Внешние финансовые отношения на предприятии включают. Внутренние и внешние финансовые отношения организации


Финансовые отношения возникают:
между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использования;
между хозяйствующими субъектами и государственными органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов (накопительный пенсионный фонд).
Совокупность денежных средств, находящихся в распределении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
Источники финансовых ресурсов:
На уровне хозяйствующих субъектов:
прибыль, амортизация продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам от других эмитентов.
На уровне населения:
заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера;
(пенсии, пособия, оплата за выслуги) на предприятии;
командировочные расходы;
доходы от предпринимательской деятельности;
операции с личным имуществом.
На уровне государства, органов местного самоуправления:
доходы от государственных и муниципальных предприятий;
доходы от приватизации имущества;
доходы от внешнеэкономической деятельности (область с 29 государствами);
налоговые доходы;
государственный и муниципальный кредиты;
эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Функции финансов
Главной функцией финансов является распределительная функция.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой:
Федеральный;
Региональный (субъект РФ);
Местный (органы местного самоуправления).
Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов, экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.д.

Распределительная функция позволяет:
создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, государства, органов местного самоуправления, населения;
осуществлять межотраслевое, межтерриториальное, внутриотраслевое перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и т.д.;
создавать резервы на всех уровнях хозяйствования, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функция.
Она с распределительной представляет собой две стороны одного и того же экономического процесса. Контроль за движением финансовых потоков.
Регулирующая функция.
Совокупность норм, правил, положений правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.


