Самодельный диафильм! Для всех и обо всем. Диафильмы, которые мы смотрели в детстве

Знаешь, что такое диафильм?

В те времена, когда еще не было DVD-плееров, а мультики можно было смотреть только если их показывали по телевизору (а это было гораздо реже, чем сейчас), диафильмы были одной из любимейших детских забав. Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.

Под каждым кадром обычно находится текст к нему (а позже появились диафильмы без текста, со звуковых сопровождением; такие диафильмы продавались вместе с грампластинками или аудиокассетами к ним). Так, последовательно переходя от картинки к картинке, зрители смотрят (и читают) сказку.

Пленка диафильма очень узкая (ее ширина всего 35 миллиметров) и кадры на ней плохо видны невооруженным глазом. Диафильмы смотрели, конечно, не вручную, а с помощью специальных аппаратов. Они называются диапроекторы .


Пленку диафильма вставляли в специальную рамку (видите на фотографии вверху черную конструкцию в верхней части диапроекора? Это она и есть). С помощью колесика сбоку пленку можно прокручивать хоть вперед, хоть назад. Еще в диапроекторе есть специальная яркая лампа и линза спереди, которая увеличивает изображение на пленке. Если направить диапроектор на белую стену, то изображение будет уже большим. Его размер можно настроить - хоть на всю стену!

А если стенка цветная, то на нее для просмотра диафильмов вешали простыню.

При свете изображение на стене совсем бледное или даже вовсе не видно. Поэтому диафильм можно смотреть только в темноте. И вот просмотр диафильмов был всегда самым настоящим семейным ритуалом. Дожидались вечера, когда на улице стемнеет, вешали на стенку простыню. Делили обязанности: например, ребенок крутит колесико проектора, а мама выразительно читает сказку! И дает сигнал для перехода к следующему кадру.

Как у вас сейчас, наверно, есть целая коллекция любимых фильмов и мультиков на CD или DVD-дисках, так и раньше собирали целые коллекции баночек с диафильмами:


В наше время диафильмы ушли в прошлое. Хотя эту технологию до сих пор используют, например, в учебных целях, ведь диафильмы бывают не только развлекательные, но и учебные. Еще диапроекторы используют для демонстрации отдельных кадров на пленке (во время лекций в инстутутах и школах, например). Такие пленки, на которых всего один кадр, называются диапозитивами .

А на нашем сайте вы можете посмотреть старые диафильмы в режиме онлайн! Вам не нужно крутить колесико - просто переходите от кадра к кадру с помощью кнопок меню и читайте старые добрые сказки! Это не только забавно, но и полезно, гораздо полезнее, чем смотреть мультик - ведь ты не только смотришь картинки, но и читаешь текст к ним! Это как книга, только в этой "книге" больше картинок, чем в обычной. А значит, диафильмы развивают навыки чтения!

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот. Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве.

1. Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр и начинается сказка…

2. Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.

3. Диафильм - это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединенных общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца», и англ. film - рулонная фото(кино)пленка.

4. Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое диафильм, увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм - это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

5. Диафильм - это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы - неотъемлемая часть советского быта и культуры.

6. Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы - иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).

8. Волшебный фонарь

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

9. К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на пленке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном в просветительских, реже - в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

10. Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала черно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

11. В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гулливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин»», «Летят журавли» и проч.).

12. В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

13. Начиная с конца 50-х гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной кинопленки на основе нитроцеллюлозы к безопасной «ацетатной» основе.

14. С 60-70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъемочных и кинопроекционных аппаратов для узкой пленки (16 мм и 8 мм), позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

15. Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).

16. Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма - это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами - это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…

Посмотреть диафильмы онлайн:

February 25th, 2014

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот.

Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Давайте вспомним их историю …

Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…

3.

Диафильм - это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film - рулонная фото(кино)плёнка.

Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству.

В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.

Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы - иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Диапроектор ФД-2


В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства.

А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования.

Волшебный фонарь

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.

«Вот интересно было бы вот этот проектор запустить, – говорит старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Анна Котомина. – Здесь такой вот ритм – нам очень не хватает этого в современном мире безумных скоростей, вечного информационного перегруза – вот такого медленного чтения».

Анна Котомина, историк, преподаватель мультимедиа технологий, диафильм изучает с научной точки зрения. Собрала коллекцию, в которой более 300 пленок, начиная с 30-х годов. Ее дети с удовольствием смотрят волшебные пленочки. Анна уверена: диафильм как огромный пласт визуальной культуры не умер – просто отошел на второй план. Ее мнение разделяют многие профессионалы.

«Диафильм был в какой-то мере безграничен, – отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. – Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».

Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь – Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет – сначала масляный, потом керосиновый и электрический – падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.

С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже – советского агитпропа – диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.

В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром – без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные – стратегические задачи.

«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, – рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. – То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.

С последним директором «Диафильма» Сергеем Скрипкиным мы разговариваем во дворе лютеранского собора Петра и Павла в Старосадском переулке, где в советское время располагалась Студия. В последнем кадре почти каждой пленки были выходные данные и финальная строчка – конец диафильма. Скрипкин грустно шутит: словосочетание оказалось пророческим. Конец диафильма начался с выселения Студии из здания собора.

«Это произошло настолько быстро и неожиданно, – вспоминает Сергей Скрипкин. – Все стало рушиться мгновенно, производство прекратилось, массово куда-то отправлялись эти диафильмы уже изготовленные. Здесь находились огромные кучи оригиналов диафильмов, в том числе и иногда просто блестяще нарисованных, настоящих шедевров».

