Техника лепки комбинированный способ. Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина


Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Материалы для лепки

Основным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием.

Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных - с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части - отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая - вперед, левая - назад и наоборот.

Скатывание - это одновременные круговые движения рук: правая - вправо по часовой стрелке, левая - влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание - сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором - прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф - один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа - барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб - цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины - красной, а желтый - из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом - подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем - нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер - дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.



3 votes, average: 5,00 out of 5)

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Лепка развивает мелкую моторику, воображение, логическое мышление, творческие способности, тактильные ощущения и прежде всего речь. Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Слепить что-нибудь осмысленное дети могут не раньше 2,5 лет, а до того они знакомятся с материалом и с основными приемами лепки.

Как заинтересовать ребенка лепкой?

Если вы купите материал для лепки и дадите его ребенку, оставив его с ним наедине, то можете не сомневаться, что ребенок ничего толкового не сделает - он весь перепачкается, наестся пластилина и измажет все обои. После такой ситуации проще всего сказать, что ребенок не дорос до таких игр, но это совсем не так! Начинать лепить можно уже с 1 годика.

Как же быть? Ребенка нужно заинтересовать! Во время занятий не просто наблюдайте за ребенком, а лепите вместе с ним. Предоставьте ребенку выбор: пусть он выберет именно тот материал, который ему понравиться, но конечно учитывайте возрастные особенности.

Лепим из жвачки для рук

Это интересный материал, который может находиться в трех состояниях. Из него можно просто лепить фигурки и использовать как пластилин, если слепить шарик и бросить об пол - он будет прыгать как мячик - прыгун, а если оставить его на месте он растечется и станет жидким.

Лепим из пластилина

Важно выбрать хорошего качества - не слишком твердый и не пачкающий руки. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него затруднительно. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали поделки могут разваливаться. Из пластилина можно лепить как объемные фигурки, так и делать различные аппликации. Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

Лепим из шарикового пластилина

Это необычный вид пластилина, который отличается от других материалов своей структурой. Он состоит из маленьких пенопластовых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Шариковый пластилин очень легкий, воздушный, интересный по фактуре и совсем не прилипает к рукам, волосам, одежде и рабочей поверхности стола - лепить из него одно удовольствие.

Пластилин различают мелкозернистый и крупнозернистый. Из крупнозернистого вида пластилина удобно лепить как различные фигурки, так и декорировать любые поделки. Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому его лучше использовать для объемных аппликаций, заполнения витражей, декорирования различных поверхностей.

Лепим из глины

Глина пачкает руки во время лепки, но зато легко смывается обычной водой. Некоторым детям не нравится лепить из глины, потому что она темная и неприметная. Зато изделия из глины легко высушить и потом расписывать их красками. Продаются специальные наборы для творчества , в которые входит глина и подробная инструкция по лепке. Из глины отлично можно лепить посуду для кукол, а также персонажей для сказки.

Воск очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми старше 5 лет, а малыши не успевают сообразить, что нужно сделать.

Воск разрезают на кубики 3х3 см, погружают в горячую воду и лепят, пока он теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.

