Фонвизин — «Смелый властелин сатиры. "Сатиры смелый властелин" (по творчеству Д

Отчего происходят... злоупотребления, как
не от гибельного неравенства между людьми?
Ж. Ж. Руссо

Так оценил талантливого драматурга XVIII века А. С. Пушкин, добавив к этой характеристике еще одну — «...друг свободы». Смелая и блистательная сатира Фонвизина определила на многие годы развитие в русской литературе сатирического направления. Главные объекты сатиры Фонвизина в блистательной комедии «Недоросль» — «злоправия достойные плоды», изуродованность всех человеческих чувств и отношений.

На примере одной семьи крепостников драматург сумел показать все пагубные последствия крепостного права — фактического рабства. Темой комедии «Недоросль» стал главный конфликт социально-политической жизни России второй половины XVIII века — безудержный произвол помещиков и полное бесправие крепостных. Деспотический образ правления поддерживался высшей властью — эту мысль Фонвизин неоднократно подчеркивал в речах Стародума.

Драматург показывает ужасные следствия рабства. Крестьяне вконец разорены. Госпожа Простакова не знает, что делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!» Рабство морально уродует всех: и рабов, и рабовладельцев. Раба Еремеевна, нянька Митрофанушки, — образ огромной силы. Она живет жизнью не человека, а собаки: оскорбления, побои, ругань, унижения сделали из этой старой уже женщины холопа, который, как цепной пес, униженно лижет руку бьющей ее хозяйки. Помещики-рабовладельцы развращены так, что превратились в Скотининых. Люди скотининской породы, хоть и называют себя «благородным сословием», по своей сути стали презренными и гнусными скотами. Они не стыдятся своей невежественности и необразованности, даже гордятся ими: «Без наук люди живут и жили». Под это они подводят житейскую базу: говорят, что «ученье — вздор», что и без него на должность посадить могут, и без ученья можно достичь богатства. Правдин с сожалением констатирует, что, действительно, «деньги нередко ведут к чинам, чины — к знатности». Материал с сайта

Сатира Фонвизина задела высший свет и даже царский двор. Хотя Правдин глубоко убежден в просвещенном характере самодержавия в лице Екатерины II, но Стародум, повидавший двор и его порядки, разъясняет ему, что высшая власть в России поощряет рабство, поддерживает Простаковых и Скотининых. Стародум не верит, что эту власть можно излечить, он говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Среди описанных в знаменитой ломоносовской оде 1747 года юношей, любящих науку и желающих послужить на этом поприще новой России, мы видим русского дворянина и потомка немецких рыцарей Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), гениального драматурга и прозаика. Он поступил в гимназию при Московском университете, а затем при покровительстве И.И.Шувалова стал его студентом, играл на сцене местного любительского театра, рано начал литературные занятия, печатая свои переводы с немецкого. Юный Фонвизин многому научился у умного и знающего профессора-немца И.Рейхеля и проявил необычайную способность к иностранным языкам.

Но никто в XVIII столетии не писал драмы и прозу таким живым, органичным народным языком, как этот обрусевший немец, которого Пушкин точно назвал «из перерусских русским». С Фонвизина начинается генеральная линия русской сатиры, ведущая через его младшего современника и достойного наследника Крылова к Гоголю, Щедрину и Булгакову. Этот драматург сделал свою общественную комедию подлинно народной, смех – своим главным действующим лицом и обличителем национальных пороков, а русский театр – той кафедрой, с которой обращались потом к нашему зрителю и .

Фонвизин пошёл по обозначенному Ломоносовым пути просвещения, но выбрал из его системы «трех штилей» один – стихию живого русского слова, которым продолжали говорить дворянство, особенно провинциальное, духовное сословие и образованные разночинцы. Точнее, драматург создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка.

Сатира Фонвизина направлена и на людей, и на их язык (это видно уже в раннем «Бригадире», где одинаково смешны невежественные и грубые бригадир и бригадирша с их архаичными речениями, и их глупый офранцузившийся сын Иванушка и жеманная модница-советница), более того, она умело пользуется их языком как орудием сатирических характеристик. Но драматург хотел изобразить, то есть заставить действовать и говорить на сцене живых своих современников и их подлинный устный язык. И уже в «Бригадире» ему это удалось вполне. Просвещённый начальник и покровитель Фонвизина граф Н.И.Панин после чтения комедии при дворе цесаревича Павла Петровича верно заметил автору: «Вы очень хорошо наши нравы знаете, ибо Бригадирша ваша всем родня… Это в наших нравах первая комедия».

Театр классицизма, где царили французская псевдоисторическая трагедия в стихах и русские подражания ей, не мог воплотить новаторские идеи Фонвизина-драматурга, к тому же сатира считалась тогда низшим родом литературы. Писатель знал новую Россию и понимал природу театра как общественного зрелища, среди его друзей были лучшие актёры того времени Ф.Г.Волков и И.А.Дмитревский, будущий исполнитель роли Стародума. Сам Фонвизин обладал незаурядным даром актёра и чтеца. Отсюда огромный успех первой его комедии «Бригадир» (1768-1769), читавшейся автором императрице, цесаревичу Павлу Петровичу и многим вельможам и поставленной в придворном театре.

Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения – всё это было ново и привлекательно и в то же время знакомо, узнаваемо для слушателей и зрителей «Бригадира». Молодой Фонвизин нападал на дворянское общество и его пороки, плоды полупросвещения, на поразившую людские умы и душу язву невежества и крепостного рабства. Он показал это тёмное царство как оплот тяжёлого самодурства, повседневной бытовой жестокости, безнравственности и бескультурья. Театр как средство социальной публичной сатиры требовал понятных для зрителей персонажей и языка, острых актуальных проблем, узнаваемых коллизий. Всё это есть в знаменитой комедии Фонвизина «Недоросль», которая ставится и сегодня.

Комедия написана в 1779-1781 годах, поставлена в 1782 году. К этому времени Фонвизин завершил уже свою служебную и придворную карьеру и вынужден был уйти в отставку в немалом чине статского советника, фактически это была опала. На службе в Коллегии иностранных дел он был правой рукой вице-канцлера Н.И.Панина, то есть фактически первым заместителем министра иностранных дел и во многом определял внешнюю политику Российской империи. Фонвизина оценил и приблизил к себе умный и просвещённый наследник престола Павел Петрович. Благосклонно относилась вначале к остроумному автору «Бригадира» и императрица Екатерина, сама писательница и комедиограф.

Но смелые журнальные выступления, опасная близость к опальному наследнику престола, княгине Е.Р.Дашковой, графу Г.Орлову и главе антиекатерининской оппозиции Панину, политический и личный конфликт с всесильным помешали придворной и литературной карьере Фонвизина и окончательно рассорили его с подозрительной императрицей, которая, как верно заметил Пушкин, боялась его влияния на государственные дела и беспощадного таланта сатирика. Помог этому и острый язык насмешливого писателя.

Изменился и сам автор «Бригадира». Его молодое увлечение идеями французских просветителей сменилось разочарованием и скепсисом после путешествия во Францию в 1777-1778 годах. И, наконец, восстание Пугачёва заставило Фонвизина многое пересмотреть в своих просветительских идеях и идеалах, он усомнился в русском дворянстве как передовой силе общества, самой его способности просвещённо и эффективно управлять своим огромным государством – военно-феодальной Российской империей, своими имениями и крестьянами.

Всё это отразилось в «народной» (Пушкин) комедии «Недоросль». Однако современники, видя её в театре, сначала от души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую печаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией. Пушкин оставил для нас ценнейшее свидетельство о тогдашних зрителях: «Бабушка моя сказывала мне, что в представлении Недоросля в театре бывала давка – сыновья Простаковых и Скотининых, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут – и, следств, видели перед собою близких и знакомых, свою семью». Фонвизинская комедия была верным сатирическим зеркалом, на которое нечего пенять. «Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжёлым раздумьем по выходе из него», - писал о «Недоросле» историк В.О.Ключевский. Таково точно было потом воздействие на публику «Ревизора» Гоголя.

Гоголь, ученик и наследник Фонвизина, метко назвал «Недоросля» подлинно общественной комедией: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России… Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьем с природы и проверено знаньем души». Реализм и сатира помогают автору комедии заговорить о судьбах просвещения в России. Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния государства». А все описанные им комические и трагические обстоятельства и самые характеры отрицательных персонажей смело можно назвать плодами невежества и злонравия.

Ибо, побывав в помещичьей усадьбе дворян Простаковых, зритель увидел всю дворянскую Россию в её самодурстве, неуважении к закону и правам других людей, самодовольном невежестве, корыстолюбии, какой-то простодушной жестокости и житейской эгоистической хитрости. «Обучение» недоросля Митрофана и его псевдоучителя, кучер-немец Вральман, отставной сержант Цифиркин и семинарист Кутейкин, показали весь упадок русского просвещения, приведший к нравственному падению дворян, забвению ими своей главной, почётной должности – службы отечеству. Отец недоросля не может прочитать письмо Стародума, ибо неграмотен. А сама фамилия дядюшки Тараса Скотинина и его безграничная любовь к свиньям явственно указывают крайние пределы этого нравственного огрубения и падения.

Отметим, что «Недоросль» прямо начинается с остроумно обыгрывающего народную поговорку о Тришкином кафтане разговора об учении. Госпожа Простакова всерьёз, со свойственным ей простодушным упрямством уверяет нерадивого крепостного портного Тришку, что учиться шить кафтаны совсем не обязательно. Уже Пётр Великий столкнулся с тяжёлым недоверием и нелюбовью к любому учению, этой национальной особенностью своих ленивых подданных и под страхом наказания обязал их учиться. Известно, что этот его указ встретил скрытое, но отчаянное сопротивление дворян, видевших, как и Митрофанушка, в учении одно только наказание, считавших науки ненужными, недворянским делом.

В комедии Фонвизина есть явственные следы этого упрямого сопротивления: безграмотный взяточник, отец Простаковой и Тараса Скотинина говорил: «Прокляну робенка, который что-нибудь переймёт у басурманов». Дочь его хитрее, понимает, что избалованный и ленивый сын её Митрофанушка должен хоть как-то соответствовать формальным требованиям правительства к дворянину, но и обучает его именно формально, не утруждая великовозрастное «дитя» грузом серьёзных знаний и дав ему полуграмотных «учителей», крепостных дядек и нянюшек: «Без наук люди живут и жили». По решительному мнению Простаковой, науки бывают дурацкие и не дворянские, дворянину не нужные и бесполезные, вроде географии, науки извозчиков.

То есть ленивого и наглого, но житейски весьма смышлёного Митрофанушку учат не наукам и нравственным правилам, а именно безнравственности, обману, неуважению к его долгу дворянина и к собственному отцу, умению ради своего удобства и выгоды обходить все законы и правила общества и государства. Этот грубиян и лодырь весьма неглуп, тоже хитер, мыслит практически, видит, что материальное благосостояние Простаковых зависит не от их просвещённости и служебного рвения, а от бестрепетной наглости его матери, от взяточничества отца, ловкого обирания дальней родственницы Софьи и беспощадного ограбления своих крестьян. Зачем ему прилежно учиться и честно служить отечеству много лет, если сразу можно жениться на богатой наследнице и, не служа, согласно знаменитому указу о вольности дворянства, привольно жить в своём имении и угнетать крепостных?

Митрофан, его безграмотный, забитый энергичной женой отец, преступная (ибо она легко идёт и на уголовные преступления) мать и её злобный и жадный братец Тарас Скотинин составляют живописную группу отрицательных персонажей. Это ярчайшие, с удивительным реализмом описанные представители «барства дикого» (Пушкин), отцы грибоедовских бар и деды персонажей «Мертвых душ» Гоголя. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Простакова задаёт взявшему её имение в опеку честному чиновнику Правдину очень важный для России вопрос: «Все ли указы исполняются?» Она и её родственники хорошо знают, что не все, верят, что законы в реальной русской жизни никому не нужны, их всегда можно успешно обойти или повернуть в свою пользу, были бы деньги и связи в сферах. Поэтому они всё время попадают в комические положения, которые наглядно раскрывают их грубое самодурство, злобу, невежество, неуважение к другим людям и законам, корыстолюбие. Этим разоблачительным комизмом и движима сатира Фонвизина, сумевшего в наглой и грубой борьбе одичавших помещиков за приданое богатой невесты показать психологию и мораль, а точнее, аморальность целого класса, основы империи.

