Как происходит тестирование по.  тесты это что такое тесты: определение — педагогика.нэс

Что такое тест?

Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, и состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тесты можно разделить на две категории - адаптивные и традиционные тесты.

Адаптивный тест

Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.

Традиционный тест

Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Виды тестовых заданий:

1. Задания с выбором ответов (закрытые задание).

А) Задания с выбором одного правильного ответа.

При наборе текста слова отделяются друг от друга …

А) двоеточием; б) запятой; в) пробелом; г) точкой.

Б) Задания с выбором одного неправильного ответа.

Операция не имеет признака, по которому подобраны остальные операции, представленные в списке…

А) сохранение текста; б) форматирование текста; в) удаление фрагмента текста; г) перемещение фрагмента теста; д) копирование фрагмента текста.

2. Задания на установление соответствия.

Установите соответствие.

3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Использование слепого десятипальцевого метода ведет к …

А) снижению напряжения на пальцы; б) уменьшению скорости печати; в) уменьшению количеству опечаток и ошибок; г) быстрой утомляемости пальцев.

4. Задания с открытым ответом.

Существует два способа освоения клавиатуры при печатании слепым десятипальцевым методом: 1._________________________________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________________________________

Тестовое задание

Тестовое задание - составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям:

  • известной трудности;
  • достаточной вариации тестовых баллов;
  • положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту

Типы заданий в тесте

Закрытые:

  • задания альтернативных ответов;
  • задания множественного выбора;
  • задания на восстановление соответствия;
  • задания на установление правильной последовательности.

Открытые:

  • задания свободного изложения;
  • задания-дополнения.

Функции

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую , обучающую и воспитательную :

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности .

Преимущества и недостатки

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
  • Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании , тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный - 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырёх.
  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен - не менее четырёх часов.
  • Тестирование - это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки

  • Разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.
  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Литература

  • Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. - М., Центр тестирования, 2002.
  • Зорин С. Ф. Разработка автоматизированной системы контроля знаний студентов по дисциплине «Экономика предприятия». МГВМИ, 2007.
  • Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
  • Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
  • Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
  • Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. - М.: Логос, 2002.

Внешние ссылки

ПО для проведения тестирования
  • Центр освітніх тестувань при Черкаському національному університеті ім. Б. Хмельницького
  • Центр образовательных коммуникаций и тестирования профессионального образования
  • Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования
  • Программа MyTest 3 для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале
  • Программа Тесты 2009 - гибкая и удобная система для организации тестового контроля знаний
  • Интернет Сервис Мастер-Тест для проведения тестирования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Что такое тест" в других словарях:

    - (англ. next bit test) тест, служащий для проверки генераторов псевдо случайных чисел на криптостойкость. Тест гласит, что не должно существовать полиномиального алгоритма, который, зная первые k битов случайной последовательности, сможет… … Википедия

    Стандартная интерпретация теста Тьюринга Тест Тьюринга эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум» (англ. … Википедия

    Штрассена вероятностный тест простоты, открытый в 1970 х годах Робертом Мартином Соловеем совместно с Фолькером Штрассеном. Тест всегда корректно определяет, что простое число является простым, но для составных чисел с некоторой вероятностью… … Википедия

    Тест Люка Лемера эффективный тест простоты для чисел Мерсенна. Благодаря этому тесту самые большие простые числа всегда были числами Мерсенна даже задолго до появления компьютеров. Содержание 1 История 2 Тест 3 … Википедия

    Вероятностный полиномиальный тест простоты. Тест Миллера Рабина позволяет эффективно определять, является ли данное число составным. Однако, с его помощью нельзя строго доказать простоту числа. Тем не менее тест Миллера Рабина часто… … Википедия

    Рабина вероятностный полиномиальный тест простоты. Тест Миллера Рабина позволяет эффективно определять, является ли данное число составным. Однако, с его помощью нельзя строго доказать простоту числа. Тем не менее тест Миллера Рабина часто… … Википедия

    тест пятен Роршаха - (тест пятен чернильных) одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в… … Большая психологическая энциклопедия

    ТЕСТ Nt ШОЛПО-ЛУЗЯНИНОЙ - – тест оценки термической природы остаточной намагниченности по коэрцитивным спектрам намагничивания из естественного (ЕС) и нулевого (НС) состояния образца. Nt= Hx/Ho, где Нх – расстояние между прямолинейными участками коэрцитивных спектров или… … Палеомагнитология, петромагнитология и геология. Словарь-справочник.