План

§ 1. Финансовая среда предпринимательства: понятие и сущность, структура.
§ 2. Микросреда предпринимательства.
§ 3. Макросреда предпринимательства.
§1. Финансовая среда предпринимательства – это совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на его способность осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доходы. Или же финансовую среду предпринимательства можно рассматривать как совокупность различных условий и факторов, влияющих на результаты деятельности предприятия. Финансовая среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия, на его возможности эффективно функционировать на рынке. Финансовая среда создает определенные условия, климат, в котором вынуждено работать то или иное предприятие.
В соответствии с теорией стратегического менеджмента окружающая среда в совокупности с возможностями, стратегическим потенциалом фирмы выражает ее стратегическую позицию на рынке (см. рис.1.1.).
Наилучший вариант - соответствие возможностей фирмы условиям окружающей среды. Особое внимание в этом случае должно уделяться соответствию финансовых возможностей предприятия финансовой среде предпринимательства. Если предприятие имеет достаточный потенциал, для того чтобы удовлетворять запросы окружающей среды, то эффективность его деятельности повышается, что ведет к улучшению его финансового состояния и упрочнению позиции на рынке. В противном же случае предприятие, переоценив свои возможности, не сможет, например, ответить по своим обязательствам, выполнить заказ и т.п., тем самым потеряет значительные денежные средства, что приведет к ухудшению его финансового состояния.
В зависимости от стадии жизненного цикла предприятия финансовая среда предпринимательства может изменяться, однако исчезнуть она не может. Ее можно и нужно формировать, изменять и при необходимости подстраиваться под нее.
Структуру финансовой среды предпринимательства можно рассматривать с двух позиций. Первая точка зрения свидетельствует о том, что финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды (см. рис.1.2.).
Микросреда предпринимательства представлена ближайшим окружением предприятия, т.е. микроуровнем, а макросреда – факторами макроуровня.
В соответствии с другой точкой зрения, в составе финансовой среды функционирования предприятия выделяют следующие виды (см. рис.1.3.)
внешняя финансовая среда непрямого влияния (включает в себя систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на предприятие, например, государственная финансовая политика);
внешняя финансовая среда непосредственного влияния (характеризует систему условий и факторов, воздействующих на предприятие в процессе его взаимоотношений с контрагентами по финансовым операциям и сделкам, например, отношения с покупателями и поставщиками, банками и страховыми организациями и т.п.);
внутренняя финансовая среда (представляет собой систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности предприятия с целью достижения наилучших результатов, которые находятся по непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия, например, персонал предприятия).
§ 2. Микросреда предпринимательства включает в себя субъектов, имеющих непосредственное отношение к данному предприятию и влияющих на его возможности по ведению деятельности и извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории.
Поставщики – это юридические и физические лица, которые обеспечивают предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Так, например, повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Не поставки тех или иных производственных запасов, их неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к, нарушению графиков отгрузки готовой продукции конкретного предприятия. Поэтому данное предприятие нарушает условия платежной и проч. дисциплины с другими субъектами своей предпринимательской среды, а, следовательно, несет убытки.
Посредники– это организации, которые оказывают предприятию помощь в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияют на величину получаемых доходов. Выделяют торговых посредников (дилеров), посредников по организации товародвижения, а также маркетинговых и финансово-кредитных посредников.
Торговые посредники помогают данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Они обеспечивают удобные условия продажи готовой продукции (удобство расположения, удобство времени, удобство приобретения) с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель. Удобство расположения достигается дилерами за счет накопления запасов готовой продукции в районах наибольшей концентрации покупателей. Удобство времени обусловливается наличием необходимой продукции в те периоды, когда спрос на нее особенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и продажи. Удобство приобретения готовой продукции заключается в продаже товара с одновременной передачей права пользования им.
Посредники по организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные организаций. Первые обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее продвижения. Транспортныеже организации перемещают запасы готовой продукции в места назначения.
Маркетинговые посредники - это организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами изучения и оценки предпринимательского риска (рекламные агентства, консалтинговые фирмы и проч.). Главная их задача - помочь
производителю точнее адресовать готовую продукциюи реализовать ее снаименьшим риском и максимальным доходом. Однако в настоящее время предприятия-производители редко пользуются услугами таких компаний, чем значительно усложняют свою сбытовую деятельность.
Финансово-кредитные посредники представлены банками, кредитными учреждениями, страховыми компаниями, основная задача которых заключается в финансировании сделок производителя по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции, страховании от предпринимательского и прочих видов рисков, связанных с его деятельностью. Практически все предприятия пользуются помощью финансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении сделок. Существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, удорожание страховых услуг, а также финансовые кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников.
Клиенты делятся на следующие группы:
покупатели потребительского рынка - физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления;
покупатели рынка производителей - организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства иной продукции;
покупатели рынка промежуточных продавцов - физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения прибыли в сфере обращения;
покупатели рынка государственных учреждений - это государственные учреждения, которые приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворительности;
покупатели международного рынка – это юридические и физические лица, приобретающие товары для различных целей за пределами страны их производства.
Конкуренты – это организации, которые оказывают, как правило, негативное влияние на деятельность данного предприятия посредством захвата большей доли рынка, используя конкурентные преимущества (высокое качество товара, низкие цены, широкий ассортимент товаров и др.).
Среди конкурентов выделяют:
желания-конкуренты;
товарно-родовые конкуренты;
товарно-видовые конкуренты;
марки-конкуренты.
Желания-конкуренты - это потребности, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. Так, например, при наличии потребностей в транспорте альтернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка автомашины или мотоцикла и т.д.
Товарно-родовые конкуренты - это основные способы удовлетворения конкретного желания посредством сделанной ранее покупки, например определенного типа автомобиля.
товарно-видовые конкуренты - это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, например автомобили с различными объемами двигателя.
Марки-конкуренты - это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя. В нашем случае, это автомобили аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами.
Контактные аудитории – это любая группа, проявляющая интерес к деятельности данного предприятия и оказывающая влияние на его способность извлекать доход в процессе хозяйственной деятельности.
Контактные аудитории классифицируют по двум признакам:
1. по содержанию;
2. по характеру воздействия на интересы предприятия;
По содержанию контактные аудитории классифицируются на:
финансовые круги;
группы средств информации;
государственные учреждения;
гражданские группы действий;
местные группы;
широкую публику;
внутренние группы.
Финансовые круги – это контактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. К ним относятся банки, кредитные учреждения, инвестиционные компании, страховые организации и проч.
Группы средств информации – это организации, распространяющие новости, статьи, и комментарии в прессе, на телевидении и радио.
Государственные учреждения оказывают влияние на конкретное предприятие посредством требований, запретов, рекомендаций, указаний, которые должны приниматься во внимание и исполняться предприятиями.
Гражданские группы действий представлены союзами потребителей, защитниками окружающей среды, религиозные и проч. организации.
Местные контактные аудитории – группы людей, проживающие вблизи данного предприятия и их общинные организации.
Широкая публика обычно не выступает по отношению предприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности.
К внутренним контактным аудиториям относятся рабочие и служащие предприятия и его управляющие.
По характеру воздействия контактные аудитории могут быть:
благотворными,
искомыми,
нежелательными.
Благотворные аудитории – это группы, которые оказывают на предприятие положительное влияние (например, спонсоры).
искомые аудитории - это те группы, в которых заинтересовано само предприятие (например, пользователи средств массовой информации).
Нежелательные аудитории - это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.).
§ 3. Макросреда предпринимательства представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом и на деятельность отдельного предприятия в частности. Она включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.
Воздействие природного фактора на среду предпринимательства характеризуется дефицитом некоторых видов сырья, удорожанием энергоносителей, ростом загрязнения окружающей среды, вмешательством государства в процесс использования и воспроизводства природных ресурсов.
Влияние технического фактора на среду предпринимательства проявляется в ускорении научно-технического прогресса, росте ассигнований на НИОКР, усовершенствовании готовой продукции, увеличении производительности труда за счет использования новых технологий и т.п.
политический фактор оказывает влияние на предпринимательскую деятельность предприятия посредством разработки и принятия законодательных актов, регулирующих эту деятельность, повышения требований государственных учреждений, следящих за соблюдением законов и т.п.
Воздействие демографического фактора на предпринимательскую деятельность проявляется в увеличении рождаемости в развивающихся странах, снижении рождаемости и старении населения промышленно развитых стран, повышении образовательного уровня и росте числа служащих.
Влияние культурного фактора макросреды характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличием субкультур в рамках единой культуры.
Учет финансовым менеджером всех составляющих микро- и макросреды предпринимательства является необходимым условием успешной деятельности по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов для предприятия.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • 1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, на сколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие функции

