Пто в строительстве. Должностная инструкция

В настоящее время известно достаточно много различных методов выработки управленческих решений. Они имеют свою классификацию. Одни из них предложил В. Лисичкин, который выделил три класса методов:

1) общенаучные (методы логического и эвристического характера- наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);

2) интернаучные (методы, применяемые для широкого круга объектов из разных сфер деятельности - математическая статистика, компьютерное и математическое моделирование, метод граф и др.);

3) частные (методы, специфичные для единого объекта или отрасли знаний - интуитивные, аналитические).

Некоторые ученые делят методы, используемые при принятии решений, по признаку формализации используемого аппарата, и выделяют такие методы:

1) формальные (статистические и экономико-математические методы, а также экономико-математические модели);

2) эвристические (включая методы аналогии и имитационного моделирования);

3) методы экспертных оценок (наиболее применяемые при исследовании сложных объектов самостоятельно, а также в сочетании с другими методами).

Моделирование в управленческой деятельности имеет свои преимущества и ограничения. К основным преимуществам моделирования относятся следующие:

  • моделирование позволяет решать проблемы, которые невозможно (либо трудно) решить с помощью математики;
  • моделирование дает возможность аналитикам экспериментировать с виртуальной системой, не подвергаясь риску, связанному с проведением экспериментов с реальной системой;
  • моделирование экономит время, позволяя менеджеру быстро знакомиться с самыми отдаленными результатами;
  • моделирование является ценным инструментом в обучении; позволяет менеджеру и разработчикам набирать опыт, понимая принципы работы системы при разнообразных условиях.

К основным ограничениям моделирования можно отнести следующие:

  • моделирование не дает оптимального решения, так как показывает лишь приблизительное поведение системы при - заданных условиях;
  • многие методы моделирования (метод вероятностного моделирования, моделирование теоретических распределений) можно использовать только при наличии элементов, которые описываются случайными числами;
  • крупномасштабное моделирование требует огромной работы по созданию адекватной модели, компьютерноро времени для проведения моделирования и значительных затрат на исследования.

Исследования психологов доказали эффективность использования групповой дискуссии при принятии решений. Групповая дискуссия дает возможность ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что способствует внедрению новшеств. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения и помочь ее участникам увийеть проблему с разных сторон. Если решение выдвинуто группой и поддержано присутствующими, то ее значение возрастает и оно превращается в групповую норму.

К разновидностям групповых дискуссий относятся: совещания, «мозговая атака» («брейнсторминг»), «метод-635», «метод синектики» и др.

Сущность метода «мозговой атаки» («брейнсторминга») приведена выше. Процесс организации совещаний подробно и широко описан в научной и учебной литературе. Остановимся лишь на типичных ошибках, которые делают участники совещаний при выработке решений. Исследования показывают, что 80% времени экстренного («аварийного») совещания расходуется на выявление причин и виновников возникновения критической ситуации, сопровождающееся, как правило, конфликтами в процессе обсуждения создавшегося положения. То есть при решении вопроса преобладает «взгляд в прошлое», тогда как крайне необходимо быстро найти пути решения проблемы, установить сроки и ответственных для скорейшего достижения цели. Таким образом, основное время совещания должно быть уделено выработке решений, направленных в будущее.

Иногда совещание проводится формально, т. е. некоторые руководители заведомо знают, какое решение они примут и, действуя по принципу «говори-говори», формально выслушивают все мнения, но принимают свои решения, которые могут в корне противоречить высказанным идеям. Новые подходы к управленческой деятельности предполагают переход от единоначалия к партисипативным методам принятия решений, от элементарного к системному подходу выработки решений, от принятия решений на основе жизненного опыта к выбору альтернативных решений на основе теории принятия решений.

Разновидностью «брейнсторминга» является «метод-635». Этот метод отличается определенной процедурой взаимодействия участников в процессе выработки идей по заданной проблеме. Число участников фиксировано (6 человек). Участники совместно выдвигают 3 идеи решения проблемы, которые рассматриваются каждым участником, дополняющим их новыми тремя идеями. Эта процедура повторяется 5 раз.

Сначала каждый из участников записывает в свой бланк (специально разработанный для сбора идей) основные идеи решения поставленной проблемы (их 18, т. е. 6×3). Эти основные идеи поступают по очереди к членам группы, каждый из которых дополняет их еще тремя собственными предложениями. После пятикратного прохождения бланков через руки всех шести участников их бланки содержат 108 идей решения проблем. Затем в работу включаются критики. Схема взаимодействия участников групповой дискуссии по «методу-635» представлена в табл. 10.

В отличие от «мозговой атаки» групповая дискуссия по «методу-635» сопровождается письменным оформлением предложенных идей. Идеи в письменной форме отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем выказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными. Тем не менее, следует отметить, что любая работа в группе, с психологической точки зрения, полезна для каждого человека, так как положительно влияет на развитие многих качеств личности, дает полезные навыки взаимодействия в творческом общении.

