Экономика развития народных промыслов на урале. Южный урал

Когда говорят <<народные промыслы>>, сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки…

Фото 2 . Историческая ограда калинского литья. Москва.

Фото 1. Изделия с элементами каслинского литья

Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов) (фото 1), (фото 2). Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости.

Фото 6.Подсвечник. Каслинский завод. 1997 год

Фото 7. Каслинское литье -художественные изделияВ конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал

В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки… (фото 3, 4, 5, 6, 7)

А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг (фото 8).

Фото 9. Поднос. Нижний Тагил, 1850-1860-е гг. Железо, ковка

Фото 10. Поднос Свадьба Петра 1.1874 год

Ещё один шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос . (фото 9, 10,).

Тагильский поднос известен с 1747 г. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. С середины XIX века подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком — «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских - очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, жостовских?

Во-первых, росписью. В Жостове и других местах каждую краску клали отдельно. А тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

Фото 11. Поднос

Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, который изобрёл нижнетагильский крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров. Совершенно прозрачный, он не процарапывался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток… Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них похуже качеством – секрет хрустального лака утерян (фото 11).

Фото 12. Отличие клинков с Урала — Металл самого высокого качества

Фото 13. И. Бушуев. Сабля. 1824 год. Златоуст.

И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки (фото 12). Вообще-то орнаменты гравировали на холодном оружии давно и в разных местностях Европы и Азии, но не на Урале XVII – XVIII веков – там отливали чугунные пушки и не мечтали о драгоценных клинках. Но в 1815 году, после победы над Наполеоном, к русскому офицерству стали относиться не так, как до войны. И в столице решили: должны быть у нас собственные украшенные клинки. Сначала выписали мастеров из Германии, потом и сами придумали новый способ гравировки клинка. Немецкие мастера покрывали всю поверхность клинка киноварью и на ней процарапывали рисунок. После того как изделие протравили кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок – матовым. Златоустовцы поступали по-другому: наносили киноварью рисунок, а вытравляли весь клинок. Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных (фото 13).

Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера…

Фото 14. Ножи охотничьи г. Златоуст

Фото 15. Клинок с крылатым конем

На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана (фото 14). Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней (фото 15). Так и озаглавлен бажовский сказ о нём.

Фото 16. Рыцарские Доспехи. Шлем

Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II. (фото 16, 17).

Однако Александр ни разу их не надевал,

Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.

Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.

За работу Николай Первый щедро наградил златоустовских мастеров. «Николай Первый отблагодарил мастеров по- императорски. Он подарил им на всех 3 тысячи рублей, большие деньги по тем временам. При этом стоимость самих доспехов тогда мастера оценили в 1643 рубля.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Промыслы Урала. Выполнила: Радченко Оксана Николаевна Воспитатель 2017

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. .

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА. Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо за внимание.


Народные промыслы

Народные промыслы

Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.

Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство . Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.

В настоящее время на территории Свердловской области работают ООО «Уральский сувенир», ООО «Камни Урала», ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Мурзинка-1».

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

В настоящее время занимаются ювелирным делом ОАО «Ювелиры Урала», ООО «Екатеринбургская ювелирная фабрика», ИЧП «Витэкс», ООО «Мурзинка-1» ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Уральский сувенир».

Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века в Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Д. Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был основан колокололитейный завод. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском (близь Тагила), Суксунском (около г. Красноуфимска) заводах. В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращен. Возрождение промысла началось в 1990 году. В настоящее время колокололитейное дело освоил ООО «Пятков и Ко» в городе Каменск-Уральском.

Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). В современный период художественной ковкой в Свердловской области занимаются ООО «Кузнецы», ООО «Кузнечная академия», ООО «Кузнечная мануфактура», ООО «Олтос», кузнецы мастерских Художественного фонда (г. Екатеринбург); предприятия ООО «Ковград», ООО «Симфония металла» (г. Первоуральск). Индивидуально работающие мастера и предприятия входят в ассоциацию «Кузнецы Урала» (президент – доцент Уральской архитектурно-художественной академии Н.А. Волков).

