«Ростех» забирает КТЗ целиком . "Ростех" нагрузили тракторами

19:05 — REGNUM «Внешэкономбанк» (ВЭБ) подал иск в Арбитражный суд Чувашии о признании банкротом концерна «Тракторные заводы» (КТЗ). Такие данные следуют из картотеки суда.

Исковое заявление от ВЭБ поступило 23 октября. Дата рассмотрения иска пока не назначена. Сумма исковых требований ВЭБ составляет 68,5 млрд рублей.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , по проблеме концерна «Тракторные заводы», предприятия которого расположены в шести регионах и где трудятся 20 тыс. человек, был принят «ряд решений» на заседании наблюдательного совета «Внешэкономбанка».

"По КТЗ у нас принято решение по дефолтной стратегии, поэтому, я думаю, это важное решение в части данного большого предприятия. Сейчас наша задача обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали, продолжали свою деятельность», — заявил председатель правления ВЭБ Сергей Горьков.

Менеджеры ВЭБ признали, что планы по реструктуризации долгов КТЗ оказались неудачными и на сегодняшний день финансовый долг концерна превышает 85 млрд рублей.

Согласно плану реструктуризации, ВЭБ как крупнейший кредитор получил в собственность военный дивизион КТЗ и передал его в управление «Ростеху». Совладельцы КТЗ Михаил Болотин и Альберт Баков получили контроль над гражданскими активами КТЗ, но ход реструктуризации должен был контролировать ВЭБ.

В банке рассчитывали, что предприятия КТЗ смогут достигнуть рентабельности благодаря финансовой поддержке ВЭБа во втором полугодии 2017 года. Но планы эти реализованы не были.

Глава Ростеха Сергей Чемезов заявил, что дальнейшие попытки финансового оздоровления КТЗ невозможны и концерн надо банкротить. Также Чемезов заявил, что Ростех будет претендовать на часть собственности концерна, так как «Курганмашзавод» (входит в КТЗ) должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , концерн «Тракторные заводы» — крупнейший в России концерн в области машиностроения. С 2006 года в состав группы вошли 17 системообразующих производственных предприятий, на которых трудятся более 20 тыс. человек из 10 субъектов РФ.

Предприятия КТЗ есть в Чувашии (ООО «Агромашхолдинг», ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов», ЗАО «Промтрактор-Вагон», ООО «Чебоксарский завод промышленного литья», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ООО «Четра — комплектующие и запасные части», АО «Четра — промышленные машины»), Волгограде (ООО «Волгоградская машиностроительная компания», ОАО «Тракторная компания «ВГТЗ»), Владимире (ООО «Владимирский мото-тракторный завод»), Красноярске (ОАО «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов») и Кургане (ОАО «Курганский машиностроительный завод»).

Несмотря на объявленную процедуру банкротства ряда предприятий концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова , ключевой кредитор концерна ВЭБ не намерен закрывать заводы, по крайней мере гражданского дивизиона. В планах ВЭБа «поднять производство», отдав с декабря и гражданский дивизион в управление «Ростеху» , который уже управляет оборонными активами КТЗ. В «Ростехе» считают ситуацию сложной, но в перспективе высоко оценивают потенциал чебоксарского кластера КТЗ.

30 ноября предприятия КТЗ перейдут под управление «Ростеха», сообщил журналистам вчера в Чебоксарах по итогам совещания рабочей группы по ситуации зампред ВЭБа Петр Золотарев . По его словам, «Ростех» (управляет сейчас военным дивизионом КТЗ) займется и операционным управлением гражданским дивизионом. На начальном этапе на пополнение оборотных средств ВЭБ выделит КТЗ около 1,5 млрд руб. Господин Золотарев сообщил, что предприятия КТЗ с учетом их оснащения и компетенции кадров перспективны, и отметил, что «есть планы поднятия производства». «Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены», - заявил зампред ВЭБа.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа принял решение о «дефолтной стратегии» в отношении КТЗ. Глава госкорпорации Сергей Горьков заявлял, что сейчас задача ВЭБа - «обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали». Как писал «Ъ», выпуск на предприятиях гражданского дивизиона и так невысок: «Промтрактор» за первое полугодие выпустил 55 единиц техники, производство запчастей на Чебоксарском агрегатном заводе - 1,4 млрд руб. Вчера Петр Золотарев пояснил «Ъ», что у обоих предприятий есть экспортный потенциал, а «Промтрактор» произвел за январь-октябрь уже 169 единиц техники, на год запланирован существенный рост - 280 единиц против примерно 35 штук годом ранее. Гендиректор КТЗ Альберт Баков выразил благодарность «Ростеху»: «Несмотря на сложную ситуацию, они решились. Предстоит серьезная совместная работа, с нашей стороны полное взаимопонимание».