«Метод синектики», предложенный А. Гордоном, в буквальном смысле означает «соединение разнородного». Суть этого метода состоит в том, что дискуссию начинают пять-семь синекторов - людей, заранее определенных, занимающих разные позиции по поводу решения проблемы. Группа в процессе дискуссии уясняет крайние точки зрения, высказанные членами группы, оценивает их и принимает совместное взвешенное решение.

Существует значительное количество методов выработки новых идей.

Метод целевого обсуждения достаточно традиционен и заключается в проведении дискуссии, направляемой ведущим, прямо или косвенно ориентирующим участников обсуждения на конкретную область.

В основе метода мозговой атаки лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека следует вырвать из привычной обстановки и поместить в необычные условия, сделав, например, участником игры. Этот метод характеризуется доступностью. Достаточно собрать группу из 6-12 специалистов разных направлений. Как правило, большинство высказанных предложений окажутся непригодными для использования, но среди них может быть и интересная идея.

Метод мозговой атаки предполагает строгое выполнение определенных правил:

запрещены критические замечания в адрес участников обсуждения;

поощрение свободного полета мысли;

обилие идей - необходимая предпосылка успеха;

идея должна быть обыграна всеми участниками обсуждения.

Мозговая атака должна проходить в веселой и непринужденной обстановке и лучше всего без участия специалистов по обсуждаемой проблеме, которые, как правило, склонны подавлять своим авторитетом других участников.

Практикуется также мозговая атака наоборот. От предыдущего этот метод отличается тем, что участникам обсуждения разрешается высказывать критические замечания. Участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей. Метод целесообразно использовать в качестве "разминки" для стимулирования творческой активности.

Инвентаризация слабых мест схожа с целевым обсуждением. Участникам дискуссии вручают заранее составленный список "слабых мест" продукции и предлагают "привязать" к отдельным пунктам перечня имеющиеся на рынке образцы этой продукции известных марок, а потом объяснить свой выбор.

Любопытен метод словесных ассоциаций. Предположим, вам нужно модернизировать изделие. Возьмите словарь и выберите наугад слова (существительные). Случайность выбора - основное условие. К каждому слову подбираются определения: стол - круглый, пиджак - мятый. А дальше все определения относят к интересующему вас изделию. Анализ подобных комбинаций может дать самые непредсказуемые результаты.

Метод синектики основан на использовании механизмов аналогии: личностной, прямой, символической, фантазийной. Обсуждение проводится в два этапа. На первом путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, на втором, напротив, стараются привычное сделать непривычным.

Метод Гордона требует, чтобы участники обсуждения не знали заранее, какая именно проблема будет обсуждаться и не успели вооружиться устоявшимися стереотипами. Ведущий в самых общих выражениях излагает концепцию. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые, имеющие к ней отношение вопросы. Вскрывается сама проблема. Участники начинают высказывать конкретные предложения о том, как реализовать задуманное.

Метод вопросника помогает вырабатывать новые идеи путем использования списка вопросов, имеющих отношение к анализируемой проблеме, и применим как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области. Вопросник составляют в произвольной форме.

Суть метода "вмененные связи" состоит в том, чтобы разложить проблему на составляющие, дезагрегировать, выявить все компоненты, осмыслить, перекомпоновать и на основании новой комбинации выстроить новую концепцию или идею. Метод предполагает несколько шагов:

выявить все аспекты проблемы;

установить взаимосвязи между ними;

описать взаимосвязи в структурированном виде;

выявить закономерности, скрытые во взаимосвязях;

определить новые идеи, вытекающие из этих закономерностей.

Если вы решили прибегнуть к методу записной книжки, заведите блокнот, в который надо занести формулировку проблемы и все известные вам факты, имеющие отношение к ее решению. По мере осмысления проблемы записывайте в блокнот возникающие идеи. В конце месяца отберите из них лучшие. Этот метод применим и для коллективной выработки идей. Все участники группы ведут собственные записи, а потом сдают их координатору, который сводит предложения воедино и составляет общий список идей, обсуждаемый сообща.

Результативность эвристического метода зависит от умения строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Предприниматели прибегают к эвристике в условиях неполноты информации, когда о последствиях решения можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя.

Широко применяемый в различных областях научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез о состоянии объектов или процессов. Он обычно применяется, когда необходимо провести тщательное исследование объекта или процесса.

бизнес планирование риск рынок

Метод стоимостного анализа ориентирован на извлечение максимальной выгоды и требует детального анализа всех компонентов продукта или процесса с точки зрения, можно ли снизить их стоимость и, следовательно, качество без ущерба для целого.

