Источники инновационного финансирования. Оборудование и сырье, используемые в производстве

И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

Инновационный характер развития современной мировой экономики приводит к усилению неопределенности условий принятия инвестиционных решений в результате ужесточения конкуренции и сокращения жизненного цикла многих видов продукции. Для российской экономики развитие инновационной деятельности является не только объективной необходимостью, но и фактором выживания на рынке международного разделения труда.

В настоящее время одним из основных факторов, тормозящих развитие инновационных процессов в России, является дефицит инвестиционных ресурсов для финансирования исследований и разработок в высокотехнологичных секторах экономики и дальнейшего внедрения их результатов в производство. Россия значительно отстает от промышленно развитых стран Запада и даже от некоторых стран БРИК по объемам инвестирования в инновационный сектор.

Проблемы инвестирования инновационной деятельности в России на современном этапе осложняются тем, что отсутствует реальная эффективная поддержка инновационных процессов со стороны государства.

Так, общие расходы на НИОКР в последнее десятилетие не превышали в России 1,0-1,1 % ВВП в год, в то время как в США, Японии и Германии - лидерах в области высоких технологий - этот показатель ежегодно составлял не менее 2,5-3 % ВВП .

В настоящее время государство пытается увеличить объемы финансирования инновационной сферы. Растут объемы бюджетного финансирования инноваций, формируется система государственных институтов поддержки наукоемких предприятий и отраслей на федеральном уровне, таких как Роснано, Российская венчурная компания. Однако возможностей государства явно недостаточно для обеспечения быстрого роста высокотехнологичных производств в силу ограниченности бюджетных ресурсов.

Многогранность инновационной деятельности (включая генерирование идей, создание новой продукции, применение нового сырья, разработку новых технологий, формирование новых организационных структур и освоение новых рынков) и разная степень возможного результата инновационного процесса требуют различных вариантов инновационной деятельности и обусловливают многообразие источников ее финансирования.

В системе финансового обеспечения инновационного развития экономики важное место принадлежит, как уже отмечалось, бюджетному финансированию. Поскольку бюджетные деньги - это, прежде всего, длинные деньги, только за счет этих средств могут осуществляться проекты с длительными сроками окупаемости или вовсе не- окупаемые. Практически во всех случаях, когда нужны масштабные инвестиции, а сроки окупаемости - длительные, бюджетное финансирование является абсолютно необходимым.

Кроме того, средства бюджета можно перераспределять между отраслями и регионами в силу необходимости развития приоритетных направлений и бюджетного стимулирования инновационной деятельности.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджета должно осуществляться в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и направляться на решение крупномасштабных научно-технических проектов, а также на поддержку среднего и малого инновационного предпринимательства.

В реальной действительности роль бюджетного стимулирования инновационной деятельности во многом определяется экономическими и политическими факторами и ролью государства в обществе. В настоящее же время Министерство финансов РФ направляет бюджетные средства не на финансирование инновационного развития страны, а в резервные фонды, размещаемые за рубежом.

Эпицентр инвестирования инноваций переместился из государственного сектора на уровень отдельных компаний и предприятий. Инновационная деятельность может осуществляться не только генераторами инновационных идей. Многие компании могут участвовать в этой деятельности в качестве портфельных или даже прямых инвесторов.

Финансовый кризис вскрыл глубокие проблемы и противоречия российской экономики, ее неготовность к вызовам глобализации. К концу 2009 г. был сформулирован курс на модернизацию экономики, а также курс на инновационный путь развития экономики, в рамках этого курса была разработана и принята «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года». Важную роль в реализации данного курса должен сыграть финансовый рынок.

Финансовые кризисы всегда означают резкое повышение рисков и неуверенность предпринимателей в будущих инвестиционных проектах, исчезновение доверия между кредиторами и должниками. По этим причинам ожидать отдачи от финансового рынка в разгар кризиса нельзя. Однако анализ того, как работал финансовый рынок накануне и во время кризиса, а также как работает сейчас, дает основания предполагать, что российский финансовый рынок в настоящий момент не в состоянии в полной мере решать задачи реструктуризации и модернизации экономики, а также внедрения инноваций.

Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, при действующей системе регулирования доходность вложений от спекулятивных стратегий на финансовом рынке, например стратегии carry trading или использования плеча с помощью заимствования средств через сделки РЕПО, оказывается выше, чем от вложений в новые производственные мощности или в инновационные технологии.

Во-вторых, в силу переориентации многих банков от кредитования в пользу инвестиций в корпоративные облигации ими утрачиваются навыки проектного финансирования реальной экономики, а обеспечивающий привлечение краткосрочных инвестиционных ресурсов рынок рублевых облигаций не является источником пополнения реального капитала компаний, а тем более не является источником финансирования нововведений. В промышленно развитых странах основной объем (60-70 %) расходов на НИОКР финансируется частным капиталом, а не государством. В частности, за рубежом, особенно в западноевропейских странах, важную роль в привлечении финансовых ресурсов в инновационную сферу играют коммерческие банки. Банковская система России слаба и не способна осуществлять масштабное кредитование экономики.

Как показывает анализ мирового опыта, одним из эффективных способов привлечения банковского капитала в инновационный сектор является развитие механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства), в рамках которого государство и кредитные институты осуществляют совместное финансирование новых разработок. При этом государство принимает на себя те виды инвестиционных затрат и рисков, которые неприемлемы для банков.

В России роль банков в поддержке инноваций пока невелика. По ряду экспортных оценок, их вклад в финансирование внутренних затрат на НИОКР не превышает сегодня 4-5 %, что явно не соответствует потребностям национальной экономики. Банки неохотно вкладывают деньги в проекты, связанные с разработкой и внедрением высоких технологий, поскольку эти проекты имеют, как правило, высокий уровень риска.