Способы и приёмы лепки в разных возрастных группах детского сада.
По вопросу работали: Хализова Н.Б.; Касминская В.Б.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Существует 3 способа лепки:
1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;
2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Задачи:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности – лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
Программа дана на весь год, не распределяется поквартально.
Методы и приёмы.
Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.
Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать).
Программные задачи обучения.
I квартал:
1. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);
2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);
3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).
II квартал:
1. учить детей расплющивать шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими шариками;
2. учить детей защипывать края формы пальцами от общего куска глины (блюдца; защипнуть кроя сделать пельмень; пирожки – сверху защипнуть гребешок).
III квартал: учить детей лепить предметы состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы (гриб, неваляшка, пирамидка, матрёшка, корзинка).
IV квартал: в летний период идёт закрепление знаний полученных в течении года.
Методы и приёмы обучения.
1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);
2. показ и объяснение;
3. игровые приёмы
4. анализ всех работ (положительный).
Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Задачи:
1. продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прищипывания);
4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Однако создавая предмет дети мало работают над уточнением форм. Объясняется это тем, что для них важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки форм. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают заранее действие. Содержание занятий в старшей группе всё более усложняется, дети 5-6 лет лепят разнообразные формы, несложные сюжеты и появляется декоративная лепка (украшение предметов). Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
Задачи:
1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;
2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);
3. учить детей создавать сюжетные композиции;
4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия налёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);
5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.
I квартал. В начале года дети лепят наиболее простые, знакомые предметы и учатся передавать характерные детали. Чтобы дети научились передавать характер формы, они лепят не один предмет, а несколько, ярко выраженной формы (груша, яблоко, морковь, свекла). Дети также лепят фигуры, как из целого куска, так и по частям (лебедь, петух, утка), а так же фигуры человека.
II квартал. Дети лепят фигурки животных (по частям). Появляется лепка фигуры человека, которую ставят на ноги. Можно передавать движения этих фигур (посадить на санки, при лепке снежной бабы, девочка опирается на снежный ком). Для устойчивости фигуры можно использовать третью точку опоры (у Деда Мороза – посох, у Снегурочки – ёлочка).
Сюжетная лепка – сначала лепится подставка 1-1,5см. – толстая, к ней примазываются фигурки.
Программа старшей группы предусматривает лепку посуды новым способом, который называется ленточный (сначала лепится дно, затем всё остальное). Желательно посуду оформлять, иногда расписывают (на рисовании). С детьми можно делать различные изделия в декоративном плане (бусы, кулоны, блюда, подносы).
III квартал. Расширяются знания детей об окружающем и совершенствуются умения в лепке. Фигурки становятся более выразительными. Большая часть занятий посвящаются сюжетной лепке (по сказкам). Дети лепят по представлению.
IV квартал. Только закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения.
Использование натуры. Полный показ приёмов изображения в старшей группе почти не применяется. Показываются только новые приёмы. Беседа направлена на решение композиции (какая должна быть подставка, как примазать). Применяются игровые приёмы (например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»). Используется художественное слово (загадки, стихи).
Анализ детских работ. Что мы делали? Какое было задание? Сказать, что хорошо получилось, что не очень, не называя конкретных имён детей.
Лепка в подготовительной группе. Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения. Но не смотря на это, форма предметов остаётся так же обобщённой. Это свидетельствует о том, что детям 6-ти лет ещё не доступно полное изображение всех особенностей формы, они лепят лишь её основу.
Задачи.
1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);
2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;
3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой налёп, выбирание глины);
4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;
5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.
I квартал. Перед воспитателем стоит задача научить детей лепить предметы характерной формы. В начале года им предлагают лепить два однородных предмета, но разной формы (2 яблока: одно вытянутое, другое округлой формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей лепить предметы в движении (2 петушка: один поющий, другой клюющий зёрнышки). Дети лепят фигурки человека. Предлагается лепить соблюдая пропорции. Кроме этого дети лепят различных животных.
II квартал. Основное внимание направленно лепке сюжетных композиций. Учат лепке посуды двумя новыми способами: лепка из колец, выбирание глины – лепится внешняя форма, а затем степлером из нутри затирается, делаются внутреннее углубление. Перед украшением изделие выравнивается, делается ровная поверхность.
Работа декоративная – по мотивам глиняных образцов.
III квартал. Большое внимание уделяется коллективной работе (птицеферма, зоопарк, футбольное поле). Даются мерки, чтобы знать каждый размер фигурки. Предлагаются картины, предметные ситуации, дети выбирают, что им нравится и лепят.


Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин - материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание - отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание - надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание - сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание - формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание - придание округлости форме;
  • вдавливание - нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение - придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание - оттягивание и заострение одного края;
  • соединение - скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост - значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация - с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.