Инновационное развитие строительной отрасли как экономическая категория объекта управления. Стратегия развития промышленности стройматериалов: коротко

8 декабря в Москве в гостинице "Рэдиссон Славянская" состоялось празднование Дня саморегулирования в строительстве, организованное НОСТРОЙ. В мероприятии приняли участие представители саморегулируемых организаций, строительных Национальных объединений, Министерства экономического развития РФ, НИУ МГСУ и экспертного сообщества.

Одной из наиболее обсуждаемых тем, актуальных для профсообщества, стала Концепция инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Именно ей было посвящено заседание круглого стола, в котором приняли участие все титулованные спикеры.

В частности, заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Чернов Сергей Александрович , выступая на круглом столе, критично рассмотрел Концепцию:

" Следует отметить, что у рассматриваемого документа нелегкая судьба. В 2014 году была нанята команда молодых экспертов, которая выдала в качестве результата толстый том страниц на 400, в который вошло много правильных мыслей, но в котором отсутствовала внятная структура, и который не соответствовал требованиям, предъявляемым к стратегическим документам.

Представленный документ в свою очередь является некоторым плодом компромисса. В августе этого года Комиссией РСПП по строительному комплексу рассматривалась концепция Стратегии развития отрасли, разработанная специалистами НОПРИЗ. Предлагавшаяся концепция была представлена также Минстрою России, но в результате Минстрой поручил разработку документа МГСУ.

Документ получился компромиссным. Структура документа примерно соответствует предложенной в концепции стратегии НОПРИЗ. Ряд разделов представленного документа подготовлены на основании материалов НОПРИЗ, в частности это касается разделов инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и частично - строительных материалов. К этим материалам вопросов нет. В целом мы поддерживаем обсуждение данного документа, вместе с тем имеются замечания и предложения.

Резюмируем основные идеи представленного документа:

Документом провозглашается необходимость разработки государственной программы «Инновационное развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», предполагается, что в рамках программы будет предусмотрен некий перечень мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

Одной из целей документа является обеспечение постоянной бюджетной поддержки научным и образовательным организациям строительной отрасли для выполнения не определенных инновационных мероприятий;

Введение дополнительного налога на строительную отрасль в виде целевых отчислений на инновационное развитие отрасли в размере 0,4% от сметной стоимости объектов капитального строительства;

Формирование некоего Центра управления инновационным развитием (не понятно – вместо Минстроя или вместо Минэкономразвития).

В тексте документа делается акцент на внедрение в строительную отрасль инноваций, тем не менее в документе отсутствуют конкретные предложения по механизмам, стимулирующим их внедрение. По сравнению с концепцией стратегии НОПРИЗ в документе МГСУ не рассмотрены проблемы развития градостроительства и жилищного строительства, которые в настоящий период являются локомотивом экономического развития не только строительной отрасли, но и экономики в целом. Часть материалов, касающихся собственно инновационной деятельности, плохо структурирована, содержит неоднократные повторы. Разделы «Формирование компетенций инновационного развития» и «Академические» искусственно раздуты и, в основном, посвящены изложению состояния дел и теоретизированию, фактически не несут конкретной информации.

Следует отметить, что предложенное авторами введение дополнительного сбора со стоимости противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, так как представляет собой новый налог на отдельный вид деятельности.

В документе не учитывается, что в соответствии со Стратегией инновационного развития России, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, предполагается прямая взаимосвязь между общим экономическим ростом и темпами инновационного развития. Следовательно, отраслевое инновационное развитие без такой увязки, когда предполагается увеличение налоговой нагрузки на строительную отрасль без конкретного обоснования экономических преимуществ, выглядит утопически.

Не понятно появление в тексте документа 2-х разделов, посвященных состоянию строительства в ОЭСР и Китае, причем в этих разделах не приводится качественный анализ состояния инновационного развития.

Анализ отечественного рынка приводится в основном с точки зрения количества инноваций, факт кратного роста объемов игнорируется. Еще одним из анализируемых аспектов является количество банкротств в отрасли. При этом не учитывается сложившаяся практика одноразового использования юридических лиц, существование которых связано с завершением работ по конкретному объекту.