В-третьих, на российском рынке не развиты традиционные институты инноваций в виде фондов прямых инвестиций и фондов венчурного финансирования. Наконец, в России не работает система долгосрочных сбережений населения. Кроме того, неблагоприятный инвестиционный климат затрудняет привлечение прямых иностранных инвестиций и долгосрочных портфельных вложений. Анализ зарубежного опыта показывает, что необходимо активно использовать различные инструменты фондового рынка для технологического перевооружения приоритетных отраслей народного хозяйства и внедрения инноваций в производство.

Анализ реальной российской практики показывает, что в основе роста рынка корпоративных облигаций с начала 2004 г. до июля 2008 г. лежала стратегия carry trading, осуществлявшаяся российскими банками и иностранными хедж-фондами. С августа 2008 г. по настоящее время, как отмечают ряд аналитиков, рост рынка рублевых облигаций основан на ресурсах, сконцентрированных в банках в результате оказания им антикризисной поддержки государством при стагнации роста кредитных портфелей.

Одним из обязательных условий при выпуске корпоративных облигаций в большинстве случаев являлась гарантия эмитентов в форме оферты, предоставлявшая владельцам облигаций право на предъявление их к выкупу эмитентом через один-три года с момента размещения ценных бумаг. Данные оферты по существу меняли природу долгосрочных облигаций, превращая их в инструменты относительно краткосрочных финансовых ресурсов. Эти ресурсы, привлекаемые с помощью выпуска облигаций, активно использовались эмитентами для осуществления финансирования сделок слияний и поглощений, рефинансирования кредитов, для активной экспансии бизнеса и иных относительно краткосрочных целей. Из-за относительной краткосрочности облигационного финансирования и низкой доходности вложений в формирование новых основных фондов, а также в развитие новых технологий роль облигаций в финансировании реального сектора экономики до сих пор остается минимальной, тем более данные инструменты не могут быть использованы для финансирования инновационных разработок.

Более эффективным инструментом привлечения средств для финансирования основных фондов, чем выпуск корпоративных облигаций, являются публичные размещения акции в форме IPO и SPO. Это обусловлено тем, что средства от проведения IPO являются более долгосрочными. Наиболее активно IPO акции проходили в 2006 и 2007 гг., когда компании привлекли соответственно 17,0 млрд долл, и 33,0 млрд долл. Это дало возможность компаниям часть средств направить на приобретение основных фондов. Однако значительная часть ресурсов, привлекаемых на фондовом рынке, направлялась на выкуп бизнеса у прежних владельцев, рефинансирование долгов и обслуживание сделок по слиянию и поглощению компаний.

Таким образом, говорить о том, что значительная часть поступлений от размещения акций и тем более корпоративных облигаций способствует модернизации экономики, внедрению новых технологий, пока не приходится. Более того, объем средств, которые компании привлекают с помощью размещения акций и корпоративных облигаций и затем направляют на приобретение новых основных фондов, составляет крайне малую долю в источниках финансирования основных средств.

Главными источниками финансирования основных средств компаний реальной экономики остаются их собственные накопления, помощь государства, внебюджетные фонды и кредиты банков. На их долю приходится около 70 % всех источников инвестиций в основные фонды. В течение 2000-х годов, несмотря на активный рост фондового рынка вплоть до 2008 г., доля средств, привлекаемых с помощью эмиссии облигаций и акций, в источниках финансирования даже основного капитала компаний оставалась незначительной. По экспертным оценкам, в 1999 г. она составляла 0,7 % от всех источников финансирования основных фондов, а в 2008 г. увеличилась всего до 1,6 %.

Проблемой российской экономики с точки зрения развития инновационной деятельности является слабость индустрии фондов прямых инвестиций и венчурных фондов. Эти фонды можно подразделить на фонды, созданные в офшорных зонах за рубежом, и закрытые паевые инвестиционные фонды, осуществляющие деятельность на основании Федерального закона от 14 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах» (в ред. 2007 г.).

Что касается закрытых ПИФов прямых инвестиций, то перспективы их развития пока под сомнением. В соответствии с законодательством об инвестиционных фондах любая информация о ПИФах прямых инвестиций как фондов, предназначенных лишь для квалифицированных инвесторов, в конце 2009 г. перестала быть публичной. Согласно требованиям ФСФР России фондовые биржи создают специализированные секции торгов для квалифицированных инвесторов, участникам которых будет доступна информация о таких фондах. В этой ситуации непонятно, как будут узнавать о действующих и новых ПИФах прямых инвестиций их потенциальные инвесторы, не имеющие статуса «квалифицированных», включая иностранных инвесторов. Данные фонды оказались вне поля зрения аналитиков и специалистов. Введенные ФСФР России информационные барьеры по деятельности ПИФов прямых инвестиций приведут лишь к резкому снижению интереса к ним потенциальных инвесторов, что отрицательно скажется на перспективах развития данных фондов в России.

Созданию и развитию частных фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в России также препятствует отсутствие государственной стратегии инновационного развития. Дальнейшее развитие системы инноваций требует создания централизованных структур с их региональными представительствами, которые бы взяли на себя функции по координации усилий многочисленных организаций по содействию продвижению новых технологий в экономику, а также раскрытию информации о возможностях инновационных организаций для предприятий разного профиля.

  • См.: Инновационное развитие экономики. Международный опыт и проблемы России. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 284.

Необходимым условием повышения инновационной активности в стране, перехода на преимущественно инновационный путь развития экономики выступает эффективное финансовое обеспечение инновационных процессов.

Система финансирования инновационной деятельности в России пережила несколько эволюционных этапов, переходя от применения в основном бюджетного финансирования к преимущественному использованию собственных средств предприятий и организаций для инновационных целей. В связи с ограниченностью собственных средств, падением платежеспособного спроса на инновации особую актуальность получает задача формирования многоисточниковой системы финансирования инноваций. К принципам создания такой системы отнесём охват финансированием всех стадий инновационного цикла, гибкость и динамичность форм и источников финансирования, целевой, адресный и конкурсный характер финансирования, эффективность финансирования.

Средства, используемые для финансирования инноваций, различаются по видам собственности, степени централизации, по уровням и формам финансирования.

По видам собственности различают:

Государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, имущество в государственной собственности);

Инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

Собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

Привлечённые средства государственной кредитно-банковской и страховой сфер;

Заёмные средства (международные заимствования и внутренний долг государства).

На уровне предприятия к источникам финансирования можно отнести:

Собственные средства (уставный капитал, прибыль на накопление, амортизационный фонд, страховые возмещения, иммобилизованные ресурсы);

Привлеченные средства, полученные от продажи акций, партнёрский капитал;

Заёмные средства (бюджетный, банковский, товарный кредиты на различной основе).

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены бюджетными доходами, зависят от политико-экономических условий. В технологически развитых странах размеры бюджетных средств на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учётом национальной инновационной стратегии и оборонной доктрины.

Например, в Японии на уровне Конституции введено ограничение: не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований . Примерно в таких же пропорциях осуществляется финансирование.


В бывшем СССР в конце 80-х годов прошлого века расходы на НИОКР составляли примерно 5 % национального дохода. В настоящее время эти расходы в реальном исчислении сократились примерно в 7 раз и составляют чуть более 1 % ВВП России. При этом в общей сумме расходов на инновации доля бюджетных источников не превышает 5 %. Объекты бюджетного финансирования инновационной деятельности представлены на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Система бюджетного финансирования инновационной сферы

Бюджетное финансирование представлено базовым финансированием на содержание бесприбыльных научных организаций и конкурсным финансированием инновационных проектов и программ, в том числе через целевые бюджетные фонды.

РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) создан в 1992 г. для поддержки инициативных проектов фундаментальных исследований, оказания помощи талантливым учёным, поддержки издания научной литературы и т.п. Он образуется за счёт государственных ассигнований в рублях и иностранной валюте (в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки), а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников. РФФИ предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит целью содействие развитию фундаментальной науки, повышение квалификации учёных. Фонд является некоммерческой организацией и не имеет целью извлечение прибыли.

ФФПИ (Федеральный фонд производственных инноваций) образован в 1995 году для государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям, освоение конкурентоспособных технологий, новых видов продукции, в основном применяется на стадии освоения, производства, реализации новшеств. Источниками формирования фонда являются государственные инвестиции (предусмотренные отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе 1,5 % государственных централизованных капитальных вложений), кредиты банков, добровольные взносы. Фонд осуществляет отбор и финансирование инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоёмких производств, технического перевооружения предприятий, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок. Фонд обеспечивает финансирование на возвратной основе с оплатой использования средств федерального бюджета.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в 1994 г. в целях государственной поддержки инновационной деятельности (создание малых наукоёмких фирм, инкубаторов бизнеса, инжиниринговых центров), развития конкуренции. Источниками формирования фонда являются бюджетные ассигнования (1 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки), добровольные взносы, иные поступления от деятельности фонда.

Размещение средств государственных фондов осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала.

Реализация государственно-коммерческого финансирования инновационных процессов требует сертификации проектов и предоставления инвесторам государственных гарантий. Благодаря сертификации проекта выявляется его качество, определяется размер государственной поддержки, повышается доверие к проекту со стороны отечественных и зарубежных инвесторов.

Применение базового финансирования имеет задачей сохранение материально-технической базы и высококвалифицированных кадров организаций, нацеленных на обеспечение государственных приоритетов.

Общеотраслевые, межотраслевые и региональные инновационные проекты и программы могут финансироваться также за счёт внебюджетных фондов научных исследований и экспериментальных разработок, которые образуются в федеральных органах исполнительной власти, министерствах, в крупных городах и регионах, а также в концернах, холдингах, ФПГ за счёт отчислений предприятий (1,5 % к себестоимости продукции). Часть средств внебюджетных фондов (25 %) аккумулируется в Российском фонде технологического развития (РФТР), который был образован в 1992 году для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала России. С 2000 г. фонд проводит серии конкурсов, ориентированных на внедрение новых технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора экономики.

Инициаторами конкурса выступают предприятия, заинтересованные во внедрении новых технологий. Они предоставляют в фонд заказ на разработку технологии, техническое задание, сведение о своей финансово-хозяйственной деятельности и письменное обязательство о выкупе результатов. На основании заказов проводится конкурс среди организаций-разработчиков.

РФТР проводит комплексную экспертизу предложенных проектов, осуществляет отбор и обеспечивает финансирование НИОКР, осуществляемых победителями конкурса, на возвратной основе. Предприятие-инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе, после оценки конкурсной комиссией. Участие в конкурсе позволяет предприятиям провести технические нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные с осуществлением НИОКР.

В условиях нестабильности экономических систем, характеризующихся высоким уровнем инфляции, рычаги прямого государственного финансирования инноваций отходят на второй план. Всё большее значение приобретают иные источники, в том числе собственные средства предприятий и организаций. В рыночной экономике предприятия функционируют и развиваются за счёт собственных средств. Доля этого источника в общей сумме средств, расходуемых на инновации, в России составляет около 80 %, что соответствует уровню развитых стран (США – 73 %, Германия – 90 %). Источниками собственных средств выступают акционерный капитал, прибыль, направляемая на развитие, и амортизационный фонд.

Как показывает опыт зарубежных компаний, акционерный (паевой) капитал может являться эффективным источником финансирования крупных и средних инновационных проектов, связанных с переходом на выпуск новых видов продукции, техническим перевооружением производства.

Российским предприятиям, имеющим форму открытых и закрытых акционерных обществ, при нехватке собственных средств для инновационной деятельности следует прибегать к дополнительной эмиссии ценных бумаг. В связи со сложностью и дороговизной этого процесса его могут использовать лишь крупные, успешно работающие предприятия. К тому же возможности использования этого источника ограничены неразвитостью фондового рынка в России, а длительность инновационного процесса может сделать подобное вложение средств в условиях инфляции неэффективным.

Роль амортизационного фонда как источника финансирования обновления оборудования в настоящее время существенна. Однако амортизационная политика направлена лишь на простое, а не расширенное воспроизводство основных фондов. Нуждается в корректировке механизм хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции.

Средства фонда развития производства, образуемого за счёт прибыли предприятия, предназначены для обновления НИОКР, технологических проектов и программ, освоения новых видов конкурентоспособной продукции. Отрасли, которые в годы реформ в России сохранили достаточный объём оборотных средств, в настоящее время активно осуществляют инновационную деятельность. Организации с длительным технологическим циклом производства (машиностроение) лишены реальной возможности финансирования инноваций за счёт собственных средств. Одним из факторов, препятствующих использованию собственных средств на инновационные цели, является также вывоз капитала из России.

Вместе с тем возможно использование иностранных инвестиций в качестве источника финансирования российских инновационных проектов. Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В настоящее время доля этого источника не превышает 2 % при целесообразном уровне 10 % . Наиболее привлекательны для иностранных инвесторов нефтегазодобыча, алюминиевая и пищевая промышленность.

Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности российских предприятий, т.к. прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны.

Преобладающей формой приобретения иностранными инвесторами акций отечественных предприятий должны стать конкурсы, причём покупка акций должна обусловливаться участием инвестора в технико-технологических инновациях на предприятиях.

По мнению Д.И. Кокурина , вывезенные из России за последние годы валютные средства в случае их реинвестирования в российскую экономику могли бы полностью удовлетворить потребности страны в инвестициях.

Ограниченность необходимых средств для инновационной деятельности у предприятий и государства приводит к необходимости использования заёмных средств, а именно банковских кредитов.

Роль кредита в осуществлении инновационной деятельности отмечена ещё Й. Шумпетером. Основное преимущество и привлекательность кредитования заключается в том, что после возврата кредита предприниматель-новатор сохраняет контроль над своим бизнесом (предприятием) и не несёт более никаких обязательств перед своим кредитором.

Кредит наиболее полно соответствует характеру рыночных отношений благодаря принципам его предоставления (возвратность, срочность, платность, обеспеченность). Однако российский коммерческие банки имеют сравнительно небольшой собственный капитал, удельный вес которого в пассивах низок, преобладают краткосрочные пассивы, высоки ставки резервирования. Эти особенности не позволяют большинству российских банков осуществлять долгосрочное кредитование инновационных проектов. Острота проблемы увеличивается в связи с отсутствием или незначительной стоимостью залога у предприятий и организаций. К тому же банковский кредит может обслуживать лишь заключительные этапы инновационного цикла. Всё это обусловливает незначительную долю данного источника в общей сумме средств на инновации (6 – 8 % в России против 20 – 40 % в развитых странах). Доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на инновационные цели, не превышает 2 %. Инновационные кредиты являются высокорисковыми и поэтому требуют особых механизмов реализации, к числу которых можно отнести венчурное финансирование, лизинг. Однако эти формы, несмотря на их перспективность, не получили пока широкого распространения в России.

В России происходят весьма интересные события. Страна в ближайшее время может буквально «закипеть» от инновационного прорыва. Это связано, с одной стороны, с определенной безвыходностью, в которой объективно оказалась отечественная экономика. С другой стороны, возрастает поток внятных и продуманных позиций, свидетельствующих о том, что маховик государственной инновационной политики постепенно начинает набирать обороты. В этой связи предлагаю еще раз посмотреть на финансирование инновационных проектов с позиции традиционных в современном понимании подходов к возможным источникам.

Специфика условий финансирования

Инновационный проект как вид инвестиционной проектной деятельности обладает основными чертами, присущими данной форме развития бизнеса, опирается на типовые подходы и методологию ИД. Вместе с тем, настоящий вид проектов отличается от основной массы инвестиционных задач высоким потенциалом эффективности вложений. Специалисты небезосновательно утверждают, что для инновационных проектов внутренняя норма рентабельности должна превышать значение в 70%. Однако до сих пор многие зарубежные и российские эксперты отмечали, что в отечественной практике уровень подлинной новизны и эффективности в проектах был несущественным. Это вовсе не означает провала самой идеи новой инновационной политики государства. Есть еще одна черта, играющая немаловажную роль для инвестиционной привлекательности инноваций.

Уникальному потенциалу доходности инновационных проектов сопутствует высокий уровень риска, который значительно выше, чем в среднем для обычных инвестиций. Во всем мире данной группы не позволяет достигать успешности вложений более, чем в 20% случаев. Эти особенности накладывают отпечаток на подходы к реализации и финансированию проектной деятельности в инновационной сфере. Требуются тщательный учет рисков, управление ими и нетривиальные способы привлечения финансовых источников для осуществления исследований, научных разработок, внедрения их в практику.

Среди специфических особенностей проектов в сфере инноваций выделяется их специальная форма, при которой уникальная задача реализуется как самостоятельный бизнес-проект (выделенный субъект хозяйственной деятельности). Такой бизнес часто организуется в формате малого предприятия. Данный подход в значительной степени позволяет реализовать идею резких технологических скачков за счет свободы новизны и фокусирования на локальных разработках. Поэтому источники и формы финансирования данной категории проектов должны изначально быть настроены на средовую специфику бизнеса, где генерация прибыли зависит от успеха внедрения нововведений. Начинающие инновационные фирмы, обладая капиталом в основном нематериального вида, сталкиваются с рядом проблем, среди которых выделяются:

  • обстановка высокой неопределенности, риска;
  • отсутствие на рынке капитала дешевых финансовых ресурсов;
  • отсутствие или незначительность залоговой базы для заимствований;
  • необходимость тщательного подбора оптимального состава источников финансирования.