Финансовый долг КТЗ в сентябре превышал 85 млрд руб. (сейчас - около 90 млрд руб.), в том числе перед ВЭБом - 58,5 млрд руб. Господин Золотарев отметил «Ъ», что говорить о реструктуризации долга в этой ситуации пока бессмысленно, госкорпорация вернется к вопросу после процедуры оздоровления. Предполагается провести встречи с контрагентами КТЗ, чтобы рассказать о плане финансового оздоровления, говорит он.

Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, сообщил: сейчас мощности концерна задействованы примерно на четверть, при этом не хватает оборотных средств для обеспечения производственных процессов без риска их остановки. Другой собеседник «Ъ» в отрасли говорит, что проблема реабилитации гражданского дивизиона КТЗ связана и с репутационными издержками - покупатели знают, что компания проходит процедуру банкротства, и отзывают заказы. Так, объем заказов снижается, и это мешает гражданскому дивизиону развиваться уже сегодня, рассуждает источник «Ъ».

Директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов заявил, что сейчас есть понимание того, что все предприятия КТЗ «будут комфортно интегрированы в предприятия „Ростеха“». Он отметил «высокий экономический и кадровый потенциал» предприятий. При этом господин Абрамов добавил «Ъ»: ситуация на предприятиях «очень сложная», необходимо решать в первую очередь оперативные проблемы - в частности, с началом отопительного сезона важно своевременно рассчитаться с энергокомпаниями. Для непрерывного производства нужно погасить критическую задолженность перед ключевыми поставщиками, налоговыми органами . «После решения оперативных проблем мы приступим к реализации сценария по развитию производства», - рассказал господин Абрамов. Потенциал развития чебоксарской группы предприятий КТЗ он также оценил высоко: «Продукция концерна всегда будет востребована в стратегических отраслях - горнодобывающей, инфраструктурного строительства, нефтегазового сектора, транспортной, сельскохозяйственной».

Концерн полностью переходит под управление госкорпорации.

Несмотря на объявленную процедуру банкротства ряда предприятий концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, ключевой кредитор концерна ВЭБ не намерен закрывать заводы, по крайней мере гражданского дивизиона. В планах ВЭБа «поднять производство», отдав с декабря и гражданский дивизион в управление «Ростеху», который уже управляет оборонными активами КТЗ. В «Ростехе» считают ситуацию сложной, но в перспективе высоко оценивают потенциал чебоксарского кластера КТЗ.

30 ноября предприятия КТЗ перейдут под управление «Ростеха», сообщил журналистам вчера в Чебоксарах по итогам совещания рабочей группы по ситуации зампред ВЭБа Петр Золотарев. По его словам, «Ростех» (управляет сейчас военным дивизионом КТЗ) займется и операционным управлением гражданским дивизионом. На начальном этапе на пополнение оборотных средств ВЭБ выделит КТЗ около 1,5 млрд руб. Господин Золотарев сообщил, что предприятия КТЗ с учетом их оснащения и компетенции кадров перспективны, и отметил, что «есть планы поднятия производства». «Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены»,— заявил зампред ВЭБа.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа принял решение о «дефолтной стратегии» в отношении КТЗ. Глава госкорпорации Сергей Горьков заявлял, что сейчас задача ВЭБа — «обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали». Как писал “Ъ”, выпуск на предприятиях гражданского дивизиона и так невысок: «Промтрактор» за первое полугодие выпустил 55 единиц техники, производство запчастей на Чебоксарском агрегатном заводе — 1,4 млрд руб. Вчера Петр Золотарев пояснил “Ъ”, что у обоих предприятий есть экспортный потенциал, а «Промтрактор» произвел за январь—октябрь уже 169 единиц техники, на год запланирован существенный рост — 280 единиц против примерно 35 штук годом ранее. Гендиректор КТЗ Альберт Баков выразил благодарность «Ростеху»: «Несмотря на сложную ситуацию, они решились. Предстоит серьезная совместная работа, с нашей стороны полное взаимопонимание».

