Какие понятия относятся к социальной сфере общества. Что такое социальная сфера общества

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

В социальной философии, социологии, других социальных науках широко используется понятие "социальной сферы общества". В оценках сути социальной сферы общества и в её понимании обычно присутствуют два ракурса - научный и административно-бытовой. В науке, прежде всего, в социальной философии и социологии социальная сфера общества представлена сферой социума, в котором наличествует вся палитра предметно социальных связей и отношений. В административно-бытовом плане в социальную сферу включают различные виды деятельности и отношения непроизводственного, общественного характера, применительно к человеку. В силу этого стоит предметно разобраться, что собою действительно представляет социальная сфера жизни общества.

Мы отмечали, что социум имеет многовековой уклад и представляет собой социальное пространство общества, изменяющееся исторически по мере изменения общественных условий бытия: естественных, технических, социальных, экологических и иных. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции общественно-экономической формации (марксистский подход) отмеченные условия учитывались специфически: детерминация была одна - партийно-идеологическая. В соответствии с цивилизационным подходом к развитию общества - западная научная парадигма А. Тойнби, О. Шпенглера и других мыслителей, становление и функционирование социума имело иные факторы детерминации, основу которых составляли особенности бытия той или иной цивилизации.

Исходя из двух концепций, можно отметить, что каждому крупному этапу в истории общества - формации либо цивилизации, должен соответствовать свой социум, свой социальный тип, своя социальная система, то есть наличие определённого структурированного состава: социальных институтов и общностей, социальных групп и страт, а самое главное - связей и отношений между ними и внутри них.

Когда заходит речь об общественно-экономической формации либо о цивилизации, то представляется исторически сложившийся тип общества, определённый уровень его развития и, соответственно, специфический тип его социума. Смена одной общественно-экономической формации другой, динамика цивилизаций приводят к сущностным изменениям в социальной сфере, то есть изменениям содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс закономерен и вызывает повышенный научный интерес, потому что социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно изменяющимся цивилизационным или общественно-экономическим условиям бытия. Её собственная динамика обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определённой устойчивостью и достаточной самостоятельностью, в связи с сохранением социальных отношений предыдущей социальной системы (например, в феодальном обществе - социальные группы рабов и отношения, детерминированные их деятельностью; в постиндустриальном обществе - социальные группы наёмных рабочих с функциональными особенностями их бытия). Однако более совершенный способ производства при формационном построении общества (в совокупности с рядом других факторов - политических, территориальных, этнических, глобализационных и т.п.) и культурный фактор при цивилизационном подходе, постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Процесс этот непростой, но закономерный для социальной сферы, то есть для социума.

Важное значение для понимания сути социальной сферы жизни общества и процесса её формирования имеют такие известные категории, как "социальное пространство", "социальная среда", "социум", "общество"; кроме этого, необходимо знание структуры общественной жизни, которая посферно (структурно-функционально) детерминирует всю систему общественных отношений: экономических и экологических, управленческих и педагогических, научных и художественных, медицинских и физкультурных, оборонных и общественной безопасности. Здесь важно осознание того, что возникновение каждого системообразующего института жизни общества, то есть её сферы, было детерминировано базовой формой общественной деятельности, которая порождала эти отношения. Экономика формировалась как сфера жизни общества, самостоятельный системообразующий институт общественной жизни через систему отношений производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг посредством необходимой всему обществу деятельности. Экология - через систему отношений, обеспечивающих сохранение окружающей среды, её восстановление и селекционное совершенствование, а также защиту человека от пагубного воздействия природных факторов. Управление - через систему отношений при разработке, принятии, реализации и корреляции стратегических, тактических и оперативных решений, необходимости несения ответственности за их результаты. Педагогика - через отношения, возникающие в процессе деятельности при получении знаний, умений и установок, то есть в процессе образования, обучения и воспитания. Наука - через систему отношений, отражающих деятельность по получению новых знаний, созданию новаций. Искусство - через специфику отношений художественного и художественно-прикладного спектров деятельности и взаимной связи их творца и потребителя. Медицина - через отношения в профессиональных областях деятельности по диагностике, профилактике, лечению и реабилитации людей. Физическая культура - через отношения гармоничного физического развития человека с использованием современной физкультурной базы и новейших методик тренировок. Оборона - через систему отношений, обеспечивающих применение Вооружённых сил для защиты общества и его институтов от возможной внешней вооружённой агрессии и оснащение их современными видами вооружения и военной техники. Общественная безопасность - через систему отношений, складывающихся в специфике её многогранной профессиональной деятельности: милицейской, судебно-правовой, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной, специальной и т.п., гарантирующей всестороннюю защиту общественных институтов и прав людей в стране и за её пределами. Всё означенное отражает функциональный характер общественных отношений, на основе которых выстраивается сферная система жизни общества, ключевую роль в которой играет человек, индивид, социум. Сфера социума представляет собой социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями, которые "вплетены" во всё многообразие общественных отношений. Но социальная сфера общества не являет собой системообразующего института общественной жизни, так как не строится по принципу базовой формы общественной деятельности, с исторически присущими ей традициями, принципами, нормами, культурой. Она целостно отражает социальное пространство общества с его социальной структурой: индивидами, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами и, присущими им, отношениями. "Социальная сфера", в этом значении, не встроена в типологический ряд "сфер общественной жизни", характер отношений которых обусловлен институциональной деятельностью и представлен выше.

