Статьи по логистике в журналах. Подборка актуальные статей на тему логистики

Существует огромное количество формулировок понятия «логистика», что указывает на неопознанность всех сторон и глубин данной концепции. В связи с этим проанализируем наиболее используемые ее определения.

Логистика - поставка определенному заказчику требуемого товара, должного качества в нужном количестве в установленное местоположение и в конкретно назначенное время по доступной цене.

Логистика - процесс планирования, сбыта и контроля потока и хранения резервов (материально-технические ресурсы, производственные запасы).

Данные понятия логистики принадлежат западной терминологии. В нашем государстве используется немного другая интерпретация логистики.

Логистика - это планирование, проверка и руководство транспортировкой, складированием и иными процедурами, которые совершаются в процессе доставки сырья и материалов промышленному предприятию, переработки сырья и сопровождения готовой продукции в процессе ее доставки заказчику в соответствии с его желаниями и запросами, а также передача, хранение и обработка должной информации.

Целью логистики является достижение высокой результативности предприятия и увеличение его конкурентоспособности.

Главные задачи логистики:

  • усовершенствование управления товародвижением;
  • формирование объединенной результативной системы управления и мониторинга информационных и материальных потоков, которые обеспечивают значительное качество поставки товара.

Объектом управления в логистике являются денежные (материальные) потоки, которые являются главными. Сопровождающие потоки – сервисные, информационные, финансовые.

Общая схема циркуляции информационного, сервисного и финансового потоков в режиме безналичных расчетов.

Функции логистики

  • организация производственных связей по поставке готовой продукции или предоставления услуг;
  • установление объемов и течений материальных потоков;
  • исследование порядка перемещения товаров через места хранения и изучение оптимального коэффициента при организации товародвижения;
  • формирование, расположение и организация складского производства;
  • управление транспортировкой продукции, а также всех нужных операций на пути к пункту назначения;
  • осуществление операций, которые необходимы для того чтобы завершить перевозку продукции (маркировка, погрузка, упаковка);
  • контроль и управление складами хранения продукции и сырья.

При систематизации функциональных областей логистики используют фазы материального потока. Наряду с этим выделяют такие функциональные области:

  • область сбытовой логистики;
  • область транспортной логистики;
  • область производственной логистики;
  • область закупочной логистики.

Для того чтобы изобразить пределы распределительной (сбытовой или маркетинговой) логистики, следует проанализировать изображение процесса воссоздания капитала, который состоит из трёх стадий.

Процесс воссоздания капитала и функциональные области логистики

Закупочная логистика. Охватывает планирование и контроль за всей поступающей на продукцией, а также её информационные и финансовые потоки. Поступающий поток для производственного предприятия – это полуфабрикаты (сырье, материалы производственного назначения), запасные части. Область действия закупочной логистики завершается внедрением продукции в производство.

Производственная логистика. Охватывает управление, планирование, сопровождение и контролироль всех внутрифирменных информационных и материальных потоков. Производственная логистика отвечает за обеспечение производственного оснащения и осуществляет «передачу» между отделами (хранение продукции незавершенного производства, внутрифирменный транспорт).


Сбытовая логистика.
Охватывает управление всеми информационными и материальными процессами, которые выходят из производственной организации. Объектами исследования является предметы торговли и конечная продукция. Сбытовая логистика – это часть менеджмента, которая связана с клиентами, где основной целью является поставка товара в необходимом состоянии и в нужное время.

Транспортная логистика – это совокупность действий по организации доставки сырья и товаров из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.

Главные объекты изучения в логистике

1. логистическая цепь – это урегулированная цепь юридических и физических лиц (менеджеры, дистрибьюторы, кредиторы, производители, поставщики), которые осуществляют логистические операции и доводят материальный поток от производителя до заказчика.

2. логистическая функция – функция, которая направлена на реализацию целей логистических систем, со значениями данных, являющимися её выходными переменными. Логистическая функция включает в себя:

Закупку;
- производство;
- распределение;
- ;
- складирование;
- транспортировку;
- хранение.

3. логистическая система – это часть системы, которая выполняет логистические операции и функции. В логистическую систему входят физические объекты – торговые и промышленные предприятия, экономики стран мира, территориально - производственные комплексы.

Различают такие логистические системы:

А) С прямыми связями , где материальный поток поступает заказчику без посредников на основании прямых долговременных производственных связей;

Б) Эшелонированная – это многоуровневая система, где материальный поток от производителя до заказчика проходит через одного и больше посредников.

4. логистическая операция – это система действий, которая направлена на преображение материальных а так же информационных потоков.

5. информационный поток – это комплекс движущихся в логистической системе данных, которые требуются для управления и контролирования материального потока. Данный поток существует в виде электронного документа, документооборота и характеризуется периодичностью и быстротой передачей.