Вызывает сомнение качество предложенных задач инновационного развития. Нигде по тексту не анализируются условия или препятствия к внедрению инноваций. Нигде не предлагаются и не анализируются конкретные меры по увеличению доли инновационных продуктов, не оговорены способы регулирования рынков строительной продукции и услуг, системы технического регулирования отрасли. То есть практически все задачи, изложенные в документе (стратегии) выглядят как лозунги, причем не всегда корректно сформулированные. Например, задача: «внедрение в деятельность СРО современных инновационных технологий». Это что – внедрение новых средств ведения реестра членов? Или новых методов рассмотрения жалоб граждан?

Предложенные целевые показатели выглядит искусственно и не отражает основных показателей деятельности отрасли. Вот, например:

«- увеличение удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в строительной отрасли, в общем числе организаций отрасли до 15%;» К какой категории организаций это положение относится? К микро и малым, доля которых в отрасли составляет 88-90%, или к средним и крупным, которых не более 125? К изыскателям или проектировщикам, а может к строителям? Какие организации из упомянутых будут наполнять показатели:

«- увеличение затрат на технологические инновации в строительной отрасли за счет собственных средств организаций отрасли до 20%;

Обеспечение темпа роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования до 10% в год»?

Возвращаясь к идеологии документа – в нем отсутствует анализ и целеполагание таких направлений как градостроительная деятельность и жилищное строительство, отсутствует анализ по формам собственности как структуры инвестиций, так и объемов выполняемых работ. А именно игнорирование фактов государственной статистики о фактическом уходе государства из рынка жилищного строительства (7%) и снижении доли государства в инвестициях в основной капитал до 14% позволяют разработчикам зачем-то надеяться на государственную поддержку отраслевой науки и образования, в то время как основными операторами строительного рынка давно являются частные компании и частные инвесторы!

В документ дополнительно формально включены и не раскрыты разделы по технологии и технике строительства, инженерным системам, интеллектуальным технологиям и управлению строительством. Такой подход к структуре и наполнению документа соответствует тематике предметов обучения студентов, но, к сожалению, не отвечает задачам стратегического планирования.

Непонимание текущего состояния строительного рынка и его сегментации по формам собственности повлекло к некорректным выводам по вопросам государственного регулирования. Никто не возражает против ведущей роли государства в определении политики. Именно государство должно принимать политические решения, устанавливать и заставлять соблюдать обязательные процедуры. Но технические и профессиональные вопросы должны решаться профессиональным сообществом. Эта идеология совершенно не просматривается в представленном документе. Профессиональное сообщество готово разрабатывать, реализовывать, контролировать и отвечать за технические вопросы, при том, что основные направления развития должны устанавливать органы государственного управления.

В документе не раскрыта роль и место нормативно-правового и нормативно-технического регулирования. Отсутствует стратегическое видение существующих проблем, не предложены способы и пути их решения. Совершенно формальный подход к развитию саморегулирования. Во всем мире возрастает роль профессиональных сообществ, особенно в отношении разработки документов технического регулирования, развития систем оценки соответствия, систем допуска на рынок и в профессию, но об этом в документе, который по иронии назван «стратегией» ничего не сказано.

По факту представленный документ предлагает вернуть строительную отрасль в плановую экономику с государственным финансированием. Особенно это заметно по содержанию разделов об инновационной деятельности и подготовке кадров. Вместо задач развития повторно излагается состояние дел. Не обозначены конкретные цели, на которые предполагается расходовать средства нового сбора (налога) на строительство.

Задачи по формированию и развитию инновационной инфраструктуры не формулируются, изложено снова только состояние дел. По направлению международного сотрудничества обоснование ограничено необходимостью поездок ученых за рубеж на деньги профессионалов. Полезнее ездить туда самим профессионалам.

Описание мероприятий никакой конкретики не содержит.

