Рейтинг воздушных электрических компрессоров. Винтовые компрессоры — область применения

Несмотря на то, что технология получения сжатого воздуха при помощи поршня существует почти два века и отличается простотой конструкцией, она и по настоящее время считается одной из самых востребованных. Сегодня рынок поршневых компрессоров представлен огромным количеством моделей как бытового, так и промышленного назначения, и многочисленными компаниями, выпускающими их под собственными брендами. Как обстоят дела на рынке поршневых компрессоров в России, кто на нем является основным игроком и каковы его тенденции развития. Об этом в данной публикации.

История вопроса.

Рынок поршневых компрессоров в России начал складываться достаточно давно - в конце 90-х, начале 2000-х годов. В этот период в страну начали массово завозить компрессоры из-за границы, сначала это была Италия, затем Италию сменил Китай. Отечественные производители не успевали шагать в ногу со временем, и достойно конкурировать с «иностранцами», так как имели финансовые трудности, в силу этого конструкция поршневых блоков не менялась с советских времен: они были громоздки и тяжелы в транспортировке. Поэтому очень быстро рынок «заполонили» импортные образцы, от таких производителей как: ABAC , FIAC , FINI . Необходимо сказать, что с тех пор ситуация не сильно изменилась. Разве что вместо «итальянцев», появилось большое множество компрессоров китайского производства под торговыми марками российских компаний: Fubag , Кратон , Калибр , Elitech и т.д.

Среди отечественных производителей можно отметить бежецкий завод «АвтоСпецОборудования» (АСО), который сохранил производство собственных компрессоров, однако сейчас и он вынужден также собирать отдельные модели из «импортных комплектующих» - в частности поршневых блоков FINI.

Отдельное место на рынке занимает продукция белорусского завода ЗАО « Remeza», где, наоборот, в 1989 г. «с нуля» было основано производство поршневых компрессоров, которое в настоящий момент считается крупнейшим в Восточной Европе. Данные компрессоры достаточно широко представлены на российском рынке.

Основные игроки.

Рассмотрим основных игроков среди российских компаний, представленных на российском рынке поршневых компрессоров. В первую очередь, это компания «ВнешТехКонтракт», имеющая в своем портфеле товарные марки « ABAC» и « Fubag». Компрессоры « ABAC» компания «ВнешТехКонтракт» продает достаточно давно, являясь дистрибьютором этой торговой марки. Что касается « Fubag» , первоначально - это бренд компании, производящей камнерезное оборудование. В 2007 году российскому потребителю предложили поршневые компрессоры под ТМ « Fubag» , позиционируя их как «сделано в Германии». Однако, компрессоры не производят в Германии, также как и сам бренд не является специализированным «поршневым» брендом. Тем не менее, под маркой « Fubag» предлагается достаточно широкий модельный ряд поршневых компрессоров, как с прямой, так и ременной передачей, литражом от 24-х до 270 литров и мощностью до 5,5 кВт.

В 2013 г. компания провела «ребрендинг» ТМ « Fubag», убрав с логотипа рисунок отрезного диска с цветами немецкого флага. В настоящее время под данным брендом продаётся широкая гамма оборудования: генераторы, сварочные аппараты, пускозарядные устройства и т.д.

Следующая компания, которую необходимо отметить среди участников рынка продвигающих поршневые компрессоры - компания «Оптимист» (ГК «Энтузиаст»). Компания имеет широкий ассортимент инструмента и строительного оборудования и в своем портфеле «держит» ТМ, специализирующиеся на производстве конкретного вида оборудования. Компания первой открыла для российского потребителя итальянскую марку поршневых компрессоров « Fiac» . Затем, представив на российский рынок продукцию белорусского завода «Ремеза», стала основным его торговым звеном. И, наконец, в 2011 году вывела на рынок линейку поршневых компрессоров « GARAGE» в сегменте бытовых, полупрофессиональных компрессоров. Компания стремится закрыть своим предложением все ценовые сегменты: DIY, средний и премиум. Не в малой степени, благодаря такому подходу линейка поршневых компрессоров, которую предлагает компания «Оптимист» является одной из самых богатых: это масляные и безмасляные поршневые компрессоры с ресиверами 24, 40, 50, 100, 200, 270, 500 литров, мощностью до 11 кВт.

Среди участников рынка поршневых компрессоров также можно отметить следующие компании: - «Лит Трейдинг» - представляет на российском рынке с 2008 г. бренд « ELITECH» , под которым предлагает не только поршневые компрессоры, но и генераторы, сварочные аппараты, стабилизаторы напряжения, водяные помпы, производимые в Китае.

Поршневые компрессоры поделены на две линейки: компрессоры с прямым коаксиальным приводом бытового назначения, производимые в Китае, и компрессоры профессионального назначения с ременной передачей и поршневым блоком «АВ» , производимые по заказу на белорусском заводе «Ремеза».

- «Гарден Трейдинг» - предлагает российскому потребителю поршневые компрессоры под брендом « Patriot» . Модельный ряд поршневых компрессоров, также как и у «Лит-Трейдинг» делится на две линейки: на компрессоры, производимые в Китае, и на компрессоры, производимые на заводе «Ремеза». Первые преимущественно имеют прямую передачу, хотя и есть модели с ременной передачей - серия PTR. Вторые представлены исключительно «ременниками» с ресиверами до 500 литров и производительностью свыше 1,7 м.куб.

Отдельно можно выделить компанию «Метабо Евразия» , которая традиционно представляет на российском рынке одноименную продукцию известного в России бренда « Metabo» . Примерно год назад компания « Metabo» обновила линейку поршневых компрессоров, добавив новые модели и расширив ассортимент, который включает в себя как компрессоры с прямой передачей, так и с ременной для профессионального использования. Стоит отметить, что компания выпускает отдельные модели со «специализацией» - например, не так давно была анонсирована линейка безмасляных компрессоров для строительных площадок серии « POWER».

Безусловно, выше отмеченные компании, далеко не все, которые предлагают в России поршневые компрессоры. Их гораздо больше, как и брендов, которые они представляют: Кратон , Калибр , Prorab , Аврора , Wester , Quatro Elementi , Denzel , Интерскол и т.д. Большинство из российских компаний предлагают китайскую продукцию, меняя цвет, названия, логотипы и технические характеристики компрессоров. Некоторые из них особенно увлекаются в погоне за лучшим предложением на рынке и не редко идут на «приписки» в технических характеристиках, когда даже номинальная производительность (на всасывание) не отражает реальной картины.

Другим отличительным моментом является тот факт, что российские поставщики, не стараются особенно сильно «копать» в сторону специализации оборудования и предлагают под одним брендом не только компрессоры, но и другую силовую технику генераторы, сварку и т.д.

На российском рынке не так много брендов поршневых компрессоров, чьи компании действительно специализируются исключительно на компрессорной технике. Среди них можно выделить всё тех же итальянцев: ABAC , FIAC , FINI , белорусские марки: Remeza , Aircast , немецкую Comprag и среди отечественных производителей - АСО Бежецк .

Тенденции.

Рассмотрим основные тенденции рынка поршневых компрессоров в цифрах и его особенности за последние полгода. Рынок поршневых компрессоров в России в первой половине 2015 года характеризует 50 % падение по отношению к предыдущему году за аналогичный период. И это не удивительно, если принять во внимание экономический кризис, разразившийся в России, вызванный как внутренними, так и внешними факторами.

*По данным РАТПЭ

Необходимо отметить, что падение началось еще в 2014 году, в 2015 оно просто увеличилось и знаменовало собой 2 год спада. О причинах такого спада говорить не приходится, они лежат все на поверхности, поэтому потребитель просто отреагировал так, как и должен был отреагировать - стал более экономным. Как следствие, падение продаж у всех ключевых игроков на рынке поршневых компрессоров.