Список атрибутов. Составляя списки атрибутов (качеств) объекта или проблемы и исследуя каждый из них в отдельности, можно установить связи между понятиями, которые раньше казались несвязанными, создать новую комбинацию понятий и за счет этого найти новое решение.

Метод матричного структурирования основан на построение таблицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товара, а строки - рыночным атрибутам. В них проставляют вопросы, уточняющие, какое применение может найти товар, на какой круг потребителей рассчитан и т.п. Ответы заносят в клетки матрицы.

Мечты о невозможном. Мечтать не только приятно, но и полезно: это может навести на оригинальную мысль. Все приходящие в голову возможности следует записать и изучить, пока не будет выработана пригодная для разработки идея.

Метод рыбьего скелета разработан профессором Исикавой, а мировую известность приобрел благодаря эффективной работе "кружков качества", которым в большой степени обязана своим качеством продукция японских фирм. Группы из 8-10 рабочих собирались, чтобы обсудить главную помеху производительному труду на своем участке. Результаты дискуссии изображали в виде схемы, напоминавшей рыбий скелет - отсюда и название. "Хвост" - начальное состояние проблемы, "голова" - цель группы, "кости" - различные причины, влияющие на проблему.

Следует иметь в виду, что некоторым людям не нужны никакие формальные методы. Самые обыденные вещи и ситуации вызывают у них непрерывный поток идей. Каждый человек в той или иной мере генератор идей.

Выработка любого управленческого решения начинается с процесса обдумывания управленческой проблемы. Процесс обдумывания может представлять трудность для отдельного человека или группы в целом. В такой ситуации следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа: сортировку вариантов и конкретизацию их причин, прогнозирование и анализ необходимых действий, выработку рекомендаций к действиям, выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы, разделение проблемы на части.

Типовые модели процесса обдумывания проблемы:

1. модель семикратного поиска

Анализируется проблемная ситуация и формулируется общая постановка задачи,

Проводится анализ аналогичных объектов,

Уточняется формулировка задачи,

Выдвигаются различные идеи по решению проблемы,

Выдвигаются ограничения по реализации вариантов решений,

Оцениваются варианты решений,

Отбираются наиболее предпочтительные варианты решения проблемы.

2. модель «Lots»

Обсуждение существующего варианта,

Обсуждение стратегии,

Выработка долгосрочных целей,

Выработка краткосрочных целей,

Обсуждение ресурсного обеспечения,

Обсуждение кадрового потенциала,

Выработка планов развития,

Обсуждение вариантов организации,

Выработка вариантов отчетности и анализа.

3. модель «Мак-Кинси»

Оценка стратегии,

Оценка навыков,

Оценка общепризнанных ценностей,

Оценка структуры,

Оценка организационных систем,

Оценка кадров,

Оценка действий.

4. модель «Атака на разрыв желаемой и прогнозируемой деятельности»

Формулировка целей,

Прогноз динамики показателей,

Выявление разрыва между целями и прогнозом,

Формулировка альтернатив инвестиций и деловой стратегии,

Определение потребности в ресурсах,

Возврат к началу.

Организация работы группы зависит в значительной степени от деятельности лидера группы. Лидер группы до начала обсуждения проблемы должен определить основные правила работы:

Определить метод принятия решения,

Отметить роль отдельных членов группы,

Определить сроки работы группы,

Обеспечит равноправное участие,

Определить правило разрешения частных конфликтов,

Видеть неформальные роли, что поможет эффективно вести обсуждение проблемы.

Этика поведения необходима при обсуждении проблемы, поскольку упрощает процесс обсуждения и выработки решения.

Решение проблем, как и управление, - процесс, включающий последовательность взаимосвязанных этапом. Опыт групповых методов выработки управленческих решений позволяет выделить следующие типовые модели:

1. мозговой штурм – это способ работы группы, ориентированный на поиск вариантов решения проблемной ситуации.

Главная идея метода – выдвижение возможно большего количества новых вариантов за счет коллективного интеллекта участников. Для участия в мозговой атаке приглашаются специалисты из различных областей знаний.

Организация работы группы строится в три этапа:

- постановка проблемы осуществляется руководителем группы. Он старается разъяснить суть проблемы, ее характерные факторы. Руководитель формулирует и задает вопросы, руководит процессом высказываний, следит за выполнением правил и регламентом процесса.

- генерация идей происходит через выдвижение каждым из участников обсуждения, опираясь на следующие положения:

а) избегать мысли, что проблема может быть решена только известными способами,

б) чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи,

в) требуются не ваши знания, а идеи по решению проблемы,

г) не ждите одобрения и не думайте о возможных последствиях

Количество идей, выдвинутых в процессе мозговой атаки, значительно больше, чем сумма вариантов, предлагаемых специалистами индивидуально. Это происходит за счет комбинирования идей, стимулирования процесса мышления в ходе мозговой атаки.

