Договор и самолёты. «Иностранцы завидуют России»

18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».

Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).

Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.



Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.

Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.

Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олег Луцива.


До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.

О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:



Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев

«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.

Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.

По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.


Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).

Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:


«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.

«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.

За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.

У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».

Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:

«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

Продолжение следует.

Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1 .

Ту-214ОН
Тип самолёт комплексной разведки
Разработчик ОАО «Туполев»
Производитель КАПО имени С. П. Горбунова
Главный конструктор Игорь Кабатов
Первый полёт 1 июня 2011 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС России
Годы производства с 2011 года
Единиц произведено 2
Базовая модель Ту-214
Изображения на Викискладе

Ту-214ОН - первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» . В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер - 30 см, инфракрасных - 50 см .

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами , расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС - от 4,7 до 25 км, зона обзора - до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности - 4,6h (где h - высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 - от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

В 2014 году российские ВВС пополнятся новым самолетом-разведчиком Ту-214ОН, который будет использоваться для реализации Договора по открытому небу. Данный самолет оснащен современным бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН), который был создан инженерами российского концерна радиостроения «Вега». Ту-214ОН (Открытое небо) - самолет комплексной разведки, он был создан специалистами ОАО «Туполева» на базе пассажирской версии самолета Ту-214. Данная машина должна заменить устаревшие самолеты Ан-30 и Ту-154. На сегодняшний день построено всего 2 самолета Ту-214ОН - закончены в мае 2011 года и в декабре 2013 года соответственно. Свой первый полет самолет совершил 1 июня 2011 года.

Впервые данный самолет был показан широкой общественности во время международного авиасалона МАКС-2011. Появление на авиасалоне этого самолета вызвало широкий общественный резонанс. Во время работы авиасалона с самолетом Ту-214ОН успели познакомиться представители США, Канады, Италии, Норвегии. Все эксперты дали российской машине только высокие оценки. Ту-214 является специальной модификацией гражданского лайнера Ту-214, основное его предназначение - это совершение инспекционных полетов в рамках программы «Открытое небо».


Стоит отметить, что Ту-214ОН стал первым отечественным самолетом, с которого были сняты ограничения по применению оборудования зарубежного производства в составе бортового комплекса наблюдения. Установленный на борту самолета комплекс включает весь разрешенный договором комплекс средств наблюдения, аппаратуру контроля и управления этими устройствами, а также различное оборудование отображения и записи всей полученной во время совершения наблюдательных полетов информации с сохранением ее на жестком магнитном диске компьютера. Цифровая видео- и фотоаппаратура находятся в нижнем отсеке Ту-214ОН, который имеет специальные иллюминаторы, закрываемые шторками с механизированным управлением.

После завершения полета вся полученная информация при помощи аппаратуры наземного комплекса обработки и сбора данных переводится в единый цифровой формат, который был принят всеми государствами участниками ДОН. Принятие на вооружение самолетов Ту-214ОН, выполняющих важную государственную задачу инспекционного контроля в рамках действующих международных соглашений, позволит решать ее на самом современном на данный момент технологическом уровне.

Сердцем самолета является Бортовой комплекс авиационного наблюдения (БКАН), который был создан специалистами концерна «Вега». Данный разведывательный комплекс предназначен для получения изображений местности, записи и документирования полученной информации, управления имеющимися на борту средствами наблюдения и создания навигационной информации для средств наблюдения.

В состав БКАН были включены панорамная и кадровая аэрофотоаппаратура, инфракрасные и телевизионные камеры, а также РЛС бокового обзора. Согласно международным договоренностям разрешение ТВ-камеры и фотоаппаратуры составляет 30 см, для ИК-камеры - 50 см, для РЛС бокового обзора - 3 м. Аэрофотокомплекс установлен в носовой части фюзеляжа самолета на его нижней палубе. Полоса захвата РЛС составляет от 4,7 до 25 км, а зона обзора - до 50 км. ИК-аппаратура наблюдения была расположена в центроплане Ту-214ОН. Ее диапазон углов обзора равен 130 градусам, а ширина полосы сканирования местности составляет 4,6h (h - это высота полета самолета по радиовысотомеру).


