Что представляет собой российский беспилотник «Альтиус-М»? Бпла «альтиус-м» перспективный и загадочный.

Тяжелый российский беспилотник September 18th, 2016

Отстали мы конечно в этой области прилично, но последнее время активно догоняем. Опыт последнего времени показывает, что без них никуда!

В России начались лётные испытания тяжелого беспилотника «Альтаир». «Подъем в воздух "Альтаира" состоялся в Казани в середине июля. Впереди у беспилотника обширная программа лётных испытаний», - сказал источник.

Собеседник напомнил, что «работы по созданию комплекса БЛА по заказу Минобороны РФ с конца 2011 года ведёт казанское НПО "ОКБ имени Симонова" (ранее ОКБ "Сокол")».

«Аппарат взлетной массой около пяти тонн относится к классу средневысотных БЛА большой продолжительности полёта. БЛА представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. Размах крыла аппарата - около 28,5 м, длина - 11,6 м», рассказал он.


Эта машина массой 5 тонн рассчитана на полет с максимальной дальностью до 10000 километров. При этом БПЛА может находиться в воздухе без посадок до 2 суток и работать на высотках до 12 километров. Сообщается, что одной из главных территорий, где будет использоваться тяжелый российский беспилотник, будет наша Арктика.

По словам источника, элементы конструкции «Альтаира» изготовило казанское предприятие «КАПО-Композит». БЛА «оснащён двумя дизельными двигателями компании Red Aircraft с тянущими винтами», добавил он.

Двигатели RED A03 V12 в 2014-м испытали на Як-52. В проекте создания двигателей одним из основных инвесторов выступил российский инвестиционный холдинг «ФИНАМ». Разработчиком является компания RED aircraft GmbH. Её основатель Владимир Райхлин - известный в мире моторист и автогонщик - первый, кому удалось добиться значительных успехов в создании эффективного дизеля, работающего на авиационном керосине, который, помимо высокой надежности и экономичности, был бы безопасным, долговечным и экологичным. 12-цилиндровый V-образный дизель RED A03 обладает взлетной мощностью 500 л.с. и предназначен для
использования в авиации общего назначения (АОН).



БПЛА "Альтиус-М" на аэродроме КАПО, г.Казань, 25 августа 2014

Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов пояснил «Интерфаксу», что «Альтаир» должен стать «российским аналогом американского БЛА Reaper».

«Схожая размерность аппаратов, их принадлежность к одному классу дают основания предполагать, что "Альтаир" сможет решать не только разведывательно-наблюдательные, но и ударные задачи», - отметил Федутинов.

Добавим, что все испытания БПЛА разработчики завершат уже в ближайшие полтора года: на 2018 год намечен запуск машины в серийное производство. Заказчиком проекта выступает Министерство обороны России.



Двигатель БПЛА "Альтаир" в сборочном цехе "КАПО-композиты", г.Казань, 25.03.2014 г. (кадр программы новостей).

Тактико-технические характеристики:
- Масса - до 5000 кг.
- Дальность полёта - до 10 000 км.
- Продолжительность полёта - 48 часов.
- Тип двигателя - 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением.
- Объём двигателя - 6134 куб.см..
- Турбонагнетатель двигателя, тип: 2 шт. (1800–2200 MBAR).
- Мощность двигателя взлетная, л.с.: 500 (373 KW).
- Мощность двигателя максимальная непрерывная, л.с.: 480.
- Максимальное число оборотов двигателя - 4000 об.
- Крутящий момент двигателя, НМ.: 1100 при 3800 об/мин.
- Ресурс двигателя - 3000 час.
- Топливо, тип: JET A (керосин) или дизельное топливо.

Информация о вооружении беспилотника пока не раскрывается.



Вообще, по заказу Министерства обороны в России ведутся работы по разработке БПЛА трех типов. Первый из них - это средневысотный оперативно-тактический беспилотник «Иноходец» со взлетным весом до 1 тонны. Второй - собственно "Альтаир". Третий - это тяжелый ударный БПЛА (НИР по проекту «Охотник»).