Длительность процесса мозговой атаки зависит от сложности решаемой задачи и находится в интервале 15-60 минут.

- оценка и отбор идей могут выполняться участниками мозгового штурма или специальной группой специалистов. Заведомо неосуществимые предложения отбрасываются, а оставшиеся анализируются.

Наилучшие результаты мозговой штурм дает при создании новой продукции, выявлении способов строительства и ремонта, поиске вариантов действий в сложных ситуациях.

2. синектика – это профессиональный мозговой штурм. Его реализует специальная группа людей, обученных особым творческим приемам. Группа, как правило, постоянна по составу. Последовательность их действий:

Формулировка проблемы руководителем в том виде, в каком она получена от заказчика,

Понимание проблемы участниками, как она им видится с учетом возможных прошлых аналогов,

Генерирование идей,

Оценка реализуемости вариантов решения проблемы.

Типовые приемы работы участников синектики:

Принцип адаптации – приспособление известных процессов для условий решаемой проблемы,

Принцип дифференциации – дробление и разделение элементов системы или объекта,

Принцип интеграции – объединение, совмещение, упрощение функций, форм, элементов,

Принцип аналогии – отыскание сходства с известными системами в технике, природе,

Принцип идеализации – формулировка идеальной ситуации, от которой следует начать корректировку и приспособление,

Принцип эмпатии – рассмотрение проблемы с позиции кого-либо,

Принцип упрощения – отбрасывание, пренебрежение несущественных и выделение определенных факторов,

Индукция – умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению,

Дедукция – вывод по правилам логики от общих закономерностей к частному результату.

3. морфологический анализ.

В каждом объекте выделяется несколько характерных морфологических признаков или независимых характеристик, для которых в свою очередь определяются варианты реализации. Полнота набора является субъективной оценкой исследователя. Для характеристик и вариантов формируются все возможные варианты сочетания. Неприемлемые варианты отбрасываются, а остальные анализируются на предмет возможной реализации.

Базой морфологического анализа являются упорядочение и систематизация формирования и анализа вариантов, систематизация процесса мышления исследователя.

4. функционально – стоимостной анализ – структуризация проблемы с особой целевой ориентацией: снижение себестоимости изделия.

Применение метода начинается с выделения основных функций, выполняемых изделием в целом и каждым его элементом в отдельности. Достижение результата оценивается с точки зрения затрат, а затем осуществляется поиск вариантов снижения расходов при сохранении требуемого уровня выполняемых функций. Организуется функционально-стоимостной анализ через деятельность специальной группы исследователей. Она реализует свою деятельность через построение матрицы функций и затрат.

Установление приоритета решаемых задач – основное правило эффективной деятельности. От несущественных задач следует отказаться. Приоритет решаемых задач определяют опираясь на:

1. ABC –анализ

Согласно «правилу Парето» ограниченное число (20%) элементов, составляющих явление, на 80% обуславливают его возникновение. Среди элементов, составляющих проблему, только небольшая часть имеет жизненно важное значение, потому при изучении проблемы необходимо сконцентрировать внимание на значимых элементах и не уделять большого внимания остальным.

Например:

20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли,

80% клиентов (товаров) приносят 20% оборота или прибыли,

В работе менеджера за первые 20% расходуемого времени достигается 80% результатов,

20% исходных продуктов определяют 80% стоимости готового изделия.

Опираясь на правило Парето, все задачи разбиваются на три части. Группа А – задачи, имеющие значимость 65% при удельном весе 15%, группа В – задачи, имеющие значимость 15% при удельном весе 20%, группа С – задачи, имеющие значимость 15% при удельном весе 65%. Эта группировка дает опору для выбора очередности решения проблем. Сначала решаются задачи, которых немного, но которые дают большую значимость для итогового результата.

2. принцип Эйзенхауэра

Все задачи разделяются на три группы. Первая группа – задачи, которые следует выполнить без промедления, вторая – задачи, для которых следует установить срок выполнения, третья – задачи, которые следует передать для решения другим.

3. уровни разрешения проблемы - проблема рассматривается с точки зрения различных уровней степени воздействия на нее.

Первый уровень – это разрешение проблемы через небольшие организационные изменения. Здесь не требуется больших затрат и варианты улучшений выявляются без дополнительных усилий.

Второй уровень – попытка привлечения дополнительных ресурсов для дополнения действующего механизма, без изменения его сложившихся принципов.

Третий уровень – проблема решается за счет принципиальных изменений правил, принципов, условий.

Четвертый уровень – привлечение принципиально других областей знаний для изменения условий работы рассматриваемого объекта и его назначения.

Организация подготовки и реализации управленческих решений требует проведения определенных организационно-распорядительных мероприятий для взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.