В состав установленного на самолете комплекса наблюдения включены 3 камеры: две боковых КТБО-6 и центральная широкоугольная КТШ-5. При этом угол обзора КТШ-5 составляет 148 градусов, а ширина сканирования на местности равна - 6,6h. Угол обзора КТБО-6 составляет от 8,5 градусов в узком фокусе до 20,1 градуса в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60 градусов. Помимо этого Ту-214ОН оснащен бортовым счетно-вычислительным комплексом, основной задачей которого является управление и контроль за установленными на борту средствами наблюдения, а также для показа в режиме реального времени информации со всех средств наблюдения и ее запись. В состав БЦВК самолета включено 5 полностью автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных между собой с помощью локальной сети.

Экипаж Ту-214ОН включает в себя 5 человек: командир экипажа, второй пилот, штурман, бортинженер, радист-переводчик. Помимо этого в кабине экипаже есть дополнительное место, которое предназначено для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии совместно с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны располагаются в отдельном салоне. Оба обладают возможностью следить за работой, установленной на борту аппаратуры, с помощью двух выносных дисплеев, которые аналогичны тем, что используются операторами.

Все 5 АРМ расположены в специальном отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое из этих мест имеет по 2 монитора. Один из мониторов показывает получаемое установленной аппаратурой изображение в режиме онлайн, а второй выводит информацию о местоположении самолета, зоны наблюдений работающей в это время аппаратуры, карту, информацию об условиях полета и другую рабочую информацию. АРМ также обеспечивает запись цифровой видеоинформации и управление установленной на борту аппаратурой наблюдения. При этом работа операторов комплекса контролируется представителями наблюдаемой стороны.


Вся аппаратура наблюдения находится в двух багажных отсеках. В переднем отсеке находятся видеокамеры и аэрофотоаппараты, в заднем отсеке расположен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, специальная навигационная система, а также ИК-аппаратура наблюдения. Непосредственно под самим самолетом находится антенна радиолокатора, которая надежно защищена с помощью радиопрозрачного обтекателя. На борту имеется развитая система жизнеобеспечения, которая включает в себя кухни, туалеты, а также купе для отдыха сменного экипажа. Всего на борту самолета во время совершения наблюдательного полета может находиться 31 человек (члены миссии и группы сопровождения), в транзитном полете Ту-214ОН может принять 56 человек.

Стоит отметить, что специалистам ОАО «Концерн «Вега» удалось построить наиболее самодостаточную и полную на данный момент систему наблюдения. Данная система включает в себя не только Ту-214ОН, но также и расположенный на земле комплекс для обработки полученных данных, учебно-тренировочные средства, контрольные тест-объекты для осуществления проверки характеристик аппаратуры наблюдения. Важно подчеркнуть тот факт, что имеющаяся на борту аппаратура может использоваться не только в рамках ДОН, но и для осуществления патрулирования пограничных районов России, а также в интересах МЧС.

Установленная на борту Ту-214ОН аэрофотоаппаратура позволяет делать снимки, детально фиксируя искусственные и природные объекты, а также определять некоторые их физические характеристики. Договоренность о возможности применения цифровых фото-и видеокамер расширила возможности комплекса. Видеокамеры особенно полезны во время выполнения полетов на небольших высотах под облаками. Также самолет в состоянии делать спектрозональные и цветные фотоснимки.

Использование бортовых ИК-систем позволяет наблюдателям очень быстро получить информацию о распределении температуры земной поверхности, что способствует решению тех задач, которые не могут быть эффективно решены с помощью обычной фотосъемки. Помимо этого ИК-системы обеспечивают Ту-214ОН всепогодность контроля при выполнении полета на малых высотах.

Применение РЛС бокового обзора существенно увеличивает эффективность установленной на борту аппаратуры наблюдения за счет возможности осуществления съемки в условиях облачности и в ночное время. Помимо этого радиолокационная информация находит самостоятельное применение в некоторых задачах. Также она может применяться совместно со съемкой в видимом и в ИК диапазонах.

Программа «Открытое небо»

Договор по открытому небу, или, как его сокращенно называют, ДОН, был подписан еще 24 марта 1992 года. Подписание договора состоялось в столице Финляндии, где его подписали представители 23 государств-членов ОБСЕ. В мае 2001 года данное соглашение было ратифицировано в России. В настоящее время насчитывается уже 34 страны участницы Договора по открытому небу. Целью заключения данного договора было укрепление доверия между странами мира с помощью совершенствования механизмов, обеспечивающих контроль за военной деятельностью. Согласно данному документу, участники договора получают возможность совершать разведывательные облеты территорий друг друга.


