Американский палубный истребитель f a 18. Аварии и катастрофы

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Пушечное

  • 1× шестиствольная 20 мм модернизированная пушка М61А1.

Бомбовое

  • 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder на концах крыльев;
  • ракеты «воздух-воздух» AIM-7, AIM-120 AMRAAM;
  • ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65 Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL и Walleye-1.;
  • корректируемые бомбы: 450 кг GBU-32 JDAM, 907 кг GBU-31 JDAM, GBU-12 Paveway II, GBU-24 и GBU-15;
  • кассетные бомбы: CBU-72 и CBU-59;
  • свободнопадающие бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83;
  • напалмовые бомбы: BLU;
  • ядерные бомбы: В-57 (В-61) 100/500 кТ. (предполагаемая информация);
  • Неуправляемые ракеты: 70 мм LAU-58.;
  • Авиационные ловушки TALD.

F/A-18E/F «Супер Хорнет» - (англ. F/A-18E/F Super Hornet) - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Является глубокой переработкой проекта истребителя F/A-18.

История создания

Данный истребитель был разработан американской компанией «McDonnell Douglas». Специально для этого истребителя разработчики на авиазаводе в Сент-Луисе выделили новую сборочную линию. Первый испытательный полет Boeing F/A-18E/F Super Hornet состоялся 29 ноября 1995 года, а вот полномасштабное производство началось в феврале 2000 года. Новый самолет отличается от своего предшественника - F/A-18C/D увеличенным крылом, вооружением, усиленным планером, удлинённым фюзеляжем, а также конструкцией воздухозаборника и двигателя. Потенциальным покупателем «Супер Хорнетов» является Австралия, которая имеет большой парк истребителей «Хорнет» ранних серий. 3 мая 2007 года был заключён контракт на поставку в Австралию 24 F/A-18F Super Hornet стоимостью $2,9 млрд. Также, покупателями "Супер Хорнетов" являются Польша, Венгрия и Чехия.

Производство

Супер Хорнет впервые был заказан ВМС США в 1992 году, для замены F-14 Tomcat. Супер Хорнет совершил свой первый полет 29 ноября 1995 года. Производство F/A-18E/F началось в 1995 году. Полетные испытания начались в 1996 году. Тестирование продолжалось до 1999 года, заканчивая испытаниями ходовой демонстрацией дозаправки в воздухе. Супер Хорнет прошол эксплуатационные испытания и был одобрен в феврале 2000 года.

Описание конструкции и её модернизация

Конструкция F/A-18E/F «Супер Хорнет»

По своей конструкции самолет F/A-18 - моноплан нормальной схемы со среднерасположенным свободнонесущим крылом, с двумя двигателями в хвостовой части и двухкилевым оперением. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Сверху, в хвостовой части, между килями - расположен воздушный тормоз. Там же, в хвостовой части, под фюзеляжем, предусмотрен тормозной крюк. Одной из важных особенностей "Хорнета" являются удлиненные наплывы (наделки), идущие от передней кромки крыла вдоль фюзеляжа в направлении воздухозаборников. Наплывы, имеющие значительную площадь - 5,5 м2, намного увеличивают подъемную силу при больших углах атаки. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов большой площади (5,55 м2) и сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. В ходе эксплуатации отмечались повышенные напряжения в хвостовой части фюзеляжа и корневой части килей вследствие воздействия на них вихрей, и с 1988 г. на F/A-18С флота США сверху наплывов устанавливаются небольшие вертикальные гребни, которые служат для модификации сходящих с наплывов вихрей с соответствующим уменьшением усталости конструкции и улучшением путевого управления на углах атаки выше 45 град. «Супер Хорнет» является, в значительной степени, новым самолётом. Размах крыла на 20% больше, масса пустого самолёта - на 3200 кг, максимальная взлётная масса - на 6800 кг больше по сравнению с исходной моделью. По запасу топлива новая машина превосходит «Хорнет» на 33%, что позволило увеличить боевой радиус на 41%, а продолжительность полёта - на 50%. По массе пустого самолёта «Супер Хорнет» приблизительно на 5000 кг легче истребителя F-14 Tomcat, одновременно по характеристикам массы полезной нагрузки и дальности полёта «Супер Хорнет» приближается к F-14, хотя и не превосходит предшественника. На F/A-18E/F «Супер Хорнет» установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В.

Крыло и оперение

Крыло "Хорнета" - многолонжеронное, складывающееся по шарнирному стыку. Относительная толщина крыла 5%, удлинение 3,5. Оно имеет сложную систему механизации: по всему размаху - отклоняемые носки, закрылки, зависающие элероны с максимальными углами отклонения 30град. и 45град. . Характерно, что носки крыла и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и скорости, что значительно повышает скорость в горизонтальном полете и маневренность в бою. Площадь крыла F/A-18E/F увеличена на 25 кв.м (до 46 м2), в результате несмотря на рост массы самолета, удалось уменьшить скорость сваливания, а посадочная скорость уменьшилась на 18 км/ч Больший размах крыла позволил установить два дополнительных подкрыльевых пилона для подвески вооружения. Общая масса полезной нагрузки, размещенной на шести подкрыльевых и трех подфюзеляжных узлах подвески, составляет 8050 кг (увеличена на 20% по сравнению с вариантом C/D) Новое, более толстое и жесткое крыло выполнено с использованием геометрического уступа на передней кромке. Подобное крыло имел F/A-18А/В, но на модели C/D применялось крыло без уступа. Площадь горизонтального оперения увеличена на 36% и составляет 11,16 м2. Площадь вертикального оперения - на 15% (5,58 м2). Конструкция килей отличается большей (на 54%) площадью рулей направления, углы отклонения рулей увеличены с 30° до 40°. Возросла и площадь наплывов крыла.

Шасси

Шасси "Хорнета" - трехопорное. Основные стойки имеют по одному колесу, после поворота колес на 90град. они убираются назад в ниши, расположенные под каналами воздухозаборников двигателей. Носовая стойка с двумя колесами убирается вперед и имеет кронштейн для крепления к челноку катапульты. Пневматики основных стоек имеют размер 25x69 см, а носовые - 20x50 см. Интересно отметить, что при эксплуатации самолета с авианосца давление в пневматиках стоек - 24 кг/см2, а с наземной ВПП - всего порядка 12 кг/см2. "Гидравлика" самолета состоит из двух независимых систем с рабочим давлением 210 кг/см2 и предназначена для питания приводов поверхностей управления, тормозов, тормозного крюка, пушки и других агрегатов. Благодаря усилению опор шасси в частности и конструкции самолета в целом, модернизированный истребитель-бомбардировщик имеет максимальную посадочную массу на 4100 кг большую, чем F/A-18C/D. Самолеты варианта C/D могут садиться на авианосец, имея на подвесках вооружение массой не более 700 кг, в то время как E/F может нести до 2200 кг. что позволяет ему при необходимости совершить посадку с двумя 900-кг перспективными управляемыми бомбами JSOW.

Силовая установка

На "Супер Хорнете" установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, разработанные на основе применявшихся на F/A-18 двухконтурных ТРД F404. В какой-то мере F414 представляет собой увеличенный F404, вместе с тем в его конструкции использованы решения, опробированные на перспективном двигателе Дженерал Электрик YF120, предназначенном для установки на истребители, и ТРДД F412, разрабатывавшемся для малозаметного ударного самолета А-12. Мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В, и на 25%, чем у ТРДД F404-402 самолетов F/A-18C/D. Форсажная камера двигателя практически без изменений заимствована от YF-120, сопла - от F404. Управление двигателями осуществляется с помощью двухканальной цифровой системы управления FADEC.

Вооружение и оборудование

"Супер Хорнет" имеет шестиствольную пушку М61А1 (20 мм, 6000 выстр./мин, 570 снарядов). Имеется девять узлов внешней подвески. Нормальная боевая нагрузка - 2 УР AIM-9 "Сайдуиндер" на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. На F/A-18 C/D могут устанавливаться до шести УР AIM. При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами, 4 УР AGM-65F "Мейврик", противокорабельными УР AGM-64 "Гарпун", противорадиолокационными УР HARM, контейнерами с НАР.

Модификации

Летно-технические характеристики

Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35
Фото

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.


Демонстрация маневренных возможностей F/A-18E/F «Super Hornet»

При проектировании F/A-18E/F «Super Hornet» разработчик очень серьёзно подходил к необходимости увеличения радиуса действия новой машины. Для палубного многоцелевого истребителя этот показатель является первостепенным, поскольку определяет расстояние, на которое авианосная ударная группировка должна приблизиться к КУГ/АУГ или береговой линии противника для выполнения противокорабельной или ударной операции, а также расстояние, на котором звено истребителей может эскортировать ударное авиакрыло, оснащённое тактическими ракетами типа AGM-84H SLAM-ER. У «Супер Хорнета» данный показатель в 1,35 раза превышает результат «Хорнета» в задачах патрулирования воздушного пространства на высотах 5000 - 12000 м (1200 км против 780 км) и в 1,38 раза в ударном варианте (940 против 580 км). В этом варианте реализован профиль полёта «большая высота - малая высота - большая высота». Рост дальности действия F/A-18E/F стал возможен после увеличения объёма внутренних и внешних топливных баков. Если на F/A-18C/D во внутренних баках было 4903 кг и в 3-х ПТБ ещё 3048 кг (итого 7951 кг), то в топливной системе F/A-18E/F были применены внутренние баки на 6668 кг и ПТБ на 7390 кг (итого 14058 кг). Увеличение ёмкости внутренних топливных баков стало возможным благодаря более крупному и ёмкому планеру «Супер Хорнета», а размещение 5 ПТБ по 1479 кг топлива (3 ПТБ по 1016 кг у «Хорнета») - за счёт более высоких стоек шасси, позволяющих устанавливать на узлы подвески более крупногабаритные контейнеры с вооружением или топливом. Длина фюзеляжа F/A-18E/F - 18,35 м, размах крыла 13,45 м (против 17,1 и 12,3 м у F/A-18C/D).

