Август зандер и его антология социальных типов. Что такое концептуальная фотография

Выдающийся немецкий фотограф, портретист и документалист. Его называют одним из самых значительных германских фотографов начала XX века.


Родился Август Зандер в 1876 году в немецком городке Хердорф (Herdorf), в семье плотника, работающего в горнодобывающей промышленности. Еще будучи школьником, Август очень заинтересовался фотографией и начал помогать местному фотографу. Позднее дядюшка Августа помог ему обзавестись собственной камерой, а также обустроить и собственную лабораторию, где юный фотограф печатал свои первые снимки.

Во время службы в армии в 1897-1899 Зандер был ассистентом фотографа, а после службы он какое-то время ездил по стране, подрабатывая фотографией и снимая разного рода промышленные и архитектурные объекты.

В 1901 году он начал работать в фотостудии в австрийском Линце (Linz, Austria), и уже через год он стал полноправным партнером, а в итоге в 1904 году Зандер сумел выкупить фотостудию. Он оставался в Линце до 1909-го, после чего отправился в Кельн (Cologne), где также основал фотостудию.

Именно в Кельне Август Зандер начал проект, который, пожалуй, стал главным и наиболее значительным художественным проектом всей его жизни – "People of the 20th Century" ("Люди XX века"). Своей целью фотохудожник поставил создать "групповой портрет немецкого народа". Кстати, название это позднее весьма широко обсуждалось, ибо снимал Зандер исключительно немцев, что фактически означало, что "человек" и "немец" для него – одно и то же. Как бы ни было, он работал над своим грандиозным проектом до самой середины 1950-х годов.

Кстати, еще в 1929-м вышла его книга "Face of our Time" (Лицо нашего времени"), состоящая из 60 портретов. Позднее, когда к власти в Германии пришел Гитлер (Adolf Hitler), книгу эту запретили – она не вполне соответствовала "расовой эстетике".

Вообще, при Гитлере Зандеру пришлось несколько неуютно, хотя в целом Август Зандер никак не пострадал от режима, за исключением того, что его сын Эрик в 1934-м угодил под арест из-за своей принадлежности к Социалистической рабочей партии (Socialist Workers" Party, SAP). Кстати, судьба Эрика оказалась очень печальной – впоследствии его осудили на 10 лет, и он погиб в тюрьме, незадолго до окончания его срока в 1944 году.

Сам же Август во время нацистского режима занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, а свой проект "Люди XX века" он продолжал тайно.

В начале Второй мировой войны Зандер уехал из Кельна в провинцию, и позднее оказалось, что этим он спас свой архив. Так, в 1944 году его студия была разрушена бомбой. Впрочем, спасти архив полностью все же не удалось – в 1946-м часть негативов Зандера была уничтожена грабителями.

Продолжая работать, Зандер накапливал материал, однако известности ему это в целом не приносило. Имя его оказалось на слуху лишь в начале 1950-х годов, когда его работы стали выставляться. К концу десятилетия Август Зандер стал почетным членом Германского фотографического общества. Однако, главный труд жизни Зандера - "Люди XX века" - был опубликован уже после смерти фотографа.

Известно, что один из кратеров на планете Меркурий (Mercury crater Sander) назван в честь Августа Зандера.

Родился в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки

Поступает работать на шахту в качестве ученика шахтера

Получает в подарок фотокамеру, с помощью родителей обустраивает первую фотолабораторию

Проходит армейскую службу в качестве подмастерья фотографа

Путешествует по Германии, занимается коммерческой и промышленной фотосъемкой.