На общее падение продаж накладывают отпечаток и ряд особенностей российского рынка поршневых компрессоров. Первая из них заключается в том, что большая часть поршневых компрессоров, продаваемых в России, - импортируется из-за границы. Преимущественно это Китай, Тайвань, Турция, в меньшей степени Европа. Импортируется данная продукция в валюте - долларах США, реже в евро. Поэтому как только курс валюты начинает расти в условиях экономического кризиса, компании-поставщики вынуждены поднимать цены, для того чтобы отбить свои издержки и сохранить выручку. Вслед за этим покупательская способность падает. Второй особенностью является большое количество на рынке поршневых компрессоров моделей с ресивером до 100 литров. Это обусловлено тем, что экономически целесообразно возить в Россию компрессоры до 100 литров, не переплачивая за «воздух» в контейнерах, так как большие компрессоры занимают много места, и затраты на их перевозку могут себя не окупить. Как следствие более острая конкуренция в данном сегменте, что, безусловно, также влияет на общую динамику продаж поршневых компрессоров в силу большого предложения от производителей. Наряду с этим, в настоящий момент на рынке поршневых компрессоров в России происходит определенное насыщение поршневыми компрессорами, особенно в гаражно-бытовом сегменте (DIY), где большое количество компаний предлагает аналогичную друг другу продукцию. Следовательно, плоскость развития рынка может лежать либо в погоне за «лучшей ценой», либо в специализации компрессорной техники под отдельные задачи. Второй путь гораздо сложнее и требует более вдумчивого подхода от продакт-менеджеров компаний, поиск нестандарных решений и возможно сотрудничества. Многие российские компании не готовы идти на это. Поэтому предпочтение преимущественно отдаётся поиску лучшей цены у китайских производителей, в зависимости от объемов закупки или, как отмечалось выше, вопрос решается через завышение в паспортных данных технических характеристик. В этом случае страдает уже конечный потребитель, не подозревая, что приобретает товар, который не соответствует заявленным характеристикам.

Объем, и доли рынка поршневых компрессоров.

В настоящее время достаточно сложно оценить в полной мере существующий объём российского рынка поршневых компрессоров, выраженный в количественном или денежном эквиваленте, так как серьёзных исследований не проводилось, а информация от компаний поставщиков носит закрытый характер и составляет коммерческую тайну. Не случайно, в связи с этим Ассоциация РАТПЭ (Российская Ассоциация Торговых организаций и Производителей Электроинструмента и средств малой механизации) не так давно подписала «Хартию производителей и продавцов электроинструмента, садовой техники и средств малой механизации» - основная цель которой - повысить прозрачность рынка ввозимого в Россию электроинструмента, садовой техники и средств малой механизации (СММ). Это в немалой степени относиться и к ввозимым в страну поршневым компрессорам. РАТПЭ в настоящий момент располагает официальными данными об экспортируемом оборудовании с таможни РФ. Однако, всё еще существуют «серые схемы» ввоза. Помимо этого, есть еще продукция, производимая внутри России, а также ввозимая из стран СНГ по схеме Таможенного союза, данные которые нигде не фиксируются, и не учитываются.

Поэтому для более объективной «картинки» необходимы данные маркетинговых компаний, данные о продажах компаний, экспертные интервью.

Итак, объём рынка поршневых компрессоров примем равным следующему: импорт поршневых компрессоров в Россию + производство поршневых компрессоров в России + ввезенные компрессоры из стран СНГ. Сложив имеющиеся данные, получаем, что продажи поршневых компрессоров в России составляют порядка 10-12 тыс. штук в месяц, соответственно это 120-144 тыс. штук в год. Что совпадает с мнением экспертов, которые оценивали докризисный рынок поршневых компрессоров в России примерно в 15 тыс. штук ежемесячно. Если переводить полученные данные в рублёвый эквивалент, получаем, что объём рынка поршневых компрессоров составляет порядка 2 млрд. руб. в год или по текущему курсу порядка 30 млн. долл.

Для большей объективности данных «разобьем» поршневые компрессоры на ряд классов (категорий):

Гаражно-бытовые компрессоры с ёмкостью ресивера 24-50 литров, мощностью до 2,2 кВт.;

Полупрофессиональные компрессоры с ёмкостью ресивера от 50 до 100 литров мощностью до кВт.3;

Профессиональные поршневые компрессоры с ёмкостью ресивера от 100 до 1000 литров мощностью до 11 кВт.;

Однако было бы неправильно выделять классы только на основе объёма ресивера, безусловно, первостепенное значение имеют производительность поршневого компрессора (л./мин.) и мощность двигателя (Квт.). Эта вводная необходима для того, чтобы более четко выразить объём российского рынка поршневых компрессоров. Так как для каждого сегмента существует свой объём рынка. Одни компании ориентированы работать только на продажи маломощных компрессоров с ёмкостью ресивера до 50 литров, другие, наоборот, уделяют больше внимания профессиональной компрессорной технике.

Рассмотрим совокупный рынок поршневых компрессоров со всеми сегментами, а именно: гаражно-бытовых компрессоров, поршневых компрессоров полупрофессионального назначения и профессиональное компрессорное оборудование. Согласно рисунку 1 и таблице картина получается следующая: лидерство на российском рынке поршневых компрессоров занимает торговая марка « Fubag», имеющая 20 % доли рынка. Далее с большим отрывом следует торговая марка « Remeza» с долей рынка 9 %. Наконец, тройку лидеров с 6 % долей рынка замыкает бренд « Denzel» - торговая марка, принадлежащая московской компании «Мир инструментов». Такой объем поршневых компрессоров компании удалось продать во многом благодаря сотрудничеству с одной из крупнейших федеральных сетей в России - «Леруа Мерлен» . Практически аналогичная ситуация и с брендом «Аэрус» - торговая марка поршневых компрессоров, которая кроме как в «Леруа Мерлен» больше нигде не продается, тем не менее в первом полугодии 2015 г. уверенно занявшая 5 % рынка. По 4 % заняли торговые марки: « ELITECH» и « GARAGE » - бренды торговых компаний «Лит Трейдинг» и «Оптимист» соответственно. Отдельного упоминания заслуживает торговая марка « Quatro Elementi » Ergus »), принадлежащая питерской оптово-розничной компании «Северные Стрелы». Ранее компрессорное оборудование имело два названия одновременно: « Quatro Elementi » и « Ergus ». В этом году решено было оставить только « Quatro Elementi » . Если считать совокупные продажи «двух» брендов, то получится 4 % от общей доли рынка. Компания не стремится развивать компрессорную тематику, остановившись на гаражно-бытовой линейке, во многом повторяя путь « Fubag » и « ELITECH» в своем позиционировании на рынке. Те же 4 % имеет и российский бренд « PRORAB » от одноименной компании, производящей свою продукцию в Китае и никогда этого не скрывавшей. По 3 % российского рынка имеют торговые марки: « Wester » , « PATRIOT » , « METABO » .

Немногим менее половины, занимают остальные бренды, каждый по 1-2 %. Это можно видеть из диаграммы.

В первой половине 2015 г. в России всего было продано 82 008 шт. поршневых компрессоров. Было бы справедливым обозначить, что данные совокупно считают продажи всех поршневых компрессоров, не вычленяя их по классу с прямой передачей или ременной. Что не дает полностью объективной информации. Поэтому принято считать, что соотношение продаж компрессоров с прямой передачей к «ременным» составляет примерное процентное отношение 70/30. Но и такой подход будет не сосем верным, если его просто взять и математически применить без учета ассортимента самих компаний. Так как некоторые из них просто не имеют в своей матрице тех или иных групп, к примеру, у « Comrag» нет линейки гаражно-бытовых компрессоров, так как компания специализируется исключительно на промышленном сегменте, а торговая марка « GARAGE» - это компрессоры исключительно cпрямой передачей, хоть компания «Оптимист» и планирует пополнить матрицу «ременниками».

С учетом этих данных, статистики и проведенных опросов получим следующие данные: на рынке компрессоров с прямой передачей лидирует всё та же марка « Fubag». Остальные марки +/- 1 % практически повторяют результат общих данных, за исключением бренда « Remeza», который полностью ушел в сегмент полупрофессиональных и профессиональных компрессоров.

Если взглянуть на рынок компрессоров с ременной передачей, то здесь данные куда как интереснее. Можно сказать, что в полной мере рынок поделен тремя марками: « Fubag» , « Remeza» и «АСО». При этом первые две совокупно занимают 45 % рынка. Но лидерство в компрессорах с ременной передачей принадлежит все же бренду «Remeza».

