От «Антея» до «Борея»: как модернизируется российский подводный флот. Новый основной тип

Строительство лодки, получившей название «Казань», ведется по модернизированному проекту 885М. Во многих отношениях она превосходит головной корабль этого проекта «Северодвинск».

«„Казань" должна быть представлена публике и спущена на воду 30 марта», — заявил информационному агентству ТАСС источник из российского военного ведомства.

Передача субмарины флоту запланирована на 2018 год. Войдя в состав ВМФ, эта лодка станет самым могущественным кораблем, с каким когда-либо сталкивались ВМС США. «Наверное, это будет самая боеспособная атомная субмарина на вооружении у вероятного противника», — заявил The National Interest специалист по российским вооруженным силам из Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analyses) Майкл Кофман (Michael Kofman).

Действительно, «Казань» должна стать намного совершеннее своего старшего брата «Северодвинска». У этой лодки обновленное оборудование, появившееся на свет уже после начала строительства «Северодвинска» в 1993 году. В «Казани» также учтены недостатки, выявленные при испытаниях головной лодки этого проекта.

Контекст

«Вирджиния» против «Ясеня»: кто победит?

The National Interest 03.10.2016

Чем опасны новые американские подлодки?

The National Interest 15.03.2017

Опасная российская субмарина «Щука-Б»

The National Interest 07.03.2017
«885М — это на самом деле первый корабль в своем классе, — заявил Кофман. — Он значительно усовершенствован на основе тех уроков, которые кораблестроители извлекли в процессе длительного проектирования, строительства и испытаний первой лодки проекта 885».

Проект 885 существенно отличается от советских и российских подлодок более ранних конструкций. В отличие от старых советских кораблей, субмарины проекта 885 являются многоцелевыми, и по своему предназначению похожи на американские лодки типа «Сивулф» и «Вирджиния».

«„Северодвинск" — это первая в России по-настоящему многоцелевая подводная лодка, — пишут в журнале Proceedings Военно-морского института США Майкл Кофман и Норман Полмар (Norman Polmar). — „Северодвинск" может вести борьбу с подводными лодками, надводными кораблями и наносить удары по наземным целям. Среди самых интересных особенностей этой лодки размещенный в носовой части гидроакустический комплекс „Иртыш-Амфора" с габаритной сферической антенной, а также расположенные посередине корабля восемь вертикальных ракетных шахт для 32 крылатых ракет „Калибр" или „Оникс". Это оружие, предназначенное для уничтожения кораблей и наземных целей, приобрело особую значимость после того, как российские надводные корабли и подводные лодки в 2016 году осуществили пуски этих ракет большой дальности по целям в Сирии».

В целом Россия планирует создать семь лодок проекта 885М. Субмарины «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» в настоящее время строятся на верфях «Севмаша» в городе Северодвинске на Белом море.

Впоследствии Россия намерена создать следующий тип ударных подводных лодок, которые будут охотиться за американскими ПЛАРБ. Как пишут Кофман и Полмар, «сейчас проектируется новая российская подводная лодка-охотник. Эта многоцелевая подводная лодка будет играть главную роль в борьбе с западными атомными ракетными субмаринами. Новая лодка это очень важный проект, но в данный момент о ней не известно почти ничего, кроме того, что ее строительство должно начаться в ближайшем будущем».

Нет сомнений, что у русских имеются технические навыки и умения для проектирования очень мощного класса ударных подводных лодок. Вопрос в том, хватит ли Кремлю финансовых средств для реализации очередного дорогостоящего оборонного проекта.


Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Атомные Подводные Лодки Мира. ТОП-10. 2017-2020 Атомные Подводные Лодки Мира. ТОП-10. 2017-2020 https://youtu.be/AN02yI_qgQo Подписаться на канал: ocwU1riMzSAJAYzZLVw Поддержка канала: webmoney – Z301822894422 Support channel: webmoney – Z301822894422 Моя партнерка AIR: ➨ Что такое партнерская программа AIR ➨ https://www.youtube.com/watch?v=B9nRc ... ВКонтакте https://vk.com/id321868429 Facebook https://www.facebook.com/profile.php ?... Odnoklassniki Twitter https://twitter.com/AutoCar_333 Google+ https://plus.google.com/1067652462452 ... Google+ https://plus.google.com/u/1/114898747 ... Армия России, США, СИРИИ, Донбасса сегодня во всех новостях. Россия 24, вести, fox news оповещают общество предлагая новости, свежие новости, факты, уникальные факты, интересные факты, а порой шокирующие факты. Телеканал Рен ТВ транслирует передачи «военная тайна», «звезда». Сегодня Оружие России – это оружие четвертого, пятого и шестого поколения. Новейшие достижения в авиации: самолет, истребитель, бомбардировщик, вертолет, ракета. Современный флот: катер, корабль, авианосец, субмарина. Сухопутное оружие армия танков. Интересные факты об НЛО и инопланетянах. Где, Как и Кто – Вот что интересно. Вы можете начать зарабатывать в Youtube на своих видео. Подключайтесь к партнерской программе. Вам будут платить независимо в какой стране вы живете. Любыми способами: PayPal, Webmoney, деньги на ваш банковский счет и т. д. Просто попробуйте. Вот Ссылка для Подачи Заявки в AIR ➨ http://join.air.io/success-333 Новости в мире, CNN, Россия 24, BBC, Вести. "МИГ-29" Вертикальный Взлет с Переворотом. 334т https://www.youtube.com/watch?v=qTldNj-u8GI Захват Плацдарма. Съемка в реальном времени. 233т https://www.youtube.com/watch?v=rVsX7NbI1iQ ПОЕДИНОК между "СУ - 30" и "F-16". 191т https://www.youtube.com/watch?v=hqSC8ix7zpw Вот Почему Флот США Боится Берегов РФ. 207т https://www.youtube.com/watch?v=oLHXKKx-x6U Подводные Лодки России против Субмарин США. 189т https://www.youtube.com/watch?v=wT-GjZOwYFk Рецепты салатов, первых блюд и гарниров вы найдете на моем канале: https://www.youtube.com/channel/UCVgd ... ❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥ Рек.каналы: ❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥❥ AUTO рецепты: https://www.youtube.com/channel/UC4Sy ... AUTO кухня: https://www.youtube.com/channel/UCAHq ... Auto Car: https://www.youtube.com/channel/UCVgd ... От этой подводной лодки у США волосы ДЫБОМ ВСТАЮТ, Самая секретная подлодка России https://www.youtube.com/watch?v=lCRdeMisuCQ одлодки проекта 093B являются самыми современными атомоходами Китая. Скрытый и быстрый, этот ракетоносец может обрушить на ничего не подозревающего врага шквал крылатых ракет. Корабли, базы, города - для этого смертоносного оружия нет сложных целей. И сейчас, в июне 2016 года, Китай опубликовал первое четкое изображение своей подлодки. Вообще, атомные подводные лодки являются самым засекреченным вооружением Поднебесной - считается большой удачей заполучить фотографию хотя бы 40-летней подлодки «Хань» или атомной субмарины проекта 092 «Ся» с баллистическими ракетами на борту. Поэтому официальное фото новейшей субмарины проекта 093B - настоящая сенсация для любителей НОАК. Атомный ракетоносец проекта 093B «Шань» - первая китайская атакующая субмарина, способная осуществлять вертикальный залп крылатых ракет. По данным министерства обороны США, в 2015 году Китай спустил на воду три таких подлодки. Они могут заступить на службу уже в конце этого года. Цари океанов (2016) Документальный фильм https://www.youtube.com/watch?v=n0BicGY2RgM Фильм "Цари океанов" поведает зрителю о самых засекреченных военных проектах России - подводных лодках четвертого поколения проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень». Впервые конструкторы и строители самого грозного оружия России приоткроют военные тайны и расскажут о том, как создаются подводные лодки на предприятиях Объединенной судостро...