    В информатике тест Агравала Каяла Саксены (или тест AKS) это полиномиальный детерминированный тест простоты чисел, предложенный индийскими учёным Маниндрой Агравалом (англ.) и его двумя студентами Нираджем Каялом (англ … Википедия

Перевод: Ольга Алифанова

Если бы вам пришлось ответить на вопрос "Что такое тестирование?", что бы вы сказали? Это понятие довольно трудно впихнуть в пару-тройку коротких предложений.

Плюс к тому многие недопонимают, что же такое тестирование, чем занимаются тестировщики – даже среди самих тестировщиков. Тестирование как навык и как профессия постоянно развивается. В этой статье мы рассматриваем, чем тестирование является, и чем нет.

Из чего состоит тестирование

Расследование

Расследование определяется как "наблюдение или изучение путем близкого наблюдения и систематического изучения" .

Процесс тестирования должен быть расследованием. Мы не всегда знаем, что получим на выходе, но наша задача – выяснить информацию, которая поможет людям принимать решения. Это не просто сравнение работы системы со спецификацией, где прописан ожидаемый результат. Мы должны мыслить критически, задавать сложные вопросы, рисковать, подмечать то, что на первый взгляд кажется несущественным, а при тщательном анализе оказывается важным и требующим дальнейшего изучения.

Исследование

Исследовательское тестирование определяется как одновременное обучение, тест-дизайн и прогон тестов . Тестировщик исследует приложение, узнает новую информацию, учится, находит что-то новое для тестирования по ходу дела. Он может заниматься этим в одиночку или в паре с другим тестировщиком (а может, и разработчиком).

Тестирование не должно восприниматься, как прогон списка готовых тестов или тест-кейсов, дающих твердый "pass/fail" результат. Если у вас есть юзер-стори или набор требований, конечно, важно иметь их в виду. Однако критерии приемки бывает полезно переформулировать как "критерии отказа ". Когда критерии приемки не удовлетворены, продукт не принят, но если они в порядке, это не значит, что в ПО нет багов.

Проверки и верификация должны совмещаться с исследованием и расследованием, а также вопросами в духе "Что будет, если…", на которые вы можете не знать ответа, пока не попробуете, и ответы на которые не покрыты вашими готовыми кейсами.

Снижение рисков

Одна из причин, по которой мы тестируем – это поиск дефектов, рисков и другой информации о продукте, которая позволяет нам действовать, чтобы конечный пользователь не пострадал. Мы можем:

  • Исправлять баги.
  • Переоценить и изменить изначальные требования.
  • Помочь пользователю с продуктом.
  • Создать пользовательскую документацию.
  • Донести информацию об имеющихся проблемах до заинтересованных лиц.

Устранить все возможные баги, с которыми может столкнуться пользователь, просто невозможно, каким бы сложным не было ваше ПО. Однако, тестируя, мы снижаем риск того, что пользователь с ними столкнется – или серьезность последствий такого столкновения.

Ценность

Тестирование – это ценная часть разработки ПО, но его часто недооценивают из-за его непредсказуемой и креативной природы.

Результат ежедневного труда разработчика – это код, аналитика – требования или документация, однако результаты труда тестировщика может быть довольно сложно измерить. Зачастую тестировщикам сложно рассказать о своих планах, своем прогрессе и результатах. Те, кто не разбирается в тестировании, в результате плохо понимают, что было сделано, как, и почему. В итоге понять ценность тестирования сложно. В мире множество компаний, разрабатывающих ПО вообще без тестировщиков.

Отсутствие счетного результата, создаваемого тестировщиками – одна из причин, по которой некоторые предпочитают использовать тест-кейсы как способ измерения – их можно легко сосчитать. Но ценность тестирования – это намного больше, чем тест-кейсы. Исследовательское тестирование, возможно, не дает в результате набора четких кейсов, однако тестировщик находит больше интересных багов, отступая от жестких сценариев.

Отчасти поэтому людям нравятся метрики, которые учитывают количество заведенных багов, написанных и пройденных кейсов, и других вещей, которые можно сосчитать. Некоторые проекты используют эти метрики, чтобы измерять качество продукта, а также качество работы разработчиков и тестировщиков. Эти метрики концентрируются на неправильных вещах и могут вас обманывать.