Финансовый долг КТЗ в сентябре превышал 85 млрд руб. (сейчас — около 90 млрд руб.), в том числе перед ВЭБом — 58,5 млрд руб. Господин Золотарев отметил “Ъ”, что говорить о реструктуризации долга в этой ситуации пока бессмысленно, госкорпорация вернется к вопросу после процедуры оздоровления. Предполагается провести встречи с контрагентами КТЗ, чтобы рассказать о плане финансового оздоровления, говорит он.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщил: сейчас мощности концерна задействованы примерно на четверть, при этом не хватает оборотных средств для обеспечения производственных процессов без риска их остановки. Другой собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что проблема реабилитации гражданского дивизиона КТЗ связана и с репутационными издержками — покупатели знают, что компания проходит процедуру банкротства, и отзывают заказы. Так, объем заказов снижается, и это мешает гражданскому дивизиону развиваться уже сегодня, рассуждает источник “Ъ”.

Директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов заявил, что сейчас есть понимание того, что все предприятия КТЗ «будут комфортно интегрированы в предприятия “Ростеха”». Он отметил «высокий экономический и кадровый потенциал» предприятий. При этом господин Абрамов добавил “Ъ”: ситуация на предприятиях «очень сложная», необходимо решать в первую очередь оперативные проблемы — в частности, с началом отопительного сезона важно своевременно рассчитаться с энергокомпаниями. Для непрерывного производства нужно погасить критическую задолженность перед ключевыми поставщиками, налоговыми органами. «После решения оперативных проблем мы приступим к реализации сценария по развитию производства»,— рассказал господин Абрамов. Потенциал развития чебоксарской группы предприятий КТЗ он также оценил высоко: «Продукция концерна всегда будет востребована в стратегических отраслях — горнодобывающей, инфраструктурного строительства, нефтегазового сектора, транспортной, сельскохозяйственной».

И «Ростех» Сергея Чемезова подсчитывают затраты, необходимые для спасения «Курганмашзавода». Сегодня представители госкорпораций провели в Зауралье совещание, посвященное судьбе оборонного предприятия, и посетили производственную площадку. Банкиры уже заявили о готовности выделения новых средств активу, чьи обязательства превышают 32 миллиарда рублей, а «Ростех» – о намерении взять под контроль завод до конца текущего месяца, расширив перечень выпускаемой продукции. Об этом сообщает PravdaUrfo .

Как напоминает агентство "Руспрес" , управление Чемезовым оборонкой часто находится за гранью фола - так, в 2015 году он не постеснялся приподнести Путину обычный механический манипулятор, облаченный в камуфляж, как "боевого робота".

Глава концерна «Тракторные заводы», в который входит «Курганмашзавод» высказал надежду, что долги предприятия будут списаны, не исключив возможности банкротства структуры. Так или иначе, эксперты указывают на необходимость коренного изменения модели работы предприятия, которое пока стабильно генерирует миллиарды рублей убытков и конфликты, связанные с заходами «Ростеха» на другие промышленные активы.

Кризисная ситуация на ОАО «Курганский машиностроительный завод» («Курганмашзавод», входит в «ККУ «Концерн «Тракторные заводы») стала поводом для визита в регион десанта топ-менеджеров госкорпораций, перед которыми поставлена задача вывести оборонное предприятие из, по сути, банкротного состояния. Так, сегодня, 10 ноября, в правительстве Курганской области прошло совещание с участием губернатора Алексея Кокорина , заместителя председателя «Внешэкономбанка» (главный кредитор КМЗ) Петра Золотарева, директора кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Сергея Абрамова (был и.о. президента Чечни в 2004 году) и генерального директора ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберта Бакова. Участники встречи обсудили «дорожную карту» финансового оздоровления «Курганмашзавода» и посетили производственную площадку завода.

«Составлена долгосрочная «дорожная карта». Сразу хочу сказать: никакого сокращения работающих на предприятии не предвидится. Заработная плата выплачиваться будет своевременно, в полном объеме. Гособоронзаказом ОАО «Курганмашзавод» будет обеспечен до 2027 года, фактически на 10 лет. Данное предприятие находилось и будет находиться на территории Курганской области , и будет выполнять прямое предназначение. Выпускать бронетехнику, которая есть, то есть БМП. Такая договоренность и с руководством ВЭБа, и с руководством «Ростеха» достигнута. Я думаю, что такое совместное понимание вопроса в ближайшее время снимет социальную напряженность, которая есть среди работающих и ветеранов данного предприятия», – заявил по итогам встречи губернатор Курганской области Алексей Кокорин.

