Виды складов и их назначение. Формирование системы складирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современное предприятие независимо от рода деятельности, так или иначе, связано со складским хозяйством.

Роль и значение складского хозяйства значительно возрастают в сфере действия рыночных отношений. Предприятиям становится экономически не выгодно, а иногда и невозможно иметь крупные запасы материальных ресурсов. рынок склад терминал оптовый

Если до перехода на оптовую торговлю со складских предприятий продукция доставлялась потребителям в среднем 2-3 раза в квартал, то в новых условиях хозяйствования доставку продукции необходимо осуществлять не менее 2-3 раз в месяц, а в некоторых случаях и чаще. Вот почему исследование по теме «Назначение, функции и классификация складов» актуально в настоящее время, и представляет особый интерес.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

* Назначение складов.

* Функции складов.

* Классификацию складов.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Назначение складов

В российском законодательстве под складом понимается специализированное здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, обработки, хранения и выдачи грузов по назначению.

Складское хозяйство -- это отдельный объект, обычно состоящий:

Из капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);

Вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);

Системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канализация);

Системы дорог и стоянок на территории склада;

Системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);

Парка подъемно-транспортного оборудования;

Специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов;

Персонала склада.

Склад - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз. Они предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли.

Склад - это не только камера хранения, а полноценное производственное подразделение.

Склад - это любое место, где хранятся запасы материалов при прохождении через цепь поставок. Склад должен рассматриваться как интегрированная составная часть цепи поставок, поскольку его характеристики напрямую влияют на эффективность транспортной и распределительной деятельности, определяют возможности управления запасами и др.

Товарный склад - организация, осуществляющая хранение и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности.

В некоторых предприятиях склады -- самые непривлекательные и грязные помещения, из которых работники с переменным успехом пытаются извлечь нужные товары. Положение и зарплата заведующих складами чуть выше положения и зарплаты уборщиц. В результате предприятия получают от складов такую отдачу, которую заслужили.

Склады являются важными звеньями технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли они служат фундаментом, поэтому склады предприятий, намеренных опережать конкурентов, требуют современной организации, современных технологий и квалифицированных кадров.

Склады -- это аккумуляторы резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объемов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.

В экономической деятельности используется множество разновидностей складов. По назначению можно выделить следующие виды:

1. производственные -- склады сырья, комплектующих, материалов, цеховые склады готовых изделий, заводские склады готовой продукции;

2. транзитно-перевалочные -- склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для кратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой;

3. таможенные -- склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки;

4. досрочного завоза -- склады в районах, доставка товаров в которые возможна лишь в определенные периоды года;

5. производственные, транзитно-перевалочные таможенные досрочного завоза сезонного хранения -- склады для товаров сезонного характера;

6. резервные -- для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств;

7. оптовые распределительные - склады, снабжающие товаропроводящие сети;

8. коммерческие общего пользования -- склады, обслуживающие любых владельцев товаров;

9. розничные -- склады торговых предприятий.

Склады различаются условиями хранения -- общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища, фруктохранилища, склады-холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов и др.). На складах создают необходимые условия для хранения с учетом физико-химических свойств товаров. В ряде случаев на складах имеются мощности по расфасовке, упаковке, тестированию и другим операциям.

Такие термины, как "склад", "распределительный центр", "логистический центр", "терминал", почти взаимозаменяемы.

Распределительный центр - это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки.

Логистический центр - место хранения более широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя.

Терминал - складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта.

Наиболее общим термином является понятие "склад", под которым понимают сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

Под складом понимается здание (сооружение), оснащенное специальным технологическим оборудованием, средствами механизации и автоматизации, предназначенное для приема, размещения и хранения поступивших товаров, подготовки их к производственному потреблению и отпуску потребителям.

Склады - это основа резервов материальных ресурсов, нужных для регулировки объемов спроса и поставок, а также согласованности скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителя к потребителю.

Современный склад - это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

Склад (или совокупность складов) вместе с обслуживающей инфраструктурой образуют складское хозяйство.

Складское хозяйство - это материально-техническая база снабжения, от которой зависят качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Создаются склады в начале и в конце материальных потоков и предназначены:

* для накопления необходимых запасов топлива, сырья, материалов, изделий и т. п. и бесперебойного обеспечения ими всех потребителей;

* для обеспечения сохранности всех материальных ценностей;

* для осуществления рациональной организации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ с минимальными затратами труда и денежных средств;

* для целесообразного использования складских площадей и объемов и эксплуатации внутрискладского оборудования;

* для осуществления необходимой подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению;

* для организации централизованной доставки материалов и изделий к местам потребления;

* для содействия точному расходу материалов согласно установленным нормам и эффективному использованию отходов и тары;

* для своевременного выявления и мобилизации излишних материальных ценностей, не используемых для производственно-хозяйственных нужд предприятия;

* для обеспечения предприятия необходимой информацией о наличии запасов материальных ценностей, их поступлении и расходе.

Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:

* обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

* координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

* обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

* уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

* создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

* увеличение географического охвата рынков сбыта;

* обеспечение гибкой политики обслуживания.

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков - входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т. д. Исходящий поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов.

На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.

Получается, что склад является одним из основных элементов логистической системы, ее интегрированной составной частью. Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов и потребителей.

Сравнение качества складских помещений к европейским, к сожалению, не в пользу российских складов. Условия работы в России и в других странах разные, и даже категории складских помещений различны. В России даже то, что сдается, сдается с недоделками. Они устраняются, но на это требуется время, и недоделки не влияют на размер арендной ставки. Даже если по какой-то причине на складе не работает несколько доков, вместо основного электроснабжения используется резервное, это никак не влияет на ставку.

Российская практика работы складов сегодня такова: если есть площади и возможность начать операции то это уже большое достижение. На Западе такого не может быть в принципе: там очень велика конкуренция. А в России рынок складских помещений молод, и арендаторам приходится мириться с неидеальными условиями, потому что лучшие найти сложно.

По мнению участников ежегодной специализированной конференции для профессионалов рынка складской недвижимости, качество строительства и сервиса российских складских комплексов уступает европейскому. У нас используются самые дешевые материалы. Если требуется более качественная отделка, то, как правило, арендатор должен сам искать подрядчика, который выполнит работы, либо оговаривать повышенные требования на этапе переговоров предаренды, что, соответственно, повышает арендную ставку.

Так как объем предложения складов большой площади в аренду остается на крайне низком уровне, на рынке продолжается ситуация дисбаланса спроса и предложения.

Рынок складской недвижимости остается лидером по инвестиционной привлекательности среди всех секторов коммерческой недвижимости. Бурный рост рынка обусловлен сравнительно низким уровнем затрат по реализации проектов и высоким уровнем спроса на качественные склады. Несмотря на большое количество ежеквартально вводимых новых площадей, спрос по-прежнему превышает предложение.

1.2 Функции складов

Необходимость складов диктуется различием и неравномерностью циклов производства и потребления, особенностями функционирования транспорта.

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д.

Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов.

Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:

* подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

* проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

* придание продукции товарного вида, предварительная обработка;

* выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент -отсрочка);

* доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;

* транспортно-экспедиционные услуги;

* услуга «запасы, управляемые продавцом» и др.

5. Выравнивают интенсивность материальных потоков в соответствии со спросом потребителя. Выравнивание интенсивности материальных потоков предполагает, что склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса путем маневрирования размерами соответствующей партии поставки. Интенсивность материального потока устанавливается потребителем, т.е. каждым последующим звеном логистической системы. Поэтому если рассматривать логистическую систему в целом, то основным диктующим звеном становится конечный потребитель.

6. Обеспечивают концентрацию и хранение запасов. В распределительной системе хранение товаров необходимо для выравнивания сезонных колебаний в потреблении и гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.

7. Сглаживают асинхронности производственного процесса. Сглаживание асинхронности производственного процесса - функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства. Речь идет о выравнивании асинхронных моментов между технологическими и организационными процессами, а также между отдельными рабочими операциями производственного процесса.

Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, заключающееся в содержании и обеспечении сохранности запасов участниками логистического канала. Под понятием "складирование" обычно понимается совокупность следующих операций:

· размещение товаров;

· количественная и качественная сохранность запасов;

· учет запасов;

· обновление запасов.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

1.3 Классификация складов

В экономической деятельности применяется большое количество разновидностей складов.

1) В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на:

Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).

В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др.

2) В зависимости от типа здания или сооружения различают:

Открытые - это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям.

Полузакрытые - это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1--3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей.

Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными.

Специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

3) По сфере действия и месту размещения склады делят на:

Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.

Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.

Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката.

4) В зависимости от степени огнестойкости различают:

Несгораемые (огнестойкие) склады сооружаются каменными, железобетонными и металлическими.

У полусгораемых (трудносгораемых, полуогнестойких) складов подвержены сгоранию деревянные перекрытия и кровля. К ним относят и хорошо оштукатуренные или глубоко пропитанные огнезащитными составами деревянные складские сооружения.

Сгораемые (неогнестойкие) - это незащищенные деревянные складские сооружения и устройства.

5) Склады различаются условиями хранения на:

Склады общего назначения,

Резервуары,

Сейфы для опасных веществ,

Специализированные,

Склады-хранилища.

6) По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

Склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

Склады хранения, обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

Склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

Склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

Специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

7) По отношению к функциональным областям логистики:

Снабженческие;

Производственные;

Распределительные.

8) По отношению к участникам логистической системы:

Склады производителей;

Склады торговых компаний;

Склады транспортных компаний;

Склады экспедиторских компаний;

Склады логистических операторов.

9) По форме собственности:

Собственные;

Арендуемые.

10) По принадлежности материального потока:

Закрытые склады;

Открытые склады.

11) По ассортиментной специализации:

Специализированные (сырье, материалы и комплектующие, различные виды готовой продукции и т.д.);

Универсальные;

Смешанные.

12) По режиму хранения:

Не отапливаемые;

Отапливаемые;

Склады-холодильники;

Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом.

13) По технической оснащенности:

Не механизированные;

Механизированные;

Автоматизированные;

Автоматические.

14) По виду складирования:

С напольным хранением;

Со стеллажным хранением;

Смешанного хранения.

15) По наличию внешних транспортных связей:

С причалами;

С ж/д подъездными путями;

С автодорожным подъездом;

Комплексные.

16) По масштабу деятельности:

Центральные;

Региональные;

Местные.

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D».

Эта классификация позволяет оценить склад по важнейшим потребительским качествам.

Склад класса «А»

Современное одноэтажное складское здание. Построено по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Инфраструктура и особенности:

* ровный пол с антипылевым покрытием;

* высокие потолки (не менее 8 метров);

* система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;

* регулируемый температурный режим;

* автоматические ворота докового типа с регулируемым гидравлическим пандусом и тепловыми завесами;

* система центрального кондиционирования;

* система охранной сигнализации и видеонаблюдения;

* оптико-волоконные линии связи;

* офисные площади при складе;

* автономная электроподстанция и тепловой узел.

Склад класса «B»

Капитальное многоэтажное здание, как правило, реконструированное. Инфраструктура и особенности:

* асфальтовый или бетонный пол;

* невысокие потолки (от 4,5 до 8 метров);

* пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения;

* температурный режим от +10 до +18 °С;

* пандус для разгрузки автотранспорта;

* телефонные линии МГТС;

* офисные площади при складе;

* охрана территории склада.

Склад класса «С»

Капитальное производственное помещение или утепленный ангар. Инфраструктура и особенности:

* пол - асфальт, бетон или бетонная плитка;

* высота потолков от 3,5 до 18 метров;

* ворота на нулевой отметке (машина заходит внутрь помещения);

* центральное отопление (температура зимой от +8 до +14 °С).

Склад класса «D»

Подвальное помещение, объект ГО, неотапливаемое производственное помещение или ангар.

Сегмент качественных складских комплексов классов «А» и «В», согласно классификации, разработанной ведущими компаниями на рынке недвижимости России, в Петербурге и пригородах пока недостаточно развит. Большинство предлагаемых складских помещений - перепрофилированные производственные корпуса заводов/фабрик, не соответствующие современным стандартам, относимые к уровню «С» и «Д».

На конец 4 квартала 2011 года в Санкт-Петербурге функционировал 51 качественный складской комплекс (классов «А» и «В»), площадью 1,42 млн. кв. м. В 2012 году введено качественных складских объектов совокупной площадью складов около 170 тыс. кв. м.

По данным АРИН, среди действующих качественных складских комплексов наиболее широко представлены складские объекты арендуемой площадью 10-30 тыс. кв. м и до 10 тыс. кв. м - на них приходится по 35% от общего числа складских комплексов. Крупные складские комплексы арендуемой площадью свыше 70 тыс. кв. м составляют 8%.

Начиная с 2010 года наблюдается тенденция к увеличению количества заключенных сделок по аренде секций площадью свыше 3 000 кв. м.

По данным экспертов АРИН, в 2011 году уровень арендных ставок заметно вырос и вернулся на уровень 2008 года. На конец 2011 года средние арендные ставки составили в классе «А» 486 руб./кв. м/мес., в классе «В» - 432 руб./кв. м/мес. (с учетом НДС, оплаты операционных и коммунальных расходов).

1.4 Проблемы рынка и пути их решения

Главными барьерами, сдерживающими развитие рынка складской недвижимости, специалисты считают размытость классификации складских помещений, отсутствие соответствующих общепризнанных стандартов качества, а также отсутствие цивилизованного рынка земли и дефицит участков, обеспеченных соответствующей инфраструктурой.

Отсутствие единой, согласованной характеристики складов классов типа A, A-, B не позволяет с точностью определить количество существующих и строящихся объектов той или иной классификации. Сегодня определены лишь общие параметры и характеристики, которым должны соответствовать качественные складские помещения, предлагаемые в аренду. Так, для класса A одним из наиболее важных параметров является местоположение склада: удобные подъезды, расположение комплекса не должно затруднять передвижение автотранспорта, желательно наличие железнодорожной ветки; на прилегающей к складу территории должна быть возможность свободного размещения автотранспорта и расширения границ склада для динамично растущих клиентов.

На данный момент к классу A специалисты относят только вновь построенные объекты, так как при реконструкции невозможно учесть все необходимые нюансы: склад должен быть одноэтажным с высотой потолков не менее 14-16 метров, иметь современные системы безопасности и офисные помещения. Внутреннее оснащение здания зависит от специфики бизнеса клиента. Склад становится основой логистического процесса, частью бизнеса любой дистрибюторской и производственной компании. У каждой фирмы свои специфические требования к оснащению здания, поэтому главная цель арендодателя - обеспечить клиента любыми необходимыми условиями, оборудованием или услугами. У одних арендаторов в структуре есть отдел логистики, и все, что им необходимо - пустое, готовое, качественное помещение с системой пожарной безопасности, ровным полом и возможностью дальнейшего расширения; другим клиентам нужен весь спектр услуг в области логистики. Большое значение имеет группа товаров, для которых предназначен склад.

Желательно, чтобы к площадке была подведена железнодорожная ветка, близкое расположение к аэропорту. Должна иметься возможность подключения к любым коммуникациям: электрическим мощностям, канализации, газопроводу и т.д.