Тестирование ценно на всех стадиях жизненного цикла разработки, не только когда пишется код. Вот что еще можно протестировать:

  • Требования
  • Дизайн
  • Предположения
  • Документацию
  • Инфраструктуру
  • Процессы.

Задача тестировщика – задавать вопросы, исследовать, критически размышлять над этими вещами. В результате то, что могло бы стать багом в процессе разработки, можно изловить гораздо раньше.

Коммуникация

Коммуникация – это огромная часть работы тестировщика. Тестировщики предоставляют информацию о качестве программного продукта, поэтому очень важно передавать эту информацию точно, чтобы заинтересованные лица принимали верные решения.

Человек может начать работать тестировщиком, имея слабые технические навыки, но если он силен в коммуникации и может внятно донести свою мысль – это куда важнее.

Тестировщики должны использовать правильные слова и верно строить фразы, чтобы они не были противоречивыми – так снижается риск недопонимания. То, что вы хотели сказать – необязательно то, что вы в итоге сказали, и часто люди делают допущения и в результате предпринимают неверные действия, потому что коммуникация была плохой или недостаточной.

Нам нужно регулярно общаться с людьми, играющими различные роли, находящимися на разных позициях и обладающих разным объемом знаний о продукте.

  • С разработчиками, задавая им вопросы и узнавая больше о продукте, который они создают. Разработчики помогают нам вникать в технические аспекты, и им мы объясняем, что за баги мы нашли и как их воспроизвести.
  • С владельцами продукта, чтобы понимать требования, задавать вопросы по сценариям использования и делиться информацией насчет этих сценариев, чтобы они могли принимать решения насчет релизов продукта.
  • С тестировщиками. Если вы работаете в команде тестировщиков, очень важно общаться с коллегами, обсуждать с ними проблемы и принимать решения. Возможно, вам придется тренировать новичка или джуниора, и очень важно внятно объяснять им их задачи и помогать, если им приходится нелегко.
  • С пользователями и заказчиками, чтобы убедиться, что их ожидания и их проблемы правильно поняты. Если вы помогаете им решить проблему, вы должны быть способны объяснить, как пошагово избавиться от нее, так, чтобы собеседник вас отлично понял.
  • С менеджерами, чтобы сообщить, что было проделано и что осталось сделать, чтобы проинформировать их о рисках и их последствиях, а также временных рамках. Если вы предлагаете улучшения, внятно рассказывайте о своих идеях и их влиянии на продукт.

Письменная коммуникация важна не меньше устной. Создать блестяще написанную, обширную документацию, которая никому не нужна, легче легкого. Мы должны убедиться, что используем правильный способ общения в каждом конкретном случае, будь то человек, процесс или проект.

Потенциальная бесконечность

По сути, мы всегда тестируем только выборку. Каждый нетривиальный продукт обладает непредставимым количеством параметров с большим количеством возможных значений. Откуда вы знаете, что тестируете важные значения? Мы не можем протестировать все.

Часть нашей работы – принятие решений о том, что тестировать, понимание последствий того, что будет протестировано только это, и способность обосновать свой выбор.

Из чего тестирование не состоит

Простота

О тестировании часто думают как о чем-то, чем может заниматься любой. Возможно, в какой-то степени это правдиво – любой может исследовать продукт, задавать вопросы о нем, прогнать пошагово тест-кейс или проверить, соответствует ли продукт списку требований. Но чтобы делать это хорошо и систематически, нужен настоящий навык.

Нам часто говорят "пишите кейсы так, чтобы их мог прогнать любой дурак", и из-за этого создается ложное впечатление, что тестировать очень просто. Мы тупо пишем тесты согласно критериям приемки, не так ли? Но тестировщики, тестирующие свободным поиском, знают, что это не так.

Даже проверки – не такое-то простое дело. Мы принимаем непростые решения, где нужны эти проверки, и какие из них следует автоматизировать. Эти решения требуют понимания фреймворков автоматизации, навыка программирования, знания, как работает API, и владения инструментами вроде Selenium. Резюмируя, мы должны разбираться в приличном наборе технологий. Помимо этого, нам нужно знать, что нужно автоматизировать, а к чему автотесты подпускать нельзя.