Для процедуры разработки управленческого решения необходимо выполнить следующий набор административных действий руководителя и аппарата управления:

1. указать задание, состав персонала и систему его подчинения, время исполнения, ресурсы, выделить промежуточные этапы контроля хода выполнения,

2. ознакомить исполнителей с заданиями и о начале выполнения работ по разработке задания,

3. разъяснить права, ответственность и возможности участников при выполнении работ,

4. выделение работникам необходимых ресурсов и средств и определение источников информации,

5. проводится контроль на соответствие задания действующему законодательству и уставным документам компании,

6. оформляют заключение о технической, экономической и организационной выполнимости задания,

7. выбирают метод разработки управленческого решения по каждому варианту управленческого решения,

8. составить перечень вариантов разработанных управленческих решений.

Для процедуры согласования управленческого решения необходимо осуществить следующие административные действия руководителя и аппарата управления:

1. выделить физических и юридических лиц, с которыми необходимо согласовать управленческое решение,

2. определить временные периоды согласований и необходимые сопроводительные документы,

3. назначить технического исполнителя по отслеживанию процесса согласования управленческого решения,

4. оформить при необходимости акт о замечаниях при проведении согласований.

Для процедуры выбора управленческого решения необходимо осуществить следующие административные действия руководителя и аппарата управления:

1. подтвердить соответствие вариантов управленческого решения действующему законодательству,

2. проверить наличие противоречий в вариантах управленческого решения и ранее подготовленным и реализованным решениям,

3. определить набор критериев для выбора управленческого решения (количественные и качественные параметры),

4. сравнить параметры управленческого решения от параметров критериев,

5. оформить процедуру принятия управленческого решения, с указанием даты, ответственных лиц, имеющихся замечаний,

6. выбрать форму документа (постановление, приказ, распоряжение и т.д.) для официального оформления принятого решения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-97.

Для утверждения управленческого решения вышестоящими органами, заказчиками или клиентами необходимо осуществить следующие административные действия руководителя и аппарата управления:

1. определить должностных лиц, в обязанности которых входит утверждение управленческих решений, принимаемых в подразделениях,

2. определить физических и юридических лиц, у которых необходимо утверждать управленческое решение,

3. определить необходимые сопроводительные документы и временные периоды утверждений,

4. назначить технического исполнителя по отслеживанию процесса утверждения управленческого решения,

5. документально оформить утверждение управленческого решения (общий акт утверждений, акт о замечаниях при утверждении).

Для процедуры организации выполнения управленческого решения необходимо выполнить следующий набор административных действий руководителя и аппарата управления:

1. оформить документацию о начале выполнения управленческого решения (задание, время исполнения, ресурсы, промежуточные этапы контроля хода выполнения),

2. разъяснение исполнителям содержание, порядок выполнения, права, ответственность и полномочия при выполнении работы,

3. уточнить неучтенные детали и пересмотреть очередность выданных заданий,

4. обеспечить исполнителей необходимыми ресурсами,

5. организовать систему консультирования,

6. осуществлять периодический контроль хода выполнения управленческого решения,

7. сдать в архив документацию по разработке и реализации управленческого решения.

6.3. Экспертные методы выбора вариантов решений.

Экспертиза во многих практических ситуациях – это принятие решения в слабо формализованной проблеме. Целью экспертизы может быть определение числа, события, программы действий.

Экспертиза должна проводиться при обеспечении ряда обязательных условий:

Независимости,

Честности,

Объективности,

Непредвзятости,

Конфиденциальности,

Профессионализма,

Компетентности,

Добросовестности,

Ответственности.

Эксперт – специалист, обладающий познаниями, навыками и опытом работы.

Классификация экспертов относительно пригласившей компании или предмета экспертизы:

- независимые эксперты никаким образом не связаны с бизнесом компании и не имеют личных связей с ее руководителями,

- зависимые эксперты ощущают на себе явное или неявное влияние от результата экспертной оценки,

- лично заинтересованные эксперты связаны с предметом экспертизы прямо или косвенно.

Существует ряд способов формирования экспертной комиссии:

Формальный способ подбора по должности, званию, стажу, ученой степени и др.,

Способ «снежного кома» - вначале приглашают одного эксперта, которого просят написать фамилии трех других экспертов по данной проблеме; затем каждого из четырех экспертов просят рекомендовать еще трех достойных экспертов. Так продолжается до тех пор, пока 5-10 фамилий экспертов будут повторяться у большинства рекомендующих. Этих экспертов и приглашают для проведения экспертной оценки.

Эксперт привлекается руководителем для оценки ситуации, анализа вариантов решения проблемы, но принимать решение в конечном итоге будет только руководитель. Эксперт несет ответственность за полноту своего анализа, но на него не может быть возложена ответственность за последствия принятого решения. Он должен быть не заинтересован в результате экспертизы, иметь психологическую независимость и высокую квалификацию.

