Салли манн фотоработы. Черно-белые миры Салли Манн

Салли окончила весьма престижную школу The Putney School в 1969 году, после чего училась в нескольких колледжах, а степень бакалавра по литературе она получила в колледже Холлинс (Hollins College), который сегодня является Университетом Холлинс (Hollins University). Это было в 1974-м, а через год она уже была магистром, специализируясь по-прежнему в литературе.


Салли Манн (Sally Mann) родилась в 1951 году в Лексингтоне, штат Вирджиния (Lexington, Virginia). Была она третьим ребенком и единственной дочерью практикующего врача Роберта С. Мангера (Robert S. Munger) и его жены Элизабет Эванс Мангер (Elizabeth Evans Munger), которая держала книжный магазин в Университете Вашингтона и Ли в Лексингтоне (Washington and Lee University in Lexington). Салли окончила весьма престижную школу The Putney School в 1969 году, после чего училась в нескольких колледжах, а степень бакалавра по литературе она получила в колледже Холлинс (Hollins College), который сегодня является Университетом Холлинс (Hollins University). Это было в 1974-м, а через год она уже была магистром, специализируясь по-прежнему в литературе.

Впрочем, вернувшись в Вирджинию, Салли начала все активнее заниматься фотографией, которая была ее давним увлечением. Кстати, по некоторым источникам, она еще с подросткового возраста много времени проводила в своей фотолаборатории, и ее интерес там не исчерпывался одной лишь проявкой снимков. Так, Салли активно встречалась там со своими друзьями, преимущественно противоположного пола. Ее первые фотографии – фотографии обнаженных сверстников.

Кстати, снимки Салли Манн никогда не отличались особой целомудренностью – многие недоброжелатели видят в них всего-навсего "детскую порнографию, едва прикрытую намеком на художественность". Действительно, фотографии Манн неоднозначны – в объектив ее видоискателя все чаще попадали дети, при этом дети обнаженные.

Так, в 1988 году вышел фотоальбом "Двенадцать лет: Портрет молодой женщины" ("At Twelve: Portraits of Young Women"). Вся книга была посвящена девочкам-подросткам и вызвала весьма бурную полемику. Салли, впрочем, весьма успешно отбивалась: "Это невинные детские позы. Если вы видите в них эротизм, то это проблема вашего восприятия, неверных взрослых интерпретаций".

Как бы ни было на самом деле, вскоре она выпустила следующий свой альбом под названием "Ближайшие родственники" ("Immediate Family"), это был 1992 год. Альбом был посвящен семье Салли – ее троим детям и мужу, которых она снимала также в полуобнаженном, а иногда и совершенно обнаженном виде. На этот раз Манн снова начали преследовать, назвав ее работы "завуалированной детской порнографией".

Салли Манн снова привычно отбивалась, а ее работы тем временем набирали все большую популярность, выйдя за пределы страны. Позже стало известно, что еще до выхода книги Манн тщательно подготовилась к возможным нападкам. Так, она получила несколько консультаций в ФБР, сводила своих детей к психотерапевту, для того чтобы

Назвать Салли Манн бесталанной не решался никто – ее снимки действительно полны очарования как будто викторианской эпохи… но обнаженные дети на этих фотографиях все же мешают воспринимать их только как искусство.

В 2001 году журнал "Time" назвал Салли Манн "Фотографом года".

Примечательно, что мотивы Салли Манн, которая продолжала фотографировать обнаженных детей, не слишком поддаются объяснению. Так, по одной из версий, она всего лишь выбрала такой путь, чтобы добиться хоть и скандальной, но популярности. Естественно, что другие версии ее недоброжелатели уже высказали весьма однозначно – это фотографии "нездорового человека, которого следует немедленно остановить".

В 2004 году Салли Манн оказалась в центре нового скандала - в Музее искусств в Вашингтоне (Corcoran Museum in Washington) открылась ее выставка "Останки" ("What Remains"), в которую вошли почти 100 работ. Так, на снимках Манн были полуразложившиеся трупы, фэнтезийные готические пейзажи, и прекрасные девушки. Проект заканчивался фотографиями детей Салли. На открытии выставки она сказала: "Смерть могущественна, и лучше всего ее воспринимать как точку, с которой можно увидеть жизнь более полно. Вот почему мой проект заканчивается снимками живых людей, моих собственных детей".

Реакция публики была как минимум неоднозначной – одних от снимков Салли откровенно тошнило, другие приходили в настоящий восторг.

Известно, что есть в творчестве Салли и "нормальные" проекты – к таким можно отнести ее пейзажную книгу "Далёкий Юг" "Deep South" 2005 года.