Если посмотреть на ассортимент промышленных компрессоров, то с точки зрения товарного предложения более полно его отражает ассортимент торговых марок « Remeza» и «АСО». К примеру, « Fubag» не имеет в своей матрице компрессоров на ресивере в 500 литров или тандемов.

Далее можно посмотреть, как полученные данные коррелируют с ценовой сегментацией, которую можно провести на основе анализа цен основных торговых марок, представленных на российском рынке. Изучив ценовое предложение от доминирующих компаний на рынке, получаем следующую ценовую пирамиду:

Таким образом, проведя ценовую сегментацию и сопоставив её с полученными данными по рынку можно сделать несколько выводов. Во-первых, наиболее сильно в объемах продаж в первом полугодии 2015 г. потеряли, прежде всего «итальянские марки: « FIAC» , « ABAC» в силу своего ценового фактора. Наибольшую представленность на рынке имеют бренды, которые можно отнести к эконом-сегменту и это не случайно: конкуренция по цене самый простой путь, особенно в условиях потребительской экономии. Торговые марки, входящие в «золотую середину» идут либо по пути «специализации», либо пытаются найти другие, отличительные признаки в общем ряду схожего товара и заложить их ценность в стоимость бренда. Такие бренды, как показывает практика, в долговременной перспективе имеют стабильный интерес потребителей, в отличие от марок «noname», которые выстреливают краткосрочно по цене, а затем уходят в «небытие». В качестве примера, один из крупнейших проектов последних лет - «Aiken». И такие примеры будут возникать и далее, по мере развития культуры потребления. В настоящий момент, чтобы завоевать место на рынке на долговременной основе, мало предложить на рынке компрессоры, произведенные в Китае, которые отличаются от остальных только цветом и логотипом и имеют более интересные цены, мало провести ребрендинг, сменив один логотип на другой (в случае с Ergus), необходимо более комплексно подходить к пониманию потребностей покупателя, будь то физическое лицо или промышленное предприятие. А это значит, исходить из нужд потребителей, найти в продукте отличительные качества от конкурентов, представленных на рынке, оказывать качественный предпродажный и послепродажный сервис, не вводить потребителя в заблуждение «техническими приписками» и многое другое, что позволяет влиять на предпочтения конечных покупателей. В зависимости от того как поведут себя компании, которые сейчас занимают доминирующее положение на рынке поршневых компрессоров, зависит, сумеют ли они сохранить или упрочить свое положение. А кризис как всегда является лакмусовой бумажкой: способностью одних использовать его как возможность для увеличения своей доли на рынке и невозможностью других выдерживать конкурентный натиск. О том, изменится ли текущее положение на рынке поршневых компрессоров, какие игроки увеличат свое присутствие на рынке, а какие уменьшат, мы узнаем совсем скоро - в конце года.

Пневмомагазин.ру

Благодаря жаркой погоде лета 2016 года объемы продаж систем кондиционирования выросли, существенно снизив складские запасы, и позволили рынку компрессоров для бытовых кондиционеров восстановиться до уровня 2014 года. Вместе с тем неблагоприятные тренды в мировой экономике не способствовали увеличению рынка компрессоров для полупромышленных систем кондиционирования.

Общемировая тенденция повышения продовольственной безопасности заставляет многие развивающиеся страны вплотную заниматься технологиями и оборудованием для создания «холодильных цепочек». Благодаря этому спрос на компрессоры для холодильной техники в 2016 году продолжал расти, несмотря на некоторое замедление темпов роста этого сегмента рынка.

Ротационные компрессоры

В 2016 году объем рынка ротационных компрессоров достиг 140 миллионов штук, показав рост на 11,2% по сравнению с предыдущим годом. Из них 107,3 миллиона пришлись на Китай. Объем рынка Юго-Восточной Азии составил 18,9 миллиона компрессоров данного типа: 4,1 миллиона штук были проданы в Индии, 3,2 миллиона - в Японии, 2,6 миллиона - в Ближневосточном регионе, 2,2 миллиона - в Бразилии, 2 миллиона - в странах Европы, 1,5 миллиона - в США.

Производство ротационных компрессоров сконцентрировано в Азии, прежде всего в Китае, а также в Таиланде, Японии и Малайзии.

Ужесточение требований к энергоэффективности оборудования в ряде ведущих стран способствует росту производства и продаж инверторных ротационных компрессоров. Применение инверторных технологий значительно улучшает производительность компрессора при неполной нагрузке, причем эффективность тепловых насосов не падает даже в холодном климате.

Производимые в Японии двухступенчатые ротационные компрессоры для холодильного оборудования пользуются огромным спросом в Европе, где конкурируют с компрессорами спирального типа.

Хладагенты

Ротационные компрессоры, как правило, предназначены для работы с такими хладагентами, как R410A и R22. Китайские компании в последнее время расширяют производство инверторных компрессоров, использующих R410A.

При поддержке Многостороннего фонда Монреальского протокола в Китае были изготовлены компрессоры ротационного типа для работы с хладагентами нового поколения - R32 и R290 (пропан). Однако в полном объеме на рынке эти компрессоры пока не появились. Ожидается, что в этом году в Китае будет окончательно решено, какой хладагент - R32 или R290 - станет основной заменой озоноразрушающих фреонов.

В Японии выбор уже сделан, там стремительно осуществляется переход на использование R32 в бытовых кондиционерах.

Из стран Юго-Восточной Азии доля бытовых кондиционеров на R32 велика в Таиланде, Индонезии и Вьетнаме. В других государствах региона - на Филиппинах, в Малайзии, Сингапуре - продажи такого оборудования пока только начинают набирать обороты.

Уже разработаны ротационные компрессоры для холодильного оборудования, использующие гидрофторолефиновую смесь R448A с низким потенциалом глобального потепления.

Спиральные компрессоры

Без учета изделий, выпущенных производителями для собственных нужд, объем рынка компрессоров спирального типа в 2016 году составил 14 миллионов штук, что больше показателей предыдущего года на 3,6%. Стимулом роста является спрос на VRF-системы.

Спиральные компрессоры все чаще используются в тепловых насосах «воздух - вода», в этом сегменте наиболее перспективен рынок тепловых насосов для холодного климата стран Северной Европы. Подобные устройства применяются там как для отопления, так и для нагрева воды в санитарно-гигиенических целях.

Благодаря своей компактности и производительности спиральные компрессоры находят применение и в холодильном оборудовании.

Япония поставляет спиральные компрессоры, использующие в качестве хладагента диоксид углерода, в страны Европы и в Австралию. Там эти компрессоры устанавливаются в водонагреватели, работающие по принципу теплового насоса, а также в холодильные системы.

Во всем мире набирают популярность гибридные транспортные средства. Поскольку спиральные компрессоры с электрическим приводом не создают дополнительной нагрузки на двигатель, их применение в транспортном машиностроении представляется весьма перспективным.

Разработка компрессора с параллельной конфигурацией расширила область применения устройств спирального типа, позволив использовать их там, где традиционно применялись винтовые компрессоры.

Винтовые компрессоры

Объем мирового рынка винтовых компрессоров составил в 2016 году 139 000 единиц оборудования. Умеренный рост продаж на эти устройства - на 1,2% - наблюдался в Китае, где в числе основных потребителей выступают строительная и холодильная отрасли. Вырос интерес к винтовым компрессорам в странах Юго-Восточной Азии и в Индии. В то же время европейский рынок винтовых компрессоров испытал падение на 5,6%, в США продажи сократились на 1,8%.

Холодопроизводительность отдельного винтового компрессора составляет от 70 до 1758 киловатт. В дополнение к компрессорам традиционной конструкции разработаны устройства сдвоенного и трехроторного типов. У трехроторных винтовых компрессоров роторы короче, а эффективность и надежность выше, чем у устройств сдвоенного типа той же производительности.

Применение в системах кондиционирования воздуха

Основная область применения винтовых компрессоров - чиллерные системы воздушного и водяного охлаждения, рекуперационные системы и льдоаккумуляторы. В воздушном кондиционировании они все чаще приходят на замену устройствам поршневого типа. Почти все производители из Европы, США и Японии увеличили поставки винтовых компрессоров в Китай для использования в системах кондиционирования.

Интеграция азиатских компаний в европейский рынок чиллеров призвана серьезно изменить структуру спроса и предложения винтовых компрессоров в самом ближайшем будущем.