Считается», что «Альтаир» будет оснащен станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой на гиростабилизированной платформе, а в носовой части будет установлена РЛС с АФАР. БПЛА предназначен для проведения разведывательных работ и нанесения ударов по наземным объектам. Грузоподъёмность до 2 тонн предполагает возможность размещения на борту чего угодно, хоть крылатой ракеты с ядерной боеголовкой.

источники

В июне 2015 года Минобороны РФ представило на форуме «Армия-2015» новейшие отечественные разработки. Среди них можно было увидеть экспериментальный разведывательный беспилотник (БЛА) «Альтиус-М» большой продолжительности полёта.
Разработчиком БЛА является ОКБ «Сокол» (Казань) совместно с компанией «Транзас» (Санкт-Петербург).
Назначение беспилотника:
o разведка;
o нанесение ударов по наземным объектам.
Тактико-технические характеристики:
o Масса - до 5000 кг.
o Дальность полёта - до 10 000 км.
o Продолжительность полёта - 48 часов.
o Тип двигателя - 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением.
o Объём двигателя, куб.см.: 6134.
o Турбонагнетатель двигателя, тип: 2 шт. (1800–2200 MBAR).
o Система топливоподачи двигателя: CRDI.
o Мощность двигателя взлетная, л.с.: 500 (373 KW).
o Удельный расход топлива, гр/кВтч.: 225.
o Мощность двигателя максимальная непрерывная, л.с.: 480.
o Максимальное число оборотов двигателя, об.: 4000.
o Крутящий момент двигателя, НМ.: 1100 при 3800 об/мин.
o Ресурс двигателя, час.: 3000.
o Топливо, тип: JET A (керосин) или дизельное топливо.
o Длина двигателя, мм: 1102.
o Ширина двигателя по головки цилиндров, мм: 741.
o Ширина двигателя по выхлопные патрубки, мм: 850.
o Высота двигателя, мм: 706.
Информация о вооружении беспилотника пока не раскрывается.

Боевые подводные роботы

Еще недавно подобное словосочетание относились к разряду научной фантастики. Сегодня о них не грезят — их создают, а о «беспилотниках из глубин» говорят высокопоставленные военные и сами разработчики субмарин.

Заявление главкома ВМФ России не оставляет сомнений в правоте этого утверждения. «Мы четко осознаем и понимаем, что повышение боевых возможностей многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок будет обеспечиваться за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов», — цитирует «ТАСС» адмирала Виктора Чиркова. Конструкторы отечественных субмарин дают немного больше информации о том, что за роботы появятся на борту российских подводных лодок.

«Можно говорить о боевых робототехнических средствах, которые могут выпускаться из подводной лодки, типа подводных беспилотников. Они могут находиться в режиме «офлайн», а затем по команде активироваться. Лодка за это время может уйти из этого района», — рассказал журналистам заместитель генерального директора Конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов. Немногим позже этого заявления на лентах информационных агентств появилась информация со ссылкой на анонимный источник в оборонном комплексе. «В 2016 году в России должны завершиться работы по созданию подводных роботов, способных уничтожить авианесущую группировку противника, в том числе и за счет своих малых размеров и незаметности для радаров», — цитировали источник СМИ.

Подводные войны будущего. Реконструкция

Историка и писателя Дмитрия Верхотурова нельзя назвать экспертом, имеющим доступ к секретной информации по тематике боевых подводных роботов. Однако исследователь проанализировал исторический опыт использования подводного оружия и попробовал реконструировать морской бой с участием роботизированных субмарин.

Схема, предложенная Верхотуровым, конечно, не полностью вписывается в данные анонимного источника, однако позволяет, хотя бы отчасти, представить, как могут выглядеть подводные войны будущего при атаке на авианосец. По мнению писателя, вполне вероятно — создание небольшой субмарины-робота (по аналогии с кайтэн — японской лодкой-торпедой, управляемой камикадзе), на борту которого дополнительно будет находится несколько ракето-торпед, подобных советским «Шквалам» способных развивать скорость до 375 км/ч.

