Как побудить человека к действию: мощные приемы психологии. Теория иерархии потребностей Маслоу

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно, развитием общества. Одни из них объясняли развитие общества влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких соображений делались выводы о характере политической власти, законы, торговлю и т.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: "Идеи правят миром". Некоторые из них считали, что эти идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Другой взгляд состоял в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества заключается в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилье, а значит, создавать все это. Изменения в производстве, согласно Марксу вызывают изменения и в других сферах жизни. Деятельность людей определяется в конце концов их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под влиянием того и другого. Однако многие ученые и сегодня думают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором считали технику и технологию.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждают его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально: побудительная причина, повод к какому-либо действия. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В качестве мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживая и осознаваемая человеком необходимость в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность конечно направлена на какой-нибудь предмет. Например, голод - это потребность в пище, предметом потребности е пища. Невозможность справиться с каким-либо заданием порождает недостаток в знаниях, которые необходимы для его решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности: потребности в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Другими словами, это те же цели, что и у животных. Немецкий писатель Г. Белль (1917-1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека, и животное".

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена потребность личности, например, в различных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах) и "для других" (потребность выполнять свои обязанности).

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его подробностях, осознавать свое место в нем, смысл и назначение своего существования. Потребность в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию».

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то кино, кому-то танцы, а кому-то болеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны развитые идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. Действительно, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляя жажду, и заботится, чтобы посуда, из которого она пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью "удовлетворение которой имеет множество социальных граней имеют и кулинарные тонкости, и условия, и сервировки стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное сообщество, разделяет с ней трапезу.

У большинства людей социальные нужды господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже). Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхание, одежде, жилье, физических

движениях, отдыха и тому подобное; экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально: существование):

в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,

в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и тому подобное; социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о

другого и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими; престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха

и высокой оценки, служебном роста; духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся существенными, когда удовлетворены предыдущие. Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности является социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть склонен к созданию семьи, ее сохранения или, наоборот, не настроен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означает буквально: иметь значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек относится к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп, интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Она также относится к какой-либо этнической группы и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Получается, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют различные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Гегель писал: "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" ч

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, представления о высшей справедливости и лучший общественный строй.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, то есть характеризует сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, происходит без участия сознания.

Австрийский психолог 3. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение: «Многое в" Я ", безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать" ядром "Я". Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не может разобраться.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное - это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное - источник творческой фантазии духа.

На деятельность человека могут оказать большое влияние ее поезда, то есть психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни поезда побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие оказываются в агрессивных, разрушительных действиях.

Для человека, испытывающего состояние влечения, не понятно, что притягивает ее к объекту, какова цель ее действия. Вспомним слова князя с "Русалки" А.С. Пушкина: "Невольно к этим печальным берегам меня притягивает неведомая сила". Герой драмы не осознает, какая сила заставила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что поезд - это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Сначала неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональная, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональная действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональная дел характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Но смысл заключается не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид придерживается своих понятий о долге, достоинстве, красоте, религиозные каноны, благочестия. Такое действие подчинена принципам, заповедям, требованиям. Она основана на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и тому подобное.

Традиционная действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране в советское время нехватки какого-либо нужного продукта вызвало у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечал, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Как правило, разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, содержание их деятельности.

Основные понятия

Деятельность. Поведение. Действия. Дела. Нужды. Интересы.

Объект. Субъект. Цель. Средства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется ее отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем заключается различие между ними?

1. Подумайте о словах французского философа Дидро (1713-1784): "Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна". Может ли человек что-либо делать без цели?

2. В архитектора цель выступает в образе задуманной постройки. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте.

3. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: крестьянская реформа 1861 г.. В Российской империи. Английская революция XVII в., Первое кругосветное путешествие, освободительная война украинского народа 1648-1657 гг.

4. Немецкий поэт и мыслитель И. Гете (1749-1832) писал: "Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, из-за чего со всей деятельности ничего не получается или получается обратное тому, к чему они стремятся".

Как вы думаете, для большевиков диктатура была целью или средством?

5. Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать со следующего высказывания римского писателя и историка Светония (и -11 в.). "Тех, кто добивался малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыбаком, удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери"?

6. И.В. Гете писал: "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо". Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры разного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях оказывается личность?

7. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899-1961) говорил: "Каждый человек рождается для какого-то дела".

Как вы думаете, под словом "дело" здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

Всегда человека побуждают к деятельности потребности. Человек имеет потребность в общении или в эмоциальной поддержке и он идет общаться с кем-то. Человек хочет путешествовать, имеет потребность в более лучшем доме или более вкусной еде – он начинает заниматься трудовой деятельностью. Человек устал и хочет восстановить силы – он занимается каким-то досугом, то есть занят в игровой деятельности. Или потребность в знаниях легко удовлетворяется в обучении.

