Как правильно уволить за преждевременный уход с работы. Сталинистам: Указ о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений способов уволить сотрудника без последствий для компании

В годы Великой Отечественной войны из-за необходимости выиграть гонку вооружений у более развитой Германии произошло ужесточение трудового законодательства. Работники тыловых предприятий были приравнены к мобилизованным, был значительно увеличен рабочий день, были отменены отпуска, усилена ответственность за самовольный уход с работы и т.п.

Эти меры в сочетании с трудовым героизмом народа, в общем, достигли цели: несмотря на значительно худшие стартовые условия и большие территориальные потери в первый период войны, СССР произвел почти вдвое больше вооружения и боеприпасов, чем Германия и оккупированные ею страны.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время. 26.6.1941 г.

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР, как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью – в течение шести месяцев кормления.

4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.

5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 Постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.

М. КАЛИНИН

А. ГОРКИН

Указ Президиума Верховного Совета СССР об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий. 26.12.1941 г.

Задача увеличения производства продукции на предприятиях военной промышленности и дальнейшего усиления снабжения Красной армии всеми видами вооружения требует безусловного закрепления рабочих и служащих на предприятиях военной промышленности.

Обеспечение военной промышленности постоянными кадрами рабочей силы имеет особое значение для быстрого восстановления на полную мощность военных заводов, эвакуированных в восточные районы страны.

В целях полной ликвидации все еще имеющих место самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий военной промышленности и усиления ответственности рабочих и служащих, работающих на военных заводах, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

3. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН

Указ Президиума Верховного Совета СССР о временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 1942 году. 9.2.1942 г.

1. В частичное изменение ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" прекратить временно с 1 апреля 1942 года выплату денежной компенсации рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений за неиспользованный отпуск в 1942 году.

2. Обязать государственные, кооперативные и общественные организации и учреждения причитающуюся рабочим и служащим компенсацию за неиспользованный отпуск в 1942 году перевести в сберегательные кассы в качестве специальных вкладов рабочих и служащих из 3 % годовых.

Установить, что выдача средств по этим вкладам рабочим и служащим производится по окончании войны в сроки, устанавливаемые Советом Народных Комиссаров СССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР


Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве. 13.2.1942 г.

В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым на период военного времени мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности.

2. Установить, что мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

3. От мобилизации освобождаются:

а) лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища согласно контингентов, устанавливаемых Совнаркомом СССР;

б) женщины, имеющие грудных детей, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними;

в) учащиеся в высших и средних учебных заведениях.

4. Порядок, сроки и размеры мобилизации трудоспособных граждан для работы на производстве и строительстве определяет Совет Народных Комиссаров СССР.

5. Установить, что лица, уклоняющиеся от мобилизации для работы на производстве и строительстве, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются по приговору народного суда принудительным работам по месту жительства на срок до 1 года.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН

Указ Президиума Верховного Совета СССР о продолжительности рабочего дня для подростков от 14 до 16 лет. 14.7.1942 г.

Установить для учеников индивидуального и бригадного обучения в возрасте от 14 до 16 лет рабочий день как в период обучения, так и для последующей работы на предприятиях продолжительностью 6 часов.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

Указ Президиума Верховного Совета СССР о повышении предельного возраста женщин, подлежащих мобилизации в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.II.1942 "о мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве". 19.9.1942 г.

Во изменение ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве" установить, что мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежат женщины в возрасте до 50 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту районах. 29.9.1942 г.

1. Установить, что все рабочие, служащие и инженерно-технические работники мужского и женского пола, работающие в государственных предприятиях и учреждениях в районах, близких к фронту, переводятся на положение мобилизованных и закрепляются за теми предприятиями и учреждениями, в которых они работают.

В необходимых случаях указанные рабочие, служащие и инженерно-технические работники подлежат по решениям правительства обязательной эвакуации в организованном порядке (колоннами, эшелонами и т.п.).

Перечень районов, близких к фронту, определяется Государственным комитетом обороны.

2. Перевод на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в соответствии со статьей 1 настоящего Указа объявляется приказом областного, городского или районного военного комиссара.

3. Организация эвакуации рабочих, служащих и инженерно-технических работников из районов, близких в фронту, в соответствии со статьей 1 настоящего Указа (сбор эвакуируемых к месту отправки, формирование колонн, эшелонов и т.п.) возлагается на районного (городского) военного комиссара.

Руководители соответствующих предприятий и учреждений обязаны строго выполнять указания районного (городского) военного комиссара и обеспечить полную эвакуацию рабочих, служащих и инженерно - технических работников данного предприятия или учреждения.

Районный (городской) военный комиссар выделяет в помощь руководителям предприятий и учреждений соответствующее количество военнослужащих для сопровождения эвакуируемых в пути следования к новому месту работы.

4. Семьи эвакуируемых рабочих, служащих и инженерно-технических работников подлежат эвакуации в районы, в которые переводится данное предприятие (учреждение).

5. Эвакуируемому рабочему, служащему и инженерно-техническому работнику выдавать подъемное пособие в размере среднемесячного заработка за последние 3 месяца, его жене – одну четверть и на каждого неработающего члена семьи – по одной восьмой заработка. Пособие выдается по приезде на новое место работы.

Расходы по перевозке эвакуируемых рабочих, служащих, инженерно-технических работников и членов их семей, а также багажа в размере до 100 килограммов на главу семьи и до 40 килограммов на каждого члена семьи производить за счет государства.

6. Самовольный уход с предприятий и учреждений рабочих, служащих и инженерно-технических работников, переведенных на положение мобилизованных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

7. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (статья 6), а также в уклонении от обязательной эвакуации, рассматриваются военными трибуналами.

8. Руководитель предприятия (учреждения), не обеспечивший организованной и полной эвакуации рабочих, служащих и инженерно-технических работников, привлекается к уголовной ответственности и подвергается по приговору военного трибунала тюремному заключению на срок от 5 до 10 лет.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

Указ Президиума Верховного Совета СССР о продлении на 1943 год действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1942 г. "о временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 1942 году". 9.1.1943 г.

