Утраченные технологии прошлого. Всё самое интересное в одном журнале

Несмотря на то, что современный мир находится на одном из пиков технологического развития, ученые отмечают, что не все знания прошлого дошли до наших дней. Собственно, создается впечатление, будто некоторые изобретения были потеряны, а некоторые старые технологии оказываются непонятными для современников. Ниже вашему вниманию предлагаются пять утерянных технологий, которые до сих пор привлекают внимание ученых.


Римский цемент
Современный бетон, представляющий собой смесь цемента, воды и заполнителей, вроде песка или гравия, был изобретен в начале XVIII века и является наиболее распространенным строительным материалом в современном мире. Впрочем, состав, разработанный в XVIII столетии, является далеко не первым видом бетона. В сущности, бетон использовали персы, египтяне, ассирийцы и римляне. Последние добавляли в строительную смесь негашеную известь, щебень и воду – именно этот состав дал Риму Пантеон, Колизей, акведуки и термы.

Как и многие другие знания античности, эта технология была утеряна с наступлением Средневековья – не странно, что эта историческая эпоха также известна как Темные века. Согласно популярной версии, объясняющей факт исчезновения рецепта, он был чем-то вроде коммерческой тайны и со смертью тех немногих людей, которые были в нее посвящены, он был забыт.

Примечательно, что компоненты, отличающие римский цемент от современного, до сих пор остаются неизвестными. Строения, возведенные с применением римского цемента, простояли тысячелетия, невзирая на воздействие стихий – цемент, используемый в наше время, не может похвастать такой стойкостью. Некоторые историки считают, что римляне добавляли молоко и кровь в строительную смесь – предполагается, что поры, формировавшиеся благодаря этому процессу, позволяли составу расширяться и сжиматься под воздействием температурных изменений, при этом, не разрушаясь. Впрочем, прочность цементу придавили другие вещества, но никто не может точно сказать, какие именно.


Дамасская сталь
Дамасская сталь, неимоверно прочный тип металла, широко использовалась на Ближнем востоке приблизительно в 1100-1700 годах нашей эры. В основном, этот вид стали стал известен благодаря мечам и ножам, которые из нее изготавливали. Клинки, выкованные из дамасской стали, славились прочностью и остротой: считалось, что меч из дамаска мог легко разрубить камни и другие металлы, в том числе доспехи и оружие, сделанные из более слабых сплавов. Дамасская сталь ассоциируется с узорчатой тиглевой сталью из Индии и со Шри-Ланки. Высокая прочность клинков из такой стали объяснялась процессом производства, в ходе которого жесткий цементит смешивался с несколько более мягким железом, в результате чего изделия получались одновременно прочными и гибкими.

Технология ковки дамасской стали была утрачена приблизительно в 1750 году. Точные причины того, почему это случилось, неизвестны, но существует несколько версий, так или иначе объясняющих эти причины. Наиболее популярная теория заключается в том, что руда, необходимая для производства дамасской стали, начала исчерпываться и оружейники были вынуждены перейти к альтернативным технологиям производства клинков.

Согласно другой версии, кузнецы и сами не знали технологии – они попросту выковывали множество клинков и проверяли их на прочность. Предполагается, что по случайному стечению обстоятельств некоторые из них получали свойства, характерные для дамаска. Как бы то ни было, даже на нынешнем этапе развития технологии невозможно в точности восстановить процесс создания дамасской стали. Несмотря на то, что лезвия с подобным узором существуют и в наши дни, добиться прочности дамасской стали современные мастера, все же, не в силах.


Антикитерский механизм
Одна из наиболее загадочных археологических находок, Антикитерский механизм, был найден ныряльщиками на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера в начале ХХ века. Изучив следы кораблекрушения, ученые пришли к выводу, что судно датируется I или II столетием до нашей эры. При этом, найденный механизм был неимоверно сложным по своей структуре: он состоял из более чем 30 шестерен, рычагов и прочих компонентов.

Более того, в нем применялась дифференциальная передача, которая, как предполагалось ранее, была изобретена не раньше XVI века. Очевидно, устройство предназначалось для измерения положения Солнца, Луны и прочих небесных тел. Описывая этот механизм, отдельные специалисты называют его первоначальной формой механических часов, другие же считают его первой известной аналоговой вычислительной машиной.

Точность, с которой были выполнены компоненты механизма, указывает на то, что данное приспособление не было единственным в своем роде. С другой стороны, исторические записи о механизмах, строение которых напоминает находку, восходят к XIV веку, а значит, на протяжении более чем 1400 лет технология была утерянной.


Греческий огонь
Греческий огонь, горючая смесь, применявшаяся в военных целях Византийской империей и другими государствами, – это одна из наиболее известных утерянных технологий. Будучи чем-то вроде первоначальной формы напалма, греческий огонь продолжал гореть даже в воде. Наиболее известный случай применения этого грозного оружия имел место в XI веке, когда Византия использовала огонь против арабов и повергла их в бегство.

Поначалу греческий огонь заливали в небольшие сосуды, которые поджигали и метали в противника, наподобие современного коктейля Молотова. Позже были изобретены установки, состоящие из медных труб с сифоном, – эти боевые машины использовались для того, чтобы поджигать вражеские корабли. Кроме того, имеются сведения о ручных установках, отдаленно напоминавших современные огнеметы.

Конечно, вооруженные силы нашего времени используют горючие смеси, а значит, нельзя сказать, что технология остается полностью неизвестной. С другой стороны, напалм был разработан лишь в 40х годах ХХ века, а оригинальный состав греческого огня был утерян после упадка Византийской империи – таким образом, действенная технология, все же, оставалась потерянной на протяжении нескольких столетий. До сих пор трудно сказать, как именно был утрачен состав вещества. К тому же, ученые не знают, что могло использоваться для приготовления смеси.

Согласно наиболее ранней версии, греческий огонь мог включать в себя большую дозу селитры. Впрочем, эта версия вскоре была отвергнута, ведь селитра не горит в воде, а именно это свойство приписывалось греческому огню. Если верить более новой теории, то горючее вещество было эдаким коктейлем из нефтепродуктов или сырой нефти, а также негашеной извести, калиевой селитры и, возможно, серы.


Технологии программ «Аполлон» и «Джемини»
Оказывается, не все утерянные технологии зародились в древности – даже относительно недавние достижение науки и техники могут оставаться непостижимыми для современников. В 50х, 60х и 70х годах ХХ века космические программы «Джемини» и «Аполлон» привели к наиболее заметным достижениям человечества в области космических полетов. В частности, речь идет о наиболее крупном успехе НАСА, а именно, программе «Аполлон-11» и высадке человека на Луну. В свою очередь, более ранняя программа «Джемини» 1965-66 гг. дала ученым ценные знания о механике полетов в космос.

Конечно, достижение программ «Джемини» и «Аполлон» нельзя считать утерянными в традиционном смысле этого слова, ведь в распоряжении ученых все еще находятся ракеты-носители «Сатурн-5», а также фрагменты других космических аппаратов. С другой стороны, обладание механизмами еще не предполагает знания технологии. Дело в том, что в результате высоких темпов «космической гонки» документация велась не так хорошо, как того бы хотелось современным работникам НАСА. Вдобавок к спешке, ситуацию усугубляет тот факт, что для подготовки программ нанимались частные подрядчики, работавшие над отдельными компонентами кораблей и оборудования.

После того, как программы были доведены до завершения, частные инженеры ушли, забрав с собой свои чертежи и схемы. В результате, теперь, когда НАСА планирует новый полет на Луну, большие объемы необходимой информации остаются недоступными или же находятся в абсолютно хаотическом состоянии. В сущности, все, что остается НАСА в сложившихся обстоятельствах, это обратиться к реверсивному проектированию, то есть к анализу имеющихся кораблей.

Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей, на протяжении веков держа под контролем все Средиземноморье. Великие ученые и мудрые философы, непобедимые полководцы и железные легионы, легендарные политики и непревзойденные ораторы, искусные зодчие и опытные инженеры, честь и слава, триумф и лавровый венок — все это Вечный Город.

Падение Римской Империи в 468 году, без преувеличения, на долгое время повергло Европу в хаос и отбросило развитие человечества на сотни лет назад. Многие технологии, использовавшиеся в эпоху империи, были забыты на долгие годы.

Конечно, у римлян не было компьютеров и летательных аппаратов. Но людям пришлось идти века или даже тысячелетия, чтобы в некоторых отраслях вновь достичь того уровня, который однажды уже был достигнут.

Количество и качество потерянных или забытых технологий и последовавший за этим провал в развитии цивилизации настолько поражает, что начинаешь задумываться о том, как бы сложилась история, если бы Рим устоял. Возможно, мы бы жили в намного более технологичном и развитом мире. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения, и нам остается лишь удивляться умению римлян и фантазировать, каких высот успел бы достичь человек, если бы все его открытия вовремя и эффективно использовались и не забывались.

Стекло

Хотя технология изготовления стекла была известна человеку еще с древнейших времен (самые старые стеклянные украшения, найденные на раскопках в Египте, датируются 5 тысячелетием до н.э.), именно ромеи смогли развить изготовление стеклянной утвари до небывало высокого уровня. Римские мастера научились выдувать стеклянные предметы, придавая им желаемые формы, делать прозрачные стекла и мозаику.

Портландская ваза — одно из выдающихся произведений античных стеклодувов, которое сохранилось до наших дней

После распада Римской Империи количество и качество изготавливаемого в Европе стекла резко упало. Местные стеклодувы могли изготавливать только самые элементарные предметы. Лишь только византийские мастера сохранили и передавали из поколения в поколение тайны стекольного дела. Прошли сотни лет, прежде чем мастерство изготовления стекла не возродилось неподалеку от Венеции в 13 веке.

Дороги и мосты

Главной целью всех дорог в Римской Империи являлась быстрая переброска войск на далекие расстояния, а так же контроль территорий. На втором месте по важности стояла почтовая служба, а затем торговля. Обычно дороги прокладывались от одного поселения к другому, однако крупные дороги (по-современному магистрали) могли соединяться между собой дорогами поменьше (по-современному проселочными).


Перед закладыванием нового пути инженеры тщательно проверяли все параметры и затем рабочие очищали путь от деревьев и растений и подводили материал для строительства (. Заранее отмечались требующие расширения сложные места дороги, где едущие навстречу караваны могли столкнуться друг с другом. Примечательно, что римские дороги обладали выпуклой формой, позволяя дождевой воде стекать к краям в специально вырытые углубления.

Через реки прокладывались каменные мосты или реже деревянные моста, на развилках устанавливались указатели, а через каждые 15 километров путешественника ждала станция с ночлегом и сменными лошадьми. Удивительно, но в горных районах можно встретить даже туннели в породе, сделанные римскими мастерами для беспрепятственного продолжения дороги.


Каменный мост в испанской Алькантаре (провинция Касерес) — один из шедевров античной инженерии. Построен в начале 2 века нашей эры при императоре Траяне

Чтобы лучше понять систему римских дорог, достаточно вспомнить поговорку «Все дороги ведут в Рим». Действительно, так называемый «нулевой километр» для всех дорог империи начинался в Вечном городе. А любой путешественник мог добраться до столицы из любого места следуя простому правилу: на встретившейся развилке выбирать самую широкую дорогу.

Бетон

В Древнем Риме бетон заливался в полости несущих конструкций. Именно благодаря широкому использованию бетона многие римские постройки сохранились до наших дней. А еще римляне массово использовали комбинацию бетона и металлических усилений, добиваясь большой устойчивости зданий, так что они могли без проблем выдерживают сильное землетрясение.