Социальная сфера - это исторически сформировавшееся социальное пространство жизни людей, в котором наличествуют устойчивые связи и отношения между различными социальными элементами общества: индивидами, группами, общностями, институтами. Социальная сфера - это сфера социума, предметно человеческое образование, в котором структурируются социальные отношения людей. Социальная сфера - исторически сложившееся социальное пространство общества. Не надо путать её с обыденным и административным пониманием "социальной сферы", сводимом к учреждениям непроизводственного характера, функционально предназначенным удовлетворять людские потребности в различных областях жизни: в области здравоохранения, в области образования, в области трудоустройства, в области пенсионного обеспечения, в области защиты прав детей и материнства и т.п. Они представляют элементы общественного, гражданского, административно-правового, а не "чисто" социального характера. Конкретно социальное в них - люди, со своими чувствами, переживаниями, потребностями, отношениями, деятельностью. Поэтому научное - философское, социологическое, педагогическое, историческое понятие "социальной сферы" не аналогично административному и бытовому использованию термина "социальной сферы" как некой "социалки". В первом случае, "социальная сфера" - это сфера социума, охватывающая исторически сложившееся социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями и институтами, порождёнными деятельностью человека; во втором случае, под "социальной сферой" понимается функционирование федеральных, региональных и местных административных структур, по своему предназначению обязанных предметно заниматься жизненными проблемами населения, то есть выполнять служебные обязанности.

В связи с этим целесообразно определиться с той средой, в которой проявляются социальные отношения, а для этого необходимо понимание различий между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. Эти различия принципиальны и являют сущностной характер, хотя имеются отдельные теоретические построения, не проводящие грани между ними. Социальная сфера жизни общества - это сфера его социальных отношений, возникающих в процессе деятельности и носящих человеческий, то есть социальный характер. Эти отношения возникают непосредственно внутри и между социальными общностями и индивидам - людьми, личностями, персонами, социальными структурами: родовые, этнические, демографические, стратификационные, поселенческие, национальные, семейные. Общественное бытие - это всё пространство человеческой жизни с включением в него полного спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, художественных, медицинских, физкультурных, оборонных и, осуществляющих безопасность общества, базовых форм общественной деятельности, а также, наполняющих их, предметных видов профессиональной деятельности с присущими им отношениями (например, в сфере экономики - финансовыми и промышленными; в сфере управления - руководством и исполнением и т.п.).

Общественное всегда более ёмкое понятие, чем социальное, хотя последнее встроено во все типы общественных отношений, характеризуя их с человеческой, личностной, персональной стороны в экономической и научной, управленческой и педагогической, оборонной и медицинской и других сферах, то есть, системообразующих институтах жизни общества.

Здесь уместно вспомнить точку зрения К. Маркса и Ф. Энгельса на объяснение понятий "общественное" и "социальное", означенную ими в ряде своих работ при анализе общества, процессов, происходящих в нём, и складывающихся при этом отношений. Они употребляли понятие "geBellschaftlich" - "общественный", для обозначения "общественных отношений", "общественных потребностей", "общественной связи" и т.п. в том случае, когда возникала необходимость вести речь об обществе в целом, во взаимодействии всех его сфер жизни. Понятие же "sozial" - "социальный", употреблялось ими при исследовании природы отношений людей друг к другу, то есть "чисто" человеческих отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей, индивидов и социальных групп.