Продлить на 1943 год действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1942 г. "О временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 1942 году".

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН


Указ Президиума Верховного Совета СССР о продлении на 1944 год действия указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1942 г. "о временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 1942 году". 22.12.1943 г.

Продлить на 1944 год действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1942 года "О временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 1942 году".

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ОБ ОТМЕНЕ СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ

ЗА САМОВОЛЬНЫЙ УХОД С ПРЕДПРИЯТИЙ И ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ЗА ПРОГУЛ БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ

В результате роста сознательности трудящихся, повышения их материального благосостояния и культурного уровня укрепилась дисциплина на предприятиях и в учреждениях. В этих условиях существующая судебная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за неоднократный или длительный прогул без уважительной причины не вызывается необходимостью и может быть заменена мерами дисциплинарного и общественного воздействия.

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Отменить судебную ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за неоднократный или длительный прогул без уважительной причины.

2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины.

3. Прекратить производством все дела о самовольном уходе с предприятий и из учреждений и о прогулах, не рассмотренные судами до издания настоящего Указа.

4. Снять судимость с граждан, ранее осужденных и отбывших наказание за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул, а также освобожденных от наказания на основании настоящего Указа.

5. Рабочие и служащие при увольнении по собственному желанию обязаны предупреждать об этом администрацию предприятия или учреждения за две недели.

6. Рабочие и служащие, уволенные с работы по собственному желанию, теряют стаж непрерывной работы и получают право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности после того, как проработают не менее шести месяцев на новом месте работы.

Это правило не применяется:

а) к рабочим и служащим, которые увольняются в связи с болезнью, инвалидностью или переходом на пенсию по старости;

б) к лицам, прекратившим работу в связи с зачислением в высшее или среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру;

в) к увольняющимся в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

г) к беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до 1 года, в связи с переходом их на работу по месту жительства;

д) к лицам, уволенным по другим уважительным причинам, предусмотренным постановлениями Совета Министров СССР.

7. За прогул без уважительной причины, совершенный рабочим или служащим, директор предприятия или начальник учреждения применяет одну из следующих мер:

а) дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего трудового распорядка, а на предприятиях и в учреждениях, где действуют специальные уставы о дисциплине, согласно этим уставам;

б) лишение права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до трех месяцев или снижение единовременного вознаграждения за выслугу лет в размере до 25%;

в) увольнение с работы с указанием в трудовой книжке о том, что работник уволен за прогул без уважительной причины. Уволенный теряет стаж непрерывной работы и получает право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности после того, как проработает не менее шести месяцев на новом месте работы.

Вместо применения указанных мер директор предприятия или начальник учреждения по своему усмотрению может передать материал о прогуле без уважительной причины на рассмотрение товарищеского суда.

а) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений", за исключением ст. ст. 1 и 2 Указа;

б) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1940 г. "О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинно-тракторных станциях";

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1940 г. "О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие";

г) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1951 г. "О замене судебной ответственности рабочих и служащих за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, мерами дисциплинарного и общественного воздействия";

д) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1952 г. "О внесении изменений и дополнений в Указы Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1940 г. "О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинно-тракторных станциях" и от 19 октября 1940 г. "О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие".

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

К.ВОРОШИЛОВ

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

Двухнедельный период установлен для того, чтобы увольняющийся сотрудник закончил все дела на рабочем месте, также и руководство компании начинает подбирать замену. Попытки удержания При написании заявления сотруднику необязательно озвучить причины, по которым он решил уволиться с этой работы. В течение 2 недель увольняющийся работник должен продолжать трудиться в том же объёме, что и прежде, в рамках оговоренных трудовых функций. Он не имеет права раньше уходить с работы, отказываться сделать что-то, заниматься посторонними делами в рабочее время. Всё это может привести к расторжению трудового договора по другой статье, которая испортит дальнейшую трудовую биографию. Нередки случаи, когда начальник пытается уговорить сотрудника остаться.

Объяснительная по поводу раннего ухода с работы

Тогда первый послеотпускной рабочий день будет считаться датой расторжения трудового договора. Сотрудники, находящиеся на испытательном сроке, оформленные по срочному трудовому договору на срок до 2-х месяцев и сезонные рабочие отрабатывают не стандартные 14, а всего 3 дня. Со стороны работодателя процедура увольнения по собственному желанию выглядит так:

  • поступление заявления, завизированного руководителем фирмы;
  • создание приказа;
  • внесение записи в трудовую книжку;
  • полный расчет с сотрудником по оплате труда;
  • подготовка документов, необходимых для дальнейшего трудоустройства (справки 2-НДФЛ, справка о заработке за 2 года и другие, по запросу работника).

Какова бы ни была причина ухода, в кадровых документах будет обозначено одно и то же основание, по какой статье уволить сотрудника, — ст.


77 ТК РФ.

  1. Варианты увольнения
  2. Увольнение по заявлению работника
  3. Увольнение через соглашение
  4. Увольнение по инициативе организации

Увольнение – рутинная работа для опытного кадровика. Одни сотрудники уходят по собственному желанию, другие – по «просьбе» работодателя. В любом случае по каждому основанию существует своя процедура.


Строгое ее соблюдение направлено, с одной стороны, на охрану прав наемного персонала, с другой – на защиту организаций от необоснованных претензий бывших работников. Рассмотрим, как уволить сотрудника с соблюдением всех необходимых формальностей.

5 способов уволить сотрудника без последствий для компании

Для этого ему нужно:

  • заполнить заявление на увольнение по собственному желанию за 2 недели до ухода;
  • отработать положенные дни;
  • завершить передачу дел другому сотруднику, если такой порядок предусмотрен в организации.

Не важно, какой контракт был заключен при поступлении на работу – срочный или бессрочный. В любом случае желание работника является определяющим, и работодатель не имеет законных поводов ему препятствовать. Заявление пишется на имя руководителя с формулировкой: «Прошу уволить меня по собственному желанию «ХХ» месяц прописью ХХХХ года», текущая дата и подпись.

Как правильно уволиться с работы? трудовой кодекс: увольнение. советы юриста

Какое грозит наказание за ранний уход с работы?

  • Отсутствие на работе в течении 4 часов считается прогулом.За опоздание могут лишить премии.
  • В данной связи у нанимателя достаточно много прав. Самое простое, за однократный уход с работы раньше установленного времени — это предепреждение. Так же могут лишить премиальных, надбавок. А вообще все виды наказания прописываются в трудовом договоре и коллективном соглашении.
  • Все трудовые отношения между работником и работодателем оговорены в трудовом договоре.
    В плане наказаний за ранний уход с работы можно руководствоваться ст.192 ТК РФ и ст 193 ТК РФ. В соответствии с ними работодатель от работника должен потребовать до применения дисциплинарного взыскания письменное объяснение.

Этому может способствовать одна или несколько причин:

  • Получение более выгодного с финансовой точки зрения предложения.
  • Перспектива карьерного и профессионального роста на другом месте работы.
  • Смена места жительства.
  • Конфликт с руководителем.
  • Заболевание или уход за нетрудоспособным членом семьи.
  • Невозможность поддерживать рабочие отношения с одним или несколькими сослуживцами и т. д.

У каждого есть веская причина и ряд проблем, которые вынуждают человека сменить место работы. Но и уходить нужно правильно, лишние эмоции, особенно отрицательные, не помогут избежать негативных последствий. Прежде всего, необходимо упокоиться и вспомнить о юридической стороне вопроса, о правах и обязанностях работника, которые регламентирует Трудовой Кодекс. Увольнение работника должно соответствовать всем его требованиям.

5 основных причин для увольнения сотрудника

  • беременных женщин и «декретниц»;
  • матерей-одиночек с детьми до 14 лет, с ребенком-инвалидом до 18 лет;
  • членов профсоюза и работников, выступающих в переговорах с работодателем от имени коллектива.

Когда сокращают одну из нескольких равнозначных должностей, выбор работников, которые уйдут и которые останутся, ложится на работодателя. Однако и здесь начальство лишено полной свободы.

Федерация профсоюзов камчатки

Давайте обо всем по порядку. Увольнение по собственному желанию Сложное решение принято, готовимся правильно и грамотно завершить процедуру. Статья 80 ТК РФ посвящена именно процедуре расторжения ранее заключенного трудового договора с организацией-работодателем по инициативе сотрудника. Основные положения данного закона заключаются в следующем.

  1. Каждый из сотрудников вправе прекратить действие договора с работодателем по собственной инициативе, предупредив руководство предприятия в письменной форме.
  2. Заявление об увольнении передается для ознакомления руководителю подразделения за две недели до срока прекращения действия договора.

В отделе кадров ему должна быть вручена трудовая книжка, в которой необходимо проверить наличие и точность всех записей. Не всегда процедура ухода с работы проходит гладко, кадровики могут не отдавать трудовую книжку. В этом случае, спустя три дня после увольнения, можно составить претензию в адрес организации, трудовая книжка может быть выслана на домашний адрес.
Если этого не произошло, то можно обращаться в суд или прокуратуру. Отзыв заявления Двухнедельный срок дан сотруднику, чтобы он не торопился окончательно расстаться с организацией. Если он передумает, то имеет право остаться трудиться на прежнем месте.
Это может произойти и под влиянием доводов начальника.

Как правильно уволить за преждевременный уход с работы

    Подача заявления об увольнении.

  • Отработка срока предупреждения (не менее 14 дней с момента подачи заявления).
  • Получение расчета и трудовой книжки работником (оговаривается с руководством, но не позднее последнего рабочего дня).
  • В реальных условиях возможны различные варианты развития событий, которые основаны на несогласии сторон с каким-либо пунктом. Работодатели часто стараются затянуть срок отработки, если сотрудник представляет ценность для компании: не подписывают заявление или говорят о том, что не ознакомились с ним своевременно. Иногда возникают неприятные ситуации с задержкой расчета и получением необходимых документов.

    Со стороны работника наиболее распространенным нарушением является неисполнение трудовых обязанностей и отсутствие (без уважительной причины) на рабочем месте после подачи заявления, что расценивается работодателем как прогул.

Важно

Давайте постараемся понять, как можно сделать процесс увольнения как можно безболезненнее и не превратить уволенных сотрудников во врагов. С работниками можно расставаться, используя несколько механизмов увольнения. Мы рассмотрим самые распространенные. По собственному желанию Способ наиболее простой и выгодный для сторон.


Не проявляйте излишнюю жестокость, и предложите неугодному сотруднику написать заявление «по собственному» (п.3 ст.77 ТК). Поговорите с работником по-доброму, и объясните ему, что вам лучше расстаться, поскольку у него нет перспектив в вашей фирме, а его полезность для общего дела минимальна. Если вам удастся понять друг друга, напишите хорошие рекомендации увольняющемуся.
При возможности, выпишите ему утешительную премию за стремление к миру. ПРЕДЫСТОРИЯ
В СССР в 1939-41 был очередной голод. Рабочие вместо работы искали еду. Производство разваливалось. Кто для большевиков виноват? Рабочие. С ними и стали бороться тюрьмой.

Е. Осокина. За фасадом "сталинского изобилия"

"В 1938 году сводки НКВД и отчеты Наркомвнуторга сообщали о многотысячных очередях в крупных промышленных центрах, куда стекалось население со всего Советского Союза покупать ширпотреб. "

"С декабря 1939 года в магазинах исчезли хлеб и мука, начались перебои с другими продуктами. Взлетели цены на рынке. Из-за дороговизны килограммы и литры, как меры веса, исчезли из рыночной торговли - молоко мерилось стаканчиками, картофель продавался поштучно или консервными банками», мука - блюдечками. Даже Москва переживала продовольственные трудности."

"Людям было не до работы, их основной заботой вновь стал поиск хлеба. производство лихорадило - падала производительность труда, росли текучесть кадров, массовые прогулы, отказы работать, повальное отходничество, по сути, бегство из колхозов. Экономическое бессилие власти перед кризисом породило насилие, цель которого была вернуть людей из очередей на производство, заставить их работать и подавить недовольство. Не имея пряника, правительство вновь пустило в дело кнут. В течение 1940-го и в начале 1941 года была принята серия «драконовских» постановлений и указов. Центральным являлся указ от 26 июня 1940 года, который установил уголовную ответственность за опоздания и прогулы, а также запретил не санкционированный администрацией переход рабочих и служащих с одного предприятия на другое"

"Одновременно правительство «запретило» очереди и начало настоящую войну с ними."

"Судя по архивным документам, репрессии были малоэффективны - прогулы, опоздания, перелёты с предприятия на предприятие продолжались, очереди «маскировались», приобретали новые формы и не исчезали. Не облегчая экономического положения, репрессии усиливали социальное напряжение в обществе."

УКАЗ О ПРОГУЛАХ
- введение "советского крепостничества" - уголовного преследования за самовольный уход и переход на другую работу - для взрослых (с 16 лет) рабочих и служащих - с наказанием тюрьмой на 2-4 месяца. Другой указ расширяет действие этого указа на сельских рабочих - трактористов и комбайнёров. Ещё один указ устанавливает рассмотрение дела одним судьёй без народных заседателей. Дабы скорее наштамповать "уголовников" - до начала войны (за 1 год) их по первому указу было более 3 миллионов, 16% (более 480 тыс.) - за самовольную смену работы.
"Вот тебе бабушка и Юрьев день"


О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений

Согласно представления Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов -- постановляет:

1. Увеличить продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях:
с семи до восьми часов -- на предприятиях с семичасовым рабочим днем;
с шести до семи часов -- на работах с шестичасовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР;
с шести до восьми часов -- для служащих учреждений;
с шести до восьми часов -- для лиц, достигших 16-ти лет.

2. Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели -- воскресенье -- днем отдыха.

3. Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое.

Уход с предприятия и учреждения, или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения.

4. Установить, что директор предприятия и начальник учреждения имеет право и обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или из учреждения в следующих случаях:

а) когда рабочий, работница или служащий согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не может выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности, а администрация не может предоставить ему другую подходящую работу в том же предприятии или учреждении, или когда пенсионер, которому назначена пенсия по старости, желает оставить работу;

б) когда рабочий, работница или служащий должен прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение.

Отпуска работницам и женщинам служащим по беременности и родам сохраняются в соответствии с действующим законодательством.

5. Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев .

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%.

В связи с этим отменить обязательное увольнение за прогул без уважительных причин.

Предложить народным судам все дела, указанные в настоящей статье, рассматривать не более, чем в 5-дневный срок и приговоры по этим делам приводить в исполнение немедленно.

6. Установить, что директора предприятий и начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин -- привлекаются к судебной ответственности.

Установить также, что директора предприятий и начальники учреждений, принявшие на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедших с предприятий и из учреждений, подвергаются судебной ответственности.



Москва, Кремль. 26 июня 1940 г.

ЗАКОН
Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР
"О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений"

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Утвердить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений".

М.КАЛИНИН
А.ГОРКИН
Москва, Кремль. 7 августа 1940 г.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О рассмотрении народными судами дел о прогулах и самовольном уходе с предприятий и учреждений без участия народных заседателей

Установить, что дела о прогулах по неуважительным причинам и о самовольном уходе с предприятий и учреждений рассматриваются народными судьями единолично, без участия народных заседателей .

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
Москва, Кремль. 10 августа 1940 г.

Комментарии:

К прогулу приравнивалось также опоздание более чем на 20 минут . 17 июля 1940 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинотракторных станциях", распространяющий действие Указа от 26.06.1940 г. и на эти категории трудящихся.

Всего до начала войны по Указу от 26.06.1940 г. было осуждено свыше 3 млн. человек, из них 16% за самовольную смену места работы .

Примечания
1. Ведомости Верховного Совета СССР. №20(83), 5.07.1940 г.
2. Ведомости Верховного Совета СССР. №28(91), 22.08.1940 г. Закон принят 7-й сессией ВС СССР 1-го созыва.
3. Там же.
4. ГУЛАГ в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1991. №1. С.17.

Текст указа "О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинотракторных станциях" в сети не нашёл.

КРЕПОСТНЫЕ ПОДРОСТКИ 14-17 ЛЕТ
Большевики, закрепостив рабочих, "покончили с безработицей", и у них начались трудности с пополнением армии крепостных работников по нужным им специальностям. Для решения этой проблемы было решено организовать обучение МОБИЛИЗОВАННОЙ молодёжи возрастом от 14 до 17 лет (т.е. никто эту молодёжь не спрашивал, куда она хочет пойти и хочет ли). Мобилизовывать предполагалось до миллиона ежегодно.

Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О государственных трудовых резервах СССР»
(2 октября 1940 г.)

Источник: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929-1940 гг. C. 774-775.

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи организовать в городах ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта – помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий – организовать железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горнорудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы фабрично-заводского обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно ст. 10 настоящего Указа.

Скоро встал вопрос и об уголовном преследовании подростков за самовольный уход из школы или училища ФЗО с заключением в трудовые колонии до 1 года.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЧИЛИЩ И ШКОЛ ФЗО ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗА САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ УЧИЛИЩА (ШКОЛЫ)
Указ Президиума Верховного Совета СССР* от 10 декабря 1940 г.

("Ведомости Верховного Совета СССР", 1941 г., N 1)

Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года .

* - С 1938 по 1946 год Калинин являлся председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Во время войны действие этого указа распространили на детей работающих на заводах:

Указ президиума вс ссср от 26.12.1941 об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 26 декабря 1941 года
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ УХОД С ПРЕДПРИЯТИЙ

Задача увеличения производства продукции на предприятиях военной промышленности и дальнейшего усиления снабжения Красной Армии всеми видами вооружения требует безусловного закрепления рабочих и служащих на предприятиях военной промышленности.
Обеспечение военной промышленности постоянными кадрами рабочей силы имеет особое значение для быстрого восстановления на полную мощность военных заводов, эвакуированных в восточные районы страны.
В целях полной ликвидации все еще имеющих место самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий военной промышленности и усиления ответственности рабочих и служащих, работающих на военных заводах, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.
2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет .
3. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А.ГОРКИН

В 1944 стали устранять недостатки в выполнении этого указа - плохой розыск беглецов, заочное вынесение приговоров, приём беглых работников на другие предприятия и колхозы, малое количество трибуналов.