В свою очередь, заместитель председателя «Внешэкономбанка» Петр Золотарев, говоря о механизмах спасения предприятия, подчеркнул, что наблюдательным советом госкорпорации уже принято решение о выделении финансовых ресурсов для поддержки работоспособности завода в переходный период – до конца текущего месяца, по словам Сергея Абрамова, «Курганмашзавод» перейдет под управление «Ростеха».

Отметим, что «Ростех» фактически уже получил контроль над «КМЗ»: летом текущего года управляющей компанией актива стало АО «Центральный институт по проектированию машиностроительных предприятий», которое входит в госкорпорацию. В октябре был избран новый совет директоров предприятия, который возглавил Сергей Абрамов. Также в него вошли и другие представители «Ростеха».

Говоря сегодня о развитии предприятия, Абрамов отметил, что «дорожная карта» по оздоровлению будет утверждена и запущена до конца года.

«Наша задача – обеспечить плавный переход, выполнение государственных контрактов . Мы понимаем загрузку до 2027 года с учетом проекта программы вооружения, понимаем, какие уже сегодня будут организованы новые направления в рамках работы по существующей номенклатуре и по номенклатуре новых видов вооружения, военной техники», – заявил директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех».

Свое видение судьбы предприятия озвучил и генеральный директор ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберт Баков . По словам менеджера, долги могут быть списаны через процедуру банкротства, что снимет с завода, дословно, «чудовищную долговую нагрузку». Отметим, что в целом долги структур концерна, согласно информации, озвученной «Ростехом», превышают 85 млрд рублей.

Председатель совета директоров «Тракторных заводов» Михаил Болотин (слева) и генеральный директор ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберт Баков

Напомним, эксперты не единожды ранее указывали, что кризисная ситуация на оборонном предприятии, вероятно, связана с неэффективной деятельностью менеджмента КМЗ и концерна «Тракторные заводы» (генеральным директором является Альберт Баков, зять Никиты Михалкова . Председатель совета директоров – Михаил Болотин). «У КМЗ не очень эффективный менеджмент . Я думаю, что во многом это их личная вина, что они не умеют правильно распределять ресурсы. Министерство обороны и «Рособоронэкспорт» не являются собесом для менеджеров завода. Управленцы должны нести ответственность за свои действия. Следовательно, им стоило бы работать в рыночных условиях», – давал ранее оценку ситуации на курганской площадке эксперт в области оборонной промышленности.

На протяжении последних трех лет «Курганмашзавод» стабильно демонстрирует отрицательные финансовые показатели. В 2014 году чистый убыток составил 1,8 млрд рублей, в 2015 – 812 млн, в 2016 – 3,6 млрд рублей. В последней годовой отчетности, в частности, отражено, что выручка завода в прошлом году, по сравнению с 2015 годом, выросла на 69%. При этом валовая прибыль за счет роста себестоимости рухнула на 95%. Рентабельность сократилась на 11%. Как отмечали аудиторы, такой результат был связан со структурными изменениями в составе производимой и реализуемой продукции, а также опережающим ростом издержек. Выручка выросла с увеличением в 2016 году поставок по государственным контрактам в 2,6 раза. При этом у предприятия в 7 раз сократились продажи на экспорт.

Таким образом, работы по гособоронзаказу не давали КМЗ необходимой доходности. Основную долю в объеме производства занимала продукция спецназначения – 97,3%. В итоге рентабельность продаж составила минус 7,5%. Отметим, что эксперты также указывали на этот перекос. Партнер консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Ракша в разговоре с обозревателем «Правды УрФО» подчеркивал, что рентабельность ГОЗа составляет 3-5%, в редких случаях – до 10%.

При этом по всем другим направлениям, кроме военной продукции, курганский завод в 2016 году показал спад. «Гражданка», согласно отчетности, просела по сравнению с 2015 почти на 30%. Ее доля в общем объеме выручки составила всего 3%.

В итоге операционный убыток предприятия в прошлом году достиг 3,85 млрд рублей. Негативно на финансовом результате, в частности, сказалось привлечение внешнего займа на пополнение оборотных средств предприятий концерна «Тракторные заводы» , что привело к увеличению расходов по процентам.

