Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя

размер шрифта

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ (утв- Минтрансом РСФСР от 13-01-78 13-ц) (2019) Актуально в 2018 году

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Составление графиков сменности водителей, а также расписаний и графиков движения в городском, пригородном и междугородном сообщениях производится на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.

При составлении графиков необходимо исходить из того, чтобы продолжительность времени работы водителей в часах за смену не превышала допустимой максимальной продолжительности смены, а количество смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.

где Тсм - средняя продолжительность рабочей смены водителей;

Нч - нормальное количество рабочих часов одного водителя в данном месяце (по календарю);

Кв - количество водителей в бригаде, за которой закреплены автомобили;

С - общее количество рабочих смен на закрепленных за водителями автомобилях в данном

В расчетах принято нормальное количество рабочих часов за определенный месяц - 177 часов (например, в апреле 1977 года). При разработке графиков на другие месяцы расчет ведется исходя из нормы рабочих часов на эти месяцы.

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

. время управления автомобилем;

. время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

Подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

Время простоев не по вине водителя;

Время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

Время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч .

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха .

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути . Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей .

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 % . А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 % .

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю .

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч .

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер , а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами .

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси . Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации 7 .

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания 8 . При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней .

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени . При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему . В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода 11 .

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие . Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается 13 .

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13).

Однако к уже имеющимся графам (1-6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику .

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

Продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

Нормы рабочих часов за учетный период;

Графика работы.

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период .

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13 14).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период .

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист , который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки . Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем .

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

Для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

Для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.

I. Общие положения

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее - водители) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам.

3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.

4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.

II. Рабочее время

1. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

3. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

4. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

6. В состав рабочего времени водителя включается:

а) время управления автомобилем;

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

8. После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

9. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

10. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

11. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

III. Время отдыха

1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный отдых;

в) еженедельный отдых;

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

4. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

5. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

6. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

7. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.


Водителей автобусов можно отнести к числу рабочих, чей труд носит довольно специфический характер. Кроме этого, дополнительное напряжение создаёт то, что водитель управляет транспортным средством, которое само по себе несёт потенциальную опасность. На водителя постоянно воздействуют шум, вибрация, вредоносные вещества и газы. Но, не смотря на это, самыми опасными для водителя являются, как эмоциональное, так и нервное напряжение. Так что водителей очень важны перерывы в течение рабочего дня. Водителя автобуса постоянно окружает непрерывный поток движения автомобилей, и он несёт прямую ответственность за безопасность пассажиров и других участников движения. Именно поэтому рабочее время водителей должно строго соблюдаться, основываясь на законодательных требованиях. Их должны придерживаться все водители, работающие по трудовому договору. Такие водители обычно принадлежат организациям – частным предприятиям или частным лицам. Не распространяются эти нормы лишь на водителей в составах вахтовых бригад и занятых международными перевозками. Для последних применимы Европейские стандарты.
Рабочее время водителя автобуса, как и у других рабочих, не должно превышать сорок часов в неделю. Например, если договор гласит, что водитель должен работать пять дней в неделю, то в сутки он не должен работать свыше восьми часов. Если же водитель работает шесть дней, то его рабочий день не должен превышать семи часов.
Если же водитель работает на организацию и в его обязанности входит перевозка сотрудников или тому подобное, то его рабочий день увеличивается ещё на четыре часа, и составляет уже двенадцать часов в сутки. Но при этом, в эти рабочие сутки, водитель автобуса должен находиться за рулём не более девяти часов. А в случае, если его путь будет проходить через горную местность, то время, проведённое за рулём должно сократиться до восьми часов. Поэтому нужно считать не часы работы, как делают многие, а именно часы езды.
Рабочее время водителя автобуса состоит непосредственно из управления, перерывов между управлением на конечных пунктах прибытия в течение пятнадцати минут, времени для выполнения работ до и после выезда, время для медицинского обследования дои после выезда, простоев водителя, устранения возникших неполадок и прочие, перечисленные и учитывающиеся законами периоды времени.
Время для отдыха водителя автобуса должно предоставляться раз на два часа максимум в середине рабочего дня. Минимальное время – полчаса. Еженедельный отдых должен следовать за рабочей неделей, составляя сорок два часа непрерывного времени. Именно это время способно предоставить максимальный отдых организму, после выполнения столь напряженной работы.
Так как водитель автобуса – ответственная и напряженная работа, все вышеперечисленные правила обязательны для выполнения, как работодателями, так и самими водителями. Иначе это может привести к чрезвычайным происшествиям с плачевным исходом.

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто. Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня