Критерии качества и оценки дипломных работ. Характеристика материалов и оценка их качества

Адресная подготовка аналитических материалов, выполненных на основе результатов внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ГИА, мониторинговых исследований, предметных олимпиад и др.) и выстроенных под задачи управления качеством образования.

В течение ряда лет мы работаем над проблемой интерпретации результатов различных оценочных процедур в управлении качеством образования. Ключевым моментом здесь является общий алгоритм анализа результатов, полученных выпускниками на ЕГЭ. Апробируя различные методики, мы смогли выработать авторский подход, который апробирован и прошёл экспертизу.

Экспертная оценка и практика применения предлагаемой методики анализа результатов ЕГЭ и ГИА:

  • экспертиза в рамках проекта Рособрнадзора «Совершенствование управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся 9-х и 11-х классов» (в кн. «Управление качеством образования на основе результатов независимого оценивания учащихся 9-х и 11-х классов». В 2 частях / О.Ф. Батрова., В.И. Блинов, С.А.Боченков и др, - М, Аспект Пресс, 2007.);
  • обсуждение на семинаре Российской Академии Образования «Методологические основы оценки качества образования» http://www.centeroko.ru/seminar/seminar-3.htm
  • включён в Банк данных по оценке качества образования Института управления образованием Российской академии образования (ИУО РАО) ;
  • представлен на VIII Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: Проблемы управления и оценки качества образования» (18-19 февраля 2011 года, г. Москва, МВШСЭН, выступление «Модель анализа и интерпретации результатов ЕГЭ и ГИА на региональном уровне: опыт Чувашской Республики» );
  • применяется в практике подготовки аналитических материалов и управлении качеством образования в Чувашской Республике с 2004 года, в Ханты-Мансийском АО - Югра (Служба по контролю и надзору в сфере образования округа) с 2008 года, в Чеченской Республике с 2010 года. В ряде регионов используется общая логика и отдельные элементы методики.


Примерная структура регионального сборника по результатам ЕГЭ:

  • Общие подходы к анализу и интерпретации результатов ЕГЭ: ключевые линии анализа, система показателей, возможные направления использования.
  • Особенности контингента участников ЕГЭ по региону.
  • Общие результаты ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений региона.
    • Общая статистика результатов
    • Активность участия
    • Уровень освоения образовательного стандарта
    • Качество учебных достижений
    • Равенство доступа к образованию со ответствующего качества
  • Муниципальные образования региона в зеркале ЕГЭ. Рейтинг муниципалитетов.
  • Общеобразовательные учреждения региона в зеркале ЕГЭ. Рейтинг школ.
  • Анализ результатов ЕГЭ в разрезе учебных предметов. Методические рекомендации.
  • Основные выводы и рекомендации.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица значений показателей по региону, муниципалитетам, общеобразовательным учреждениям, фоновым группам.

Примеры аналитических материалов в открытом доступе:

  • О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики, 2012/2013 учебный год. Публичный доклад. - Чебоксары, 2013. - 164 с. http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov_id=13
  • Анализ результатов ЕГЭ-2012 по Чеченской Республике. Сводные таблицы и диаграммы по республике, муниципалитетам, образовательным учреждениям. - Грозный, 2012. - 140 с. http://mon95.ru/content/view/1814/75

Примерная структура подробного аналитического материала по образовательному учреждению (по индивидуальному заказу):

  • Школа на карте города и микрорайона.
  • Особенности контингента выпускников школы данного учебного года. Выпускники школы в совокупности выпускников города и региона - вклад школы в общий результат деятельности системы образования города. Изменение контингента выпускников за последние годы.
  • Активность участия в ЕГЭ и востребованность каждого учебного предмета (доля выпускников, сдававших ЕГЭ по данному учебному предмету).
  • Уровень освоения образовательного стандарта для получения документа о среднем (полном) образовании (доля успешно сдавших два обязательных экзамена) и для получения профессионального образования (доля успешно сдавших все экзамены в форме ЕГЭ).
  • Качество учебных достижений
  • Место в рейтинге среди образовательных учреждений региона. Выраженность предметных профилей
  • Успешность освоения дидактических единиц по основным предметам. Профили решаемости.
  • Основные выводы
  • Приложение. Значения ключевых показателей ЕГЭ-2013 по региону, районам, кластерам школ
В случае Вашей заинтересованности условия и сроки исполнения работ, а также Ваши пожелания можно обсудить по тел.8 905 199 88 91 или по электронной почте [email protected]