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции -- распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов(доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

— специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования и национального дохода.

Движение доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики.

Виды финансовых отношений по направлениям

Все можно объединить в четыре группы:

  • с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений предприятий и организаций;
  • с финансово-кредитной системой государства.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается , предприятия получают и .

  • финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;
  • финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; это прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;

Финансовые отношения внутри предприятия

Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими — это выплаты , пособий, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

  • финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций — это отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри , а также .

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

  • финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом которых является организация; такие отношения, как правило, связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;

Отношения с финансово-кредитной системой государства

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением и отчислений.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. является источником формирования , расширения производства, его ритмичности, улучшения , способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: , траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают .

  • финансовые отношения между организацией и финансовой системой государства при изъятии части первичного дохода в виде налогов и сборов, а также при получении ассигнований из бюджета;
  • финансовые отношения между организацией и другими участниками финансовой системы. С банками отношения возникают при организации безналичных расчетов, получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также получении банковских услуг. Отношения со страховым звеном финансовой системы происходят при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков, обязательном страховании работников. Отношения с участниками фондового рынка — при размещении временно свободных денежных средств в ценные бумаги, а также осуществлении приватизации.

Виды финансовых отношений по степени обязательности

С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

  • добровольные;
  • добровольно-принудительные;
  • принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления , при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некоторых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой являются доходы организации.

Условия возникновения финансов — формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы. Основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения. Доходы формируются за счет налогов и выручки, полученной в результате реализации товаров и услуг.

Распределение доходов позволяет:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику и обороноспособность страны;
  • повышать уровень жизни населения.

Контрольная функция

Экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства — обязательные составляющие контрольной функции. Контроль необходим на всех уровнях движения финансов и при любой финансовой операции. Финансовый контроль — инструмент для предупреждения экономических правонарушений, позволяющий:

  • контролировать производство товаров и услуг;
  • следить за процессом расходования ресурсов;
  • сокращать расходы и потери;
  • предупреждать расточительство.

Регулирующая функция

Регулирование направлено на улучшение экономической ситуации или выход из кризиса. Основные рычаги регулирования — налоговая и кредитная политика. В государственном регулировании нуждаются:

  • общественный сектор;
  • денежное обращение;
  • государственные финансы;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • экономическая безопасность.