«Лодку-робота доставляет в район применения обычная субмарина. «Подводный беспилотник» может наводиться, по кильватерному следу, а при приближении к цели — стрелять высокоскоростными ракето-торпедами. После расхода боезапаса роботизированный кайтэн протаранит днище корабля противника.

Так же он отвлечет на себя противолодочные корабли авианесущей группы, что даст возможность командиру лодки атаковать главный корабль группы с более выгодной позиции», — рассказал Верхотуров. Писатель убежден, что роботизированная лодка должна быть автономной и уметь уклонятся от обнаружения и атаки.

Конечно, неизвестно насколько прогнозы Верхотурова соответствуют реальным разработкам российской оборонки, но субмарина, с которой запускают опытных роботов, реально существует — это дизель-электрическая подлодка «Саров», созданная в 2007 году. Она стала стендом для испытаний нового оборудования. Однако работы, ведущиеся на ней, засекречены.

Что имеем?

По информации из открытых источников, известно, что на вооружение Черноморского флота еще в 2011 году поступил телеуправляемый автономный необитаемый подводный аппарат «Обзор-600» (он относится к классу малых аппаратов - его вес 15 кг) Основное его предназначение — это проведение разведки дна, он оснащен гидролокатором и манипулятором.

Техника может работать на глубине до 600 метров и развивать скорость до 3,5 узлов (более 6 километров в час). Аппарат обнаруживает объекты на дистанции до 100 метров и поднимает грузы массой в 20 килограмм. Разработан «Обзор-600» российской компанией, однако, по оценке экспертов, модель очень похожа на зарубежную LBV-600-6 американского производства.

Флагманом отечественного подводного роботостроения стал Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. Отечественные ученые создали целый комплекс роботов «Галтель». Он позволяет оперативно сканировать подводное пространство, находить потенциально опасные предметы и даже уничтожать их. С помощью этих глубоководных аппаратов можно надежно защитить порты и военно-морские базы российских флотов от проникновения злоумышленников и диверсий.

«Как работает наша система - идет аппарат и сканирует полосу подводного пространства в 400 метров и идентифицирует объекты, далее следует телеуправляемый аппарат с комплексом оптико-электронной и акустической аппаратуры, данные с него получает оператор, и если есть опасность, на место отправляется подводный уничтожитель», — объяснил директор Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН Леонид Наумов.

Подводный уничтожитель «Чилим» с помощью направленного взрыва ликвидирует опасный предмет. В состав комплекса входит и уникальный аппарат, который может в автоматическом режиме вести осмотр днища кораблей. «Он может функционировать, фактически, в режиме «автопилот», мы сделали так, что он работает в информационной системе и сам определяет тип корабля и формирует себе программу осмотра днища», — пояснил Наумов.

Как сообщили разработчики, один из роботов комплекса успешно применялся при обеспечении безопасности саммита АТЭС во Владивостоке 3 года назад. В считанные дни с помощью аппарата были обследованы бухты в районе острова Русский. Результатом поисков стали свыше 2,7 тысяч взрывоопасных предметов, среди которых попались даже мины времен русско-японской войны.

Занимаются в России и созданием глайдеров — автономных планирующих подводных аппаратов, движущихся в подводной среде подобно рыбам — за счет изменения плавучести. Большая часть образцов выглядит как торпеды, отдельные модели имеют крылья и хвостовое оперение. Передвигается аппарат не с помощью винта, а благодаря специальному гидропневмоаккумулятору, потребляющему минимум энергии. В итоге устройство может находиться в автономном режиме до нескольких месяцев, передвигаясь при этом на значительные расстояния.

Двигаются глайдеры бесшумно и практически незаметны в воде. Они способны вести разведку, так же их можно использовать как противоминные и противолодочные средства. На глайдере удастся разместить даже вооружение, специально для них разрабатываются микроторпеды. Известно, что разработкой таких подводных аппаратов занимаются сразу несколько научных российских учреждений, среди них — Самарский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН, МГТУ имени Баумана.

Летом 2014 года газета «Известия» опубликовала выдержки из неких документов по развитию Военно-Морского флота России. Согласно полученной информации, ВМФ России должны получить глайдеры в 2017 году. На них будут возложены задачи по проведению морской разведки.

Еще дальше в разработке системы защиты морских территорий пошли в концерне «Моринформсистема-Агат». На предприятии заявили о создании единого комплекса управления надводными, подводными и даже летающими роботами. «Не всегда патрульный корабль или подводная лодка может следить за большими районами. Единая информационная роботизированная система может решить задачи защиты целых районов.

Мы представляем интегрированную систему по управлению подводными, надводными и летающими роботами», — рассказал журналистам генеральный директор и генеральный конструктор концерна «Моринформсистема-Агат» Георгий Анцев. Он так же заявил, что система управления готова к опытно-конструкторским разработкам. Ее элементами станут роботизированные катера, беспилотные самолеты и глайдеры. Однако о реакции Министерства обороны на эту разработку пока неизвестно.

Конкуренты

Признанным лидером в сфере создания подводных роботов, по мнению большинства экспертов, считаются США. По данным из открытых источников, в минувшем году у американцев было немногим более полусотни роботизированных подводных лодок, по планам на 2015 год их число доведут до 150.

Согласно плану Военно-Морских сил США «Сила моря 21», будет создано целое поколение подводных дронов. В 2013 году отечественные и зарубежные СМИ сообщали, что ВМС США выпускали в Персидский залив военных подводных роботов SeaFox. Они должны были находить и даже уничтожать морские мины при помощи кумулятивного заряда.

В конце прошло года The Washingtone Post сообщила об успешных испытаниях на побережье Атлантического океана подводного робота-шпиона ВМС США. Внешне он напоминает гигантского тунца, робот и плавает как рыба, — виляя хвостом, при этом развивая скорость до 75 км/ч. Назначение дрона — слежение за подводными лодками и поиск мин.

Управлять рыбой-шпионом можно дистанционно — с пульта, также он способен выполнять задачи в автономном режиме. В настоящее время американцы активно работают над пассивными гидролокаторами, которые собираются установить глубоко под водой для прослушивания подводных лодок. «Одна из наших программ позволяет создать роботизированные модули на дне океана, они активируются только в случае необходимости.

Эти модули смогут контролировать самолеты-разведчики в воздухе, создавать линии связи, когда возникает ситуация радиоэлектронного подавления», — сказал Джаред Адамс, представитель Агентства передовых оборонных научных исследований (DARPA). Известно, что подводные роботы имеются у Японии и Новой Зеландии. Созданием подобных лодок занимаются в Индии и ЮАР.

Май 03, 2017

Как сообщает журнал «Air&Cosmos» , казанское АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова» предложило гражданскую версию создаваемого им тяжелого дальнего беспилотного летательного аппарата «Альтаир», который предназначен для длительного патрулирования.

В Арктике летательный аппарат должен решат задачи, связанные с метеорологической ситуацией, экологией, а также проводить мониторинг состояния озонового слоя Земли. На сегодняшний день они решаются при помощи двух спутников «Метеор-М», а также самолетами и вертолетами. По заявлению ОКБ имени Симонова, стоимость летного часа «Альтаира» в четыре раза меньше, чем у самолетов и вертолетов, применяемых в настоящее время.

Система военного и гражданского версий БПЛА должна состоять из двух БЛА массой по семь тонн, наземной станции управления, станции приема и передачи сигналов, а также наземной станции контроля взлета и посадки в автоматическом режиме. Прототип должен совершить первый полет в четвертом квартале 2018 года, а производство БЛА для российских и иностранных заказчиков – начиная с 2020 года. По заявлению ОКБ имени Симонова, основными рынками сбыта могут стать страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Гражданский вариант создан на базе военной модификации, которая производится в рамках программы «Альтиус-М». Портфель заказов на данный БЛА был сформирован Министерством обороны России в 2010 году. Тендер был объявлен 14 октября 2011 года, и победу в нем одержало ОАО «Опытно-конструкторское бюро «Сокол» из Казани (в 2014 году переименовано в АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова» — Михаил Симонов, долгое время возглавлявший ОКБ Сухого, возглавлял будущее ОКБ «Сокол», тогда еще именовавшееся ОКБ спортивной авиации, в 1959-1969 годы). Конкурентом выступило РСК «МиГ».

Техническое описание

Военный БЛА «Альтаир» с крылом большого удлинения в значительной степени состоит из композитных материалов. БЛА оснащен V-образным вертикальным оперением и оснащен двумя дизельными двигателями A03/V12 мощностью 373 кВт (500 л.с.) разработки компании Red Aircraft, созданной в Германии российским эмигрантом Владимиром Райхлиным. Производство двигателей предусматривается в Казани. На данный момент ОКБ имени Симонова ведет строительство собственного завода по производству двигателей.

Демонстратор технологий для военной программы «Альтиус-М» совершил свой первый полет в Казани в середине июля 2016 года. Местные СМИ сообщили, что был совершен полноценный полет – с набором высоты и посадкой, но никакой иной источник этого не подтверждает. Как бы то ни было, это не был первый полет «Альтаира». 25 сентября 2014 года БЛА появился на взлетной полосе аэропорта Казани. Затем, в конце 2014 года или в начале 2015 года «Альтаир» делал попытки взлететь, но они окончились подломом стойки шасси. Затем «Альтаир» появился на серии фотографий, сделанных со спутника между 22 июня и 17 августа 2016 года. С учетом того, что между двумя попытками совершить первый полет прошло полтора года, весьма вероятно, что на БЛА были проведены масштабные работы, возможно связанные с доработками системы управления.

Согласно данным, озвученным ОКБ имени Симонова, «Альтаир» должен иметь взлетный вес в семь тонн, а масса полезной нагрузки составит две тонны. Это отличающиеся от военного варианта характеристики, который должен иметь взлетную массу в пять тонн и полезную нагрузку в одну тонну. Возможно, гражданская модификация имеет увеличенную массу из-за более слабых требований к характеристикам. Кроме того, гражданские БЛА будут эксплуатироваться с аэродромов второго класса.

Бортовое оборудование

Разведывательное оборудование «Альтаира» состоит из оптических датчиков внизу носовой части, а также РЛС бокового обзора в задней части фюзеляжа. У гражданской версии будет стоять оптико-электронное оборудование с разрешением 0,1 метра на расстоянии в 35 км, и РЛС с разрешением 1 метр на расстоянии 125 км. Оборудование передачи данных позволит поддерживать скорость до 30 Мбит/с. Информация может быть передана непосредственно на наземную станцию, или же при помощи БЛА-ретранслятора (который позволят увеличить дальность передачи данных до 800 км) или же при помощи спутника. Максимальная нагрузка вооружения должна составить 1800 кг. (200 кг из полезных 2000 кг. уйдут на системы разведки).

Характеристики БЛА «Альтаир»

Размах крыла – 28,38 м
Длина – 12,41 м
Взлетная масса – 7000 кг
Полезная нагрузка – 2000 кг
Крейсерская скорость – 150-250 км/ч
Потолок – 12000 м
Продолжительность полета — до 48 часов
Дальность полета – 10000 км.

Как пишут Piotr Butowski и Antony Angrand в статье «Le HALE Altair pour l’Arctique», опубликованной журналом «Air&Cosmos», казанское АО «НПО ОКБ имени М. П. Симонова» предложило гражданскую версию создаваемого им тяжелого дальнего беспилотного летательного аппарата «Альтаир», который предназначен для длительного патрулирования.

Его основная задача в России заключается в мониторинге трубопроводов, в первую очередь, нефте- и газопроводов. Согласно имеющимся требованиям, каждый трубопровод должен осматриваться через каждые две-пять недель.

В Арктике летательный аппарат должен решат задачи, связанные с метеорологической ситуацией, экологией, а также проводить мониторинг состояния озонового слоя Земли. На сегодняшний день они решаются при помощи двух спутников «Метеор-М», а также самолетами и вертолетами. По заявлению ОКБ имени Симонова, стоимость летного часа «Альтаира» в четыре раза меньше, чем у самолетов и вертолетов, применяемых в настоящее время.

Система должна состоять из двух БЛА массой по семь тонн, наземной станции управления, станции приема и передачи сигналов, а также наземной станции контроля взлета и посадки в автоматическом режиме. Прототип гражданской версии должен совершить первый полет в четвертом квартале 2018 года, а производство БЛА для российских и иностранных заказчиков - начиная с 2020 года. По заявлению ОКБ имени Симонова, основными рынками сбыта могут стать страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Гражданский вариант создан на базе военной модификации, которая производится в рамках программы «Альтиус-М». Портфель заказов на данный БЛА был сформирован Министерством обороны России в 2010 году. Тендер был объявлен 14 октября 2011 года, и победу в нем одержало ОАО «Опытно-конструкторское бюро «Сокол» из Казани (в 2014 году переименовано в АО «НПО ОКБ имени М. П. Симонова» - Михаил Симонов, долгое время возглавлявший ОКБ Сухого, возглавлял будущее ОКБ «Сокол», тогда еще именовавшееся ОКБ спортивной авиации, в 1959–1969 годы). Конкурентом выступило РСК «МиГ».

БЛА «Альтаир» с крылом большого удлинения в значительной степени состоит из композитных материалов. БЛА оснащен V-образным вертикальным оперением и оснащен двумя дизельными двигателями A03/V12 мощностью 373 кВт (500 л.с.) разработки компании Red Aircraft, созданной в Германии российским эмигрантом Владимиром Райхлиным. Производство двигателей предусматривается в Казани. На данный момент ОКБ имени Симонова ведет строительство собственного завода по производству двигателей.

Демонстратор технологий для военной программы «Альтиус-М» совершил свой первый полет в Казани в середине июля 2016 года. Местные СМИ сообщили, что был совершен полноценный полет - с набором высоты и посадкой, но никакой иной источник этого не подтверждает. Как бы то ни было, это не был первый полет «Альтаира». 25 сентября 2014 года БЛА появился на взлетной полосе аэропорта Казани. Затем, в конце 2014 года или в начале 2015 года «Альтаир» делал попытки взлететь, но они окончились подломом стойки шасси. Затем «Альтаир» появился на серии фотографий, сделанных со спутника между 22 июня и 17 августа 2016 года. С учетом того, что между двумя попытками совершить первый полет прошло полтора года, весьма вероятно, что на БЛА были проведены масштабные работы, возможно связанные с доработками системы управления.

Согласно данным, озвученным ОКБ имени Симонова, «Альтаир» в гражданской версии должен иметь взлетный вес в семь тонн, а масса полезной нагрузки составит две тонны. Это отличающиеся от военного варианта характеристики, который должен иметь взлетную массу в пять тонн и полезную нагрузку в одну тонну. Возможно, гражданская модификация имеет увеличенную массу из-за более слабых требований к характеристикам. Кроме того, гражданские БЛА будут эксплуатироваться с аэродромов второго класса.

Разведывательное оборудование «Альтаира» состоит из оптических датчиков внизу носовой части, а также РЛС бокового обзора в задней части фюзеляжа. У гражданской версии будет стоять оптико-электронное оборудование с разрешением 0,1 метра на расстоянии в 35 км, и РЛС с разрешением 1 метр на расстоянии 125 км. Оборудование передачи данных позволит поддерживать скорость до 30 Мбит/с. Информация может быть передана непосредственно на наземную станцию, или же при помощи БЛА-ретранслятора (который позволят увеличить дальность передачи данных до 800 км) или же при помощи спутника. Проблема с гражданским вариантом заключается в отсутствии законодательства, регламентирующего эксплуатацию подобных беспилотных летательных аппаратов в гражданских целях.

Характеристики БЛА «Альтаир»

Размах крыла - 28,38 м
Длина - 12,41 м
Взлетная масса - 7000 кг
Полезная нагрузка - 2000 кг
Крейсерская скорость - 150–250 км/ч
Потолок - 12000 м
Продолжительность полета - до 48 часов
Дальность полета - 10000 км

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

НИР "Альтиус" / "Альтиус-М"
"Альтаир"

Экспериментальный разведывательный БПЛА большой продолжительности полета. Разработка НИР "Альтиус-М" - "Исследования по обоснованию облика и разработке... БПЛА..." - ведется ОКБ «Сокол» (г.Казань) совместно с компанией «Транзас» (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - Александр Владиславович Гомзин. Аванпроект разработчиков в начале октября 2011 г. одержал победу в конкурсе Министерства обороны России на создание БПЛА взлетным весом до 5 тонн (второй участнико конкурса - Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ"). Сумма контракта на проведение НИР "Альтиус-М" - 1 млрд рублей. Итог - разработка и постройка прототипа-демонстратора БПЛА. Сообщалось, что испытания летного образца должны начаться в 2014-2015 г.г. По состоянию на 25.03.2014 г. сборка прототипа БПЛА с наименованием "Альтаир" и бортовым №001 ведется в стапельном цехе "КАПО-композиты". Вероятно, испытания БПЛА начаты на аэродроме КАПО (г.Казань) в августе 2014 г. В СМИ информация об испытаниях БПЛА "Альтаир" появилась 13 августа 2016 г. - сообщается, что первый полет аппарат совершил в июле 2016 г.

В 2011-2012 г.г. в ЭМЗ им.В.М.Мясищева планировалось на базе самолета М-17РМ начать создание летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных беспилотных авиационных комплексов (БАК) «Альтиус», «Иноходец», «Охотник-Б» ().

05 февраля 2013 г. во время визита на КАПО им.Горбунова (г.Казань) министра обороны России С.К.Шойгу публично показана модель БПЛА разработанного по НИР "Альтиус-М".


Модель БПЛА НИР "Альтиус-М", показанная на КАПО им.Горбунова, г.Казань, 05.02.2012 г. (фото - Марат Хусаинов, http://prav.tatarstan.ru).


Рисунок БПЛА НИР "Альтиус-М" с главной страницы официального сайта ОКБ "Сокол" (http://www.okb-sokol.ru).



Рисунок БПЛА НИР "Альтиус-М" с презентации, показанной на КАПО им.Горбунова, г.Казань, 05.02.2012 г. (оригинальное фото - Марат Хусаинов, http://prav.tatarstan.ru , обработка, визуализация - ).


Модель БПЛА НИР "Альтиус-М", показанная на КАПО им.Горбунова, г.Казань, 05.02.2012 г. (http://www.mil.ru).

Конструкция - БПЛА нормальной аэродинамической схемы с крылом большого размаха, двумя двигателями и V-образным оперением. Многие системы БПЛА - системы электроснабжения, а так же бортовая аппаратура управления - полностью или частично будут унифицированы с аналогичнсыми системами БПЛА НИР "Иноходец" разработки компании "Транзас" ().


БПЛА "Альтаир" в сборочном цехе "КАПО-композиты", г.Казань, 25.03.2014 г. (кадр программы новостей телекомпании "Эфир", http://www.efir-kazan.ru).


БПЛА "Альтаир" в сборочном цехе "КАПО-композиты", г.Казань, 25.03.2014 г. (кадр программы новостей).


Вид сбоку БПЛА "Альтаир". Сборочный цех "КАПО-композиты", г.Казань, 25.03.2014 г. (кадры программы новостей).


Двигатели - 2 х дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением ().
Мощность:
- взлетная - 500 л.с.
- максимальная непрерывная - 480 л.с.
Длина двигателя - 1102 мм
Ширина по головки цилиндров - 741 мм
Ширина по выхлопные патрубки - 850 мм
Высота - 706 мм
Объем - 6134 куб.см


Опытный образец БПЛА "Альтаир" в стапельном цеху "КАПО-композиты", г.Казань, 25.03.2014 г. (