В связи с этим, при характеристике социального в общественном целесообразно применять понятие социума, являющегося человеческой (социальной) основой общества и одной из трёх его подсистем. Наряду с социумом в систему общества входят индустриально-техническая подсистема (созданная человеком искусственная среда) и экологическая подсистема (изменённая человеком естественная среда). Социум - это люди, включённые в процесс социальных отношений посредством собственной деятельности, со своими специфическими социальными образованиями (семья, коллектив, группа), а также потребностями и способностями. Компоненты социума - потребности, способности, деятельность, отношения, институты образуют его структуру. Структура социума отражает содержание и форму социального пространства, где формируются, функционируют и развиваются разнообразные социальные отношения людей: индивидов, личностей, персон, социальных групп. Социум - это социальное пространство общества, в котором интегрированы все его социальные отношения.

Основой социальных отношений выступают потребности, детерминированные индивидуальными или групповыми материальными и духовными факторами. Поэтому регуляция социальных отношений объективирована, в большей части, традиционными (нравственными) правилами и нормами жизни людей, которые реализуются на основе принципов формального равенства, свободы и справедливости. Основой общественных отношений выступают институциональные потребности общества, регулируемые в основном юридическими нормами - законами, указами, постановлениями. Поэтому социальные отношения - персонифицированы, а общественные отношения - институционализированы.

В социальную сферу (социальное пространство) включаются все элементы социальной структуры общества - индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и страты, а главное - существующие между ними и внутри них отношения. В силу этого представляется целесообразным более подробно остановиться на социальной структуре общества.

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Применительно к марксизму - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, индустриальный. Иной подход - региональный тип отношений общества, отражающий национальную специфику, социально-экономические и политические особенности: латиноамериканский, европейский, азиатский, африканский. Социальная структура общества предполагает единство территории, общность языка, единство экономической жизни, единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать. Немаловажен фактор менталитета нации. Поэтому социальная структура представляет качественную определённость общества, сочетающую в себе социальные институты и образования, отношения, присущие им, а также общезначимые нормы и ценности.

Центральным звеном социальной структуры общества является человек, индивид, личность, как субъект социальных отношений, как персона. Он конкретный представитель каждого элемента социальной структуры. Он включён в систему и исполнение самых разнообразных статусов и социальных ролей, одновременно осуществляя свою деятельность и как член семьи, и как профессионал, и как горожанин или селянин, и как этнический, конфессиональный или партийный представитель общества.

Современная социальная структура общества достаточно разнообразна. Её можно представить следующим образом:

  • - этнический компонент (этническая структура);
  • - демографический компонент (демографическая структура);
  • - поселенческий компонент (поселенческая структура);
  • - стратификационный компонент (стратификационная структура).

Компоненты социальной структуры неоднородны, зависимы от уровня развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовал не только стратификационный, но и поселенческий компонент, ибо появление последнего связано с выделением города как центрального места для ремёсел и торговли, его отделение от деревни. Не было в этом архаичном общественном строе и ранжированность по экономическим, профессиональным и иным признакам.

