Ли джефрис и его портреты бездомных. Бездомные глазами ли джеффриса

Часто ли мы замечаем бездомных? Если ответить не кривя душой, то очень редко. В основном тогда, когда они сами подходят к нам или оказываются рядом в транспорте. То есть в несколько некомфортных для нас ситуациях. Между тем, у каждого из них есть свое лицо и собственная история - грустная, ужасная, трагичная, иногда нелепая или глупая... Поведать эти истории силами фотографии взялся британский фотограф Ли Джефрис.

До 2008 года он вел обычную жизнь представителя европейского среднего класса - работал бухгалтером, а в свободное время занимался любительской съемкой спортивных мероприятий. Собственно, он и в Лондон-то тогда прибыл ради ежегодного Лондонского марафона. Времени было в избытке, а в руках - Canon 5D. Ну как в таких условиях не прогуляться по столице?

На площади Лестер-Сквер Ли увидел молодую девушку, спавшую в спальном мешке на груде коробок у мусорных баков. Он навел на нее объектив; она вдруг проснулась и стала кричать на него.

Как потом писал Ли, он понял, что есть всего два варианта: смутиться и ретироваться или же извиниться и поговорить. Поколебавшись, он выбрал второй вариант и, подойдя, принес свои извинения. В разговоре выяснилось, что родители у девушки умерли, и она осталась без жилья и работы, а потом подсела на наркотики.

Этот случай и эта девушка изменили всю жизнь фотографа. Теперь он на собственные невеликие средства ездит по крупным городам Европы и Америки, делая черно-белые портреты бездомных. При этом он старается не просто сделать снимок, а войти в контакт с человеком, понять его и отразить это на фотографии.

Это и есть его техника съемки: сделать как можно больше кадров, стараясь отобразить какую-то главную идею, позволяющую раскрыть образ бездомного как живого человека, со своим собственным характером.

И Ли очень огорчается, видя, что для остальных такие люди - словно невидимки, мимо которых проходят как мимо будничных элементов городского пейзажа, вроде кустов или дорожных знаков.

  • 01 January 2013
  • Lee Jeffries - фотограф, информацию о котором на просторах Интернета днем с огнем не сыщешь. Живет в Манчестере (Англия), работает бухгалтером. Начинал как спортивный фотограф. Вот по сути все, что могут рассказать русскоязычные сайты. Зато найти работы Джеффриса труда не составит.

    Раз уж Ли Джеффрис - фигура значимая, но таинственная, наша редакция решила своими силенками русифицировать интервью вышеупомянутого фотографа для 500px. Собственно, результат мы и отдаем в ваши руки.

    -Когда ты влюбился в фотографию? Как это случилось?
    - С фотографией я впервые столкнулся в школе, в классе истории. Черно-белые снимки солдат первой мировой войны завораживали. До недавнего времени я довольно часто сталкивался с «Ад»-ом Джеймса Нахтвея (James Nachtwey). Работы этого фотографа, как и те, что я встречал ранее, заставили убедиться в небывалой силе, которая есть в фотографии, отображающей историю человечества.
    - У тебя есть какое-нибудь образование?
    - Нет.