Тактические возможности «Супер Хорнета» практически не отстают от перспективного палубного F-35C. Максимальная скорость «Super Hornet» в 1900 км/ч, хоть и является его слабым местом (как и у «Рафаля»), всё равно на 500 - 600 км/ч опережает палубную версию F-35C (его скорость составляет всего 1300 - 1400 км/ч). Маневренность F/A-18E/F превосходит аналогичные показатели корабельного «Лайтнинга». Боевой радиус действия на аналогичном уровне. А наличие двухместной модификации F/A-18F делает из машины продвинутый авиационный комплекс, способный одновременно вести воздушный бой, подавлять ПВО противника, а также вести оптическую и радиотехническую разведку с передачей информации в операторские ПБУ корабельных БИУС «Иджис» по радиоканалу «Link-16», наибольший объём задач при этом будет возложен на оператора систем истребителя в задней кабине, индикационное оборудование приборной панели которого продублировано с МФИ в первой кабине пилота.

Были достигнуты главные цели проекта - увеличение боевой нагрузки и номенклатуры вооружения с одновременным расширением радиуса действия машины. На 11 узлах подвески теперь может быть размещено на 14,5% больше ракетно-бомбового вооружения (8051 кг), среди которого «Boeing» отмечает и совершенно перспективные образцы (тактические ракеты малой дальности JAGM на базе «Хэллфайр», планирующие боеприпасы AGM-154 JSOW, тактические крылатые ракеты AGM-158A/B JASSM/JASSM-ER, малозаметные дальнобойные ПКР LRASM, ракеты-приманки ADM-160C MALD-J, способные имитировать ЭПР любого средства воздушного нападения и другое высокоточное вооружение).

«Супер Хорнет», как и его двухместный младший брат - «радиоэлектронный боец» и «убийца» ПВО F/A-18G «Growler», относится к переходному поколению тактической авиации «4++», где большая часть бортового оборудования относится к 5-му поколению и соответствует всем сетецентрическим традициям ведения войны XXI века, которая не обходится без радиолокационных и оптико-электронных средств на самой совершенной элементной базе. Так, цифровая электро-дистанционная система управления (ЭДСУ) «Супер Хорнета» от компании «Lockheed Martin» почти полностью вытеснила резервную тросовую механическую систему, которая была установлена на модификациях F/A-18C/D. Новая ЭДСУ с 4-хкратным резервированием, в случае разрушения одной или даже определённых участков двух плоскостей, способна скорректировать положение исправных плоскостей для продолжения полёта и даже выполнения боевого задания. Конечно, ближний воздушный бой с противником при повреждённых плоскостях вести будет нереально, либо очень сложно, но уничтожить цель в дальнем бою, либо нанести удар по наземной цели не составит абсолютно никакого труда.

Вместо устаревающего оптико-электронного прицельного комплекса AAS-38 «Night Hawk», «Супер Хорнеты», как и «Хорнеты», в ходе модернизации получили перспективный контейнерный оптико-электронный прицельный комплекс AN/ASQ-228 ATFLIR («Advanced Targeting Forward-Looking Infared»), включающий ИК/ТВ-каналы визирования, а также лазерный дальномер с целеуказателем, что позволяет вести высокоточную боевую работу как днём, так и ночью. Бортовая РЛС AN/APG-79 представлена активной ФАР с полотном из 1100 приёмо-передающих модулей, сканирующих воздушное пространство в секторе 120 градусов по углу места и 120 градусов по азимуту. Станция сопровождает на проходе 28 воздушных целей и захватывает на точное автосопровождение для обстрела ракетами AIM-120C-7 и AIM-120D 8 из них. Дальность обнаружения цели с ЭПР 1м2 составляет 128 км. Множество режимов работы по наземным и воздушным целям обеспечиваются высокопроизводительным процессором нового поколения. Устройство является настолько передовым, что на его архитектуре была продолжена модернизированная серия бортовых РЛС AN/APG-63(V)3, установленная на F-15SG ВВС Сингапура, а также на американских F-15SE «Silent Eagle». С режимом синтезированной апертуры AN/APG-79 по точности обнаружения наземных целей и картографирования земной поверхности почти достигает уровня бортового радара AN/APG-81, установленного на малозаметные истребители F-35A/B/C.

Оборудование радиоэлектронной разведки, целеуказания и обороны многоцелевого истребителя F/A-18E/F представлено: системой предупреждения об облучении (СПО) ALR-67(V)3, многочастотной станцией постановки РЭП ALQ-214, а также буксируемой ложной целью AN/ALE-55. Данные устройства объединены в комплекс РЭБ IDECOM. В 6 модулях AN/ALE-47, расположенных в нижней образующей фюзеляжа, размещено 120 инфракрасных ловушек для противодействия ракетам с ИКГСН.

Информационное поле пилота F/A-18E/F стало заметно совершенней, нежели у модификации F/A-18C/D. Все электромеханические приборы, светодиодные и лампочные индикаторы были заменены на многофункциональные индикаторы с жидкокристаллическими матрицами. В кабине пилота F/A-18E/F мы видим 5 МФИ:

Нижний центральный многофункциональный индикатор, который является цветным, и предназначен для отображения карты местности в разных масштабах; его диагональ составляет 8,9 дюйма;

Нижний левый МФИ для вывода графической и числовой информации о количестве топлива во внутренних и подвесных топливных баках, а также о режимах работы турбореактивной силовой установки; диагональ этого индикатора составляет 5,9 дюйма;

2 боковых квадратных монохромных ЖК МФИ для вывода информации о воздушной тактической обстановке, получаемой БРЛС AN/APG-79, о номенклатуре вооружения на точках подвески (левый МФИ), для отображения авиагоризонта и информации от оптико-электронных комплексов, а также отображения картографирования земной поверхности (правый МФИ); диагональ данных дисплеев составляет 7,2 дюйма:

Верхний центральный монохромный индикатор с диагональю около 8,6’’ для отображения изображения, получаемого от оптико-электронных прицельных комплексов, а также навигационной информации и частотных диапазонов с каналами работы бортовой радиостанции. Здесь отметим, что единый компьютеризированный интерфейс позволяет приспособить работу индикаторов для удобств любого пилота. К примеру, данные от бортовой РЛС могут отображаться как на левом, так и на правом индикаторе. Это может значительно облегчить работу пилота, который, к примеру, в течение нескольких лет проходил службу в ВВС США в качестве пилота на истребителе завоевания превосходства в воздухе F-15C «Eagle», где МФИ, отображающий информацию бортовой РЛС, расположен в левой части приборной панели.

«SILENT HORNET» - ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРЕХОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

Во всемирной паутине можно встретить огромное количество статей-обзоров, форумов и официально предоставленной документации от компании «Боинг» по самой продвинутой модификации известнейших истребителей семейства F-15C/E - F-15SE «Silent Eagle». Машина получила конформные отсеки вооружения, «стелс»-конфигурацию заднего вертикального оперения (килей и стабилизаторов) с 20-градусным развалом для отвода электромагнитного излучения РЛС противника, а также новейшую БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3, построенную на элементной базе БЦВМ AN/APG-79 и имеющую с ней схожие характеристики. Его скоростные характеристики примерно на 800-900 км/ч выше, чем у F/A-18E/F (порядка 2350 против 1750 км/ч с нормальной нагрузкой на подвесках). Параметры этого многофункционального истребителя в роли перехватчика уникальны, но стоимость обслуживания почти в 2 раза выше, чем у «Супер Хорнета» и составляет около 42 тыс. долларов за час полёта. По этой причине F/A-18E/F более привлекателен для заказчика, и именно его корпорация «Боинг» пытается распиарить и протолкнуть на азиатском рынке вооружений.

Последней версией истребителя считается «стелс»-модификация «Advanced Super Hornet» (также известная как «Silent Hornet»). Изделие воплотило в себе все лучшие наработки по проектам «Хорнет» и «Супер Хорнет». В то же время подробной информации по этому истребителю гораздо меньше, чем по «Сайлент Иглу», а поэтому для обзора будем руководствоваться фотографиями, техническими эскизами и инфографикой из просторов интернета.

Ввиду постоянного совершенствования бортовых радиолокационных станций тактических истребителей ВВС России и Китая, их оснащения перспективными инфракрасными и телевизионными оптико-электронными комплексами, а также предстоящего поступления на вооружение ВВС этих стран ракет класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности типа РВВ-БД, «Изделие 180» и PL-21, специалисты Военно-морских сил США, Минобороны и компаний-разработчиков пришли к выводу, что существующий облик палубного многоцелевого тактического истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» перестанет соответствовать появляющимся угрозам уже после 2020-го года. Эффективная поверхность рассеяния в пределах 2 м2 с ракетно-бомбовым вооружением на подвесках не дала бы машине абсолютно никаких преимуществ в дальнем воздушном бою с такими продвинутыми истребителями-бомбардировщиками, как МиГ-35, Су-27СМ/3, Су-30СМ, J-15B/S и т.д. А поэтому специалисты «Boeing» и «Northrop Grumman» начали поиск методов к значительному расширению боевого потенциала штатных «Супер Хорнетов». Кроме того, руководство «Boeing» планировало заработать на новой машине достойный портфель заказов от азиатских и европейских государств.

Первый демонстратор перспективного F/A-18E «Advanced Super Hornet» можно было увидеть на международной аэрокосмической выставке «Aero India-2011» на авиабазе Елаханка (Бангалор). В Индии его пытались продвинуть в рамках тендера MMRCA на закупку 126 лёгких многоцелевых истребителей поколения «4++» для обновления национальных ВВС. Для пиара новой машины на мировом рынке вооружений даже была разработана специализированная программа «International Super Hornet Roadmap», которая предполагала лицензионную сборку на авиапромышленных оборонных предприятиях стран-заказчиков с практически полной передачей технологий производства и предоставлением полноценной логистической поддержки во время эксплуатации в ВВС страны-заказчика.

Конструкция и варианты подвески ракетно-бомбового вооружения в «стелс»-контейнере перспективного F/A-18E/F «Advanced Super Hornet»

Разработка модернизационного пакета для обновлённого «Супер Хорнета» велась примерно с конца первого десятилетия XXI века. Сам пакет включал: оснащение дополнительными надфлюзеляжными конформными топливными баками для увеличения боевого радиуса действия истребителя, разработку подвесного универсального контейнера для размещения ракетно-бомбового вооружения, установку передового оптико-электронного прицельного комплекса с высокочувствительной инфракрасной камерой высокого разрешения, модернизацию силовой установки, интеграцию в БРЭО всеракурсной лазерной станции предупреждения о ракетном нападении SM/LW (Spherical Missile Laser Warning) и глубоко усовершенствованной системы радиоэлектронной борьбы IDECM Block IV, а также установку широкоформатного многофункционального индикатора с диагональю 19 и более дюймов. Действительно, задумка получается очень и очень неплохая, поскольку методика модернизации может применяться не только в отношении F/A-18E/F, но и применительно к самолёту РЭБ и прорыва ПВО-ПРО противника F/A-18G «Growler».