ИЗ ПРИКАЗА №150
Управляющего Специальным строительно-монтажным трестом №1 НКЧМ
г. Сталинград
21 июля 1944 г.
Объявляю для руководства и исполнения Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 29 июня 1944 года №789 "Об устранении недостатков в практике применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года".
Управляющий Спецстройтрестом №1
/Н.Кратенко/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 789
от 29 июня 1944 года

Москва, Кремль
Об устранении недостатков в практике применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР устанавливает, что борьба с самовольным уходом /дезертирством/ с предприятий военной промышленности и других предприятий, рабочие и служащие, которые согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, считаются на период войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы на этих предприятиях, ведется неудовлетворительно.

Органы прокуратуры не обеспечили неуклонного и правильного исполнения Указа от 26 декабря 1941 года, допустив значительные извращения Постановления Совнаркома СССР от 3 января 1942 года о порядке направления и рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных этим Указом, сведя свою роль лишь к канцелярской проверке материалов, поступающих от администрации предприятий и направляя дела в военные трибуналы без расследования.

Прокуроры самоустранились от руководства розыском дезертиров с предприятий, который производится органами милиции крайне неудовлетворительно. Лишь незначительная часть дезертиров разыскивается до суда, в связи с чем дела в большинстве случаев рассматриваются военными трибуналами заочно. Заочно осужденные дезертиры также в подавляющем большинстве остаются неразысканными, что ведет к безнаказанности дезертиров.

Безнаказанности дезертиров способствует и то, что руководители многих предприятий и учреждений, председатели правлений колхозов принимают на работу дезертиров с других предприятий, а прокуратура не выполняет требований закона о привлечении к ответственности их укрывателей, что особенно необходимо в условиях военного времени.

Порочная практика заочного рассмотрения дел военными трибуналами ослабляет борьбу с дезертирством, подрывает авторитет судебного приговора, так как осужденные остаются фактически безнаказанными и приводит нередко к судебным ошибкам /осуждение лиц, призванных в Красную Армию, больных, переведенных на другую работу в том же предприятии и т.п./.

Наркомюст СССР не обеспечил своевременной организации необходимого количества военных трибуналов и их постоянных сессий в крупных промышленных районах, вследствие чего имеют место задержки в рассмотрении дел и обращении приговоров к исполнению.

Все это свидетельствует о том, что Наркомюст и Прокурор СССР не приняли необходимых мер к своевременному устранению извращений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года и более того своими совместными приказами от 10 августа 1942 года и от 28 октября 1942 года неправильно ориентировали военные трибуналы и органы прокуратуры на широкое применение заочного рассмотрения дел при отсутствии должной организации розыска со стороны органов прокуратуры.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что дела о самовольном уходе /дезертирства/ рабочих и служащих с предприятий передаются прокурорами в военные трибуналы после расследования и розыска обвиняемых.
Расследование заканчивать в Зх дневный срок после розыска дезертира, а в случае особой сложности дел в срок 10 дней.
2. Прекратить заочное рассмотрение военными трибуналами дел о самовольном уходе /дезертирстве/ рабочих и служащих с предприятий.
3. Дела о дезертирах с предприятий рассматривать в Зх-дневный срок по поступлении дела в трибунал.
4. Обязать Наркомюст ССР организовать военные трибуналы или постоянные сессии военных трибуналов в крупных промышленных районах.
5. Обязать НКВД СССР проводить дезертиров с предприятий до суда.
Поручить Прокурору СССР и НКВД СССР разработать и утвердить инструкцию "О порядке розыска дезертиров с предприятий".
6. Отменить, как неправильный, приказ НКВД СССР, Наркомюста СССР и Прокурора от 28 октября 1941 г. № 002375/00438/118-сс.
7. Поручить Прокурору СССР обеспечить неуклонное выполнение требования закона о привлечении к ответственности должностных лиц предприятий и учреждений, а также председателей правлений колхозов, виновных в приеме на работу и укрывательстве с предприятий.

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР
В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
Я. Чадаев

ПОСТЕПЕННАЯ ОТМЕНА КРЕПОСТНИЧЕСТВА В 1950е ГОДЫ
Это "советское крепостничество" стало ослабевать с отменой этих указов в 1951. Уголовное преследование стало не обязательным и тюремные сроки в 2-4 месяца могли быть заменены исправительными работами на 6 месяцев:

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 14 июля 1951 года
О ЗАМЕНЕ СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ЗА ПРОГУЛ, КРОМЕ СЛУЧАЕВ НЕОДНОКРАТНОГО И ДЛИТЕЛЬНОГО ПРОГУЛА, МЕРАМИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Считая, что в связи с укреплением трудовой дисциплины на предприятиях и в учреждениях дальнейшее применение мер уголовного наказания за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, не вызывается необходимостью и может быть заменено мерами дисциплинарного и общественного воздействия, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить, что за прогул без уважительной причины, совершенный рабочими и служащими государственных, кооперативных и иных общественных предприятий и учреждений, директор предприятия или начальник учреждения применяет одну из следующих мер:
а) дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего трудового распорядка, а на предприятиях и в учреждениях, где действуют специальные уставы о дисциплине, - согласно этим уставам;
б) лишение права на получение процентной надбавки на срок до трех месяцев или снижение единовременного вознаграждения за выслугу лет в размере до 25 процентов на предприятиях и в учреждениях, где установлена выплата за выслугу лет процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения;
в) увольнение с работы с указанием в трудовой книжке о том, что работник уволен за прогул без уважительной причины.

