней представления процесса (подпроцессы A 1, подпроцессы A 2 и т.д.) ограничивается только потребностями организации в задачах управления основным процессом (Процесс A 0). Последний уровень неделимых действий обычно называют "процессным шагом". Иерархическую декомпозицию процессов, а соответственно и целей, лучше всего представлять в идеологии DFD - Data Flow Diagram - описания бизнес-процессов верхнего уровня.


    При декомпозиции процессов цели нижележащих процессов (подпроцессов) формируются с учетом связи с вышележащими. Как правило, для достижения своих целей вышележащий процесс требует от нижележащих решение некоторых задач, которые являются, с одной стороны, средством достижения своих целей, а с другой – целями нижележащих процессов.



    Рис. 7. Декомпозиция целей

    То, что для одного уровня иерархии является целью, для другого есть средство; их легко спутать. В этом одна из проблем формирования целей для процессов. Помощь здесь могут оказать понятия конкретизации и выделение логической связи «средство - получаемые результаты». Конкретизация означает подразделение (разбиение) цели на более подробные цели более низкого уровня, что способствует разъяснению смысла более общей цели. Цели нижележащего уровня можно также считать средствами для достижения целей вышележащего уровня. Конкретизируя общие (глобальные) цели, т. е. разбивая их на более подробные цели, мы строим иерархию «сверху вниз». Приведем несколько примеров, иллюстрирующих подмену целей средствами их достижения.

    Процесс закупок в организации с интегрированной системой менеджмента. Цель процесса: обеспечить соответствие закупаемых материалов и комплектующих требованиям влияния на качество продукции, на выбросы в окружающую среду и на безопасность персонала. Это, по-видимому, самая важная цель этого процесса. Насколько мы к ней приблизимся при реализации процесса - зависит от имеющихся финансовых ресурсов, от "интересов" закупщиков, от возможности поставки в заданный срок и ряда других факторов. Очень часто в качестве целей процесса закупок рассматривают: "правильный выбор поставщика", "проведение торгов (или котировок)", "согласование перечня закупаемых материалов", "утверждение сметы закупок" и пр. и пр. Но всё это – средства для достижения цели! Это могут быть задачи для других, более "мелких" составляющих процессов. Решение этих задачи подпроцессами более низкого уровня (достижение поставленных перед ними целей) является условием достижения главной цели процесса закупок, а не целью процесса.

    Процесс обучения в учебном заведении. Цель: подготовить специалиста нужной квалификации, определяемой с одной стороны – ГОС (государственный образовательный стандарт), а с другой – требованиями рынка труда. Средствами для достижения этой цели могут быть (нередко появляющиеся как цели именно этого процесса): "соблюдение расписания", "выпуск нужных методических материалов", "обеспечение квалификации преподавателей", "количество неуспевающих студентов" и многие другие. Очевидно, что во всех случаях цели сформулированы неверно, это средства для достижения цели. Но всё перечисленное может быть целями других вспомогательных подпроцессов (если есть целесообразность их выделения).

    Подмена цели процесса средствами её достижения неправильно концентрирует усилия менеджеров, приводит нередко к распылению сил и средств, к снижению качества деятельности.

    При наличии определенных управленческих ресурсов (финансовых, кадровых, сырьевых и пр.) появляются возможности достижения поставленной цели. Но ресурсов всегда не хватает и поэтому появляется некоторая "область достижимости" цели (см. рис. 8), за пределами которой цели вообще недостижимы. "Размер" этой области зависит от количества ресурсов и от их объёма.


    Установление заведомо недостижимой цели – пустая трата ресурсов: цель все равно не будет достигнута. Кроме того, принципиальная недостижимость цели "развращает" персонал, он не будет прикладывать никаких усилий для её достижения, понимая, что цель все равно не достижима. Например, на прежних производственных площадях, на старом оборудовании, на старом интеллектуальном багаже персонала ставится задача "догнать и перегнать" конкурента по объёму и качеству продукции. Не видя реальных условий, кроме "старого кнута и черствого пряника" персонал не только не решит поставленную задачу, но и не будет её решать, изображая видимость активизации труда.

    Установление хорошей цели – в этом случае требуются управленческие усилия для её достижения, вовлеченный персонал будет рассматривать её достижение как свой интерес, при этом можно к цели приблизиться и даже в некоторых случаях её достичь, но в общем случае практически такая цель почти недостигаемая. В этом случае поставленные задачи выполняются напряженно, требуется найти организационные усилия руководства и персонала, чтобы план выполнить.

    Установление «плохой» цели – в этом случае цель достигается легко, а это значит, что в распоряжении менеджера имеются избыточные нерационально используемые ресурсы. Эти избыточные ресурсы лучше использовать на достижение других целей. Например, выполнение планового квартального задания произошло за два месяца. Очевидно, что в подразделении есть избыточный персонал: тот же результат, но за плановые тримесяца, можно достичь с меньшим числом людей, а следовательно, более экономично. А лишний персонал перевести на другие участки работ.