    - Мог бы ты рассказать нам о бездомной девушке, которая повлияла на твои работы?
    - Я был в Лондоне. Приехал туда, чтобы отснять марафон. За день до соревнований я решил прогуляться по городу, набить руку на уличных фотографиях. И вот в мой объектив попала бездомная девушка в спальном мешке, лежавшая посреди улицы. Она, естественно, остановила меня и начала кричать, привлекая внимание прохожих. Я ужасно смутился, хотел развернуться и убежать. Но вместо этого подошел к ней, извинился, завел разговор. Девушка невзначай уточнила мой метод работы и посмотрела в камеру более интимно.
    - Как ты можешь описать стиль своей работы?
    - Наиболее красноречивое описание может дать только посторонний…
    «Если ты простишь мое потворство,
    Эти работы определенно НЕ фотожурналистика.
    Также это и не портрет.
    Это религиозная иконография.
    Это мощные вещи.
    Джеффрис дает этим людям больше чем чувство собственного достоинства.
    Он дает в их глаза свет, рисует их превосходство, мерцание света во вратах Эдема, скажем так.
    Наблюдать за блеском их глаз - прекрасно, как будто Бог где-то здесь.
    Он сделал из этих людей больше, чем бедных старых поломанных бездомных, лениво ожидающих милостыню от кого-то вежливого и чуткого.
    Он воодушевлен их светом, а не темнотой.
    Даже глаза слепого парня наполнены светом.
    Я думаю, Джеффрис в своем творчестве показывает честь этих людей, а не жалость к ним.
    Он награждает этих людей, придавая им огромную значимость.
    Она дает им религиозный духовный смысл.
    Он воплощает в этих людях душу человечества.
    Мне кажется, это то, что Джеффрис пытается сделать, или какая-то степень этого ». Джек Корнан (Jack Conran), 2011
    - Как ты определяешь, что будет хорошей темой для фотографии?
    - Трудно объяснить. Это все происходит на уровне чувств. Зовет взгляд фотографа… некое моментальное откровение в ситуации или эмоции. Когда это чувствую - я «знаю».
    - Как ты отображаешь такие сильные эмоции? И как на тебя влияет это?
    - Моя техника так же проста, как быть вежливым и любезным. У меня есть доверие этих людей, и я фотографирую долго, прежде чем удастся запечатлеть какую-нибудь мысль на снимке. Это получается спонтанно. Когда я все уже сделал и грустный возвращаюсь в свою фотолабораторию, мне еще душно. И я пытаюсь преобразовать этот порыв в изображение.

    - Кто или что тебя вдохновляет?
    - Нахтвей (Nachtwey), МакКулин (McCullin), Куделка (Koudelka). Работы этих великих фотографов всегда дают некий толчок. Я заметил, что послание более важно, нежели техника. Это воодушевляет! Терренс Малик (Terrence Malick) фильмом «Тонкая красная линия», вероятно, формирует метафизику отдаленности, путешествия… и может быть наибольшее вдохновение для некоторых фотографий… люди, которых мы встречаем.
    - С помощью какой камеры ты снимаешь?
    - Canon 5D.
    - А любимый объектив?
    - 24mm f/1.4L
    - Что насчет другого оборудования: освещение, штатив, фильтры…?
    - Маленький ручной отражатель. Для остального на улице просто не хватает времени.
    - Важна ли пост-обработка в конечном изображении?
    - Пост-обработка. Да. Она помогает мне показать изображение так, как вижу его я. Осветление и затемнение играют важную роль в отражении настроения. Обычно обработка проходит в фотолаборатории.
    - Большинство твоих фотографий кадрированны так близко, что мы видим только лицо героя. Можешь ли ты объяснить этот подход?
    - Это правда… мои изображения ограничены фронтальным видом лица. Преобразование цветного фото в черно-белое усиливает контраст и очертания портрета. С помощью света и тени я делаю акценты на рельеф лица и силы эмоционального взаимодействия фотографии с человеком. Я пытаюсь усилить образ… рассказать историю так, чтобы зритель не остался равнодушным. Мои фотографии становятся интимными, фиксируют множество эмоций одного человека.
    - Среди твоих работ есть ли любимая, если да, то почему именно она?
    - Если выбирать одну фотографию, я бы выделил эту…

    Она говорит сама за себя.
    - Твоя страсть к фотографии преследует такую цель, как привлечение внимания к проблеме бездомных, увеличения пожертвований для них. Что повлияло на твое решение выбрать этот путь? Можешь ли ты рассказать больше о том, как мы можем помочь этим людям?
    - Если бы вы могли встретиться с этими людьми, вот я могу. Видеть те вещи, свидетелем которых стал я. Я гулял по самым ужасным улицам мира и не мог избавиться от ощущения несправедливости. Это мотивирует меня еще больше. У меня обыкновенная надежда каждый раз, взяв в руки камеру сделать такой снимок, который, в конечном счете, будет иметь силу влияния. Изменит восприятие. Заставит наблюдателей заботиться, хотеть знать и делать больше. Люди «просто» помогают, когда я добиваюсь этого, и у меня есть бесчисленное количество электронных писем, которые говорят мне об этом.
    - Каким моментом ты как фотограф гордишься?
    - Когда я «повернулся» к бездомной девушке в Лондоне вместо того, чтобы убежать.