Лаковая роспись по металлу зародилась в Нижнем Тагиле. Недавно этот промысел отметил свое 265-летие. В настоящее время производится выпуск расписных подносов в г. Нижнем Тагиле на предприятиях ООО «Тагильский поднос», участком росписи подносов ООО «РСК», ООО «Лаковая живопись Урала».

Деревообрабатывающие промысл ы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускает Дистанция лесозащитных насаждений Свердловской железной дороги («Егоршинская лоза»), плетеную мебель из ивы изготавливает ИЧП «Плетеная мебель Тропникова», в мастерских комбината Художественного фонда создан «Центр художественной древесины», специализирующийся на резьбе по дереву, инкрустации; производством разнообразных изделий из бересты занимаются мастера ООО «Артель» в городе Лесном.

Художественный керамический промысел на Среднем Урале был известен с начала XVIII века выпуском глиняной посуды в Невьянском и Сысертском районах. В настоящее время продолжателем дела «Невьянского завода художественной керамики» в Невьянском районе является предприятие ООО «Таволожская керамика». На выпуске посуды с ручной кистевой росписью специализируется ООО «Фарфор Сысерти». В 2000 году «Фарфор Сысерти» освоил производство фарфорово-фаянсовых иконостасов.

Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 года № 262-ПП «Об утверждении Перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области»):

1. Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение.

2. Город Нижний Тагил – лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла.

3. Город Сысерть – производство фарфоровой расписной посуды.

4. Город Богданович – производство фарфоровой расписной посуды.

5. Посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район – производство ювелирных и камнерезных изделий.

6. Село Бутка, Талицкий район – художественное ручное ковроткачество и узорное вязание.

7. Город Туринск – изготовление изделий из дерева с ручной кистевой росписью: детских игрушек, сувениров, кухонных и столовых наборов.

8. Город Артемовский – лозоплетение.

9. Невьянский район – производство художественной керамики.

10. Город Каменск-Уральский – колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

11. Город Лесной – производство изделий из бересты и лозы, керамическое производство, художественное литье и ковка металла.

Введение

1 ЮЖНЫЙ УРАЛ

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения Южного Урала

1.2 Уральская домовая роспись

1.3 Камнерезное искусство Урала

1.4 Уральское чугунное литьё

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

2 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1 Каслинское литьё

2.2 Златоустовская гравюра на стали

2.3 Художественная обработка меди

3 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

3.1 Пуховый платок

4 БАШКОРТОСТАН

4.1 Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия

4.2 Хлопчатобумажные комбинаты

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ЮЖНЫЙ УРАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БАШКОРТОСТАН


ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа производства как основой признака ремесла, закрепленного «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесленных заведений с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов».

Бесспорным остается определение ремесла как профессиональные занятия, для которого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачественные, а часто и высокохудожественные изделия; мелкий характер производства; применения простых орудий труда.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Большое значение в развитии промыслов, а затем и в изучении их состояния, имели Всероссийские художественно-промышленные выставки, устраиваемые в крупных российских городах: Москве (1831), Санкт-Петербурге (1829, 1870, 1902 и далее), Нижнем Новгороде (1896), Казане, Екатеринбурге (1887), а также участие русских кустарей в заграничных ярмарках и всемирных выставках в Париже (1900, 1904), Лейпциге (1907 и др.). В изучении развития фабрично-заводской и кустарной промышленности Южного Урала важное значение имеют исследования М.Д. Машина. Ученый, опираясь на документальные материалы, показывает уровни и объемы развития мелкотоварной промышленности и интересующих нас ремесел по обработке волокнистого сырья (ткацкое), дерева, бересты, металла. Основные тенденции развития кустарной промышленности Урала различных периодов изучались также историками А.А. Кандрашенковым, П.А. Вагиной, Л.В. Ольховой. Вопрос влияния мелкотоварной промышленности Урала на декоративно-прикладное искусство края второй половины 19 начала 20 века ставит и освещает в научных статьях Л.Б. Алимова.