Источники финансирования и этапы жизненного цикла

В настоящей статье рассматриваются примеры малых инновационных предприятий. Мы не принимаем в зону внимания гиганты отечественной индустрии. Следовательно, речь пойдет о связи финансирования бизнес-проектов – небольших инновационных фирм со стадиями их жизненного цикла. Ниже представлена таблица этапов ЖЦ инновационной компании. Он разбит на пять стадий, первые четыре из которых включают процедуры инвестирования, а значит, требуют внимания с точки зрения подбора источников финансирования.

Стадии жизненного цикла инновационной фирмы

Источники финансирования, которые включаются в первую очередь, называются «3Fs» (family, fiends, fools). Первая стадия, именуемая посевной, подразумевает действия по проверке самой идеи или создание прототипа. Она, как правило, в первую очередь инициирует использование личных сбережений родоначальников, их семей и друзей. Естественно, что это незначительные средства. Но их уже может быть достаточно, чтобы убедиться в состоятельности самой оригинальной идеи. Подобные источники возникают очень часто, таят в себе определенные опасности на будущее в силу неформального подхода к учету средств и неясности природы источника (то ли кредит, то ли вклад в бизнес).

Наряду со средствами основателей могут быть привлечены и другие источники, например, государственные и негосударственные «посевные» фонды. Средства из этих фондов предоставляются заявителям в нескольких типовых формах. Однако финансы из описываемого источника труднодоступны, носят весьма ограниченный и жестко целевой характер. Данный источник предполагает следующие формы финансирования.

  1. Гранты некоммерческих фондов.
  2. Льготные беззалоговые кредиты.
  3. Льготные кредиты с компенсацией процентных ставок.
  4. Инвестиции, аналогичные венчурным.

Источники, объемы и риски инвестиций в инновационные бизнес-проекты

На начальной стадии и в период старта проекта к финансированию могут быть привлечены так называемые «бизнес-ангелы». Ими считаются инвесторы – физические лица, которые вкладывают значительные суммы от десяти до сотен тысяч валютных денежных единиц. Таким образом они входят в состав участников фирмы, получая весомую долю ее собственности. Их задача – заработать прибыль от продажи своей доли в момент, удобный для выхода из бизнеса. Далее, по мере развития проекта, формы финансирования претерпевают изменения, сменяя друг друга в ходе роста капитализации бизнеса и потребных объемов вложений. Среди источников, возникающих после завершения «посевной» стадии, можно назвать такие, как:

  • средства венчурных фондов;
  • средства, привлекаемые ;
  • разнообразные кредиты банков, в том числе по модели проектного финансирования;
  • средства, привлекаемые в результате эмиссии акций.

Последовательный подход к финансированию

Риск недостаточного финансирования, конечно, меньше, чем риск провала исследования, разработки и внедрения. Тем не менее, он также велик, поэтому стратегия выбора структуры, методов и форм финансирования инновационного проекта имеет непреходящее значение. Как известно, компании могут использовать внутренние и внешние ресурсы. Формам и видам источников мы уделим особое внимание, а в данном разделе рассмотрим подготовительные этапы перед набором действенных инструментов финансового наполнения инвестиционного процесса. Как мы выяснили ранее, сами источники и их наборы зависят от стадии жизненного цикла проекта.

Формы источников финансирования на разных стадиях инновационного бизнес-проекта

С точки зрения стоимости ресурсов, увеличивающих инвестиционную емкость проекта, сложностей привлечения финансов (особенно на начальной стадии) предпочтительными являются собственные источники компании и ее владельцев. Однако уповать в современных условиях только на данный вид финансовых ресурсов означало бы «поставить крест» на всех начинаниях в инновационной сфере. Это означает, что нужно последовательно находить комбинированные решения, избирательно рассматривать всю гамму инструментов, действующих на рынке и постоянно инициируемых в ходе воплощения государственной политики.

Руководство фирмы до начала проекта и на каждом этапе его ЖЦ должно пересматривать схему финансирования, совершенствовать ее, исходя из новых реалий. Возможности постоянно находятся в динамике и развиваются. Новые варианты возникают и предоставляются регулятором и его институтами. Значительные возможности открываются благодаря новому уровню капитализации инновационного результата. При этом разнообразные формы источников обладают собственными составами ограничений и требований. Данные обстоятельства требуется учитывать в каждой итерации переосмысления.

Хорошо срабатывает тактика диверсификации источников финансирования. Но крайностей желательно избегать и не делать ставку только на один источник. При этом следует помнить, что каждая из форм обладает своей трудоемкостью, которая в совокупности может оказаться слишком дорогим ограничителем. На обеспечительные издержки нужно смотреть не только с финансовой точки зрения, но и с позиции возможных потерь времени. Иными словами, экономическая целесообразность широкой гаммы средств должна быть оправдана. Далее вашему вниманию представляется поэтапная модель выбора метода и форм финансирования проекта в инновационной сфере.

Схема выбора метода и форм финансирования инновационного проекта

Ревизия состава источников финансирования проекта, выполняемая на каждом этапе, позволяет компании более рационально привлекать новые средства. Риск недостаточности средств снижается. Своевременный пересмотр помогает снизить и временные затраты на привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Ниже представлен возможный вариант выбранных методов поэтапного финансирования без привязки к источникам.