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБНОВЛЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ADVANCED SUPER HORNET»

1. Конформные топливные баки. Данная опция добавляет ещё 240-250 км к боевому радиусу действия модернизированных «Супер Хорнетов». Два накладных топливных бака ёмкостью по 1982 л могут вмещать до 1585 кг авиационного керосина JP-5 каждый, что в сумме даёт прирост в 3170 кг (3964 л) топлива. Такое решение привело к увеличению радиуса действия F/A-18E/F/G почти до 1500 - 1600 км, и это без подкрыльевых ПТБ. В случае подвески ещё 2 ПТБ по 1800 литров, радиус может достигнуть почти 2300 км! Подобная концепция размещения конформных топливных баков применяется на тактических истребителях F-16C Block 52/52+/60 и F-16I «Sufa». Что можно сказать сразу? Преимущество конформных ТБ (CFT) заключается в придании простому палубному истребителю радиуса действия, эквивалентного нашему бомбардировщику-ракетоносцу средней дальности Ту-22М3 (без штанги с системой дозаправки, естественно) или малозаметному перспективному сверхманевренному истребителю Т-50 ПАК ФА. Недостатки также налицо. Несмотря на всё совершенство обтекаемой аэродинамики накладных конформных топливных баков, они создают определённое сопротивление, которое частично «урежет» и маневренные качества «Сайлент Хорнета», доведя их до уровня F/A-18C/D, и скороподъёмность (до 220 - 230 м/с), и разгонные характеристики. Пострадают и скорость с тяговооружённостью. Первая, с учётом подвесного контейнера для вооружения, не превысит 1,4-1,5М, а тяговооружённость составит около 0,75-0,85 кгс/кг. При таком раскладе пилоты «Сайлент Хорнетов» должны исключать возможность БВБ с сильным (МиГ-29СМТ или Су-30СМ). Но в качестве ударного тактического истребителя среди палубных машин F/A-18E/F останется очень мощной машиной, по боевым качествам соответствующей МиГ-29КУБ и китайским J-15S (без учёта скоростных характеристик).

2. Малозаметный подвесной «стелс»-контейнер с ракетно-бомбовым вооружением. Это устройство является основой основ для радикального снижения радиолокационной сигнатуры «Сайлент Хорнета». Управляемые ракеты классов «воздух-воздух», «воздух-земля/корабль/РЛС», а также управляемые авиабомбы имеют собственную ЭПР в пределах от тысячных до сотых квадратного метра (AIM-120D, к примеру, обладает ЭПР порядка 0,02 м2), поскольку электромагнитные волны отражаются от полотна активной радиолокационной ГСН и любых других металлических деталей. Контейнер изготовлен из специальных радиопоглощающих материалов и покрытий, а также представлен острыми рёбрами без прямых углов, уводящими часть непоглощённого радиолокационного излучения в пространство. Его конструкция и материалы снижают ЭПР арсенала истребителя до показателей малоразмерной («узкой») управляемой авиабомбы типа GBU-39 SDB (0,01 м2). При этом, арсенал, размещаемый в «стелс»-контейнере Enclosed Weapons Pod (EWP), может состоять из 4-х ракет AIM-120D, либо 2-х AIM-120D и 6 SDB, также есть варианты с УАБ JDAM с полуактивным лазерным наведением и т.д. Недостатком данного метода является всё то же аэродинамическое сопротивление довольно-таки крупного «стелс»-контейнера, что ведёт к ещё большему снижению скорости и потере маневренности. Помимо этого, размещение массивного подвесного контейнера может вести к ограничению по предельной перегрузке 5-6 ед. Для дальнего воздушного боя, прорыва ПВО противника и сближения с авианосной ударной группировкой противника подобный контейнер просто незаменим, поскольку ЭПР «Сайлент Хорнета» останется на прежнем уровне, - в пределах 1 м2.

3. Перспективный оптико-электронный прицельный комплекс, установленный на «Advanced Super Hornet» представлен инфракрасным датчиком IRST-21, способным обнаруживать, сопровождать и выдавать целеуказание по различным наземным, морским и воздушным целям. Данный комплекс даёт огромные преимущества при оперировании истребителя в пассивном режиме (с выключенной РЛС и при полном радиомолчании). Малая ЭПР вместе с высокочувствительной IRST-21 способна повысить боевые качества тактического истребителя, не вскрывая собственное местоположение для наземных и воздушных юнитов противника со слабыми радиолокационными средствам.

По окончанию 5 августа 2013 года опытный лётный образец F/A-18F «Advanced Super Hornet» совершил 21-й испытательный полёт, в ходе которого были протестированы основные модернизационные узлы новой машины. Оборудование показало себя отлично, и машина получила начальную боевую готовность для принятия на вооружение и серийного производства в любом государстве мира. Как мы видим, несмотря на медленное и уверенное продвижение в ВВС США и их союзников тактических истребителей 5-го поколения F-35A/B/C, их программное обеспечение продолжает конфликтовать с аппаратной частью БРЭО, включая РЛС, а иногда и оптико-электронные системы, на текущий момент оно остаётся «сырым». «Advanced Super Hornet» же остаются наиболее сбалансированными машинами, способными на высоком уровне действовать как во флоте, так и с наземных авиабаз. Лётно-технические качества этих истребителей выше, чем у «Лайтнингов», модернизационный потенциал - аналогично, а поэтому в скором времени можно ожидать их выхода на арену «Большой игры», ведь не случайно «Boeing» и «Northrop» смело напророчили своему сетецентрическому детищу ещё «несколько десятилетий» службы.