Центральной темой исследований Б.В. Павловского явилось декоративно-прикладное искусство промышленного характера (чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор).

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов и деятельность предприятий занимающихся выпуском изделий художественных промыслов по Южному Уралу, их развития и размещения на территориях: Челябинской, Оренбургской областях и Башкортостане. Для этого ставятся следующие задачи:

1) изучить систему формирования центров художественных ремесел на Южном Урале,

2) вследствие чего произошло формирование тех, или иных центров художественных ремесел на Южном Урале, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане,

3) составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат» р.п. Магнитка

Воспитательный час

Подготовил А.В. Поспелов,

Воспитатель группы № 7

АННОТАЦИЯ

Информационный материал, изложенный в настоящей разработке предназначен для проведения коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками 6-х – 9-х классов с целью ознакомления их с народными традициями и промыслами народов Южного Урала.

Результатом проведения воспитательного часа должна появиться надежда на то, что воспитанники станут с уважением относиться к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей.

Для повышения качества усвоения материала подготовлена мультимедийная презентация.

Тема: « Народные традиции и промыслы Южного Урала»

Цель - формировать уважительное отношение к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей, значению семейных династий в сохранении и развитии художественных ремёсел, творческих умений и навыков.

Природа подарила территории Южного Урала богатейшие природные кладовые, многие из которых уникальны. (Слайд 1)

Урал издавна славился мастерами, умеющими делать различные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, которыми так богаты Уральские горы. Художественное творчество уральских мастеров стало известно по всему миру. (Слайд 2)

Как всё начиналось? Эта история имеет свои корни во глубине многих тысячелетий. До периода, когда древние жители Урала научились выплавлять медь, а это случилось примерно 5 тысяч лет назад, все орудия труда, оружие, предметы обихода изготовлялись из камня. (Слайд 3)

За многие тысячелетия древние южноуральцы многое узнали о свойствах камня. Предпочтение в изготовлении разнообразных предметов быта, орудий труда и оружия они отдавали кремню, горному хрусталю и особенно яшме. (Слайд 4)


(Слайд 5)

Древний мастер собирал подходящие ему по размеру и по форме камни и относил в свою мастерскую. Это были заготовки будущих изделий. Современные ученые называют их нуклеусами .

Нуклеус - в переводе с латинского языка означает «ядро». Использование нуклеусов в деле камнеобработки оказалось чрезвычайно эффективной технической идеей того времени. (Слайд 6)

От нуклеусов отделяли пластинки, а из пластинок изготавливали разнообразные орудия. (Слайд 7)

Из пластин с параллельными краями делали кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными лезвиями . Для этого делалась костяная или деревянная основа. В её пазы при помощи смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки. (Слайд 8)

Основной способ обработки рабочих краёв орудий была ретушь .

Специальным каменным инструментом-ретушером мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке, делал рабочую поверхность такой, какой он её задумал (острой или притуплённой, прямой или вогнутой). (Слайд 9)

На слайдах 10 – 15 представлены образцы изделий древних мастеров Южного Урала. Особого внимания заслуживает слайд № 15, где мы видим настоящее сверло, и это в каменном веке!

В самом конце каменного века южноуральцы отказались от использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах . (Слайд 16)

В это время мастера научились применять двустороннюю ретушь . Ретушь наносилась не только по краю орудия – ею с двух сторон покрывалось всё орудие, оно как бы «строгалось» ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Учёные так и не смогли повторить двустороннюю ретушь в наши дни! Секрет утерян, возможно, навсегда. (Слайд 17-18)

В конце каменного века древние мастера научились изготавливать шлифованные орудия и украшения. (Слайд 19)

В своё время учёный С.А.Семёнов разработал метод изучения древних предметов, который назвали трасологией. Трасология – наука, изучающая следы работы, оставшиеся на поверхностях древних орудий труда. (Слайд 20)

По древним образцам Сергей Аристархович с учениками изготавливал каменные орудия. Поскольку они были новыми, никаких следов работы на них ещё не было. Сделанными орудиями ученые рубили, пилили, жали, сверлили. Затем разглядывали следы работы под микроскопом, фотографировали и сравнивали с древними, «узнавая» их.