Подбор эксперта оказывается ответственной проблемой. При этом учитывают связь профиля деятельности эксперта с анализируемой проблемой, совпадение рекомендаций и фактических результатов в ранее выполняемых экспертом работ, степень согласованности мнения экспертов с другими экспертами, степень доступа эксперта к необходимой дополнительной информации.

В виде исключения оценка эксперта может проводиться руководителем предприятия в виде тестового контроля, когда эксперту поручается выполнить одну-две экспертизы по ситуациям, имеющим предварительную объективную оценку. Сравнение мнения эксперта с известной оценкой может быть критерием его профессионализма.

Метод экспертиз в последние годы активно привлекается для решения разнообразных экономических проблем. Из его модификаций наибольшее распространение получил «метод Дельфи», который применяется для выработки различных прогнозов группой экспертов.

Реализуется метод Дельфи следующим образом:

Приглашают 5-12 экспертов, которые не знакомы друг с другом,

Каждому эксперту дается предмет оценки (процесс или явление),

Письменные мнения экспертов разделяют на две части по близости результата оценки. Если оценки экспертов очень близки, то они принимаются за окончательный результат. Если имеются существенные различия, то процесс экспертизы продолжается,

Оценка и аргументация меньшинства экспертной комиссии передаются большинству для анализа,

Если большинство экспертов соглашаются с аргументацией и оценкой меньшинства, то процесс экспертизы заканчивается, иначе процесс экспертизы продолжается,

Оценки и аргументация большинства экспертов передаются меньшинству для анализа,

Процесс согласований продолжается до полного согласия, либо до категорического противостояния,

В случае согласия процесс экспертизы заканчивается, а в случае противостояния организатор экспертизы доводит до сведения руководителя разные результаты экспертизы. Руководитель на свою ответственность может принять тот или иной результат экспертизы.

Основные принципы данного метода:

Экспертами могут быть только признанные специалисты в соответствующей области,

Для выработки удовлетворительного решения необходимо достаточно большое число экспертов,

Перед экспертами необходимо ставить вопросы, исключающие неоднозначность ответа,

Успешность сложной экспертизы обеспечивается хорошо продуманной системой вопросов,

Открытые дискуссии в ходе экспертизы исключаются,

Допускается запрос дополнительной информации и в том числе несовпадающих суждений других экспертов,

Допускается проведение нескольких туров экспертизы при изучении экспертами перед каждым туром дополнительной информации и в том числе несовпадающих суждений других экспертов.

Завершается метод Дельфи выработкой согласованного мнения большинства экспертов. Если при достаточно большом числе туров экспертизы выработать согласованное мнение не удается, то проблема должна считаться неразрешимой.

Выделяется также метод проведения экспертизы опирающийся на среднюю оценку, где усредненная оценка всех экспертов определяется по какому-либо правилу:

1. метод простой ранжировки основан на том, что каждый эксперт располагает управленческие решения друг за другом в порядке убывания влияния каждого критерия. Полученные данные сводятся в таблицу и оцениваются относительно желаемого набора приоритетов.

Модификацией метода простой ранжировки является метод оценочных сравнений, который отличается тем, что эксперты выставляют баллы за реализуемость каждого показателя.

Метод включает выполнение следующих операций:

Составляется перечень показателей критериев,

Перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости,

По каждому показателю критерия в таблицу записывается оценка его реализации по всем решениям,

По каждому столбцу находится сумма произведений оценки на соответствующий коэффициент значимости показателя критерия,

Полученные значения сортируются по максимальному значению суммы, что и определяет предпочтительный вариант решения.

2.метод заданных весовых коэффициентов заключается в том, что эксперт указывает по каждому показателю критерия соответствующий весовой коэффициент по всем решениям. Используются два варианта формирования весовых коэффициентов:

Сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу,

Для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент, все остальные коэффициенты равны долям этого числа.

Затем подсчитывается сумма весовых коэффициентов по каждому решению (горизонтальное суммирование). Максимальная сумма определяет лучшее решение.

Работа экспертов реализуется по следующей схеме (рис. 6).

Рис. 6. схема реализации экспертных методов.

В основе экспертных методов лежат критерии оценки. Для выбора наилучшего управленческого решения необходим набор критериев, характеризующих его качество или эффективность в той или иной сфере деятельности.

Классификация критериев:

По функциональной направленности (при планировании, организации, контроле и др.),

По организации (индивидуальные, групповые, корпоративные)

По причинам (ситуационные, инициативные, сезонные, программные и др.),

По повторяемости использования (постоянные, периодические),

По принадлежности (собственные, заранее заданные),

По масштабам воздействия (общие и частные),

По времени действия (стратегические, тактические, оперативные),

По характеру действия (уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные),

По числу (единичные и групповые),

По структуре (простые и составные),

По направлению оценки (внутренние и внешние),

По глубине воздействия (одноуровневые и многоуровневые),

По способу фиксации (письменные и устные).