В ходе внезапного краха студии часть уникального оборудования фатально пострадала, часть просто исчезла. Усилиями сотрудников удалось сохранить более 20 тысяч авторских эскизов к диафильмам. Ведь на диафильм работали лучше художники своего времени – те же, что делали славу советской мультипликации и детской иллюстрации – Аврутис, Репкин, Мигунов, Шевченко, Савченко. Теперь эти эскизы хранятся в фондах Музея Кино.

«Самые старые диафильмы, которые у нас в коллекции существуют, это “Сказка о царе Салтане” и “Конек-горбунок”», – говорит сотрудник Музея кино Павел Шведов.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм» , выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

С 60-х - 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы , которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).

Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…

У каждого из нас живут в сердце воспоминания детства. Устав от забот и суеты нынешней, уже взрослой жизни, иногда мы приоткрываем занавес души и мысленно возвращаемся в беззаботные детские будни. В такие минуты, когда охватывает ностальгия по давно ушедшему детству, у каждого человека пробуждаются свои, самые заветные и яркие воспоминания. Многие из нас, кому сейчас за 30 вспоминают тихие и счастливые вечера просмотров диафильмов. Вся семья собиралась вместе. Тихо гудел проектор фильмоскопа, на белой простыне, повешенной на стену, загорался волшебный экран и уже через несколько секунд, появлялся первый кадр... Детский восторг и тихий шепот мамы в темноте — вот что навсегда отложилось в памяти почти каждого ребенка, который рос в СССР.

Что такое диафильм

Что же такое диафильм? Какова его история? Само название слова происходит от греческого «діа», что обозначает переход от начала и до конца, а также от английского слова film — фото (кино) пленка в рулоне. Диафильм — это несколько десятков позитивных изображений (диапозитивов), которые объединены в короткометражный фильм. Диафильм обычно состоял из 20-60 кадров.
Каждый кадр выстроен в определенном порядке. Титры, которыми сопровождалось каждое такое изображение, превращали фильм в иллюстрированный рассказ. В каждом диафильме использовались созданные художниками репродукции рисунков.

Диафильм – это, прежде всего, дружеское общение. Просмотр диафильма похож на совместное чтение иллюстрированных книг. Все кадры передвигались вручную, поэтому диафильм можно было прервать, обсудить с друзьями или близкими какой то сюжет, подойти поближе, чтобы лучше разглядеть.

История возникновения диафильмов

Просматривались диафильмы с помощью фильмоскопа, диапроектора. «Волшебные фонари» — так называли самые первые устройства, возникли еще впервой половине 16 столетья. Одним из первых в союзе был агрегат «ИЗБАЧ», который сконструировал П. Мершинов. В Москве, в 1930 году была создана студия «Диафильм». Эта студия занималась изготовлением, а также тиражированием таких фильмов. Сначала был налажен выпуск черно — белых, а потом и цветных диафильмов. В 1934 году были произведены самые первые детские диафильмы. В студии «Диафильм» вели свою работу, как в качестве авторов, так и консультантов, известные писатели: С. Михалков, А. Толстой, К. Чуковский, В. Бианки, Л. Кассиль, С. Маршак и другие. Участвовали в создании диафильмов такие известные художники, как А. Брей, К. Ротов, Е. Евган, В. Сутеев, В. Радлов и многие другие.

Уже с 50-го года производство диафильмов стало массовым. Около 400-500 наименований диафильмов выпускала студия «Диафильм» за год. Был также начат выпуск уже озвученных диафильмов. К учебным фильмам шел выпуск текста отдельно в виде книжечки. Также звуковое сопровождение записывали на пластинках к граммофону. Благодаря тому, что фильмоскопы были относительно недорогие (5 — 30 руб.) просмотр диафильмов был распространен во многих советских семьях. Цена на сам диафильм без фонограммы составляла 20 — 30 копеек за черно – белый и цветной варианты соответственно.

Выпускались фильмы учебной тематики, литературные произведения и, конечно же, сказки.

Любая советская семья, в которой росли дети, могла как «Незнайка на Луне», «Приключения Мюнхаузена», «Храбрый портной», «Дядя Степа», «Мойдодыр», «Пеппи Длинный чулок», «Малахитовая шкатулка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Дюймовочка», «Бременские музыканты», «Морозко», «Аленький цветочек», «Теремок» и многие другие детские сказки.

В 70-ые годы XX века появились более современные проекторы. Они позволяли вести просмотр и старых диафильмов и современных профессиональных и любительских фильмов.
Сейчас есть оцифрованные диафильмы. Их можно записать на переносной носитель информации или же просто воспроизводить с помощью проектора. Сейчас диафильмы можно смотреть онлайн на специальных сайтах.

Однако даже новые технологии никогда не смогут заменить чудо «волшебного фонаря». Ведь диафильм — это мир сказки и волшебства. Погасить свет в комнате, луч проектора направить на стену и встретиться со своими любимыми персонажами — все это значит, на какое то время забыть о плазменных панелях, многоканальной современной акустике и о домашних кинотеатрах и просто окунуться в свое давно забытое советское прошлое... Прошлое, которое кто-то сейчас зовет словом «ретро».

Действительно, с тех пор, когда был произведен последний советский фильмоскоп, прошло уже 23 года. Но никакая современная техника не сможет вытеснить из сердца воспоминания детской радости от сказки, которую рисовал луч яркого света на белой простыне.