Конспект семинара-практикума для воспитателей «Если ребенок не слушается. Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Мое хорошее настроение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. НОВОШАХТИНСКА

План-конспект

семинара-практикума:

" Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов образовательного учреждения "

Подготовила

педагог-психолог МБОУ ООШ №5

Малых Ольга Александровна

г. Новошахтинск

«Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов образовательного учреждения»
Структура семинара-практикума
Вводная часть (на стульях)

1. Приветствие. Психо-эмоциональный настрой на работу (просмотр видео Доброе утро).

2. Принятие правил, цели и задачи тренинга

3. Разогрев. Упражнение «Дерево достижений»

4. Информация о СЭВ (теоретический блок)

5. Мозговой штурм

Основная часть

6. Диагностика «Домик для эльфа», «Постройте мост»

7. Физминутка «Снеговик».

8. Психотерапевтическая сказка «Коряга»

9. Упражнение – «Я чувствую усталость, когда...».

Заключительная часть

11. Упражнение «Аплодисменты»

12. Просмотр видеомотиватора «Рецепт удачного дня».

13.Рефлексия

Материально-техническое оснащение:

1. Листы А-4 (по количеству участников);

2. Шариковая ручка;

3. Карандаши (цветные, простые);

4. Готовое дерево из бумаги и разноцветные листочки (по количеству участников)

5. Бланки на рисуночные методики;

6. Ноутбук для просмотра видеомотиватора;

7. Свободное пространство.

Ориентировочное время встречи 1 час.

Организационный момент. ( Психо-эмоциональный настрой на работу).

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки - это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

Психологами было проведено исследование, с целью выявления подверженности педагогов эмоциональному выгоранию. Итог: 60 % педагогов находятся на разных стадиях эмоционального выгорания. Прежде всего, педагоги связывали это с переходом на ФГОС, поскольку введение любых инноваций для многих учителей сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые коллективы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряженную деятельность. Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов.

Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов образовательного учреждения».

Цель которого, рассмотреть причины синдрома эмоционального выгорания и профилактика психического здоровья учителей, а также содействие сохранению соматического и психического здоровья работников сферы образования;

Задачи семинара-практикума:


  1. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

  2. Сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

  3. Познакомить участников с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения и стрессоустойчивости.

  4. Освоить технологий снятия психоэмоционального напряжения и улучшения физического самочувствия.

  5. Создание условий способствующих профилактике СЭВ;

  6. Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

  7. Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
Предлагаю вам провести один эксперимент. Для этого возьмите лист бумаги. Сейчас я вам буду задавать вопросы, если это бывает у вас, сжимайте уголок листа.

  1. Часто ли Вы испытываете чувства усталости?

  2. Бывает ли у Вас бессонница?

  3. Часто пренебрежительно относитесь к исполнению своих обязанностей?

  4. Испытываете ли вы тревогу, беспокойство, чувство вины?

  5. Бывают ли у Вас негативные установки по отношению к себе и окружающим?

  6. Изменился ли у Вас аппетит (отсутствие или переедание)

  7. Часто преобладает повышенная раздражительность, агрессивность?

  8. Возникает ли у Вас чувство невостребованности?

  9. Увеличился ли у Вас прием психостимуляторов (кофе, табак, лекарства, алкоголь)?
А теперь посмотрите, что у вас получилось. Если вы положительно ответили на все вопросы, то лист ваш полностью смят. Представьте себе, что это ваше здоровье. Вы начинаете принимать меры для его улучшения. Для этого попробуйте разгладить лист, чтобы он принял прежний вид.

(Для сравнения беру чистый лист в руки и показываю окружающим).

Скажите, пожалуйста, у вас получился такой лист. Нет, к прежнему состоянию вернуться сложно. Поэтому для сохранения своего здоровья, прежде всего, необходима профилактика.

Правила работы на тренинге.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:


  • Доверительный стиль общения;

  • Активное участие в происходящем;

  • Общение по принципу «здесь и теперь»;

  • Уважение к говорящему
Теперь я предлагаю вам выполнить упражнение. Условие одно: на все вопросы вы отвечаете хором «Да»

  1. Вы творческий человек?

  2. Вы любите детей?

  3. Вы волнуетесь в кабинете у директора?

  4. Вы носите рваные носки?

  5. Вы любите слушать музыку?

  6. Вы часто опаздываете на работу?

  7. Вы прыгаете по лужам во время дождя?
Говорить «Да» совсем не сложно, но вы, наверное, заметили, какая борьба происходила внутри вас, когда хотелось ответить нет. Это происходило потому, что ломались жизненные установки и стереотипы. Именно стереотипы являются одной из причин эмоционального выгорания.

Упражнение «Дерево достижений».

- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Теоретический блок. Информация о синдроме эмоционального выгорания.

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.

И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами снижения стрессового состояния и улучшения настроения.

По мере приобретения подобного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Давайте рассмотрим и обсудим естественные способы регуляции, которые вы наверняка используете ежедневно в своей работе. Другими словами, какие приемы можно использовать в повседневной жизни с целью снижения негативного влияния, например, стрессовых ситуаций на организм?

Сейчас будем использовать прием ”Мозговой штурм ”, т.е. вырабатывать максимальное количество идей по данному вопросу. Запишите каждый себе на листочке, что вам может поднять настроение.

Смех, улыбка, юмор. Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку. Может есть желающие рассказать анекдот?

– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),

– различные движения типа потягивания, расслабление мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?
Основная часть (практический блок)

Методика «Домик для эльфа» (Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по проф.выгоранию педагогов.

Цель : узнать отношение педагогов к окружающему миру.

Инструкция : Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Методика «ПОСТРОЙТЕ МОСТ»

Цель: выявление целеустремленности в работе и личной жизни.

Инструкция: Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, вы должны его дополнить таким образом, чтобы получился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову.

Интерпретация:

Этот тест покажет вам, насколько вы целеустремленный человек. Все символы достаточно прозрачны. ЧЕЛОВЕК - это вы сами, СВЕРТОК НА ДРУГОМ БЕРЕГУ - это ваша цель, РЕКА - это полоса препятствий, которую вам надо каким-то образом преодолеть. То, как вы это сделаете, и продемонстрирует наличие или отсутствие в вашем характере такой черты, как целеустремленность.

Если вы нарисовали МОСТ, то это очень хороший знак. Это говорит о том, что вы не откажетесь от своей цели только потому, что добраться до нее не очень легко. Чем КРЕПЧЕ нарисованный вами МОСТ, тем сильнее ваша воля и решительнее характер.

Если вы нарисовали МОСТИК-ЖЕРДОЧКУ, то это значит, что вас можно сбить с курса, заставить передумать, запугать, наконец, и тогда вы перестанете стремиться к своей цели. Вы можете спасовать перед жизненными трудностями (как упали бы с этого мостика в реку).

Если ваш МОСТ С КРАСИВЫМИ ПЕРИЛАМИ, весь РЕЗНОЙ И ПОКРЫТЫЙ УКРАШЕНИЯМИ, то это говорит о том, что вы склонны все идеализировать, вы по натуре романтик, и даже цели у вас очень красивые и романтичные, несколько нежизненные.

РЕКА, в которой КИШАТ КРОКОДИЛЫ ИЛИ АКУЛЫ, говорит о том, что вы боитесь тех препятствий, которые могут вам встретиться на пути к вашей цели. Если при этом ваш МОСТИК ШАТКИЙ И ТОНЕНЬКИЙ, то можно не сомневаться: вы часто поддаетесь необоснованной панике. У вашего страха, как говорится, глаза велики. Но вам следует помнить и другую поговорку: глаза боятся, а руки делают. Все не так страшно, как вам кажется.

Если вы нарисовали НА ВОДЕ ЛИНИИ ИЛИ РАСТЕНИЯ, то это означает, что вы не ждете от жизни подвоха, но и не надеетесь, что у вас всегда все будет гладко, без сучка и задоринки. Вы понимаете, что в жизни все случается, и готовы преодолеть любое препятствие.

Если вы ЗАПОЛНИЛИ РЕКУ РЫБОЙ, мирно резвящейся в воде, то это говорит о том, что вы не видите опасностей на своём пути и полны радужных надежд. Вы верите, что у вас все всегда будет хорошо. Но эта уверенность проистекает из вашего полного незнания жизни, ваш оптимизм может лопнуть в одно мгновение при столкновении с реальными трудностями.

Физминутка «Снеговик».

Ведущий: Давайте встанем и превратимся в снеговика - «замерзнем». Предлагается «замерзнуть» так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень «оттаивания»: рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Участникам предлагается повторить упражнение друг с другом.

Ведущий: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Психотерапевтическая сказка «Коряга» (цель: к оррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

«Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...».

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

«Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм - метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее - именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно».

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?»

Упражнение. «Я чувствую усталость, когда...».

Очень часто бывает так, что от многого в нашей жизни мы устаем, и эта усталость следует за нами по жизни, не давая дышать полной грудью. Поэтому сегодня мы немного поработаем с нашей усталостью.

Цель: управление своими эмоциями, освобождение от негативных эмоций.

Материалы: листы А4, мусорный пакет.

Участники пишут на листочках одну фразу, начинающуюся словами: «я устаю, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою усталость. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свои эмоции. Далее участникам предлагается изобразить усталость. Каждый участник по кругу говорит «моя усталость похожа на...». Следующий продолжает, говоря «усталость (имя предыдущего участника) похожа на..., а моя усталость похожа на...» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.

Предлагается скомкать листочки с предложениями «я устаю, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта усталость мне больше не нужна! ».

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции возникли у вас при выполнении этого задания? Как они менялись в течение выполнения упражнения. Удалось ли вам освободиться от своих негативных эмоций?

Вывод о применении метода освобождения эмоций, как мощной техники высвобождения заряда подавленной энергии.

Упражнение «Аплодисменты» (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Просмотр видеомотиватора «Рецепт удачного дня».
Психолог: наш тренинг закончился. Я надеюсь, он вам понравился. Мне было приятно работать с вами.

Рефлексия (цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу тренинга.


  • Что вы обо всем, что мы делали, думаете?

  • Какие чувства испытали вначале тренинга, и какие они у вас сейчас?

  • Как изменилось ваше состояние?

Всем участникам большое спасибо за активность, высоких достижений, духовного и физического здоровья и эмоциональной устойчивости!

Спасибо за внимание!

Я желаю вам удачи и успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Трубчевский детский

сад комбинированного вида «Теремок»

242220, Брянская область, г. Трубчевск, ул.Брянская, д.100, тел. 8 (48-352)2-28-63

Конспект семинара-практикума

для воспитателей

«Педагогическое мастерство воспитателя»

Старший воспитатель: Турлак Алла Алексеевна.

Октябрь, 2012г.

г.Трубчевск.

МБДОУ детский сад «Теремок»

Программа семинара.

Жеребьевка, разминка (не оценивается)

1 тур . “Вопрос-ответ”.

2 тур. “Создай свой имидж”.

Доклад “Имидж педагога”.

3 тур. Игра “Пятью пять”.

Динамическая пауза «Дружеский шарж»

4 тур. «Художественная литература.»

5 тур. «Что бы это значило?»

6 тур. « Педагог-художник.»

«Драматизация сказки.»

Доклад «Позиции воспитателя»

Решениеребусов (не оценивается)

Подведение итогов.
Цель семинара: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.


  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

  2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

  3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.

  4. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

  5. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на которых стоят таблички с направлениями развития детей в соответствии с ФГТ), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, ручки, бумага, стенд «Пятью пять», репродукции картин «Весна. Большая вода.», «Золотая осень», «Март» - Левитана; «Аленушка», «Три богатыря» - Васнецова; «Утро в сосновом лесу», «Рожь» - Шишкина; «Грачи прилетели» - Саврасова, атрибуты для драматизации сказки, ребус, карточки с заданиями, магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа : знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри – члены экспертной группы, заведующий МБДОУ.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

2 тур оценивается:

5 баллов - за человека от группы с обоснованием своего выбора.

3 балла – за человека от группы без обоснования своего выбора

0 баллов – никого не отправили

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

1 балл - за правильный ответ на вопрос другой команды

4 тур оценивается за каждое произведение:

3 балла – продолжили с ошибками, назвали автора или продолжили уверенно, не

0 баллов - нет продолжения

5 тур оценивается:

3 балла – за правильный ответ;

0 баллов – неверный ответ

6 тур оценивается за каждую картину:

5 баллов – названы картина и художник;

3 балла – названы либо картина, либо художник;

0 баллов – нет ответа.
Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Старший воспитатель:

Перелистав известные тома,

Мы научились говорить красиво.

Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,

Но ведь не только в этом наша сила.

И в каждый час, и в каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому-то,

Такая вот у нас с вами работа.

И если не решается вопрос,

Они спешат к тебе, ища подмоги.

Устраивают жизненный допрос.

Но ведь и мы с вами ведь далеко не боги!

Сегодня мы проведем семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя». Для работы семинара нам нужно жюри, а также 2 команды для игры и я предлагаю гостям и заведующему МБДОУ почетную миссию – жюри. А сейчас мы образуем две команды.

Здесь на столе лежат карточки, на которых написаны образовательные области. На столах напротив стоят таблички с названием направлений развития детей в соответствии с ФГТ – это: «Физическое развитие», «Познавательно-речевое», «Социально-личностное» и «Художественно-эстетическое». Уважаемые коллеги! С помощью этих карточек вы разобьетесь на 2 команды, т.е., каждый возьмет по карточке с обозначенной образовательной областью и займет место соответственно направлению развития. Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите себе по одной карточке и займите свои места.

Итак, у нас получилось 2 команды: «Знатоки» и «Мастера». Прикрепите свои эмблемы и начнем работать.

Разминка, которая поможет вам настроиться на работу: в конвертах лежат карточки с рядом аббревиатур, расшифруйте их и составьте свое слово аббревиатуру, связанное с образованием, предложите свои варианты противоположной команде.

Уважаемое жюри, разминка не оценивается, она помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.


1 тур. “Вопрос-ответ”
Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри.На задание отводится 10 минут.

Задача: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года, знание имен и отчеств сотрудников ДОУ.


  1. карточка


  1. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 6-го года жизни? (15 занятий)

  2. Напишите имена и отчества помощников воспитателей и мужчин, которые работают в МБДОУ?

  3. Какова продолжительность НОД для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)
2 карточка

  1. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.

  2. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

  3. Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада, кроме помощников воспитателей?

  4. Какова продолжительность НОД для детей 6-го года жизни? (Не более 25 мин.)

2тур. “Создай свой имидж”

На задание отводится 3 минуты.

Задача: умение правильно повести себя в форс-мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма: “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 2 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой команды необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.
Доклад “Имидж педагога”. (Приложение№1)- 4 мин
3тур. “Пятью пять”
Задача: проверить эрудицию коллектива.

На магнитной доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждая тема состоит 5 вопросов.

Участники из команд по очереди выбирают тему и номер вопроса. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 2 раз.
Литература


  1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)

  2. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)

  3. Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)

  4. Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)

  5. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)

«Кот в мешке»


  1. К какой образовательной области относится вид непосредственно образовательной деятельности – «Развитие речи»?

  2. К какой образовательной области относится вид непосредственно образовательной деятельности – «Конструирование»?

  3. Назовите виды детской деятельности в соответствии с ФГТ?

  4. По какой программе работает наше ДОУ?

  5. Назовите формы работы познавательно-исследовательской деятельности?

Спорт


  1. Бег на длинные расстояния? (Кросс)

  2. Спортивный каюк, амба, кранты, конец? (Финиш)

  3. Награда для победителя. (Кубок)

  4. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)

  5. Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток)

География


  1. Самая большая лужа? (Океан)

  2. Какой областной центр России летает? (Город Орел)

  3. Всеобщий зверинец? (Фауна)

  4. Какой полуостров России жалуется на свои размеры? (Полуостров Ямал)

  5. Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)
История

  1. Праздничные цветы на небесах? (Салют)

  2. Самая веселая из муз, обожаемая женщинами? (Талия)

  3. Ваня, ставший царем? (Иоанн)

  4. Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви?(Секта)

  5. Склад государственных бумаг? (Архив)

Динамическая пауза «Дружеский шарж». На задание отводится 5минут.

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды.
4тур. Художественная литература (Приложение№2)
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

Закончите стихотворение, которое написано в карточке и назовите его автора.

Обсуждение и подготовка – 5 мин.

Задача : выявить знания педагогами программных произведений и авторов.
5тур. Что бы это значило?

Угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

Прыщавый;

Кудрявый (правильный ответ) ;

Веснушчатый.

Уварахтаться:

Испачкаться (правильный ответ) ;

Укутаться;

Заблудиться.

Остолопиться;

Сердиться;

Упрямиться;

Растеряться (правильный ответа) ;

Встреснуться:

Влюбиться;

Спохватиться (правильный ответ) ;

- встряхнуться.

Елдаечки:

Пшеничные лепешки (правильный ответ) ;

Старинные женские украшения;

Качели.

Басить:

Ходить босяком;

Наряжаться(правильный ответ)
6 тур. Педагог-художник
Ст.воспитатель показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины.

Задача: выявить знания педагогами программных произведений искусства и авторов.
Наши конкурсы закончены.У жюри есть время подвести итоги, чтобы назвать имена победителей нашей встречи. А мы продолжим.
Итак, у нас 2 команды. В которых 14 человек. Все вы разные, но у вас много общего и сейчас мы это проверим.


  • Упражнение «Сходства и различия»:

  • Топните те, кто умеет вязать;

  • Встаньте те, кто любит сладкое;

  • Издайте клич индейцев те, кто любит природу;

  • Подпрыгните те, кто любит праздники;

  • Похлопайте себя по коленкам те, кто не любит заниматься спортом;

  • Покачайте головой те, кто не умеет играть на музыкальных инструментах;

  • Потрите ладошки друг о друга те, кто хочет в отпуск;

  • Закиньте ногу на ногу те, кто любит танцевать;

  • Мяукните те, у кого дома есть домашние животные;

  • Хлопните в ладоши те, кто любит детей.
Вот видите, сколько много у вас общего, а чтобы 2 команды стали сейчас одной, я вам предлагаю совместную драматизацию сказки.
Драматизация сказки.(Приложение №3)

Задача: развивать сплоченность, умение в экстренных ситуациях работать слаженно, умение распределять роли, проявлять творчество.
Команды объединяются, по предложенному сценарию распределяют роли, выбирают атрибуты и драматизируют сказку.
Решение ребуса

Ключевое слово "молодцы". Командам дается задание - произнесите слово:

Все участники - громко, тихо, быстро, медленно, весело

жюри - вопросительно

все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.
Приложение№1

Доклад «Имидж педагога»
Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия – наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Вооружившись знаниями, воспитатели должны понимать, что это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и дошкольников складывается в современных отношениях. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Существует много суждений и мнений о том, кто же создает имидж?


  • во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

  • во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.

  • в-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

  • в-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.
Для профессии воспитателя выделяются следующие основные составляющие имиджа:

  • внешний облик,

  • использование вербальных и невербальных средств общения,

  • внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Имидж воспитателя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т.п. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С.И.Ожегов).

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе

детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде

всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, молодым воспитателям, мы рекомендуем, не приходить на работу в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Вообще есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя - травмоопасно, обувь исключительно с задниками, одежда неярких цветов, предпочтение оттенкам желтого, розового, голубого, зеленого) ну это у кого что есть... Психологи рекомендуют из макияжа непременно подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта.

Приложение №2
Елена Благинина

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шептал он будто,-
Посидим и в тишине!..

Унылая пора! Очей очарованье!

Зимний вечер

Александр Пушкин


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62» Заводского района г. Саратова

Конспект

Семинара - практикума для воспитателей

«Игры с пальчиками»

Педагог – психолог

Сергеева Елена Михайловна

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий

Задачи:

1. Познакомить с пальчиковыми играми.

2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.

3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.

4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

План проведения встречи:

1. Упражнение «Приветствие».

2. Рассказ о развитии мелкой моторики.

3. Показ пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним).

5. Итог встречи.

1. Упражнение «Приветствие».

Добрый день. Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.

2. Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача взрослых - превратить обучение в увлекательную игру!

Проводите упражнения регулярно. Выразительно произносите текст и показывайте детям сопровождающие его движения. Пусть каждый ребенок попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

ДОЖДИК

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями

Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

3. Показ пальчиковых игр.

Я предлагаю вам игры, которые можно проводить с детьми. (Приложение 1)

4. Знакомство с методикой пальцевого массажа.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

Работа рук способствует психическому успокоению

Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах

Способствует возникновению успокаивающего эффекта

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа, с которой я хочу вас познакомить (Приложение 2)

5. Итог встречи.

Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.

Приложение 1

Мелкая моторика (практика)

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна,(большой и средний)

Рад Серёжа,(большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

Приложение 2

Японская методика пальцевого массажа

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорее

Пальчики-удальчики.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять».

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

3. Массаж шестигранными карандашами:

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) пальчиками:

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

5. Массаж грецкими орехами:

Катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово
Семинар – практикум для педагогов

Подготовила:
Коминова В.Б.
Старший воспитатель
2017г.
Конспект семинара – практикума для педагогов
«Кто ищет, тот всегда найдет – поисково-познавательная деятельность дошкольника»
Цель: совершенствовать педагогическую компетентность педагогов ДОУ в области методики организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Ход семинара – практикума:
Приветствие!
Добрый день, уважаемые педагоги! Позвольте пригласить Вас в путешествие на «Остров поиска». На острове том, мы узнаем о интересных методах обучения детей поисковой деятельности.
И сейчас предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга добрыми словами и пожеланиями.
Введение.
Долгое время основное внимание педагогов было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате сложился определенный тип образовательного процесса, характеризующийся стремлением педагога преподнести все знания в готовом виде.
Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность детей приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные их усилия направлены на восприятие готовых знаний, запоминание и последующее воспроизведение.
Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемные ситуации, частично-поисковый (эвристическая беседа), познавательно – исследовательская деятельность.
Поговорим же об этих трех методах!
Познавательно – исследовательская деятельность.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Итак, познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие: – развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); – освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений; – освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); – развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; – расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Практическая часть:
Уважаемые педагоги, перед Вами на столах лежат наборы словосочетаний. Предлагаю Вам вспомнить какие типы исследований Вы знаете и из предложенных словосочетаний составить названия типов.
Типы исследований:
Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами
Коллекционирование (классификационная работа)
Путешествие по карте (пространственные отношения)
Путешествие по «реке времени» (временные отношения)
Эвристическая беседа.
Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.
Сущность эвристической беседы состоит в том, что педагог путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом педагог побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определенный багаж знаний и опыта.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки педагога: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов детей и собственной реакции на них, формулировки, основных выводов.Руководство эвристической беседой:
не предлагать несколько вопросов сразу - это рассеивает внимание учащихся и нередко вызывает у них растерянность;
поощрять вопросы детей друг к другу и к педагогу;
предлагать ответить на вопрос по желанию; чаще обращаться к детям с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение и т. п.;
обращать внимание детей в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого;
добиваться, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством детей;
не ограничиваться работой только с активными детьми, вовлекать в беседу молчаливых.
Добиваться, чтобы активными в беседе были все дети группы;
Не удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться конкретных ответов;
Задавая наводящие вопросы, формулировать их так, чтобы ответы на них заставляли детей думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
Обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.
До сих пор речь шла о способе ведения беседы, когда вопросы задавал педагог, а дети, продумывая ответы на них, приходили к определенным выводам. Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и детьми, как педагогу, так и товарищам по группе.
Практическая часть.
Предлагаю Вам потренироваться в составлении эвристической беседы. Для этого Нам нужно:
Определить тему.
Составить план.
Разработать содержание беседы.
Продумать вопросы детям и предполагаемые ответы.
Пример:
Тема: Почему одни и те же цветы цветут по-разному?
План:
Обратить внимание детей на цветы на участке.
Показать, что одни цветы расцвели, а некоторые нет.
Спросить, почему это происходит?
Что нужно для цветов, чтобы они находились в одинаковом состоянии?
Содержание:
На цветение цветов влияют погодные условия, местонахождение цветов – в тени или на солнце, сухая земля или влажная.
Вопросы:
Почему цветы цветут по – разному?
Какие погодные условия влияют на их цветение и рост?
Где лучше сажать цветы?
Как нужно ухаживать за цветами?
Проблемные ситуации.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Поэтому основная суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения, т. е. развитие проблемного видения.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.
Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос) Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос). Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? Например: Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему? - Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; - творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Практическая часть.
Уважаемые педагоги, предлагаю Вам вновь потренироваться на практическом занятии. Для этого Нам нужно выбрать одного педагога – он будет воспитателем, а остальные играют роль детей. Педагог организует для детей проблемную ситуацию на тему «Вода».
Пример:
Воспитатель: Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды.
- «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?»
Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.
Для закрепления полученных выводов проводим эксперимент.
Дети вместе с педагогом натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, доказывая тем самым, что практически в любом организме есть вода, но внешне мы этого видеть не можем.
Далее педагогам предлагается выбрать нового воспитателя и новую тему:
Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
Тема: «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в платьях, раскрашенных в оранжевый цвет. А у Золушки только желтый и красный.
Заключение.
Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна.
В проблемном обучении отражены требования к современному образованию (по Дьюи):
Собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
Субъектность присвоения знаний;
Учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
«Радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой педагогом в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.
Рефлексия.
Педагоги задают вопросы, рассуждают по теме.
Ведущий предлагает отметить свое настроение от семинара стикерами, прикрепленными к тому смайлику, который описывает их настроение.

Не интересно! Интересно очень! Не понятно!