Методические материалы по проблеме анализа и интерпретации результатов оценочных процедур:

  • Вебинар РТЦ «Интерпретация и представление результатов оценки качества образования для разных групп пользователей». Презентация и видео доступны здесь http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/267
  • Вебинар РТЦ «Представление результатов оценки учебных достижений: почему нельзя полностью доверять среднему баллу теста?» Презентация и видео доступны здесь http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/224
  • Учебный курс РТЦ «Актуальные вопросы использования результатов оценки учебных достижений школьников на разных уровнях системы образования» г. Ереван, 24-26.09.2013. http://www.rtc-edu.ru/trainings/study/283
  • Учебный курс РТЦ «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление результатов для различных групп пользователей» г. Москва, 14-17.09.2013 http://www.rtc-edu.ru/trainings/study/226
  • Учебный курс РТЦ «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления развития» Кыргызстан, 27-30.06.2013 http://www.rtc-edu.ru/trainings/study/111

Публикации:

  • Боченков С.А. [Электронный ресурс]: Учитель, школа, система образования в зеркале ЕГЭ// «Проблемы современного образования» Научно-информационный журнал Российской Академии Образования, № 3 2013 с. 27-47 http://www.pmedu.ru/#2013-3
  • Боченков С.А., Вальдман И.А. Интерпретация и представление результатов ЕГЭ: проблемы и возможные решения // «Вопросы образования», №3 2013 с. 5-24.

Знание всех основных критерий качества и оценки дипломных работ, а так же их соблюдение поможет двигаться в правильном направлении и не возвращаться к бесконечным корректировкам впоследствии при написании дипломной работы.

Основные критерии оценки качества

В разных высших учебных заведениях устанавливают собственные требования по написанию дипломных работ. Все они схожи между собой, поэтому можно выделить главные критерии.

Качественная дипломная работа проверяется на соответствие следующих требований:

  • Актуальность завяленной темы дипломной работы.
  • Обоснование всех результатов и выводов, полученных в ходе исследования.
  • Новизна исследования.
  • Самостоятельность выполнения работы студентом.
  • Практическое применение или значение проведенной работы.
  • Использование большого количества источников, в том числе и зарубежных авторов.
  • Достаточное количество собранных данных.
  • Грамотность и логичность изложенного материала.
  • Безошибочность в проведенных расчетах и их точность.
  • Полное раскрытие темы дипломной работы и соответствие содержания заявленной теме.
  • Правильное оформление.
  • Знания студента по изучаемому вопросу.
  • Впечатления от защиты дипломной работы.
  • Предварительная оценка научным руководителем, наличие замечаний.

В любом случае стоит обратиться на свою кафедру в учебном учреждении и взять специальную брошюру со всеми требованиями к написанию дипломной работы. Так вы не допустите ошибок и недочетов в своем исследовании.

Актуальность

Данный критерий подразумевает соответствие изучаемого вопроса настоящему времени. Тема диплома и проведенное исследование должны быть актуальными на данный момент. Не стоит выбирать главным объектом исследования то, что не имеет отношения к современной жизни и науке или устаревшие проблемы. Исходите из предлагаемых тем кафедрой.

Обоснованность

Результаты, которые получены в ходе исследования, должны быть обоснованы с научной точки зрения. Используйте корректные методики для исследования. Выводы необходимо правильно подтвердить фактами.

Новизна

Полученные данные и результаты обязательно должны быть новыми, неизвестными до настоящего момента. Что конкретно подразумевается под этим понятием, и как вычислить соответствие данному критерию своей работы? Рассмотрим варианты привнесения новизны в науку:

  • Студент открыл новые факты в ходе исследования. Подтвердил или опровергнул новую гипотезу, которая не выдвигалась никем до этого момента.
  • Студент смог обосновать и подтвердить известный до этого факт, но для новых, ранее не предоставляемых условий.
  • Студент использовал в исследовании проверенные и известные методики, но для решения абсолютно новых задач.
  • Студент получил такие результаты исследования, что они привели к постановке новых гипотез, требующих проверки.
  • Студент получил новые данные по изучаемой проблеме и тем самым внес свой вклад в науку. Например, заменил устаревшие результаты обновленными и более актуальными.

Самостоятельность

В данном критерии оценивается степень участия самого студента в написании работы и проведения исследования. Если вы были активны и проявляли инициативу, а многие данные получены вами, а не научным руководителем, то комиссии понравится такой подход. Не используйте готовые работы, так как они проходят проверку на плагиат.

Практическая значимость

Дипломная работа должна привносить свой вклад в научную деятельность, которая осуществляется на кафедре. Если полученные результаты удастся применить в другом исследовании, в совершенствовании процессов обучения или любой иной деятельности, то такую работу можно будет назвать удачной.

Использование источников

В работе стоит использовать разные источники, но все они должны быть проверенными и научными. Не забывайте, что зарубежные авторы в обязательном порядке необходимо внести в список литературы. Как правило, русскоязычная литература используется в большем количестве. Поинтересуйтесь заранее о точном числе всех источников.

Достаточные данные

В ходе исследования необходимо собрать столько материала, сколько потребуется для подтверждения или опровержения гипотезы. Для качественного анализа вам понадобится большое количество данных.

Грамотность

Дипломная работа должна быть написана научным языком. Обязательно проверяйте свой текст на наличие опечаток и возможных ошибок. Все главы необходимо расположить логичным образом, придерживаясь некоторой структуры. В начале дипломной работы идет теоретическая часть, затем аналитическая и практическая. В конце сделайте выводы с подведением итогов.

Точность

Внимательно делайте все расчеты. Для хорошей наглядности всего материала и эффектности его оформления добавляйте таблицы, графики и другие элементы. Все выведенные цифры должны быть безошибочными, иначе за работу можно получить неудовлетворительную оценку.

Полнота

Материал стоит представить в наиболее раскрытом виде. Содержание каждой главы должно соответствовать ее названию. Старайтесь не добавлять лишней информации, не связанной с темой, но при этом раскрывайте ее в достаточной мере.

Правильное оформление

Этот критерий является очень важным, так как снижение оценки может произойти именно из-за неграмотного оформления работы. Соблюдайте все методические рекомендации, которые вы получите на своей кафедре в письменном виде. Со всей ответственностью отнеситесь к данному моменту. У разных учебных заведений могут быть свои правила оформления дипломных работ.

Знание темы и защита дипломной работы

Данный аспект оценивается не только исходя из написанного вами текста. На оценку знаний студента напрямую влияет защита дипломной работы. Постарайтесь не нервничать перед своим выступлением и уверенно отвечайте на вопросы членов ГАК. Грамотно аргументируйте свои ответы.

Предварительная оценка научным руководителем

Хорошая оценка и положительные отзывы научного руководителя и рецензента напрямую влияют на решение членов ГАК. По этой причине внимательно выбирайте научного руководителя, чтобы не испортить репутацию своей дипломной работы. От общения с научником будет зависеть успешность вашего исследования, так как преподаватель с большим опытом сможет дать важные советы по написанию и помочь с исследованием.

Критерии оценки дипломных работ

За дипломную работу можно получить следующие оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Самым худшим вариантом для студента является последний, то есть «двойка». Рассмотрим все возможные случаи и критерии оценивания дипломных работ:

  • Оценка «Отлично» — ставится в том случае, если работа студента соответствует всем критериям качества, является актуальной, привносящей практическую пользу, новизну, хорошо оформлена. Работа должна отвечать всем требованиям кафедры. Все гипотезы и положения должны быть четко сформулированы и иметь доказательную базу. В расчетах не содержится ошибок. Данные для исследования собраны в полном объеме. Дипломная работа сдана и сделана в поставленные сроки, имеет положительную оценку со стороны научного руководителя и рецензента. Защита прошла успешно. Студент ответил на все вопросы, давал аргументированные ответы и был убедительным. Для получения такой оценки нужно хорошо разбираться в изучаемом вопросе и серьезно относиться к делу.
  • Оценка «Хорошо» — будет получена в том случае, если в работе имеются мелкие недостатки по оформлению, языковому стилю. Также к таким недочетам можно отнести недостаточное количество использованных источников литературы. Все остальные требования должны быть выполнены. Работа сдана в нужные сроки и имеет в большей степени положительные отзывы.
  • Оценка «Удовлетворительно» — выставляется в том случае, если в работе есть крупные недостатки в виде недостигнутых до конца целей, которые ставились в процессе исследования. Также к подобным минусам можно отнести тот факт, что тема не соответствует в полной мере требованиям кафедры, основные гипотезы и предложения не обоснованы, присутствуют недочёты в плане оформления и языка, нарушены сроки сдачи работы и есть погрешности в расчетах. Работа содержит некоторые замечания от научного руководителя и рецензента.
  • Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, чья работа по большинству пунктов не удовлетворяет требованиям. Рецензии на работы носят негативный характер, а на защите студент не смог доказать свои знания по изучаемому вопросу. Также такую оценку ставят в случае обнаружения плагиата и нарушения поставленных сроков выполнения работы. Студент получает данную оценку, если исследование не соответствует требованиям кафедры и специальности, цели не достигнуты, материал не раскрыт, а расчеты имеют грубые ошибки. Полностью неправильное оформление работы тоже может послужить поводом для подобной оценки.

Для написания дипломной работы на оценку «отлично» необходимо тщательно подготовиться. Не начинайте работу в последний месяц перед сдачей. Если начать собирать литературу и материалы в последний момент, то можно упустить много мелочей. На защите все пробелы в знаниях могут стать явными и повлиять на итоговый результат.

Постарайтесь выбрать интересную для вас тему, тогда проведение исследования и написание работы станет приятным занятием. Такой подход обеспечит вам отличную мотивацию и гарантирует успех.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ЛЕКЦИЯ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение - наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в технике, объективные закономерности зависимости их свойств от химического состава, структуры, способов обработки и условий эксплуатации и разрабатывающая пути управления свойствами (рис. 1.1).

Рис. 1.1 - Положение металловедения в общей структуре наук

Цель - познание свойств материалов в зависимости от состава и обработки, методов их упрочнения для наиболее эффективного использования в технике. А также создание материалов с заранее заданными свойствами: высокая прочность и пластичность, высокая электропроводность или высокое сопротивление, специальные магнитные свойства, сочетание различных свойств в одном материале (композиционные материалы).

2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Вещество - есть совокупность взаимосвязанных атомов, ионов или молекул. Вещество и физические поля есть форма существования материи, но в отличие от поля вещество обладает массой, реже - объемом, и характеризуется химическим составом.

Материал - один из видов вещества, промежуточный продукт его переработки. Из материала делают изделия. Например, медь - вещество. Медный провод, состоящий из медной токопроводящей жилы (материал),с нанесенной поверх изоляцией (2-й материал) - является изделием из меди. Материал должен отвечать определенным требованиям, иметь заданный химический состав и структуру, соответствующие свойства. Переделы материала (например, чугуна в сталь) изменяют его свойства и приводят к повышению его стоимости. В некоторых случаях используют термин твердое тело , понимая под этим вещество в твердом состоянии, определенной формы.

Для характеристики материалов используют ряд понятий.

Сущность (природа, химический состав) вещества - его элементарный химический состав и познаваемый теоретически тип химической связи между частицами. металловедение контроль качество материал

Свойство - качественная или количественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами. Это различные стороны сущности материала проявляются при взаимодействии его с другими веществами или полями. Мерой выражения свойства служит параметр.

Параметр (показатель) - количественная оценка, характеризующая какое-либо свойство материала. Например: удельное электрическое сопротивление, прочность. Параметр обозначается буквой, имеет числовое значение и размерность.

Функциональный параметр - параметр, зависящий не только от свойств материала, но и от конструктивных размеров. Например: ,

где R - функциональный параметр; с - параметр материала.

Характеристика материала - совокупность общих или отличительных свойств, признаков, достоинств, недостатков материала.

Качество материалов и его оценка

Качеством материала называется совокупность его свойств, удовлетворяющих определенные потребности в соответствии с назначением. Уровень качества определяется соответствующими показателями , представляющими собой количественную характеристику одного или нескольких свойств материалов, которые определяют их качество применительно к конкретным условиям изготовления и использования. По количеству характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на единичные и комплексные. Единичный показатель качества характеризуется только одним свойством (например, твердость стали). Комплексный показатель характеризуется несколькими свойствами продукции. При этом продукция считается качественной только в том случае, если весь комплекс оцениваемых свойств удовлетворяет установленным требованиям качества. Примером комплексного показателя качества стали могут служить оценка химического состава, механических свойств, микро- и макроструктуры. Комплексные показатели качества устанавливаются государственными стандартами.