2. Предоставить право директору предприятия или начальнику учреждения, по его усмотрению, вместо применения мер, указанных в статье 1 настоящего Указа, направлять дела о прогулах без уважительных причин на рассмотрение товарищеского суда.

3. В случае прогула без уважительной причины, совершенного неоднократно (более двух раз в течение трех месяцев) или продолжавшегося свыше трех дней, директор предприятия или начальник учреждения может передать дело в суд для привлечения виновного к уголовной ответственности. Рабочий или служащий, виновный в прогуле без уважительной причины, совершенном неоднократно или продолжавшемся свыше трех дней, подвергается по приговору суда исправительно - трудовым работам по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25 процентов.

4. Рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, виновные в самовольном уходе с предприятия или из учреждения, предаются суду и по приговору суда подвергаются исправительно - трудовым работам на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25 процентов или лишению свободы на срок от двух до четырех месяцев .

5. Дела о преступлениях, предусмотренных статьями 3 и 4 настоящего Указа, рассматриваются судом с участием народных заседателей не позднее чем в семидневный срок.

6. С лиц, осужденных по статьям 3 и 4 настоящего Указа, судимость снимается, если они в течение одного года после отбытия наказания не совершат нового преступления.

7. Считать утратившими силу:
а) статью 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. о судебной ответственности за прогул без уважительной причины и самовольный уход с предприятий и учреждений;
б) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. "О рассмотрении народными судами дел о прогулах и самовольном уходе с предприятий и учреждений без участия народных заседателей".

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н.ШВЕРНИК
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А.ГОРКИН

И только в 1956 полностью отменялось тюремное заключение за прогулы и самовольный уход и переход с работы и разрешалось рабочим и служащим самим по своему усмотрению менять место работы и прежнее начальство не могло за это их посадить в тюрьму.

Хрестоматия по истории государства и права СССР
ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД
Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.
Под редакцией члена-корреспондента Академии естественных наук РФ
О. И. Чистякова

1956 г., апреля 26
ОБ ОТМЕНЕ СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ УХОД С ПРЕДПРИЯТИЙ И ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗА ПРОГУЛ БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ
(Указ Президиума Верховного Совета СССР)

[Извлечение]

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить судебную ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за неоднократный или длительный прогул без уважительной причины .
...
4. Снять судимость с граждан, ранее осужденных и отбывших наказание за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул, а также освобожденных от наказания на основании настоящего Указа.

5. Рабочие и служащие при увольнении по собственному желанию обязаны предупреждать об этом администрацию предприятия или учреждения за две недели.

6. Рабочие и служащие, уволенные с работы по собственному желанию, теряют стаж непрерывной работы и получают право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности после того, как проработают не менее шести месяцев на новом месте работы.

Это правило не применяется:
а) к рабочим и служащим, которые увольняются в связи с болезнью, инвалидностью или переходом на пенсию по старости;
б) к лицам, прекратившим работу в связи с зачислением в высшее или среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру;
в) к увольняющимся в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
г) к беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до 1 года, в связи с переходом их на работу по месту жительства;
д) к лицам, уволенным по другим уважительным причинам, предусмотренным постановлениями Совета Министров СССР.

7. За прогул без уважительной причины, совершенный рабочим или служащим, директор предприятия или начальник учреждения применяет одну из следующих мер:
а) дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего трудового распорядка, а на предприятиях и учреждениях, где действуют специальные уставы о дисциплине, согласно этим уставам;
б) лишение права на получение процентной надбавки за выслугу лет на срок до трех месяцев или снижение единовременного вознаграждения за выслугу лет в размере 25%;
в) увольнение с работы с указанием в трудовой книжке о том, что работник уволен за прогул без уважительной причины. Уволенный теряет стаж непрерывной работы и получает право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности после того, как проработает не менее шести месяцев на новом месте работы.

Вместо применения указанных мер директор предприятия или начальник учреждения по своему усмотрению может передать материал о прогуле без уважительной причины на рассмотрение товарищеского суда...

Освобождались от отбывания наказания осужденные за самовольный уход и прогул без уважительных причин, а также прекращалось производство по таким делам, еще не рассмотренным судами.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1956, ь 10, ст.203.

В качестве иллюстрации того, как это крепостничество работало, читайте письмо 18-летней девушки, которая в войну попала под действие указа о самовольном уходе с предприятия и загремела на 5 лет тюрьмы, с отработкой на вредном производстве, от которого у неё возникло гортанное кровотечение. И которая из-за кунсштюков советского законодательства не могла выйти по помилованию - т.к. не имела специальности - не успела её получить по молодости, и была больна - из-за того, что советская власть отправила её сначала на лесоповал, а потом за провинность на обжиг кирпича. Письмо имеет архивные координаты - желающие могут проверить в архиве.

Письмо: http://pioneer-lj.livejournal.com/1213732.html?format=light
Исходно появилось тут: http://avmalgin.livejournal.com/1318965.html?format=light
Данные об источнике: http://avmalgin.livejournal.com/1318965.html?thread=23560501&format=light#t23560501
avmalgin 2008-11-05
Не верите, проверьте в архиве: ГА РФ. Ф. З-5446. Оп. 56. Д. 21. Л.49
По-моему из содержания письма ясно, что написано летом 1943 года.

Зам. Председателя Совнаркома СССР
Тов. Землячке Р.З.

От заключенной Луниной Марии Григорьевны,
18 лет, обр. 9 классов средней школы

Розалия Самойловна, я к Вам обращаюсь с великой просьбой дочери. 4 февраля 1943 года я была осуждена Молотовским судом на 5 лет тюремного заключения согласно Указа президиума Верховного Совета СССР о самовольном уходе с предприятия.

В 1942 году я окончила 9 классов средней школы. В августе 1942 года я была мобилизована на лесозаготовительные работы, проработала до 25 декабря 1942 года, а 28 декабря того же года впервые пошла работать на завод - 1 ГПЗ.

Первые дни работы были в ночной смене и поэтому сильно отражались на состоянии здоровья уже подорванного на лесоразработках. На заводе я проработала только 3 дня, т.е. до 1 января 1943 года, а 2 января пошла работать в другое предприятие - на склад Военно-Морского флота. За время работы на 1 ГПЗ я не имела постоянного заводского рабочего пропуска, отметки на паспорте о приеме, а также двухнедельного испытательного срока.

Этот переход я совершила только по своей почти детской глупости, послушав легкомысленное рассуждение своих одноклассниц. В настоящее время я освобождена помилованием М.И.Калинина (22 июня 1943 года), при условии работы в армии, но так как я не имею никакой военной специальности, то меня не берут. Я до сих пор все еще продолжаю находиться в заключении. В отношении дисциплины, качества и количества работы от начальника лагеря имею положительные отзывы.

Розалия Самойловна, очень прошу Вас окончательно освободить меня, так как для работы в армии я не могу подойти, потому что не имею никакой военной специальности, а также большую роль будет играть состояние моего здоровья (сейчас гортанное кровотечение, так как я работаю на обжиге кирпичей, где большая температура и очень много кирпичной пыли).

Розалия Самойловна. Еще раз обращаюсь к Вам, оказать мне содейственную помощь в окончательном освобождении, ведь мне только 18 лет.

Мой адрес: Московская область, станция Одинцово, п.я. 93, отдельный лагерь НКВД.

Желаю здоровья и многих лет жизни. Мария Лунина.
Какие до сих пор у некоторых нравы показывает отклик:

pogorily
2009-09-04 11:14 am UTC (ссылка)
Девочка в армию не хочет, вот и все.
Подленькая такая, гнусненькая девочка.

Вот такой вот подленький и гнусьненкий совковый комментарий.

Согласно трудовому законодательству прогулом считается отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня. Право на применение норм дисциплинарного воздействия у работодателя возникает при отсутствии работника на своем рабочем месте более четырех часов подряд.

ТК РФ устанавливает несколько видов пропуска работы без каких-либо серьезных оснований, за которые работника ждет привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.

В рамках Трудового кодекса прогулами без уважительных оснований признаются:

  1. Отсутствие работника на рабочем месте в течение всего рабочего дня без каких-либо уведомлений либо без уважительных оснований. Определенных уважительных оснований для пропуска работы не существует, однако работодателям предоставляется право определить уважительные причины прогулов самостоятельно в локальных нормативных актах предприятия, а также в коллективном трудовом договоре. Оценка уважительности отсутствия сотрудника на работе происходит работодателем или специальной комиссией, которые принимают решение о привлечении трудящегося к ответственности в виде выговора или увольнения.
  2. Отсутствие сотрудника предприятия на рабочем месте больше четырех часов подряд, если такое поведение работника не оправдано исполнением поручений работодателя или выполнением своих трудовых обязанностей. Например, если работник отсутствует в офисе по причине доставки корреспонденции, то увольнение за прогул в данном случае не допускается.
  3. Самовольный уход с рабочего места или невыход на работу при подаче работником предприятия заявления на увольнение. Даже в том случае, если работник написал заявление на увольнение по собственному желанию, по общему правилу он обязан отработать не менее двух недель после подачи такого документа руководству, за исключением случаев, когда иное установлено локальными актами предприятия, либо работник является пенсионером.
  4. Невыход сотрудника предприятия, который был трудоустроен по срочному трудовому договору до истечения срока действия трудового договора. Также прогулом считается отказ от исполнения трудовых обязательств при подаче заявления на увольнение при срочном трудовом договоре, если срок подачи заявления нарушен и не соответствует норме уведомлений, установленных в соглашении.
  5. Самовольное использование дней отпуска или отгулов без уведомления руководства и получения соответствующего разрешения от непосредственного начальника.

Прогулом признается отказ работника выйти на работу без уважительных оснований, за исключением случаев, когда предоставление времени отдыха в любое удобное для сотрудника время является прямой обязанностью работодателя.

Уважительные причины

Несмотря на то, что каких-либо законодательно установленных причин, которые признаются уважительными, не предусматривается, работодатели вправе самостоятельно определять «границы уважительности и серьезности» оснований отсутствия сотрудника на рабочем месте.

Прогулы можно подразделить на две большие группы, которые включают:

  1. Уважительные основания для отсутствия на рабочем месте. В данный перечень входят наиболее серьезные причины, которые не позволяют уволить работника за прогул.
  2. Неуважительные причины невыхода на работу. Чаще всего к ним относятся простые прогулы без причины, если работник просто не захотел выходить на работу.

Нельзя забывать о том, что если работник отсутствовал на рабочем месте менее четырех часов, то его неявка считается опозданием. Только отсутствие на работе сверх указанного времени может считаться прогулом.

При наличии уважительных причин отсутствия на работе увольнение в связи с невыходом сотрудника не допускается. Если по каким-то причинам работодатель не внял доводам работника и все равно уволил его, то гражданин может обратиться в суд для восстановления всех нарушенных прав. Обычно по итогу судебного разбирательства при действительно незаконном увольнении сотрудника возвращают на рабочее место в принудительном порядке, а также выплачивают компенсацию за вынужденные дни прогула в размере среднего дневного заработка.

Личные

Наиболее частыми основаниями для прогула считаются личные причины, которые не позволили сотруднику организации выйти на работу в установленное время. Обычно при возникновении таких ситуаций все сообщается руководству предприятия, однако при отсутствии возможности позвонить или написать сообщение руководителю работнику не грозит никаких дополнительных санкций.