В набор критериев чаще всего включают: прибыль, время, затраты, законность, выполнимость, использование имеющегося оборудования и производственных фондов, экологическая, социальная и техническая безопасность.

В набор могут входить один или несколько критериев. Наличие одного критерия свидетельствует о примитивном подходе к оценке управленческого решения. С увеличением числа критериев возрастает правильность выбора управленческого решения, однако увеличивается стоимость его оценки (возрастают затраты используемых ресурсов). Поэтому разумное количество критериев определяется руководителем на базе опыта.

Методы моделирования.

Методы моделирования (методы исследования операций) предполагают использование математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

Процедура разработки и оптимизации решения методами моделирования включает следующие этапы:

Постановка задачи,

Определение критерия эффективности анализируемой операции,

Количественное изменение факторов, влияющих на исследуемую операцию,

Построение математической модели,

Количественное решение модели и нахождение оптимального решения,

Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации,

Корректировка и обновление модели.

Модель – это условное представление действительности. Степень соответствия может быть различной, и проблема заключается в том, чтобы выбирая уровень упрощения реальной ситуации, оставить основные влияющие факторы и соотношения между ними.

Для обеспечения успеха моделирования, нужно:

1. выделить главные свойства моделируемого объекта,

2. отделить главные свойства от второстепенных,

3. пренебречь второстепенными свойствами.

Существует огромное количество конкретных моделей (поскольку многочисленно количество проблем, которые решаются конкретной моделью), рассмотрим наиболее распространенные типы моделей.

Модели теории игр – анализируют возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов, поскольку прогнозировать действия конкурентов может стать существенным преимуществом для любой коммерческой организации.

Здесь прогнозируются реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.

Например, принимая решение об изменении цен на товар, руководство должно прогнозировать действия основных конкурентов. Если на основании модели теории игр будет установлено, что конкуренты не сделают того же, то организации нужно найти другое решение проблемы, для того, чтобы не оказаться в невыгодном положении.

В теории игр рассматриваются такие ситуации, когда имеются два участника выполнения операции, каждый из которых преследует противоположные цели. В качестве участников могут выступать коллективы, конкурирующие предприятия и т.п. Во всех случаях предполагается, что операция производится против разумного конкурента, преследующего свои собственные цели и сознательно противодействующего достижению цели другим участником.

Так как цели противоположны, а результат мероприятия каждой из сторон зависит от действий конкурента, то эти действия называют конфликтными ситуациями, где сталкиваются противоположные интересы двух участников. Схематизированная модель конфликтной ситуации называется игрой, а если один из игроков выигрывает ровно столько, сколько проигрывает другой, то такая игра называется «игрой с нулевой суммой».

Развитие игры во времени представляется как ряд последовательных случайных и сознательных ходов.

Нужно отметить, что используются эти модели довольно редко, поскольку реальная экономическая ситуация обычно намного сложнее и непредсказуемее, что приводит к неточности прогнозов.

Модели теории очередей – используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них.

С помощью них решаются, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов, требуемого количества операционистов в банке и т.д.

Основные вопросы при решении таких проблем заключаются в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий или банковских служащих) требуют дополнительных затрат, а их загрузка неравномерна. Следовательно решение должно учитывать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей позволяют находить такие оптимальные решения.

Модели управления запасами – позволяют найти оптимальное уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов для надежного функционирования, избежания простоев и перерывов, однако, создание запасов требует дополнительных издержек, связанных с хранением, складированием, транспортировкой, страховкой, а также приводит к сокращению свободных оборотных средств. Таким образом, модели управления запасами являются важными для любой организации, чья деятельность предусматривает определенные запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, денежной наличности, инструментов и т.п.

Модели линейного программирования – применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсовпри наличии конкурирующих потребностей (например, можно рассчитать количество производимых изделий каждого наименования для получения наибольшей прибыли при определенном количестве материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия).

Линейное программирование применяется для решения задач типа: распределение ресурсов, составление портфеля инвестиций, выбор производственной программы.

Существует два общих подхода к измерению производительности труда: через показатели выработки продукции на единицу труда (времени) либо трудоёмкости – затрат труда (времени) на производство единицы объёма продукции (услуг).

Первый показатель производительности труда – это выработка продукции (В). Показатель объема продукции (работ, услуг), вырабатываемой в расчете на единицу трудовых затрат. Выработка является прямым показателем производи­тельности труда, так как чем больше продукции вырабатывает­ся в расчете на единицу трудовых затрат, тем выше уровень про­изводительности труда. Рассчитывается по формуле:

где V - объем продукции; Т - затраты труда на данный объем продукции.