Источники информации:
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/4829/
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1337/
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18c.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18ef.html

McDonnel Douglas F/A-18 Hornet (русск. Макдоннел-Дуглас F/A-18) - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолётом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях против Ливии, Ирака, Югославии.

В ряде источников самолёт упоминается как F-18, что является некорректным, поскольку такое обозначение было упразднено в 1982 году. Строго говоря, правильное обозначение самолёта в Вооружённых Силах США согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов Министерства обороны США - FA-18, однако написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается даже в авиационных справочниках.

История создания

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Нортроп, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 «Файтинг Фалкон» . На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой Макдоннел-Дуглас, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп - вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.


Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолета, без учета стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн. долл. США
Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн. долл.
Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн. долл.

Конструкция


По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надежности. Небольшие габариты этого самолета, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ – все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолета. Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5g.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлетов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием задерживающего крюка. В конструкции планёра самолета предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.

Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины летчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.

Крыло - многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полете. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников.


Силовая установка самолета состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолета на свою базу. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные емкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жестким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.

Самолет изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки - слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолета (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.

Варианты


  • F/A-18A - первый серийный вариант. Построена 371 машина.
  • F/A-18B - двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
  • F/A-18C - вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65).
  • F/A-18D - двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.
  • F/A-18E «Super Hornet» - дальнейшее развитие варианта F/A-18C.
  • F/A-18E «Super Hornet» - дальнейшее развитие варианта F/A-18D.
  • F/A-18 Silent Hornet - дальнейшее развитие варианта F/A-18E/F.

    Эксплуатация

    Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года - это была 314-я истребительно-бомбардировочная эксадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7 . После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35.

    С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы» .

    К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.

  • Боевое применение

  • Операция «Каньон Эльдорадо» - Ливия, апрель 1986.
  • Война в Персидском заливе - освобождение Кувейта, 1991.
  • Операция «Обдуманная сила» - бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995.
  • Операция «Лиса пустыни» - бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998.
  • Военная операция в Афганистане - с 2001.
  • Иракская война - операция по свержению режима С. Хусейна, 2003-2010.
  • Операция «Odyssey Dawn» - бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011.

    На вооружении


    США - 753 33 F/A-18 различных модификаций. Австралия - с 1984 года поставлено 57 (A)F/A-18A и 18 (A)F/A-18B (сборка самолётов производилась в Австралии из американских комплектующих). К 2015 году планируется заменить все «Хорнеты» на F-35.

    Испания - 88 на 2010 год. Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США.

    Канада - 79 на 2010 год.

    Кувейт - самолёты были заказаны до иракской агрессии 1990 года, но начали поставляться только в 1991 году после завершения войны. Всего поставлено 32 самолёта вариантов C/D.

    Малайзия - с 1997 года поставлено 8 F/A-18D.

    Финляндия - первые самолёты получены в 1995 году. Поставлено 7 F/A-18D и комплектующие для 57 F/A-18C, сборка которых произведена в Финляндии.
    Швейцария - с 1996 года поставлено 26 F/A-18C и 8 F/A-18D.

    В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после азиатского финансового кризиса 1997 года.

    ЛТХ:
    Модификация F/A-18C
    Размах крыла, м
    стандартная 11.43
    с ракетами на концах 12.31
    со сложенными крыльями 8.38
    Длина самолета, м 17,07
    Высота самолета, м 4.66
    Площадь крыла, м2 37.16
    Угол стреловидности 20 град.
    Масса, кг
    пустого самолета 10810
    нормальная взлетная (истребитель) 16650
    нормальная взлетная (ударныйвариант) 23540
    максимальная взлетная 25400
    Топлива, л
    во внутренних баках 6060
    в ПТБ 3750
    Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F404-GE-402 EPE
    Тяга, кН
    форсированная 2 х 78.3
    нефорсированная 2 х 52.0
    Максимальная скорость, км/ч:
    на форсаже 2000 (М=1.8)
    без форсажа 1100
    Посадочная скорость, км/ч 248
    Максимальная скороподъемность, м/с 250
    Практический потолок, м 15200
    Практическая дальность, км 3300
    Боевой радиус действия, км 1065
    Длина разбега с наземной ВПП, м 430
    Макс.эксплуатационная перегрузка 7,5
    Экипаж, чел 1
    Вооружение: шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядов).
    Нормальная боевая нагрузка - 7031 кг на 9 узлов внешней подвески:
    2 УР AIM-9L/M/P Sidewinder на концах крыла
    и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников.
    УР ASRAAM (вместо АIM-9) и AIM-120 AMRAAM (вместо AIM-7)
    до шести УР AIM-9.
    При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10 и -12, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами CBU-59,
    4 УР AGM-65F Maverick,
    ПКР AGM-64 Harpoon,
    противорадиолокационные УР AGM-88 HARM, контейнерами с 70-мм НАР
    УР SLAM and SLAM ER
    Контейнеры ADM-141 TALD

  • .
    Относительно того, что "Хорнет" удобен, никаких сомнений нет. Единообразие парка палубной авиации очень удобно в плане технического обслуживания, снабжения расходными материалами и ЗИПом, подготовки лётного и технического состава и, наконец, взаимозаменяемости экипажей. С истребителем, бомбардировщиком, заправщиком и самолётом РЭБ на одной платформе командиру авиакрыла ВМС США так же комфортно, как командирам отдельной танковой бригады ВС РФ и её ремонтно-восстановительного батальона с единым основным танком Т-90 в отличие от должност ных лиц гипотетического танкового полка недалёкого прошлого, вооружённого машинами Т-64, Т-72 и Т-80 одновременно.

    Впрочем, тут можно обойтись и без танковых аллегорий. Не так уж и давно, в ходе операции "Буря в пустыне" (17.01-28.02.1991), в составе авиакрыльев американских авианосцев можно было наблюдать четыре типа истребителей и штурмовиков: F -14 A "Томкэт", F / A -18 A "Хорнет", A -6 E "Интрудер" и A -7 C "Корсар-2", правда "Корсары" (в количестве 2-х эскадрилий) были только на одном корабле из шести, принимавших участие в принуждении Ирака к миру - "Джон Ф. Кеннеди". Из 30 истребительных и штур мовых эскадрилий "Хорнетами" тогда были укомплектованы 9, т. е. менее трети.


    Типовой состав авиакрыла (CVW ) авианосца ВМС США в самом недалёком будущем (обозначения эскадрилий - реальные, номера - условные) - легко заметить, что самолёты семейства "Супер Хорнет" составляют около 75% от общей численности ЛА : VFA -1 - 12 х F / A -18 F, VFA -2 - 12 х F / A -18 E, VFA -3 - 12 х F / A -18 E, VFA -4 - 12 х F / A -18 E, VAQ -5 - 4 х E A -18 G, VAW -6 - 4 х E -2 C / D, HSC/HSM - 7 - 12 -16 х MH -60 S / R


    В роли штурмовика "Супер Хорнет" достаточно хорош. Он превзошёл по боевой нагрузке и боевому радиусу своего предшествен ника - F -4 "Фантом-2" (8050/7280 кг на 11/9 узлах подвески и 760/640 км соответственно) и почти сравнялся с A -7 B "Корсар-2" (8950 кг, 8 узлов, 860 км), значительно выиграв у последнего в скорости (1,8/0,85 M ) и живучести (два двигателя против одного).

    С тяжёлым дальним маловысотным штурмовиком A -6 E "Интрудер" не всё так однозначно. Практически с той же боевой нагрузкой, что и F / A -18 E / F (8170 кг), но с меньшей скоростью (около 1 M ), которая на малых высотах не суть важна, он мог совершать рейды вглубь территории противника на расстояние до 1630 км, т. е. дотянуться, например, из Бахрейна (места базирования 5-го флота) или даже из Оманского залива до Тегерана (ок. 1100 и 1500 км соответственно) без учёта дальности действия АСП (авиационных средств поражения). А если принять во внимание возможность наличия у противника современных средств береговой обороны (ПБРК "Бастион" со сверхзвуковыми ПКР "Яхонт" с дальностью пуска 300 км) и необходимость держать АУГ подальше от берега, "Супер Хорнет" сравнится по радиусу действия с лёгким штурмовиком A -4 A "Скайхок" (420 км).

    Снятый с вооружения "Интрудер" даже со свободнопадающими бомбами мог дотянуться до таких "медвежьих углов" на территории неприятеля, которые "Супер Хорнету" даже не снились (A-6E с "Энтерпрайза" и "К. Винсона", 26.09.1996, Wikimedia Commons)

    Но хуже всего у многоцелевого F / A -18 E / F обстоят дела с завоеванием господства в воздухе - непосильной задачей, которую ВМС взвалили на плечи "Хорнета", устранив его более дорогого и менее удобного в эксплуатации, но гораздо более функционального конкурента - F -14 D . Разумеется, речь не идёт об операциях против таких стран, как Ирак, Афганистан, Ливия или даже Сирия, но, увлёкшись наведением порядка в странах третьего мира, США совсем забыли о России (какой пустяк) - великой морской державе, которая уже сейчас обладает палубными истребителями 4-го (даже без плюсов) поколения, превосходящими "Супер Хорнет" в воздушном бою, и в обозримом будущем посадит на палубы своих авианосцев (именно так - во множественном числе) полноцен ные (не F -35 A ) самолёты следующей генерации. Не приходится сомневаться, что следом за нами так же поступят Индия и Китай.

    Во избежание голословности сравним "Супер Хорнет" с российским Су-33, который в отличие от своего американского коллеги не проходил глубокой модернизации и остался таким, каким был задуман много лет назад. Для начала сухие данные (через дробь, сначала - F / A -18 E / F , затем - Су-33) : масса пустого - 14500/18500 кг; максимальная взлётная масса - 29900/33000 кг; полезная нагрузка (макс.) - 15400/14500 кг; марка двигателей - F414-GE-400/АЛ-31Ф; тяга двигателей на форсаже - 9980/12500 кгс; практи ческая дальность полёта без боевой нагрузки с топливом во внутренних баках - 2350/3000 км; максимальная скорость полёта на большой высоте - 1,8/2,17 M (1920/2310 км/час).

    Сравнивать образцы вооружения и военной техники (ВВТ,ВиВТ), не имея на руках проектно-конструкторской документации - дело неблагодарное, однако, попробуем сделать это в самом первом приближении. Для этого выведем сначала условную среднюю массу летательных аппаратов, равную среднему арифметическому между массой пустого ЛА и максимальной взлётной (пример но соответствующую так называемой "нормальной взлётной массе") - для F / A -18 E / F она будет равняться 22200 кг, для Су-33 - 25750 кг. Тогда тяговооружённость (одна из важнейших ЛТХ самолёта-истребителя) составит соответственно 0,90 и 0,97 кгс/кг.

    Казалось бы, семь сотых ( 7-8% ) - не такая уж большая разница, но если вспомнить, как во время Второй мировой войны авиа конструкторы воюющих держав бились за каждую лошадинную силу и каждый километр в час ради превосходства в воздухе, эти проценты приобретают совсем другой смысл. А "лишние" 400 км/час скорости, при которых Су-33 пролетает каждую секунду на 100 метров (!) больше противника и вовсе не нуждаются ни в каких комментариях.

    Истребитель корабельного базирования Су-33 из состава 1-й ("орлиной") эскадрильи 279-го окиап (фото А. Старкова с foxbat.ru)

    Сравнить маневренные характеристики "Супер Хорнета" и Су-33 в цифровом выражении нет никакой возможности по причине совсекретности этих самых цифр (как с одной, так и с другой стороны). Следует только отметить, что маневренность , заключающаяся в способности занимать выгодное тактическое положение по отношению к противнику, выражается величинами секунд ного векторного приращения скорости (ускорения) при различных вариантах маневрирования : разгоне по прямой, развороте (вираже) с разгоном и без, развороте с торможением на форсаже и без него, торможении по прямой. Здесь остаётся положиться на мнение профессионала (А. Фомина), подкреплённое благославением непререкаемых авторитетов в своей области (ГК ОКБ Сухого и "отца" Су-33 А. Симонова, лётчика-испытателя В. Пугачёва, гендиректора КнААПО В. Меркулова и командующего МА ВМФ В. Дейнеки) : "Лётно-технические характеристики обеспечивали Су-27К паритет с самыми современными истребителями вероятного противника, а по маневренным возможностям (угловые скорости виража, скороподъёмности и т. п.) - он значительно превосходил их" ("Су-27К" следует читать "Су-33", прошедшее время можно считать настоящим - А.Ш.).

    Если вдруг ВМФ РФ решит модернизировать парк Су-33, установив на них в числе прочего двигатели АЛ-41Ф1С по 14 500 кгс с управляемым вектором тяги, "Супер Хорнеты" будут иметь совсем бледный вид (отставание в тяговооружённости составит уже около 20% ). В этом случае, а в особенности после того, как в небе над Мировым океаном появятся палубные аналоги россий ского Т-50 и китайского J -20, Соединённые Штаты, отказавшиеся от программы "оморячивания" F -22 ( NATF ), рискуют наступить на те же грабли, что и в 1941-1942 г.г., когда японский Мицубиси A -6 M "Зеро" чуть было не поставил их на грань поражения в войне на Тихом океане (Америку спасли полуслучайная победа при Мидуэе и, отчасти, трофейный экземпляр "Зеро", облетав который, американцы смогли обучить пилотов и оптимизировать новый истребитель Грумман F -6 F "Хеллкэт" для борьбы с A -6 M ).

    Страшный сон "Супер Хорнета" - новейший сверхманевренный истребитель поколения "4-плюс-плюс" Су-35С с ТРДД АЛ-41Ф1С с увеличенной тягой и поворотным (управляемым) вектором тяги (с официального сайта компании "Сухой", по клику - 3540 пикс.)

    Автор попытался доказать (прежде всего - самому себе), что с учётом близкой полезной нагрузки и схожих ТТХ российских и амери канских УР "воздух-воздух" средней и малой дальности "Супер Хорнет" не соперник "Сухому-33" в воздушном бою один на один. Разговор об основном палубном самолёте ВМС США, возможно, будет продолжен .

    Источники :

    А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", Интервестник, М., 2003.
    А. Фомин "Су-27. История истребителя", Основные характеристики самолётов семейства Су-27, Air Fleet
    А. Фомин "Су-35 готовится встать в строй", журнал "Взлёт", №8-9/2009.
    М. Никольский "Супер Хорнет", Авиация и космонавтика, №12/2011.
    F/A-18 Hornet strike fighter (http://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=1100&tid=1200&ct=1).
    Маневренные характеристики, Санкт-Петербургская Авиа Школа (http://lockon.spb.ru/man_char.html).
    ЛТХ самолётов F -4, F -14, A -4, A -6, A -7 взяты из авиационной энциклопедии "Уголок неба" (http://www.airwar.ru).
    В. Доценко "Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века", глава "Война в Персидском заливе", М-СПб, ACT-Terra
    Fantastica, 2001 (