В 2017 году «Курганмашзавод» продолжил нести убытки, несмотря на стабильные объемы заказа от Министерства обороны РФ. Согласно данным отчетности за второй квартал, выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 2,2 раза. Основная причина – реализация специзделий по 4 контрактам в рамках Гособоронзаказа. Предприятию, судя по норме чистой прибыли, даже удалось увеличить доходность производства. Впрочем, показатель, так или иначе, остался отрицательным – минус 19,05%. Рентабельность активов КМЗ на отчетную дату составила минус 3,93%, сумма непокрытого убытка выросла до 6,2 млрд рублей. Соотношение непокрытого убытка балансовой стоимости активов упало до минус 13,49%. Общий размер кредиторской задолженности предприятия достиг 32,9 млрд рублей, при этом по 6,47 млрд из них обязательства были просрочены. В конечном итоге, чистый убыток «Курганмашзавода» за второй квартал составил 1,83 млрд, увеличившись даже по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Резюмируя, эксперты отмечают, что сейчас жизнеспособность курганского завода будет зависеть от того, насколько менеджеры «Ростеха» смогут изменить сложившуюся бизнес-модель, отмечая, впрочем, что «пока, исходя из ситуации в других регионах, управленцы госкорпорации успешно генерируют различные конфликты».

К позитивным изменениям, по мнению аналитиков, в частности, приведет увеличение экспортных поставок и доли гражданской продукции. «Можно говорить, что сейчас предприятие старается расширить сферу своей деятельности. В частности, появился новый бизнес – ремонт БМП-3. С учетом того, сколько машин есть сейчас в войсках, это перспективное направление . Есть перспективы и по гражданской продукции – машинам ТМ-140 и ТМ-170. Еще одно направление – это экспорт. У нас давно не было крупных экспортных заказов. Рынок вооружения тоже подвержен определенной цикличности. Есть надежда, что у них будет прорыв по данному направлению, особенно с учетом, что БМП-3 активно продвигается и получила хорошие отзывы, например, в Эмиратах», – рассказывал «Правде УрФО» эксперт «Центра анализа стратегий и технологий» Андрей Фролов.

Другой военный эксперт, говоря о перспективах КМЗ, указывает, что на «Арзамасском машиностроительном заводе», входящем в «Военно-промышленную компанию» холдинга «Базовый элемент», который также занимается выпуском бронетехники, дела, судя по всему, тоже обстоят непросто. «Поэтому вопрос работоспособности «Курганмашзавода» – принципиальный», – делится своим мнением аналитик.

Директор «Центра анализа стратегий и технологий» Руслан Пухов заключает, что техника, которая производится на КМЗ, чрезвычайно важна для поддержания как национальной безопасности России, так и экспортных позиций, в связи с чем, по его словам, государство «не пустит в данном случае ситуацию на самотек».

Озвученная выше информация – это не какие-либо инсинуации от «источников», это вполне официальные комментарии, которые дал «Правде ПФО» вице-премьер регионального правительства . Как и предполагало издание, окно Овертона в отношении КТЗ потихоньку расширяется.

«Пока не все гладко. Ситуация непростая. Даже сложная. Закрываются Владимирский и Онежский заводы. По нашим четырем заводам разговор о закрытии даже не идет. Но есть сложности в переходном процессе: мы видим определенные шероховатости со стороны старой команды по передаче объектов и дальнейшей контрактации. Внешний фон бывшей управляющей компании «Концерн «Тракторные заводы», шлейф этот накладывается и на «Ростех», на нового директора. Но это временные процессы, они должны закончиться, и в течение месяца новая управляющая компания вступит в свои права», – заявил Аврелькин «Правде ПФО».

Вице-премьер Владимир Аврелькин, руководитель УФНС по ЧР Марина Петрова на встрече с представителями КТЗ

Вице-премьер уточнил, что контрактация «Промтрактора» на январь – это всего 8 тракторов, тогда как для безубыточной работы концерну необходимо производить 25 машин в месяц. Даже в самых радужных планах фигурируют 30 тракторов за 1 квартал. В качестве позитивной новости указывается отсутствие на чувашских предприятиях концерна долгов по зарплате и перед энергетиками и начало частичного погашения долгов по налогам.

Впрочем, тут источник понятен: чтобы банкротство не было столь болезненным, Внешэкономбанк выделил КТЗ 1,5 млрд на закрытие наиболее срочных дыр. Очевидно, что ничего общего с бизнесом это не имеет. Бизнес на развалинах КТЗ будет вести «Ростех»: в декабре компания подписала с экс-владельцами концерна договор доверительного управления, «Промтрактор» и «Чебоксарский агрегатный завод» возглавил проверенный кадр госкорпорации .