    В любом случае необходимо оценивать достижение цели. Для этого вводятся показатели качества управления процессом.

    Показатели качества управления процессом

    Показатели качества управления процессами характеризуют меру приближения к цели и в некотором смысле заменяют цели. От показателей требуется как можно большее сходство с целями, чтобы управление по показателям соответствовало максимальному приближению к цели, т.е. управлению по целям.

    Показатель - это в некотором роде подобие цели, ее аппроксимация, модель. Он должен быть всесторонним и измеримым, тогда им сможет воспользоваться лицо, принимающее решение.

    Показатель является всесторонним, если лицо, принимающее решение, зная значение показателя в определенной ситуации, полностью понимает, в какой степени достигается соответствующая цель. Во всякой проблеме управления, связанной с принятием управленческого решения, важно, чтобы используемый набор показателей был полным - охватывал все важные аспекты процесса, действенным - мог быть с пользой применен в управлении, неизбыточным - не дублировал другие показатели. Очень часто на практике применяют показатели-заместители. Это такой показатель, который только косвенно характеризует степень достижения связанной с ним цели, но не является средством непосредственного измерения для этой цели. Таким образом, показатели-заместители лишь косвенно измеряют достижение сформулированной цели.

    В сущности, все показатели являются «заместителями», так как ничто не поддается абсолютному измерению. Лучшим примером здесь будут показатели «доход» и «прибыль», которые связаны с часто выдвигаемой целью «максимально увеличить прибыль».

    Однако является ли основной целью накопление ради накопления, или накопление ра­ди другого - ради потребления, возможности осуществлять свои идеи и т.д. - всего того, чего можно добиться с помощью денег? Возможно, во многих случаях последнее оказывается более важ­ным, поэтому прибыли можно считать показателем-заместителем.

    Другой похожий пример связан с показателем «доля участия в рынке», которым многие крупные фирмы пользуются для оцен­ки своего относительного положения. Но этот показатель часто может быть показателем-заместителем для таких «неуловимых» явлений, как престиж и власть. Либо «доля участия в рынке» мо­жет быть заместителем с точки зрения будущих прибылей, кото­рые, в свою очередь, могут являться заместителем других, более общих показателей.

    Во многих проблемах введение показателей-заместителей просто необходимо для того, чтобы действенно устранять многие трудности.

    Отражать требования потребителей (следующих процессов) и других заинтересованных сторон.

    Отражать меру достижения поставленной цели, т.е. характеризовать результат процесса (например: число дней отставания от планового срока, объём невыполнения планового задания, количество неудовлетворенных требований и пр. При этом плановый срок, объём выпуска продукта и т.п. являются целью, к которой стремимся).

    Отражать собственные внутренние цели процесса (подразделения) (например: для измерения цели «улучшение микроклимата в подразделении», стремление к которой повысит управляемость подразделением, организацией в целом, повысит качество деятельности, показателем могут быть итоги анкетирования сотрудников: доля сотрудников, положительно оценивающих микроклимат в подразделении и т.п. Хотя с другой стороны «улучшение микроклимата в подразделении» всего лишь средство (инструмент) для достижения другой цели основного процесса).

    Быть количественно измеряемыми; одним из вариантом измерения может быть количество работников, положительно ответивших на вопросы анкеты.

    Могут быть использованы для сравнительной оценки качества деятельности (чем показатель больше/меньше, тем лучше проводится процесс).

    Отражать потери (дополнительные затраты) на процесс управления деятельностью. Таким образом, показателями качества управления процессами не могут быть: "Отсутствие дефектов при сборке", "Выполнение заказа точно в срок", "Отсутствие несчастных случаев на производстве" и т.п. Это цели, к которым нужно стремиться. А показателем качества управления в таких случаях могут быть соответственно: "Количество дефектов при сборке" (чем их меньше - тем лучше управляем процессом), "Количество дней (или часов) отставания от планового срока" (чем меньше – тем лучше управляем процессом), "Количество несчастных случаев" (чем меньше – тем лучше управляем процессом обеспечения безопасности труда) и т.д. Во всех приведенных в качестве примера случаях показатель качества характеризует процесс управления, является мерой достижения цели (которую в принципе можно и достичь, тогда показатель будет равен нулю). Количество показателей должно быть минимально необходимым для оценки качества работы процесса: лишние показатели только усложняют оценку качества процесса.


    На рисунке 9 приведена схема, поясняющая сущность и назначение показателей. Изменяя ресурсы и стремясь попасть из начального состояния в цель, мы в силу множества причин ("благодаря" наличию которых нам и нужно управление) все же не попадаем в неё, а лишь приближаемся к ней. Значение показателя и является мерой такого приближения, мерой результативности нашего управления деятельностью (процессом). Область, к границам которой мы подошли, выделена на рисунке эллипсовидной сферой.