Отработанное время измеря­ется отработанными человеко-часами или человеко-днями. В соответствии с этим при изучении производительности труда используются показатели средней часовой и средней дневной производительности труда рабочих, а также средней месячной (квартальной, годовой или за любой период с начала года) про­изводительности труда рабочих или работников. Расчет этих показателей производится следующим образом.

Средняя часовая выработка рабочего:

где V- объем продукции (работ, услуг), произведенной в отчет­ном периоде; - фактически отработанные рабочими в отчет­ном периоде человеко-часы.

Средняя дневная выработка рабочего:

где - фактически отработанные рабочими в отчетном перио­де человеко-дни.

Средняя месячная (квартальная, годовая или за любой пе­риод с начала года) выработка рабочего (работника):

где - среднесписочная численность рабочих (работни­ков) в отчетном периоде.

Методы определения выработки классифицируются в зави­симости от единицы измерения объема производства:

■ натуральный (условно-натуральный) - используется при выпуске однородной продукции на отдельных рабочих местах, производственных бригадах, на предприятии, т.е. при опреде­лении выработки конкретного вида продукции (работ и услуг). При использовании этого метода выработка выражается в нату­ральных единицах измерения (В = q: t, где q - физический объ­ем производства однородной продукции);



■ стоимостный (по стоимостным показателям произведен­ной или реализованной продукции) - при выпуске на предпри­ятии разнородной продукции. При использовании этого мето­да выработка определяется в денежном выражении (, где Ц - цена единицы продукции, р.) ;

■ трудовой (измерение производительности труда основан на учёте объёмапроизведенной продукции в затратах рабочего времени (нормо-часах)). Преимущество его по сравнению с другими заключается в том, что при расчетах используется более точный измеритель - трудоемкость каждого вида продукции независимо от степени ее готовности (изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство). При этом широко применяются как фактические, так и нормативные трудовые затраты .

Стоимостный метод имеет широкое распространение. Од­нако если производительность труда (ПТ) рассчитывается по произведенной или реализованной продукции, то этот метод завышает ПТ, так как в результат включается стоимость про­шлого труда - применяемого сырья и материалов, объемы коо­перированных поставок и т.д. Этот недостаток устраняется при исчислении выработки на основе чистой продукции или при­были, а также при расчете рентабельности труда, которая отра­жает отношение прибыли к затратам.

Если речь идет о производительности труда в промышлен­ности и в знаменателе вместо затрат времени используется среднесписочная численность ППП или среднесписочная чис­ленность рабочих, то показатели выработки соответственно можно определить по формулам:

Соответственно среднесписочная чис­ленность промышленно-производственного персонала и сред­несписочная численность рабочих, чел.

Второй показатель производительности труда - это трудо­емкость продукции (Те). Данный показатель индивидуальной производительности труда характеризует затраты рабочего вре­мени (затраты живого труда) на производство единицы про­дукции или на выполнение единицы работы.

Среди видов трудоемкости продукции в зависимости от со­става включаемых трудовых затрат выделяют:

· технологическую трудоемкость () - отражает все затраты труда основных рабочих (сдельщиков и повременщи­ков), непосредственно воздействующих на предметы труда;

· трудоемкость обслуживания производства () - за­траты труда только вспомогательных рабочих, занятых обслу­живанием производства;

· производственную () - все затраты труда основных и вспомогательных рабочих; определяется по формуле:

· трудоемкость управления производством () - затра­ты труда служащих: руководителей, специалистов и других слу­жащих;

· полную трудоемкость () - затраты труда на выпуск продукции всех категорий ППП предприятия. Она определяет­ся по формуле:

· общая трудоёмкость (), определяемая по трудозатратам всех категорий работников ППП:

Полная трудоемкость единицы продукции определяется по формуле:

где Т - отработанное время работниками всех категорий ППП предприятия (цеха), ч; V- натуральный объем произведенной продукции, шт. (либо в тоннах, метрах и т.д.).

Трудоемкость продукции является обратным показателем производительности труда. Поэтому показатели выработки и трудоемкости продукции находятся в обратной зависимости:

Выделяют фактическую и нормативную трудоемкость про­дукции. Первая используется в процессе анализа, вторая - при планировании производительности труда.

Фактическая трудоемкость продукции определяется фак­тическими затратами труда (в часах) на производство единицы продукции.

Нормативная трудоемкость определяет величину необходи­мых (нормативных) затрат труда (в нормо-часах) на производ­ство единицы продукции в условиях действующего производства.

Отношение нормативной трудоемкости продукции () к фактической () определяет коэффициент выполнения норм времени:

Таким образом, понятие «трудоемкость продукции» тесным образом связано с нормой труда, нормированием, что является одним из направлений роста производительности труда .