Центральной фигурой этой группы, главным персонажем пьесы Фонвизина является поистине бессмертная госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О.Ключевский. Да, это персонаж в полном смысле отрицательный. Но весь смысл комедии Фонвизина в том, что его госпожа Простакова – лицо живое, чисто русский тип и что все зрители этот тип знали лично и понимали, что, выйдя из театра, они с госпожами простаковыми неизбежно встретятся в реальной жизни и будут беззащитны.

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает, следит, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьёт, унять её не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, бестрепетная наглость, жадность к материальным жизненным благам, желание, чтобы всё было по её нраву и воле. А ведь это злобное хитрое существо – мать, она беззаветно любит своего Митрофанушку и всё это делает ради сына, нанося ему страшный нравственный вред.

«Эта безумная любовь к своему детищу есть наша сильная русская любовь, которая в человеке, потерявшем своё достоинство, выразилась в таком извращённом виде, в таком чудном соединении с тиранством, так что, чем более она любит свое дитя, тем более ненавидит всё, что не есть её дитя», - писал о Простаковой Гоголь. Ради материального благополучия сына она кидается с кулаками на братца, готова сцепиться с вооружённым шпагой Милоном и даже в безвыходной ситуации хочет выиграть время, чтобы подкупом, угрозами и обращением к влиятельным покровителям изменить официальный судебный приговор об опеке её имения, оглашённый Правдиным. Простакова хочет, чтобы она, её семья, её крестьяне жили по её практическому разуму и воле, а не по каким-то там законам и правилам просвещения: «Что захотела, поставлю на своём».

Ясно, что в этом она упорно и сознательно противостоит Стародуму и его единомышленникам, Правдину, Софье и Милону. На все их красноречивые проповеди о необходимости сочетать просвещение с высокой нравственностью она ответила знаменитой фразой о дурацких и «недворянских» науках, не нужных и даже вредных в реальной жизни. Сына Простакова учит, как известно, безнравственности, умению служить только своей личной пользе и воле.

Здесь в комедии Фонвизина появляется ключевое для понимания всей этой эпохи слово «Вольность», ставшее названием знаменитых од Радищева и Пушкина. В русском политическом словаре оно неразрывно соединено со столь же значимым словом «Закон», которое тоже обычно писалось с большой буквы. И было соединяющее эти два важные слова название, которое есть и «Недоросле», всем дворянам и грамотным людям России известное название знаменитого указа доброго и несчастного императора Петра III 1762 года – «Закон о вольности дворянства».

О нём и говорит опытная в подкупе и использовании личных связей Простакова, защищая свою врождённую жестокость, преступления и самодурство: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут мастерица повседневного бытового беззакония и насилия вдруг ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только: «Мастерица толковать указы!»

Впоследствии Ключевский верно сказал: «Всё дело в последних словах госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает её беззаконие». Простакова не желает признавать никаких обязанностей дворянства, спокойно нарушает и закон Петра Великого об обязательном образовании дворян, знает только свои права, толкуемые ею весьма вольно и всегда в свою пользу и от реальных законов, в том числе и от закона о вольности дворянства, далеко отошедшие. В её лице целое служилое сословие отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности, дворянскую должность, столь ценимую Фонвизиным. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

Фонвизин видел, к чему это привело на деле: к государственному развалу, безнравственности, лжи и продажности, фаворитизму, безжалостному угнетению крепостных крестьян, всеобщему воровству и пугачёвскому восстанию. Поэтому и писал о екатерининской России: «Государство, в котором почтеннейшее из всех состояний, долженствующее оборонять отечество купно с государем и корпусом своим представлять нацию, руководствуемое одною честию, дворянство, уже именем только существует и продаётся всякому подлецу, ограбившему отечество».