Другая не менее сложная проблема - подключение к инженерным сетям. Острый дефицит энергомощностей в столичном регионе сказывается и на рынке складской недвижимости. На практике нередки случаи, когда компании, купив в непосредственной близости от Москвы землю под застройку логистическими центрами, длительное время не могут провести электричество. Кстати, именно из-за проблем с инженерией некоторым компаниям пришлось свернуть свои проекты.

По мнению специалистов, стоимость строительства одного квадратного метра качественного складского комплекса составляет около $350-500. Плюс затраты на оформление земли, согласования, проведение коммуникаций, разработку и внедрение бизнес-процессов, маркетинг и управление объектом. При этом себестоимость строительства напрямую зависит от масштаба проекта. Строительство склада площадью 10 тыс. кв. м. не всегда рентабельно, а строительство логистических парков на 70-100 тыс. кв. м. сегодня может быть одним из самых выгодных инвестиционных вложений в коммерческую недвижимость, считают специалисты.

Одним из путей решения проблем нехватки складских помещений, можно рассматривать постройку целой сети логистических центров по всей России, а не только в Москве и Подмосковье. Несмотря на то, что это потребует времени, это позволит использовать меньше земельного фонда в дефицитной зоне.

Глава 2. Практическая часть

К основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:

1) Грузооборот склада (т):

Г = То/Сcр,

где То - товарооборот за период, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

2) Себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):

где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т.

Рассмотрим на примере.

Сумма эксплуатационных расходов за год на данном складе равна 960 тыс. руб. А грузооборот за этот же период составил 4800т. Определить себестоимость складской переработки.

С = 960 000/4800 = 200руб/т.

3) Коэффициент использования складской площади:

а = Sпол / Sобщ,

где Sпол - полезная площадь склада, кв. м;

Sобщ - общая площадь склада, кв. м.

Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.

Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:

36% - при высоте склада 3,5 м;

48% - при высоте склада 5 м;

60% - при высоте склада 7 м.

Задача. На склад пришло 50 двухосных вагонов грузоподъемностью 20 т. Складское помещение площадью 1000кв. м. и высотой складирования 5 м. Поместиться ли груз из этих вагонов на складе?

При нашей высоте 5 м полезная площадь составляет 48%.

Sпол = 1000кв.м.*0,48 = 480м.

Емкость склада = 480*5 = 2400 куб.м.

1 вагон = 42 условных поддона.

1 условный поддон = 1куб.м.

Объем груза = 50*42*1 = 2010 куб.м.

Да, этот груз поместиться на складе.

4) Оборот склада:

ПО = Т / t xp ср,

где t xp ср - среднее время хранения грузов на складе;

Т - период времени.

t xp ср = t*q /Q.

5) Пропускная способность склада:

Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По,

где Е - емкость склада, т.

Е = Sпол * у,

где Sпол - полезная площадь под складирование;

6) Уровень механизации складских работ:

У = Рм / Робщ,

где Рм - количество механизированных процессов;

Робщ - общее количество технологических процессов.

7) Оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительности оборота:

Ко = О/ Т*Qобщ,

где Q - количество продукции, отгруженной за период времени Т;

Qобщ - общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

8) Определение потребности в складской площади и емкости складов. Она рассчитывается по формуле:

где Sn - потребность в складской площади (емкости);

N - норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q - товарный запас, подлежащий хранению на складе.

Рассмотрим на примере.

Товарный запас, подлежащий хранению на данном складе, равен 900 тыс. руб. Норматив складской площади 0,5кв.м/тыс.руб. Нужно определить потребность в емкости склада.

Sn = 900*0,5 = 450кв.м.

9) Определение потребности в конкретных объемах строительства может осуществляться по различным методикам.

При этом сначала определяют максимальный товарный запас, но каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле:

Qmax =ОК/365С,

где Qmax - максимальный запас товаров в условных вагонах;

О - годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.;

К - коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2 - 1,3.

С - средняя стоимость одного вагона товаров, млн. руб. Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. При этом исходят из того, что для хранения товаров, уложенных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, - 40 м2.

10) Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800х1200х1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6м3) вмещает шесть условных поддонов. Располагая данными о площади склада и соответствующими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

где Sn - потребная площадь для хранения товаров, м2;

Q - необходимый объем хранения, м3;

К1 - коэффициент неравномерности поступления товаров;

K2 - коэффициент использования объема складских помещений;

h - высота складских помещений.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров.

11) При определении грузовой площади холодильника учитывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и условных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле:

Sхол = Qзап/Nh

где Sхол - грузовая площадь холодильника, м;

Qзап - запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны;

N - нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3;

h - высота укладки товаров, м.

12) Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле:

Lфр = nl + (n - 1)l1,

где Lфр - длина фронта погрузочно-разгрузочных работ;

n -количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу;

l - длина транспортной единицы, м;

l1 - расстояние между транспортными средствами, м.

Заключение

Склад является одним из основных элементов логистической системы, ее интегрированной составной частью. Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов и потребителей.

Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, заключающееся в содержании и обеспечении сохранности запасов участниками логистического канала. Под понятием "складирование" обычно понимается совокупность следующих операций: размещение товаров; количественная и качественная сохранность запасов; учет запасов; обновление запасов.

В настоящее время роль складов изменилась, сейчас они рассматриваются скорее как промежуточное звено, через которое материальный поток преобразуется и перемещается как можно быстрее, что обосновывает расширение круга операций в складской деятельности.

К основным функциям склада относятся: формирование ассортимента внутрискладского потока в соответствии с заказом клиента; обеспечение концентрации и хранения запасов; сглаживание асинхронности производственного процесса; утилизация партии отгрузки; предоставление услуг.

Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением. Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам: назначению, видам или степени родственности хранимых материалов; степени механизации складских операций, типу здания или его конструкции; сфере действия и месту размещения; степени огнестойкости, возможности доставки и вывоза груза, местоположению и т. п.

Среди малого и среднего бизнеса наиболее популярными в настоящее время являются складские помещения до 500 кв.м. Однако их доля в общем объеме предлагаемых качественных площадей является недостаточной, так как собственники предпочитают работать с крупными арендаторами.

Ориентация на крупных арендаторов - вполне обоснована: в настоящее время растет спрос на крупные склады 1000-2000 кв.м и более 3000 кв.м, в основном, со стороны логистических операторов, крупных торговых сетей, иностранных производственных фирм.

Предпочтения по местоположению склада зависят от масштабов бизнеса и направлений его деятельности. В целом по рынку определенных предпочтений по районам нет, за исключением важности близости к КАД и ее развязкам (для крупных компаний), а также на крупных магистралях при выезде из города, обеспеченных железнодорожными ветками.

Сектор современных складов в Санкт-Петербурге недостаточно развит и будет расти в ближайшей перспективе. Кроме того, рассуждая о современной модели транспортно-логистического бизнеса, соответствующей мировым аналогам, можно подчеркнуть, что нашим рынком все больше принимается тенденция разделения на инфраструктурную и операторскую составляющие, в рамках единой интегрирующей деятельности.

Для создания сети транспортно-логистических центов в РФ уже давно сформированы предпосылки. Сегодня транспортным распределительным центром страны является Москва, хотя при этом большинству грузовладельцев, особенно с Урала и из Сибири совершенно не выгодно организовывать перевозки через столицу, но они все же вынуждены это делать. Создание сети транспортно-логистических центов в Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Уфе и других регионов РФ способно кардинально решить эту проблему, снизив не только стоимость перевозок, но и сократив время, затрачиваемое на перевозку.

В последние 1-2 года рынок качественных складов Петербурга находится в стадии оживленного роста. Однако, поскольку рынок стал развиваться лишь недавно, наблюдается явный дефицит складских площадей.

Недостаток качественных складов побуждает вновь пришедшие в Петербург или расширяющие деятельность компании строить склады для своих нужд. Особенно это характерно для крупных торговых сетей, которым нужны распределительные центры.

Очевиден возросший интерес инвесторов к вложениям в складские проекты в Петербурге - заявленные ими масштабные проекты требуют очень крупных вложений. Кроме того, возрос интерес иностранных инвесторов и логистических операторов к складской недвижимости города. Новые проекты реализуются при их активном участии.

Большинство крупных складских комплексов сегодня строится на территории развивающихся промзон в северо-западной части города («Конная Лахта», «Парнас»), южной («Шушары», «Предпортовая», «Юго-Западная», «Горелово»), юго-восточной («Нева», «Рыбацкое», «Металлострой»). Причем наиболее крупные складские объекты строятся и проектируются именно в южной части города - вдоль Московского, Пулковского и Красносельского шоссе.

Список использованной литературы

1. Кузьмина Т.С. Складское хозяйство в логистической системе: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.

2. В. М. Григоренко учебное пособие Логистика складирования, ИНЖЭКОН, Санкт-Петербург, 2011.

3. Савин В.А. Склады: Справочное пособие.- М.: Дело и Сервис. 2001.

4. Экономика, организация и управление материально-техническим снабжением. Под ред. Г.П. Иванова. М.: Экономика, 2007.

5. Волгин В.В. Склад, практическое пособие, Москва, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные функции складов в логистической системе. Проблемы эффективного функционирования склада. Собственный склад фирмы. Выбор места расположения склада. Система складирования как основа рентабельности работы склада. Складская грузовая единица.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Виды распределения, строение и уровни логистических каналов. Формы доведения товара до потребителя. Распределительные центры, их задачи и функции; назначение склада. Структура и схема движения материальных, финансовых, информационных потоков ООО "Феликс".

    контрольная работа , добавлен 13.03.2015

    Напряженность, мощность, ритмичность, структуру материальных потоков. Два типа запасов. Основные факторы, влияющие на суть и значение складирования. Основные функции и задачи складов в логистической системе. Складские комплексы, грузовые терминалы.

    реферат , добавлен 29.11.2016

    Основные понятия, задачи, функции склада. Требования, применяемые к оборудованию. Виды оборудования для хранения товаров, для перемещения грузов, сортировки, упаковки. Характеристика поддонов и стеллажей. Классификация подъемно-транспортного оборудования.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2010

    Критерии отбора посредников в избирательном сбыте. Основные функции, выполняемые оптовой торговлей. Понятие и сущность мерчендайзинга. Сущность и функции розничной торговли. Основные виды логистики. Формы оптовой торговли: транзитная и складская торговля.

    презентация , добавлен 04.04.2014

    Склад как главный элемент логистических систем. Функции и задачи складского хозяйства, выбор складского помещения. Эффективность функционирования складов, методы определения их месторасположения. Условия создания независимых распределительных центров.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Роль, функции и классификация складов в процессе товарного обращения. Особенности устройства и технической планировки склада оптового торгового предприятия. Мероприятия по совершенствованию устройства и планировки товарного склада ООО "Качество жизни".

    курсовая работа , добавлен 21.03.2013

    Склады: определение, виды, функции, проблемы. Логистический процесс: цели и система складирования и складской переработки продукции как основа рентабельности работы склада; критерии оценки эффективности системы, минимизация времени и материальных затрат.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2011

    Характеристика рынка продаж чая в России. Разработка системы адресного хранения на складе оптового торгового предприятия ОП ООО "Торгинвест". Логистический процесс цепи поставок. Формирование графика взаимодействия наемных транспортных средств и склада.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2016

    Этапы логистического процесса на складе, показатели его эффективности и результативности. Выбор оптимального решения о пользовании услугами наемного склада. Расчета грузооборота, при котором торговому предприятию безразлично наличие собственного склада.

Под складским хозяйством следует понимать комплекс складов, вспомогательного оборудования и систем управления, осуществляющих складской технологический процесс.

Складское хозяйство включает:

  • складские здания, площадки и другие сооружения, предназначенные для размещения и обеспечения сохранности товаров;
  • стеллажное, подъемно-транспортное и другое специальное оборудование и устройства, необходимые для хранения и перемещения товаров, а также их подготовки к потреблению;
  • системы информации и управления, необходимые для учета, контроля и осуществления товарооборота на складе.

Склад - техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения функций по хранению и преобразованию материального потока.

Цепи поставок настолько сложны и многообразны, что задачи, возлагаемые на склады различных типов, также существенно различаются. При классификации важны и технические параметры складов, от которых зависят особенности обработки материальных потоков во внутренней логистике склада. Зная, к какому типу относится определенный склад, можно в общих чертах выявить его основные функции и параметры перерабатываемых материальных потоков.

Итак, назначение и место каждого склада в цепи поставок можно охарактеризовать по ряду признаков. В таблице представлены наиболее существенные признаки классификации складов и виды складов.

Таблица. Классификация складов

Классификационный

По отношению к областям

логистики

Снабженческие склады.

Производственные склады.

Распределительные склады

По отношению к участникам логистической

Склады производителей.

Склады торговых компаний.

Склады торгово-посреднических компаний. Склады транспортных компаний.

Склады логистических посредников

По масштабу деятельности

Центральные склады.

Региональные склады.

Местные склады

По функциональному назначению

Склады длительного хранения (резервные).

Склады перевалочные (транзитные).

Склады распределительные (распределительные центры).

Склады сезонного хранения.

Таможенные склады

По наличию внешних транспортных связей

Склады с причалами.

Склады с железнодорожным подъездом.

Склады с автодорожным подъездом.

Комплексные склады

По форме собственности

Склады собственные.

Склады арендуемые.

Склады коммерческие (общего пользования). Государственные и муниципальные склады

По ассортиментной специализации

Склады специализированные.

Склады универсальные.

Склады смешанные

Окончание табл.

Классификационный

По виду складских зданий и сооружений

Открытые склады.

Полузакрытые склады (площадки под навесом). Закрытые склады.

Специальные складские устройства (например, бункеры)

По площади хранения

Склады до 20 м 2 .

От 5 тыс. м 2 (терминал)

По этажности здания

Одноэтажные склады с высотой до 6 м.

Высотные склады.

Высотно-стеллажные склады с высотой более Юм.

Многоэтажные склады.

Склады с перепадом высот

По режиму хранения

Склады неотапливаемые.

Склады отапливаемые.

Склады-холодильники.

Склады с фиксированным климатическим режимом

По виду складирования

Склады с напольным хранением.

Склады со стеллажным хранением.

Склады со смешанным хранением

По технической оснащенности

Склады немеханизированные.

Склады механизированные.

Склады автоматизированные.

Склады автоматические

По классности помещений (по классификации КпфМРгапк)

Рассмотрим подробно некоторые классификационные признаки, требующие пояснения.

По функциональному назначению склады подразделяются на: склады длительного хранения (резервные), склады перевалочные (транзитные), склады распределителные, склады сезонного хранения, склады специальные (например, таможенные).

Склады длительного хранения продукции (резервные склады) предназначены для хранения материально-технических ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Натакого рода складах хранятся мобилизационные и стратегические запасы, предназначенные для использования в непредвиденных обстоятельствах. Важнейшей разновидностью резервных запасов являются государственные резервы, как особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, в состав которого входят запасы материальных ресурсов для мобилизационных нужд, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы в составе государственного резерва могут использоваться также для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок, государственной поддержки предприятий и отраслей 1 .

Перевалочные склады (транзитные склады) - предназначены для кратковременного хранения груза при перегрузке его с одного транспортного средства на другое. Как правило, такие склады располагаются возле железнодорожных станций, речных пристаней, в морских портах, аэропортах и возле грузовых терминалов, где осуществляется перегрузка товаров на автотранспорт.

Распределительные склады (распределительные центры) предназначены для преобразования производственного ассортимента в торговый и бесперебойного обеспечения различных потребителей. Как правило, такие склады располагаются в местах сосредоточения потребителей. Распределительные склады могут принадлежать производителям, торгово-посредническим компаниям, сетевой розничной торговле. Особое развитие сегодня получили распределительные центры розничных торговых сетей. Идеальной логистической схемой для сетевой торговли является схема «производитель - распределительный центр - магазин». Собственный распределительный центр позволяет сетевикам экономить на услугах посредников и добиваться лучших

условий от поставщиков. При наличии собственного центрального склада розничные сети могут эффективнее работать с поставщиками, управлять ассортиментом и запасом товаров в своих магазинах, проводить предпродажную подготовку товара. В свою очередь, для поставщиков поставки товара через РЦ позволяют значительно снижать транспортные расходы, сокращать документооборот и, в том числе, трудозатраты по обеспечению товаров товаросопроводительной документацией, увеличивать объемы продаж за счет единовременных крупных поставок в магазины сети.

Склады сезонного хранения предназначены для хранения продукции, имеющей сезонный характер производства или потребления. Такие склады характерны в первую очередь для агропромышленного комплекса, где производство сельскохозяйственной продукции носит ярко выраженный сезонный характер, а потребление горюче-смазочных материалов для сельхозтехники также сезонно (посевная и уборочная страда).

Таможенные склады - специально оборудованные помещения или открытые площадки, где товары, ввезенные на территорию РФ или подлежащие вывозу из России, хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

По форме собственности склады подразделяют на склады собственные (индивидуального пользования), склады арендуемые, склады коммерческие (общего пользования) и государственные и муниципальные склады.

Собственные склады предприятия - склады, находящиеся в собственности предприятия. Как правило, такие склады имеют промышленные предприятия и компании с большими объемами продаж . Включение в структуру предприятия собственного склада имеет научную основу и определяется соотношением выгод и затрат строительства собственного склада.

Арендуемые склады - здания или сооружения, которыми предприятие пользуется по договору аренды с целью осуществления складской деятельности.

Коммерческие склады (склады общего пользования) - организации, осуществляющие в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров любых товаровладельцев и оказывающие им связанные с хранением услуги. Этот вид складов отдельно выделен в Гражданском кодексе РФ (ч. 2, гл. 47, параграф 2 ст. 908). На таких складах все складские операции могут осуществляться как силами самого склада, так и силами владельца продукции.

Государственные и муниципальные склады - склады продукции, собственностью которой является государство или муниципальное образование. Как правило, на таких складах хранится стратегический или мобилизационный запас продукции материально-технического назначения.

По ассортиментной специализации различают специализированные, универсальные и смешанные склады.

На специализированных складах хранится продукция одного типа, например, склад бытовой химии, фармацевтический склад. Универсальные склады предназначены для одновременного хранения различных видов продукции, близких по условиям хранения, например склад канцелярских товаров и бытовой техники. Смешанные склады представляют собой комбинированный вариант специализированного и универсального склада. На таких складах происходит складская обработка различных товарных групп, например, продовольственных и непродовольственных товаров. Условия хранения и технологии гру-зопереработкимогут быть различны в зависимости от группы хранимой продукции.

По виду складских зданий и сооружений склады классифицируются на открытые, полузакрытые, закрытые и специальные склады.

Открытые склады представляют собой площадки для открытого хранения отдельных видов материальных ресурсов, например строительных материалов или товаров в контейнерах. Площадки должны иметь соответствующее покрытие, быть поднятыми на некоторую высоту и иметь уклон к водостокам. Такие склады устраиваются в виде грунтовых площадок или площадок на столбах и ленточных фундаментах.

Полузакрытые склады состоят из навесов (для защиты от осадков и от солнца), а также складов, у которых боковые стены устраиваются с одной, двух, трех сторон или по всему периметру (для защиты от ветра) 1 .

Закрытые склады представляют собой здания и сооружения - одноэтажные с высотой до 6 м или многоэтажные, высотные, высотно-стеллажные с высотой более 10 м, с перепадом высот, отапливаемые или неотапливаемые.

Специальные складские устройства представляют собой:

  • бункерные сооружения (емкости прямоугольной, круглой или конической формы - деревянные, железобетонные и металлические), предназначенные для хранения навалочных и сыпучих материалов;
  • сооружения резервуарного типа (цистерны, баки, бочки), предназначенные для хранения жидкостей;
  • специальные контейнеры, предназначенные для хранения наливных грузов.

Перечисленные классификационные группы складов могут быть несгораемыми, трудносгораемыми и сгораемыми. Тип складского помещения по огнестойкости должен определяться номенклатурой хранимых в нем материалов. Для хранения сгораемых материалов необходимо устраивать несгораемые складские помещения, и, наоборот, для хранения несгораемых материалов допускается устройство сгораемых или трудносгораемых складских помещений. Степень огнестойкости складских помещений имеет большое значение, так как в зависимости от нее устанавливаются размеры и этажность складов, а также расстояние между ними 1 .

На немеханизированных складах большая часть операций технологического процесса выполняется вручную, используются только средства малой механизации (ручные и гидравлические тележки).

Механизированные склады предполагают выполнение операций с помощью средств механизации (в закрытых помещениях - напольный безрельсовый транспорт, на открытых площадках - мостовые краны, автопогрузчики), при этом часть операций выполняется вручную (приемка, комплектация).

На автоматизированных складах большая часть операций выполняется с помощью автоматизированных средств (конвейерных линий, автоматизированных стеллажных кранов-штабелеров), лишь малая часть операций требует непосредственного участия человека (например, проверка правильности оформления документов в процессе приемки или загрузка транспортных средств с помощью средств механизации).

На автоматических складах (складах-«автоматах») все операции выполняются с помощью автоматизированных средств, управляемых информационной системой. Участие человека практически исключено.

Классификация складских помещений по классности по версии международной консалтинговой компании Knight Frank сегодня стала широко известной, и при аренде или строительстве склада всегда заявляется его классность, так как именно в привязке к классу помещения строится логистика компании. Данная классификация позволяет оценить склад именно с логистических позиций, каким образом в дальнейшем возможно будет организовать технологические процессы на складе, а также какова будет логистика входящих и исходящих потоков. Характеристика классов складских помещений приведена в приложении.

Все вышеописанное многообразие складов свидетельствует об их большом значении в цепи поставок, о сложности выполняемых ими функций, о неотъемлемости данного элемента в цепи поставок товаров.

  • Например, по данным Годового отчета за 2012 г. Х5 ЙЫаПСгоир, из 29 распределительных центров, обеспечивающих 75 % поставок в более чем 3800 магазинов сети, 5 находятся в собственности, 4 - в управлении сторонних поставщиков логистических услуг (ЗРЬ), а остальные взяты в аренду и находятся под управлением Х5 ЙЩаПОгоир (с. 49 Годового отчета).

Вид складирования предполагает выбор технологичес­кого оборудования для складирование груза и форму раз­мещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывают влияние: складская площадь, высота склада, используемый товароноситель, объемы партий по­ставки, особенности комиссионирования груза, свободный доступ к товару, условия хранения товара, широта ассор­тимента товара, простота обслуживания и капитальные затраты.

Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада.

Выделяются следующие основные виды складирова­ния:

    в штабеле блоками;

    на полочных стеллажах до 6 м;

    на полочных высотных стеллажах;

    на проходных (въездных) стеллажах;

    на передвижных стеллажах;

    на элеваторных стеллажах и т. д.

Существует достаточно большое количество различ­ных классификаций складов, формирующихся в зависи­мости от целей и задач, которые ставятся перед логисти­ческой системой. Рассмотрим классификацию складов , характеризующую логистическую деятельность в процессе складирования с различных точек зрения:

1. По отношению к основным логистическим опера­циям:

> в снабжении; склады сырья и материалов (груз, как правило, в сыпучем или жидком состоянии), работающие с однородным грузом, с большими партиями поставок; уклады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов), как правило, это грузы значительной массы, требующие высокого уровня механизации и авто­матизации складских работ. Фирмы иногда вынуждены создавать свои склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных, издержек, потребностей ком­плектования материальных ресурсов;

> в производстве, различают склады как по организа­ционнойструктуре (заводские, цеховые, рабочих участ­ков и т. п.), так и по видам продукции (склады матери­альных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), функциональному назначению и другим при­знакам. Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том, чтобы компенсировать неравномерности производственных циклов и ритма производства на раз­личных участках и в цехах предприятия. Особенностями этих складов являются сравнительно небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможность прибытия и от­правления продукции небольшими интервалами по вре­мени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере);

> склады в распределении , основное назначение которых - преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потре­бителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут при­надлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные скла­ды производителей в различных регионах сбыта (фили­альные склады) занимаются обработкой тарных и штуч­ных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачи­ваемостью, реализуемых крупными партиями, что дает возможность осуществлять автоматизированную и высо­комеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной ло­гистики, в отношении которых можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

Склады оптовой торговли товарами народного потреб­ления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего на­значения концентрируют товары очень широко и номен­клатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезон­ные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц под­донов одной группы товаров). Все это делает нецелесооб­разным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, возможно даже с ручной комплектацией.

В дистрибьюции склады различают по мощности и обслуживаемой территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные склады, террито­риальные склады и базы в т. д.), по функциональному назначению и по другим признакам, указанным на схеме классификации.

2. По виду продукции можно выделить склады:

    материальных ресурсов;

    незавершенного производства;

    готовой продукции;

    запасных частей;

    возвратных отходов и т.п.

3. По степени специализации:

    универсальные; главными конструктивными элемен­тами универсального склада являются фундамент, сте­ны, колонны, рампы, междуэтажные перекрытия, верхнее покрытие, свесы кровли и козырьки, перего­родки, световые фонари, окна и двери;

    специализированные (химической продукции, бумаги, горюче-смазочных материалов и др.);

4. По виду собственности различают:

    склады частные (корпоративные);

    государственных и муниципальных предприятий;

    общественных организаций - склад признается складом общественного пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого то­варовладельца (ст. 908 ГК РФ);

    некоммерческих организаций;

6. По отношению к логистическим посредникам:

    собственные склады фирмы;

    товарный склад - организация, осуществляющая в ка­честве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги;

    склады логистических посредников (в системах снабжения и дистрибьюции: торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и т. д.)

7. По функциональному назначению различают:

    склады буферных запасов, предназначенные для обеспечения производственного процесса (склады матери­альных ресурсов, полуфабрикатов, незавершенного про­изводства, производственных запасов, готовой продук­ции, страховых, сезонных и других видов запасов);

    склады перевалки грузов (терминалы) в транспортных узлах, при выполнении смешанных, комбинирован­ных, интермодальных и других видов перевозок;

    склады комиссионирования, предназначенные для фор­мирования заказов в соответствии со специфически­ми требованиями клиентов;

    склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

    специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отхо­дов и т. п.).

8. По типу здания, конструкции;

    закрытые - размещаются в отдельных помещениях;

    полузакрытые - имеют крышу и одну, две или три стены;

    открытые - склады, представляющие собой площад­ку без стен и крыши, устроенную на возвышенном месте и огражденную со всех сторон. Площадка долж­на иметь твердое покрытие и уклон к водостокам. От­крытые склады предназначены для наружного хране­ния некоторых строительных материалов (песок, ще­бень и т. п.), навалочных грузов (руда, уголь и т. п,), кратковременного хранения лесоматериалов; в них может также храниться промышленная продукция, не требующая защиты от атмосферных осадков;

    специальные (например, бункерные сооружения, ре­зервуары).

9. По степени огнестойкости:

    несгораемые;

    трудно-сгораемые;

    сгораемые.

10. По степени, механизации складских операций:

немеханизированные; механизированные; комплексно-механизированные; автоматизированные; автоматические.

11. По высоте укладки, грузов:

в одних складах хранится груз не более человеческого роста, в других необхо­димы специальные устройства, способные поднять и точ­но уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

ВИДЫ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Складские помещения являются на сегодняшний день одним из наиболее важных элементов любой предпринимательской или производственной деятельности. Различаются по самым разнообразным критериям:

· по функциональному назначению.

Существуют распределительные, производственные склады либо склады специального назначения;

· по специализации. Склады бывают универсальными и специализированными под какой-либо определенный вид хранения;

· по режиму хранения. Различают склады с фиксированным температурным и влажностным режимом, склады-холодильники, холодные и утепленные склады, отапливаемые и неотапливаемые;

· по конструктивному решению складских зданий. Это могут быть капитальные ж/б здания и легкие склады-ангары, закрытые и открытые складские площадки и площадки под навесом и т. д.;

· по основным потребительским качествам складских помещений, например, виду и качеству инженерных коммуникаций, напольному покрытию, расположению склада, наличию подъездных путей и др.

Цивилизованное развитие рынка в том или ином его сегменте, в частности, на рынке складской недвижимости, предполагает наличие единой классификации как эксплуатируемых, так и строящихся объектов в соответствии с современными требованиями, учитывающими динамику его развития. В России, как и во всем мире, принято условно классифицировать склады и складские комплексы в зависимости от соответствия помещений определенному набору требований, иначе говоря, от их назначения, технических и функциональных характеристик и т. д.

Классификация необходима для оценки того или иного складского помещения по его потребительским качествам и включает в себя особенности конструкции, вид складирования, размеры, степень механизации и многие другие параметры. Так, например, различают складские комплексы классов А+, А- и В+, а также просто склады классов В, С, С- и D (по классификации, предложенной агентством Swiss Realty Group в 2004 году).

Складские помещения класса «А+» представляют собой самую современную модель такого рода помещений, созданную с учетом новейших технологий и достижений в этой области, обладающую необходимым набором технических средств и систем, таких как системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (сплинкерные и порошковые), системы вентиляции, кондиционирования и отопления, аварийные системы электропитания, системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и т. д.

Наличие высоких потолков позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и др.) оборудование. Показателем принадлежности к высшей категории является также благоустроенная, озелененная территория, современный дизайн самого здания, предполагающий отделку современными фасадными системами, остекление, витражи и т. д.

Наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, дорожных указателей и прочих атрибутов развитой транспортной инфраструктуры, возможность адаптации под любые виды грузов, самое современное оборудование и многое другое являются гарантией обеспечения высокой скорости грузооборота и сохранности грузов.

Класс «А-», отличается от высшего лишь возрастом зданий (20-30 лет) и их менее престижным расположением.

Складские помещения класса «В наиболее распространены. Это здания, как правило, 90-х годов постройки, подвергнутые реконструкции. Обычно это капитальное одно- или многоэтажное строение на основе железобетонных конструкций. Обладают техническим оснащением, ненамного уступающим помещениям классов «А» и «А-». Такие здания требуют незначительных финансовых вложений, например, может понадобиться замена напольного покрытия либо установка более продвинутых охранных систем и др. Так, в таких помещениях может быть недостаточное по нормам количество ворот, менее удобные подъездные пути и т. д.

Складское помещение класса «В» - это, в большинстве случаев, капитальное здание, построенное в 70-80 годах прошлого века, либо изначально предназначенное для хранения, либо ставшее таковым в результате реконструкции. Поскольку возраст таких строений более 15 лет, их реконструкция сопряжена с дополнительным вложением средств (замена и ремонт полов, установка охранных систем, восстановление и ремонт систем отопления и пожаротушения и т. д.), и хотя инфраструктура, в основном, соответствует нормативам для складских помещений, прогрессивных современных систем здесь не встретишь. Значительная часть оборудования таких складов не автоматизирована, температура воздуха обычно поддерживается на заданном уровне, а не регулируется, как в. складах класса «А». Однако допускается наличие в здании офисных помещений, так же как в складских помещениях более высокого класса.