Раннее, 19 февраля 1988 года, был образован Центр обеспечения реализации договоров о сокращении вооружений ВВС. На данный момент центр состоит из управления и 3-х отделов, данный центр подчиняется непосредственно главнокомандующему ВВС страны. «На территории России с участием офицеров данного центра, каждый год проводится до 60 сопровождений иностранных инспекционных миссий и групп, одновременно с этим на территории иностранных государств выполняется до 41 наблюдательного полета и до 15 инспекций согласно ДОН», - рассказывает официальный представитель военно-воздушных сил РФ полковник Игорь Климов.

С 2010 года данный Центр осуществляет руководство российскими группами сопровождения иностранных миссий стран-участниц ДОН на территории РФ. Наблюдательные полеты над территорией нашей страны ведутся при помощи специализированных самолетов наблюдения С-130, SAAB-340В, ОС-135В, CN-235, Ан-26 и Ан-30. Над территорией иностранных государств-участников на самолетах наблюдения Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б. По словам Игоря Климова, в конце прошлого года для реализации ДОН ВВС России получили новый самолет-разведчик Ту-214ОН. В 2014 году на вооружение ВВС должен поступить еще один самолет данного типа, в настоящее время осуществляется его приемка.

Летно-технические характеристики Ту-214ОН:
Габариты: размах крыла - 42,0 м, длина - 46,02 м, высота - 13,9 м, площадь крыла - 182,4 м.
Масса самолета максимальная взлетная - 110 750 кг, масса пустого - 59 000 кг.
Силовая установка - 2 ТВРД ПС-90А тягой 2х16 000 кгс.
Крейсерская скорость - 850 км/ч.
Практическая дальность - 6500 км.
Практический потолок - 12 000 м.
Экипаж - 5 чел.

Источники информации:
http://rostec.ru/news/4226
http://www.oaokapo.ru/product/planes/tu-214-on.php
http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0718/13536870/detail.shtml
http://www.airwar.ru/enc/spy/tu214on.html

«Самолет Ту-214ОН предназначен для реализации международного Договора по открытому небу. Он является первым среди самолетов 34 государств – участников договора, оборудованным всеми разрешенными договором средствами наблюдения: четырьмя аэрофотоаппаратами, тремя телевизионными камерами, радиолокатором с синтезированной апертурой антенны и инфракрасным устройством линейного сканирования»,


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Ту-214ОН представляет собой модификацию серийного пассажирского самолета Ту-214, конструкторская документация которого доработана ОАО «Туполев» для установки аппаратуры наблюдения.
на стоянке

Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения вместе с наземным комплексом анализа полученной в наблюдательных полетах информации, комплектом необходимых для проверки соответствия требованиям договора тест-объектов и учебно-тренировочными средствами для обучения операторов и обслуживающего самолет персонала разработан головной организацией – ОАО «Концерн «Вега».

После проведения летно-конструкторских испытаний самолета ОАО «Концерн «Вега» приступит к проверке аппаратуры наблюдения и набору материалов, необходимых для проведения международной сертификации самолета перед проведением наблюдательных полетов.
демонстрационный полет

Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами – участниками ОБСЕ.

Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облеты территорий друг друга.

К настоящему времени договор подписали 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года.
подъем передней стойки

Самолеты Ту-214ОН заменят лайнеры Ту-154 и Ан-30, которые сейчас выполняют инспекционные полеты.

Ту-214ОН на КАПО предстоит пройти летно-конструкторские и сертификационные испытания, а также испытания бортового комплекса авианаблюдения. После завершения этих работ самолет будет передан на госиспытания.
Передача самолета заказчику запланирована на конец 2011 года.
отрыв

Ту-214ОН стал первым самолетом, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения.
подъем

проходил окраску на предприятии "Спектр-авиа".