Автоматизируемость

"Ручные тестировщики нам больше не нужны – мы можем автоматизировать все!" Все мы видели те или иные вариации этой фразы в Твиттере, на форумах и в статьях. Тестирование – это исследовательская, детективная деятельность, и ее невозможно заменить автоматизированными проверками. Компьютер технически не способен исследовать продукт так, как это делает человек.

Мы можем автоматизировать те или иные проверки, но компьютер и человек будут прогонять их по-разному. Живой человек заметит многое из того, на что никогда не обратит внимание машина, и прислушается к своему ощущению "тут что-то не так" – и, соответственно, даст обратную связь не только по конкретной проверке, но и по всему подмеченному в процессе. Компьютер сделает только то, что ему сказано сделать. Автоматизированные проверки очень ценны для тест-стратегии, но на данный момент неспособны заменить живых тестировщиков, потому что люди и машины занимаются принципиально разными вещами.

Тестировщики используют инструменты, в том числе автотесты, для поддержки своей работы. Специальные инструменты помогают нам генерировать данные, автоматизировать рутины, анализировать результаты тестов. Ими нужно владеть, чтобы облегчить себе жизнь, а не с целью заменить ручной труд полностью.

Повышение качества

Тестировщики не делают ничего, что бы напрямую улучшало качество продукта. Прогоняя тест, мы никак не влияем на код – следовательно, качество ПО остается неизменным. Только после того, как разработчики исправляют баги, качество продукта может измениться. Мы не можем "втестировать" качество в продукт.

Тестирование – не единственная область разработки ПО, принимающая во внимание качество продукта. За ним нужно следить на всех стадиях жизненного цикла, и за него отвечают все участники команды разработки. Тестировщики могут использовать свои специфические навыки для сотрудничества с коллегами, но за качество отвечаем не только мы – это головная боль всей команды!

Ни тестировщики, ни разработчики, правящие баги, не могут в результате сделать вывод, что качество продукта улучшилось. Мы не можем протестировать все, поэтому всегда вероятны сценарии, которые мы не проверяли, таящие в себе баги. Качество может ухудшиться из-за изменений или чего-то, неизвестного нам – мы даже не подозреваем, что у нас есть проблемы, пока не произойдет нечто, вскрывающее их. И даже если тестировщики могут уверенно сказать, что продукт готов к релизу, конечные пользователи могут его забраковать – например, из-за криво составленных требований. Все зависит от точки зрения.

Качество определяется как "ценность для человека, чье мнение значимо". Его трудно измерить, и поэтому с определенностью заявить, что тестирование на каком бы то ни было этапе улучшает качество продукта, довольно трудно, даже невозможно.

Фиксированная, не требующая воображения деятельность, подчиняющаяся строгим правилам

Самые интересные баги зачастую находятся при помощи исследовательского тестирования. Прогон одних и тех же тестов раз за разом вряд ли даст вам много новой интересной информации – и, на сердце руку положа, довольно скучно гонять их вручную.

Не существует лучших практик тестирования, применимых в абсолютно любых проектах. Вы должны выяснить, что лучше всего работает в вашем контексте и в вашей области.

Размышления над новыми креативными способами тестирования – очень увлекательная часть нашей работы. Способность экспериментировать, искать лучшие инструменты, изучать новые навыки и технологии, и делать то, что наилучшим образом подходит нашему проекту, помогает нам постоянно совершенствоваться и держать свои навыки в форме.

Жизненно необходимо для успеха продукта

Проект может быть вполне успешным и без тестировщиков – тому множество примеров. Однако даже в случае отсутствия тестировщиков как таковых тестирование все же кем-то выполняется на той или иной стадии жизненного цикла. Разработчики тестируют собственный код, а заказчики – требования. Конечный пользователь иногда тестирует продукт до релиза. Люди могут тестировать, даже не отдавая себе отчета, что они этим занимаются.

Никогда не заканчивается

Под бесконечностью тестирования понимается невозможность протестировать все и вся в приложении. Нет реалистичных способов протестировать все комбинации, действия пользователя, внешние условия, значения данных или пути через код. В этом плане тестирование, действительно, бесконечный процесс. Следует принять как данность, что всегда останется что-нибудь непротестированное. Большинство проектов жестко ограничены временем, бюджетом и ресурсами, и тестировщики должны укладываться в эти ограничения, тестируя максимально эффективно.