При строительстве римского Колизея широко использовался бетон в качестве скрепляющего средства. Как видно, римские инженеры знали свое дело — величайший памятник античной архитектуры простоял почти 2000 лет

После падения Римской Империи в 5 веке нашей эры технологии изготовления бетона были утеряны. Заново открыть для себя изготовление бетона европейцы смогли только через тысячу лет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

подписывайтесь на наш T

В наше время интернет – великая штука. Была мысль у Андрея "Колымчанина" о пушках как о бывшем сверх-орудии, да вот только оставалась одна деталь – сложить то, что мы сейчас знаем о прогрессивном оружии и применить к тому, что было применено в не такой уж и далёкой "древности".

Часть 1

И так, что мы имеем, комрад kadykchanskiy ?

1. Старые бронзовые или содержащие большое количество меди пушки – из довольно таки, посмею предположить, относительно вязкого материала.

2. Разборной состав пушки – на большой резьбе, супер-тяжёлая пушка, да еще с непонятным углублением в тыльной части. Можно сказать, что такие махины собирались и разбирались где то в специализированных местах. Не на поле боя же разбирать эту громадину.

Спрашивается – почему у относительно простой конструкции столько непонятных элементов? Всё становится на свои места, после просмотра вот этого вот материала:

Мы имеем просто напросто огромнейший и громоздкий прототип этого "нового и прогрессивного" оружия. Вопрос в том, что относительно мягкий ствол на прямую обеспечивает необходимую плотность в формовке зарядов. Принцип "римской свечи", по сути:

Римская свеча представляет собой длинную картонную трубку. В верхней части трубки размещается фитиль. Внутри трубка заполнена чередующимися слоями из медленногорящего пиротехнического состава, звездок и пороха. Свеча горит сверху вниз и последовательно выстреливает вверх горящие звездки. Количество звездок в римской свече может быть от 4 штук до нескольких десятков штук.

Трубчатый магазин, скорее всего, с мультизарядом, плотно тромбовался в такую пушку, в качестве наполнителя для того самого непонятного узкого отверстия в тыльной части разборной конструкции, а сами заряды, возможно, подавались отдельно, по мере необходимости выстрела. Это, к стати, объясняет некоторые разбежности в диаметре каменного ядра и диаметра ствола орудия – при плотной компоновке в несколько зарядов, скорее всего, использовался уплотнитель.

Но, сгоню скупую слезу меланхолии о том, что не найду подтверждения своей "гипотизе" в ближайшие сто лет, и поразмышляю о технологии обработке камня наших Зодчих.

Сейчас популярно мнение, мол, для распиловки и выпиливания из горы супер- больших каменных столбов нужны супер-огромные пилы для гранита и вряд ли в ближайшее тысячелетие мы будем использовать ту самую технологию "богов", которыми наши Предтечи обрабатывали стенки саркофага и на низких оборотах входили в камень толстенным сверлом:










А вот ничего подобного! Оказывается при наличии прямых мозгов и рук возможно, пользуясь вибрационным инструментом, создавать и малой рабочей площадью не менее сложную работу. Шлифовка? Отрез камня внутри под прямым углом да так, что следов от дисковой пилы не видно? Проще простого, главное знать принцип, ну, и немного денег для покупки мультиинструмента:

И если обратить внимание на артефакты, которые неоднозначно говорят, что в Египте всё же было понятие о электричестве, аккумуляторах и лампах то и существование такого вот "реноватора" вполне допустимо.

Да, и так, про между прочим – подсоединённый к скальпелю ультразвуковой генератор делает его супер-лёгким в работе хирурга. почему бы не допустить то, что о генерации звука и использовании технологий, построенных на вибрации наши Предки знали значительно больше нас нынешних?

Остаётся открытым вопрос – какая такая жадная рожа конфисковала весь прогрессивный инструмент с наших глаз? Где хранятся технологии бывших Зодчих? Кто ответственен в том, что мы за "богов" начали считать людей, которые просто в технологическом решении давно прошли всё то, к чему мы только-только начали прикасаться? Немного выпадают из мифологии моменты описания событий, если рассматривать их в технократическом ракурсе. Продолжу сравнивать "моменты" предыдущих технологических решений и переносить в знакомое нам русло.

Часть 2

Вспоминается отрывок из "Аргонавтов" и их встреча с стимфалийскими птицами:

Много дней и много ночей плыли они вдоль южного берега Евксинского Понта, минуя различные царства неведомых им дотоле народов. Наконец стали они приближаться к острову Аретия. Когда они подплывали к берегу, с острова поднялась огромная птица. Пролетая над кораблем, она роняла на него свои перья - остроконечные, как стрелы; одно из них попало в плечо Оилею. От боли Оилей выронил из рук весло; аргонавты же с изумлением рассматривали странное оружие, поразившее их сподвижника. Сосед Оилея вынул перо из раны, омыл и перевязал ее.

Всё дело в том, что в интернете, на мой взгляд, присутствует немного "поправленная" история о этом инциденте. По крайней мере мне встречалась старая книженция, в которой эта встреча Аргонавтов с "птицами" была другой. Атакующих птиц было две, по небу они неслись с характерным шумом, напоминающим непрерывный крик, перед из взлётом эти птички дико вскрикнули, напугав аргонавтов до полусмерти, а сами аргонавты не вступали с ними в бой, и уж, тем более, не смогли подстрелить ни одну из "птичек", просто прикрывшись щитами и отплыв на безопасное расстояние от острова, на котором те обитали. Интересно и то, что эти птички описывались как цельно-металлические.

И так, что мы имеем:

1. Корабль аргонавтов подошёл к охраняемому объекту, в данном случае это остров;
2. Сработала система оповещения (сигнал тревоги);
3. Взмыли в воздух два истребителя, которые обстреливали корабль, пока тот не удалился с зоны охраняемой территории;
4. Оружие применяемое обороняющейся стороной было под стать описанному в "махабхаратхе".

Думается, что правдоподобнее этих самых птичек изображать примерно так:

Тем более, что о сверх-звуковых самолётах (наиболее устойчивая в воздухе форма на такой скорости) знали и, к примеру, в Перу (интересно, а Перу называется Перу лишь потому что сами Перуанцы так себя назвали, или просто со временем потерялась буква "Н"? Перун звучит как то правдоподобнее):

А о всевозможных гаджетах в сказках сказано более чем достаточно, вот к примеру описание "сказки о наливном яблочке на серебряном блюдце":

Жил мужик с женою, и у них были три дочери: две — нарядницы, затейницы, а третья — простоватая, и зовут ее сестры, а за ними и отец и мать, дурочкой. Дурочку везде толкают, во всё помыкают, работать заставляют; она не молвит и слова, на все готова: и траву полет, и лучину колет, коровушек доит, уточек кормит. Кто что ни спросит, все дура приносит: «Дура, поди! За всем, дура, гляди!» Едет мужик с сеном на ярмарку обещает дочерям гостинцев купить. Одна дочь просит: «Купи мне, батюшка, кумачу на сарафан»; другая дочь просит: «Купи мне алой китайки»; а дура молчит да глядит. Хоть дура, да дочь; жаль отцу — и ее спросил: «Чего тебе, дура, купить?» Дура усмехнулась и говорит: «Купи мне, свет-батюшка, серебряное блюдечко да наливное яблочко». — «Да на что тебе?» — сестры спросили. «Стану я катать яблочком по блюдечку да слова приговаривать, которым научила меня старушка — за то, что я ей калач подала». Мужик обещал и поехал.

Близко ли, далеко ли, мало ли, долго ли был он на ярмарке, сено продал, гостинцев купил: одной дочери алой китайки, другой кумачу на сарафан, а дуре серебряное блюдечко да наливное яблочко; возвратился домой и показывает. Сестры рады были, сарафаны пошили, а на дуру смеются да ждут, что она будет делать с серебряным блюдечком, с наливным яблочком. Дура не ест яблочко, а села в углу — приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту!» Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки́ на полях, и гор высота и небес красота; солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются — так все красиво, на диво — что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Как только не представляли это устройство художники:

Но что мы имеем в этом случае?

1. Плоская поверхность экрана (блюдце);
2. Своеобразное "стило" в виде "яблочка", возможно и прототип какой то внешней "мышки";
3. Слова-активаторы, которые, как запатентованая Эппл технология разблокировки устройства, реагирует только на специфические команды (в случае с Эппл это просто уникальный символ, который человек выписывает на сенсорном экране);
4. Возможность просматривать текущие события в режиме реального времени без ограничения в пространстве и минуя физические барьеры. То есть "без камер" наблюдения. Так сказать – пространственная технология, к которой мы, возможно, еще дойдём.

В общем, это "блюдечко с яблочком" скорее, выглядело так:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

А по сути, если копнуть эту "сказку", то многие моменты становятся не просто интересны, а сверх-технологично-увлекательны:

1. Описана кукла-робот, которая в режиме диалога выдавала конкретные решения в конкретных ситуациях. Фактически это "супер-википедия" в одном устройстве;
2. База знаний "куклы" превышала простую констатацию ситуации, она предполагала прогнозирование и осмысление ситуации;
3. Кукла работала на органике, при её активации у неё светились глаза. Зачем так детально описывать то, что у куклы глаза светились "как две свечки"? Наверное нам прямая подсказка о том, по какому принципу работала эта куколка;
4. Куколка выполняла довольно таки широкий спектр работ как то простая уборка территории или кропотливая сортировка мелкого семени;
5. В сказке упоминается то, что "от булавок" и "от спиц" было светло. По крайней мере, чтоб видеть что ты делаешь – вполне достаточно. Это что то вроде биохимических светильников или гаджетов, которые питались энергией самого действия (что, в принципе, не такая уж и фантастика, если мы давно разработали часы, работающие от тепловой энергии человека);
6. У избы Яги расписан принцип применения "устрашающей голограммы", охраняющей территории в виде чёрного, красного и белого всадника;


7. Черепа на заборе Яги в аккурат по принципу применения напоминают наше современное освещение объекта. Но помимо простой функции освещения они обладали еще и собственной логикой (которую, на секундочку, надо было еще встроить в это устройство, а этим тоже кто то занимался), причём эта логика основывалась на оценочных действиях и принимала самостоятельные решения. Как иначе объяснить что "череп" "следил" огненным "взглядом" за теми, кто по сути "подставил" Василису? Да и такой "огонь", наверняка, был волнового характера;
8. Принцип "умного дома", реализованный в избушке Яги на прямую распознавал голосовые команды и выполнял их. Простого приказа "смолоть пшеницу" хватило на вызов сразу трёх манипуляторов и обработки зерна в каком то встроенном мульти-комбайне;
9. Сама Яга не спешила распространятся всеми теми устройствами, которыми располагала, к людям. То есть, по сути, занималась таким себе "накоптиельством" уникальных технологий как "летающая ступа" и такое прочее.

Что еще примечательно, в этой "сказке" дела по хозяйству названы "уроками". То есть ремесло, по сути, сравнимо с тем, что человек приобретает на продолжении своей жизни, то есть "уроками".

О Финисте Ясном Соколе очень хорошо расписано у Левашова (в этом надо отдать ему должное – поднял такой пласт, что многим просто не под силу): ]]> ]]>

Но и это, по идее, не предел для технологий предыдущей цивилизации. Остаётся открытым вопрос – где сейчас находятся все эти супер-гаджеты и по какой причине супер-цивилизация тотально пережила крах не только технологический, но и Духовный. Я не верю в то, что осколочная дробь от Лели или Фаты нанесла такой урон – всё равно выжили бы люди, которые как Яга использовали бы всё, что могли найти. По любому в составе выживших были бы и технари, которые восстановили б техно-комплекс быстрее, чем люди нова расплодились по планете.

