Открыть консалтинговую фирму. Как открыть адвокатскую контору

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в. считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

Святая Великомученица Параскева родилась в III веке в городе Конья, что находится на территории нынешней Южной Турции. В её житии сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Ещё в младенчестве Параскева приняла крещение, а повзрослев, дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой вере. Поскольку ей выпало жить во времена жестокого преследования христиан (В то время, когда нечестивый царь Диоклитиан (римский император в 284-305 гг) воздвиг гонение на христианскую веру) – её мучили, истязали, но не добились отречения от веры.

Родители ее, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Божиих, отошли ко Господу. Они оставили своей блаженной дочери в наследство большое имение.

Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она не стала тратить своё имущество на наряды и украшения, на роскошную жизнь,а всё, что у неё было, раздавала нуждающимся: помогала нагим, голодным, странникам. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся супружества с нею: она скоро соделалась невестою единого бессмертного Жениха, Единородного Сына Божия, для Которого и жила в святости и праведности. Пресвятое имя Его она исповедовала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедовала пред ними слово Божие и изобличала суетность веры в бездушных идолов. Не желая слушать от нее обличений, язычники схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.

В то время в Конью пришел некий военачальник, присланный императором Диоклитианом с целью истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали:
— Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все непоклоняющиеся богам, мы схватили эту девицу и держим ее в темнице.

Выслушав это, военачальник приказал представить святую Параскеву к себе на суд. Когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух, и лицо ее сделалось светлым, так что все взиравшие на нее удивлялись и говорили:
— Посмотри! Она нисколько не удручена печалью, лицо ее даже как будто сияет.

Когда святая Параскева предстала перед судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ее лица, сказал предстоящим:
— Вы напрасно оклеветали эту прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.
И он сказал ей:
— Девица, скажи нам твое имя!
Святая Параскева отвечала:
— Я христианка, раба Христова.
Военачальник сказал:
— Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души; я не желаю слышать таких речей!
Святая отвечала:
— Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду, радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался.
Мучитель на это сказал:
— Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала.
Святая отвечала:
— Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по Вечной Жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по Жизни Вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевой, так как родилась в пятницу (Параскева по-гречески означает <пятница>).
— Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда чтили постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на Кресте Свою жизнь. Бог и даровал им плод честного их супружества — меня, недостойную Свою рабу, — в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, вот я и именуюсь Параскевой, я — общница страстям Христовым.
Военачальник сказал:
— Перестань говорить безумные слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, ты сделаешься обладательницей большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.
На это святая Параскева ответила:
— Я имею Жениха на Небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь.
Тогда военачальник сказал:
— Я помилую твою красоту и пощажу твою юность.
— Не щади временной красоты, — сказала святая, — ныне она цветет, а наутро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение.

Военачальник разгневался, приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время, как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту святой Параскевы, приказал перестать бить ее и стал кротко говорить:
— Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам — и ты будешь жива и удостоишься от нас большого почета.

Параскева ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал:
— Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?

Затем мучитель, страшно рассвирепев, приказал повесить святую Параскеву на дереве и нещадно драть ее тело железными когтями и растирать власяницей ее раны; ее плоть таким образом была изодрана до костей. Правитель, думая, что мученица скоро умрет, так как она уже едва дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. В полночь, когда мученица лежала еле живая и уже безгласная от жестоких ран, ей явился Ангел. Плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей:
— Девица, общница Христовым страстям, восстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честные орудия: крест и терновый венец нетленного Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, восстань! Христос Господь исцеляет тебя!

И вот мученица восстала как бы ото сна, а явившийся Ангел, приступив, отер губой все раны святой мученицы, и все тело ее стало крепким и здоровым, а красота ее лица стала еще более поразительной. Она с благоговением облобызала орудия Христовых страстей и прославила Бога. После этого небожитель стал невидим.

С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровой и стоявшей на молитве; на ее теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровой, удивился: он не ожидал, что она останется живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ее красоте, он сказал:
— Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь.
Святая на это сказала:
— О военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь!

Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народу; все думали, что Параскева желает поклониться идолам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала:
— Я тебе, бездушному, и вместе с тобой находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос — падите все вы на землю и превратитесь в прах.
И вот, по слову святой, пали и рассыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольского храма и стали взывать:
— Велик Бог христианский!

Нечестивые жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и, плача, сказали ему:
— Военачальник! Мы говорили тебе: <Умертви сию волшебницу, так как она обольщает народ>, — а ты не послушал нас, и вот она своим волхвованием сокрушила всех наших богов.

Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву:
— Какими волхвованиями ты сделала это?
Святая отвечала:
— С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: <Явись мне, Спаситель мой, Ты, Который даровал мне жизнь>. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упав на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!

Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на дереве и палить ее тело свечами. Повешенная и палимая огнем, святая молилась Богу:
— Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу (память ее 24 сентября по ст. ст), спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей.

И внезапно явился Ангел, прикоснулся к свечам, и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество беззаконников. А народ взывал:
— Велик Бог христианский!

И уверовало во Христа множество народу; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как бы народ не восстал на него, и поспешно приказал усекнуть святую мечом. В то время как отсечена была ее голова, некоторые слышали голос на небе, произносящий:
— Радуйтесь, праведники, так как венчается мученица Параскева!
Христиане с благоговением погребли тело святой в ее доме.

Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в Чертоге Христовом.

На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг: упав, военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Со временем имя святой великомученицы Параскевы Пятницы для православных людей приобрело огромное значение. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Иконы святой великомученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. Святая Параскева — покровительница полей, скота и торговли, а также водных источников. По молитвам святой великомученицы совершаются исцеления от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

На Руси Параскева-Пятница почиталась преимущественно женской частью населения. Её считали суровой, твёрдой, волевой женщиной. Существует поверие, что Пятница ходит по земле в образе молодой красивой крестьянки или монашки, и примечает, кто как живёт, как соблюдает христианские правила и обычаи.

Русские иконописцы изображали Параскеву-Пятницу высокой, стройной, в белом одеянии с лучезарным венцом на голове.

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьяне говорили: «Прасковья – баба святая». В день её памяти не работали, даже если этот день приходился на пятницу, а не на другой рабочий день недели. В пятницу не разрешалось прясть, а шить было можно. Существует такое предостережение в народе: не мыть голову, не купать детей. Кто в пятницу много смеётся, тот к старости будет много плакать.

Параскевы пречистые родники почитаемы у русского народа в наших северных захолустных районах. К родникам приносили и приводили матери своих хворых детей, умывали их святой водой и хвори все уходили.

Просмотрено (7856) раз

Во все времена женщина являлась хранительницей семейного очага и, пожалуй, не было ни дня за всю историю человечества, когда глаза и мысли женщины не были бы обращены к небу за помощью в обретении долгожданного супружеского счастья.

В пантеоне христианских святых есть много Великомучениц, которые покровительствуют прекрасной половине — Святая Екатерина Александрийская, Вера, Надежда, Любовь и София, Ксения Петербургская, Анна Пророчица. Особое место среди них принадлежит святой Параскеве Пятнице, издревле почитаемой у .

Имя Параскева имеет древнегреческое происхождение, переводится как «канун субботнего праздника». Пятница в христианстве имеет особое значение, это день распятия Христа.

По преданиям родители Параскевы долго не могли зачать детей, и все пятницы просили Всевышнего послать им ребеночка. И когда малышка родилась в пятый день недели, не раздумывая, назвали новорожденную в ее честь.

Святая жила в третьем столетии, в Иконии, Малая Азия, в эпоху царствования Диоклетиана. Это были тяжелые времена для последователей учения Христа, которых не жаловал глава государства. И все же своей жизненной задачей она видела просветление инакомыслящих и обращение их в христианскую веру.

В юности девушка приняла решение вести праведный образ жизни и дала обет безбрачия. Ее родители умерли, не дожив до преклонного возраста, и оставили хорошее наследство. Полученные средства Параскева стала тратить на благотворительность, покупая пищу и одежду нуждающимся.

В те времена император прислал в город военачальника, задачей которого было уничтожить всех последователей христианской религии. Жители рассказали ему о девушке, исповедующей учение Христа, и она была представлена командующему. Он был очарован ее женской красотой и пытался уговорить Параскеву совершить обряд языческого жертвоприношения, однако безуспешно.

В наказание за нежелание отречься от своего вероисповедания, она была прикована к дереву, подвергнута жестоким пыткам, после чего заключена в тюрьму. Там Бог излечил нанесенные увечья, но это знамение не остановило палачей, и вскоре они отсекли ей голову. Жители похоронили Параскеву.

Спустя много времени мощи святой были развезены по многим и храмам. В нашей стране крупицы ее мощей находятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московском храме Воскресения Господня и в других местах.

О праведных деяниях Параскевы не забыли. Ежегодно 10 ноября христиане отдают дань ее памяти . В этот праздник принято освещать в церкви плоды, которые бережно хранили до следующего года. В честь святой построено множество храмов, обычно их располагали около воды и называли Пятницами.

В народе Параскеву называли Петкой, Пятиной. Во многих регионах России есть ее святые источники, а в Ыбском Серафимовском женском монастыре (республика Коми) мироточит икона с образом святой Параскевы.

В чем помогает Параскева?

Она считается покровительницей «слабой» половины человечества, в народе ее еще называли «бабьей святой». Помогает найти хорошего мужа, зачать ребенка, сохранить и преумножить семейное счастье.

Молитвы об избавлении от всяческих недугов (особенно зубной и головной боли), крепком женском здоровье, исцелении от бесплодия издавна направляли именно к ней. Девушки, которые хотели поскорее встретить суженого, матери, переживающие за судьбу своего ребенка, жены, мечтавшие отвести «зеленого змия» от мужей – все они обращались к Параскеве.

Некоторые исследователи полагают, что святая унаследовала черты языческой богини Мокоши, покровительницы брака и скотоводства и Лады, хранительницы семьи . Славяне верили, что Мокошь прядет жизнь человеческих судеб, возможно поэтому Параскева покровительствует рукодельницам. Чтобы отдать дань уважения великомученице, женщины в пятницу предпочитали отложить все прядильные дела в сторону. Ей молились даже с просьбой защитить скот от гибели, особенно просили за коров.

Вера в исцеляющую силу Параскевы была в народе настолько сильна, что в качестве оберегов люди носили на шее специальные молитвы, охраняющие здоровье. Отвары из трав, находившихся возле образа святой, обладали особой целительной силой.

Не обошла Параскева своим вниманием и путешественников, нищих и страждущих. Оберегает и матушку природу, присматривая за полями и водоемами.

Молитва помогает нам воплотить в жизнь наши желания и устремления. Это один из сильнейших методов исцеления от болезней, ниточка, которая соединяет нас со Всевышним.

Часто чувство вины за свои прегрешения перед Творцом мешает общаться с ним напрямую, и люди начинают искать посредников. В христианской традиции ими стали ранее жившие праведники. Постепенно традиционным стало зажигать свечи перед их иконами и находить связь с Богом через послания, обращенные к ним.

Стоит произносить осознанно, это не должно быть механическое повторение выученного набора слов. В нее нужно в буквальным смысле этого слова вкладывать «частичку своей души», только так ваши слова могут быть услышаны и исполнены.

Параскева Пятница уже много столетий ходатайствует за нас перед Богом, обладая особым даром исцеления. Ниже мы приводим молитвы, с которыми надо обращаться к святой угоднице.

«Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: “Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!” Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас с предстоящих и молящихся ти, да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешание возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели: да очистит нас грешных от всякий скверны и порока, да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасения твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Заговоры на скорое замужество

Молитва о женихе:

«Святая дева, ты – Пятница Параскева! Пришли ко мне мужскую бороду – хоть вдовца, хоть старца, хоть богача. Не желаю больше сидеть в девках! Смиренно преклоняюсь пред тобой, святая мученица, и прошу тебя об одном: накажи мужскому племени в жены меня взять, а я взамен на это стану пост соблюдать и каждую пятницу прославлять. Закрепляю свою просьбу призывом Отца, Сына и Святого Духа. Пусть будет так отныне и навсегда. Аминь».

Следующий заговор выполняют рано утром на Параскеву Пятницу. Девушки произносят его трижды сразу после пробуждения, стоя на коленях и обратив свое лицо к восходящему солнцу. Перед прочтением исключить любое общение, нельзя умываться, расчесывать волосы и принимать пищу.

«Пятница моя, служу тебе и преклоняю пред тобой свои колени! Посади у моего дома вьюн – траву вьющуюся, траву извивающуюся. Пусть сей вьюн по жердочке взбирается, а без опоры ломается. Подобно вьюну тому пусть раб Божий (имя любимого парня) вокруг меня увивается, за мой стан хватается, передо мной стелется и со мной не расстается. Пусть ведет себя как вьюн, посаженный тобой, Параскевой Пятницей. Пусть он ему уподобится и не обходится без жердочки и подпорочки, то есть меня. Шепоток мой никто не перебьет, святою водицей не зальет и банным веником не захлещет. И даже самый сильный мастер не снимет его действие. Слова мои крепкие, а дела – складные да лепкие. Пусть чахнет по мне, рабе Божией (свое имя) и иссыхает без меня раб Божий (имя любимого). Аминь».