Несколько абсурдных предположений включено в раздел финансово-экономических показателей. Как можно оценивать показатели увеличения налогооблагаемой базы предприятий строительной отрасли? А ведь цель ставится на ее увеличение на 50%. От какой величины, извините? Где такие данные в анализе текущего состояний отрасли?

Интересный показатель прогнозируемое увеличение количества занятых в строительной отрасли на 1 млн. человек. Это предлагается увеличить долю ручного труда на стройке? Или учесть теневой сектор? Правильно, можно учесть работников, занятых в индивидуальном жилищном строительстве, а также на отделке готовых квартир – и это будет тот самый миллион!

Представленная критика не означает полного неприятия документа. НОПРИЗ и профессиональное сообщество в целом готовы подключиться к его доработке. Мы остаемся открытыми для сотрудничества с коллегами из Минстроя и МГСУ".

1. Что такое Стратегия развития промышленности строительных материалов?

Стратегия - это документ, определяющий приоритеты, цели и задачи государства в сфере промышленности стройматериалов, а также способы их эффективного достижения и решения.

2. О каких стройматериалах идет речь?

Цемент, мелкоштучные стеновые материалы, сборные железобетонные конструкции и изделия, изделия теплоизоляционные, мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, листовое стекло, асбестоцементные изделия, готовые бетоны и растворы, строительный гипс и изделия из гипса, известь строительная, облицовочные материалы натуральные, а также нерудные строительные материалы.

3. Зачем отрасли понадобилась стратегия?

В отрасли стройматериалов немало проблем. По мнению властей, это и дисбаланс спроса и предложения, и высокая стоимость транспортировки продукции, доходящая подчас до 90%, и моральное устаревание основных фондов, и низкий уровень внедрения инноваций. Отдельно авторы Стратегии пишут о низкой конкурентоспособности производителей отдельных видов стройматериалов (например, стекла), отсутствии системы воспроизводства кадров и разбалансированной системы технического регулирования.

4. Что должно измениться к 2030 году?

Доступность строительных материалов: на протяжении всего периода до 2030 года рост цен на стройматериалы не превысит рост цен на продукцию обрабатывающих производств;

Технологичность строительных материалов: стоимость строительно-монтажных работ на 1 кв. м площади всех типов зданий сократится на 20% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года;

Энергоэффективность строительных материалов: расход тепла на отопление жилых домов снизится на 20% к уровню 2014 года;

Конкурентоспособность отечественных строительных материалов: доля импортных строительных материалов в потреблении сократится в 3 раза к уровню 2014 года, доля экспортной продукции в производстве вырастет в 3 раза;

Развитие отечественной машиностроительной базы: доля инвестиций в отечественные машины, оборудования и транспортные средства в общем объеме инвестиций машины, оборудования и транспортные средства вырастет в 1,5 раза.

5. Какие этапы предусмотрены в реализации Стратегии?

Их три. На первом этапе (2016-2018) власти обещают запустить все механизмы господдержки, сократить импорт стройматериалов и усилить экспорт. На втором этапе (2019-2025) планируется полностью перейти на отечественные технологии и оборудование, достичь уровня развитых стран по показателям энергоэффективности производств и доле утилизируемых техногенных отходов. На третьем этапе (2026-2030), убеждены авторы Стратегии, «Российская Федерация станет одним из мировых лидеров не только по продаже продукции на внешних рынках, но и по экспорту технологий и оборудования по производству строительных материалов».

6. За счет чего планируется достичь поставленных целей?

Властями предусмотрен целый комплекс мер, среди которых - создание государственной информационной системы промышленности (ГИСП), призванной обеспечить рациональное размещение предприятий на территории страны; стимулирование внутреннего спроса за счет дорожного строительства с использованием цементобетона; импортозамещение и поддержка экспорта, в том числе через инструменты Внешэкономбанка, а также завершение разграничения полномочий между Минпромторгом и Минстроем и другие меры по повышению качества госрегулирования отрасли.

Впрочем, наибольшее число мер связано с повышением инновационного потенциала отрасли: это и создание новых предприятий на землях Фонда РЖС, и господдержка научно-производственной деятельности с помощью налоговых льгот, субсидирования ставок по кредитам, госгарантий и грантов, и налоговое стимулирование энергоэффективности, энергосбережения и утилизации отходов производства и потребления. Отдельным пунктом значится создание научно-исследовательского центра «Отраслевая наука» в форме федерального государственного бюджетного учреждения и инжинирингового центра «Оборудование и технологии».

7. Сколько это будет стоить?

Средства на реализацию Стратегии будут выделяться из бюджета, и их точный объем пока неизвестен. Вместе с тем, уже определены параметры финансирования мероприятий по созданию научно-исследовательского центра «Отраслевая наука» и инжинирингового центра «Оборудование и технологии» с 2016 по 2030 годы - 34 млрд руб. Известно также, что с 2016 по 2018 годы предприятия промышленности стройматериалов получат от правительства субсидий на 9,5 млрд руб.

В Минстрое России обсудили проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года (далее – Стратегия) . Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Стратегия определяет приоритеты и основные направления госполитики в строительной сфере (инженерные изыскания, проектирование и строительство), задачи, мероприятия и целевые показатели развития строительной отрасли в России на период до 2030 года. Так, целью госполитики в этой сфере определено формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития РФ.

Необходимость разработки Стратегии ее авторы обосновывают рядом факторов, в числе которых: усиление глобальной конкуренции; новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; необходимость переориентации финансирования с бюджетного на инвестиционное; наличие высоких административных барьеров, искусственный дефицит земельных участков, недостаточное развитие транспортной и инженерной инфраструктур, а также дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

В составе Стратегии предполагается выделить несколько функциональных блоков, включая: жилищное строительство, градостроительство, инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, техническое регулирование и госрегулирование, кадровую политику, отраслевую науку и т. д. Впоследствии для каждой из этих подотраслей Минстрой России намерен разработать локальную стратегию.

Также Стратегия будет включать оценку состояния отрасли строительства, приоритеты и задачи и целевые показатели развития по разным вариантам долгосрочных прогнозов. В нее планируется включить и план мероприятий ("дорожную карту") по достижению целей инновационного развития.

Ожидается, что реализация основных мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет способствовать:

  • созданию безопасной и комфортной среды жизнедеятельности граждан РФ, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами;
  • сохранению или увеличению доли строительной отрасли в ВВП, федеральном и региональном выпусках товаров и услуг;
  • увеличению производительности труда в строительной отрасли в два раза к 2030 году;
  • повышению интегрального индикатора результатов развития строительной отрасли – индекса качества градостроительной среды до среднеевропейского уровня;
  • достижению всех целевых показателей развития строительной отрасли в России на долгосрочный период.

Участники заседания высказали свои замечания и предложения по подходам к разработке Стратегии. Предполагается, что профессиональное и экспертное сообщество примет активное участие в доработке проекта документа.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р).

Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. В настоящее время в Российской Федерации строительная отрасль является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, обеспечивающей вклад в ВВП страны на уровне около 7%. Для увеличения удельного веса отрасли в экономике страны требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен лишь при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, и внедрение инновационных технологий и материалов.

На фоне этого возникают проблемы в банковской системе: сокращаются возможности кредитования, использования иностранных технологий и материалов. Происходит отток капитала из страны. По прогнозу экономистов он составит по итогам года около 100 миллиардов долларов, что уже сказывается на инвестиционном климате.

Такая ситуация не могла не отразиться на строительной сфере. Объем работ по виду деятельности «строительство» за 10 месяцев в России составил 4 трлн. 557 млрд. руб., что на 3,3% меньше, чем в прошлом году. При этом объемы выпуска основных видов строительных материалов и изделий за 10 месяцев этого года находятся примерно на уровне 10 месяцев прошлого года.