Вариант методов поэтапного финансирования инновационного проекта

Типовые источники финансирования инноваций

Неоднократно было отмечено, что все источники финансирования инвестиционного проекта делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники известны. Главными из них являются уставный капитал, сформированный при учреждении общества, и нераспределенная прибыль. Внутри прибыли заложены амортизационные накопления, которые, к сожалению, стандартно не выделяются в . К внутренним резервам финансирования относятся также добавочный капитал, формируемый за счет переоценки основных средств, и краткосрочная кредиторская задолженность. Но она способна лишь эпизодически ресурсно поддерживать инвестиции. Для нас же в настоящем осмыслении важнее привлекаемые внешние средства.

Классификация форм проектного финансирования

Проектное финансирование понимается в широком и узком смысле. В широком смысле мы выделяем из общего потока поступлений денежных средств и их источников только те из них, которые целевым образом служат проектным инвестиционным целям. При этом в учет принимаются реальные проекты, сопровождающиеся вложениями в основной капитал (основные производственные фонды, нематериальные активы, НИОКР). Инновационная направленность таких источников еще более сужает спектр их использования.

В узком смысле проектное финансирование предполагает особую форму обеспечения привлеченных заемных средств, при которой реализуется частично беззалоговая модель взаимодействия с кредиторами. Кредит в таком случае гасится за счет денежных потоков, генерируемых результатами самого проекта. Мы в данной статье будем оперировать понятием проектного финансирования (ПФ) и в широком, и в узком смысле. Формы источников ПФ хорошо подходят к формированию пула ресурсов для целей инновационного инвестирования. Далее размещена классификационная схема источников финансирования инновационных проектов.

Классификация форм финансирования инновационных проектов

Финансирование проектов инновационного типа делится на две большие формы: проектную и венчурную. Внутренние источники ПФ достаточно стандарты для любого вида инвестиций. Отмечу только, что, поскольку мы ведем речь о малых предприятиях, проходящих свой жизненный цикл от «0» до завершения жизнедеятельности, на старте приходится говорить только об одном существенном внутреннем источнике – сформированном владельцами уставном капитале. Среди типовых внешних источников выделяются следующие.

  1. Инвестиционный кредит и кредитные линии.
  2. Целевые облигационные займы.
  3. Долевое проектное финансирование в форме дополнительной эмиссии акций или учреждения отдельного субъекта деятельности под инновационный проект.
  4. Инновационный кредит.
  5. Дополнительная эмиссия конвертируемых акций.
  6. Выпуск конвертируемых облигаций.

Первые две формы являются типовыми для финансирования инвестиционной деятельности. Инвестиционные кредиты и кредитные линии носят долгосрочный характер, требуют глубокой проработки, обоснования и значительных сумм внесенного «посевного капитала» от инициаторов бизнес-проекта (не менее 5-6% от заявленной на кредит суммы). Настоящая форма предъявляет высокие требования к имущественному обеспечению, надежности поручительств. Рыночная стоимость обеспечения рассматривается к залогу с понижающим коэффициентом, что делает данный вид в условиях современной стагнации экономики невыгодным. Целевые облигационные займы также являются достаточно редкими источниками. Они требуют соблюдения по отношению к материнской компании-инициатору множества условий по финансовому состоянию, целевому использованию, имиджу и доверию к ней.

Формы долевого проектного финансирования

Долевое проектное финансирование занимает несколько промежуточное положение между внутренними и внешними источниками. С одной стороны, оно проходит через уставный капитал. С другой стороны, данный источник служит привлечению капитала в инновационный бизнес-проект на долевой основе. Иными словами, инициатор проекта (он же его владелец) намеренно делится долей собственности в бизнесе с соинвесторами для целей успешности своего начинания. Основных форм такого финансирования две.

  1. Учреждение материнской компанией или ее участниками совместно с привлекаемыми инвесторами новой инновационной фирмы с формированием уставного капитала, достаточного для разработки и коммерческого внедрения новшества.
  2. Дополнительная эмиссия акций, которая объявляется для целей финансирования отдельного проекта в рамках действующей компании.

В российских реалиях первый способ значительно больше подходит для реализации инноваций. Я ни разу не видел на практике, чтобы владелец-руководитель материнской компании не боролся с искушением нецелевого использования полученных средств на операционные цели. Надо понимать, что финансы в большинстве отечественных компаний не прозрачны. И эта проблема носит глобальный характер. Учреждение отдельной компании позволяет инвесторам держать свои капиталы под контролем и не допустить их нецелевого применения.

Большое значение для данной формы привлечения средств имеет правовое ее обеспечение. Учредительный договор требует тщательной подготовки. Для инновационных бизнес-проектов характерной является ситуация, когда одна сторона (инициатор) является носителем идеи, технологии, активов уникального свойства, несущих новаторский потенциал. Другая сторона имеет денежные средства и желает получить сверхприбыли (по отношению к среднерыночным значениям). Обе стороны соединяются в переговорном процессе, результаты которого и все договоренности важно закрепить соглашением.

Денежные средства соинвестора могут вноситься единовременно или поэтапно, в форме взносов в уставный капитал или по закрытой подписке. Число нюансов очень велико. В целом же выделяют три варианта инициации привлечения соинвесторов с целью финансирования или дофинансирования проекта.

  1. Партнерский капитал привлекается предпринимателем – носителем уникального инновационного ресурса.
  2. Крупные многопрофильные фирмы осуществляют поиск и привлечение партнеров для учреждения дочерней компании.
  3. Инновационная фирма, оказавшаяся в состоянии перед банкротством, намеревается благодаря привлечению соинвестора поправить свои дела и продолжить реализацию проекта.

Формы смешанного проектного финансирования

Смешанное проектное финансирование представляет собой некую симбиотическую форму, воплощающую черты нескольких типов источников финансирования инноваций. Одной из подобных форм является инновационный кредит как разновидность проектного целевого кредита, предоставляемого под создание выделенной фирмы. Отдельный бизнес-проект, решающий задачи НИР, внедрения новой продукции и технологии с процедурой их коммерциализации служит объектом, под который осуществляются заимствования. Особенностью данной формы является право кредитной организации в любой момент перевести непогашенную вовремя задолженность по основному долгу в пакет акций или долю в уставном капитале кредитуемой компании.