    - Как ты привлекаешь внимание к своим работам?
    - Главным образом, через социальные сети. У меня есть галерея на YellowKorner.com. Я счастлив, что мои работы популярны на Time magazine, CNN.com, The Independent.
    - Какой совет ты можешь дать начинающим фотографам?
    - Гулять больше и больше. Снимки, которые могут принести деньги, за углом. Очень важно быть воодушевленным предметом съемки, как сумасшедший. Если интереса нет - на фотографиях это будет заметно. В конце концов, быть новатором. Подделка порождает посредственность.
    - Кого бы вы хотели поснимать?
    - Кристиан Скотт Томас
    - Что следующее для тебя в мире фотографии?
    - Спроси кого-нибудь из уличных фотографов… и они скажут тебе, что они наисчастливейшие на всей улице. Запахи… люди… истории. Мы всегда хотим рассказать еще.
    - Это единственный способ узнать о человеке за объективом, можешь ли ты рассказать 5 вещей, совершенно не связанных с фотографией?
    -

    1. Я ежедневно тренируюсь. Бегаю, катаюсь на велосипеде. Возможно, я делаю это из-за тщеславия, но я пронес несколько футов для благотворительности.
    2. Мое любимое место на земле - озеро Комо.
    3. Я интересуюсь верой. Я видел людей, которые находились на самом дне, изгнанные из общества. Но несмотря на это они все еще верят, что Бог поможет им. Иногда трудности вдохновляют.
    4. У меня есть близнец. Но я симпатичнее своего брата.
    5. Я работаю бухгалтером. Этим все сказано.

    Работы фотографа Ли Джеффриса трудно перепутать с чьими-то ещё. Они неизменно привлекают внимание фотографического сообщества и прессы. Этот победитель многочисленных конкурсов запечатлевает настолько интересных персонажей, что его фотографии уже стали национальным достоянием. Атмосфера его снимков создается благодаря эмоциям людей и историями, стоящими за ними.

    Несмотря на то, что найти работы Ли Джеффриса не составляет труда, деталей его биографии в рунете не так уж много. Фотограф-самоучка и бухгалтер по образованию, он в свое время был близок к кругам профессиональных футболистов и довольно долго увлекался съемкой спортивных мероприятий. Но один кадр навсегда изменил не только его подход к работе, но и саму работу. В 2008 году Ли Джеффрис приехал в Лондон на съемки марафона и прогуливался по улицам города, коротая время. Его внимание привлекла одна бездомная девушка, ютящаяся в спальном мешке. Ли Джеффрис хотел незаметно сделать снимок, но девушка увидела его и начала кричать. Он испугался и захотел броситься наутёк. Но вместо этого он, неизвестно почему, перешел дорогу и заговорил с ней. Познакомившись и рассказав о себе, он сделал ещё несколько снимков. После знакомства снимки получились намного интереснее, чем исподтишка. К спортивной съемке он больше не вернулся. С этого самого дня он рассказывал своим творчеством о жизни тех, кого обычно принято не замечать. Сейчас его снимки бездомных людей знамениты по всему миру.

    Большинство фотографий кадрированы так плотно, что видно только лицо героя. Это не случайно. Ли Джеффрис пытается усилить образ, рассказать историю так, чтобы зритель не остался равнодушным. Благодаря такому подходу его фотографии становятся интимными, фиксируют множество эмоций одного человека.

    Немалую роль играет и постобработка фотографий. Именно поэтому Ли Джеффрис предпочитает цифровую фотографию аналоговой. Преобразование цветного фото в черно-белое усиливает контрасты и очертания портрета. Цвет зачастую отвлекает от сюжета фотографии, мешая сосредоточиться на главном. С помощью света и тени создаются акценты на рельефе лица, у снимка появляется особенная глубина и драматичность. Осветление и затемнение различных частей кадра имеет важное значение в отражении настроения, помогает расставить нужные акценты. Всё это увеличивает силу эмоционального взаимодействия фотографии со зрителем.