К наиболее частым личным причинам отсутствия работников на рабочем месте относят:

  1. Получение травмы или возникновение заболевания. При обращении в поликлинику или вызов скорой помощи работнику выдается справка или лист приема, где указана дата посещения врача или вызова скорой медицинской помощи. В таком случае данный документ подшивается к делу сотрудника, и увольнение за прогул не допускается.
  2. Прохождение медицинского осмотра - диспансеризации. Для многих организаций, особенно в сфере общепита, наличие медицинской книжки и прохождение медосмотра является обязательным условием осуществления трудовой деятельности. Если прохождение врачей вынужденная мера, то отсутствие сотрудника на рабочем месте не является прогулом.
  3. Заболевание ребенка или другого члена семьи, которому требуется посторонний уход во время болезни. В таком случае работодателю предоставляется справка от врача или больничный лист по уходу за ребенком.
  4. Возникновение технической неисправности в системе газо-, водо- и теплоснабжения, а также физическая поломка дверного замка на квартире работника. Если по каким-то причинам возникла поломка или возгорание жилого или иного помещения, находящегося в собственности работника, то неявка на работу является уважительной причиной, так как необходим вызов специальных служб. Для подтверждения достоверности данной причины отсутствия на работе может служить квитанция за оплату услуг по замене дверного замка или вызова сантехника, а также сведения о пожаре, если таковой состоялся.
  5. Участие работника в государственных делах, например, дача показаний сотруднику правоохранительных органов или свидетельство в суде. В таком случае при возможности работодателю заранее сообщается о необходимости посетить государственные службы, а также предоставляется повестка или иной документ.
  6. Длительная невыплата заработной платы. При задержке выплат более чем на 15 дней работник имеет право отказаться от осуществления трудовой деятельности, но с обязательным письменным уведомлением работодателя. Отказ от работы может длиться до момента полной или частичной выплаты зарплаты, увольнение такого работника не допускается.

Помимо личных причин невыхода на работу имеются и другие основания, которые возникают по независящим от поведения и действия работника причинам.

По независящим от работника обстоятельствам

Личные основания не единственные причины невыхода сотрудником предприятия на работу, помимо них существуют и так называемые форс-мажорные обстоятельства, которые не зависят от работника никаким образом.

К форс-мажорам можно отнести следующие ситуации:

  • неисправность лифта в жилом многоквартирном доме, которая возникла, когда сотрудник предприятия собирался выходить на работу;
  • участие в дорожно-транспортном происшествии, а также дача показаний, если сотрудник организации стал свидетелем ДТП;
  • неисправность транспортного средства, а также физическая невозможность использовать другие способы добраться на работу - отсутствие автобусов или возможности вызвать такси;
  • возникновение чрезвычайной ситуации ввиду природных катаклизмов - ураган, наводнение, гололед, пожары, землетрясения и прочее;
  • риск возникновения эпидемии или высокий уровень заражения, в случае подтвержденной эпидемии заболевания;
  • задержка самолетов, если работник находится в другом городе, что может повлечь за собой опоздание на работу и прочее.

Объяснение причины прогула вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств возможно только в случае документального или иного подтверждения наличия таких причин. Если работник сможет подтвердить, что действительно не явился на работу из-за погодных условий, то увольнение сотрудника не допускается.

Как оформить прогул по уважительной причине

Оформление прогула по уважительной причине происходит практически также, как и оформление прогула по неуважительным основаниям, за исключением последнего пункта - привлечения работника к дисциплинарной ответственности. При обнаружении факта прогула в отношении работника составляется акт отсутствия на рабочем месте. После составления данного документа работнику дается небольшое количество времени на предоставление объяснительной записки.

В объяснительной указывается причина прогула, а также к ней прикрепляются физические доказательства уважительности причины отсутствия на работе. Если работодатель посчитает, что причина прогула является уважительной, то в отношении работника не будет принято никаких санкций.

Если же причина не посчитается серьезной для отсутствия на работе, то работодатель вправе применить любые меры дисциплинарного взыскания в отношении работника. При этом отмечается, что увольнение не является обязательным атрибутом прогула. Руководитель предприятия может сам выбрать, какую меру воздействия применить в отношении сотрудника организации. В табеле учета проставляется стандартное обозначение прогула вне зависимости от степени его уважительности - «ПР».

Оплата прогула по уважительной причине

Оплата прогулов по уважительной причине не регламентирована, однако у работодателя есть возможность прописать возможность оплаты такого дня в коллективном трудовом договоре или ином нормативном акте предприятия.

Прогул по уважительной или неуважительной причине не оплачивается, как и, например, отпуск без сохранения заработной платы. Однако отсутствие на работе сотрудника на основании серьезных обстоятельств запрещает работодателю произвести привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Причины, по которым нельзя прогуливать

Неуважительных причин для отсутствия на работе не закреплено, однако условно таковыми причинами можно считать все обстоятельства, которые физически не мешают осуществлению трудовой деятельности, но работник самостоятельно решает не посещать работу.

Примером прогулов по неуважительным причинам являются:

  • отсутствие на работе по причине не прозвонившего будильника, в результате чего работник проспал;
  • состояние алкогольного опьянения, как и последствия алкогольного опьянения в предыдущий день, при этом работнику запрещается пребывать на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • самовольное назначение отгула без уведомления руководства и прочее.

Неуважительными причинами для отсутствия на работе можно считать все основания, которые не относятся к уважительным.

Выговор за прогул без уважительной причины

Работодатель имеет право самостоятельно определить меру дисциплинарного воздействия на сотрудника предприятия в случае его прогула без достаточных для того оснований.

Ст. 192 ТК РФ устанавливает, что в отношении работника могут быть назначены следующие виды дисциплинарного наказания:

  • замечание, которое назначается за небольшой проступок, например опоздание;
  • выговор, назначаемый за более серьезное нарушение трудового распорядка, например, срыв сроков сдачи отчета о проделанной работе;
  • увольнение, которое применяется в случае серьезного нарушения трудового распорядка, в частности за прогул или появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Иных мер воздействия законодательством не предусматривается. При этом работодатели очень часто применяют процедуру депремирования, которая предполагает полное или частичное лишение работника премиальных выплат.

Объяснительная за прогул без уважительной причины

Объяснительная записка составляется на основании акта об отсутствии работника на рабочем месте в течение какого-либо времени или всего рабочего дня. В документе указывается фактическая причина неявки на работу, а также отражается информация о документах, подтверждающих причины.

Работодатель обязан истребовать у работника объяснительную, однако не обязан ее получить в обязательном порядке. Если работник откажется составлять документ, то работодатель вправе применить меры воздействия в полном объеме без длительных ожиданий.