    Нередко вводят понятие "критерий". В различных областях знаний этому термину придают различные значения, в том числе и близкое по смыслу термину "показатель качества процесса управления". Однако "критерий" чаще используется (и этот вариант трактовки термина можно рекомендовать для использования в менеджменте) как уровень (величина) приемлемого отклонения от цели. Т.е. если показатель качества управления как мера приближения к цели менее наперед заданного значения – критерия, то такое отклонение можно считать допустимым, приемлемым. В данном случае критерий – как мера для сравнения с пороговым заданным отклонением с целью принятия бинарного ("да" -"нет", "приемлемо" - "неприемлемо") решения.

    Управление процессом

    Назначением управления является обеспечение достижения цели – управлением по целям. Достижение цели не исчерпывает перечень требований к системе : организация будет только тогда удовлетворена, когда при этом будет также гарантировано соответствующее качество процессов. Организация возлагает на систему управления процессом задачу достижения цели с должным качеством протекающих в системе процессов .

    Процесс достижения цели проиллюстрирован на рис. 9 в виде траекторий перехода от начального состояния к конечному – к цели. Очевидно, что можно по-разному достичь цель, т.е. прийти к ней различными путями. Выбор пути – искусство управления, квалификация менеджеров. Каждый путь характеризует затраты на процесс управления. Кому нужен такой интегральный показатель качества управления в виде общих затрат (времени, финансовых средств, персонала и т.п.)? Этот показатель важен руководителю и исполнителям процесса и системы в целом для оценки его эффективности, для оценки возможности его улучшения даже несмотря на то, что запланированный результат (в виде требований в продукту!) достигается.

    Например, требование: выпуск продукции, удовлетворяющей ГОСТ или ТУ. Лучше – не нужно. Но этот выпуск можно обеспечить с меньшими затратами, вот они и будут характеризоваться "траекторией" достижения цели, т.е. затратами для получения заданного продукта. Кроме того, эта информация необходима для анализа процесса и выработки мер улучшения его для решения внутренних задач снижения себестоимости продукции, повышения производительности. Базовым классификационным признаком построения систем управления, определяющим облик системы и ее потенциальные возможности, является способ организации управления - закон (принцип) управления.

    Простейшим законом управления является программное управление . Оно сводится к обеспечению заданной последовательности (программы) действий-шагов при реализации управления. Такой принцип можно применять тогда, когда есть твердая уверенность в том, что каждый шаг всегда выполняется правильно и не может возникнуть непредвиденных ситуация, не позволяющая продолжать процесс ("запланировано – сделано").

    Следующие два принципа управления знакомы специалистам по качеству как предупреждающее (по возмущению) и корректирующее (по отклонению) управление. Первый из них заключается в анализе условий для возможности продолжения выполнения запланированных шагов, т.е. есть ли "возмущения", не позволяющие безболезненно продолжать шаги? Если такое возмущение возникло, то выполняется некоторое заранее запланированное дополнительное действие, нейтрализующее (полностью или частично компенсирующее) влияние возмущения. ("Проверь: если нет препятствия для выполнения следующего шага – выполняй его"). Реализация второго принципа сводится к анализу выполнения текущего шага: если нужный результат на шаге получен, то можно выполнять следующий. ("Проверь: если выполнено – делай дальше"). Если же результат не получен, то осуществляется возврат и повтор этого невыполненного шага.

    Оба принципа резко повышают вероятность достижения запланированного результата за счет ликвидации (или уменьшения влияния) всех текущих несоответствий в процессе управления деятельностью. Правда, только тех, реакция (дополнительное управленческое решение) на которые предусмотрена заранее.

    Обратим внимание, что цикл Деминга реализует только один принцип управления – по отклонению. Т.е. коррекция (Act) наступает только тогда, когда что-то запланированное (Plan) не получено на стадии выполнения (Do), что выявлено после завершения работы на стадии проверки результата (Check).

    Естественно, что в реальных случаях все три принципа могут совмещаться, т.е. присутствовать одновременно.

    Следует обратить внимание, что оба принципа управления требуют дополнительных затрат на анализ, на повторные или дополнительные действия, Т.е. они так или иначе "затягивают" процесс. Поэтому нужно тщательно выбирать места размещения контрольных точек управления, т.е. тех мест, где проводить дополнительный анализ, и принимать решение о дальнейшем ходе процесса.

    Контрольные точки необходимы:

    • Для внутренней коррекции процесса (внутреннего управления).
    • Для контроля промежуточного состояния процесса для обеспечения результативности и эффективности процесса.
    • Для выявления причин несоответствий.