Одним из недавних трудов Манн стал еще один как минимум странный проект – она вплотную исследовала атрофию мышц, которой страдает ее муж. Так, альбом "Супружеское Доверие" "Marital Trust", в который вошли совершенно личные фотографии ее нездорового мужа, был опубликован в 2009 году, и, как оказалось, для многих он был очень и очень долгожданным.

Салли Манн работает и сегодня и наслаждается славой одного из самых значительных фотохудожников современной Америки. Так это или не так – мнения разделились. Впрочем, работы ее продолжают получать награды, а сама Манн стала героиней нескольких документальных фильмов. Салли Манн – автор восьми книг, каждая из которых сопровождалась персональными выставками.

Среди ее достижений – награда "National Endowment for the Arts" и стипендия "John Simon Guggenheim Memorial Foundation Fellowship". В 2006-м Манн получила почетную докторскую степень от колледжа Коркоран (Corcoran College of Art and Design).

Она родилась в Лексингтоне, штат Вирджиния, в 1951 году. Салли – третья из троих детей и единственная девочка в семье врача Роберта С. Мангера. Её мать, Элизабет Эванс Мангер, держала книжный магазин в Университете Вашингтона и Ли в Лексингтоне. В 1969 году Манн окончила школу Путни, затем училась в колледже Беннингтона и в Friends World College. Она получила диплом бакалавра с отличием в области гуманитарных наук в колледже Холлинса (ныне университет Холлинса) в 1974 году и степень магистра в области творческого письма в 1975 году. Фотографический дебют состоялся в Путни с изображения обнажённой одноклассницы.

Начало карьеры

После окончания школы Манн работала фотографом в Университете Вашингтона и Ли. В середине 1970-х годов она фотографировала строительство нового здания юридической школы, что привело к её первой персональной выставке, которая состоялась в конце 1977 года в галерее Коркоран, город Вашингтон, округ Колумбия. Эти сюрреалистические изображения стали частью первой книги «Ясновидение» (Second Sight), опубликованной в 1984 году.

«В двенадцать лет: Портреты молодых женщин»

Второй сборник фотографий Салли Манн «В двенадцать лет: Портреты молодых женщин», вышедший в 1988 году, посвящён девочкам-подросткам.

«Ближайшие родственники»

Пожалуй, самым известным стал третий сборник Манн «Ближайшие родственники», изданный в 1992 году. В NY Times написали: «Возможно, ни один фотограф в истории не имел такого успеха в мире искусства».

Книга состоит из 65 чёрно-белых фотографий троих детей фотографа в возрасте до 10 лет. Многие кадры сняты во время летнего отдыха семьи в доме у реки, где дети играли и плавали в обнажённом виде. За эти кадры в Америке и за рубежом Салли Манн обвинили в распространении детской порнографии. С горячей критикой также выступали некоторые религиозные деятели.

Но были и положительные отзывы. Журнал The New Republic написал, что это «одна из величайших фотокниг нашего времени».

Манн всегда ставила на первое место интересы своих детей. Прежде, чем публиковать фотоальбом «Ближайшие родственники», она консультировалась с федеральным прокурором Вирджинии, который сказал ей, что за некоторые показанные изображения её могут арестовать.

Она решила отложить публикацию на 10 лет, чтобы дети повзрослели и понимали, каковы последствия от обнародования этих снимков. Но детям это решение, видимо, не понравилось. Тогда Манн и её муж организовали для Эмметта и Джесси (старшие дети Салли Манн) общение с психологом, чтобы убедиться, что они понимают, к чему может привести публикация. Каждому ребёнку разрешили отобрать кадры, которые войдут в книгу.

Детский психиатр Аарон Есман написал, что эти фотографии не представляются эротически стимулирующими ни для кого, кроме «закаленных педофилов или догматиков, или религиозных фундаменталистов».

Четвёртая книга Салли Манн «Ещё не вечер» (Still Time), опубликованная в 1994 году, основана на каталоге передвижной выставки, включающей фотографии, снятые за 20-летний период. В комплект из 60 снимков вошли портреты её детей, ранние пейзажи и абстрактные изображения.

Дальнейшая карьера

В середине 1990-х годов Манн начала фотографировать пейзажи мокроколлодионным способом с применением стеклянных пластин. Эти ландшафтные изображения показали на двух выставках в Нью-Йорке в Edwynn Houk Gallery.

Пятый фотоальбом Манн «Останки» (What Remains) из пяти частей опубликован в 2003 году. В него вошли фотографии разлагающихся останков борзой фотографа Евы; снимки тел из морга; детализация места, где был убит вооружённый сбежавший преступник; кадры, снятые в той области, где произошло самое кровопролитное однодневное сражение в американской истории – сражение при Энтитеме во время гражданской войны; изображения крупным планом лиц детей. Таким образом, это исследование смертности, разложения и гибели завершается надеждой и любовью.

Седьмая книга Манн «Гордая Плоть» вышла в свет в 2009 году. Это шестилетнее исследование мышечной дистрофии её мужа по имени Лари. Проект выставлялся в галерее Гагосяна в октябре 2009 года.

Восьмая публикация Манн это 200-страничная книга «Плоть и Дух», вышедшая в 2010 году. В неё вошли автопортреты, пейзажи, образы мужа, лица детей и изображения трупов. Общая тема сборника – тело со всеми его капризами, болезнями и смертностью.

Один из текущих проектов называется «Супружеское доверие» (Marital Trust). Он охватывает фотографии за 30 лет, включая самые интимные подробности семейной жизни Салли и Ларри. О выходе в печать пока не сообщалось.

Личная жизнь

Салли Манн встретила своего мужа Ларри в 1969 году. У них трое совместных детей: Эммет (родился в 1979 году, на некоторое время присоединился к Корпусу мира), Джесси (родилась в 1981 году, художница, фотограф, модель) и Вирджиния (родилась в 1985 году, юрист). Салли Манн живёт с мужем на ферме в Вирджинии. Он работает адвокатом, хотя и страдает мышечной дистрофией.

Признание

Работы Салли Манн включены в постоянные коллекции многих музеев, среди них: Метрополитен-музей, Галерея искусств Коркоран, Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Музей изобразительных искусств в Бостоне, Музей современного искусства Сан-Франциско, Музей Уитни в Нью-Йорке и мн. др.

Журнал Time в 2001 году назвал Манн «Лучшим фотографом Америки». Её работы дважды появлялись на обложке этого издания.
Манн стала героиней двух документальных фильмов Стива Кантора. «Узы крови» дебютировал на кинофестивале «Sundance» в 1994 году и был номинирован на премию Оскар в категории Лучший короткометражный документальный фильм. Второй фильм «Останки», снятый тем же режиссёром, впервые показали в 2006. Эту киноленту номинировали на Эмми как Лучший документальный фильм в 2008 г.

Фотографии Салли Манн:
































































































Эта американка прославилась своими откровенными снимками, в которых главными героями являлись ее дети. В пронзительных фото смешались игра и реальность, в результате чего получился прекрасный коктейль под названием "Ближайшие родственники", вызвавший настоящий шквал эмоций. На фотографа обрушилась общественная критика, и Салли Манн (Sally Mann) обвинили в завуалированной детской порнографии.

Скандальный проект

Автор провокационных работ, излюбленной техникой которой является черно-белое фото, родилась в 1951 году в штате Вирджиния. Еще в школе маленькая девочка обожает проявлять снимки, а с возрастом начинает эксперименты с обнаженной натурой. После окончания колледжа она работает фотографом и устраивает персональные выставки своих произведений. Однако критики не обращают внимания на новое имя, и для широкой публики творчество Салли Манн остается неизвестным.

И только в 1992 году, когда свет увидел проект "Ближайшие родственники", американка становится знаменитой. К сожалению, известность она получила после разразившегося скандала, когда добропорядочная публика разглядела непристойные позы в детских фотографиях. "Интимные снимки - это совершенно обычные вещи, которые я наблюдаю как мать", - заявила Салли Манн. Дети автора вызвавших резонанс в обществе работ были вовлечены в творческий процесс еще с младенчества, а удачные кадры женщина считает настоящим подарком судьбы.

Задокументированная семейная жизнь

Так она документировала жизнь своей семьи, раскрывая счастливое детство троих ребятишек в возрасте до 10 лет в неожиданных ракурсах, которые публика восприняла с возмущением. Кадры были сняты во время отдыха в семейном доме у реки, где дочки и сын веселились и играли в обнаженном виде, а домохозяйки никак не могли понять, как можно было выставить на всеобщее обозрение своих детей в таком виде.

Автор скандальных фото предвидела бурную реакцию общества и проконсультировалась с юристами, которые рассказали, что за некоторые снимки ее могут даже арестовать. Салли хотела отложить выставку на 10 лет, чтобы повзрослевшие дети сами приняли решение и понимали последствия обнародования изображений. Однако ребята не хотели ждать так долго, и к ним пригласили психолога, который убедился, что они сознательно делают свой выбор, понимая, к чему может привести публикация. Дети сами отобрали для альбома понравившиеся им кадры. Известный психиатр А. Есман после скандала заявил, что вызвавшие гнев общества снимки "не являются эротически стимулирующими".

Как бы то ни было, но альбом вышел, а яростная критика вовсе не мешала росту популярности.

Отзывы зрителей

Зрители разделились на два лагеря: одни возмущались провокационными снимками, на которых были изображены дети, другие отнеслись к завуалированной эротике с пониманием, посчитав, что фотограф Салли Манн, которая знала о пуританском воспитании общества, сознательно пошла на такой шаг, чтобы добавить себе популярности. Она точно знала, какую реакцию вызовет неоднозначный проект. Однако вдумчивая публика увидела в талантливых черно-белых работах гармонию и красоту в повседневности.

Новая провокация

Очередной скандал вспыхнул 13 лет назад на выставке в Вашингтоне, носившей говорящее название "Останки". Основной темой стала смерть, о которой Салли Манн сказала, что "ее необходимо воспринимать как некую точку, позволяющую более полно увидеть жизнь". Зрители, познакомившиеся с работами, объединенными темой неизбежности конца, понимают, что тень старухи с косой преследует их постоянно.

Американка выставляет на всеобщее обозрение то, что осталось от погибшей собаки, снимает разложившиеся тела, однако последняя часть выставки, посвященная ее детям, вселяет надежду, а исследования гибели завершаются любовью. Автор провокационных работ заявляет, что неотвратимость смерти помогает нам ощутить всю полноту жизни, раскрашенной радужными оттенками.

Исследование недуга мужа

В галереях мира успешный фотограф выставляет работы раннего периода творчества, показывая мир с разных углов зрения. Она создает абстрактные снимки, ландшафтные, а на некоторых из них смотрит в объектив больной муж Салли Манн - Ларри, страдающий атрофией мышц. Свою долгую семейную жизнь американка отобразила в отдельном проекте, получившем название "Супружеское доверие" и охватывающем фото за тридцать лет, включая самые интимные.

Обладающая мужеством, она исследует неизлечимый недуг, честно смотря в объектив своей камеры. Она знает, что зритель может не увидеть всех откровенных работ, но ее это не пугает: "Возможно, с ними познакомятся только после моей смерти, но я знаю - фотографии уже лежат в лаборатории".

Монохромные работы

Описать природу уникального творчества мастера, получившего множество престижных премий, - задача не из легких. Кадры самобытного автора напоминают сны или видения. Постановочность на фотографиях Салли Манн сведена к минимуму, а ее персонажи напоминают людей, живущих на другой планете и постепенно забывающих о своем прошлом.

Отсутствие цвета в работах - это осознанный выбор творца, ярко проявляющего уникальный стиль и создающего особую магию. Обладающая талантом от Бога американка видит наш мир через объектив камеры не так, как обыватели, и она пытается зрителям донести свой взгляд на действительность. Ее работы у одних вызывают настоящий восторг, а другие их осуждают.

Детские проблемы на фото

Ставшая главным героем двух документальных фильмов Салли Манн, фотоработы которой часто демонстрируют членов ее семьи, запечатлевает различные эпизоды детства и затрагивает сложные моменты в жизни ребенка. Она повествует об одиночестве, неуверенности в себе, порочных мыслях, о которых в обществе не принято говорить открыто, и такая искренность многих шокирует. Мастер вскрывает волнующие детей в любом возрасте проблемы, на которые родители частенько закрывают глаза.

Нереальные пейзажи

Надо признаться, что получившая в 2001 году премию "Лучший фотограф Америки" Салли снимает не только людей, но и создает потрясающие монохромные пейзажи. Благодаря особому видению окружающей среды у нее получаются мистические произведения, а зрителям кажется, что они попадают в другую реальность, где отсутствует людская суета. Это совершенно иной мир, в котором жизнь течет по своим законам и правилам.

Салли Манн: запрещенный фотограф

В 2015 году Роскомнадзор заблокировал страницы ведущего мирового портала об искусстве, где были снимки часто обвиняемой в детской порнографии американки. Российские пользователи не смогут увидеть работы неоднозначного мастера, в числе которых есть редкий снимок "Три грации", сделанный в 1994 году. На нем запечатлены три обнаженные девочки.

Сейчас Салли, черно-белые произведения которой представлены в различных галереях и музеях мира, живет с семьей на ферме в Вирджинии и продолжает работать, в очередной раз обращаясь к теме человеческого тела.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Проект ФотоТур

Наверное, каждый творческий человек, обладающий талантом от Бога, видит этот мир не так, как обыватель. Но не каждый сможет передать людям своё виденье, донести смысл своего взгляда на окружающую действительность. Ещё сложнее доказывать свою точку зрения и не изменять самому себе в угоду общественного мнения. Когда такая личность смотрит на жизнь и мир в целом через объектив камеры, тогда и рождаются творения, вызывающие восторг у одних и порицание у других. И в первом, и во втором случае мы задумываемся, возникает дух противоречия.

Черно-белые миры Салли Манн

Мастером вызывать такие чувства есть известная своими фотоработами американка Салли Манн. О ней заговорили, когда в свет вышли черно-белые снимки, демонстрирующие членов её семьи, детей, в откровенном, но вполне естественном виде. По словам самого автора, она изобразила то, что видит обычная мать или отец, воспитывая своих детей. Камера Салли Манн, кстати, изобретённая за сто лет до её рождения, запечатлела разные эпизоды детства, в том числе и нелицеприятные. Конечно, она затронула сложные моменты подрастающего ребенка, о которых не принято говорить открыто: детские страхи, неуверенность в себе, интерес к противоположному полу, непонимание взрослых, одиночество, запрещённые мечты и порочные мысли. Её искренность многих, мягко говоря, удивила, даже шокировала. Посыпались обвинения в эксплуатации детей, нарушении моральных устоев. Но фотограф сумела дать достойный ответ на критику и бичевание в свой адрес, заручившись заранее юридической поддержкой, и шла вперёд путём новых художественных открытий, которые она начала делать ещё в юном возрасте.

Фотохудожница и актриса Салли Манн родилась 1 мая 1951 года в г.Лексингтон, штате Вирджиния. Отец - врач-терапевт Роберт С. Мангер, мать Элизабет Эванс Мангер - владелица книжного магазина в Университете родного города Лексингтона. Салли и её два старших брата росли в атмосфере созидания и поощрения. Родители не запрещали детям познавать себя и окружающий мир, приветствовали любое проявление творческой нотки в своих детях. Фотохудожница с особой теплотой и нежностью вспоминает о своих юных годах в родном городке. Вспоминает и своего отца, человека-загадку, так не похожего на типичных докторов, с его неординарными выходками и неуёмной жаждой жизни. Именно он привил Салли умение видеть то, что часто скрыто от наших глаз и приоткрыл дверь в мир за фотообъективом. А главное, научил её уверенно идти по жизни и помнить, что человеку с характером репутация ни к чему.

Салли Мангер окончила школу Патни в 1969 году, где углублённо изучала изобразительное искусство. В старших классах увлеклась фотографией, начав фотографировать своих одноклассников, которые без стеснения позировали ей в обнажённом виде. Потом она посещала занятия в колледже Беннигтон, где училась фотографическому искусству у фотографа Нормана Сайефа. Там же встретила своего будущего мужа Ларри Манна. В 1954 году окончила с отличием литературное отделение колледжа Холлинс в Роанок, штат Вирджиния. А ещё через год стала магистром изящных искусств, получив специальность «Писательское мастерство». Но предаваться писательскому творчеству Салли Манн не стала, её манил мир, который можно увидеть только через объектив старого фотоаппарата. Поэтому она стала работать фотографом в университете Вашингтона и Ли. Знала ли тогда Манн, что с годами внесет весомый вклад в развитие искусства, за что будет удостоена премии от Национального фонда искусств, что станет лауреатом премии Гугенхайма, а её работы будут экспонироваться в музеях и галереях Вашингтона, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Бостона, Токио.

В 26 лет Салли представила свои первые фотоработы в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне, а в 1984 году появился фотоальбом «Ясновидение». Комментарии к своим работам Манн так и не услышала, но шла далее намеченным путём. В 1988 году были опубликованы фотографии, объединённые в альбом «Двенадцать. Портреты молодых женщин», в которых автор продемонстрировала процесс становления девочки-подростка в молодую женщину. Талант Салли Манн заметили и оценили, правда, возникли споры по поводу, возможно, излишней драматичности и экспрессивности фоторабот.

Настоящий шквал эмоций, критики и осуждений вызвал её третий фотоальбом под названием «Ближайшие родственники», увидевший мир в 1992 году. На шестидесяти пяти черно-белых фотографиях мы видим близких Салли людей, мужа и троих их детей, сына Эммета, дочерей Джесси и Вирджинию. То, что они изображены в основном обнаженными и послужило поводом для бурного обсуждения. Некоторые фото были подвержены цензуре, так как они были явно эротичного характера. Сама автор объяснила такое виденье её работ искаженностью взрослого понимания вполне естественных вещей. Конечно, она затронула темы, на которые взрослые часто закрывают глаза, но которые волнуют детей в любом возрасте по-своему.

В 1994 году был опубликован четвёртый фотоальбом Салли Манн «Ещё не время». Передвижная выставка состояла из шестидесяти фоторабот, сделанных в течение двадцати лет, на них можно увидеть не только детей Салли, но и необычные пейзажи её родной Вирджинии, а также абстрактные работы. В этом же году режиссер Стивен Кантор представляет на кинофестивале «Санденс» документальный фильм о Салли Манн «Кровные узы», который был номинирован на премию Американской киноакадемии.

Манн увлеклась пейзажами ещё в середине девяностых, используя столетнюю технику процесса фотоснимка. С помощью этой техники выполнены её работы, представленные на двух выставках в Нью-Йорке: в 1997 году под названием «Салли Манн - Родина». Современные пейзажи Джорджии и Вирджинии; в 1999году - «Глубокий Юг»: пейзажи Луизианы и Миссисипи. В 2001 году Салли Манн заслужено получает признание как фотограф года, по мнению журнала «Тайм».

И без того известная фотохудожница заставила говорить о себе с ещё большим усердием, чем после выхода в свет её «Ближайших родственников». В 2004 году в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне взору почитателей фотоискусства были представлены работы Салли Манн под названием «Останки». Экспозиция включала в себя пять разделов, четыре из которых объединяла тема неизбежности человеческой жизни, то есть смерти. На фотографиях первого раздела мы видим то, что осталось от любимой собаки Салли. Во втором - мертвые тела в процессе распада, хранящиеся в Федеральном судебном антропологическом фонде, известном как «body farm». На фотоснимках третьей части экспозиции изображено место во владениях Манн, где был убит вооружённый беглый каторжник. Четвертый раздел возвращает нас во времена Гражданской войны в США, мы видим эпизод одного кровавого сражения. Кажется, что тень смерти будет преследовать вас ещё не раз, но вот мы переходим к пятой части выставки и понимаем, что автор оптимистично смотрит в будущее. На снимках дети Салли Манн, и жизнь опять заиграла радужными красками. Ведь, по словам самого автора этих работ, смерть, какой бы угнетающей она не была, помогает понять нам всю полноту и насыщенность жизни.

В шестой фотоальбом «Глубокий Юг», опубликованный в 2005 году, автор включила фотоснимки, сделанные в период с 1992 по 2004 год. На них можно увидеть очень разные пейзажи: от полей сражений и разрушающегося особняка, заросшего кудзу, до мистических и каких-то нереальных картин природы далёкого Юга. Благодаря неординарному виденью автора и в какой-то мере технике коллодионного процесса, снимки дают возможность заглянуть в другую реальность. Кажется, стоит прикоснуться к ним рукой, и очутишься в ином мире, где нет людей и присущей им суеты. Там жизнь течет сама по себе и живет своими законами.

Салли Манн по-прежнему вызывает интерес своими работами, которые неизменно создаются в фотостудии в её родном имении.

В 2006 году состоялась премьера второго документального фильма о жизни и творчестве фотохудожницы «То, что остаётся», снятого тем же режиссером Стивеном Кантором. Он получил специальную премию на фестивале в Атланте. Тогда же Манн стала почетным доктором искусствоведения. Правда, случилось и малоприятное происшествие: Салли упала с умирающей лошади и повредила спину. Два года она восстанавливалась после травмы и одновременно делала серию автопортретов. Позже уже в 2010 году они войдут в фотоальбом «Плоть и Дух», а также в нем будут ранее неопубликованные пейзажи, ранние фото детей и мужа, страдающего мышечной дистрофией с 1994 года. Кстати свою семейную жизнь с Ларри Манн воплотила в отдельный проект «Супружеское доверие», который отображает тридцать лет их совместной жизни. Надо обладать обоюдным мужеством, чтобы не только бороться с неизлечимым недугом, но и фотографически исследовать его. Но Салли Манн не привыкать, она наверняка знает для чего и ради кого она живет и творит. А поклонникам её творчества остается ждать новых работ от человека, открыто и честно смотрящего на мир сквозь объектив старенькой фотокамеры.

Никто до Салли Манн не делал ничего в фотографии более пронзительного и откровенного о своих собственных детях. Салли Манн создала театр, вовлекла в его мир детей, подарив им, еще маленьким, ключик к тайне большого творчества, к наслаждению игрой с образами. Салли смешала правду и игру, получив в результате великолепный коктейль, гениальную серию снимков, которые она назвала «Ближайшие родственники». Десять лет съемок, Салли там живет на ранчо постоянно. Фотография дышит на полную грудь. Здесь речка вплетала свои длинные водоросли в детские волосы и ветер играл на них как на арфе. Здесь детские тела как частица нетронутой природы. Салли Манн достойная дочь своего отца, брутального весельчака и рискованного выдумщика. Дети научились у мамы всему, что теперь делает их неординарными личностями в этом скучном мирке, где все только и делают, что мучают и убивают друг друга за деньги власть. Салли Манн написала замечательный текст о своей серии, который, в русском переводе, мы и предлагаем вам.

Текст: Александр Ляпин

Салли Манн: Мои близкие родственники

Важно место, время - лето. Это лето вообще, но место - дом и все люди, которые там находятся - моя семья.

Я прожила всю свою жизнь в юго-западной Вирджинии, у подножия горного хребта Блу Ридж. И все это время многое здесь оставалось неизменным. Однажды мы остановились, чтобы повидаться с Вирджинией Картер, в честь которой была названа наша младшая дочь. Голубая веранда Вирджинии сразу стала очень шумной. При виде нас проходившие мимо мужчины приподнимали шляпы, а женщины слегка махали нам руками. В домике же было совсем иначе: хлынувший дождь принес прохладу, восточные туи, которые росли на утесах вдоль реки, обступил туман. Некоторое время спустя мне попался черно-белый негатив этих утесов, сделанный в 1800-е годы. Я напечатала снимок и сопоставила с современным видом. Оказалось, что деревья, впадины и пятна на утесе - те же самые. Стояло там и мертвое дерево, все так же цепко оплетенное ползучими растениями.

То же и в одежде: платье моей дочери Эстер было сшито для меня моими мамой и бабушкой Джесси Адамс, когда мне было 6 лет. Когда 30 лет спустя эту юбку надевала Джесси Манн, холмы вокруг нашего дома были те же самые.

Я помню жару. Помню, как моя мать, уроженка Бостона, вынуждена была уходить в спальню после полудня с прилипшими к шее завитками своих черных длинных волос. А я оставалась на дворе с Вирджинией, сидела на ее больших коленях, пока она чистила яблоки, а у наших ног дремало несколько толстых ленивых боксеров. В тот год, когда мои родители поехали в Европу, Вирджиния повела меня в церковь. На всех женщинах там были белые перчатки, и они обмахивались цветастыми веерами. Я стояла рядом с Вирджинией, и меня обтекали мощные потоки музыки. Они укачивали так, словно я была кусочком древесины в зеркале океана. Я выныривала оттуда и внезапно сталкивалась с жарой на залитой солнцем Мэйн Стрит.

93 года разделяют двух Вирджиний - мою дочь и взрослую женщину, что растила меня. Ее темные и сильные руки изборождены морщинами - так же может сморщиваться и упругая кожа на руках моей дочери. По-прежнему кажется, что воздействие времени здесь проявляется очень медленно. Как неизменно направление течения реки, так неизменен и уклад жизни ее обитателей: когда большой голубой журавль пролетает совсем близко, то можно услышать хруст хрящей в сочленениях его крыльев; бобер; внушающий суеверный страх карп-альбинос, флуоресцирующий в воде ночью. В полях над рекой - пастбище, по-прежнему встречающее наши грустные лица, белые, как у всех городских детей. Моя мама все еще живет в том же доме, и дети скатываются по свежей траве вниз по откосам старых холмов. Но отца моего уже нет.

Он был человеком чудаковатым, эксцентричным, с характером. До сих пор он для нас загадка. Он был врачом-терапевтом и напоминал мне, даже внешне, сельского доктора из фотоэссе Юджина Смита. Но если тот доктор имел изможденный вид, то мой отец - выглядел уверенным в себе озорником. Придерживаясь компанейской этики, он не испытывал внутреннего конфликта и противоречий, являясь одновременно атеистом и моралистом. Он был спокойным и непритязательным к своей персоне, экстравагантным во взглядах, его манерное и вежливое поведение невероятным образом сочеталось с неоправданным сибаритством. Он просто не слышал напрасных возмущений моей матери, когда терроризировал ее тем, что ездил на скорости 120 миль в час на спортивном автомобиле.

В нашей семье все были очень разными. Двое моих братьев и я были единственными учащимися нашей школы, кого родители выгоняли в прихожую во время изучения Библии. У нас не было семейного микроавтобуса, мы не были членами сельского клуба, церковной группы, колониального дома в новом квартале. В результате мы поверили в то, что сказал Рэт Батлер Скарлетт: репутация - это то, без чего могут жить люди с характером.

В других семьях на Рождество устраивали вертеп, но мой отец помещал в гостиную иные декорации - например, корягу в форме члена. Он создавал эксцентричные шедевры из чего угодно - например, маленькая змея, украшавшая центр обеденного стола, была ни чем иным, как собачьими экскрементами.

А его сад… как рассказать о нем: 30 акров с гигантскими дубами, озерами в низинах и холмами с фруктовыми деревьями. Когда отец купил сад в 1950 году, он был диким. Я помню, с какой бешеной энергией он работал, вырывал чертополохи, раздетый по пояс, покрываясь потом в жару. Когда он расчистил каждый акр, он посадил деревья, которые купил в Англии (даже в Европе они были большой редкостью). Отец был одержимым.

Однако, пока я росла и бегала там голышом со сворой боксеров, земля оставалась все еще невозделанной. Стук топора, трактор, индийский свисток отца зовет нас домой… Одышка и царапины после ползания по туннелям, которые мы проделывали в густой жимолости. Я была индейцем, жителем скальных пещер, зеленым духом; я седлала свою лошадь с помощью одной ленточки на ее губах и представляла полет.

Вот фотографии моих детей, также живущих здесь своей жизнью. Многие из снимков интимные, некоторые - любительские или фантастические, но большинство - об обычных вещах, наблюдаемых матерью – мокрая постель, кровь из носа, сладкие сигареты. Они одеваются, надувают губы, позируют, они раскрашивают свои тела, они ныряют, словно выдры, в темную воду.

Они были вовлечены в творческий процесс с самого младенчества. Часто трудно определить, кто создал снимок. Некоторые снимки являются подарками для меня от моих детей: подарки, появившиеся в результате определенного момента, как от прикосновения крыла ангела. Я молюсь, чтобы этот ангел приходил к нам каждый раз, когда я устанавливаю камеру и знаю, что на ближайших пяти акрах нет ни одной хорошей картины. Мы погружаем себя в состояние благодатной надежды заслужить награду, и это есть состояние благодати с Ангелом по имени Шанс.

Когда приходят удачные кадры, мы надеемся, что они говорят правду, но говорят относительно (уклончиво), как заявляла Эмили Дикинсон. Мы плетем историю из того, из чего она исходит. Это сложносоставная история и иногда мы пытаемся базироваться на важных понятиях, таких как любовь, гнев, смерть, чувственность и красота. И мы произносим их без страха и стыда.

Память – это первичный инструмент, неисчерпаемый источник подпитки; эти фотографии не только открывают двери в прошлое, но позволяют заглянуть и в будущее. В «Конце игры» Самюэля Беккетта Хамм рассказывает историю о посещения сумасшедшего в тюрьме. Хамм подтаскивает его к окну и восклицает: «Смотри! Вон там! Как растет кукуруза! И там! Смотри! Паруса рыболовного флота! Как все это здорово!»Но сумасшедший отвернулся. Все, что он видел - это был прах.

Существует парадокс: мы видим одновременно и красоту и темную сторону вещей; поля кукурузы и поднятые паруса, но и прах в то же время. Японцы говорят в таком случае: «одиночество себя не осознает», что означает примерно «красота имеет оттенок печали». Получается, то, что мы очень любим и к чему привязаны, однажды уйдет, когда наступит время. И мы должны позволить ему уйти?

Мне кажется, что эти жестокие уроки временности смягчены неизменным стержнем моей жизни, прочной реальностью. Конфликт порождает странный вид живучести - так же, как и отчаяние сумасшедшего делает обманные открытия. Я нашла внутри головокружительного обмана времени не только его огорчающие реалии, но и потрясающую человеческую настойчивость.

В этом слиянии прошлого и будущего, реальности и символики находятся Эмметт, Джесси и Вирджиния. Сила и самоуверенность, которые видны в их глазах, говорят о том, что ничто так не влечет, как подарок, полученный случайно. Они субстанциальны; и их розовое детство достаточно сложно. Иссушающая перспектива прошлого, предсказуемые вероломства (предательства) будущего; да и сейчас, все знакомые осложнения времени - все играет, не принося вреда, вокруг них, словно танцующие тени у основания большого дуба.

Текст и фотографии: Салли Ман