Методы контроля качества могут быть самые разнообразные:

· Визуальный осмотр,

· органолептический анализ;

· инструментальный контроль.

По стадии определения качества различают контроль предварительный, промежуточный и окончательный.

При предварительном контроле оценивается качество исходного сырья.

П ри промежуточном -- соблюдение установленного технологического процесса.

Окончательный контроль определяет качество готовой продукции, ее годность и соответствие стандартам.

Годной считается продукция, полностью отвечающая требованиям стандартов и технических условий. Продукция, имеющая дефекты и отклонения от стандартов, считается, браком. Качество материала определяется главным образом его свойствами, химическим составом и структурой. Причем свойства материала зависят от структуры, которая, в свою очередь, зависит от химического состава. Поэтому при оценке качества могут определяться свойства, состав и оцениваться структура материала.

Свойства материалов и методы определения некоторых из них изложены в следующих разделах. Химический состав может определяться химическим анализом или спектральным анализом.

Существуют различные методы изучения структуры материалов .

С помощью макроанализа изучают структуру, видимую невооруженным глазом или при небольшом увеличении с помощью лупы.

Макроанализ позволяет выявить различные особенности строения и дефекты (трещины, пористость, раковины и др.).

Микроанализом называется изучение структуры с помощью оптического микроскопа при увеличении до 3000 раз. Электронный микроскоп позволяет изучать структуру при увеличении до 25000 раз.

Рентгеновский анализ применяют для выявления внутренних дефектов. Он основан на том, что рентгеновские лучи, проходящие через материал и через дефекты, ослабляются в разной степени. Глубина проникновения рентгеновских лучей в сталь составляет 80 мм. Эту же физическую основу имеет просвечивание гамма-лучами, но они способны проникать на большую глубину (для стали -- до 300мм). Просвечивание радиолучами сантиметрового и миллиметрового диапазона позволяет обнаружить дефекты в поверхностном слое неметаллических материалов, так как проникающая способность радиоволн в металлических материалах невелика.

Магнитная дефектоскопия позволяет выявить дефекты в поверхностном слое (до 2 мм) металлических материалов, обладающих магнитными свойствами и основана на искажении магнитного поля в местах дефектов.

Ультразвуковая дефектоскопия позволяет осуществлять эффективный контроль качества на большой «дубине. Она основана на том, что при наличии дефекта интенсивность проходящего через материал ультразвука меняется.

Капиллярная дефектоскопия служит для выявления невидимых глазом тонких трещин. Она использует эффект заполнения этих трещин легко смачивающими материал жидкостями.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.М Никифоров Технология металлов и конструкционные материалы. 7-е изд.- Л., Машиностроение., 1986 (с.5-8)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия неразрушающего контроля качества в металлургии. Изучение дефектов металлов, их видов и возможных последствий. Ознакомление с основными методами неразрушающего контроля качества материалов и продукции с разрушением и без разрушения.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Физико-химические закономерности формирования; строение и свойства материалов. Типы кристаллических решёток металлов. Испытания на ударный изгиб. Термическая и химико-термическая обработка, контроль качества металлов и сплавов. Конструкционные материалы.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2012

    Классификация физико-химических способов обработки материалов. Электроэрозионная обработка металлов. Размерная электрохимическая обработка. Ультразвуковая, светолучевая и электроннолучевая обработка материалов. Комбинированные методы обработки металлов.

    реферат , добавлен 29.01.2012

    Общие сведения о методах контроля качества жидкого топлива. Классификация и оценка качества топлив. Основные методы оценки качества топлив. Стандартизация и аттестация качества топлив, организация контроля качества. Цетановое число и фракционный состав.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Исследование бизнес-процессов на предприятии: закупки материалов, изготовления швейных изделий и их реализации, проведение контроля их качества на разных этапах производства. Основные проблемы, связанные с осуществлением входного и выходного контроля.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Общая характеристика существующих неразрушающих методов контроля качества деталей. Классификация качества отливок по степени пораженности дефектами. Приборы и методы контроля. Практическая оценка качества поверхности литых заготовок при внешнем осмотре.

    практическая работа , добавлен 22.01.2014

    Статистический приемочный контроль качества продукции как основной метод контроля поступающих потребителю сырья, материалов и готовых изделий. Виды планов статистического контроля партии продукции по альтернативному признаку, основные требования к ним.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Механические свойства строительных материалов: твердость материалов, методы ее определения, суть шкалы Мооса. Деформативные свойства материалов. Характеристика чугуна как конструкционного материала. Анализ способов химико-термической обработки стали.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2012

    Отбор образцов, проб и выборок для исследования свойств текстильных материалов, методы оценки неровности текстильных материалов. Однофакторный эксперимент. Определение линейного уравнения регрессии первого порядка. Исследование качества швейных изделий.

    лабораторная работа , добавлен 03.05.2009

    Анализ ассортимента и качества обуви на действующем потоке. Расчет потребности вспомогательных материалов для сборки заготовок. Сравнительная характеристика различных типов оборудования для клеевой затяжки. Обоснование выбора материалов деталей обуви.


К атегория:

Промышленные материалы

Оценка и методы определения качества промышленных материалов

При оценке качества материалов и изделий необходимо прежде всего определить, какие показатели химических, физических, биологических и других свойств имеют решающее значение. При установлении этих показателей принимаются во внимание наиболее важные показатели химических, физических и других свойств, показатели внешнего вида (цвет, окраска, форма, характер поверхности и др.), внешние и внутренние дефекты (ровная окраска, разрывы, раковины и др.).

При оценке качества необходимо установить соответствие основных свойств установленным в стандартах нормам. По внешнему виду оценку производят путем сравнения с образцами. Такие показатели внешнего вида, как цвет, блеск, определяют в лабораториях.

Дефекты, встречающиеся на материалах и изделиях, различаются по происхождению, месту нахождения, по размерам и количеству (распространенности).

По происхождению они бывают природные (присущие сырью), технологические и дефекты, возникающие при упаковке, транспортировании и хранении.

По месту нахождения они бывают внешние и внутренние, видимые и скрытые. Внешние и видимые легко заметить невооруженным глазом. Внутренние и скрытые проявляются, как правило, в процессе эксплуатации. Они более опасны и приводят к преждевременному разрушению изделий (трещины, раковины, межкристаллическая коррозия и др.).

По размеру дефекты бывают мелкие и крупные, первые можно легко устранить. По количеству они могут быть единичными и распространенными.

Количество, размер и местонахождение дефектов регламентируется стандартами.

Для определения показателей качества товаров применяются следующие методы: лабораторный, органолептический и расчетный.

Лабораторный метод (инструментальный) оценки качества широко используется на практике и постоянно совершенствуется. При этом используются современные средства измерения, приборы, аппараты и реактивы, что позволяет получать легко воспроизводимые результаты. Лабораторный метод является объективным и исключает случайности, имеющие место при других методах оценки.

Этот метод оценки качества материалов требует специально подготовленных для этого помещений и кадров, строжайшего соблюдения температуры и влажности воздуха в помещении, наличия стандартных образцов и хорошо отлаженных приборов.

Лабораторный метод оценки качества, как правило, длительный во времени и сопровождается расходом некоторого количества готовой продукции. Важное значение имеет разработка ускоренных экспресс-методов, выполняемых быстро, без разрушения образца или готового изделия. Совершенствование этих методов позволит применять их для повседневного контроля на месте нахождения материала в обычных условиях, чтобы можно было своевременно выявить недостатки и принять соответствующие меры.

Лабораторный метод применяют для оценки качества большинства материалов и изделий, т. е. для определения показателей свойств, выражающихся в определенных числовых значениях, которые регламентируются стандартами и техническими условиями, например прочность, твердость, скорость и др.