В сегменте воздушного кондиционирования винтовые компрессоры вытесняются мощными спиральными компрессорами, в том числе установками из нескольких компрессоров, работающих параллельно, а также устройствами центробежного типа с магнитной подвеской ротора. Это неизбежно ведет к сокращению объемов рынка винтовых компрессоров. Ряд производителей уже переключился на производство винтовых компрессоров исключительно для систем промышленного и торгового холода.

Применение в холодильной отрасли

Рынок систем охлаждения для пищевых продуктов стабильно растет в странах и регионах с развивающейся экономикой, таких как Китай, Юго-Восточная Азия, Индия. Спрос на оборудование для холодильных цепочек в определенной степени стимулирует и производителей винтовых компрессоров. Устройства этого типа, например, все шире используются в таких специальных областях, как морские суда-рефрижераторы. Тем не менее наибольшим спросом пользуются небольшие компрессоры мощностью 52 киловатта для замены поршневых устройств, работающих в холодильниках супермаркетов и продуктовых магазинов шаговой доступности. Растет потребность и в компактных устройствах с инверторным управлением.

Значительная доля рынка винтовых компрессоров для холодильной техники принадлежит европейским компаниям, специализирующимся именно на этом виде продукции. Они производят компрессоры в Европе, а также собирают на своих азиатских фабриках для отправки на экспорт.

Хладагенты

В сегменте воздушного кондиционирования уже произошел переход от R22 к таким хладагентам, как R134a и R407C. Некоторые европейские производители продвигают винтовые компрессоры, работающие на гидрофторолефине HFO‑1234ze. Однако экологические нормы в различных странах значительно различаются, и в каждом конкретном случае производители стараются подобрать решение, удовлетворяющее требованиям местного рынка.

Поршневые компрессоры

На фоне серьезного падения продаж поршневых компрессоров для систем кондиционирования воздуха спрос на подобные устройства для холодильной техники год от года растет.

Поршневые компрессоры, применяемые в холодильных системах, отличаются широким диапазоном холодопроизводительности, что позволяет их использовать как в бытовом спектре холодильной техники, так и в коммерческом и даже промышленном оборудовании.

Спрос на полугерметичные поршневые компрессоры составил в 2016 году 178 000 штук, продемонстрировав тем самым рост на 3,3% по сравнению с 2015 годом. Это в особенности касалось компрессоров для промышленного оборудования и холодильных складов.

Китайские производители, ранее поставлявшие в Европу герметичные поршневые компрессоры для коммерческого оборудования небольшой мощности на условиях OEM, теперь сфокусировались на приобретении местных европейских брендов.

Хладагенты

Герметичные поршневые компрессоры для холодильного оборудования, использующего в качестве хладагентов пропан (R290) и диоксид углерода, созданные некоторое время назад, позволили этому виду устройств получить статус «дружественных к окружающей среде». На рынке появляются полугерметичные компрессоры, рассчитанные на работу с гидрофторолефинами.

Распространение в Европе, Китае и США тепловых насосов, работающих на диоксиде углерода (в том числе типа «воздух - вода»), поддерживает спрос на полугерметичные поршневые компрессоры.

Компрессоры центробежного типа

По сравнению с предыдущим годом объем мирового рынка компрессоров центробежного типа вырос в 2016 году на 8,2%, составив 17 000 единиц оборудования. Причиной роста стал быстро развивающийся сегмент устройств с магнитной подвеской ротора.

Крупнейшими потребителями чиллеров на базе компрессоров центробежного типа являются США и Китай. В этих же странах в основном сконцентрировано и их производство.

В последнее время увеличились объемы экспорта холодильных машин из США и Китая на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию.

Внедрение инверторного управления и безмасляных технологий позволило повысить эффективность работы компрессоров при частичной нагрузке. Спрос на не требующие смазки устройства особенно высок в США.

Развитие рынка и разумное ценообразование способствуют расширению областей применения чиллеров на базе безмасляных компрессоров центробежного типа. Современные машины с компрессорами на магнитной подвеске развивают холодильную мощность более 3500 киловатт, что позволяет им конкурировать с устройствами на базе традиционных центробежных компрессоров.

В дополнение к промышленным гигантам из Европы и США технологию магнитной подвески осваивают китайские и тайваньские производители.

Хладагенты

Основной хладагент для центробежных компрессоров - R134a. В качестве замены ГФУ- и ГХФУ-хладагентов в этом сегменте компании из Японии и США протестировали гидрофторолефин с низким потенциалом глобального потепления HFO‑1234ze. Существуют также экологически безопасные чиллеры на базе компрессоров центробежного типа, использующие в качестве хладагента воду.

Проблемы и направления развития

К основным трендам на мировом рынке компрессоров можно отнести внедрение инверторных технологий, использование параллельной конфигурации, интеграцию с инженерными системами объекта и организацию пред- и послепродажного обслуживания.

Дифференциация продукции

Всем основным типам компрессоров, будь то ротационные, спиральные, поршневые или центробежные, соответствует конкретный вид оборудования в каждой из областей применения. При этом наблюдаются две тенденции: дальнейшее разделение категорий оборудования на более узкие подкатегории и повышение мощности компрессоров, позволяющее им проникать в нетрадиционные для себя категории.

Так, в сфере воздушного кондиционирования повышение мощности спиральных компрессоров дает возможность использовать их вместо винтовых устройств номинальной мощностью 22,3–44,6 киловатта. Аналогично компрессоры центробежного типа небольшой мощности вытесняют винтовые компрессоры номинальной мощностью 75–223 киловатта. В холодильной индустрии спиральные компрессоры конкурируют с полугерметичными поршневыми устройствами малой и средней мощности.

Несмотря на разнообразие видов компрессоров, в некоторых специфических областях применения продолжает доминировать какой-то один тип. Например, спиральные компрессоры преобладают в сегменте полупромышленных кондиционеров воздуха производительностью от 4,5 до 22,3 киловатта. Для холодильного оборудования производительностью до 22,3 киловатта, а также для новых систем субкритического цикла на диоксиде углерода в основном используются полугерметичные поршневые компрессоры. Спиральные и винтовые устройства в этом сегменте не так распространены.

В чиллерах холодопроизводительностью свыше 223 киловатт применяются главным образом компрессоры центробежного типа.

Смена стратегии

Производители климатического оборудования меняют стратегию, переключаясь с конкурентного рынка бытовых кондиционеров воздуха на более прибыльные полупромышленные системы, этому способствует и увеличение мощности ротационных компрессоров - некоторым японским компаниям удалось довести ее до 15 киловатт.

Чтобы удовлетворить диверсифицированный спрос, производители компрессоров расширяют ассортимент продукции. Компании, специализирующиеся на ротационных или винтовых компрессорах, теперь предлагают и спиральные модели.

Организации массового производства компрессоров в Китае в настоящее время препятствует выросшая стоимость рабочей силы, и чтобы снизить себестоимость продукции, компании-производители вынуждены повсеместно внедрять автоматизацию техпроцессов, включая применение промышленных роботов.

Инверторные технологии

В целом ряде стран действуют весьма строгие нормативы по энергоэффективности машин и оборудования, распространяющиеся в том числе на кондиционеры воздуха и холодильные агрегаты. Соответствовать этим нормам помогает инверторное управление компрессором, которое было впервые применено на ротационных компрессорах и затем перешло на устройства спирального типа. Однако инверторные компрессоры до сих пор отличаются гораздо более высокой начальной ценой по сравнению с неинверторными устройствами. Ключевым фактором, способствующим их распространению, является возможность окупить начальную стоимость за счет снижения эксплуатационных расходов.

Как правило, ранее инверторные контроллеры продавались отдельно от компрессоров, сейчас же растет доля компрессоров с уже встроенным инвертором.

Еще одна интересная тенденция - появление электродвигателей постоянного тока, предназначенных для использования в компрессорах центробежного типа. Ранее такие моторы применялись в основном в маломощных воздушных кондиционерах.

Безмасляные технологии

Компрессоры, использующие безмасляные технологии, привлекают повышенное внимание рынка, так как отличаются более низкими расходами на эксплуатацию и обслуживание, а также меньшим энергопотреблением.