Результаты опытов учёных:

1. Копье с кремневым наконечником пробило деревянную доску и несколько слоев оленьей кожи.

2. Стрелы с каменными наконечниками пробили железную КОЛЬЧУГУ.

3. Поле площадью в 25 квадратных метров каменными серпами сжали за один час.

4. Кожу барана каменными скребками обработали за пять часов.

5. Полуметровой толщины сосну срубили каменным топором за 21 минуту. (Слайд 21)

Какой вывод можно сделать?

Каменный век не был диким веком. Гениальных людей тогда, видимо, было столько же, сколько в наши дни. Просто у южноуральцев каменного века было намного меньше возможностей, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы свои. (Слайд 22)

Камень – это природный дар, который издревле используется человеком для строительства и украшения жилища, храмов, дворцов, крепостей, сооружения мостов и плотин. Уральский камень – наша гордость. Природа Уральских гор (а может быть сама Хозяйка Медной горы?) подарила людям потрясающее многообразие камня…..(Слайд 23)

Вот некоторые из них:

(демонстрацию и характеристику камней могут выполнить заранее подготовленные учащиеся)

Змеевик (Слайд 24) - это мягкий поделочный камень, используемый уже более 400 лет. Примечательно, что из него вырезали аптекарские сосуды и называли "аптекарским камнем". По сходству со змеей он считался охранительным средством от змеиных укусов, а потом постепенно перешел в разряд противоядий при любом отравлении. Из него делали чаши, кубки и считали, что если влить в такой сосуд отраву, то он отпотеет. На Урале расположены уникальные месторождения змеевика, натурального камня изумительной красоты. Уральский змеевик (серпентинит) - поделочный камень зеленой окраски с вкраплениями других оттенков, придающих камню сходство с фактурой кожи змеи. Камень хорошо полируется и блестит. Из него делают шкатулки для украшений, настольные часы, шахматы, вазы, канделябры, настольные наборы широко используемые в оформлении интерьеров.

Нефрит (Слайд 25) - полупрозрачный минерал белого и зеленого цвета. Особую прочность ему придают тончайшие кристаллические волокна, спутанные и переплетенные наподобие шерстинок войлока. При ударе пластинка нефрита издает мелодичный звук – свойство редкое среди минералов.

Окраска нефрита лежит в пределах зелено-белой гаммы

За прочность и красоту минерал высоко ценился с древних времен. Сначала из него изготавливали орудия труда, но затем были по достоинству оценены его эстетические качества: тонкая игра света в глубине камня, частично просвечивающегося или даже полупрозрачного.

Нефрит считается национальным камнем Китая. В этой стране он был известен еще во II в. до н. э. Китайцы обожествляли нефрит, называли его «вечным», «божественным», «камнем Земли и Неба», «камнем спокойствия». В XII в. о свойствах нефрита был написан трактат, состоявший из 100 томов и 700 цветных иллюстраций. Китайцы использовали кусочки нефрита в качестве разновесов и денег и приписывали этому минералу пять достоинств, соответствующих душевным качествам человека. Мягкий блеск нефрита соответствовал мягкосердечию; прочность - умеренности и справедливости; звук при ударе - символу науки; негибкость - мужеству; не поддающееся подделке строение было эмблемой чистоты. Конфуций считал нефрит символом ума, гуманности, преданности и правдивости. У древних тюрков и монголов нефрит считался камнем победы, им украшали мечи и пояса.

Нефрит - благородный, очень хорошо обрабатывающийся камень, его блеск не тускнеет со временем.