Проходит курс живописи в Дрездене

Начинает работать в фотостудии Photographic Studio Graf в австрийском городе Линц

В долях с партнером по бизнесу выкупает фотостудию

Золотая медаль на Парижской фотовыставке

Выкупает фотостудию в собственное владение и переименовывает предприятие в August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting. Экспериментирует с цветной фотографией

Первая персональная выставка Августа Зандера в выставочном зале «Ландхаус» в г. Линц

Продает студию в Линце, переезжает в Трир, а затем в пригород Кельна. Создает новую студию. Начинает работу над проектом «Люди 20 столетия»

Занимается архитектурной и промышленной фотосъемкой. Во время Первой мировой войны служит в германской армии в качестве фотографа

Издан фотоальбом «Лица нашего времени»

Выступает на радио с серией лекций на тему «Природа и развитие фотографии»

Арест и тюремное заключение сына Августа Зандера Эриха

Фотоальбом «Лица нашего времени» запрещен Министерством культуры фашистской Германии. Остатки конфискованы, негативы уничтожены

Ненадолго переезжает из Кельна в сельскую местность (земля Рейланд).

Эрих Зандер умирает в тюрьме. Студия Августа Зандера в Кельне разрушена в результате бомбежки

Похищена большая часть архива негативов фотографа

Работы Августа Зандера представлены на первой выставке Photokina. Кельн покупает у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей.

Работы фотографа отобраны Эдвардом Стейхеном для участия в выставке «Род человеческий»

Получает «Крест за заслуги», высшую награду ФРГ

После нескольких месяцев тяжелой болезни скончался в Кельне

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Август Зандер родился 17 ноября 1876 года в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки. Отец Зандера работал на железорудной шахте, куда в возрасте тринадцати лет учеником шахтера поступил и Август. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались повседневной рутиной. В 1882 году дядя подарил ему фотокамеру форматом 13х18 см, и этот подарок перевернул всю жизнь молодого человека. Отец и мать, несмотря на свое простое происхождение, всячески поддерживали увлечение своего сына и даже помогли ему обустроить «темную комнату» для занятий фотографией. Увлечение переросло в профессию - отдавая любимому делу все вечера и ночи, молодой человек вскоре преуспел в нем настолько, что стал помощником фотографа на шахте. В 1896 году Зандер был призван на военную службу, однако прошел ее без отрыва от профессии - в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек отдался любимому делу полностью и стал заниматься промышленной и архитектурной съемкой. В 1901 - 1902 году Август Зандер обучался живописи в Дрездене, благодаря чему и приобрел навыки, которые впоследствии так пригодились ему в портретной фотографии.

Путешествуя по немецким и австрийским землям, в 1901 году молодой фотограф оказался в городке Линц. Тогда он впервые начал работать в местной фотостудии Photographic Studio Graf, а спустя год, окончив учебу в Дрездене, вместе с партнером по бизнесу выкупил студию. Студия стала называться Studio Sander and Stuckenberg, а через два года вновь поменяла название на August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting - Август Зандер приобрел совместное предприятие в собственное владение и стал работать самостоятельно. Дела фотографа шли в гору. Он женился, его студия процветала, а в 1904 году его работы удостоились первой, и весьма престижной, награды - Золотой медали Парижской фотовыставки. В это же время Август Зандер начал эксперименты с цветной фотографией, которые также были очень успешны - ряд работ немедленно приобрел в свое собрание Лейпцигский музей. В 1906 году в выставочном зале «Ландхаус» города Линц состоялась первая персональная выставка Августа Зандера.
В конце 1909 года фотограф продал студию в Линце и переехал сначала в Трир, а затем - в пригород Кельна, где и создал свою новую студию. Фотограф продолжал заниматься архитектурной и промышленной фотографией, а также выполнял портретную съемку как рабочих и крестьян, так и «чистой», буржуазной публики. Именно в это время он впервые задумался о создании обширной серии работ, которые стали бы отражением современного ему немецкого общества. Новый проект, который был назван «Люди 20 столетия», стал делом всей жизни Августа Зандера. Съемка серии продолжалась более тридцати лет, не прерываясь ни на Первую мировую войну (которую Зандер прошел в качестве военного фотографа), ни на единственное путешествие фотографа за пределы Германии - в Сардинию (1927 г.), где он фотографировал пейзажи и, конечно, местных жителей. Результатом этой поразительной работы явилась своего рода социальная энциклопедия, настоящий срез немецкого общества первой половины двадцатого века.

Первые 60 фотографий из серии «Люди 20 столетия» были представлены публике в 1927 году на выставке, которая состоялась в Кельне. Эти же работы вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который был издан в 1929 году с предисловием знаменитого романиста Альфреда Деблина, а впоследствии был продолжен изданиями с новыми работами серии. Однако портретная съемка, как бы ни увлекала она фотографа, отнюдь не была его единственным занятием. Зандер, ставший уже признанным мастером, отдавал немало времени обучению молодых фотографов и популяризации фотографии как искусства. Уже с 1919 года в его фотоателье появились не только подмастерья, но и стажеры. А в 1931 году Зандер выступил на радио с серией лекций под общим названием «Природа и развитие фотографии», которые приобрели огромную популярность.

Но политическая обстановка в Германии стремительно менялась. Набирал обороты национал-социализм, лекции об искусстве на радио уступали место речам Адольфа Гитлера. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, остатки конфискованы, а все негативы уничтожены. Точная причина такой ненависти нацистов к творчеству Зандера до сих пор неизвестна. Предполагается, что фотографии «низов» германского общества подрывали идеологическую доктрину фашистов о чистоте немецкой расы. Вероятно также, что Август Зандер подозревался в распространении антифашистской литературы и разделял взгляды своего сына. Эрих Зандер участвовал в антинацистском движении и был членом Социалистической Рабочей партии Германии. В 1934 году он был арестован и заключен в тюрьму.
Во время Второй Мировой войны Август Зандер оставил Кельн и на некоторое время обосновался в земле Рейланд, которая давно восхищала его своей живописной природой. Но пейзажи и портреты Зандера в это время были мало востребованы. Намного больше времени фотограф проводил над другими заказами - печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. Самого Зандера также преследовали несчастья. В 1944 году в тюрьме умер его сын Эрих. В том же году кельнское ателье, которое не прекращало свою деятельность, было разрушено бомбардировкой. Хотя Зандеру удалось спасти тысячи негативов, спустя два года, в 1946 году, многие из них были похищены мародерами. Однако, несмотря на все потери, фотограф продолжал работу над серией «Люди 20 столетия», а также несколькими другими проектами и фотоальбомами.

После войны к Августу Зандеру вернулось заслуженное признание. В 1951 году его работы были представлены на первой выставке Photokina. В этом же году Кельн купил у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей. Несколько работ фотографа были отобраны Эдвардом Стейхеном для выставки «Род человеческий», которая проводилась в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Зандер получил множество наград, в том числе высшую награду ФРГ, «Крест за заслуги» (1960 г).
В конце 1963 года у Августа Зандера случился инсульт. Спустя несколько месяцев фотографа не стало. После смерти Августа Зандера его работу продолжил сын Гюнтер, а впоследствии и внук Герхард.

Творчество

Работы Августа Зандера из серии «Люди 20 столетия» многократно выставлялись и переиздавались. Серия представляет собой срез германского общества времен Веймарской республики и состоит из семи частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Герои снимков - молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети, студенты, рабочие и чиновники, изображены в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, но так, что мы практически не нуждаемся в дополнительных пояснениях относительно личности персонажа. Август Зандер говорил: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача - показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

«Классификация» людей Августа Зандера основана на их профессиях и немного наивных на современный взгляд типах, в которых он пытался найти архетипы. Например, первый раздел серии, «Фермер», - это архетипы «земных людей»: философ, борец, мудрец. В раздел «Торговец» Август Зандер, следуя собственной логике социальной иерархии, отнес не только работников собственно торговли (продавцов, мелких лавочников) и ремесленников, но и людей, которых сегодня называют «белыми воротничками»: инженеров, промышленников и даже изобретателей. Раздел «Классы и профессии» вобрал в себя людей всех остальных профессий, родов занятий и классов, поэтому является наиболее значительной частью серии «Люди 20 столетия». Со снимков этого раздела на нас глядят студенты и школьники, врачи и чиновники, судьи и солдаты, учителя и бизнесмены, аристократы и политики. Поздние снимки раздела посвящены национал-социалистам - эти фотографии, внушающие невольное чувство тревоги, напоминают о времени, когда Кельн был оплотом фашистского движения. Героини раздела «Женщина» - жены и дочери, матери и сестры. Несколько снимков представляют семейные группы, указывающие на место женщин в семье, подчеркивающие их связь с мужчинами и детьми. Однако фотографу чужд патриархальный подход. Его снимки посвящены женщинам во всем их разнообразии - тем, кто посвящает себя воспитанию детей, и тем, кто стремится сделать карьеру, светским модницам, художницам, матерям больших семейств и хозяйкам. В разделе «Художники» мы видим многих друзей фотографа, благодаря которым его студия в Кельне стала настоящей ареной социальных и эстетических дискуссий. Снимки раздела «Город» современный критик отнес бы к жанру «стрит-фотографии», разумеется, с поправкой на условия и технику первой половины двадцатого века. На фотографиях этого раздела - пестрый «состав» улиц Кельна времен Веймарской республики: уличные подростки, безработные, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки. Последний раздел серии, недаром получивший название «Последние люди», посвящен людям, вычеркнутым из общества - инвалидам, душевнобольным, умирающим, нищим и бродягам. Именно эти портреты, подрывающие представление о германской расе как о героической и чистой, вызвали особое недовольство Министерства культуры фашистской Германии. На сегодняшний день серию составляют работы, негативы которых удалось сохранить после репрессий, последовавших за уничтожением альбома «Лица нашего времени».

В работах, составляющих серию «Люди 20 столетия», Август Зандер пытался не представить свою «идею» персонажа, а открыть глубинную сущность человека, его принадлежность к определенному социальному и культурному типу. Фотограф верил, что камера дает для этого больше возможностей, чем любые другие изобразительные средства. Своеобразная «каталогизация» людей, которую проводил художник, должна была, по его мнению, позволить людям лучше понять самих себя. Выполнить эту сверхзадачу Августу Зандеру, возможно, и не удалось, но пополнить фонд мирового фотоискусства бесспорными шедеврами - удалось вполне.

Фотографии 1900-х — 1930-х гг.

Пара фермеров, Westerwald, 1912 г.

Сельская жительница. Westerwald, 1913 г.

Мы продолжаем публиковать статьи известного фотографа, преподавателя и автора популярного фотоблога Ильи Рашапа . Его материалы читают тысячи людей − от любителей до профессионалов. Статьи Рашапа отличаются от других дерзким и провокационным стилем, полным сарказма и чёрного юмора. Манера автора может показаться вам немного жёсткой (ибо рассчитана на постоянных читателей), но, поверьте, этот человек знает, о чём пишет! Более подробно узнать о нём можно из , которое Илья дал нашему журналу, а также − из его собственных статей.

Среди тех, кто иногда заглядывает в мою фабрику по сжиганию фотографов рубрику «Разбор полётов» иногда попадаются розовые пони, питающиеся радугой, которые со слезами на глазах, заламывая руки, вопрошают: «Илья, ну почему, почемуууу вы только ругаете, а никого не хвалите?»

Да, вашу ж мать, уважаемые лошадки, вся суть этой рубрики и заключается как раз в том, что во мне очень много дерьма поисках недостатков. А заодно, попутно, в попытке дать людям возможность видеть в фотографии чуть больше, чем сумму слагаемых.

Но вот пока я думал об этом, готовясь к очередному «Разбору полетов», последняя мысль меня и зацепила. Я очень долго отказывался даже пытаться описывать проекты знаменитых авторов, давать им оценку или раскрывать суть. Дело в том, что я не искусствовед и не философ. Я просто кое-что знаю о фотографии и чуток умею снимать. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Однако, черт возьми, ведь я же и не учебник, вроде, тут пишу, так? Я просто делюсь своими мыслями, тем, что я сам знаю о фотографии... И в таком контексте - а почему и нет?

Закончили с оправданиями, переходим к сути.

Я решил не мелочиться, а сразу рассказать о, пожалуй, наиболее глобальном по своей философии тренде в современном искусстве – «Концептуальной фотографии».

И начнем мы с основателя данного направления Августа Зандера (August Sander) . Фотограф родился в Германии 17 ноября 1876 года в семье плотника. Свою первую фотокамеру он получил в подарок от дяди на день рождения, и с тех пор это стало делом всей его жизни. Во время службы в армии Август Зандер работал помощником фотографа. В 1901 году он устроился в фотоателье, а впоследствии открыл собственный бизнес в городе Кёльн. Примерно в 1911 году Зандер начал свой самый знаменитый фотопроект, который называется «Люди XX века» (Menschen des 20 Jahrhunderts) .

Он работал в жанре портрета, снимал своих современников. В 1929 году вышла его книга «Лица нашего времени». В период расцвета Третьего Рейха Август Зандер пострадал от нацистов, был арестован, сидел в тюрьме. Его книга была запрещена, а большая часть материалов и негативов уничтожена. Можно сказать, что гонениям Зандер подвергся в первую очередь из-за своего творчества. В период, когда Гитлер пришел к власти, его проект был назван несоответствующим основной идеологии из-за того, что в серии были представлены люди «недостаточно арийской расы».

Чем же занимался на самом деле Август Зандер? Основой его проекта была типологизация, анализ, поиск человеческого архетипа общества того времени.

Проведя аналогию, можно назвать его серию «переписью населения довоенной Германии», социальным портретом.
Зандер каталогизировал свои работы по семи различным группам, которые назывались «Город», «Фермер», «Художник», «Женщина» (это прелестно, обожаю шовинизм:)), «Квалифицированный торговец», «Занятия и профессии», «Последние люди».

В этом месте мне бы очень хотелось заострить ваше внимание на стилистике съемки, которая присуща всему данному проекту. Мне кажется это особенно важным для понимания смысла творчества не только данного фотографа; этот же стиль явственно прослеживается и у тех людей, которые развивали в дальнейшем направление концептуальной фотографии.

Все эти портреты выполнены в абсолютно бесстрастной, даже отстраненной манере. Это прямое фотокопирование действительности, без всякого вмешательства художника. Август Зандер не накладывал свою призму восприятия на тех людей, которых изображал на портретах, не вмешивался в их характер. Мы не видим в его фотографиях композиционных изысков, поиска необычного ракурса или же навязанной атмосферы, нет в них и игры света или каких-то эффектов.

По сути, мы видим «фото на паспорт» различных людей, которые жили в довоенной Германии. И эта простота Августа Зандера дает зрителю ту самую, так необходимую здесь, «честность».

Рассматривая эти фотографии, мы не изучаем мысли фотографа, его отношение, а видим настоящих, вполне реальных и «живых» людей. Они не играют, не пытаются что-то нам сказать, у них нет «игрового образа». Есть только слепок памяти, который мы можем наблюдать сегодня. Памяти о людях.

Я рассказал вам том, что я знаю. Давайте я попытаюсь теперь пояснить, что я вижу...

Атлантиду.

Я вижу мир, который когда-то был вполне реален, но на сегодняшний день он почти мифический. Я вижу людей, некое общество, которое полностью исчезло всего через несколько лет после того, как были сделаны эти фото.

Этого общества, социума, больше нет. Этот мир исчез за годы Второй мировой войны. Вспомните историю, события - и вы поймете, что то общество, которое показал Август Зандер, существовавшее в довоенной Германии, и то, которое живет там ныне, - это два разных мира людей. Того мира... больше уже нет, а мы смотрим на Атлантиду, которая покоится на дне океана.

Если попробовать провести аналогию, то в нашей стране социум до Второй мировой войны и после нее остался практически неизменен. Тогда как, если взять дореволюционное общество России и социум СССР после гражданской войны, то вы увидите еще один исчезнувший навсегда мир - это две разные страны, населенные другими людьми. Социально, психически, ментально другими. Даже генетически, если уж на то пошло.

Вспомните, наверняка у вас в семье есть старые фотоальбомы, в которых можно найти портреты ваших прабабушек и прадедушек, более далеких предков, которые жили еще до революции. Вы никогда не всматривались в их лица - это же совершенно другие люди? И дело не в изменившихся сильно чертах лиц, это что-то совсем другое, то, что нельзя вербализировать одними словами.

Когда я смотрю на эти портреты, я вижу не просто людей, «квалифицированных торговцев, женщин и фермеров», а навсегда исчезнувшую эпоху.

И, наверное, я не буду много писать, а вы просто посмотрите на фотографии Августа Зандера с мыслью, которую я постарался вам передать.

Серьезная известность пришла к Августу Зандеру только в 60-х годах, а его книга «Люди XX века» была издана уже после его смерти.

Его стилистика фотографии оказала серьезное влияние на многие последующие поколения фотографов. Среди известных имен – Ричард Аведон, Диана Арбус и многие другие.

Напоследок мне было бы интересно сформулировать один вопрос, напрямую относящийся к теме проекта Зандера. И звучит он так: «Если бы не произошло всех ужасающих событий Второй мировой войны, если бы мир не изменился, имел бы данный проект такую же ценность и смысловое наполнение?» . Думаю, каждый ответит сам для себя на этот вопрос. Тем более, что он почти риторический.

На этом все, дамы и господа, продолжение статьи о концептуальной фотографии читайте в ближайшее время.

August Sander (1876-1964)увлекся фотографией работая на шахте в городе Хердорф в 1890-х годах. Он помогал местному фотографу, а в 1892 году дядя подарил ему среднеформатную камеру,с тех пор он не растается с камерой.Даже когда Зандер служил в армии, он был помощником фотографа. После службы он некоторое время путешествовал по Германии занимаясь архитектурной и промышленной фотосъемкой. В 1901 году Зандер поступил работать в фотоателье в городе Линце. Он оказался талантливым работником: уже через год стал партнером, а в 1904 году выкупил фирму, которая стала называться «Студия художественной фотографии и живописи Августа Зандера». В этом же году он получил золотую медаль на Парижской фотовыставке, а два года спустя в Линце состоялась его первая персональная выставка.



В 1909 году он продал студию в Линце и переехал в Кельн. Открыв там новую студию, Август Зандер начал работу над главным в своей жизни проектом: «Люди двадцатого века»-«Menschen des 20 Jahrhunderts». Целью проекта было создание группового портрета немецкого народа, так что название было несколько самонадеянным, а может быть для фотографа понятия «человек» и «немец» означали одно и тоже. Тем не менее задумка была грандиозная, и с некоторыми перерывами - службой в армии во время Первой Мировой Войны, фотоэкспедицией на Сардинию в 1927 году - он занимался этим проектом до середины 1950-х годов. В 1929 году вышла книга «Лицо нашего времени», содержащая 60 фотопортретов.



С приходом к власти Гитлера положение Августа Зандера стало опасным. В 1934 году его сын - член Социалистической партии Германии - был арестован, а несколько позже по распоряжению Министерства культуры была запрещена книга «Лицо нашего времени», в которой, по мнению нацистских культурологов, фотопортреты недостаточно соответствовали «расовой эстетике». К счастью сам Зандер остался на свободе и занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, продолжая тайком работать над «Людьми двадцатого века» С началом Второй Мировой Войны он оставил Кельн и переехал в сельскую местность увезя с собой остатки негативов. Этим он спас свою коллекцию от бомбы, которая разрушила его студию в 1944 году - но, как видно, от судьбы убежать не просто: часть негативов была уничтожена грабителями в 1946-м.


Несмотря на все удары судьбы и на то, что в конце 1940-х годов его имя оказалось практически забытым, Август Зандер продолжал усиленно работать. Былая известность вернулась к фотографу в 1951 году после знаменитой фотовыставки «Photokina». В 1952 году музей города Кельна выкупил его довоенные фотографии, а в 1955-м Эдвард Стейхен включил несколько его работ в знаменитую экспозицию «Род человеческий». В конце 1950-х годов Август Зандер был избран почетным членом Германского фотографического общества. Что касается главного труда его жизни - проекта «Люди двадцатого века», то в полном виде он был издан лишь после смерти фотографа.

August Sander у своего дома


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.