Неудовлетворяющая общество низкая эффективность капитального строительства в стране не в последнюю очередь обусловлена низким технологическим уровнем производства строительных материалов, изделий и конструкций, что характеризуется неоправданно высокими затратами на их производство и высокими ценами, ограничивающими возможности социально-экономического развития страны.

Научно-технического и технологического отставания промышленности строительных материалов и конструкций от передовых стран, что подтверждается не только практикой заимствования технологий, но и импортом готовой продукции на территорию нашей страны.

а) Высокой степенью изношенности основных производственных фондов. По данным Федеральной службы государственной статистики, коэффициент обновления основных фондов в строительстве в период с 2004 по 2012 годы колебался в диапазоне от 2,5 до 5,2, отставая в среднем в 1,5 раза от соответствующих значений этого коэффициента в обрабатывающих отраслях и в сфере добычи полезных ископаемых.

в) Отсутствием коммерческого интереса к повышению производительности труда, в том числе за счет внедрения инновационных материалов и технологий у подавляющего большинства застройщиков, т.к. при благоприятной рыночной конъюнктуре высокая норма прибыли может быть получена и без использования инноваций.

Это сопряжено с краткосрочным характером бизнес мышления, ограниченным временными рамками реализации конкретного строительного проекта. Застройщик планирует и осуществляет свою деятельность лишь в рамках план-графика строительства. Все, что будет происходить за пределами временных рамок строительного проекта, как правило, не является для него ни зоной ответственности, ни предметом коммерческого интереса. В результате занижаются требования к ресурсо- и энергоэффективности, к стоимости последующей эксплуатации объекта, что способствует использованию морально устаревших, но быстро окупаемых материалов и технологий.

а) Реформированием системы технического регулирования. Сертификация новых технологий и продукции для строительства представляет собой длительную процедуру, при этом в результате не обеспечивает достаточную доказательную базу. По состоянию на текущий момент процедура создания новых технических нормативов не отработана, а существующие механизмы разработки нормативов несовершенны и не обеспечены достаточным финансированием. Сроки их разработки и внедрения растягиваются на годы, и к моменту принятия они уже технически и морально устаревают

В результате строительные компании, стараясь минимизировать свои риски, отказываются от использования инноваций как в отношении новых материалов, так и в отношении новых строительных технологий.

Длительный жизненный цикл объектов капитального строительства затрудняет оценку эффективности новых материалов, технологий и методов строительства. Например, средний жизненный цикл устройств потребительской электроники составляет 3-6 месяцев, в то время как жизненный цикл промышленных и складских зданий – 30 лет, жилых зданий – 50 лет, общественных зданий 50-100 лет.

б) Удорожанием строительной продукции вследствие использования инноваций. В рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства совместно с регионами Российской Федерации по итогам 2013 года реализованы пилотные проекты строительства энергоэффективных домов в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе: в Алтайском крае построено 6 энергоэффективных домов (включая энергоэффективный жилой квартал в г. Бийске в составе 5 домов), в Ставропольском крае – 5 энергоэффективных домов и др.

Как показала практика реализации вышеупомянутых проектов, удорожание стоимости строительства энергоэффективных домов за счет дополнительных расходов, связанных с внедрением мероприятий по повышению энергоэффективности (которые составляют 30-50% от стандартной сметной стоимости), достигает в сравнении со стандартными домами 30% (в среднем) при сроке окупаемости этих расходов – от 5 до 10 лет.

Экономия средств в результате внедрения энергоэффективных мероприятий, могла бы быть более заметной в случае изменения системы ответственности застройщика за уровень последующих эксплуатационных расходов (схемы управлении проектом полного жизненного цикла, либо система штрафов застройщика за отклонение от энергосберегающих параметров).

в) Отсутствием экономического стимулирования инновационной деятельности в строительной сфере. Жесткая система налогового регулирования, недостаточность государственной поддержки, незначительность регулирующего воздействия амортизационных отчислений, существенный объем требуемых инвестиций, вызванный необходимостью больших капиталовложений в строительство, не мотивируют участников строительной отрасли к использованию новых эффективных материалов и технологий в строительстве.