В полном соответствии с планами Военно-морского флота России в пятницу, 28 июля 2017 года, на АО «Адмиралтейские верфи» состоится торжественная церемония закладки двух подводных лодок «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов» для Тихоокеанского флота. Они будут построены по проекту 636.3 разработки ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный директор - Игорь Владимирович Вильнит).Эти ДЭПЛ - гордость нашей страны. Шесть подобных кораблей построены на «Адмиралтейских верфях» и вошли в состав Черноморского флота. В прошлом году в ходе выставки «Армия-2016» предприятие получило контракт МО РФ на строительство еще шести субмарин проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Кроме того, подобные корабли в экспортном облике собираются для наших партнеров по линии военно-технического сотрудничества. Для Вьетнама построено шесть ДЭПЛ проекта 636.1 и еще две - для Алжира, в настоящее время они проходят испытания перед сдачей заказчику.АО «Адмиралтейские верфи» - старейший судостроительный завод России. Предприятие было основано Петром I в 1704 году, и с тех пор с его стапелей сошло более трех тысяч кораблей. В том числе сотни подводных лодок, из которых десятки в настоящее время продолжают нести боевую службу как на отечественном флоте, так и в военно-морских силах дружественных нам государств, включая Китай, Индию, Алжир, Вьетнам и другие.Многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка базового проекта 636 была разработана под руководством генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Она предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, решения разведывательных и других задач. Это двухкорпусная лодка с современными обводами (на Западе их связывают с геометрией «падающей слезы» - teardrop), высоким запасом плавучести и непотопляемости. Шесть отсеков субмарины разделены водонепроницаемыми перегородками, что позволяет ей оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность. Подводные лодки проекта 636.3 оснащены современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана. Что обеспечивает им гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника противокорабельными ракетами с дистанции, превышающей ее обнаружение врагом, а также своевременное уклонение от его атак.Подводная лодка улучшенного проекта 636.3 выделяется новейшими бортовыми системами, которые были созданы российскими специалистами в XXI веке. От иностранных субмарин своей размерности она отличается исключительно мощным вооружением. У нее имеется шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом из 18 торпед и ракет с подводным пуском. Причем ракеты могут запускаться залпом.
Мощь огневого воздействия российских подводников уже ощутили на себе незаконные бандформирования, орудующие на территории Сирийской Арабской Республики. Ракетами 3М-14Т комплекса «Калибр-ПЛ» были поражены укрепленные командные пункты, заводы и другие хорошо замаскированные и защищенные объекты международных террористов. «Длинная рука» наших подводников может «достать» любую цель, расположенную в глубину территории, на расстоянии свыше тысячи километров от морского побережья. А в случае оснащения ракеты специальной боевой частью - в несколько раз дальше. Ни у одной другой страны мира нет неатомной субмарины, сравнимой по ударным качествам с проектом 636.3 российского флота.По указанию Министерства обороны РФ основные системы кораблей проекта 636 для ТОФ модернизированы по сравнению с черноморской серией, в частности, информационно-управляющая система, навигационный и гидроакустический комплексы, комплекс радиосвязи. Внесен ряд усовершенствований с целью улучшения бытовых условий для экипажа.В настоящее время ведутся переговоры о возможной поставке подводных лодок проекта 636.1 в Индонезию, Индию и ряд других государств мира. В случае заключения контрактов для Индонезии «Варшавянки» будут новым типом кораблей (после списания десяти подлодок проекта 613, поставленных СССР, наших субмарин у этой страны нет), а для Индии - как бы «подтипом» к девяти ранее приобретенным субмаринам проекта 877ЭКМ, что по натовской классификации также относятся к Kilo class. Всего в период с 1985 по 2000 год по заказу правительства в Дели было построено десять подлодок данного типа, однако одна из них - «Cиндуракшак» - погибла на базе от взрыва на борту.
По результатам расследования индийская сторона никаких претензий нам не выдвинула, а в настоящее время изучает возможность закупки лодки проекта 636.1 для компенсации потери. Это позволит более полно использовать созданные на территории страны тренировочные базы подводников, рассчитанные на десять однотипных кораблей. «На сегодняшнее время ЦКБ МТ "Рубин" выступает в качестве основного проектанта подводных лодок, которые строятся на нашем предприятии», - сказал генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Сергеевич Бузаков.