Историчен и процесс совершенствования компонентов социальной структуры общества и их корреляция. В частности, стратификационный компонент, если подходить к нему с точки зрения П.А. Сорокина, включает три слоя: экономический, политический и профессиональный, которые вертикально ранжированы. Он представляется весьма динамичным. Например, ранжированность по образованию: если в начале XX в. насчитывалось несколько сотен специальностей, по которым велось обучение в высшей школе, то на начало XXI столетия востребуемых обществом специальностей уже несколько тысяч, соответственно и стратификационная структура требует корреляции.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.), крупнейший социолог планеты, мыслитель. Родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Жешарт, Республика Коми. Учился в церковно-учительской семинарии, за социал-революционные взгляды (в партии эсеров с 1904 г .) в 1906 г . из семинарии исключён. Мать умерла, когда он был уже юношей, отец начал сильно выпивать и Питирим вместе с братом подались в разнорабочие. Увлёкся чтением самой разнообразной литературы, которую можно было достать. В 1907 г. стал слушателем курсов в Петербурге, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая поочерёдно П.И. Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 г. перевёлся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Работал личным секретарём Ковалевского, взгляды которого во многом определили его научную деятельность как социолога. В 1917 г. был редактором правоэсеровской газеты "Воля народа", личным секретарём председателя Временного правительства России А.Ф. Керенского. Активно участвовал в созыве Учредительного собрания России (конец 1917 - начало 1918 г .), был избран его членом от партии эсеров. Один из инициаторов "Союза возрождения России", идея которого была практически нивелирована большевиками. Несколько раз арестовывался ВЧК, был приговорён к расстрелу, но по счастливой случайности (или закономерности) этого не произошло. При выходе П.А. Сорокина из заключения A.B. Луначарский - нарком просвещения, предложил ему работать в аппарате наркомата, но Сорокин отказался, заявив, что будет заниматься наукой. На это заявление, доложенное Ленину, последовала его немедленная реакция, написавшего статью "Ценные признания Питирима Сорокина", в которой Ленин, со свойственной большевикам однозначностью, критиковал позицию Сорокина. С 1918 г. Сорокин преподавал в Петроградском университете, научным итогом его работы стал труд - "Система социологии", который он защитил как докторскую диссертацию. Параллельно трудился над "Историей социологии России XIX века до наших дней". Был основателем и руководителем первого в России отделения социологии в этом университете, профессор социологии. Сотрудник журналов "Экономическое возрождение", "Артельное дело". В 1922 г. в соответствии с постановлением СНК РСФСР был выслан из страны с большой группой выдающихся мыслителей России - крупных учёных, педагогов, литераторов, деятелей искусства, которые не признавали Октябрьского переворота 1917 г. Около года совместно с женой провёл в Берлине и в Праге, читал лекции о современном положении в России и работал над "Социологией революции". Осенью 1923 г. по приглашению американских социологов Э. Хайса и Э. Росса переехал в США. В 1924-1929 гг. - профессор социологии в университете Миннесоты, где написал классический труд "Социальная динамика". В 1929 г. был приглашён в Гарвардский университет и основал там в 1931 г. факультет социологии, который возглавлял 11 лет и проработал на нём до выхода на пенсию в 1959 г. За это время у П. Сорокина на факультете обучались сыновья 32-го президента США Ф. Рузвельта, будущий 35-й президент Америки Дж. Кеннеди. В I960 г. Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации, что совершенно закономерно. Он - крупный учёный, социолог с мировым именем, автор многих работ и теоретических разработок, в том числе концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Книга "5ocia1 and cultural mobility" (1927 г ., 1959 г.) и сейчас остаётся классическим трудом, в котором проведено научное исследование социальных отношений в различных сферах общества и раскрываются причины их изменений. Есть теоретические работы, посвященные анализу российских проблем: "Россия и США" (1944 г.), "Основные черты русской нации в 20 столетии" (1967 г.). Однажды Питирим Сорокин пробовал получить разрешение на кратковременное посещение Родины, попросив об этом членов советской делегации (в частности, Осипова), приехавшей на социологический кон фесе в США. Осипов пытался по-человечески способствовать этому через идеологический отдел ЦК КПСС, но после просмотра его личного дела Генеральным секретарём партии Л. Брежневым, на титуле которого была сделана запись рукой В. Ленина, категорически (под знаком смертной казни) запрещающая П. Сорокину нахождение в России, получил отказ и более к этому вопросу не возвращался.

До конца своих дней Питирим Александрович прожил с семьёй - женой и двумя сыновьями - Сергеем (профессор, доктор биологии) и Петром в своём доме в Принстоне, где и скончался после болезни 11 февраля 1968 г.

Социальная сфера жизни общества - это совокупность индивидов, которые объединены исторически сложившимися связями и отношениями, а также обладающая признаками, которые придают ей самобытность. Это понятие напрямую связано с удовлетворением А возможности, благодаря которым можно получить желаемый результат, зависят от:

  1. субъекта и его принадлежности к определенной общественной группе.
  2. Уровня развития государства и его места на мировой политической арене.

Заметим, что общество - это не просто количество людей. В нем действуют некие совокупность которых и составляет социальное бытие. В основе их классификации может лежать классовая принадлежность, национальные, возрастные или профессиональные характеристики. Разделение может проводиться также на основе территориальной принадлежности. Именно поэтому социальная состоит из классов, слоев, профессиональных и территориальных общностей, а также производственных коллективов, семей и институтов. Также в этой сфере выделяют макро- и микроструктуру, которая включает семьи, трудовые и учебные коллективы и прочее.

Заметим, что все составляющие здесь находятся во взаимодействии, которое основано на реализации основных потребностей и интересов. Они вступают в определенные отношения, видов которых может быть несколько: экономические, социальные, духовные и политические.

Социальная сфера общества включает в себя следующие структурные компоненты:

  1. Этническая структура. Изначально самой малой группой считалась семья, из которой состоял род. Если их объединялось несколько, тогда образовывалось племя. Позже образовалась народность, в основу которой были положены территориальные связи между людьми. Когда начинает развиваться феодализм, стартует процесс становления нации.
  2. Демографическая структура. Генеральной общностью этой структуры выступает народонаселение - совокупность людей, которая непрерывно воспроизводит себе подобных.

Социальная сфера общества имеет определенный характер отношений, которые формируются между ее членами. Их специфика зависит от позиции, которую они занимают в структуре, а также от роли, которая им отведена в рамках совместной деятельности. Как правило, позиционирование индивидов не является равнозначным. Это неравенство выражается в той социальной дистанции, которая существует между членами общества.

Социальная сфера общества характеризуется главенствующей ролью отношений, что неукоснительно приводит к развитию нового вида сознания представителей социума, которое носит название общественного. Его структурной особенностью является то, что общность людей думает и действует совершенно в ином ключе, не таком, как отдельные ее члены, если бы они находились в состоянии разобщенности.

Заметим, что эта сфера жизни людей является структурой, которая находится в беспрерывном развитии. В ее рамках всегда происходят те процессы, которые способны изменить характер отношений между индивидами, а также их содержание. Они способны повлиять на суть социальной структуры и

Социальная сфера общества постоянно исследуется, потому что вместе с этим мы постигаем специфику человеческих отношений, а также особенности деятельности и поведения членов социума, социальных структур и их элементов.

Заметим, что изучение всех этих составляющих возможно только в рамках социологии. Конечно же, эта сфера изучается многими науками, но благодаря социологии мы получаем более полное представление обо всех аспектах ее существования и функционирования.

Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства – научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера – это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто. Недаром сегодня стали много писать о «модульном человеке» как о массовом продукте современного западного общества. Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения.

Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства в обществе человека в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

О классовом аспекте анализа современной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, останутся в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия.

Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.


В древних и средневековых государствах основу социального расслоения общества составляло наличие классов и сословий. Существовали официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне.

В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы – буржуазию, т. е. собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук. Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления рабочего класса, вплоть до идеи диктатуры пролетариата. Впоследствии государство в развитых капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств. В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания.

Во всех странах и на всех этапах развития общества главной проблемой всегда являлось существование социального неравенства между людьми. Сложилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы:

– предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни (успех или неудача является его личным делом, а не делом государственных организаций);

– предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания более или менее достойной жизни в обществе, а остальное зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством.

Практика показала, что оба этих подхода в своих крайних проявлениях не приносят обществу пользы, вызывая, с одной стороны, чрезмерное расслоение общества на богатых и бедных, а с другой – сильные уравнительные тенденции. Коллизия – личная свобода или социальное равенство – не имеет единого решения. В сегодняшних условиях речь должна идти о «справедливом» социальном неравенстве, когда все социальные слои, имеющие разное отношение к собственности, к накопленному обществом богатству, в основном согласны с тем, как распределяются между людьми эти богатства, как осуществляется доступ к ним со стороны различных социальных слоев и групп общества.

Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей – это половозрастное деление общества. Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые люди и глубокие старики по‑разному включены в общественную жизнь. Одни – еще несамостоятельны, другие – уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения. В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем – социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.

Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями, прежде всего ослаблением семейного уклада жизни. Двойная нагрузка у женщины – на работе и дома – приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей, к потере взаимопонимания между ними и т. д.

Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества – семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются взаимоотношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода. Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт – это место, где человек восстанавливает свои силы, готовит себя к труду, к творчеству. Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома. Для этого достаточно иметь компьютер. Это – новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку.

Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию – несправедливой. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами.