Фотограф сергей михайлович прокудин горский. Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

Сергей Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии, который запечатлел для потомков Россию начала прошлого века в цвете.

Фотограф и ученый, изобретатель и общественный деятель, человек, который значительно опередил свое время. Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30 по новому стилю) августа 1863 года и оставил после себя более двух с половиной тысяч цветных фотографий, глядя на которые и не скажешь, что сделаны они были более ста лет назад.

Он снимал пейзажи и достопримечательности царской России, известных личностей, метеоритные дожди и солнечные затмения; сам император Николай II был впечатлен его работами. Обширная коллекция его работ сейчас находится в Библиотеке Конгресса США и доступна в оцифрованном виде для всех желающих.

Пионер цифровой фотографии в России, Сергей Михайлович Прокудин-Горский происходил из старинного дворянского семейства. По легенде, основателем дома был татарский князь, перешедший в православие и сражавшийся на стороне Дмитрия Донского в Куликовской битве. В роду Прокудиных-Горских были и солдаты, и дипломаты, и писатели.

Сын Михаила Прокудина-Горского родился в фамильном имении семьи, посещал Александровский лицей, позже слушал лекции в Санкт-Петербургском университете. По некоторым сведениям, учился у Дмитрия Ивановича Менделеева (тот в это время как раз заведовал лабораторией в университете). Однако по какой-то причине Сергей ушел из университета и некоторое время обучался в Императорской Военно-медицинской академии (которую также не окончил).

Среди его интересов была и живопись, и музыка — один из его биографов рассказывает, что в молодости будущий фотограф серьезно занимался игрой на скрипке, но из-за травмы руки, которую получил в химической лаборатории, был вынужден от нее отказаться.

В 1890-м году Сергей начал заниматься государственной деятельностью, а именно — поступил на службу в Дом призрения трудящихся, позже преобразованный в женское коммерческое училище. В том же году он женился на Анне Лавровой, отец которой занимался металлургией и возглавлял товарищество специализированных заводов.

Некоторое время Прокудин-Горский занимался химией, даже был членом химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества. Но вскоре увлекся фотографией и в 1898 году вошел в фотографический отдел ИРТО. Возможно, именно тогда он и задумался о создании цветной фотографии.

В 1901 году он открыл собственную фотографическую мастерскую в Петербурге, а затем даже возглавил специализированный журнал “Фотограф-любитель”. Годом позже он уже работал в Германии, в Шарлоттенбурге, под руководством профессора Адольфа Мите, который разработал собственную камеру для цветной съемки. В 1903 году Сергей Михайлович снова был в России и начал печатать открытки и иллюстрации на оборудовании, сделанном по его заказу в Германии. Больше того, он разработал собственный рецепт эмульсии, которая давала лучшую для своего времени цветопередачу.

Примерно тогда же он впервые отправился в путешествие по стране, чтобы запечатлеть ее достопримечательности и природу в цвете. В апреле 1904-го побывал в дагестанских горах, летом — на черноморском побережье, затем — в Курской губернии.

В 1905 году его проект — съемки России в цвете и издание фотографий в виде цветных открыток — начал финансировать петербургский Красный Крест. И прежде стесненный в средствах Прокудин-Горский продолжил поездки, снимал Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Новороссийск.

Но из-за экономических проблем в государстве учреждение не смогло оплатить работу фотографа. Сергею Михайловичу пришлось на время отказаться от экспедиций и заняться общественной деятельностью. В этот период он руководил своей мастерской, работал над фотожурналом, преподавал, участвовал в фотовыставках и научных съездах, выезжал в Европу, где сделал серию цветных фотографий Италии. В конце 1906-го — начале 1907-го он, вместе с экспедицией Русского географического общества (куда вступил еще в 1900-м году), побывал в Туркестане, чтобы запечатлеть солнечное затмение.

В 1908 году Прокудин-Горский работал в Ясной Поляне — снимал 80-летнего Льва Толстого и его усадьбу. Фотографии знаменитого писателя и пейзажи Тульской области были напечатаны в виде открыток и, как бы их назвали сейчас, постеров. Они разошлись по всей стране и принесли фотографу широкую известность. Вскоре он получил аудиенцию у самого императора Николая II, который поддержал его давнюю идею о съемке видов и достопримечательностей России. Отснятые материалы предполагалось использовать в школах, чтобы знакомить детей со всеми уголками большой родины.

Царь дал разрешение на работу и выделил транспорт; уже несколько дней спустя фотограф вновь отправился в экспедицию. Он снимал Волгу и Урал, Кострому и Ярославль, затем Закаспийскую область, снова Туркестан, Кавказ, Рязань, Суздаль… Но проект так и не был претворен в жизнь, скорее всего, из-за денежных проблем, поскольку государство оплачивало лишь транспортные расходы.

Вероятно, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение и собрать капитал для дальнейшей работы, с 1913 года Сергей Михайлович всерьез занялся предпринимательской деятельностью, с привлечением крупных инвесторов. Вступил в состав правления созданного в 1914-м акционерного общества “Биохром”, которое оказывало услуги по цветной съемке и печати фотографий.

Параллельно с этим он начал работу над созданием цветного кинематографа и даже получил на него патент. Было сконструировано все необходимое оборудование, но тут разразилась Первая мировая война. Прокудину-Горскому пришлось оставить начинание и заняться обучением летчиков съемке с воздуха. Он снова вернулся к фотографии, но в условиях военного времени особого успеха эта деятельность не принесла.

А потом была Октябрьская революция. В новом государстве фотограф продолжил активную деятельность по популяризации фотографии, организовывал показы своих работ в Зимнем дворце. Его мастерская работала в качестве типографии и получала заказы от советских властей. В 1918-м году Сергей Михайлович, по поручению Народного комиссариата просвещения, поехал в Норвегию, где должен был закупить проекционное оборудование для школ.

Но гражданская война не позволила ему вернуться домой. Он вынужденно оказался в эмиграции, оторванный от семьи. Сперва в Норвегии, потом в Англии Прокудин-Горский продолжил работать над созданием цветного кино, но столкнулся с большими сложностями и конкуренцией. В 20-е годы он перебрался во Францию, где, наконец, смог воссоединиться с детьми. Первый его брак распался, в 1920-м он женился вновь, на своей сотруднице Марии Щедриной.

После неудачи с кинематографом Сергей Михайлович вернулся к фотографии, читал лекции по фотоделу, устраивал показы своих работ (большую часть коллекции удалось вывезти из России) для соотечественников-эмигрантов, писал воспоминания.

Он скончался в 1944 году, вскоре после того, как союзники освободили Париж, и был похоронен на русском кладбище под французской столицей. В 1948-м его коллекцию выкупила у наследников Прокудина-Горского Библиотека Конгресса США. В 2001 году эти работы были оцифрованы и выложены в свободный доступ — наследие пионера цветной фотографии теперь открыто для всего мира.

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

Случайно наткнувшись недавно в сети на колоритную фотографию старика-сарта, я не придал особого значения тому, что фотография была цветная. Ну, фотография, как фотография. Какой-то старик в халате, ничем не отличающийся от беженцев из Таджикистана-Афганистана, часто появляющихся в последнее время на экранах ТВ, а то и на улицах нашего города. Фотограф Прокудин-Горский.

Вскоре ещё раз во время беседы в сети всплыла эта фамилия в разговоре о виртуальной библиотеке Конгресса США. Поспешив зайти на сайт библиотеки конгресса, я провисел в сети остаток ночи, скачивая файл за файлом поразительные картины жизни Российской империи, запечатлённые в цвете фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским ещё в начале прошлого века.

Заинтересовавшись прежде всего фотографиями из среднеазиатского цикла, снятыми в 1911 году, я невольно просмотрел в поисках нужного материала десятки снимков. Постепенно проходил шок оттого, что это ЦВЕТНЫЕ фотографии начала 20 века. Я увидел ожившие картины-иллюстрации к русской классике. Великолепные пейзажи. Серию этнографических снимков, запечатлевших представителей многих народов империи. Бытовые зарисовки, индустриальные картины поры юного российского капитализма.

Просматривая слайд за слайдом, я чувствовал изменение своего представления о дореволюционной России. Она оказалась несколько другой, нежели виделась по прочитанным книгам, увиденным фильмам. Книги заставляют работать воображение - а оно субъективно. Старые фотографии обычно настолько плохого качества, что кажутся мёртвыми, надуманными. Фильмы вообще штука постановочная, да и не существовало практически в ту пору документального кино. Фотографии же Прокудина-Горского запечатлели полноцветные картины из реальной жизни. Позже прочёл высказывание Сергея Михайловича о содействии фотографии делу просвещения: "Память, поддержанная визуально, благодаря интересно представленному предмету, далеко превзойдет наши обычные способы запоминания ".


И всё же откуда сто лет назад взялся цвет?
Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 30-40 назад цветное фото было экзотикой. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки…

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.

"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Автор Сергей Михайлович Прокудин-Горский