Сейчас Индия проводит международный тендер на выбор лучшего предложения по неатомной субмарине следующего поколения по программе Project 75i. От имени России в конкурсе участвует «Рособоронэкспорт» с ДЭПЛ «Амур-1650», спроектированной ЦКБ МТ «Рубин». Она представляет экспортный вариант проекта 677 «Лада», созданной под руководством Кормилицина.По мнению Бузакова, принятие индийцами нашего предложения будет логичным, поскольку индийскими подводниками накоплен большой опыт эксплуатации субмарин, спроектированных «Рубином» и построенных на «Адмиралтейских верфях». Он напомнил, что первенцами подводной компоненты ВМС Индии стали ДЭПЛ проекта 641К, построенные в Ленинграде. По западной классификации они относятся к Foxtrot class. Первая из них была принята заказчиком 26 сентября 1967 года, так что скоро мы будет отмечать 50-летний юбилей подводной компоненты Военно-морских сил дружественной Индии.По просьбе журналистов Александр Бузаков пояснил, как строится процесс взаимодействия разработчика корабля и завода-строителя. «Конструкторское бюро разрабатывает технический проект, который проходит согласование с ВМФ и со всеми структурами и организациями, что отвечают за вооружение, навигацию и другие системы на борту корабля. После чего разрабатывается проектно-конструкторская документация, которая согласовывается с заводом-строителем на предмет ее технологичности. Это делается с целью убедиться, что завод способен технически произвести задумки конструкторов. В процессе изготовления кораблей на заводе находится группа конструкторов, которая ведет сопровождение строительства. Как бы ни был идеально спроектирован корабль, в процессе строительства возникает множество вопросов, требующих конструкторских решений. Кроме того, представители конструкторского бюро участвуют в процессе испытаний корабля вместе с представителями ВМФ и нашего предприятия. Только в союзе с флотом, проектантом и заводом можно создавать нужные стране корабли», - сказал он.
По плану подготовки предприятия к строительству субмарин следующего поколения на АО «Адмиралтейские верфи» выполняется ряд мероприятий. В том числе строятся два дополнительных пролета основного цеха, а также ряд помещений, которые будут отведены под работы на воздухонезависимых (аэробных) силовых установках. Такая опытная установка, основанная на принципе реформинга дизельного топлива, прошла испытания на стенде и в морских условиях.В скором времени ее серийные варианты станут поставляться на «Адмиралтейские верфи». Скорее всего, сначала они найдут место на очередных корпусах подводных лодок проекта 677 «Лада», строительство которых ведется на предприятии по заказу ВМФ России. По всей видимости, флот сначала получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте (включая головной «Санкт-Петербург», который уже в строю), а потом - вариант с ВНЭУ. Промышленность надеется на то, что к головному кораблю и четырем серийным, что уже намечены к вхождению в состав ВМФ России, в ближайшее время будет выдано задание на строительство еще четырех-пяти корпусов по улучшенному проекту с учетом изменений силовой установки.
Помимо субмарин, «Адмиралтейские верфи» по заказам Военно-морского флота занимаются строительством ледоколов и судов-спасателей. Первое судно спасения «Игорь Белоусов» проекта 2131 успешно прошло все виды испытаний и в настоящее время входит в состав Тихоокеанского флота.Планируется строительство еще трех подобных судов с расчетом по одному на театр. Словом, балтийским корабелам предстоит построить еще три корабля, чтобы обеспечить потребности Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Таким образом, петербургские корабелы не только обеспечивают флот современными подлодками, но и дают ему корабли, которые в случае возникновения такой необходимости в состоянии спасти экипаж субмарины, терпящей бедствие.Для проведения спасательных операций «Игорь Белоусов» несет подводные обитаемые аппараты типа «Бестер», а также оборудование для обеспечения работы водолазов, включая так называемый «колокол». Кроме того, на терпящую бедствие субмарину или надводное судно могут подаваться кислород и электричество. Современные технологии и инженерные решения позволяют осуществлять стыковку спасательного средства и терпящей бедствие субмарины, даже если та лежит на грунте под углом 45 градусов.
Во время перехода с Балтики в Тихий океан, который состоялся в прошлом году по завершении приемно-сдаточных испытаний на Балтике, «Игорь Белоусов» и его системы прошли жесткие испытания в Средиземном и Японском морях. Судно, его экипаж, операторы «бестеров» и водолазы показали высокое мастерство, что способствовало принятию принципиального решения на продолжение строительства серии подобных кораблей.Что касается возможных экспортных контрактов, то большой шанс на получение заказа имеется в Индии. Эта страна давно приняла решение по вводу в состав флота, по крайней мере, одного спасательного судна с обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами и оборудованием для водолазов, которое могло бы участвовать в операциях по оказанию помощи экипажам затонувших подводных лодок, как дизель-электрических так и атомных. По мнению отечественных специалистов, лучшим решением для наших индийских друзей станет заказ корабля типа «Игорь Белоусов». С этим согласны индийские коллеги из числа тех, кто был на борту российского судна во время его захода в индийские порты в процессе перехода к месту службы.