Лабораторные испытания при оценке качества товара проводятся в соответствии с требованиями стандартов, в которых излагаются методы и условия проведения испытаний, форма и размеры образцов и другие данные. Невыполнение этих требований может привести к искажению результатов испытаний и неправильным выводам. Объективность и повторяемость результатов зависят от правильного проведения испытаний, соблюдения соответствующих температуры и относительной влажности воздуха, правильного отбора средней пробы, ее размера и подготовки для анализа, соблю—гения установленной формы и размера образцов, которые должны быть постоянными. При определении механических свойств важным является скорость увеличения нагрузки на испытуемый образец. Одни и те же определения должны проводиться на пробах одного и того же типа; при несоблюдении этого необходимо указать тип прибора, на котором проведено испытание. Чтобы получить среднее значение признака, проводят такое количество испытаний, которое установлено стандартами или обусловлено допустимой ошибкой опыта. Количество определений увеличивается с повышением степени точности результата, неоднородности материала и неравномерности признака.

При лабораторных методах, когда испытуемый объект разрушается частично или полностью, от всей партии материала или изделий отбирают определенное количество, называемое средней пробой. Размер средней пробы устанавливается стандартами на каждое изделие в зависимости от величины партии. Величина пробы от партии выражается в процентах или абсолютном количестве изделий. При установлении размера пробы исходят из достоверности данных, которые бы правильно отражали уровень качества всей партии.

Размер пробы зависит от величины всей партии товара, степени неравномерности изделий, а также от требуемой точности результата.

Имеет также значение и порядок отбора пробы. Порядок и методы отбора пробы, указанные в стандартах, приняты на основе экспериментальных исследований.

В зависимости от вида и особенности товара пробу отбирают в определенном порядке и количестве, выраженном в штуках, весовых или объемных единицах с указанием, откуда она должна быть взята в соответствии с требованиями ГОСТ а.

Для таких товаров, как ткани, кожа, древесина, помимо количества образцов указывается определенный участок, из которого должны быть взяты пробы. Отобранную от партии материала пробу измельчают, перемешивают и получают так называемую усредненную пробу. От усредненной пробы берут пробу для испытания. Отобранную пробу делят на три части, одну из которых направляют в лабораторию для определения соответствующих показателей, другую - поставщику и третью (контрольную) сохраняют на случай повторного испытания при неудовлетворительном результате. Контрольную пробу тщательно упаковывают и сохраняют до получения результата испытания и согласования его с заинтересованными сторонами. На каждом образце указывают сведения, о поставщике, товаре, дате отбора и размере пробы, размере партии, номер акта, сопроводительного документа и т. д.

Положительные результаты испытаний распространяют на всю партию товара. Порядок последующих испытаний при неудовлетворительных результатах проверки предусматривается стандартами.

Органолептические методы основываются на непосредственном восприятии качества предмета с помощью органов чувств (слуха, обоняния, осязания, вкуса и др.) при сравнении его с образцом. Таким образом устанавливают наличие внешних доступных восприятию органами чувств дефектов. Это первичный контроль - простейшие пробы на разрыв руками, на горение, смачивание, запах. Органолептические методы не исключают применение простейших технических средств - лупы и др.

Отдельные показатели свойств при органолептическом методе выражаются в баллах.

Органолептические методы, как правило, предшествуют лабораторным. Особенно широко органолептические методы применяются в тех случаях, когда лабораторным методом невозможно определить те или иные показатели свойств. Например, вкусовые качества пищевых продуктов определяют только органолептически.

Эти методы имеют ряд достоинств и недостатков. Достоинствами их являются простота и быстрота оценки качества, предмет не разрушается, для испытаний не требуется специальных помещений, приборов и аппаратов. К недостаткам их относятся субъективность; достоверность оценки зависит от квалификации и практического опыта специалиста и физиологических особенностей его органов чувств; показатели качества не могут быть выражены в единицах измерения, что затрудняет сравнение материалов между собой по аналогичным признакам.

Разновидностью органолептического метода является экспертный и социологический методы.

Экспертный метод определения показателей свойств основан на учете мнений не одного человека, а группы специалистов - экспертов. Группы экспертов состоят из специалистов различных категорий - товароведов, проектировщиков, конструкторов, художников и др. объединенных в специальные комиссии или советы, действующие постоянно или периодически. Оценка показателей свойств при этом дается в баллах. Достоверность оценки качества этим методом зависит от квалификации экспертов, а также от организации всей работы экспертной комиссии. Экспертный метод используется чаще всего в тех случаях, когда нельзя применять лабораторные методы и прежде всего при оценке художественно-конструкторского уро>зня изделий.