Ту-214 впервые поднялся в воздух 21 марта 1996 г. Ту-214 - усовершенствованный вариант среднемагистрального лайнера Ту-204 (в связи с чем ранее носил обозначение Ту-204-200). По основным экономическим и ЛТХ машина соответствует Boeing 757 и Airbus А-320!!!. Лайнер оснащен двумя ТРДД ПС-90А и способен брать на борт до 212 пассажиров. Крейсерская скорость самолета составляет 810-850 км/ч, практическая дальность полета - 7200 км, удельный расход топлива - 18,3 г на пассажиро-километр - весьма высокий на сегодня показатель.

Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25.200 кг позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать Ту-214 на линии Москва-Хабаровск и других трассах повышенной протяженности.

Ту-204 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Стреловидное крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены вертикальные законцовки. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и предкрылков вдоль всей передней кромки. Шасси - убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.

Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А. Кабина экипажа оснащена цветными дисплеями и центральными Y-образными ручками с малыми ходами. Система управления самолётом и двигателями - электродистанционная. По словам председателя Совета директоров ЗАО "Двигатели «Владимир Климов - Мотор Сич» генерал-полковника А. П. Ситнова - единственный самолёт такого класса в мире, который можно посадить без двигателей

на фоне облака

Стоимость единицы $35 млн (в 2007)

ЛТХ:
Модификация Ту-214
Размах крыла, м 42.00
Длина самолета,м 46.20
Высота самолета,м 13.90
Площадь крыла,м2 182.40
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 59000
максимальная взлетная 110750
Внутреннее топливо, л 32000
Тип двигателя 2 ТРДД ПС - 90А
Тяга, кгс 2 х 16140
Крейсерская скорость, км/ч 810-850
Практическая дальность, км 6500
Дальность с полной загрузкой, км 4340
Практический потолок, м 12100
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: до 210 пассажиров или 25200 кг груза

2017-07-07T22:37:43+00:00

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН (Открытое небо).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 2011 г.

Первый экземпляр самолета специального назначения (легальной авиаразведки) Ту-214ОН «Открытое небо», разработанный конструкторским бюро холдинга «Туполев», построен на казанском предприятии в мае 2011 года по заказу концерна радиостроения «Вега». 1 июня 2011 года в Казани самолёт совершил первый испытательный полёт. Летчики-испытатели компании «Туполев» выполнили 24 испытательных полета и дали высокую оценку. Теперь начата подготовка лайнера к сертификационным испытаниям, которые стартуют в начале 2012 года, передает ИТАР-ТАСС.

Ту-214ОН оборудован современным комплексом БКАН (бортовым комплексом авиационного наблюдения), позволяющим осуществлять контроль соблюдения договоров об ограничении вооружений. В состав БКАН входят аэрофотоаппараты, ТВ- и ИК-камеры, радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой. Согласно договоренности разрешение аэрофотоаппарата и ТВ- камеры составляет 30 сантиметров, для радиолокатора бокового обзора — три метра, для ИК-камеры — 50 см.

Как рассказали в дирекции компании, новинка оборудована современными приборами для аэрофотосъемки и другими эффективными средствами наблюдения, причем впервые не только отечественными. Раньше оснащать бортовые комплексы наблюдения импортной техникой Россия не имела права.

Лайнер предназначен для инспекционных полетов над территориями государств v участников договора по «Открытому небу». Он будет следить с воздуха за тем, как в других странах выполняются пункты важнейших международных соглашений, в том числе и в области вооружений.

Ту-214ОН призван заменить устаревшие Ту-154 и Ан-30 . На стапелях КАПО имени Горбунова ведется сборка еще одного аналогичного летательного аппарата.

Договор об «Открытом небе» был принят 27 государствами — участниками ОБСЕ в 1992 году. Соглашение открыло воздушное пространство над ними для контроля в целях поддержания мира. Ныне в международном договоре участвуют 34 страны.

Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован общественности на международном авиасалоне МАКС-2011. Само появление в России самолета Ту-214ОН получило большой резонанс. В ходе авиашоу самолет посетили и дали ему высокую оценку представители Италии, Норвегии, Канады, США.

Основным эксплуатантом Ту-214ОН станет Минобороны РФ.

Модификация: Ту-214ОН
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,20
Высота самолета, м: 13,90
Площадь крыла, м2: 182,40
Масса, кг
-пустого самолета: 59000
-максимальная взлетная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.

Первый экземпляр Ту-214ОН.

Первый Ту-214ОН заходит на посадку.

Ту-214ОН после взлета.

Ту-214ОН после взлета.