    Обычно контрольные точки выбирают между подпроцессами, между процессными шагами, учитывая при этом возможность измерения (оценки состояния), возможность коррекции процесса, влияние запаздывания в принятии управленческого решения. Критические точки способствуют управляемости процесса не только по ходу процесса, но в статистическом смысле.

    Количество ответвлений от запланированного хода процесса даёт необходимую информацию о качестве управления процессом. Снижая количество раз попадания на "боковую ветвь" алгоритма управления мы улучшаем ход процесса. Поэтому в случае передачи управления на "боковую ветвь" (см. рис. 10) необходима регистрация этого перехода (запись).

    Последующий статистический анализ многократного выполнения управления процессом будет способствовать выявлению причин задержек в процессе (за счет выполнения повторных или дополнительных действий) и определять пути улучшения управления процессом, а значит, и самого процесса. Такой контроль обеспечивает возможность статистического управления процессом любой природы: как технологического, так и организационного. Таким образом, если регистрация процесса управления в критических точках не реализуется, то реализуются далеко не все возможности управления процессом. Кроме того, регистрация состояния или результатов отдельных шагов (запись) в процессе является доказательством аудитору, что ход управления процессом выполняется.

    Ниже приведена графическая иллюстрация различных принципов управления процессами (в одной схеме). При описании процессов нижнего уровня предпочтительно использовать процессные схемы под названием WFD - Work Flow Diagram – диаграмма потоков работ. Диаграмма потоков работ (WFD) компактней, оперативней, наглядней, чем другие известные способы представления схем управления процессом, имеет реальное упрощенное представление в виде блок-схем алгоритмов. Как, например, показать управление процессом, когда "всего процессов выделено 40, из них каждый в методологии IDEF0 занимает около 40 экранов на компьютере, а каждый экран – множество прямоугольников с несметным количество связей между ними" (из презентации одной из сертифицированных систем менеджмента в учебном заведении. Выражение "несметное количество" – эмоциональное представление автора статьи, хотя их на схеме действительно было очень много ).


    Как правило, в конце процесса управления необходимо предусмотреть шаг (или несколько) для обработки накопленной по ходу процесса информации о затратах на управление и текущих несоответствий с целью анализа результативности и эффективности процесса. Этот шаг должен выполняться по итогам накопленной в процессе управления информации.

    Выводы

    Представленный в работе анализ современных взглядов и подходов к управлению процессами показывает, что собственно управление процессом является многоплановым, сложным явлением в системе менеджмента. Управление включает в себя несколько составляющих, важнейшими из которых являются выбор цели управления, показателей достижения цели, ресурсы управления и законы управления. Кроме того, показано, что формирование записей в процессе управления является основой использования статистического управления процессами (SPC) любой природы.

    Недостаточное внимание к проблемам управления процессами (как излишние заформализованность, детализация, так и пренебрежение управлением) делает неэффективными системы менеджмента, не позволяет получать соответствующие результаты от современных стратегий управления: 6 сигм, TQM , бережливого производства и т.п., которые опираются на эффективное управление процессами на низшем оперативном уровне.

    Процессы и системы управления. Условием совершенствования деятельности организации, фирмы является изменение систем уп­равления и контроля текущих процессов. Многие организации, фир­мы, учреждения построили организационную структуру по вертикально-функциональному принципу, предусматривающему объединение специалистов одного профиля в мощные подразделе­ния. Такая организация обеспечивает создание эффективного, здоро­вого коллектива, действующего как одно целое.

    К сожалению, большинство видов деятельности требует не вер­тикальной, а горизонтальной организации работы. Распределение элементов работ, образующих единые процессы, по подразделени­ям при существующей вертикальной организационной структуре приводит к просчетам и дублированию, что отрицательно сказыва­ется на эффективности и качестве. Стратегия, обеспечивающая до­стижение максимального эффекта, ориентирующая все виды дея­тельности на конечный максимальный эффект для предприятия, представляет собой управление процессами.

    Сущность управления процессом. В прошлом основное внимание уделялось управлению производственным процессом. Но эффек­тивность может обеспечиваться только за счет управления всеми видами деятельности, а также за счет функционирования организа­ции как единого целого, состоящего из нескольких процессов, а не только за счет управления процессом производства товаров, услуг, которые предлагаются потребителю.

    Деятельность всех служащих и рабочих может рассматриваться как процессы, управление которыми осуществляется по аналогии управлением производственными процессами. Многие виды деятель­ности служащих, такие, как проектно-конструкторские работы, реализация продукции, кадровые вопросы, обработка данных и до­кументов, не уступают по сложности и добавленной стоимости про­изводственным процессам.

    Процесс - это серия операций (видов деятельности), которые осуществляются над исходным материалом (вход процесса), увеличивают его ценность и приводят к определенному результату (выходу процес­са). Ценность исходного материала увеличивается за счет применения квалифицированного труда и знаний.

    Управляющий процессом. В обязанности управляющего процес­сом входят обеспечение функционирования всего процесса во взаимосвязи со всеми организационными подразделениями, совершенствование и повышение эффективности процесса.

    Большинство процессов в организациях либо не имеет управляющих, либо эти функции выполняются несколькими сотрудниками, а это тоже означает, что они не выполняются.

    Первоочередной задачей управляющего процессом является четкое определение его границ с учетом первоначального ввод «поставщиком» ресурсов, необходимых для процесса, и конечного этапа, предусматривающего передачу «потребителю» результатов.


    Например, процесс найма на работу начинается с осознан» необходимости принятия на работу нового сотрудника и заканчивается после того, как вновь поступивший на работу прошел первоначальные подготовку, обучение и приступил к работе. Когда границы процесса определены, можно начинать комплектовать группу по усовершенствованию процесса.

    Группа по усовершенствованию процесса. Управляющий процессом несет ответственность за создание группы по усовершенствованию процесса, включающей представителей всех подразделений которые связаны с этим процессом. Каждый член группы назначается руководителем соответствующего подразделения и является его представителем в группе, которая несет ответственность за определение действий, обеспечивающих совершенствование процесса. Основными обязанностями группы являются:

    1. Разработка маршрутной схемы процесса.

    2. Определение участков контроля и линий обратной связи.

    3. Аттестация процесса.

    4. Разработка и внедрение планов совершенствования процесса

    5. Подготовка отчетов о качестве результатов процесса, его эффективности и изменениях в нем.

    6. Разработка и внедрение системы, действующей по принцип «точно вовремя».

    Разработка маршрутной схемы процесса. Группа по усовершенствованию процесса начинает свою деятельность с разработки его маршрутной схемы. На схеме должны быть указаны все связи работника с процессом. В качестве примера можно привести пять этапе процесса найма на работу:

    1. Руководитель готовит черновик приказа о приеме на работу.

    2. Секретарь печатает приказ.

    3. Руководитель проверяет и подписывает приказ.

    4. Секретарь направляет приказ начальнику более высокого уровня на подпись.

    5. Начальник более высокого уровня проверяет правильность его подготовки, уведомляет руководителя о наличии необходимой суммы для оплаты труда сотрудника, принимаемого на работу, подпи­сывает приказ.

    Аналогично можно разбить на этапы и другие части процесса.

    Следующей задачей группы по усовершенствованию процесса является определение процедур, необходимых для выполнения каж­дой операции. Определяется и наличие документации, устанавлива­ющей требования к подготовке и обучению персонала, выполняю­щего каждую операцию.

    Гарантией правильности и точности маршрутной схемы является опытная проверка всего процесса, проводимая членами группы. Можно привести вопросы, которые члены группы должны задать на каждом участке:

    1. Какой документ используется для контроля этого вида работы?

    2. Какую подготовку и обучение вы прошли для выполнения этой работы?

    3. Считаете ли вы, что подготовка отвечала предъявляемым требованиям?

    4. Откуда к вам поступает исходный материал для данного вида работ?

    5. Как вы определяете правильность выполнения операции?

    6. С какими ошибками вы сталкиваетесь в исходных материалах?

    7. Возникают ли у вас проблемы при выполнении этой работы?

    8. Есть ли у вас предложения по совершенствованию вашей работы?

    9. Что затрудняет выполнение работы?

    Такой анализ позволяет группе составить перечень проблем, выявленных непосредственно на рабочих местах, разработать перечень предложений по усовершенствованию процесса, определить соот­ветствие программы обучения и подготовки кадров, а также выя­вить преимущества и недостатки процесса.

    Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

    Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
    Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

    По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

    • техническую (машины и оборудование);
    • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
    • организационную;
    • социальную (единство социальных отношений);
    • экономическую.

    Система управления включает:

    1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
    2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
    3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

    Субъект управления

    Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

    Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

    Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

    Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

    Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

    Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

    1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
    2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

    Требования к субъекту управления:

    1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
    2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
      • единство;
      • целостность;
      • организованность;
      • эмерджентность.
    3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
    4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
    5. субъект управления должен быть законопослушным;
    6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
    7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

    В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

    1. система целей управления;
    2. функциональная модель системы управления;
    3. структурная модель;
    4. информационная модель;
    5. модель коммуникаций (системы отношений);
    6. модель эффективности;
    7. механизм управления;
    8. операционная (технологическая) модель.

    Объект управления

    Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

    Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

    Процесс управления в организации

    Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

    Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

    Все процессы управления делятся на две группы:

    1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
    2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

    Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.

    Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

    Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

    Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

    Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

    Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

    Стадии процесса управления:

    1. постановка конкретной цели;
    2. информационное обеспечение;
    3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
    4. выбор вариантов действий;
    5. реализация решений;
    6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

    Механизм менеджмента

    Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

    Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

    Составляющие:

    • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
    • органы, принимающие решения;
    • исполнительные органы;
    • выбранная точка воздействия;
    • метод воздействия;
    • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
    • инструменты воздействия;
    • обратные связи;
    • центры ответственности и центры контроля;
    • формы проявления влияния.

    Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

    1. внутрифирменное управление;
    2. управление производством;
    3. управление персоналом.

    Внутрифирменное управление :

    • маркетинг;
    • планирование;
    • организация;
    • контроль и учёт.

    Принципы внутрифирменного управления:

    • централизация в управлении;
    • децентрализация в управлении;
    • сочетание централизации и децентрализации;
    • ориентация на долгосрочные цели развития;
    • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

    Управление производством :

    • проведение НИОКР;
    • обеспечение развития производства;
    • обеспечение сбыта;
    • выбор оптимальной организационной структуры управления.

    Управление персоналом :

    • принципы подбора и расстановки персонала;
    • условия найма и увольнения;
    • обучение и повышение квалификации;
    • оценка персонала и его деятельность;
    • формы оплаты труда;
    • взаимоотношения в коллективе;
    • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
    • система мотивации труда работников;
    • организационная культура фирмы.

    Методы воздействия в менеджменте

    Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

    Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

    Методы менеджмента могут быть:

    1. экономические;
    2. организационно-распорядительные;
    3. социально-психологические.

    Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

    Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

    Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

    • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
    • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
    • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

    Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

    Функции управления

    Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

    По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

    1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
    2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

    К общим функциям управления относятся:

    • планирование;
    • организация;
    • координация;
    • мотивация;
    • контроль.

    Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

    Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

    Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

    Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

    Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

    По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

    Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

    Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

    Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

    Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.


    Российский Государственный Социальный Университет

    Факультет социального управления

    Отделение - заочное

    Курсовая работа

    По учебной дисциплине «Основы менеджмента»

    Студентки Романовой П.А.

    Группа МОС-З-3

    Тема :

    « Процесс управления в организации »

    Руководитель:

    к.с.н. доцент, Бухарева Татьяна Юрьевна

    Москва, 2010 г.

    Введение………………………………………………………………….………..3

    Раздел I. Сущность процесса управления в организации……..…………......…5

    1.1. Понятие и структура процесса управления…….……………..……………5

    1.2. Функции управления………………………….…………………..…………8

    1.2.1. Планирование……………………………………………...………...8

    1.2.2. Организация управления…………………………………………. 11

    1.2.3. Мотивация и стимулирование труда ……………………………..12

    1.2.4. Контроль и учет ……………………………………………………14

    1.2.5. Координация и регулирование…………………………………….16

    1.2.6. Принятие решений…………………………………………………17

    Раздел II. Анализ основных функций управления на примере компании «Оптик-Сити»…………………………………………………..……….….……19

    Заключение………………………………………………………………...……..24Список использованной литературы……………..……………………...……..25

    Введение

    Рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эффективного управления предприятиями, но реальное положение дел в экономике, спад промышленного производства, негативные изменения ее структуры часто сводят на нет все усилия в области повышения качества управления предприятием. Однако и в этих трудных условиях идет работа по совершенствованию управления предприятиями в целом и по отдельным его функциям.

    Именно сейчас в сложных экономических условиях должны реализовываться сильный, целенаправленный менеджмент предприятия, основанный на критическом отборе лучших направлений различных школ и подходов к менеджменту, сложившихся к настоящему времени, и учет современных тенденций развития хозяйственного управления.

    Опыт ведущих предприятий показывает, что ключ к успешной деятельности предприятия - это, прежде всего четкая организация управления предприятием.

    Управление следует рассматривать как процесс, так как оно представляет собой не единовременное действие, а взаимосвязанные непрерывные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.

    Актуальность темы «Процесс управления в организации» несомненна. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

    Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

    Основной целью при написании данной работы является рассмотрение всего комплекса функций менеджмента, критерий их выделения и взаимосвязь между ними.

    Задачами работы являются:

      Рассмотрение сущности понятия «процесс управления в организации».

      Рассмотрение функций управления в целом и по каждой в отдельности.

      На примере фирмы «Оптика», г. Москвы проанализировать процесс управления на практике, то есть непосредственно применительно к предприятию.

    Раздел I . Сущность процесса управления в организации

        Понятие и структура процесса управления

    В управленческой литературе существует множество определений понятия «про­цесс управления», в зависимости от выбранного того или иного ключевого момента.

    Процесс управления является общей суммой всех функций управления. Выполнение функций управления требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное со­держание понятия процесса управления. Таким образом, под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связы­ваются. друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию или услуги. В этом определении подчеркивается центральный характер процесса, осуще­ствляемого аппаратом управления организацией, а также его связь с функция­ми для их реализации ресурсами. По сути дела, такое определение процесса управления совпадает с определением Анри Файоля понятия «управление» т. е. административной функции. По определению Файоля, управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

    Процесс управления - это одна их четырех подсистем управления (методо­логия управления, процесс управления структура управления, техника управле­ния) и представляет: систему коммуникаций; разработку и реализацию управ­ленческих решении; информационное, обеспечение.

    Понятие «процесс управления» отражает динамическую сторону управле­ния - это необходимая последовательность действий, из которых складывается, воздействие менеджера на коллектив, управляющей системы на управляемую. 1

    В обобщенном представлении процесс управления - это комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени.

    Цель управления является исходным этапом процесса управления. Какой бы она ни была, ясной или размытой, явной или неявной, она всегда существует как начальный этап оценки ситуации и выработки управленческих решений, как первый этап процесса управления. Ситуация характеризует второй этап процесса управления. Ситуация - это состояние управляемой системы, оцениваемое отно­сительно цели. Третий этап управления - это этап определения проблемы. Последний, четвертый этап управления - это этап управленческого решения.

    В этой циклически развивающейся управленческой деятельности находятся че­тыре элемента процесса управления: цель, ситуация, проблема и ее решение.

    Цель - это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, это представление о том, чего организация хочет достичь. Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество разнообразных про­тиворечий. Их разрешение приближает ситуацию к цели. Все противоречия связа­ны между собой. Потому для единичного акта воздействия, которые формируется в процессе управления, необходимо найти главное противоречие, его разрешение обеспечит и облегчит разрешение всех остальных. Противоречие, на разрешение которого главным образом преимущественно и направлено воздействие, и называ­ется проблемой. Проблема в процессе управления - это главное противоречие цели и ситуации, разрешение которого определит изменение ситуации в направле­нии принятой цели; или основное несоответствие фактического состояния управ­ляемого объекта (ситуации) желаемому или запланированному (цели).

    В связи с отклонением (хотя управление осуществляется и должно осуще­ствляться независимо от того, есть отклонение или нет) от плановых (или нор­мативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей и нормативов. Необ­ходимость введения изменений, требующих для своей реализации ресурсов и времени, должна быть обоснована анализатором факторов, оказывающих воз­действие на состояние и положение организации. Совокупность факторов и ус­ловий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных фак­торов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуа­ции, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы и си­туационные факторы, приведшие к появлению проблемы.

    Таким образом, процесс управления состоит из трех составляющих: обнару­жение и анализ ситуационных факторов воздействия на организацию, т. е. сре­да управления организацией; определение проблемной ситуации, т. е. Процесс воздействия на проблемную ситуацию. 2

    Поскольку процесс управления представляется как совокупность действий, связанных с анализом ситуационных факторов окружающей среды управления, постановкой цели или целей управления, выявлением и идентификацией про­блемной ситуации, поиском и выбором альтернатив, то организация выполне­ния принятых решений и получение результатов управленческой деятельности являются неотъемлемой частью процесса управления.

    Управление организацией в целом следует рассматривать как процесс, со­стоящий из совокупности циклических действий, так как оно представляет со­бой не единовременное действие (цикл), а непрерывные и последовательные взаимосвязанные действия (циклы) по формированию и эффективному исполь­зованию управленческих ресурсов и возможностей организации для достиже­ния конкретных результатов или целей. Отсюда результаты первого цикла про­цесса управления оказывают влияние (позитивное и/или негативное) на ре­зультаты второго цикла управленческого процесс а и т. д.

    Концепция процесса управления включает множество разнообразных аспек­тов действий и операций. В то же время управление организацией не может быть пассивным и адаптивным - напротив, оно подразумевает активные действия, направленные на достижение требуемых результатов.

    1.2. Функции управления

    Искусство научного управления ­

    это эволюция, а не изобретение.

    Ф.У.Тейлор 3

    Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, опре­делить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управлен­ческая функция наполнена характерным для нее объемом и содер­жанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках кото­рой она реализуется. Функция управления подчиняется логическо­му алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.

    Для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходимо своевременно реструктурировать и совершенствовать существующую систему работы этой организации.

    Для этого менеджеры используют управление .

    Основные понятия и принципы

    Управление бизнес-процессами - это система методов, направленных на увеличение эффективности деятельности компании. С его помощью определяется суть этапов производственного цикла, организовывается их выполнение, повышается качество результатов работы.

    Основной задачей является приведение предмета управления в соответствие со стратегией фирмы. Все процессы в совокупности и по отдельности должны быть организованы так, чтобы их результаты обеспечивали достижение целей бизнеса.

    Управление данными процессами решает ряд задач:

    • сокращение времени на выполнение работы сотрудниками предприятия, это достигается автоматизацией и составлением алгоритмов для всех процедур;
    • повышение качества результатов этапов цикла, для этого внедряются системы контроля, обеспечивается прозрачность всех действий внутри процесса;
    • управление предприятием исходя из его реального положения, при этом учитывается величина затрат на изготовление продукции, размер закупок сырья и прочие моменты;
    • максимизация эластичности деловых процессов — достигается привлечением участников цикла к модернизации и внедрению новых систем.

    Управление осуществляется в несколько этапов:

    1. Составление перечня процессов . Некоторое время все события в фирме регистрируются в информационной системе, фиксируются проходящие документы. Уже через 1-2 недели можно найти повторяющиеся циклы, установить их частоту. На основе этого анализа оптимизируется работа компании.
    2. Описание процессов . На этом этапе формируется база данных, в которой размещается информация о шагах производства. Результаты используются для построения более эффективной системы процессов.
    3. Организация цикла . Для каждого процесса устанавливается свой менеджер, который несёт ответственность за осуществление задач.
    4. Контроль деятельности . Описание производства должно осуществляться с помощью специальных информационных систем. База данных используется менеджерами для проверки полноты выполнения поручений.
    5. Контроль загрузки персонала . Для каждой операции должен быть установлен определённый лимит времени, отведённого на исполнение. На основании анализа реальных данных о скорости работы принимается решение о премировании сотрудников, увеличении штата, наложении штрафов.
    6. Фиксирование затрат . Учёт финансовых расходов на обеспечение функционирования процесса, в том числе выработка и платежи за услуги, ведётся в информационной системе. На основании этих сведений определяется бюджет каждого отдела предприятия, устанавливается стоимость оформления конкретного документа и процесса в целом. Управление должно быть направлено на максимальное снижение затрат.
    7. Исследование причин сбоев . В ходе производственного цикла могут возникать ошибки. Одной из задач процедуры является выявление недочётов в работе организации, поиск источников их образования, оперативное исправление.

    После проведения перечисленных мероприятий менеджеры отслеживают результаты. Если действия не принесли должного повышения показателей фирмы, проводится дальнейшая оптимизация.

    Подробную информацию о используемых на практике методах вы можете узнать из следующего видео:

    Современные методики

    Управление осуществляется с помощью различных подходов. Существует 4 основных метода, которые используются непосредственно для регулирования бизнес-процессов.

    Непрерывное совершенствование

    Этот подход имеет долгосрочный характер. Его отличает постепенное изменение бизнес-процессов, осуществляемое сначала на низших уровнях и планомерно переходящее в корректировку важнейших этапов цикла компании. Технология непрерывного совершенствования основана на использовании предложений участников производства.

    • Положительным моментом использования является возможность управления в текущем режиме. При этом нововведения не будут вызывать у сотрудников недовольства.
    • К отрицательным качествам подхода относится отсутствие оперативности в принятии решений.

    Инжиниринг

    Этот метод характеризуется построением системы бизнес-процессов, которые направлены на удовлетворение потребностей клиентов, при этом исключается массовое производство. Подход наиболее эффективен в условиях сильной дифференциации спроса и предложения на рынке.

    • К плюсам использования относится возможность проектирования разных процессов в зависимости от особенностей групп клиентов.
    • Минусом является трудоёмкость подхода. При этом созданная модель не всегда может быть эффективной.

    Реинжиниринг

    В основе метода лежит полная перепроектировка существующих процессов с отказом от установленных правил и шаблонов. Реинжиниринг предусматривает кардинальную модернизацию системы предприятия.

    • К сильным сторонам метода относится резкий скачок эффективности и производительности.
    • Слабой стороной считается риск неудачи при создании новых процессов, высокая затратность проекта.

    Перепроектирование

    Отличается концентрационным характером улучшения процессов. Применяется, если работа компании в целом удовлетворительна, но имеется возможность улучшить существующие показатели.

    При этом процессы анализируются, устраняются лишние и дублирующие функции, вводятся новые этапы цикла, действия автоматизируются и приводятся к определённым стандартам.

    • Положительным моментом является совершенствование уже имеющегося процесса.
    • Минусом считается построение новых функций на основе старой системы, которая может не быть достаточно эффективной.

    Рабочие программы

    Для управления данными процессами применяются специальные информационные системы. Они представляют собой программы для описания и моделирования этапов цикла компании.

    Существует несколько наиболее популярных программных средств:

    • ARIS Express считается наиболее простой и доступной для использования как специалистами, так и студентами.
    • Bizagi Process Modeler используется для описания бизнес-процессов, документации. Распространяется свободно.
    • Business Studio . Использование этого продукта позволит предприятию ускорить формирование новой системы за счёт решения основных задач управления. Доступна бесплатная версия.
    • AllFusion Process Modeler позволяет выполнять все действия, необходимые для создания наиболее эффективного производственного цикла.
    • ELMA - программное обеспечение российских разработчиков.

    Использование подобных информационных систем обязательно для анализа существующих процессов и формирования новых систем.