Об этом в комедии сказали её положительные персонажи. Их часто называли бледными, схематичными, ходульными, рупорами авторских идей. Отчасти это так. Стародум и его единомышленники говорят и поучают со сцены. Но таковы были законы тогдашней драматургии: в «классицистской» пьесе всегда существовали герои-резонеры, произносившие монологи-поучения «от автора». За Стародумом, Правдиным, Софьей и Милоном стоит, конечно, сам Фонвизин с его богатым опытом государственной и придворной службы и безуспешной борьбы за свои благородные просветительские идеи в высших сферах безнравственной власти.

Но в речах Стародума высказан и другой взгляд на долг просвещённого государя, назначение дворянства и на просвещение, спорящий с «идеями» госпожи Простаковой. Фонвизинская сатира не самоцель, она открывает дорогу положительным ценностям и идеям, его политическим и просветительским взглядам. И это не только взгляды автора, но и политическая программа всей антиекатерининской дворянской оппозиции, от Н.И.Панина до , сочувственно цитировавшего «Недоросля» и рукописную «Всеобщую придворную грамматику» Фонвизина в «Путешествии из Петербурга в Москву». Недаром впоследствии Фонвизин собирался издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум». Но полиция в 1788 году запретила печатание журнала. Значит, у писателя и у персонажа его комедии было много единомышленников среди просвещённых, оппозиционно настроенных россиян.

Стародум, как и сам Фонвизин, служил при дворе государя и был изгнан за излишнюю прямоту, честность и верность идее служения дворянина отечеству. Он говорит Правдину об императорском дворе как о месте циничной борьбы личных интересов, где люди стремятся уничтожить друг друга, пекутся только о себе и настоящем часе, не думают ни о предках, ни о потомках но лишь о собственном материальном благополучии и личной карьере. Не ценятся бескорыстные дела, личные достоинства, образование, ум и благородство. Стародум не говорит прямо, что это прямая вина допускающего и поощряющего все эти недостойные дела и мысли монарха, но это было и так ясно всем зрителям.

В «Недоросле» содержится вещий урок царям, звучащий как предупреждение. Персонаж Фонвизина рисует портрет идеального просвещённого монарха, не позволяющего придворным льстецам его обманывать, унижаться и унижать других: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо… Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Сказано Стародумом и об идеальном, честном и мудром вельможе, отличающемся «неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать».

Просвещённый государь должен управлять просвещенными подданными на основании «твердого законоположения». Само существование простаковых и скотининых на сцене и в русской жизни показывает, что этого на самом деле нет. Но русский просветитель и дворянин Фонвизин всей своей комедией доказывает, что к этому всем, и, прежде всего просвещённому государю (то есть Екатерине II) и честно исполняющему свою должность дворянству, необходимо стремиться во всех сферах неидеальной русской жизни.

Путь к этому – разумное воспитание, стремление к благонравию и добродетели при изучении всех наук: «Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вольным и владеющим крестьянами может быть только просвещённое, высоконравственное, осознающее свою государственную должность дворянство. Пример Митрофанушки наглядно показывает, к чему может повести неправильное, чисто формальное обучение невежественными учителями и воспитание безнравственными родителями: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Но тема пьесы – не только неправильное воспитание и обучение помещичьего сынка Митрофанушки и невежество его родителей и «учителей».

«Недоросль» написан в век Просвещения, но именно в этой комедии сатира на ложное просвещение и невежество перерастает в тревожные сомнения в правильности самой общей идеи этого века, учения философов-просветителей, с которыми Фонвизин встречался в Париже и других городах Западной Европы. Стародум говорит образованной Софье, читающей французские книги о воспитании: «Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случалось читать из них всё то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель».

Эти мысли развиты писателем в его знаменитом сочинении «Письма из Франции» (1777-1778). Там со всей ясностью указано на движение умов и идей в Западной Европе, неизбежно приведшее от века Просвещения и учёных споров энциклопедистов к кровавой драме Великой французской революции: «Не могу вам довольно изъяснить, какими скаредами нашёл я в натуре тех людей, коих сочинения вселили в меня душевное к ним почтение… Высокомерие, зависть и коварство составляют их главный характер… Всякий живёт для одного себя».

Стародум говорит о лично знакомых Фонвизину французских просветителях, чьи имена и сочинения неведомы Митрофанушке и госпоже Простаковой. Фонвизин в «Недоросле» ясно высказывает свои сомнения в самой главной идее века Просвещения, считает, что это лжепросвещение, полупросвещение, ибо оно в своём эгоизме и высокомерии забыло о нравственности, о бескорыстной добродетели, о служении, верности и чести. Век Просвещения сам себя именовал веком разума и не уважал веру и нравственность. «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума», - говорит Стародум о главном нравственном изъяне европейского просвещения. Оно и породило самодовольного «русского француза» Иванушку из «Бригадира» и Митрофанушку, достойного сына своей малограмотной, жестокой и преступной матери.

И, наконец, Фонвизин устами Стародума не только отвечает на слова Простаковой об указе о вольности дворянства, но и прямо говорит об основной причине повреждения нравов и самого существования Простаковых, Скотининых и Митрофанушек: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Когда Простаковой сообщают о тяжёлой болезни крепостной девки Палашки, она в ярости кричит: «Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!» На такой бесчеловечной психологии и самодурстве, на таком «понимании» равенства людей просвещённое государство основываться и разумно и стабильно существовать не может, и никакой просвещённый монарх не сделает диких крепостников и безграмотных жестоких угнетателей законопослушными и благородными дворянами, своей надежной опорой: «На демократию же и походить не может земля, где народ, пресмыкаясь во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства».

Фонвизин веще предсказывает, что такое лишённое законов, подлинного просвещения, граждан и честных защитников деспотическое государство неизбежно разрушится под соединёнными ударами различных недовольных сословий, придёт к смуте и беспощадному русскому бунту и через кровавый хаос и анархию снова вернётся к самой жестокой деспотии. Он поднимается в своей дворянской революционности до мысли о праве народа восстать против своих угнетателей.

Фонвизин как государственный деятель, политик с большим опытом и гениальный писатель вложил в весёлую комедию-сатиру «Недоросль» много своих заветных и глубоких мыслей и очень серьёзных предсказаний, но все они скрыты в глубине художественных образов пьесы. Сатира его порождает смех, сменяющий возмущением и глубокой печалью. Ибо зрители видели на сцене не грибоедовского французика из Бордо, а самих себя, своих близких, знакомые типы русских людей. Они вдруг понимали, что смеются над собой.

Суждения Фонвизина о русском государстве, крепостном праве, дворянстве и просвещении были подлинно революционны, ибо страстно и доказательно требовали скорых и решительных перемен во всех сферах русской жизни. С большинством этих суждений русские люди не были знакомы, но вот с конечными выводами великого писателя, принявшими облик Простаковой, Митрофанушки и Скотинина, с детства знаком каждый зритель и читатель «Недоросля». И это делает подлинно художественную сатиру Фонвизина замечательным, ни в чем не устаревшим литературным документом огромного общественного и политического значения, без которого непонятны весь XVIII век, эпоха Просвещения, история России, её настоящее и будущее.

P.S. Поскольку в пьесах и прозе Фонвизина имеется множество требующих разъяснений исторических деталей и устаревших слов, советуем читать их только в комментированном, предназначенном для школьников издании. См.: Фонвизин Д.И. Бригадир. Недоросль. Всеобщая придворная грамматика. Грибоедов А.С. Горе от ума. М., 2001.

Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. Статья «Фонвизин».
Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991. Глава о «Недоросле» Фонвизина.
Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.-Л., 1961.
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
Сахаров В.И. Русское масонство в портретах. М., 2004. Глава «Путь наверх».
Стричек А. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. "Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая", - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивдыми литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей "благородного сословия". Так, в комедии "Бригадир" он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого невежества и произвола поместных дворян представлена в "Письмах к Фалалею". По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в "Рассуждении о непременных государственных законах". Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что "...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...", давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - "не ввела в государстве своем правила непременные", без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его.гимназические учителя.

С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, «злонравия достойных плодов», которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией. «Недоросль» - произведение многотемное. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти. В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещичьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану «изряднехонько», но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим господам, но получает от них «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, «как будто благородная». Произвол помещиков привел к полному обнищанию крестьян. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность Простаковой и ее брата. Даже Вральману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он «фее с лошадками». Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его «познания» в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства? Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобрительно встречен Екатериной II, которая прямо дала писателю это почувствовать. Императрица не могла не увидеть в комедии «Недоросль» острую сатиру на самые страшные пороки империи. Сарказм Фонвизина нашел свое отражение и в произведении, озаглавленном «Всеобщая придворная грамматика», составленном в форме учебника. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Назвав свою грамматику «всеобщей», Фонвизин подчеркнул, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще. Придворных он называет льстецами, подхалимами, подлецами. Людей, живущих при дворе, сатирик подразделяет на «гласных», «безгласных» и «полугласных», а самым употребительным считает глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят. Екатерина так и не увидела от Фонвизина покорности, а потому вскоре его произведения перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как они ходили в списках. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром «другом свободы» назвал его Пушкин, а Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя.

«Фонвизин - друг свободы, сатиры смелый властелин». Д. И. Фонвизин первый из русских писателей поднял протес­тующий голос против дикостей крепостного права. Он смело об­личал самодержавно-крепостнический строй Екатерины II.

Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Он был сторонником умерен­ных либеральных реформ. Фонвизин не ставил вопрос об отмене крепостного права и надеялся справиться с дворянским «злонра­вием» путём установления правительственного контроля над по­мещиками.

Однако в комедии «Недоросль» сказалось больше того, что же­лал поведать автор. Демократически настроенные зритель и чита­тель шли дальше Д. И. Фонвизина. Они увидели, что крепостное право враждебно всему подлинно человеческому. Комедия имела исключительный успех. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Несравненно театр был пе­реполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств, основному правилу классицизма. События в пьесе происходят в течение одних суток и в одном месте - в усадьбе помещицы Про- стаковой. Все события объединены около одного главного мотива - борьба за Софью. Согласно правилам классицизма персонажи отри­цательные противопоставлены положительным героям. Автор наде­ляет действующие лица именами, указывающими на их основные черты: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цифиркин.

Следуя традициям русского классицизма, Фонвизин развивает патриотическую идею служения родине, пропагандирует высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отноше­ния к людям, создаёт образы положительных героев, которые не могут примириться с социальной несправедливостью. Таковыми являются Стародум, Правдин, Милон, Софья. В комедии Старо­дум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и дея­тельность раскрываются в его речах. Он настоящий патриот. Его высказывания отражают взгляды наиболее просвещённых и пере­довых людей того времени. Главное для дворянина’- честное слу­жение родине. Человека можно оценить по службе его отечеству: «Степень знатности (то есть ценности) рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества». Стародум в раз­говоре с Правдиным резко выступает против «двора» - высших са­новников государства и самой царицы. Он требует законности, ог­раничения произвола царя и помещиков-крепостников. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - говорит он. Из его выска­зываний мы узнаём о нравах придворного круга, где «по прямой дороге почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». К сожалению, исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародума, просвещённого человека, болеющего душой за судьбу своей родины, естественно волнует, кто придёт на смену им. Уча­ствуя в экзамене Митрофанушки, он с болью говорит о принципах воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одно­го раба двое: старый дядька да молодой барин». Фонвизин устами Стародума отвечает на один из важнейших вопросов эпохи - вос­питание молодого поколения. Только воспитывая хорошие душев­ные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имея серд­це, имей душу ~ и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон и Софья обрисованы слабее, они своим по­ведением как бы подтверждают правоту взглядов Стародума. Милон подхватывает мысль Стародума о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной: «Истинно неустрашимый военачальник славу свою предпочитает жизни, но что всего более - он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». Резко осуждая высших сановников государства, чиновник Правдин по своей инициативе, «из собственного подвига сердца», берёт «в опеку… дом и деревни» Простаковой. Поступком Прав- дина Фонвизин показал правительству, как надо поступать с же­стокими помещиками.

В финале пьесы, как и полагалось в классических комедиях, зло наказывается, а добродетель торжествует. Для русского клас­сицизма характерен интерес к народной поэзии, народному язы­ку. Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выраже­ния превратились в пословицы и поговорки: «Не хочу учиться - хочу жениться», «Глупому сынку не в помощь богатство», «Вот злонра­вия достойные плоды».