Безмасляные компрессоры центробежного типа с магнитной подвеской применяются в настоящее время уже довольно широко. Холодопроизводительность таких устройств сегодня достигает 3500 киловатт. Их основными потребителями являются Северная Америка, Европа и Австралия. Ожидается увеличение спроса на безмасляные компрессоры в Китае, Индии и Бразилии.

Помимо этого, рынок вновь проявляет интерес к керамическим подшипникам. Растет и число производителей, использующих технологию газовой смазки.

Тепловые насосы

Список видов оборудования, использующего компрессоры, обеспечивающие работу в режиме теплового насоса, уже включает бытовые и полупромышленные кондиционеры воздуха, VRF-системы и даже чиллеры. Кроме того, такие компрессоры активно применяются в водонагревателях.

В Китае развитие рынка тепловых насосов стимулируется политикой перехода от угля на электричество. Бенефициарами такой политики стали производители ротационных и спиральных компрессоров.

Многие компании предлагают тепловые насосы «воздух - вода» с компрессорами повышенной производительности, обеспечивающей возможность эксплуатации в холодном климате.

Прогноз на 2017 год

Изменение политики США в области экологии, налогов и международной торговли окажет влияние на мировую компрессорную индустрию. Колебания нефтяных цен на Ближнем Востоке, выход Великобритании из ЕС, политическая ситуации в Турции также станут причиной нестабильности на рынке.

Тем не менее, по мнению экспертов, экономический рост в Китае и Юго-Восточной Азии должен стимулировать увеличение объема мирового рынка компрессоров в 2017 году.

По материалам JARN

Будь в курсе новинок и трендов

Подпишитесь на рассылку Ассоциации Предприятий Индустрии Климата (АПИК) и с периодичностью 1 раз в 2 недели мы будем присылать Вам новости климатической индустрии, результаты маркетинговой деятельности, приглашения на события отрасли.

В сфере производства, обслуживания и ремонта часто используется пневматический инструмент. Для его работы требуется источник сжатого воздуха, способный обеспечить необходимый расход газа с определенным повышенным давлением. В этих целях обычно применяется поршневой компрессор. Подобные агрегаты выпускают десятки не только солидных, но и не очень известных фирм, чья продукция в избытке представлена в павильонах специализированных магазинов. Предложенный здесь рейтинг поршневых компрессоров 2018 года призван помочь неискушенному покупателю приобрести действительно качественное устройство для производственных или бытовых нужд.

Один из самых удобных компрессоров для дома и гаража при доступной стоимости 9000 рублей обладает приемлемыми техническими характеристиками. У него электрический двигатель мощностью 1,8 кВт, работающий от стандартной бытовой сети напряжением 220 V. Конструкцией предусмотрен один цилиндр с масляной системой смазки, способный обеспечить расход воздуха 260 л/мин под давлением 8 бар.

Ресивер объемом 50 литров обеспечивает необходимый запас и эффективно сглаживает колебания давления. Для подключения пневматического инструмента предусмотрен штуцер на 3/8 дюйма с быстроразъемным соединением. Все движущиеся детали скрыты внутри пластикового корпуса. У аппарата компактные размеры, а вес всего 27 кг, что при наличии двух колес и удобной ручки позволяет без проблем перемещать его в пределах рабочей зоны.

  • надежная конструкция;
  • длительный срок службы;
  • высокая мобильность;
  • безопасность эксплуатации;
  • минимальное техническое обслуживание;
  • выгодная цена.
  • производительность и объем ресивера рассчитаны на обеспечение воздухом одного потребителя;
  • пластмассовые детали требуют бережного отношения.

Простой и надежный воздушный компрессор для профессиональной работы обеспечивает подачу до 440 л/мин сжатого воздуха с давлением 10 атм. Он оснащен электрическим двигателем мощностью 2,2 кВт, подключаемым к сети 220 В, двумя чугунными цилиндрами и ременной передачей, легко сглаживающей пиковые нагрузки. У него есть ресивер на 50 литров с колесной парой, двумя прочными опорами и рукоятью для перемещений.

К особенностям модели следует отнести наличие надежной защиты двигателя от перегрузок, сменного воздушного фильтра, клапана сброса давления, пневматического автомата отключения электроэнергии . Конструкцией предусмотрена быстрая замена выходных штуцеров под разных потребителей. При этом возможно регулирование расхода по любому направлению. Весит комплект 47 кг. Цена всего агрегата не превышает 20 000 рублей.

  • хорошая производительность при достаточно высоком рабочем давлении;
  • солидный набор защитных функций:
  • удобный узел управления с контролем давления по двум манометрам;
  • возможность подключения нескольких потребителей;
  • мобильность;
  • 5 лет гарантии.
  • не закрыта ременная передача;
  • небольшой объем ресивера.

8. Elitech КПМ 200/24

Отличный компрессор для мобильного использования и решения разовых задач подойдет для покраски, обслуживания автотранспорта и обеспечения сжатым воздухом различного пневматического инструмента. При небольших габаритах 605х625х280 мм и массе 25 кг он создает избыточное давление 8 атмосфер с расходом до 200 л/мин. Два колеса и удобная рукоятка обеспечивают подвижность и маневренность аппарата.

Компрессорный узел состоит из двух цилиндров, работающих по одноступенчатой схеме сжатия. Алюминиевый корпус при необходимой прочности обеспечивает эффективный отвод тепла. Прямой привод для безопасности эксплуатации закрыт пластиковым коробом.

Важно! Быстрый доступ к воздушному фильтру обеспечивает легкость очистки и замены.

Объем ресивера 24 л. Подключение инструмента – рапидное. Напряжение питания 220 вольт. Потребляемая мощность 1,5 кВт. Стоит эта небольшая модель всего 6000 рублей.

  • компактные размеры и малый вес;
  • удобная конструкция;
  • простое обслуживание;
  • хорошее охлаждение;
  • устойчивые ножки с резиновыми накладками.
  • расход и давление подходят для ограниченного набора решаемых задач.

Elitech КПМ 200/24

Эта модель итальянского бренда не случайно вошла в топ компрессоров для гаража, авторемонтных мастерских и строительства. Она оснащена надежным однофазным электромотором мощностью 2,2 кВт, работающим от сети 220 вольт. Компактный блок сжатия воздуха состоит из одного цилиндра, который дает 310 л/мин сжатого газа с давлением 10 атмосфер. Разработчик предусмотрел типичный для такой производительности горизонтальный ресивер на 50 литров , к которому снизу крепятся два колеса и опора.

Блок цилиндра выполнен из чугуна и алюминия, и имеет рельефную поверхность, улучшающую теплоотдачу. Весит такой агрегат 36,5 кг, что позволяет перемещать его силами одного человека. Стоит эта модель 24-25 тысяч рублей.

  • высокая производительность;
  • компактная конструкция с надежным защитным кожухом;
  • эффективная система смазки;
  • удобное регулирование давления;
  • европейское качество использованных материалов.
  • единственная опорная ножка не всегда обеспечивает должную устойчивость.

Этот поршневой коаксиальный аппарат с прямым приводом относится к семейству безмасляных компрессоров, применяемых в ситуациях с повышенными требованиями к чистоте воздуха за исключением медицины, пищевой и косметической промышленности . Он работает от однофазной электрической сети, потребляя 1,5 кВт энергии.

При объеме ресивера 24 литра габариты компрессора составляют всего 620х340х580 мм. Весит он 24 кг. Такой модели всегда найдется место в гараже или небольшой мастерской, где вы всегда сможете его использовать для авто, каких-либо ремонтных или технических нужд. Она дает до 220 л/мин сжатого до 8 атмосфер воздуха. Приобрести этот надежный и компактный агрегат можно всего за 9500 рублей.

  • удобная регулировка и контроль рабочего давления;
  • прочный кожух;
  • защита двигателя от перегрева;
  • простой запуск;
  • малый вес и размеры;
  • отсутствие масляных включений в подаваемом воздухе.
  • небольшая производительность;
  • короткий кабель.

5. Remeza СБ 4/C-100 LB 30 A

Один из самых удобных в эксплуатации масляных компрессоров белорусского производства широко используется в шиномонтаже, при строительстве и ремонте различного оборудования. Его подключают к обычной электрической сети 220 вольт. Обладая собственным весом 88 кг, он достигает производительности 420 л/мин. Рабочее давление 10 атмосфер создается двумя цилиндрами. Для сглаживания амплитуды колебаний и набора некоторого запаса воздуха предусмотрен горизонтальный ресивер объемом 100 л. Потребляемая мощность 2,2 кВт.