Типы информационных потоков логистике

6. материальный поток – это готовая продукция, материальные ресурсы, находящиеся постоянно в движении, и подвергающиеся разным логистическим операциям (разгрузка, погрузка, перевозка, сортировка).

Вопросы управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения, как реализовать основные принципы логистики: "точно в срок" и "с минимальными издержками".

    Шестакова Е.В. канд. юрид. наук, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

    В первой статье цикла автор уделяет особое внимание проблемам управления материальными запасами, основным показателям и терминам в системах управления запасами, а также рассматривает, каким образом определяется оптимальный размер текущего запаса.

    А.М. Гаджинский, проф. кафедры организации и технологии коммерции Российского государственного торгово-экономического университета.

    Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

    А.М. Гаджинский, проф. кафедры организации и технологии коммерции Российского государственного торгово-экономического университета.

    Сегодня многие производственные и торговые компании, развивая бизнес, сталки-ваются с необходимостью соответствующего развития складского хозяйства. В майском номере журнала «Справочник экономиста» мы рассмотрели метод, позволяющий опре-делить, сколько складов целесообразно иметь предприятию. В этой статье мы осветим вопрос выбора места расположения склада.

    А.М. Гаджинский, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой логистики Московского университета потребительской кооперации, эксперт по логистике клуба ЮНЕСКО «Академия»

    Склады - один из основных элементов логистических систем. Глубокая техноло-гическая переработка предметов труда, осуществляемая в процессе производства мате-риальных благ в соответствии с требованиями конечного потребителя продукта труда, здесь не выполняется. Однако здесь предмет труда преобразуется в соответствии с ло-гистическими потребностями других элементов товаропроводящих систем: транспорта, других складов, потребителей материалов, в том числе и конечных потребителей. На складах грузы временно накапливаются, маркируются, переупаковываются и т.п. Если от качества работы производственного участка зависит качество работы конечного изделия у конечного потребителя, то от качества работы склада - качество работы последующих элементов логистической цепи.

    А.М. Гаджинский, канд. экон. наук, проф. кафедры организации и технологии торговли Российского государственного торгово-экономического университета

    Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потре-бителю.
    Представление о гармонично организованной логистической системе как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного спо-собов продвижения вещественной продукции от первичного источника сырья вплоть до конечного по-требителя.
    Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов суще-ствует на всех стадиях движения материальных потоков, чем объясняется большое разнообразие ви-дов складов.

    А. М. Гаджинский, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой логистики Московского университета потре-бительской кооперации, эксперт по логистике клуба ЮНЕСКО «Академия»

Страницы: 1

Что такое Логистика? В настоящее время существует несколько десятков определений термина “ЛОГИСТИКА”. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.
Ряд определений рассматривает логистику как науку:
“Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей”.
Другая группа определений трактует логистику как хозяйственную деятельность:
“Логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств”.
В 1991г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина:
“Логистика – это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов”.
Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область логистики, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

Логистика обладает рядом функций. На уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт.
В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

Поддержание стандартов обслуживания потребителя.
Управление закупками.
Транспортировка.
Управление запасами.
Управление процедурами заказов.
Управление производственными процедурами.
Ценообразование.
Физическое распределение.

К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят:

Складирование.
Грузопереработку.
Защитную упаковку.
Поддержку возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисом.
Сбор возвратных отходов.
Информационную поддержку.

Логистические системы. Цепи поставок.

Понятие логистической системы является одним из ключевых понятий логистики. Существует несколько определений логистической системы:
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
Микрологистические относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например, компании-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта, соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.
Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные. городские, областные, региональные, межрегиональные. транснациональные, глобальные. По объектно-функциональному признаку – логистические системы группы предприятий; одной или нескольких отраслей; ведомственные, торговые, военные и т.п.
Управление цепями поставок (SCM – Supply Chain Management)

Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.
Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходят через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь зубной щетки начинается в нефтедобывающей компании, а затем проходит через трубопровод, нефтеочистительное предприятие, химический завод, компанию по производству пластмасс, производителя щеток, импортера, оптовую и розничную торговлю, прежде чем закончится в ванной комнате конечного потребителя.
Для всех этих цепочек деятельности применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят “процесс”, когда подчеркивается маркетинг, – “логистический канал”; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин “цепочка ценности” (value chain) когда анализируется удовлетворение потребительскою спроса, говорят о “цепочке спроса”, когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин – “цепь поставок” (supply chain).
Цепь поставок – множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и (или) затрат.
Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с самого начала до самого конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.
Структура цепи поставок
Самый простой способ представить цель поставок – показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими, видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.
Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; и так далее до первоначального источника материальных ресурсов. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех из них, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня; те, кто получает этот продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д. до конечных потребителей.
Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть – оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть – розничным магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть – непосредственно потребителям, пользуясь для этого своими веб-сайтами. Видно, что общая цель поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями. Концепция SCM позволяет эффективно управлять ветвями цепи поставок, сокращая общий уровень затрат и повышая уровень логистического сервиса.