Но в художественном стиле комедии заметна борьба классициз­ма и реализма. Главным образом это проявляется в изображении отрицательных действующих лиц. Это живые люди, а не олицет­ворение какого-либо одного качества. Простаковы, Скотинин, Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена пре­вратились в нарицательные.

Правдин называет Простакову «презренной фурией», «госпо­жой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государ­стве терпимо быть не может». Простакова - порождение той сре­ды, в которой она выросла. Ни отец, ни мать не дали ей никако­го воспитания, не привили никаких нравственных правил. Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права. Её не сдерживают никакие нравственные устои. Она чувствует свою без­граничную власть и безнаказанность. Ограбив дочиста своих кре­постных, она жалуется брату: «С тех пор как всё, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Единственным способом управления домом и дворовыми кресть­янами она считает ругань и побои: «С утра до вечера… то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!» В своём доме Простакова - ди­кий, властный деспот. Всё в её необузданной власти. Робкого, безвольного мужа она называет «рохлей», «уродом» и всячески им помыкает. Учителям по году не платит жалованья. Верная ей и Митрофану Еремеевна получает «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Брату своему Скотинину она готова «вце­питься» в харю, «раздернуть рыло по уши». Она враждебно от­носится к просвещению. «Без наук люди живут и жили», - го­ворит она. Но дикая и невежественная Простакова поняла, что после петровских реформ дворянину без образования поступить на государственную службу невозможно. Вот почему она нани­мает учителей, заставляет хоть немного поучиться. Но что это за учителя! Один - бывший солдат, второй - семинарист, покинув­ший семинарию, «убоясь бездны премудрости», третий - прохо­димец, бывший кучер. Рисуя отрицательных персонажей. Фон­визин избегает односторонности, схематизма. Простакова не только невежественная и беспощадно жестокая помещица, но и власт­ная жена, и любящая мать.

Воспитание недоросля Митрофана - ещё более убедительный пример того, что среда, условия жизни определяют человека в об­ществе и его взгляды на жизнь. Образом Митрофана Фонвизин осуждает уродливое воспитание дворянских недорослей, тле­творное влияние права одного человека угнетать себе подобного. Фонвизин убедительно показывает умственное убожество и лень недоросля. Митрофан в течение трёх лет изучает «зады». Не мо­жет отличить имя существительное от прилагательного. По сло­вам Вральмана, «голова его гораздо слабее брюха». Ему шестнад­цать лет, но его всё ещё считают ребёнком, опекается няней Ере- меевной, гоняет голубей. Пример матери воспитывает в нём задатки грубого деспота, крепостника. С учителями он не разго­варивает, а «лается», Еремеевну называет «старой хрычовкой». Пос­ле неудачи с похищением Софьи он кричит: «За людей принимать­ся!» Пользуясь положением маменькиного сынка, избалованный барчук грозит всем, что пожалуется матери.

Царящие в доме порядки с детских лет приучили Митрофана раболепствовать перед влиятельными людьми. Нежный сынок льстиво говорит, что ему стало жаль матушку, которая «так уста­ла, колотя батюшку», а знакомясь со Стародумом, называет себя «матушкиным сынком». Митрофан груслив. Эта черта раскрыва­ется не только в его речи, но и в поступках, постыдных для чело­века. Просит Еремеевну заслонить его от дяди. Ему ничего не стоит грохнуться на колени перед Стародумом после неудавшегося по­хищения Софьи: «Виноват, дядюшка!»

Показывая, как Митрофан изменяет свое отношение к людям в зависимости от занимаемого ими положения, Д. И. Фонвизин раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же утратил интерес к матери, как только у неё отобрали власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Имя Митрофана стало символом лени, невежества, грубости.

«Недоросль» - первая русская комедия с ярко выраженным об­щественно-политическим содержанием. Это первая комедия, в ко­торой положительные черты русского классицизма тесно перепле­лись с новым литературным направлением - реализмом. Фонви­зин явился предшественником Грибоедова и Гоголя. Анализируя «Недоросля», «Горе от ума» и «Ревизора», Белинский отметил, что эти произведения «сделались народными драматическими пьесами».