    Джеффрис снимает с помощью 24-х мм объектива, для этого приходится подходить близко. Достаточно близко для того, чтобы было необходимо получить доверие портретируемого. С каждой моделью фотограф знакомится, разговаривает, узнает его жизнь. Ведь без понимания состояния человека невозможно передать глубину и пронзительность истории на снимке. Лишь после этого он просит разрешения сделать портрет. Он фотографирует долго, прежде чем удается запечатлеть мысль и необходимую эмоцию.

    Как утверждает художник, трудно сказать заранее, когда удастся сделать хороший кадр. Как правило, это всегда получается спонтанно. Все происходит на уровне чувств. Глаз фотографа как будто предчувствует, а затем мгновенно схватывает сиюминутное откровение. Вся его работа построена на том, чтобы поймать тот самый момент, когда каждая деталь рассказывает историю человека. Так произошло с одним из его любимых кадров.

    Ли Джеффрис гулял по улицам в поиске новых сюжетов. В одном из храмов закончилась служба, и люди начали выходить на улицу. Ведомый неясным предчувствием, он притаился неподалеку, держа камеру наготове. Просто стоял, смотрел и ждал. И тут его внимание привлекла нищенка, стоявшая у входа. Люди проходили мимо, не обращая на неё внимания. Она закрыла глаза, склонила голову и замерла на мгновение. Чутье не подвело художника. Поэтому когда на руки, сложенные в молитве, вдруг упал луч света, он был готов нажать на кнопку спуска. В её морщинистых ладонях и кольцах был рассказ обо всей её жизни. В данный момент это фотография одна из самых дорогих для него.

    Ли Джеффрис привлекает внимание к своим работам через социальные сети. Пожалуй, это обусловлено спецификой его деятельности. Его работы популярны на «Time magazine», CNN.com, «The Independent», чем автор очень гордится. Также у него есть собственная галерея в международной сети эксклюзивной фотографии YellowKorner, что позволяет ему продавать свои работы по всему миру. Его снимки выставляются в крупнейших галереях современного искусства, украшают частные коллекции, фигурируют в известных кинофильмах как детали изысканного интерьера. Конечно, не каждый осмелится повесить в своей гостиной портрет бездомного человека. Но что бы ни лежало в основе этого решения, сочувствие к людям или стремление соответствовать модным тенденциям, украшать свой дом работами Джеффриса считается признаком хорошего вкуса.

    Всего за несколько лет Ли Джеффрис стал высокооплачиваемым фотографом, знаменитым на весь мир. Несмотря на это, художник никогда не забывает о своих музах. Само собой, его модели не остаются без денежного вознаграждения после съемок, но Джеффрис считает это недостаточным. Он регулярно делает отчисления в благотворительные приюты для бездомных. Когда Джеффрис ходит по самым ужасным улицам мира, его охватывает непреодолимое чувство несправедливости. Он мечтает о выдающемся кадре, который, как волшебная палочка, был бы способен привлечь внимание общественности и изменить судьбу этих людей. Увы, это не так просто. Но когда незнакомые люди начинают проникаться его идеями и просто бескорыстно помогать обездоленным, он понимает, что его работа не напрасна.

    Вот уже много лет он снимает на старенький Canon 5d. Из дополнительного оборудования у него только маленький ручной отражатель, для остального на улице просто не хватает времени. Издательства и галереи требуют от него всё большего разрешения снимков, но он не торопится менять технику. Снимки, которые могут принести деньги, получаются и так. Но главное, по его мнению, совершенно не это. Ли Джеффрис верит, что самое важное - это страсть. Необходимо быть воодушевленным предметом съемки и своей работой. Если интереса нет, на фотографиях это будет сразу же заметно. В них не будет жизни, эмоции, они будут плоскими и скучными. Необходимо быть новатором, постоянно искать новые способы рассказать историю. Не нужно никому подражать, это порождает только посредственность. Нужно идти своим путем, не боясь говорить о том, что тебя действительно волнует. Видеть свет, ловить момент и следовать своему внутреннему голосу.