Похоже, что причина такого "тотального шатдауна" в размахе целой цивилизации действительно спровоцирована направленно и избирательно. По сути мы говорим о биологической войне. Но об этом позже.

]]> ]]>

4 248

Наконец и в Москве открылось очередное «чудо света». Благодаря реставрации Триумфальной Арки и болтливости журналистов, стали известны множество лет тщательно скрывавшиеся подробности о промышленной мощи России начала 19 века…

Все телеканалы 16 марта обсасывали очередную культурную новость о реставрации «Триумфальной арки» в Москве. Репортёры в поиске сенсации взяли интервью у организаторов процесса и специалистов. Вскоре, забыв, что в 19 веке, когда строилась арка, Россия официально считалась «отсталой страной», они выплеснули всё, что накопали, в информационное пространство. Главным источником сведений является глава столичного департамента культурного наследия Александр Владимирович Кибовский. Остальные специалисты, заключение которых стало предметом этой статьи, в основном остались безымянными.

Приведу несколько цитат:

«Все скульптуры были отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры». (Московские новости).

Что же секретного может быть в этой технологии, и особенно утраченного? Хочу напомнить, что на дворе 21 век, и космические корабли уже бороздят просторы Солнечной системы. И если Россия в 19 веке действительно была промышленно отсталой, то чему это вдруг сегодня, могут научить нас те «пушечно-сковородочных» дел мастера?

Если бы секрет касался особенностей плетения лаптей, которые давно вышли из употребления, тогда понятно – перестали носить и забыли, как делать. Но ведь чугун лили, льют и лить будут. Как смогли утратить технологию?

Уже интересно…

«Скульптурные композиции отливали из чугуна, созданного по особой технологии, секрет, которой был утрачен, рассказывает руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский : «Секрет чугуна, сделанного в 19 веке, раскрыть не смогли даже сегодня с учётом всех нынешних высоких технологий. Так и не удалось определить точный состав сплава…» (Вести ФМ).

То есть нас хотят убедить, что, имея образец металла, специалисты не смогли определить его химический состав? Либо Кибовский сам не владеет информацией (он всё- таки историк по образованию, а не металлург), либо его неверно процитировали.

Ещё десять лет назад я сам наблюдал, как подобный анализ делали в рядовой лаборатории металлургического цеха. Вся процедура тогда занимала не больше 20 минут. Любой образец, любого металла.

А вот секрет самой технологии получения сплава, действительно разгадать бывает трудно.

«Что ж, только можем снять головные уборы, удивляемся и чтим память таких великих специалистов и гордимся тем, что были в нашем Отечестве такие выдающиеся скульпторы, мастера-литейщики», – отметил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Александр Кибовский …» (Телеканал «Культура»).

Что же, нам, видимо, стоит разобраться, чем смогли удивить современных специалистов наши, якобы неграмотные предки.

И, наконец, главный приз «Дилетант года» получают сотрудники телеканала НТВ:

«Все фигуры на арке отлиты из серого чугуна. Технология его создания теперь утрачена. Современным мастерам для реставрации предстоит подобрать материалы, максимально близкие по составу…» (НТВ).

То есть, как? Технология серого чугуна? Утрачена? Это того самого, который по ГОСТУ обозначается как СЧ-15, СЧ-20? Какая потеря для машиностроения!..

Как видите, трезвона было много, а, по сути, сказано мало. Мало, но достаточно, чтобы восстановить картину в первом приближении. Всё вышесказанное относится в основном к скульптурной композиции, состоящей из колесницы, запряжённой шестёркой лошадей, которыми правит богиня Победы. Она венчает триумфальную арку.

Композиция была отлита два века назад из чугуна и имела покрытие, которое не только защищало металл от коррозии, но и выгодно подчёркивало её пластику. Почему реставраторов интересовал состав сплава? Да потому, что некоторые части композиции настолько разрушились, что их проще было бы отлить заново, чем собирать из кусков. Отлить из чего?

Потребовался анализ материала. Думаю, что его провели и точно установили химический состав. Видимо, специалистов просто удивил результат. Вероятно, состав этого сплава отличается от привычного чугуна (сплав железа с углеродом в содержании более 2%). Это могло быть иное процентное содержание углерода, либо примеси других металлов или неметаллов. В этом случае трудно отнести сплав к применяемым традиционным маркам, то есть определить его по существующей классификации. Видимо, это и имелось в виду.

Сплав должен быть ещё и литейным, то есть иметь хорошую текучесть в расплавленном состоянии, а таких материалов вообще немного. Если вы придёте к литейщикам, и попросите их отлить очень ажурную вещь из сплава, который они первый раз видят, то вам, скорее всего, откажут. Работа трудоёмкая и кропотливая, а результат не гарантирован. Может быть, это и поставило в тупик специалистов. Но реставраторы могли бы просто попытаться заказать отливку из обычного чугуна. Скорее всего, так и поступили. Но когда стали задавать вопросы специалистам, то оказалось, что сегодня это сделать невозможно по другим причинам.

По заявлениям в прессе, скульптура Богини Победы весит 4 тонны.

Это говорит о том, что она пустотелая, и стенки очень тонкие. Сравните её с Царь пушкой.

Итак, видно, что габариты отливок не сильно отличаются, но Царь пушка, сама будучи пустотелой со стенками толщиной 15 см, весит около 40 тонн (только пушка без лафета).

К этому можно добавить цитату из репортажа с 1 канала:

«”Металл шириной с палец потом становится с полпальца, и потом идёт разрушение, то же самое – этот монумент может не рассыпаться, а частями развалиться”, – поясняет директор Государственного казённого учреждения Москвы “ Мосреставрация ” Сергей Балясников.