Складское помещение класса «С» - это капитальное строение, представляющее собой обычное производственное помещение (таксомоторный парк, автобаза и др.), или отапливаемый ангар, не рассчитанные на использование в качестве складов. В данном случае соответствуют необходимым техническим требованиям лишь такие параметры, как температура воздуха в помещении, обеспечиваемая наличием центральной системы отопления и не превышающая 15 градусов С, а также его площадь. Ни подъемного оборудования, ни систем кондиционирования, ни вентиляции и многого другого здесь, как правило, нет. Такие помещения нуждаются в существенных строительных и технических изменениях (установка рамп, пандусов, замена остекления капитальными стенами, а также в некоторых случаях демонтаж устаревшего оборудования и многое другое).

К шестому классу «С-» относят здания 30-60 годов постройки. К ним относятся, например, бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощехранилищ. Как правило, это ветхие, изношенные строения, в большинстве случаев полностью не соответствующие действующим нормам пожарной безопасности. Понятно, что и о соответствии современным техническим, экологическим и эксплуатационным требованиям здесь говорить не приходится. В строительном плане такие здания нуждаются в капитальном ремонте и модернизации, например, может потребоваться установка пандусов, дополнительных ворот, пожарной сигнализации, подведение системы отопления, отделочные работы и т. д. Невыгодное по отношению к основным транспортным магистралям расположение (зачастую это промышленные зоны в черте города), недостаточные по площади и возможностям маневрирования прилегающие территории не добавляют популярности таким складам.

Складское помещение класса «D» - это обычно неотапливаемый ангар, гараж, бомбоубежище или подвальное помещение, в которых не предусмотрено никаких, отвечающих нормам содержания складских помещений, технических систем. С экономической точки зрения такое здание восстановлению не подлежит, поскольку для этого потребуется слишком много финансовых и трудозатрат.

Помимо технического оснащения складские помещения разных классов разнятся и местоположением. Помещения классов «А» и »В» расположены, в основном, вблизи центральных автомагистралей и оборудованы отличной подъездной и парковочной зоной.

Складские помещения классов «С» и «D», как правило, размещены в производственной зоне, либо за городской чертой. Принимая решение о хранении продукции в таких складах, вероятно, стоит тщательно взвесить все за и против такого решения, ведь поскольку такие помещения изначально не отвечают требованиям и нормативам, предъявляемым к хранению той или иной продукции, то получение вместо предполагаемой прибыли убытков может стать вполне реальной перспективой.

Целесообразность существования и соответствие данной классификации реалиям рынка складской недвижимости были подвергнуты сомнению ведущими девелоперскими и логистическими компаниями и, в первую очередь, главным конкурентом компании Swiss Realty Group (Moscow) компанией Knight Frank, контролирующей около 90% рынка. Основной претензией к предложенной Swiss Realty Group классификации была ее недоработанность, выраженная в отсутствии конкретных числовых показателей, в частности, по допустимой нагрузке на квадратный метр пола складского помещения, высоте потолков, шагу колонн и т. д. Причем те показатели, которые нашли отражение в классификации, во многом не соответствовали международным нормам и стандартам. Предложенная международной консалтинговой компанией Knight Frank обновленная концепция классификации складских помещений в России, разработана с учетом как отечественного, так и международного опыта строительства и эксплуатации таких помещений.


В новой классификации уточнена привязка объектов складской недвижимости к годам их постройки. Например, если по версии Swiss Realty Group склады высшей категории (класс А+) - это помещения, изначально рассчитанные на использование в качестве хранилищ и построенные позднее 1994 года, то согласно классификации Knight Frank к высшему классу относят только новые объекты. Обязательным требованием к складским помещениям класса А+ является обеспечение высокой скорости грузооборота, приспособленность для хранения любых видов грузов, близость к основным транспортным линиям. Что касается конкретных числовых значений различных конструктивных и технических параметров, то для зданий класса А+ предполагается наличие потолков высотой не менее 13 м, что делает возможным монтаж многоуровневого (6 - 7 ярусов) стеллажного оборудования. Бетонные выровненные полы в складских помещениях высшей категории должны быть рассчитаны на высокую нагрузку (не менее 5-7 тонн/м2) и обладать антипылевым покрытием, стойким к истиранию и химической агрессии. Пол должен быть приподнят на высоту 1,2 м.

Еще одним обязательным атрибутом складов класса А+ является наличие достаточного количества въездных автоматических ворот докового типа с гидравлическими пандусами, регулируемыми по высоте. На 500 м2 полезной площади складского помещения должно приходиться не менее одной погрузочно-разгрузочной площадки регулируемой высоты.

Оборудование терминалов логистических компаний (логистические компании - это компании, предоставляющие полный спектр услуг, связанных с грузоперевозками, в том числе и складское хранение) включает в себя докшелтеры, иначе говоря, герметизаторы погрузочно-разгрузочных портов, служащие защитой груза от воздействий внешней среды в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также используемые в целях энергосбережения.

Складские помещения класса А+ предполагают наличие всего комплекса инженерных коммуникаций: автономных систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, тепловых завес на воротах, системы приточно-вытяжной вентиляции, а в некоторых случаях и системы центрального кондиционирования. Также является обязательным обеспечение высокой степени пожарозащиты, достигаемой за счет наличия пожарных резервуаров и устройства автоматической системы пожаротушения и сигнализации.

Дополнительными требованиями, повышающими сохранность продукции, является наличие современных систем видеонаблюдения и охранной структуры, обеспечивающих круглосуточный мониторинг подведомственной территории, ночное освещение периметра комплекса и прилегающей территории, обеспечение строгого контроля доступа сотрудников на территорию складского комплекса.

Степень комфорта таких складов также соответствует самому высокому уровню: современные линии связи, включающие в себя телефонные и оптоволоконные линии, офисные помещения, вспомогательные помещения для персонала, такие как комнаты отдыха и раздевалки, душевые и подсобки, также являются одной из необходимых составляющих внутреннего оснащения складских помещений класса «А+».

Значимыми требованиями к прилегающей к зданию комплекса территории являются ее размеры, наличие площадок для стоянки, удобство для подъезда и маневрирования большегрузных автомобилей. Не лишним является и наличие на территории парковки для легковых автомобилей.

Важной особенностью данных складских комплексов является их наиболее выигрышное в сравнении со складами низших категорий местоположение вблизи развитой сети автодорог, а также железной дороги, предполагающее устройство собственной железнодорожной ветки и железнодорожных дебаркадеров. Расположение предполагает размещение на расстоянии до 40 км от городской черты при условии прямого доступа с автомагистрали.

Согласно классификации, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank, складские помещения класса «А+» - это современные одноэтажные здания, построенные на основе сэндвич-панелей, либо из легких металлоконструкций, как правило, прямоугольной формы без колонн либо с шагом колонн не менее 12 м, с расстоянием между пролетами не менее 24 м. Площадь застройки комплекса составляет 40-45%. Прилегающая территория, занимающая оставшуюся площадь, включает в себя внутренние дороги, парковки, зоны разворота, озеленение и хозяйственные строения.

Температурный режим в складских помещениях класса «А+» является регулируемым. Электро- и теплоснабжение осуществляются с помощью автономной электростанции и теплового узла. Обязательным для помещений данного класса является наличие автоматизированной системы контроля доступа и учета продукции.


Профессиональная система управления и наличие опытного девелопера также являются обязательным условием принадлежности складского помещения к классу «А+».