Подключение инструмента производится посредством рапидного соединения . У данного аппарата хорошая система воздушного охлаждения, надежная защита ременной передачи, компактный узел управления и контроля, устойчивая опора и колесная пара для облегчения перемещений. Стоит он около 30 000 рублей.

  • высокая надежность;
  • мобильность;
  • компактная компоновка;
  • гарантия производителя 1 год.
  • недостаточная производительность для подключения нескольких потребителей.

Remeza СБ 4/C-100 LB 30 A

Лучший воздушный компрессор для крупной ремонтной мастерской от надежного итальянского производителя, предназначенный для пневматического инструмента с рабочим давлением 16 бар. Для этого здесь реализована двухступенчатая система сжатия воздуха. Мотор подключается к трехфазной электрической сети и потребляет до 7,5 кВт электроэнергии. Производительности агрегата 850 л/мин с запасом хватит для работы нескольких устройств-потребителей. На стороне нагнетания предусмотрены байонетные разъемы диаметром ¾ и ¼ дюйма.

Этот мощный компрессор с ременным приводом весит 250 кг и предназначен для стационарной установки внутри закрытого помещения.

Важно! Горизонтальный ресивер емкостью 500 литров на четырех опорах позволяет значительно сократить число пусков и остановов мотора в случае неполной загруженности, что благотворно сказывается на продлении его ресурса. Впрочем, автоматическая защита от перегрузок гарантирует безаварийную работу оборудования и в непрерывном режиме.

Рыночная цена такого устройства колеблется на уровне 90-100 тысяч рублей.

  • большая максимальная производительность;
  • высокое давление;
  • надежный способ смазки;
  • удобная система управления;
  • эффективная защита двигателя.
  • отсутствие мобильности;
  • высокая стоимость.

Надежная «рабочая лошадка» из мира поршневых компрессоров, разработанная немецкими инженерами, отлично справится с любой профессиональной работой с применением пневматического инструмента. Ее с удовольствием приобретали ремонтные организации в 2017 году, и сейчас она остается на пике популярности.

Модель оснащена однофазным электродвигателем мощностью 2,2 кВт, связанным посредством ременной передачи с двумя цилиндрами сжатия. Используется масляный способ смазки. Выходные характеристики: давление 10 атмосфер, производительность 315 л/мин. Ресивер объемом 50 литров выполнен из качественной стали и не боится коррозии. Общий вес изделия 52 кг. Для удобства перемещений оно оснащено двумя большими резиновыми колесами и парой поворотных роликов. Стоимость компрессора 37 тысяч рублей.

  • универсальные характеристики;
  • легкий запуск;
  • длительный срок службы;
  • качественная сборка;
  • компактная конструкция и надежный защитный кожух;
  • удобство настройки и обслуживания.
  • сложность фиксации на наклонной поверхности.

Профессиональный аппарат подачи сжатого воздуха для стационарной установки в производственных цехах и крупных ремонтных мастерских работает от трехфазной электрической сети напряжением 380 вольт. Он весит 143 кг и опирается на четыре ножки, приваренные к горизонтальному ресиверу объемом 100 литров.

Агрегат оснащен мощным двигателем на 5,5 кВт, тремя рабочими цилиндрами с масляным типом смазки, ременным приводом, эффективной системой воздушного охлаждения. Производительность достигает 950 л/мин. Максимальное давление на выходе 10 атмосфер контролируется двумя манометрами и регулируется с помощью запорной арматуры. Пневмоинструмент подключается посредством байонетного соединения . Стоит такая модель около 60 000 рублей.

  • высокая производительность;
  • большой запас воздуха;
  • надежная конструкция;
  • простая эксплуатация;
  • хорошее охлаждение.
  • отсутствие мобильности;
  • не везде есть возможность подключения к трехфазной сети.

Один из лучших по качеству сборки поршневых компрессоров характеризуется универсальной производительностью 360 л/мин и давлением 10 бар . Он работает от стандартной электрической сети 220 вольт, потребляя 2,2 кВт электроэнергии. Агрегат отличается простотой управления, минимальным техническим обслуживанием и длительным сроком службы. У него два цилиндра, ременный привод и эффективный обдув.

Ресивер объемом 100 литров обеспечивает необходимый запас воздуха и сглаживает колебания давления. Вес устройства достигает 80 кг, поэтому для его перемещения предусмотрены колесная пара, поворотный ролик и рукоять. Стоимость модели 31000 рублей.

  • оптимальное соотношение цены, потребляемой мощности и выходных характеристик;
  • безопасная конструкция;
  • хорошее охлаждение;
  • защита двигателя от перегрузок;
  • устойчивая работа на любых режимах;
  • длительный срок службы.
  • отсутствуют.



Заключение

Конструкция и технические возможности компрессорного оборудования от большинства уважаемых производителей во многом сходны. Отличия чаще всего касаются компоновочных решений и применяемых материалов. Если вы точно знаете, для каких нужд вам нужен воздушный компрессор, и каким параметрам он должен соответствовать, вам остается лишь выбрать фирму, которой можно доверять, и подобрать подходящую модель из предложенного ей ассортимента.

Винтовые компрессоры окружает большое количество мифов. Вспомним основные из них и попробуем рассмотреть их подробнее.

Миф первый: чем выше заявленный ресурс винтовой пары, тем компрессор лучше

Информация о ресурсе винтовой пары (или о ресурсе подшипников винтовой пары) в устах умелых продавцов винтовых компрессоров является одним из основных аргументов, характеризующих высокое качество (надежность) предлагаемой ими продукции. Действительно, заявления о ресурсе в 50000-100000 часов работы вызывают уважение. Иногда этот же аргумент имеет несколько иное звучание: «ресурс работы компрессоров серии … составляет более 70000 часов без капитального ремонта. Это означает, что Ваш компрессор будет непрерывно работать около 10 лет».

10 лет непрерывной работы, безусловно, серьезный результат. Но можно ли быть абсолютно уверенным в том, что компрессор на самом деле отработает 70000 часов? Давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, отметим, что наработка в 70000 часов (а, может, даже и больше) возможна лишь в определенных условиях. Но ведь у каждого потребителя свои условия работы, зачастую, довольно сильно отличающиеся от «тепличных». Понятно, что при прочих равных условиях компрессор, установленный на фармацевтической фабрике, отработает гораздо больше, чем компрессор в цехе цементного завода. Не случайно чистота помещения, чистота компрессора, чистота воздуха, поступающего в компрессор – это важнейшие факторы, влияющие на продолжительность его работы. Другим немаловажным фактором является своевременно и квалифицированно проведенное техническое обслуживание.

Кстати, всем, кто говорит о ресурсе в десятки тысяч часов, можно задать вопрос о сроке гарантии на компрессор. Простейший математический расчет показывает, что при ежедневной круглосуточной работе в течение года компрессор отработает – 24 х 365 = 8760 часов. Поэтому если срок гарантии составляет всего 1 год, то в случае выхода компрессора из строя при наработке, превышающей 8760 часов, ремонтировать его придется уже за деньги.

Вот почему не стоит ориентироваться на заявления производителя о сроке службы винтового блока. Этот параметр попросту непроверяемый (при покупке компрессора, по крайней мере), потому что проверить его можно единственным способом – временем.

Миф второй: использование винтового блока известного производителя – залог высокой надежности винтового компрессора

Винтовой блок по праву считается «сердцем» компрессора. Известно, что в мире совсем немного производителей винтовых блоков. Поэтому большинство компаний, выпускающих компрессорную технику, используют «чужие» винтовые блоки на условиях аутсорсинга. И у потенциального покупателя часто создается впечатление о том, что если два компрессора разных производителей имеют одинаковое «сердце», то они имеют и примерно одинаковые эксплуатационные возможности.