Похоже, что стенки этого чугунного литья действительно очень тонкие, вероятно, порядка 1,5…3 см. Вот этого как раз и не могут сегодня повторить. Не должен чугун проливаться в такие тонкие и протяжённые полости, да ещё, давая такое прекрасное качество поверхности. Оно, конечно, можно и заполировать местами, но если литьё не обеспечивает такого качества, то всю поверхность не заполируешь. Латунь может так литься, бронза тоже, ведь у них температура кристаллизации ниже, чем у чугуна.

Например, при температуре 1200ºС чугун уже не течёт, а бронза отлично проливается. Здесь, по-видимому, мы и наблюдаем результат неизвестной на сегодня технологии, которая утеряна. И это уже серьёзные факты.

Ведь что такое технология? Это не просто секрет какой-то, а целый комплекс. Для того, чтобы технология устойчиво работала, недостаточно только ушлого рукастого мужичка. Пусть он хоть десять раз мастер, хоть глаз у него алмаз. Нужны правильные материалы, подготовленные соответствующим образом. Речь о добывающей промышленности. Нужно правильное оборудование, то есть плавильные печи, дающие устойчивый результат по температуре расплава, удобные для регулярной работы и соответствующие по объёму. Наконец, нужна правильная оснастка, в нашем случае – формовочные материалы, плиты, короба и т.д. И даже если всё это без исключения имеется в наличии (сегодня-то имеется), ничего не получится без знания процессов, происходящих с металлом, и конкретной последовательности операций, а также способов формовки, сушки и т.д. Только всё это вместе является технологией.

Когда говорят об утерянной технологии, то почему-то подразумевают только последнее. Дескать, знали старые мастера, куда какое полено вовремя подсунуть. Но забывают, что без остального технология вообще невозможна. Ведь в данном случае речь вовсе не о какой-то уникальной вещице, которую исхитрились изготовить с «божьей помощью и молитвами всех святых».

В первой трети 19 века шло грандиозное строительство в Петербурге и Москве. Вспомните хотя бы Исаакиевский собор. Там тоже есть аналогичное чугунное литьё.

Выпуск подобных шедевров был поставлен на поток. Следует говорить о высоком уровне развития металлургической отрасли. Могли успешно лить как серийные вещи, вроде опор под колонны, так и штучные, высокохудожественные. Сегодня, конечно, можно изобразить нечто похожее, но только соединив композицию из множества элементов, или отлив её из бронзы с более толстыми стенками, и покрасив под чугун.

И вообще, полезно сравнить, что могли в 1834 году и, например, в 1966, когда Триумфальную арку решили восстановить к юбилею. Ведь она была полностью разобрана в 1936 году. В обоих случаях велась разработка проекта и строительство с нуля. Разве что большая часть литья сохранилась и была использована при восстановлении, в том числе и колесница с шестёркой лошадей.

Итак, в 1826 году составление проекта Арки поручили архитектору Осипу Бове. В том же году он разработал и первоначальный её проект. Однако решение о новой планировке привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 года. Постройка Триумфальных ворот растянулась на пять лет. Во многом из-за нехватки средств. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого памятника. Многие думают, что работа Бове заключалась только в создании альбома эскизов, что и так немало, учитывая художественный уровень объекта.

Зато, когда речь заходит о современном проекте, то все уже представляют стопки чертежей с привязками к местности, разрезами грунта, точными размерами, обозначением коммуникаций, спецификацией материалов, расчётами и сметой. Это представление неверно. Если вы немного порассуждаете, то сами поймёте, что и тогда весь объём работы был необходим, как и сейчас. Без всей перечисленной документации даже сметы не составить, а это важно во все времена.

У Осипа Бове была другая бумага, другие карандаши, нежели у современных архитекторов, но объём работы был таким же. В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3», руководимый В. Либсоном, в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей – точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами, вместо подлинных. Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды и воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Над возведением монумента трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. В результате, 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. То есть Осип Бове за год разработал первый проект (не факт, что менее сложный), и за два года – второй. Строители и литейщики всё это отлили и построили за 5 лет. Они не использовали, согласно общепринятому мнению, строительные краны и технологию бетона, существенно ускоряющую процесс. Строительные материалы доставляли не на 10-тонных грузовиках, а на подводах грузоподъёмностью 300 кг, что меньше в 33 раза и в 12 раз медленнее. Да ещё строительство приостанавливалось из-за недостатка финансирования. Однако, сделали за 5 лет, не очень торопясь.

Особых восхищений по поводу строительства арки в 19 веке не сохранилось. Видимо, в то время это было рядовым явлением. Зато восстановительные работы, проводимые 150 лет спустя, в описаниях выглядят едва ли не подвигом. И это притом, что основу сделали бетонной, верх арки покрыли рубероидом, отлить смогли лишь недостающие элементы, а все чугунные детали заботливо покрасили кузбасслаком (каменноугольная пыль, растворённая в сольвенте). Как сегодня утверждают специалисты, новое замечательное покрытие как раз и способствовало разрушению уникального чугунного литья, которое до этого простояло без существенных повреждений 102 года. Да и восстановлен был не весь комплекс.

В новый проект не включили кордегардии, симметрично располагавшиеся ранее по обеим сторонам.

Кордегардии это не те колонны, что вы видите на переднем плане, а здания с низким куполом и колоннадой, стоящие слева и справа от самой арки. В изначальном проекте кордегардии соединялись с аркой ажурной, кованой решёткой. Продержалось всё это до капитального ремонта, всего 44 года.

Интересно, много ли значимых изобретений и технологий было утрачено за историю человечества? Очень много, причём некоторые совершенно незаслуженно. Мы выбрали самые любопытные из них.

Дамасская сталь

Дамасские мечи, которые, как правило, производились на Ближнем Востоке начиная с 540 года н. э. до 1800 года н. э., были более острыми, гибкими и прочными, чем современные аналогичные клинки. Благодаря специальной технике ковки они также отличались визуально, имея «мраморный» узор, который получил название «дамасский».

Производство после долгих лет было окончательно прекращено, и высокоохраняемая технология была утрачена - на данный момент современные кузнецы и металлурги не смогли точно установить те методы и сплавы, которые применялись в производстве тех мечей. Известно, что мастера использовали углеродистые сплавы стали, которые делают сплав твёрдым и хрупким, однако тестирование дамасских клинков выявило наличие углеродных нанотрубок, которые обеспечивают сплав гибкостью.

Историческая справка

Профессор Питер Пауфлер из Технического университета Дрездена провёл ряд исследований дамасских сабель и обнаружил, что при их производстве применялось примерно то, что сейчас мы называем нанотехнологиями.

Растворённый в соляной кислоте кусочек стали был исследован под электронным микроскопом, и в результате выяснилось, что её структура схожа с современными углеродными нанотрубками, используемыми для увеличения прочности металлов. В составе дамасской стали была обнаружена примесь карбида железа, который содержится в виде нанонитей. По предположениям специалиста, некоторые примеси в стали при высокой температуре вызывали рост углеродных нанотрубок. Углерод в сталь попадал как продукт горения дерева в печи при плавке стали - так и возникали эти тончайшие нити.

Искусство каменотёсов древних инков

До сих пор неизвестно, как именно они достигали того, что камни в их кладке прилегали настолько точно друг к другу. Некоторые конкистадоры предполагали, что они имели особую технологию, известную с древности, которая помогала «смягчать камень». Якобы один из испанских рыцарей наступил на какое-то растение, которое оплавило шпоры на его сапогах. Но эти сведения сегодня сложно воспринимать всерьёз».

Историческая справка

Действительно, до сих пор доподлинно неизвестно, какими именно инструментами обрабатывались плоскости камней размером до нескольких квадратных метров, после состыковки которых зазор по всему контуру не позволял вставить между ними древесный лист.

Остаётся загадкой и то, каким образом перемещались камни для сооружения фундаментов и стен, вес которых достигал 20 тонн. Некоторые «специалисты» (те же, которые приписывают постройку пирамид инопланетянам) говорят, что инки обладали технологией лазерной резки камня и умели манипулировать силами гравитации для перемещения тяжестей.

Антикитерский механизм

Поднятое в 1901 году с потерпевшего кораблекрушение древнего судна устройство было создано в период около 150-100 лет до н. э. Причём, уровень его миниатюризации и механическая сложность не могли быть воспроизведены в последующие 1500 лет. После долгих исследований, в 2008 году, учёные установили, что это устройство представляет собой календарь, отслеживающий Метонов цикл. С его помощью древние предсказывали солнечные затмения и рассчитали сроки Олимпийских игр.

Историческая справка

Судно, на котором был обнаружен древний механизм, затонуло недалеко от греческого острова Антикитера. На данный момент артефакт хранится в Национальном археологическом музее в Афинах.

Антикитерский механизм (размерами 33×18×10 см в сборе) содержал 37 бронзовых шестерён в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками; по реконструкции использовался он для расчёта движения небесных тел. Другие устройства подобной сложности неизвестны в эллинистической культуре. В 2010 году один из инженеров Apple создал аналог антикитерского механизма из конструктора LEGO.

Суперизоляционный материал Starlite

Материал Starlite Мориса Уорда может рассматриваться как потерянное изобретение. Он за 20 с лишним лет ни с кем не поделился своим секретом, и никто так и не смог воспроизвести его. Starlite является одним из видов пластика с замечательными изоляционными свойствами, который может выдержать практически любую температуру. Тонкий кусок Starlite мог выдержать 10 000 °C (это почти в два раза горячее поверхности Солнца). Интересно, что материал был изобретён человеком без какого-либо академического образования (на самом деле в прошлом он был парикмахером в Йоркшире, Англия).

Этот материал стал широко популярным в 1993 году, когда его показали на шоу под названием «Мир завтра». Учёный на шоу в течение нескольких минут нагревал паяльной лампой яйцо, которое было покрыто тончайшим слоем Starlite. Через несколько минут яйцо было очищено - белок был сырым. Это изобретение потенциально могло принести миллиарды долларов, но... ничего подобного не произошло. Starlite таинственным образом исчез из поля зрения. Даже его веб-сайт не работает.

Историческая справка

В 2011 году Морис Уорд умер, не оставив данных о том, что это был за материал или в каком направлении надо «рыть», чтобы добиться его эффективности. Разумеется, исследования велись и на более высоком уровне, чем пресловутое телешоу. Главе подразделения тонкоплёночных пластиков тогдашнего Агентства оборонных исследований Великобритании удалось провести ряд тестов материала, при том условии, что он не пытался выяснить его состав. Тесты включали облучение лазером с мощностью импульса в 100 мДж, однако его воздействие на защищаемый пастой предмет было равно нулю. Никакого эффекта на него не произвела дуговая лампа: пока температура поверхности не превышала 1 000 ˚C, материал эффективно защищал предмет, на который был нанесён. Результаты были опубликованы в International Defence Review. В ответ на все вопросы о составе Морис Уорд говорил только то, что Starlite включает 21 компонент. Более того, всякий раз он предоставлял материал со слегка иным химическим составом. Попытки научных дискуссий с Уордом проваливались (он оказался просто недостаточно образован), а деловые переговоры заходили в тупик, когда он в один день просил £1 млн, а на следующий дорисовывал к цифре нолик, при этом не желая давать материал на предварительный анализ химических свойств.

Система беспроводной передачи электричества Николы Теслы

Главная проблема этой разработки сводилась к тому, что без проводов невозможно было понять, кто использует электричество, а значит, нельзя было понять, кому предъявлять за него счёт. Однако, мне кажется, этот способ передачи электричества также был намного менее эффективен, чем проводной.