Механизм такой конвертации задолженности предполагает оценку капитала компании-заемщика по рыночной стоимости. Среди мотивов кредитора можно выделить намерение получать курсовой доход по акциям. При первой возможности он стремится перехватить контроль по перспективной проектной разработке и впоследствии получить дополнительную прибыль от продажи пакета. Инновационный кредит реализуется в несколько шагов.

  1. Детальный анализ бизнес-плана инновационного проекта.
  2. Получение экспертного заключения о потенциале проекта в динамике его капитализации в перспективе.
  3. Оценка перспектив получения контроля над компанией.
  4. Выдача кредита.
  5. Получение обычного дохода от предоставления заемных средств или требование обмена задолженности на пакет акций. Пакет акций может быть передан кредитору бывшими его владельцами, либо отчужден в результате дополнительной эмиссии.
  6. Формирование дополнительных возможностей для получения прибылей сверх стандартной платы за обслуживание заимствований.

Следующей смешанной формой финансирования является эмиссия конвертируемых акций в дополнение к действующему капиталу, целевым назначением которой служит их обмен на облигации инновационной компании. Для такой формы специально назначается временной промежуток, в котором конвертация допустима. Устанавливаются срок облигаций, на который производится обмен акций, их номинальная стоимость и размер процентной ставки. Указываются сроки выплаты купонного дохода. Разрабатывается механизм действия (фиксации или расчета) соотношения стоимостей акций и облигаций для обмена. Данная форма способна значительно снизить инвестиционные риски, вызванные обесценением акций из-за неуспеха проекта.

Подобный механизм может быть запущен при применении выпуска конвертируемых облигаций для целей финансирования инноваций. При этом действует обратная процедура обмена облигаций на акции, что при потенциале их роста может благоприятно сказаться на привлечении средств. Преимущества акций проявляются для инвестора за счет курсовой разницы и возможности участия в управлении при формировании значительного их пакета.

Специфика венчурного финансирования

Проектное финансирование обладает разнообразными формами. Совершенно обособленным его типом является венчурное финансирование. Данное направление поддерживается высшим уровнем исполнительной власти страны. По существу, речь идет о развертывании целой отрасли венчурных инвестиций. К 2020 году в венчурной парадигме запланирован рост инвестирования в инновационные компании в 40-150 раз по сравнению с уровнем 2013 года. В случае успеха, иначе, чем прорывом такой результат не назовешь. По числу и общему объему сделок с применением данной формы Россия должна занять второе место в Европе.

Методические аспекты привлечения венчурного капитала

Венчурный капитал инвестируется в инновационный бизнес на особых принципах. Инвестиции осуществляются на период от 5 до 10 лет без особых условий по внутреннему контролю за деятельностью фирмы и ожидания получения дивидендов. Среди принципов венчурного инвестирования можно назвать следующие.

  1. Финансирование предполагает высокий риск вложений.
  2. Инвесторы ориентируются на инновационные бизнесы в начальной стадии осуществления проекта.
  3. Финансирование производится по этапам проекта.
  4. Плата за использование средств не взимается (проценты не уплачиваются).
  5. Инвесторы и владельцы-инициаторы привлечения средств тесно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом.
  6. Инвесторы терпеливо ожидают успеха инновационной деятельности.

Венчурный бизнес связан с понятием «инновационная монополия». Она возникает благодаря патентной защите сделанного изобретения, составляющего основу новшества. Кроме того, монополию позволяет сохранять состояние секретности формулы, ноу-хау, которое является важнейшим условием в течение первого времени развития бизнеса. В свою очередь, инновационная монополия помогает сформировать сверхприбыли благодаря установлению высоких цен на новую продукцию и бурной рыночной реакции, возникающей в результате грамотного PR и продвижения. В практике существуют две модели реализации венчурного финансирования. Первая модель традиционно использует механизмы и инструменты фондового рынка, визуально она представлена далее на схеме.

Схема традиционных венчурных инвестиций в инновационные проекты

В рамках размещенной выше схемы инвестор, осуществив вложения, прилагает усилия к:

  • становлению бизнеса, содействуя руководству компании;
  • отслеживанию текущей рыночной стоимости бизнеса в динамике;
  • переводу компании к открытому типу за счет первичного размещения акций на фондовом рынке по факту существенного роста ее капитализации;
  • анализу возможности реализации своего пакета после признания их ликвидности на фондовом рынке.

Вывод средств из бизнеса с выгодой для инвестора называется дивестированием. Суть идеи состоит в том, что владелец капиталов, вложив сравнительно небольшие деньги на начальной стадии инновационного бизнеса, получает шанс перепродать свою долю со значительной прибылью. Этот момент наступает еще задолго до времени, когда операционная прибыль выйдет на пик своего потенциала в условиях инновационной монополии. Тем не менее, рыночная стоимость компании успевает до этого момента пережить несколько скачков за счет применяемой оценки промежуточного коммерческого успеха. В такие периоды акции компании переживают ажиотажный спрос и могут быть проданы инвестором.

Альтернативный вариант венчурного финансирования проекта

Современный уровень российской венчурной практики

Альтернативная модель венчурного инвестирования предполагает продажу обособленной и выделенной в отдельное предприятие части инновационного бизнеса. При этом и материнская компания и выделенная 100-процентная «дочка» представляют собой самостоятельно работающие имущественные комплексы, способные генерировать прибыль. Имущественный комплекс дочерней компании реализуется на рынке. Поскольку его прибыльность сохраняет значительные перспективы, покупателя не составляет труда найти. Доля венчурного инвестора в материнской компании выкупается, а дочерняя компания, оставшаяся без имущества, ликвидируется.