Складские помещения класса «А» мало чем отличаются по своим строительным и техническим характеристикам от своих аналогов более высокого класса.

Шаг колонн в одноэтажных складских зданиях должен составлять не менее 9 метров в отличие от аналогичного параметра в 12 м у складов класса «А+». Площадь застройки 45 - 55 %. Высота потолков не должна быть менее 10 метров. Количество автоматических ворот докового типа с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты должно быть не менее 1 на 700 м 2 .

Наличие железнодорожной ветки необязательно. К желательным критериям относят также такие критерии, как наличие опытного девелопера и системы учета и контроля доступа сотрудников, также необязательным является и наличие собственной электроподстанции и теплового узла.

Складские помещения класса В+ согласно классификации Knight Frank представляют собой одноэтажные складские здания, предпочтительно прямоугольной формы, как новые, так и подвергшиеся реконструкции с высотой потолков не менее 8 метров. Площадь застройки аналогична складским помещениям класса «А» и составляет 45-55%. Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) - не менее 1 на каждую 1000 м 2 .

Наличие пандуса для разгрузки автотранспорта является обязательным. Также необходимо наличие, наряду с телефонной связью, оптоволоконных телекоммуникаций. Облагороженная, освещаемая в ночное время территория, также является одним из требований принадлежности складских помещений к данному классу. Наличие ж/д ветки является желательным, но не обязательным критерием. В остальном строительные и технические характеристики помещений данного класса соответствуют аналогичным параметрам складов класса «А». Такие критерии, как профессиональная система управления, наличие опытного девелопера, система учета и контроля доступа сотрудников, ж/д ветка и автономная электроподстанция и тепловой узел являются необязательными.

Что касается помещений «В» класса, то здесь различия более явственны. Во-первых, складские помещения данного класса могут быть двухэтажными, что требует наличия лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. На 2000 м 2 площади складского помещения должно приходиться не менее 1 такого подъемного механизма. Высота потолков - от 6 метров и выше. Различия коснулись и полов в таких помещениях: это может быть как асфальтовое покрытие, так и просто бетон без покрытия. Система отопления присутствует, однако температурный режим не является регулируемым. Обязательно наличие пожарной сигнализации и системы пожаротушения, автоматической или неавтоматической.

К обязательным критериям относится также наличие системы отопления, пандуса для разгрузки автотранспорта, площадки для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта, охрана по периметру территории, наличие системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, телекоммуникации, подсобные и прочие вспомогательные помещения. Необязательным, но желательным является наличие системы приточно-вытяжной вентиляции, системы учета и контроля доступа сотрудников, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, офисных помещений при складе, а также наличие железнодорожной ветки.

Классы «С» и «D» относятся к классам низшей категории. Складские помещения класса «С» - это капитальные строения, переоборудованные под складское хранение различных грузов и товаров, зачастую это бывшие производственные цеха с прилегающими вспомогательными площадками, а также утепленные ангары, огромное количество которых можно увидеть на незастроенных пустырях и прочих свободных территориях.

К обязательным критериям принадлежности складского помещения к классу «С» относятся также требования к высоте потолка (не менее 4 метров), напольное асфальтовое покрытие либо бетонная плитка, а также просто бетон без покрытия.

НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ:

· наличие грузовых лифтов-подъемников (в случае многоэтажности строения);

· ворота на нулевой отметке (нулевая отметка или чистый пол - это отметка пола в створе ворот с учетом его финишной отделки);

· наличие офисных помещений;

· наличие пандуса для разгрузки автотранспорта;

· наличие телекоммуникаций;

· наличие подсобных помещений;

· наличие ж/д ветки.

Складские помещения класса «D» - это неотапливаемые производственные помещения или ангары, а также подвальные помещения или объекты гражданской обороны.

Все остальные критерии принадлежности складского помещения к классу «D» являются желаемыми, но необязательными:

· наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;

· наличие площадок для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта;

· наличие систем вентиляции и отопления;

· наличие офисных помещений;

· наличие телекоммуникаций;

· охрана по периметру территории;

· наличие ж/д ветки.

Объективная необходимость в накоплении и содержании запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

По отношению к базисным функциональным областям логистики различают: склады логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения. По виду продукции различают склады:

Сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

Промежуточные производственные, т.е. склады незавершенного производства;

Готовой продукции;

Остатков и отходов;

Инструментов.

По форме принадлежности различают склады: индивидуального пользования, принадлежащие одному предприятию; кооперативные, построенные несколькими предприятиями, совместно использующими свое складское хозяйство; арендуемые склады, собственные склады фирмы, склады государственных или муниципальных предприятий.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку содержания выполняемых операций. По этому признаку все склады можно разделить на следующие группы:

Подсортировочные;

Распределительные склады оптовой и розничной торговли;

Сезонного или длительного хранения;

Транзитно-перевалочные (оборотные) - для перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другое;

Заготовительные - для хранения продуктов сельского хозяйства;

Таможенные - для временного хранения грузов, подлежащих таможенному оформлению;

Склады сохранения - для выдачи хранимых товаров со склада на определенный срок и их последующего возврата на склад. Это могут быть, например, станки, оборудование, имеющие высокую стоимость и предназначенные для аренды и повторного многократного использования.

Исходя из товарной специализации склады делят на универсальные - для хранения различных продовольственных или непродовольственных товаров в широком ассортименте и специализированные - для хранения отдельных товарных групп. Кроме того, существуют склады узкоспециализированные - для хранения одного вида товара, а также смешанные -для хранения продовольственных и непродовольственных товаров.

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, частично механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Склады различаются и по этажности здания, т.е. по высоте укладки грузов. Они могут быть: одноэтажные (до 6 м), высотностеллажные (более 10м), многоэтажные и с перепадом высот.

В зависимости от конструкции различают следующие типы складов:

Открытые, представляющие собой отгороженную асфальтированную площадку, приспособленную для хранения продукции. На таких площадках обычно хранятся грузы, на которые не влияют атмосферные условия (бензин, керосин, смазочные материалы);

Полузакрытые склады (навесы), имеющие только крышу или крышу и одну или две стены. Они предназначены для хранения грузов, выдерживающих внешнюю температуру воздуха (вело- и мототовары, металлическая посуда, некоторые строительные материалы, сырье, уголь и т.д.);

Закрытые, используемые для хранения готовой продукции, комплектующих изделий, инструментов, продукции незавершенного производства. Это наиболее удобные и самые распространенные склады, поскольку товар, хранящийся в них, не подвергается влиянию атмосферных воздействий и порче. Кроме того, обеспечивается его материальная сохранность.

В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные на территории железнодорожной станции или порта, глубинные, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.

В зависимости от размеров склады могут быть разными: от небольших помещений в несколько квадратных метров до складов-гигантов, имеющих площади в сотни тысяч квадратных метров (табл.).

Классификация складов

По форме принадлежности

Индивидуального пользования

Кооперативные

Арендуемые

Собственные склады фирмы

Склады государственных или муниципальных предприятий

Подсортировочные

Распределительные

Сезонного или длительного хранения

Транзитно-перевалочные (грузовые терминалы)

Заготовительные

Таможенные

Склады сохранения

По товарной специализации

Универсальные

Специализированные

Узкоспециализированные

Смешанные

По степени механизации складских операций

Немеханизированные

Механизированные

Частично механизированные

Комплексно-механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По этажности здания

Одноэтажные с высотой до 6 м

Высотностеллажные более 10м - Многоэтажные

С перепадом высот

По конструкции

Открытые площадки

Полузакрытые площадки

Закрытые сооружения

По размещению

Прирельсовые

Пристанционные. Портовые

Глубинные

С автодорожным подъездом

По размеру, м2

600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10 000; 25 000

Склады образуют одну из основных подсистем логистической системы. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов.

В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, уровень и движение запасов на различных участках логистической цепи.