Родонит (Слайд 26) – Второй по красоте (и стоимости тоже) после малахита поделочный камень Урала. Его название от греческого (родон) – "роза", "розовый", которое указывает на алый, малиновый или розовый цвет этого камня. Не случайно на Востоке родонит за его характерную окраску называли "камнем утренней зари". Для родонита характерны тонкие черные ветвящиеся прожилки, состоящие из окислов марганца. На розовом фоне они образуют затейливые рисунки и узоры, складывающиеся иногда в настоящие "пейзажи". Месторождения родонита известны на Урале, в Индии и Канаде, в Мексике и ЮАР.

Из родонита изготавливают пепельницы, шкатулки, вазы, пудренницы, броши, запонки, бусы и другие декоративно-ювелирные поделки. Самые известные изделия уральских мастеров камнерезного дела хранятся во многих музеях страны, в том числе и в Эрмитаже. Камень родонит применялся для изготовления иконостаса и дарохранительницы храма Вознесения в Санкт-Петербурге. Колонны одной из самых красивых станций московского метрополитена – Маяковской – отделаны этим великолепным уральским самоцветом.

Малахит (Слайд 27) - это единственный минерал зеленого цвета, обладающий собственным неповторимым орнаментом. Характерный зеленый цвет малахиту придают соединения меди.

Окраска его приятно успокаивает взор – от голубовато-лиственного до густо-изумрудного, причем на поверхности камня расцветают будто нарисованные тонкой кистью неизвестного мастера необыкновенные узоры, то пейзажные, то произвольно расходящиеся сеткой радиальных наплывов. Считается, что чем больше на камне завитков, и чем ближе он по цвету к натуральной зелени, тем мощнее его магический фон. При всей своей красоте малахит достаточно хрупок – его надо беречь от падений, резких перепадов температуры, а чистить разрешается лишь мыльной водой и ни в коем случае не применять популярную ультразвуковую или паровую обработку.

В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли "павлиньим камнем". Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно – зеленого и голубовато – зеленого до черно – зеленого.

После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться "русским камнем". Именно здесь добывался малахит для облицовки каминов, столешниц и ваз Малахитового зала Зимнего дворца, а также колонн Исаакиевского собора в Петербурге.

Однако на настоящий момент, увы, малахитовые рудники почти исчерпаны, и на долю современных любителей камня остаются лишь небольшие ювелирные и декоративные изделия.

Умение делать уральские сувениры передавалось из поколения в поколение. И в наши дни народные художественные промыслы России немыслимы без изделий уральских мастеров. (Слайды 28-29)

Кроме поделок из змеевика и других камней, уральские умельцы изготавливают рисованные панно на спилах дерева. (Слайд 30) На спил дерева благородных пород, таких, как осина, ольха, липа, наносится рисунок дробленым поделочным камнем разных оттенков. Эта оригинальная технология – разработка местных мастеров. Каждый сезон художники придумывают что-то новое. Сегодня, кроме пейзажей, на спилах дерева делают панно с изображением зверей и птиц.

Изделия из камня отличаются оригинальностью, потому что срезы камня делают каждый сувенир неповторимым. Поделки, стоящие в доме, придают ему неповторимый стиль. Это как маленькая частичка природы, попавшая в ваш дом, чтобы оживить его и сделать более теплым и уютным. Уральские сувениры – настоящие произведения искусства, призванные украсить ваше жилище.

В Кусинском районе многие жители занимаются изготовлением поделок и сувениров из камня. В трудные 90-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, их мастерство помогло им справиться с трудностями. Во многих семьях работа с камнем стала династией, передаётся от родителей к детям.

Практикум-задание на закрепление новых знаний:


  • Какие камни предпочитают в своей работе уральские мастера?

  • Когда на Южном Урале закончился каменный век?

  • Что такое ретушь?

  • Вспомните результаты опытов ученых-трасологов;

  • Знаете ли вы семьи наших земляков, где работа с камнем стала династией?