Каковы главные потребности людей?

Главными потребностями людей являются физиологические потребности. Дело в том, что удовлетворение всех остальных потребностей зависит от удовлетворения этих потребностей. Нельзя начать самовыражаться, творить, общаться, самоутверждаться на пустой желудок, без воды, без дома и так далее.

Какую роль играет в жизни общества?

Потребности? Огромную! От физиологических потребностей зависит буквально жизнь человека, а от духовных и социальных – психологическое состояние.

Что создается трудом?

Материальные блага? Что-то - произведения, предметы, идеи и так далее – что может быть продано или использования для получения материальных благ и удовлетворения потребностей.

В чем заключаются основные правила поведения семейного хозяйства?

Основные правила: материальные блага делятся поравну, в хозяйстве задействованы все члены семьи, каждый имеет свои функции.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Максим Власов

Страх побуждает к действию

Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.

И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость а глупость идти сознательно на смерть.

Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.

Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.

За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.

Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.

Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.


Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т. д. - полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс в организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса.
Для того чтобы более адекватно построить мотивационный комплекс, рассмотрим точку зрения Б. В. Харазишвили, который проанализировал мотивацию с точки зрения ее составляющих. Он рассуждал следующим образом. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Иными словами, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние - мотивацию.
Таким образом, мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину).
Отсюда обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его. в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжение и вместе с тем - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека -определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой они совершаются. Различаются следующие виды установок:
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
3. Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализированной личности).
4. Когнитивная - познавательная - установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).
5. Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов - влечениями.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершать определенное действие.
Человеческое поведение активизируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т. д.
Однако чувства, подчеркивает Б. В. Харазишвили, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив - это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.
Применительно к управлению мотивация - это процесс побуждения персонала к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Мотивация - это процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения.
Н. К. Семенов подчеркивает, что о мотивации можно сделать заключение, только наблюдая за поведением или высказываниями людей, представляющих собой ресурс, в корне отличающийся от всех других, которыми менеджер управляет.
Человеческая деятельность на предприятиях и в организациях имеет целевой характер, моральную ценность, что оказывает существенное влияние на манеры и поведение личности на работе. Отношение к менеджерам формируется под влиянием микроклимата в трудовых коллективах, личных проблем и других факторов, жизненно важных для работника и оказывающих большое воздействие на его мотивацию.
Сложность выявления чувств и эмоций человека объясняется также тем, что каждый человек - это уникальная индивидуальность. Каждый из них - это результат эволюции многих факторов, являющихся уникальным сочетанием, характеризующим конкретную личность.
Результативность любого специфического воздействия на работников зависит от индивидуума и возникшей конкретной ситуации. В идеале менеджеры должны изучить подчиненных так хорошо, чтобы они могли увязать свои методы работы и подходы к работникам с их индивидуальными качествами. Исследования поведения людей показывают, что они стремятся быть похожими друг на друга в большей степени, особенно в сфере мотивации потребностей и мотивов поведения (СНОСКА: Робине Стехан. Менеджмент. М., 1991. С. 427.).
Если менеджер предпочитает в управленческой деятельности использовать в большей степени идею сходства в мотивации, а не различий среди работников, то в этом случае имеется более значительный шанс для достижения успехов в производственной деятельности. Это не означает, что будут отвергнуты персональные интересы личности. Зная об индивидуальных нуждах и запросах, в менеджменте первичного уровня возникает реальная возможность учета этих различий и увязывания их с основными, общими тенденциями развития мотивации работников подразделения.
Согласительный подход в менеджменте первичного уровня основывается на сходстве мотивов в значительно большей степени, чем на их различии, и является более предпочтительным для усиления мотивации работников и улучшения производственной деятельности. Согласительный подход также способствует сплочению трудового коллектива и формирует чувство принадлежности к единой команде.
Довольно часто мотивация рассматривается как нечто такое, что один человек может дать другому или сделать, выполнить для него. Менеджеры иногда говорят об условиях выдачи работникам права на мотивацию или наличии условия мотивировать их. Однако положительная мотивация работников не очень легко достигается, так как она отражает внутренний стимул или импульс. Мотивация не может поступать внутрь от слов других или быть впрыснута внутривенно. Она возникает внутри человека.
Человек мотивирован, когда он желает идти по тому пути, который стимулируется. В конечном итоге мотивация - решающий фактор в достижении успеха организации. Это категория, которая подтверждается многочисленными исследованиями. Теории и идеи для понимания мотивации, обсуждаемые в этой работе, фундаментальны по своей сути и были изложены во многих публикациях. Наибольшее число толкований посвящено сближению, сходству мотивов, а не различиям.