Часть работы тестировщика – это принятие решений, что именно тестировать, и понимание последствий этих решений и связанных с нимирисков.

Тестирование завершается, когда у менеджмента достаточно информации, помогающей принять решение, готов ли продукт к релизу.

Тестирование – это многое, многое другое

Я перечислила только некоторые аспекты того, что же такое тестирование. Эта статья могла бы быть значительно длиннее! Нет единого определения, что подразумевается под тестированием, а впихнуть в одно предложение все то, чем занимаются тестировщики, просто невозможно! Если поискать определение тестирования в Интернете, можно наткнуться на фразы вроде "поиск багов в приложениях" – но как мы уже выяснили, это не только и не столько поиск багов.

система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Родоначальником Т. считается Д. Кеттел, большой вклад в его развитие внес Ф. Гальтон.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕСТЫ

англ. lest - испытание, проба), стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психол. свойств личности, а также знаний, умений и навыков; один из осн. методов пси-хол. диагностики. Т. представляют собой модельные ситуации, с их помощью выявляются характерные реакции индивида, к-рые считаются совокупностью показателей исследуемого признака. Исследование посредством Т., как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов. Относит, простота процедуры тестирования не исключает сложной обработки результатов (часто в количеств, показателях с применением матем. методов). Классифицировать Т. можно по разл. основаниям - по цели применения (проф. отбор, клинич. диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.), по форме проведения (индивидуальные и групповые), по содержанию (Т. общей одаренности, Т. спец. способностей и т. д.). Различают Т. вербальные и невербальные, аналитические и синтетические. По используемому материалу выделяют Т. бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (Т. оперирования с определенными предметами, напр. Т. сложения фигур из деталей). и аппаратурные (требующие спец. техн. оснащения). По степени однородности заданий Т. могут быть гомогенными (задания в них однотипны). и гетерогенными (задания существенно различаются). Принципиально деление Т. по охвату психич. свойств: по этому основанию выделяют Т. личности и Т. интеллекта. Существуют.н. т. н. Т. успешности (пед. Т.), направленные на оценку знаний, умений и навыков. Однако составление Т. строится по единой схеме: определение целей Т., составление первонач. варианта Т., его апробация и коррекция, разработка системы интерпретации результатов. Качество Т. определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствие Т. целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью Т. подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Применение Т. оправдано лишь в узких пределах той практич. задачи, для к-рой они созданы и по отношению к к-рой проверены.

Ранние публикации, посвященные проблеме выявления индивидуальных различий (на материале умственной отсталости), принадлежат Ж. Э. Д. Эски-ролю и Э. Сегену. В пед. практике диаг-ностич. задания типа Т. впервые были применены в 1864 в Великобритании Дж. Фишером для проверки знаний учащихся. Им была создана градуированная книга, содержащая вопросы и ряд ответов к каждому из них; от учащегося требовалось выбрать правильный ответ. В кон. 19 в. Ф. Галетоном, к-рый считается основателем тестологии, был разработан и широко применен ряд заданий для оценки индивидуальных особенностей человека. Гальтон полагал, что, измеряя элементарные сенсорные показатели, можно получить данные об интеллектуальном уровне человека. С 1892 Гальтон совм. с Дж. Салли начал применять Т. для пед. целей. Теоретич. воззрения Гальтона в значит. степени определили последующее развитие Т. Впервые термин «Т.» введен амер. психологом Дж. М. Кеттелом (1890). Им была создана серия Т., измеряющих интеллектуальный уровень. Тестами Кеттел называл также методики, созданные Э. Крепели-ном, Г. Мюнстербергом, Г. Эббингаузом и др. Однако все методики такого рода отличались специфич. сенсорной направленностью и выделением в них лишь элементарных функций. Новым этапом в развитии Т. явилось создание в 1905 А. Би-не шкалы интеллекта для обследования детей в возрасте от 3 до 11 лет (шкала Бине - Симона). Шкала включала 30 заданий разл. трудности и предназначалась для диагностики умственной отсталости. По итогам работы Бине была выдвинута идея о возможности градуировки и измерения умственного развития, а следовательно, и определения индивидуальных различий в пределах нормы. Во второй редакции шкалы (1908). возрастной диапазон расширен до 13 лет, увеличено число заданий и введено понятие умственного возраста. Эта редакция получила широкое распространение и послужила основой для создания Л. М. Терменом в Станфордском ун-те (США). т. н. шкалы Станфорд - Бине - наиболее часто употребляемого инструмента интеллектуального тестирования. Модификация тестов Бине была осуществлена также Бобертагом в Германии, С. Бертом в Великобритании, А. М. Шуберт в России и т. д. В 1911 В. Штерном введено понятие коэффициента интеллекта (IQ), измерение IQ по сей день остается одной из целей тестирования. Усовершенствование Т. связано с именем Ч. Спирмена, разработавшего осн. методы корреляционного анализа для стандартизации Т. Исследования личности в русле глубинной психологии породило т. н. проективные (прожективные). Т. Их особенность заключается в оценке личностных характеристик индивида по непроизвольным реакциям - порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций (Т. Роршаха), описание картинок с неопределенным сюжетом (Т. Тат), рисование на тему (Т. Маховер и др.).