Данная модель имеет хорошие перспективы развития в России. Еще одним возможным вариантом, особенно в современных кризисных условиях, является финансирование малых предприятий, выделяемых из крупных неблагополучных компаний. В ходе реструктуризации бизнеса создаются небольшие фирмы, наделенные ценным, не обремененным долгами имуществом. Они представляют интерес для реализации инновационных проектов. К таким бизнес-проектам гораздо легче привлечь внимание и финансирование, в том числе в парадигме венчурного инвестирования.

В государстве в настоящее время созданы и действуют многочисленные институты, призванные всемерно развивать инновационную практику. Среди них выделяется Российская венчурная компания (РВК). Главной современной задачей РВК является создание специализированных инструментов венчурного инвестирования. При этом рассматриваются к внедрению и финансовые, и нефинансовые инструменты. Ниже представлены основные задачи РВК на период до конца 2016 года.

Задачи РВК на период с 2014 по 2016 гг.

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

6.2. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После почти 10-летнего спада инновационной деятельности в период 2000–2004 гг. начался этап ее активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Свыше 70 % организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами. Так, в 2000 г. внутренние затраты на исследования направлялись в такой пропорции: 24,4 % – в государственный сектор; 70,8 % – в предпринимательский; 4,5 % – в высшее образование; 0,3 % – в частный бесприбыльный сектор. Отсюда видно, что внутреннее финансирование в предпринимательский сектор занимает первое место, в государственный сектор – второе.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);

2) поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);

3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства);

4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

1) финансирование федеральных целевых инновационных программ;

2) финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования: а) участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики при условии, что они частично финансируются (не менее 20 % необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании; б) срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, 2 года); в) государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность; г) государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Таблица 6.1

Структура инвестиций в РФ в 2003 г.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на производства:

Ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг;

Выпускающие продукцию, спрос на которую высок и будет сохраняться длительное время;

Осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

Анализ показывает, что отечественная промышленность до недавнего времени финансировалась на две трети за счет собственных источников предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) – табл. 6.1.

Из приведенных в таблице данных видно, что бюджетное финансирование промышленности в целом составляло 2,1 %. Топливно-сырьевые отрасли то же не могли «похвастаться» вниманием государственного финансирования.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит – средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5 % всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр. В 2004 г. процентная ставка за кредит составляла 16 % в год. Перспективы расширения банковского кредитования промышленности в ближайшее время невелики, увеличение составит 2–3 % в год.

Широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств – вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т. д.). За последние полтора года в России зарегистрировано 50 эмиссий объемом привлеченного капитала $2 млрд. В целом российский фондовый рынок пока слабо выполняет функцию трансформации финансовых ресурсов в инвестиции.

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15 % случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25 % случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30 % – получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой ЕБРР), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является финансовый лизинг. Последний выступает как форма привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме в рассрочку. Срок действия договора по финансовому лизингу зависит от срока амортизации, он меньше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. В разных странах сроки лизинга определяются различными нормативными документами. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга. Лизинг – взаимовыгодная сделка для всех ее участников, он является эффективным средством ускорения реализации инновационных проектов, получил широкое распространение в мире. В США его доля составляет более 25 % в инновационных инвестициях, в Японии по лизингу реализуется примерно 90 % новых компьютеров.

Таблица 6.2

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году )

Окончание табл. 6.2

В 2007 г. в основной капитал было вложено 6418,7 млрд рублей инвестиций, или 121,1 % к уровню 2006 г.

По видам экономической деятельности индексы физического объема инвестиции в основной капитал в 2005–2006 гг. приведены в табл. 6.2.

В 2007 г. в экономику России поступило $120,9 млрд иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.

По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $220,6 млрд, что на 54,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,2 % (на конец 2006 г. – 49,1 %), доля прямых инвестиций составила 46,7 % (47,5 %), портфельных – 3,1 % (3,4 %).

Основные страны-инвесторы в 2007 г. – Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых – 84,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

41. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов Поиск источников финансирования инвестиций уже давно стал одной из важнейших проблем, связанных с инвестиционной деятельностью.В современных условиях сформировалось большое

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

45. Источники финансирования дефицита бюджета Источники финансирования дефицита бюджетаутверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Кредиты Банка России, приобретение Банком

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

39. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.Существуют внутренние и внешние источники поступления денежных средств.Внутренние источники – это источники поступления денежных средств, которые

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

2. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.После определения целей и направления предпринимательской деятельности основным вопросом становится вопрос финансирования операций. Необходимо

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

32. Собственные источники финансирования инвестиций Собственные источники инвестиций – это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и обеспечивающих его инвестиционную деятельность.К собственным источникам финансирования

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

Глава 2. ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

2.7. Дополнительные источники финансирования Франчайзинг представляет собой выдачу компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по его технологии. Контрактом

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

2.8. Внутренние источники финансирования

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Источники финансирования Итак, прежде чем приступить к коммерческой деятельности, вам следует все основательно обдумать и составить план действий. Кроме того, вам, конечно, понадобятся деньги.Попробуйте в приведенной ниже таблице 12 хотя бы приблизительно определить

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

86. Инвестиционная политика предприятий. Источники финансирования капитальных вложений При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

37. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (начало) Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций: не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск

Из книги автора

38. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (окончание) Способы амортизации: 1) линейный – годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации,

Из книги автора

6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности Чтобы обеспечить темпы и качество экономического роста, конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный

Из книги автора

14. Скотт Макферсон. Источники финансирования для инвестиций в недвижимость Скотт Макферсон – ипотечный брокер, к которому я обращаюсь, когда хочу узнать, что в действительности происходит на рынке недвижимости. Он больше чем просто брокер. Скотт еще и инвестор,