Вилсор Халиуллин показывает Владимиру Аврелькину "Промтрактор". Или наоборот

Но, как уже было сказано выше, Болотин и Баков активно препятствуют новому руководству, в первую очередь, планируя оставить за собой контроль над сбытовыми компаниями концерна, с которыми у потребителей его продукции все еще действуют контракты. Подконтрольные Болотину и Бакову «Четра-ПМ» и «Четра-КЗЧ» под банкротство не попали и не попадут.

В отличие от основных производственных площадок. «Правда ПФО» о противодействии экс-владельцев головной компании КТЗ, «Компании корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», введении в обществе процедуры банкротства. Получилось не очень: наблюдение в обществе было введено первым, еще 27 ноября 2017 года. Дальше информация из Арбитражного суда начала напоминать военные сводки 1941-го года. Или 1945-го, в зависимости от отношения к экс-владельцам КТЗ.

Источник - картотека Арбитражного суда

7 декабря после долгих продолжительных боев с превосходящими силами «Ростеха» войска Болотина и Бакова оставили ООО «Сервис промышленных машин», 8 декабря – ООО «Чебоксарский сталеплавильный завод» и ООО «Отель ДИС». 11 декабря в Арбитражном суде Мордовии пал смертью храбрых «САРЭКС», 22 декабря - «Промтрактор-Промлит». Передышка на новогодние праздники была недолгой: уже 15 января армия ВЭБа взяла под контроль «Чебоксарский агрегатный завод», 16 января – «Агромашхолдинг».

Пока Болотин и Баков удерживают за собой цитадель в лице «Промтрактора» и «Промтрактор-Вагона»: этим предприятиям повезло оказаться субъектами естественных монополий, транспортирующими энергию другим потребителям, и обанкротить их не так просто. Но дата решающих сражений уже известна: 8 и 9 февраля. Исход их наблюдатели считают предрешенным.

Другим кредиторам КТЗ при этом остается дырка от бублика. Показательна здесь ситуация компании «Мариуралтраксервис» из Йошкар-Олы, первой подавшей на банкротство «Агромашхолдинга» из-за смехотворного по меркам концерна долга в 3 млн за пару тракторов. Незадолго до введения наблюдения на предприятии в «Правду ПФО» пришло письмо о том, что компания подала в следственные органы заявление против «мошенников» Болотина и Бакова. Говорят, зять Никиты Михалкова очень испугался страшную марийскую компанию.

О том, как проводящая свой затянувшийся последний день Помпеи управленческая команда бывших владельцев относится к требованиям всех остальных, кроме ВЭБа и «Ростеха», участников распиливания КТЗ, красноречиво поведано в опубличенной «Мариуралтраксервисом» истории телефонных переговоров с директором компании Тамерланом Казаковым .

«В ходе данного телефонного разговора Казаков цинично усмехался над нашими проблемами, утверждая, что это ерунда, что у них забот и без нас хватает. Мы уточнили, неужели, руководство ООО «Агромашхолдинг» хочет вводить процедуру банкротства в отношении такого крупного предприятия, на, что Казаков рассмеялся и сказал: «Ну, попробуйте», и положил трубку. Это был последний удавшийся разговор с руководством ООО «Агромашхолдинг», – рассказывает директор компании Александр Собко .

Есть вопросы и ко входящему в курс дела Халиуллину. На чебоксарских интернет-форумах распространяется информация о меняющихся с его приходом нравах на заводах. Якобы в своем кабинете Халиуллин установил индивидуальное отопление, «хотя старые директора мерзли вместе со своими рабочими». Обедает Халиуллин там же, а не в столовой предприятия, а пришедшие вместе с ним люди «Ростеха» якобы получают в два раза больше предыдущих директоров и советников.

Рабочим "Промтрактора" зарплаты в 500 тысяч только снятся

Хотя казалось бы, куда уж больше: для топов концерна даже в худшие его времена 500 тысяч рублей в месяц являлись нижним уровнем дохода. Сбыт Халиуллин, согласно тем же источникам, намерен переподчинить себе, для чего «в республиканской налоговой имеются документы о регистрации ООО «Торговая компания «Промтрактор», где генеральным директором является он сам». Такую же компанию Халиуллин собирается создать и на ЧАЗе, уверяют источники. В общем, есть те, кто на банкротстве КТЗ определенно сможет оздоровиться. И для этих людей все только начинается.

Следит за развитием событий.