В США, Великобритании, Франции Т. широко использовались при приеме в ср. и высш. уч. заведения, при распределении военнослужащих по родам войск, при приеме на работу и т. д. В Великобритании в течение ряда лет результаты тестирования служили осн. критерием при распределении школьников по потокам, что ограничивало возможности образования для большинства еще в мл. шк. возрасте. Однако в связи с тем, что большинство тестовых методик основывалось на тео-ретич. представлениях о врожденности и неизменности человеческих способностей, тестирование почти повсеместно приводило к предвзятым оценкам индивидуальных особенностей и вольно или невольно служило основанием для социальной и расовой дискриминации. Это повлекло широкую критику Т. и ограничение их использования. В наст, время в заруб. психологии предпринимаются попытки переоценки прогностич. возможностей Т. Проводятся исследования по выявлению взаимосвязи личностных особенностей и умственного развития. Традиц. Т. интеллекта уступают место диагностич. исследованиям способностей к творческому, продуктивному мышлению (креативности).

В России Т. начали применяться в нач. 20 в. Одна из первых методик оыла предложена Г. И. Россолимо (1910), к-рый разработал систему психол. профилей - графич. представления тестовых измерений психич. процессов. А. П. Болтуно-вым (1928). на основе адаптированной шкалы Бине - Симона была создана «измерительная шкала ума». М. Ю. Сыр-кину (1929). принадлежат исследования соотношения тестовых показателей и социальных факторов.

В СССР. Т. получили наиб. широкое распространение в 20-30-х гг. В 1925 при пед. отделе Ин-та методов шк. работы была организована тестовая комиссия, к-рая составила и выпустила на основе амер. образцов стандартизированные Т. для школы. Центр, педологии, лаборатория МОНО разработала собственную шкалу для измерения умственного развития детей, Т. для учета навыков в чтении, счете и письме, Т. группового испытания умственной одаренности. Однако признание Т. осн. методом диагностики, недостатки стандартизации Т. и их некорректное использование приводили к ошибочным выводам и прогнозам.

После постановления ЦК ВКП(б). от 4.7.1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов» на применение тестов был наложен офиц. запрет, что надолго затормозило развитие психо-диагностич. исследований. В наст, время Т. находят применение в целях проф. отбора (выявление психол. особенностей, значимых для овладения соответствующей профессией), психопатологич. диагностики, в рамках психол. консультирования в уч. заведениях. С помощью нек-рых Т. возможно оценить степень готовности ребенка к шк. обучению. Неоднократное использование Т. в процессе обучения способствует более адекватной оценке его эффективности.

Для определенных целей психол. диагностики Т. являются приемлемым методом. При этом, однако, необходимо учитывать, что показатели Т. иллюстрируют лишь наличное состояние исследуемых характеристик, не раскрывая особенностей их формирования. Прогноз на основе Т. ограничен; отклоняющиеся от нормативных результаты тестирования должны служить для определения путей коррекции и формирования познавательных способностей, личностных черт.н. т. д. Экспериментально показано, что хотя существует разделение Т. на Т. успешности (измеряющие знания, умения, навыки). и Т. способностей, выполнение последних также в значит. степени определяется уровнем сформированности деятельности, лежащей в основе тестовых заданий. В более широком плане Т. выявляют степень приобщенности индивида к культуре общества, реально не зависящую от врожденных качеств. Т. о., в пед. практике Т. должны использоваться только в сочетании с анализом конкретно-ист, условий формирования личности.

Неполное определение ↓