Социологический метод определения показателей свойств материалов основан на сборе, обобщении и анализе мнений широкого круга потребителей или заинтересованных лиц. Это производится путем распространения специальных анкет с перечнем интересующих вопросов, проведения специальных конференций, выставок и т. д. Оценки, данные отдельными лицами, обобщаются и делаются соответствующие выводы и предложения.

Расчетный метод определения отдельных показателей свойств основан на вычислении необходимого показателя свойств через ряд других показателей, величины которых известны. Вычисление производится на основе теоретических или эмпирических (опытных) зависимостей, существующих между отдельными показателями, которые могут быть определены другими методами. Примером этого может быть расчет пористости материала по величинам его плотности и объемной массы.


КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

Качеством материала называется совокупность его свойств, удов­летворяющих определенные потребности в соответствии с назначени­ем. Уровень качества определяется соответствующими показателями, представляющими собой количественную характеристику одного или нескольких свойств материалов, которые определяют их качество применительно к конкретным условиям изготовления и использова­ния. По количеству характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на единичные и комплексные. Единичный показатель качества характеризуется только одним свойством (например, твер­дость стали). Комплексный показатель характеризуется несколькими свойствами продукции. При этом продукция считается качественной только в том случае, если весь комплекс оцениваемых свойств удов­летворяет установленным требованиям качества. Примером комплек­сного показателя качества стали могут служить оценка химического состава, механических свойств, микро- и макроструктуры. Комплекс­ные показатели качества устанавливаются государственными стандар­тами.

Методы контроля качества могут быть самые разнообразные: ви­зуальный осмотр, органолептический анализ и инструментальный кон­троль. По стадии определения качества различают контроль предва­рительный, промежуточный и окончательный. При предварительном контроле оценивается качество исходного сырья, при промежуточ­ном - соблюдение установленного технологического процесса. Окон ­чательный контроль определяет качество готовой продукции, ее год­ность и соответствие стандартам. Годной считается продукция, полностью отвечающая требованиям стандартов и технических усло­вий. Продукция, имеющая дефекты и отклонения от стандартов, счи­тается браком.

Качество материала определяется главным образом его свойства­ми, химическим составом и структурой. Причем свойства материала зависят от структуры, которая, в свою очередь, зависит от химического состава.

Поэтому при оценке качества могут определяться свой­ства, состав и оцениваться структура материала. Свойства материа­лов и методы определения некоторых из них изложены в следующих разделах. Химический состав может определяться химическим ана­лизом или спектральным анализом .

Существуют различные методы изучения структуры материалов. С помощью макроанализа изучают структуру, видимую невооружен­ным глазом или при небольшом увеличении с помощью лупы. Макро­анализ позволяет выявить различные особенности строения и дефек­ты (трещины, пористость, раковины и др.). Микроанализом называется изучение структуры с помощью оптического микроскопа при увели­чении до 3000 раз. Электронный микроскоп позволяет изучать струк­туру при увеличении до 25000 раз. Рентгеновский анализ применяют для выявления внутренних дефектов. Он основан на том, что рентге­новские лучи, проходящие через материал и через дефекты, ослабля­ются в разной степени. Глубина проникновения рентгеновских лучей в сталь составляет 80 мм. Эту же физическую основу имеет просвечи­вание гамма-лучами, но они способны проникать на большую глуби­ну (для стали - до 300мм). Просвечивание радиолучами сантиметро­вого и миллиметрового диапазона позволяет обнаружить дефекты в поверхностном слое неметаллических материалов, так как проникаю­щая способность радиоволн в металлических материалах невелика. Магнитная дефектоскопия позволяет выявить дефекты в поверхнос­тном слое (до 2 мм) металлических материалов, обладающих магнит­ными свойствами и основана на искажении магнитного поля в местах дефектов. Ультразвуковая дефектоскопия позволяет осуществлять эффективный контроль качества на большой глубине. Она основана на том, что при наличии дефекта интенсивность проходящего через материал ультразвука меняется. Капиллярная дефектоскопия слу­жит для выявления невидимых глазом тонких трещин. Она исполь­зует эффект заполнения этих трещин легко смачивающими матери­ал жидкостями.