Методы стимулирования экспорта.

Вопросы укрепления экспортного потенциала России являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла к середине 90-х годов. В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики, через которую реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны.

Необходимость разработки целенаправленной государственной политики содействия экспорту усиливается на фоне неуклонного снижения доли готовых изделий, прежде всего машинотехнической продукции, в структуре российского экспорта и в связи с появлением новых факторов, способных оказать сдерживающее влияние на его развитие, а именно:

☺ с введением "валютного коридора" объективно сузились возможности влияния "курсового" фактора на продвижение российского экспорта;

☺ появились весомые признаки исчерпания экстенсивных факторов роста российского экспорта за счет увеличения физических объемов вывоза топливно-сырьевых товаров;

☺ в экономике страны наметилось прекращение спада производства, что в перспективе может способствовать росту внутреннего спроса на топливно-сырьевые ресурсы и, следовательно, сокращению их экспорта.

Стратегической целью Программы является совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества

Достижение поставленной цели предполагает активное участие государства в развитии российского экспорта, тесную координацию и сложение усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов.

40.Проблемы валютной политики в переходный период.

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс -

В странах с развитой рыночной экономикой государство редко выступает в качестве непосредственного участника внешнеторговых сделок. В то же время в его функции входит регулирование внешнеторговой деятельности, что предполагает выработку мер, направленных в том числе на государственное поощрение и поддержку экспорта. Это в немалой степени способствует достижению таких государственных задач, как расширение производства, рост занятости, увеличение налоговых поступлений. Поощрение экспорта может влиять и на структуру хозяйства, способствуя развитию или сохранению тех или иных отраслей.

В большинстве стран созданы специальные ведомства, которым государство делегировало функцию регулирования внешней торговли.

Главный инструмент стимулирования экспорта — государственное его кредитование. Оно проводится через специальные государственные и смешанные банки, фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким процентным ставкам и на более длительный срок, чем частные банки. Льготное кредитование предоставляется прежде всего для экспорта машин и оборудования. Так, в США экспортной деятельности содействуют такие федеральные ведомства, как Экспортно-импортный банк с государственным капиталом (действует с 30-х годов), Агентство международного развития, Государственная корпорация содействия частным инвестициям за рубежом, Программа по торговле и развитию.

В Японии центральное место в поддержке экспортеров занимает экспортно-торговая организация Джетро, уставный капитал которой поступил из госбюджета. В Индии существуют специализированный Экспортно-импортный банк, Управление развития торговли и ряд других организаций, поощряющих экспортеров. Подобные организации действуют и в других развитых и развивающихся странах.

Государственное страхование экспортных кредитов и также осуществляется по более низким ставкам и охватывает как коммерческие, так и многие виды политических рисков. Государство берет на себя риск неплатежа со стороны импортеров, что облегчает национальным производителям выход на внешние рынки.

Существует практика непосредственных государственных заказов на производство и поставку на экспорт определенных товаров, поощрения экспортеров снижением или отменой налогов.

Главной составляющей в ВЭД Российской Федерации является внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п.

Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.

С 90-х гг. в России происходит резкое сокращение применения административных методов регулирования внешней торговли. Взятый курс либерализации ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен проводиться в стране с учетом сжатия российского рынка для большинства ранее экспортируемой продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение старых, либо введение новых соответствующих мер по защите российских товаропроизводителей.

Самыми крупными партнерами РФ в настоящее время являются: по экспорту – Германия, Италия, Беларусь; по импорту – Германия, Беларусь, Украина, США. Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в России экспорта по расчетам, 10-12 млрд долл. Но слабая диверсификация отечественного экспорт обусловливает опасность его снижения из-за возможного падения цен на нефть.

Российская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта. Нельзя забывать о расширении совместных предприятий и увеличении их значимости в экономике.

С начала 90-х гг. Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества (лизинг, франчайзинг и т.п.).

Правительство Российской Федерации должно иметь долгосрочные цели ВЭД и более четко спрашивать за осуществление мероприятий по стимулированию экспорта. В ближайшие годы необходимо осуществить реализацию финансового содействия экспорту по следующим направлениям: предоставление Правительством РФ через Минфин гарантийных обязательств по привлекаемым банками кредитных ресурсов для обеспечения оборотными средствами производств, ориентированных на экспорт; предоставление государственных гарантий и обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров; усиление контроля над закупками оборудования для развития экспортного производства и введение жесткого спроса с предприятий за эффективность использования получаемого оборудования; кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимого в России сырья, материалов и комплектующих изделий; предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредитования, на срок свыше полгода; обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах; страхование операций по освоению внешних рынков.

Одним из главных направлений в ВЭД Российской Федерации должно стать сохранение, а в перспективе и расширение сбыта своей продукции в страны ближнего зарубежья. В конце 90-х гг. в экспорте продукции страны СНГ занимали чуть выше 13%. Из года в год объем торговли России с государствами СНГ сокращался, но только в последние годы импорт из СНГ стал стабильно меньше экспорта. Большинство российских предпринимателей недооценивает значение реализации продукции и услуг в близрасположенных странах. По-прежнему предприниматели, занимающиеся внешней торговлей и другими формами ВЭД, ориентируются на страны Европы, Америки, Азии, хотя можно с уверенностью сказать, что многим субъектам РФ гораздо легче сбывать (продавать) свою продукцию в ближнем зарубежье.

Два российских государственных коммерческих банка, занимающихся внешней торговлей – Внешторгбанк, Росэксимбанк – входят в число крупнейших отечественных банков. Но в любом случае их качество, сеть филиалов, мощность их активов не обеспечивают необходимое кредитование внешнеэкономических операций. Вместе с укреплением этих банков следует привлекать и другие коммерческие банки к внешнеторговым операциям, но при этом исполнительная власть должна тщательно заботиться о надежности уполномоченных банков. Кризис 1998 г. показал, что в финансово-кредитной сфере России практически нет банков, ведущих свою деятельность с полным соблюдением законодательства РФ и правил мировой торговли.

Стимулирование экспорта невозможно без радикальной перестройки организаций, занимающихся страхованием ВЭД. Пока государство будет индифферентным к функционированию появившихся маломощных и слабых частных страховых компаний и не сделает адекватные инвестиции в эту часть финансового рынка, страхование рисков не будет соответствовать времени, и это будет снижать эффективность всей ВЭД.

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействие национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. Их основными элементами являются:

1. Поддержка торгово-политическими мерами.

2. Стимулирование экспортного производства в виде: налоговых льгот, субсидий, гарантирования частных вложений, льготных кредитов, предоставление грантов, поддержка инфраструктуры экспорта, стимулирование прямых иностранных инвестиций, субсидирования научно-исследовательских работ, создание свободных экономических зон.

3. Прямая поддержка экспорта: экспортное кредитование, страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков, налоговые и таможенные льготы, участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом, информационно-консультационное содействие, содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом, специальные меры содействия.

В странах развитой рыночной экономики были впервые разработаны, апробированы и развиты методы и механизмы стимулирования национальных экспортеров. Эти методы разнообразны, они охватывают разные стороны хозяйственной и финансовой сферы экономики, соотношение многочисленных элементов системы достаточно подвижны, и это придает гибкость всей системе. Последняя измеряется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и от состояния мировых рынков, равно как и от возрастающего влияния международных организаций, определяющих и регулирующих международную торговлю и международную конкуренцию.

Эволюция системы государственного стимулирования экспорта за рубежом охватывает значительный период времени и позволяет выделить несколько его этапов. Первый этап относится к 1950-м гг. послевоенного периода, и на этом этапе методы стимулирования сводились в основном к регулированию различными способами сбытовых цен. В следующем десятилетии – на втором этапе – преобладали усилия по созданию долговременной заинтересованности у производителей в экспорте своей продукции и освоении внешних рынков. На третьем этапе – 70-80-е гг. ХХ в. – главную свою задачу правительства разных стран видели в стимулировании создания и укрепили конкурентоспособность экспортной базы в первую очередь в машиностроении.

Особенностью современного этапа развития механизма стимулирования экспорта является его комплексный характер: одновременно производится поощрение сбыта товара и беспрепятственного продвижения на внешние рынки, разработка новых видов товаров и развития их экспортного производства, предоставление новых видов международных услуг.

Европейский опыт стимулирования экспортного производства целесообразно рассматривать на примере стран, имеющих заметные различия в развитии внешнеторговой деятельности, в частности Франции. Проводимая западноевропейскими странами экономическая политика по стимулированию экспортного производства и развитию экспорта имеет во многом схожие основы, связанные с интеграцией стран в единое общеевропейское хозяйство.

Франция в области льготного кредитования экспорта придерживается положений международного соглашения об основных условиях предоставления экспортных кредитов. Страхование экспортных кредитов осуществляет частная французская компания по страхованию внешней торговли, используя для этого как собственные, так и государственные ресурсы. В последнем случае решение о предоставлении кредитов принимает Департамент по внешнеэкономическим связям Министерства экономики, финансов и промышленности на основе выводов межминистерской комиссии гарантий внешнеторговых кредитов, а также Компания по страхованию внешней торговли.

При страховании кредитов от коммерческих рисков возмещается до 85 % понесенных потерь, а от политических – 90 %. Сроки погашения средне- и долгосрочных кредитов – от 2 до 10 лет. Предоставление льготных условий при финансировании экспорта осуществляется государством с использованием государственных средств и частных экспортных кредитов.

В целом система кредитования и страхования экспорта Франции охватывает более трети национального экспорта. В итоге благоприятная система стимулирования экспортной деятельности позволила Франции за последние тридцать лет повысить вдвое долю своего товарного экспорта в ВВП страны, что сравнимо с аналогичным показателем других ведущих европейских стран.

Сегодня основными механизмами поощрения экспорта стали: субсидирование, кредитование и страхование экспортно-импортных операций, налоговые льгот, стимулирование ввоза и вывоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочное капиталовложение в экспортное производство.

Таким образом, в настоящее время происходит многостороннее совершенствование методов стимулирования экспорта. Оно связано, прежде всего, с новыми тенденциями в развитии мировой торговли – значительным увеличением объема услуг, организацией новых форм экспортного производства, увеличением числа и расширением границ свободных экономических зон, включением во внешнеэкономическую сферу малых и средних предприятий.

Челябинский Политехнический Техникум

Магнитогорск 2007

1 Введение ………………………………………………………………...2

2 Деятельность государства в развитии торгово-экономических

отношений……………………………………………………………….3

3 Важнейшие проблемы внешнеэкономической деятельности………..6

4 . Круг вопросов, представляющих взаимный интерес

Европейского Союза и России ………………………………………10

5 Законы и указы, в которых отражена внешнеэкономическая

деятельность……………………………………………………………17

6 Заключение…………………………………………………………….18

7 Список литературы……………………………………………………19

Введение.

Произошедшие за последние годы перемены во внешней торговле России приобрели радикальный характер. Главная отличительная особенность их – демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводят к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т. е. продаже товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде.

Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% его составляли сырье и материалы. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин и оборудования продолжает оставаться низкой.

Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны постоянно возрастает. Увеличение объемов внешней торговли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации ВВП.

1. Деятельность государства в развитии торгово-экономических отношений.

В 1996-1997 гг. большое внимание было уделено перспективным вопросам развития торгово-экономических отношений России с зарубежными странами. Были подготовлены прогнозные оценки развития внешней торговли России со странами Европы и Северной Америки на 1997 год и прогноз развития экспорта и импорта по странам – основным торговым партнерам России, в частности, были разработаны программы углубления сотрудничества с Францией, ФРГ, США, Финляндией, Польшей.

Наша страна активно сотрудничала со странами АРТ (Азиатско-Тихоокеанского региона), а так же с КНР, Ливией, Индией, Ираком Югославией. Сотрудничество с этими странами открывает возможности для увеличения экспорта машинно-технической продукции.

Участие российских организаций в сооружении объектов различного назначения за рубежом (проектирование, поставки оборудования, оказание строительно-монтажных и эксплуатационных услуг) способно обеспечить заказами многие российские заводы, проектные и строительно-монтажные организации. Государство активно поддерживает такие проекты.