Это серьезное заблуждение. Действительно, производители компрессоров всегда обращают особое внимание на использование высококачественных основных узлов изделия (в данном случае на винтовой блок). Конечно, винтовая пара является «сердцем» компрессора. Но это далеко не единственный элемент, влияющий на надежность всего компрессора в целом. Известная формула надежности гласит: «Надежность системы определяется надежностью ее самого слабого элемента». А слабым элементом обычно оказывается не винтовой блок, а какой-то другой элемент (электронный компонент компрессора, шланг, фильтр, реле и т.п.). Вот на них-то, в первую очередь, и экономят, чтобы удешевить продукцию.

В этой связи хочется привести один любопытный пример, о котором в свое время сообщалось в периодической печати. В сверхзвуковом реактивном англо-французском самолете «КОНКОРД» надежность основных бортовых систем выбрана таким образом, чтобы вероятность отказа с неопасными последствиями составляла не более 10 -5 , вероятность опасных отказов не более 10 -7 , а катастрофические поломки исчисляются вероятностью, меньшей 10 -9 . Иными словами, основное оборудование в самолетах рассчитано на очень высокую надежность. Однако, в 2000 г. «КОНКОРД» разбился, и причиной аварии, стал как раз незначительный эффект второстепенного узла.

Компрессор, конечно, не самолет. Но разве кому-то будет легче, если он выйдет из строя не из-за неисправности винтового блока, а по причине отказа небольшого электронного реле? Воздух-то он давать все равно не будет!

Миф третий: использование комплектующих компонентов известных производителей – залог высокой надежности винтового компрессора

Этот миф, в какой-то степени, является продолжением предыдущего. Сегодня ситуация на рынке такова, что наличие в комплектации компрессора компонентов, выпущенных под известными брендами, не всегда является гарантией надежности и качества.

Почему так? Как известно, большинство крупнейших мировых производителей уже переместило свое производство в Азию и, в первую очередь, в Китай. Конечно, продукция под маркой «made in China» не всегда является синонимом низкого качества. Но надежность производимого в Китае оборудования во многом зависит от уровня контроля со стороны головной компании. Если производство уже налажено и идет достаточно давно, то вполне возможно, что выпускается нормальная брендовая продукция. А вот на этапе запуска можно ждать самых неприятных сюрпризов.

Другая проблема китайского производства – это так называемые «серийные отказы». Довольно продолжительное время идет нормальная продукция, а потом вдруг неожиданно проявляется один и тот же серийный дефект.

Поэтому надежность компонентов компрессора сейчас зависит не только от бренда, но и от того, где они произведены. Одно дело, если это страны с многолетней, развитой культурой производства, и совсем другое, если это регионы, только начинающие свое восхождение к технологическим вершинам.

Миф четвертый: техническое обслуживание винтового компрессора заключается лишь в периодической замене расходных материалов

Лет десять назад, когда отечественный рынок стал активно наполняться винтовыми компрессорами, родился еще один миф. Говоря о преимуществах винтовых компрессоров перед поршневыми компрессорами, поставщики оборудования часто обращали внимание на то, что винтовые компрессоры гораздо проще в техническом обслуживании. А само техническое обслуживание винтового компрессора сводили лишь к периодической замене расходных материалов.

Это не совсем так. Ошибочно представлять техническое обслуживание винтового компрессора исключительно, как
замену расходных материалов. Помимо замены масла и фильтров в него входит еще целый ряд операций. Вот лишь неполный их перечень:

  • проверка крепления проводов к магнитным пускателям;
  • проверка натяжения (замена) приводных ремней;
  • проверка и протяжка резьбовых соединений;
  • проверка состояния масляных прокладок;
  • очистка радиатора;
  • проверка всасывающего клапана;
  • проверка термозащиты мотора;
  • проверка термозащиты винтовой группы;
  • смазка клапана минимального давления;
  • замена подшипников и прокладок винтовой пары;
  • - замена подшипников электродвигателя.

Конечно, у всех этих операций разная периодичность проведения. Например, если резьбовые соединения нужно проверять и протягивать при каждом обслуживании (через 2500-3000 часов), то замена подшипников электродвигателя и винтовой пары проводится не ранее чем через 20000 часов работы.

Различные операции технического обслуживания требуют и разной квалификации обслуживающего персонала. Если заменить расходные материалы и подтянуть резьбовые соединения вполне по силам даже техническим специалистам среднего уровня, то заменить подшипники в винтовом блоке смогут далеко не все специалисты официальных сервисных центров поставщиков оборудования.

Поэтому техническое обслуживание винтового компрессора является целым комплексом мероприятий, проведение которых требует как времени, так и соответствующей квалификации обслуживающего персонала.

Миф пятый: использование безмасляного винтового компрессора – единственный способ получить сжатый воздух высокого качества

Существуют две полярные точки зрения на качество сжатого воздуха, производимого винтовыми компрессорами. Производители безмасляных винтовых компрессоров позиционируют их как единственное оборудование, позволяющее полностью исключить риск содержания даже минимального количества масла в сжатом воздухе при его использовании в тех отраслях промышленности, где требования к качеству воздуха особенно высоки.

Им оппонируют компании, не производящие безмасляные компрессоры. Они говорят о том, что даже безмасляный компрессор не в состоянии произвести 100% безмасляный воздух. Почему? Дело в том, что любой компрессор всасывает в себя атмосферный воздух, чистота которого зависит от условий всасывания. А условия всасывания часто таковы, что в воздухе присутствуют и пары масла, и различные углеводороды, и твердые частицы. Уже в атмосферном воздухе концентрация этих веществ бывает довольно высокой. При сжатии же она повышается еще в несколько раз! Поэтому сжатому воздуху после безмасляного компрессора, так же как и после маслонаполненного компрессора, необходима подготовка (осушка и очистка).

А если это так, то зачем тогда переплачивать за более дорогой безмасляный компрессор? Достаточно поставить маслонаполненный компрессор с качественной системой подготовки и получить высочайшее качество сжатого воздуха.

В общем, спорить на эту тему можно очень долго, но факт остается фактом: в любом случае, использование безмасляного винтового компрессора без системы подготовки воздуха недопустимо. Ведь отсутствие в сжатом воздухе масла совершенного не означает отсутствия твердых частиц и влаги. Поэтому как после маслонаполненных компрессоров, так и после безмасляных компрессоров, используется оборудование для подготовки сжатого воздуха, обеспечивающее примерно одинаковое его качество.

Современные системы подготовки позволяют понизить содержание масла в воздухе до величины, не превышающей 0,01 мг/м 3 , что соответствует 1 классу чистоты (ISO 8573-1).

Миф шестой: чем меньше удельные затраты на единицу произведенного сжатого воздуха, тем компрессор лучше

Можно ли сравнивать компрессоры лишь на основании их удельной мощности? Рассмотрим следующий пример. Допустим, что у нас имеются два компрессора с мощностью двигателя 7,5 кВт. Производительность первого компрессора 1 м 3 /мин, производительность второго компрессора 1,2 м 3 /мин. Какой компрессор эффективнее?

Величина удельной мощности компрессора определяется отношением номинальной мощности электродвигателя к его производительности. В нашем примере у первого компрессора она составит 7,5 кВт/м 3 , у второго 6,25 кВт/м 3 . Таким образом получается, что второй компрессор эффективнее, так его энергетические затраты на единицу произведенного сжатого воздуха ниже. Но так ли это?

Формально – да. Однако при сравнении винтовых компрессоров двух разных производителей, ориентироваться на заявленную продавцом производительность нужно очень осторожно.

Во-первых, существуют различные методики определения производительности компрессора. Поэтому при сравнении величин производительности, следует уточнить, по какой методике проводились измерения. Если выяснится, что использовались разные методики, то сравнивать удельную мощность этих компрессоров нельзя ни в коем случае: такое сравнение будет просто некорректным.

А во-вторых, даже если методики измерения совпадают, то удельная мощность не всегда является тем параметром, который позволяет дать точную оценку энергоэффективности компрессора. Концепция производства винтовых компрессоров практически у всех производителей предполагает использование одной и той же винтовой
пары на моделях, имеющих разную мощность электродвигателя. Сделать это позволяет конструктивная особенность винтовой пары, допускающая широкую глубину регулировки ее частоты вращения. Поэтому при сравнении двух компрессоров, имеющих одинаковую мощность электродвигателя, но разную производительность, надо сравнивать не только удельную мощность, но и частоты вращения винтов в каждом из них.

При прочих равных условиях, чем быстрее вращается винтовая пара, тем больше ее износ, и тем сильнее она подвержена риску выхода из строя. Соответственно, тем быстрее придется покупать новый компрессор, затраты на приобретение которого вполне сопоставимы со стоимостью сэкономленной электроэнергии.

Таким образом, формально более высокий уровень энергоэффективности зачастую достигается за счет более интенсивной эксплуатации винтовой пары.

Миф седьмой: винтовые компрессоры в комплектации «все в одном» - оптимальное решение для промышленных предприятий

Поставщики оборудования настойчиво продвигают миф о том, что модульные компрессоры типа «все в одном» (у которых сам компрессорный агрегат, ресивер и оборудование для подготовки сжатого воздуха образуют единый блок) являются оптимальным решением для использования на промышленных предприятиях.

С точки зрения размещения и сервисного обслуживания, установка подобных компрессоров, действительно очень удобна. Но есть несколько важных нюансов, о которых продавцы предпочитают умалчивать.

Во-первых, цена. Осушители должны иметь специальное исполнение, чтобы их можно было бы встроить в единый модуль. Специальное исполнение всегда стоит денег. Если вы покупаете импортный компрессор, то доставка ресивера всегда «влетает в копеечку». Ведь фактически, приходится перевозить воздух, потому что сам по себе ресивер – это просто бочка для воздуха. И покупатель абсолютно ничего не потеряет, если закажете ресивер, например, из Белоруссии.

Во-вторых, качество воздуха, а точнее обеспечение температуры точки росы. Осушитель, устанавливаемый в компрессорную станцию «все в одном», имеет «стационарное» исполнение, и замене не подлежит. Выбор этого осушителя всегда осуществляется для номинальных рабочих условий: давление сжатого воздуха на входе в осушитель 7 бар; температура воздуха на выходе из компрессора 35°С; температура окружающей среды 25°С. И только при таких условиях будет обеспечена требуемая температура точки росы 3°С.

Но что произойдет, если рабочие условия изменятся? Например, если температура воздуха на выходе из компрессора составит 45°С, а температура окружающей среды 35°С? В этом случае температура точки росы будет уже не 3°С, а гораздо выше. Следовательно, качество осушки значительно понизится. Решением проблемы могло бы стать использование более мощного осушителя, но установить его в модульный компрессор невозможно.

А в-третьих, использование компрессоров типа «все в одном» не всегда позволяет обеспечить главный принцип подготовки сжатого воздуха: она должна осуществляться в непосредственной близости от потребителей.

Поэтому, если у покупателя есть возможность установить все элементы компрессорной станции по отдельности, то лучше так и сделать. Если же нет, то только в этом случае можно остановиться на приобретении моноблока.

Миф восьмой: если компрессор не нагнетает сжатый воздух, то он неисправен

Причиной появления данного мифа стало непонимание принципиального отличия между выбором поршневого и винтового компрессора по производительности. Известно, что величина производительности поршневого компрессора на нагнетании должна превышать величину реальной потребности в сжатом воздухе на 15-20%. Можно сказать даже так: чем выше производительность поршневого компрессора по сравнению с расходом сжатого воздуха, тем лучше. В этом случае компрессор будет работать менее интенсивно, и иметь больше времени для охлаждения.

С винтовым компрессором ситуация несколько иная. Безусловно, производительность винтового компрессора точно так же должна превышать потребность в сжатом воздухе (на 10-15%). Но слишком большой «запас производительности» нежелателен. Более того, он даже вреден минимум по двум причинам.

Во-первых, надо учитывать специфику работы винтового компрессора. В отличие от поршневого компрессора, винтовой компрессор после набора максимального рабочего давления не отключается, а переходит в режим холостого хода. Этот режим является переходным и служит для перевода компрессора из рабочего режима в режим ожидания или полного выключения. В режиме холостого хода электродвигатель компрессора и винтовая группа продолжают работать, но без производства сжатого воздуха. Во время работы на холостом ходу электродвигатель продолжает потреблять электроэнергию (около 25-30% от своей номинальной мощности).

Поэтому, чем выше «запас производительности» перед расходом воздуха, тем продолжительнее время работы компрессора в режиме холостого хода (соответственно, тем выше и энергопотребление).

А во-вторых, при незначительном потреблении сжатого воздуха велика вероятность того, что компрессор не будет выходить на оптимальный тепловой режим, при котором температура воздушно-масляной смеси (масла) составляет 80-90°C. Именно при такой температуре воздух способен удерживать в себе влагу, не позволяя ей конденсироваться во внутреннем контуре компрессора.

Если же температура масла будет ниже, то это может послужить причиной появления конденсата. В результате через 1,5-2 года работы, на винтах образуется ржавчина, и винтовая пара выходит из строя. (Решением как раз этой проблемы стал выпуск серии компрессоров NEW SILVER, у которых время прогрева/выхода на оптимальную рабочую температуру не превышает 4-х минут).

Подведем итог: винтовой компрессор выбирается для решения конкретной задачи в соответствии с реальной потребностью в сжатом воздухе. Если же винтовой компрессор выбирается с запасом, например, с учетом перспектив на дальнейшее расширение производства, то эти перспективы должны иметь вполне реальные сроки.

Миф девятый: использование компрессора с частотным приводом позволяет получить 30-50% экономию электроэнергии

Компрессоры с частотным приводом уже около десяти лет являются наиболее заметным товаром на рынке промышленного оборудования. Одним из главных преимуществ, которое сулит эксплуатация данного компрессора, является экономия электроэнергии, якобы составляющая 30-50%.

Так ли это, и почему на некоторых промышленных предприятиях результат использования «частотника» может оказаться гораздо ниже ожидаемого? Попробуем разобраться.

Говоря об экономии электроэнергии, большинство производителей компрессорной техники сознательно умалчивают о режимах эксплуатации оборудования. Понятно почему: одна из крупнейших компрессорных компаний провела исследования характера потребления сжатого воздуха на европейских промышленных предприятиях. В результате анализа все полученные данные были условно разбиты на три группы. Ниже, они приводятся в таблице.

Режим работы предприятия Экономия электроэнергии
Группа 1. 64% предприятий 3-х сменная работа, большое потребление в дневные смены, слабое потребление в выходные дни.
38%
Группа 2. 28% предприятий. 2-х сменная работа, нет потребления в выходные, потребление сильно меняется в течение дня
29%
Группа 3. 8% предприятий. 2-х сменная работа, постоянное потребление на уровне 60% от максимальной производительности
14%

Хорошо видно, что наибольший эффект при использовании «частотника» был получен на предприятиях, где потребление существенно меняется в течение дня. Там же, где оно более-менее постоянно, говорить о значительной экономии электроэнергии не приходится.

Миф десятый: использование компрессора с частотным приводом сегодня является основным способом экономии электроэнергии

В продолжение разговора о компрессорах с частотным приводом можно сказать, что их использование на производстве – далеко не единственный способ добиться экономии электроэнергии. Существуют и другие решения, нередко, гораздо более простые.

Прежде всего, это организация децентрализованной системы обеспечения сжатым воздухом. В этом случае вместо одного мощного компрессора, не всегда полностью загруженного, устанавливают несколько компрессоров с меньшей производительностью. Если каждому из них обеспечить загрузку на уровне не менее 80%, то это в значительной степени нивелирует многие преимущества «частотника».

Другой интересный вариант – использование нескольких винтовых компрессоров, объединенных в сеть с общим пультом управления. При пиковых нагрузках система компрессоров работает полностью, а при уменьшении потребления воздуха один или несколько компрессоров автоматически отключаются. Данное техническое решение
также позволит получить реальную экономию электроэнергии.

Кроме того, установка, например, четырех обычных винтовых компрессоров, объединенных в систему с общим управлением, позволит обеспечить столь необходимый резерв сжатого воздуха на случай выхода из строя одного из компрессоров. Если это произойдет, то суммарная производительность оборудования уменьшится всего на 25%, в то время как выход из строя одного «частотника» полностью остановит все производство. А на некоторых предприятиях простой в течение даже одного дня принесет убытки, превышающие размер годовой экономии электроэнергии.

Кстати, в последнее время на компрессорах FIAC функцию общего пульта управления стала выполнять панель Air Energy Control, установленная на компрессорах AIRBLOK.