Экономический эффект от использования логистики
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения материального потока;
- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;
- снизить расходы на хранение или упразднить их;
- сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 – 50%).
Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:
” в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров,
” большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий),
” в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30% от общего объема издержек.
Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.
Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5%.
Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики – сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название “семь правил логистики”:

1. Продукт – нужный продукт.
2. Качество – необходимого качества.
3. Количество – в необходимом количестве.
4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
5. Место – в нужное место.
6. Затраты – с минимальными затратами.
7. Потребитель – нужному потребителю.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Статьи на тему закупочной логистики:

Я работаю управляющим информацией в амбициозной ритейл-сети «ВкусВилл», торгующей только натуральными продуктами в Москве и Московской области. Многие жители Московского региона уже успели оценить натуральное качество и свежесть нашей продукции, представленных под брендом «Избёнка», поэтому наша сеть постоянно растёт. Но наши амбиции простираются дальше обычной для бизнеса цели – захвата некой доли рынка.

20.05.13г |

П осле моего прихода в компанию «Избёнка», осуществляющую розничную торговлю натуральной молочной продукцией, я думал, что помесячное прогнозирование остались для меня – в прошлом. Ведь из-за того, что стратегическим принципом компании является торговля только натуральной молочной продукцией, потребность в прогнозировании больше недели – отпадает.

М отивация – создание у сотрудников предприятия стимула к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с общим планом предприятия. Мотивацию разделяют на позитивную («пряник») и негативную («кнут»).

В сё, что было сказано выше – это некая идеология логистики. Перейдём к технике. С чего практически начинают внедрять логистику?
Есть хорошее правило – идти от простого к сложному, а не от сложного к невыполнимому. Самое простое в логистике – это АВС-анализ (правило 20/80, закон Парето).

Статьи на тему складской логистики:

Источник: www.logx.ru

Н а сегодняшний день, по мнению экспертов, на российском рынке систем управления складом (англ. Warehouse Management System) представлены более 50 разновидностей подобных решений. Несмотря на широкий ассортимент предлагаемых программных продуктов и увеличивающийся с каждым годом рост числа проектов модернизации складских комплексов на базе WMS, вопрос выбора оптимальных решений и поставщика таких продуктов остается актуальным и сегодня.

По материалам пресс-конференции Colliers International | Источник: Retail.ru

К лючевые показатели российской экономики создают благоприятную атмосферу для роста инвестиций в торговую и складскую недвижимость. Инфляция снизилась, ВВП растет. По итогам 2012 года инфляция находится на достаточно низком уровне 6,6%.

Источник: http://www.metalcity.ru/info/articles/zalivka_polov_na_skladah/

П олы в современных складских комплексах находятся в чрезвычайно жестких условиях эксплуатации – они подвержены статическим и динамическим нагрузкам от подъемной техники (массой до 10 тонн), абразивному износу, ударам. Эффективное функционирование склада, помимо других важных факторов, зависит от качества покрытий полов и их долговечности.

Статьи на тему формализации бизнеса (бизнес-процессы, системы документооборота):

Март 29, 2006 |

В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако, в реальной практике управления существует один очень показательный момент. Многих руководителей до сих пор можно поставить в тупик прямым вопросом об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов.

В настоящее время на российском рынке представлено достаточно большое количество CASE-систем, многие из которых позволяют, так или иначе, создавать описания (модели) бизнес-процессов предприятий. Очевидно, что выбор системы в значительной мере определяет весь дальнейший ход проекта. Рациональный выбор системы возможен при понимании руководством компании, и ее специалистами нескольких аспектов

В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако, в реальной практике управления существует один очень показательный момент. Многих руководителей до сих пор можно поставить в тупик прямым вопросом об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов.

Статьи на тему производственной логистики:

08/11/2011 | Владимир Речкалов | Источник: http://www.tocpeople.com

Э лияху Моше Голдратт - автор Теории ограничений - родился в семье раввина 31 марта 1948 года. Получил степень бакалавра наук по физике в Тель-Авивском университете, затем степени магистра и доктора философии Бар-Иланского университета. В 1975 году Голдратт разработал компьютерную систему OPT для составления планирования производственного процесса. Эта работа дала Эли понимание, что основным тормозом в управлении производством является текущая общепринятая система показателей эффективности предприятия, основанная на учете издержек.

23.05.2005 | Светлана Алешина, Константин Бочарский | Источник: журнал «Секрет фирмы»

Т еория ограничений, сформулированная израильским физиком Элияху Голдраттом в начале 1980-х, позволяет повысить эффективность работы компании почти без дополнительных инвестиций и расширения штата. Главное - правильно выбрать точки приложения усилий. Для достижения результатов, раньше казавшихся заоблачными, компаниям предлагается сделать всего пять шагов.