Наряду с традиционной мерой поддержки этого вида экспорта, состоящей в заключении межправительственных соглашений по экономическому и техническому сотрудничеству, таких, таких, например, как о сооружении АЭС в Китае и Словакии, гидрокомплекса в Марокко, в последнее время сформировалась система государственной финансовой поддержки российских организаций, вступающих в конкурентную борьбу за получение заказов на строительство за рубежом на коммерческих условиях. Так, приняты правительственные решения о кредитном и гарантийном обеспечении отечественных экспортеров, участвующих на коммерческих условиях в тендерах на сооружение гидроэнергетического комплекса в Китае, модернизацию АЭС в Болгарии, строительство газопровода в Алжире.

Финансовая поддержка коммерческой инициативы внешнеэкономических объединений, специализирующихся на экспорте комплексного оборудования, создает дополнительное напряжение в реализации бюджетной политики государства. Тем не менее, проектом федерального бюджета на 1997 г. было предусмотрено финансирование этого вида экспорта в объеме около 400 млн. долл., что способствовало сохранению места России на мировых строительных рынках.

В 1996 г. был принят Государственной Думой и Федеральным Собранием закон «О защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Этот закон приводит все действующие нормативные документы в данной области в соответствие с принципами и положениями ВТО и дает юридическую основу для введения не только защитных, но и антидемпинговых и компенсационных мер. Шаги, предпринимаемые Россией по защите своих производителей, встретили негативную реакцию и сопротивление со стороны иностранных фирм и ряда международных организаций, однако Россия, продолжая курс на либерализацию внешней торговли, будет вынуждена последовательно осуществлять меры по защите своих экономических интересов.

Внешняя торговля России со странами СНГ и дальним зарубежьем принципиально различается. В торговле с государствами Содружества цены остаются ниже мировых, хотя постепенно приближаются к ним. Поэтому рост товарооборота России со странами ближнего зарубежья часто объясняется именно ростом цен.

И все же постепенно внешнеторговый режим России становится более гибким, активнее реагируя на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства внешнеэкономической деятельностью со стороны государства государственный контроль усиливается.

Вместе с тем необходимо отметить, что предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится, как бы вслед разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной налоговой службой.

Таким образом, ведомственные инструкции очень часто служат основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций.

2. Важнейшие проблемы внешнеэкономической деятельности.

Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно от экономики страны в целом. Можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:

    Завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

    Совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;

    Принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объекта экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;

    Налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;

    Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;

    Формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;

    Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизы);

    Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров поступивших по импорту в Россию;

    Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потери для федерального бюджета значительных сумм в валюте;

    Ускорение разработки программы по оптимальному включению Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.

На рассмотрение высших государственных органов было выдвинуто предложение о том, чтобы введение в действие любых изменений в действующем законодательстве в области внешнеэкономической деятельности осуществлялось не ранее чем через шесть месяцев со дня их принятия или опубликования.

Торгово-промышленная палата РФ считает целесообразным привлекать специалистов территориальных торгово-промышленных палат как официальных экспертов при регистрации экспортных контрактов, что, к сожалению, и сейчас практикуется редко.

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта. Как приоритетное направление в ней выделено расширение производства и вывоза готовых промышленных изделий, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). рекомендовано так же предусмотреть в числе мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау возврат отечественным производителям уплаченного налога на добавленную стоимость после пересечения товаром границы, удостоверенного таможенными органами, снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции. Ставится так же вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов экономики, в первую очередь машиностроительного экспорта, и предоставлений коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта централизованных валютных кредитов.

Программой предусмотрено бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств, правда, оговорено что речь идет об умеренном финансировании. При государственной поддержке экспорта средства из федерального бюджета выделяются путем кредитования.

Так, уже принят Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», принято Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами». В последнее время приняты Постановления Правительства РФ от 16 марта 1997 г. №353 «Об упорядочении экспорта российской нефти», Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. №410 «О порядке регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожный транспорт в 1997 г.», Постановление Правительства РФ от 163 августа 1997 г. №1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступления таможенных платежей в Федеральный бюджет» Постановление Правительства РФ от22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики».стимулирования экспорта Заключение Список... об установлении квот на экспорт товара. 3. Государственное стимулирование экспорта 3.1 Экспортные кредиты Экспортные...

  • Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Числе высокотехнологичных производств; - создать систему государственного стимулирования экспорта товаров и капитала отечественными предприятиями в зарубежные...