В ближайшие годы в состав ВМФ войдут новейшие неатомные подводные лодки с фантастическими характеристиками

Недавно представитель Министерства обороны поведал журналистам: в ближайшие годы в состав Военно-Морского Флота России войдут несколько типов новейших неатомных подводных лодок с фантастическими характеристиками. Они уже внесены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, которая вот-вот должна быть утверждена президентом Путиным. С одной стороны эти чудо-лодки будут способны, как и атомоходы, нести стратегическое оружие – например, крылатые ракеты большой дальности семейства «Калибр», оснащенные ядерной «головой», а с другой – будут обладать сверхмалым водоизмещением и практически нулевым акустическим полем.

Что же это за чудо такое - сверхмалые неатомные подлодки нового поколения? Попробуем приоткрыть завесу тайны, которая их окружает…

Все они являются наследницами легендарной «Пираньи» - подводной лодки 865-го проекта. К 1990 году в СССР были построеныдве такие малютки. Предполагалось, что их будет больше, но развал Советского Союза прервал программу строительства. Да и прослужили они после этого всего восемь лет, до 1999 года.

«Пираньи» имели водоизмещение всего 220 тонн. При этом они могли погружаться на глубину до 200 м, несли экипаж, состоящий из трех человек, и были способны брать на борт разведывательно-диверсионную группу из шести боевых пловцов. Автономность составляла 10 суток, а вооружение – два контейнера с 400 миллиметровыми торпедными аппаратами, которые находились в забортном пространстве подводной лодки справа и слева от ограждения рубки, между прочным и лёгким корпусами.

Таким образом, боевые возможности у этих подводных лодок были довольно широкими, они могли бы еще служить и служить, но «лихие 90-е» пережить не сумели. Впрочем, нет худа без добра: поскольку они готовились к выводу из боевого состава флота, во второй половине 90-х их разрешили снять в кино, и широкие народные массы познакомились со сверхсекретной некогда «Пираньей» в кадрах знаменитой комедии «Особенности национальной рыбалки». Новые подводные лодки, которые готовятся поступить на вооружение нашего флота, являются «внучками» тех «Пираний».

Это, в первую очередь, подводная лодка проекта П-650 «Супер-пиранья». Знакомьтесь: 720 тонн водоизмещения, экипаж - девять человек и шесть боевых пловцов, оружие – четыре торпеды. Предельная глубина погружения - 300 м. Все её характеристики гораздо более серьезные, чем у предшественницы. В частности, дальность хода – 2000 миль, и из этих двух тысяч большую часть – 1200 миль – она может пройти под водой, не всплывая. В движение ее приводят либо два дизель-генератора, вырабатывающие электроэнергию для сверхтихого гребного электродвигателя, либо т.н. анаэробная, т.е. воздухонезависимая энергетическая установка.

Очень маленькая и очень опасная

Помимо П-650, у нас есть ещё один проект сверхмалой неатомной лодки – П-750 «Супер-пиранья 2». Её водоизмещение чуть больше, 950 тонн. Дальность хода – более 3700 км, причем, как и П-650, большую часть этой дистанции она может пройти в подводном положении. Вооружена эта подлодка более, чем серьёзно: четыре ракеты в универсальных вертикальных пусковых остановках, четыре торпеды калибра 533 миллиметра или восемь торпед калибра 400 миллиметров. В торпедных аппаратах, как и в вертикальных ПУ, возможно размещение крылатых ракет семейства «Калибр» или «Оникс» класса «подводная лодка – корабль» и «подводная лодка – земля». Ну, а кроме всего прочего, в специальных, расположенных между прочным и легким корпусами лодки контейнерах можно разместить ещё и 12 мин.

Шумность этой сверхмалой подводной лодки не превышает фоновых значений биологических шумов океана, то есть обнаружить ее практически невозможно. А значит, в Арктике и на Дальнем Востоке такие подводные лодки смогут идеально обеспечить защиту маршрутов развертывания наших атомных подводных ракетоносцев от американских многоцелевых субмарин или вражеских корабельных поисково-ударных противолодочных групп.

В результате бригада из, например, шести таких малышей будетспособна поставить под контроль огромную акваторию. Ну, скажем, всю акваторию Черного, или Балтийского, или Каспийского моря. А их маневренностьтакова, что они могут буквально вертеться на месте: поворотные винты и забортные рулевые колонки предоставляют им такую возможность.

Кроме того, возможность размещения на таких маленьких подводных лодках крылатых «Калибров», которые способны наносить ядерные удары по объектам, расположенным в глубине территории противника, на расстояниеболее 2500 километров, делает «Супер-пираньи» способными решать даже стратегические задачи. Раньше, скажем, 20 лет назад, о таких возможностях даже мечтать было невозможно…

Подведём итог. «Супер-пираньи» готовы решать невероятно широкий спектр боевых задач. Они могут высаживать боевых пловцов, то есть совершать тайные спецоперации. Могут заниматься противолодочной обороной. Могут противодействовать авианосным ударным группировкам, потому что четыре противокорабельных «Калибра», даже в неядерном, обычном оснащении, способны нанести любому авианосцу тяжелейшие повреждения или гарантированно отправить на днолюбой эсминец из состава авианосной ударной группы.

Какая именно из двух этих подводных лодок – то ли П-650, то ли П-750 – уже включена в государственную программу вооружения на 2018–2025 годы, неизвестно. Но в любом случае, обе эти подлодки – уже не просто «хотелки» адмиралов, не просто разработки каких-то продвинутых образцов для выставки, а вполне реальные, готовые к серийному производству образцы.

Хозяйки прибрежных морей

Особо стоит отметить, что все российские неатомные подводные лодки нового поколения будут оснащаться анаэробными, т.е. воздухонезависимыми химическими генераторами, которые существенно увеличат дальность их подводного хода.

Об этом стоит сказать подробней. Именно для «Пираний» еще в конце 80-х годов прошлого века питерским специальным конструкторских бюро была создана первая отечественная воздухонезависимая энергоустановка «Кристалл-20» мощностью 130 киловатт. (Кстати, коэффициент полезного действия такого электрохимического генератора достигает 75%.)В 1991 году, после прохождения всесторонних испытаний, установка «Кристалл-20» уже была принята на вооружение министерством обороны Советского Союза. Но вскоре последовал распад СССР и пришедшие к власти демократы все это, ясное дело, похоронили.

Зато сегодня такие технологии восстановлены на новом уровне. Для того, чтобы оценить их значение, важно понять: если неатомная подводная лодка обретает возможность находиться под водой не 3-4 дня, как сейчас, а, предположим, три недели, то в закрытых акваториях, в прибрежных морях такие подводные лодки станут на порядок эффективнее, чем огромные и дорогостоящие атомоходы, потому что они практически не шумят. Атомная подводная лодка шумит гораздо громче: механизмы, которые преобразуют энергию атомногореактора в энергию движения, связаны с вибрациями, вращениями и разного рода механическими взаимодействиями разных деталей, которые неизбежно создают мощное акустическое поле, и как ты ни пытайся его сократить, оно все равно остается весьма существенным. А новые лодки-малютки оказываются, по сравнению с атомоходами, практически бесшумными. Когда они плывут под водой, они практически никак не выделяются на фоне естественных биологических шумов океанских глубин. Это в буквальном смысле «черные дыры» в океане.

Малошумность здесь – ключевой момент. Любые другие подводные лодки будут услышаны нашими малышками гораздо раньше, чем смогут понять, что рядом с ними находится русская «Супер-пиранья». Значит, П-650 и П-750смогут сближаться, например, с американскими атомоходами на дистанции, позволяющие применять против них даже малогабаритные противолодочные торпеды! Это создает совершенно новую ситуацию во всех прибрежных морях России: и в Арктике, и на Дальнем Востоке, и в Черном море, и на Каспии, и на Балтике - короче говоря, везде.

Таким образом, появление воздухонезависимых энергоустановок на этих маленьких бесшумных подлодках создастважнейшую предпосылкудля настоящей революции в тактике и стратегии подводной войны! Второй предпосылкой такой революции станет появление на сверхмалых ПЛ дальнобойных ракет семейства «Калибр».Будучи размещенными на бесшумных, необнаруживаемых подводных лодках, они могут стать страшным оружием как против надводных кораблей противника, так и против стратегических объектов в глубине вражеской территории.

Дёшево и сердито

Еще один приятный плюс сверхмалых ПЛ - стоимость. Неатомные мини-лодки обойдутся нашей казне в десятки раз дешевле, чем атомоходы.

Кстати, догнать нас в этой области вооружений американцы не смогут ни за 10, ни за 20 лет. Дело в том, что после Второй мировой войны они вообще отказались от строительства дизельных лодок и строили только атомные. И это понятно: американские подводные лодки, чтобы попасть в районы своего боевого патрулирования, должны пересечь океаны. Они же не свои берега охраняют, они решают задачи наступательные, агрессивные. Это мы обороняемся в своих прибрежных морях, а американцы должны строитьтакие подводные лодки, которые способны решать боевые задачи за тысячи и тысячи миль от своих баз, от родного побережья. Поэтому Вашингтон просто обречён на то, чтобы делать ставку исключительно на атомные подлодки. Но когда эти дорогостоящие гиганты пересекут океаны и приплывут к нам, наши прибрежные акватории будут защищать сверхмалые НАПЛ, чья боевая эффективность будет существенно выше, чем у атомоходов, а стоимость – на порядок меньше.

Такое сочетание стоимости и эффективности позволит «Супер-пираньям» самым радикальным образом поменять не только правила ведения морской войны, но и оказать серьезнейшее влияние на стратегический баланс сил на сухопутных ТВД Европы и Дальнего Востока.

Константин Душенов

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Родственники членов экипажа погибшей подлодки собрались у военно-морской базы

Аргентинские военные сообщили об обнаружении обломков затонувшей год назад подводной лодки "Сан-Хуан", на борту которой находились 44 человека.

Эксперты уже заявили, что поднять затонувшую подлодку будет непросто. Это потребует огромных усилий и может обойтись в более чем миллиард долларов.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

Взрыв на борту

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

  • Аргентинская субмарина и АПЛ "Курск": сходства и различия
  • Крупнейшие в мире катастрофы подводных лодок

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, "Сан-Хуан" был найден и идентифицирован американским судном "Сибед констрактор", принадлежащим компании Ocean Infinity.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.

Правообладатель иллюстрации AFP PHOTO Image caption Подводную лодку нашло американское судно "Сибед констрактор"

"Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв", - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Элиана Мария Кравчик

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На "Сан-Хуане" она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка "Сан-Хуан" возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Об обнаружении подлодки рассказали на пресс-конференции

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Подлодка "Сан-Хуан", 2 июня 2014 года, Буэнос-Айрес

В Атлантическом океане было зафиксировано "аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера", соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка "Сан-Хуан" была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500-600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

Родственники некоторых членов экипажа сообщили, что получали смс-сообщения о неких проблемах с батареями от моряков, прежде чем связь с субмариной была потеряна.

Капитан ВМФ Аргентины Габриэль Галеацци подтвердил, что в аккумуляторном отсеке субмарины произошло короткое замыкание. По его словам, механические проблемы - не редкость на подводном флоте и как правило не представляют какой-либо реальной угрозы.

"У военного корабля имеется много дублирующих систем, что позволяет ему переключаться с одной на другую в случае поломки", - объясняет Галеацци.

Он также отметил тогда, что подлодка не подавала сигнала бедствия.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption 15 ноября 2018 года - спустя год после исчезновения субмарины - состоялась церемония поминовения, на которой присутствовал президент страны Маурисио Макри