Историческая справка

Никола Тесла провёл массу любопытных экспериментов с передачей электричества на расстоянии. В 1891 году учёный показал первую в мире лампочку, зажжённую без помощи проводов, а также свой беспроводной электродвигатель. В основе этих изобретений лежал принцип электрических колебаний. По мнению Теслы, использование подобных ламп экономически более выгодно, так как потери энергии при этом минимальны. Также он отмечал, что свет, производимый его лампой, больше походит на естественное освещение. В интервью газете Нью-Йорк Сан в 1901 году учёный заявил, что система беспроводного освещения помещений готова к коммерческому использованию, тем не менее распространения она не получила.

Позднее Никола Тесла предположил, что для передачи электрического тока можно использовать колебания электрического поля Земли, тогда задача передачи энергии и информации на любые расстояния будет решена. Главным итогом его исследований беспроводной передачи тока стала башня Ворденклиф на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Однако в 1903 году, когда установка была почти закончена, намерение Теслы продемонстрировать передачу электроэнергии без проводов грозило обрушить рынок и предоставить всем желающим бесплатную электроэнергию, поэтому Дж. П. Морган, акционер первой в мире Ниагарской ГЭС и медных заводов, решил отказаться от дальнейшего финансирования его проекта.

После закрытия лаборатории Тесла не развивал идею беспроводной передачи электричества, а занимался разработками радиотехники, паровых турбин, насосов, электросчётчиков и спидометров.

Гусеничные транспортёры Ганс и Франц

Одно из действительно интересных изобретений из современной эпохи, которое было неоправданно забыто, - это гусеничный транспортёр NASA для перевозки ракет «Сатурн V». Я слышал, что после свёртывания программы «Аполлон» эти транспортёры были попросту законсервированы, а те, кто их строил, перешли на другие проекты. В тот момент все решили, что больше никогда никому не потребуется перемещать что-то такое огромное. Когда NASA начало разворачивать проект Спейс Шаттл, были затрачены огромные средства, чтобы привести транспортёры в рабочее состояние, так как технологии были практически утрачены. Если появится необходимость перемещать что-то такое же масштабное, фактически нам придётся переизобретать эти транспортёры заново.

Историческая справка

На гусеничные транспортёры, разработанные для NASA компанией Bucyrus International в 1965 году, было затрачено около $ 28 млн. На тот момент они являлись крупнейшими образцами самоходной техники в мире (пока не появился фантастически огромный роторный экскаватор Bagger 288). Машина весом в 2 400 тонн состоит из платформы на четырёх тележках, каждая из которых снабжена двумя гусеницами. Уникальная гидравлическая система с высокой точностью удерживала платформу в горизонтальном положении.

Машина управляется водителем, при этом максимальная её скорость составляет 1,6 км/ч в загруженном состоянии и 3 км/ч без груза. Транспортёр способен перевозить «челноки» на расстояние 5,6 км, средняя продолжительность поездки составляет 5 часов. После сворачивания программы «Спейс Шаттл» необходимость в этих транспортёрах отпала. На сегодня существуют два транспортёра, которые получили имена Ганс и Франц, однако на счёт их рабочего состояния приходится сомневаться.

Римский додекаэдр

В то время как значимость и важность его остаются спорными (для чего он использовался?), то, что его утилитарное назначение утеряно, - это факт.

Историческая справка

Римский додекаэдр - это небольшой полый объект, сделанный из бронзы, датируемый II или III веком нашей эры. Предмет имеет двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани.

Подобных додекаэдров было обнаружено около сотни на территории разных стран, от Англии до Венгрии и запада Италии, но большинство найдено в Германии и Франции. Размеры варьируются от 4 до 11 см. В основном образцы сделаны из бронзы, но некоторое количество высечено из камня.

Функции этих объектов остаются загадкой, при этом нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени. Существуют различные версии их использования. Это могли быть подсвечники (внутри одного из них был найден воск), игральные кости, инструмент для калибровки водяных труб (круглые отверстия имеют разный диаметр), элемент армейского штандарта, дальномер, инструмент для гадания.

Гибкое стекло

Гибкое стекло - это легендарное утраченное времён правления римского императора Тиберия (14-37 г. н. э.)

Историческая справка

По сведениям Исидора Севильского, мастер, создавший ранее неизвестный материал, который удалось добыть из глины, преподнёс императору сделанную из него чашу для питья. Чаша блестела как серебряная, но при этом была очень лёгкой. Император был впечатлён открытием, но при этом испугался, что новый металл может привести к обесцениванию серебра и золота. Поэтому, убедившись, что никто, кроме самого ювелира, не знает секрета изготовления неведомой субстанции, он приказал отрубить ему голову.

Однако детали этого рассказа могут отличаться. Вместо чаши нередко упоминается тарелка, ваза или корона. Плиний Старший упоминает сюжет о ювелире в контексте описания способов изготовления стекла. «Рассказывают, что при принцепсе Тиберии был придуман такой состав стекла, что оно было гибким, и тогда мастерская этого мастера полностью была уничтожена, чтобы не понизились цены на металлы, медь, серебро, золото, однако слух этот был скорее упорным, чем верным».

Сходный сюжет пересказывается и в «Сатириконе» Петрония Арбитра, где история обрастает деталями. «Был такой стекольщик, который сделал небьющийся стеклянный фиал. Он был допущен с даром к Цезарю и, попросив фиал обратно, перед глазами Цезаря бросил его на мраморный пол. Цезарь прямо-таки насмерть перепугался. Но стекольщик поднимает фиал, погнувшийся словно какая-нибудь стеклянная ваза, вытаскивает из-за пояса молоток и преспокойно исправляет фиал. Сделав это, он вообразил, что уже вознёсся до престола Юпитерова, в особенности, когда император спросил его, знает ли ещё кто-нибудь способ изготовления такого стекла. Стекольщик… говорит, что нет; а Цезарь велел отрубить ему голову, потому что если бы это искусство стало всем известно, золото ценилось бы не дороже грязи».

Материальных объектов, которые могли бы подтвердить эти легенды, до наших дней не сохранилось. Есть версии, что речь идёт о первом открытии чистого алюминия, который согласно официальной науке был получен только в 1825 году.