Тренинг для подростков: Семейные ценности. Тренинг.doc - Тренинг тема: «Жизненные ценности

Пояснительная записка:
Детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях.
Ребята подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это переходный период от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своём развитии большой путь через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог - юности.
Подростки - кто они: уже взрослые или ещё дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им ответить. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.
Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом деле хотят. Не знают, как справляться со своими разочарованиями, неудачами и что делать, чтобы помочь себе.

Сегодня особенно актуальным является психологическое благополучие подростков. Отсутствие целенаправленного воспитания и просвещения учащихся о здоровом образе жизни, оставляют их один на один со своими проблемами. Социально - психологическая адаптация подростка - это один из путей направленного изменения (самосознания) взаимодействия своего "Я" со средой.
Семья и школа - это два института, образующие социальное пространство подростков. Школьные годы совпадают с возрастным периодом, когда остро встаёт вопрос психологического "выживания" - "совладения" с собственными проблемами.
По-видимому, пришло время давать советы и помогать ребятам уже как-то по-другому: не прямо "в лоб", а исподволь, незаметно. А ещё лучше, чтобы эти советы они изобретали сами себе. Мы же только должны создать условия для этого. Как? Вести с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то новые грани своего Я. Через игровые задания, давая им возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость. Но главное, на этих занятиях позволить себе не согласиться друг с другом, высказывать своё непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это ещё раз утвердит их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе, позволит им сказать: "Меня поняли, и я хочу учиться понимать других".

Реализация программы. Адаптированная программа "Я сам строю свою жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных установок. Для составления данной программы использовались материалы профилактической программы "Поведение в трудной ситуации" Т.И. Жировой. Издательство "Панорама", 2006 год; программы "Тропинка к своему Я" О.В. Хухлаевой. Издательство "Генезис", 2005 год.
Новизна заключается в том, что в программу "Я сам строю свою жизнь" включён диагностический блок, который позволит подросткам лучше узнать себя, составить свой психологический портрет. Выявить и понять причины возникновения различных эмоций, что позволит лучше контролировать своё поведение и добиться успехов, преодолевая негативные состояния.

Целью данной программы является: формирование позитивных жизненных установок, которые будут содействовать психическому здоровью и личностному развитию подростков, а также психической готовности к самоопределению в жизни.
Поставленная цель будет достигаться за счёт решения следующих задач:
1. Создание условия для осознания своих проблем, а также научение выработки собственной позиции и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;
2. Обучение способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты;
3. Развитие навыков эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, взрослыми людьми);
4. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Объект развития: подросток

Средства развития: диагностические методики, игротерапия, методы групповой работы, таких как дискуссия и "генерация идей" (мозговой штурм), мини - лекции.
Предлагаемая программа предназначена для подростков 12-14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия
- от упражнений на групповое сплочение до обсуждения работы в группе.
Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также, чтобы участники могли сесть в круг.
Занятия по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений подростков по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.
Принципы проводимой работы:
- Доступность;
- Ориентации на зону ближайшего развития каждого подростка;
- Ускорения. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительный временной отрезок, а именно на урок - 40 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование "разогревающих" упражнений;
- Образность. Это значит, что работа подростков над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть "отписаны" ими в рабочих тетрадях. Это поможет ребятам запомнить и проанализировать полученную информацию, уловить суть проблемы, сформулировать алгоритм действий и системность мышления;
- "Проекция". Вес знания, навыки и умения, полученные подростками на занятиях, должны применяться в конкретных ситуациях.

Ожидаемые результаты.
В результате проведённого курса ребята должны иметь представления: о личности, о ценности жизни. Научиться правильно, оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы. Сформировать собственную позицию в отношениях со сверстниками, взрослыми, а также позитивные жизненные установки.

Тематический план

Тема
Количество часов

всего
теория
практика

1
"Что такое самопознание".
1
0,5
0,5

2

1
0,5
0,5

3
"Можно ли научиться управлять собой".
1
0,5
0,5

4
"Как поднять своё настроение".
1
0,5
0,5

5

1
0,5
0,5

6
"Поведение в трудной ситуации".
1
0,5
0,5

7
"Трудные дети" и "трудные родители".
1
0,5
0,5

8
"Мои жизненные ценности".
1
0,5
0,5

9
"Такой неповторимый мир".
1
0,5
0,5

10
"Формируем позитивные жизненные цели".
1
0,5
0,5

11

1
0,5
0,5

12
"А зачем мне это?"
1
0,5
0,5

13
"Дом моей души"
1
0,5
0,5

14
"Доверительный урок".
1
0,5
0,5

15
"Творческий урок"
1
0,25
0,75

16
"Творческий урок"
1
0,5
0,5

17
Итоговый урок
1
0,5
0,5

Всего: 17 часов

Календарно-тематический

Тема
Количество часов
Формы и методы организации занятий

теория
практика

1
"Что такое самопознание"
1
мини - лекция
игра, рефлексия.

2
" Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница".
1
беседа
тест, игра, выработка рекомендаций

3
"Можно ли научиться управлять собой"
1
дискуссия
упражнения, сочинение.

4
"Как поднять своё настроение"
1
беседа, "генерация идей"
дневник наблюдения, рефлексия

5
"Какие ситуации для вас являются трудными?"
1
беседа
анкетирование, игра

6
"Поведение в трудной ситуации"
1
мини - лекция
тестирование, игротерапия

7
«Трудные дети» и «трудные родители»
1
мозговой штурм
проигрывание жизненных ситуаций

8
«Мои жизненные ценности»
1
дискуссия
оформление плаката

9
« Такой неповторимый мир»
1
беседа
шуточный тест, изотерапия

10
"Формируем позитивные жизненные цели"
1
беседа, "генерация идей"
игры

11
"Бесконфликтное общение с "трудными людьми""
1
дискуссия
Игровая ситуация

12
"А зачем мне это?"
1
беседа
игры, работа в рабочих тетрадях, рефлексия

13
"Дом моей души"
1
беседа
упражнения, игры, рисунок.

14
"Доверительный урок".
1
индивидуальные беседы, работа в парах
упражнения, игры

15
"Творческий урок"
1
беседа, работа в парах
создание коллажа,

16
"Творческий урок"
1
беседа. работа в парах.
создание коллажа.

17
"Итоговый урок"
1
анализ и обобщение опыта
анкетирование, выдача рекомендаций

Всего: 17 часов.

Формы контроля:
наблюдения,
решение задач,
тестирование,
анкетирование

Содержание программы:
1. "Что такое самопознание" (1 часа)
Цель: Познакомить подростков с понятием "самопознания"
На этом занятии используется упражнение "цепочка" при помощи, которого они дают объяснения слову "самопознания". Игра "оптимисты" и "пессимисты" учащимся предлагается продолжить фразы, записанные на доске и высказать своё мнение. Рефлексия.

2. " Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница". (1 часа)
Цель: Научить учащихся изучать свой жизненный путь.
На этом занятии ребята смогут узнать о своём характере при помощи теста "Акцентуация характера" Леонгарда.
Упражнение "Лестница" поможет подросткам составить лестницу самых значимых событий в их жизни, начиная с того времени, как они начали себя осознавать. Затем "подняться по лестнице" - определить главные события своей жизни в будущем.

3. "Можно ли научиться управлять собой" (1 часа)
Цель: рассмотреть вопросы эмоционального самочувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями.
На этом занятии ребята научаться способам саморегуляции. Познакомятся с понятиями: самоубеждение, самовнушение. Итог занятия сочинения на тему: "О себе с любовью".

4. "Как поднять своё настроение" (1 часа)
Цель: Научить подростков регулировать своё настроение
На этом занятии ребята при помощи теста САН научаться оперативно, оценивать своё самочувствие, настроение и использовать эту методику самостоятельно по мере необходимости. А также познакомятся со способами влияния на своё плохое настроение: релаксация. Автобиография, дневник самочувствия.

5. "Какие ситуации для вас являются трудными?" (1 часа)
Цель: Выявление информативности сверстников по теме "Трудные ситуации". Игра "Звезда и журналист". Анкета "Трудные ситуации"

6. "Поведение в трудной ситуации" (1 часа)
Цель: Развитие самостоятельности суждений и умения отстаивать своё мнение.
На этом занятии подростки обучатся способам защиты от негативного воздействия со стороны окружающих, сформировать убеждения, что человек способен найти выход из трудной ситуации. Игра "Точка зрения", тест СПА.

7. "Трудные дети» и «трудные родители" (1 часа)
Цель: Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями Упражнения: «Копилка семейных трудностей», «Трудные родители и трудные дети».

8. "Мои жизненные ценности" (1 часа)
Цель: определение личностных ценностей. Коллективное рисование «Дерево»

9. "Такой неповторимый мир» (1 часа)
Цель: Углубление процессов самораскрытия, познание себя с помощью группы. Шуточный тест «Китайская рулетка». Игра «Путешествие в страну превращений»

10. "Формируем позитивные жизненные цели" (1 часа)
Цель: Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
На этом занятии ребята при помощи игр: " Мой выбор", "Преграды", "Помощь зала" смогут развить способности к самоопределению, прогнозированию ситуаций и преодолению жизненных преград, а так же осознать групповую принадлежность и развить навыки группового решения.

11. "Бесконфликтное общение с "трудными людьми"" (1 час)
Цель: Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «Агрессор»

12. "А зачем мне это?"
Цель: Создание условий для поиска подростками стратегии рационального целеполагания в конфликте. Игра «Красное и чёрное». Индивидуальная работа в тетрадях.

13. " Дом моей души"
Цель: актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе. Упражнение «Оптимисты и пессимисты». Игра «Цепочка хороших и плохих следствий»

14. "Доверительный урок"
Цель: Создание условий ля развития у подростков способности доверительно относиться к людям.

15 – 16. "Творческий урок" (2 часа)
Цель: Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. Упражнение "Строим город"; "Ящик Пандоры" Создание плаката (коллажа) на тему " Я сам строю свою жизнь"
Итог упражнение "Чемодан в дорогу" (В этот чемодан можно сложить всё то, что они узнали на занятиях. Записи используются для оценки результативности занятий.

17. "Итоговый урок" (1 час)
Цель: Закрепление представлений участников о самих себе; анализ и обобщение опыта изменений. Анкетирование. Выдача рекомендаций.

Методическое обеспечение.
1. Диагностические методики:
"Акцентуация характера" Леонгарда;
СПА (шкала социальной психологической адаптации)
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) Приложение "Диагностический блок"
2. Игротерапия;
3. Упражнения;
4. Изотерапия;
5. Мини - лекции, беседа, дискуссия;
6. Анкетирование;
7. "Генерация идей".

Организация учебного процесса
Аудио кассеты;
Рабочая тетрадь;
Ручка;
Цветные карандаши, фломастеры;
Альбом, ватман.

Список литературы:
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб: Речь, 2006.
2. А. Герцов. Тренинг уверенного поведения для подростков - СПб: Питер, 2008 г.
3. А. Грецов, Т. Бедарева. "Психологические игры для подростков" СПб.: Питер, 2008 г.
4. Т. М. Жирова. "Твоя жизнь - твой выбор" - Волгоград: Издательство "Панорама", 2006 г.
5. В. Г. Казанская. "Трудности взросления" - СПб.: Питер, 2006 г.
6. Г.И. Макартычева Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008 г.
7. О.В. Хухлаевой. "Тропинка к своему Я" - М,: Генезис, 2005 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю:
Директор_______________ Малафеева Е.В.
Приказ № _______
от « ___» ______________2014г.

Рабочая программа факультативного курса
« Я сам строю свою жизнь».

Количество часов: 17
Ульянова Наталья Викторовна
педагог - психолог

г. Радужный

13PAGE 14815

Рассмотрено:
НА НМС________________
Зам. Директора по НМР:
_____________ Суханова О.В.

Юлия Федорова
Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни»

Цель : формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности .

Задачи :

1. Сформулировать собственные жизненные ценности .

2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь .

3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей .

Целевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 10-16 лет.

Ожидаемый результат : воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях , особенно важных и необходимых.

Используемый материал : по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей , CD – проектор, ноутбук, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности” .

План занятия :

1. Приветствие : упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

2. Вводная часть : просмотр видиоролика,

3. Основная часть : игра «На что потратить свою жизнь »

4. Заключительная часть : беседа «Ценности жизни »

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия : упражнение «Пожелание»

“Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

1. Приветствие : Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

Воспитанники сидят в кругу. Ведущий держит в руках предмет (мяч, шарф, яблоко) .

Сейчас я предлагаю поздороваться друг с другом. Но, здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. Сейчас мы будем перебрасывать его друг другу. При этом надо будут поздороваться с тем, кому мы бросаем этот мячик, назвать его имя и отметить, то необычное и интересное, что вы в нем сегодня заметили, может что – то изменилось в его внешности, или одежде, или в поведении?

Ваше обращение обязательно должно начинаться словами : «Здравствуй…., сегодня ты…» . Например : «Здравствуй Даша. Сегодня у тебя красивая прическа. Это тебе очень идет».

2. Вводная часть : просмотр видеоролика «Наши жизненные ориентиры . На что потратить эту жизнь

Беседа по ролику :

Вам понравился ролик?

Какие чувства он вызывает?

Сегодня речь пойдет о ценностях нашей жизни . И тема нашего занятия «Ценности жизни » .

Что такое ценности ?

Ценность - это важность , значимость, полезность чего либо.

Виды ценности :

здоровье,

материальная обеспеченность,

благополучие близких,

признание (уважение окружающих, популярность,

интересная работа,

качественное образование,

развлечения, отдых, хобби,

творчество

На что бы вы променяли свою жизнь ?

3. Основная часть : Игра «На что потратить свою жизнь » .

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить свою жизнь ?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей .)

Правила игры : Слайд.

1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор : “потратить” жетоны или “сэкономить”.

2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей :

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности .)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) . (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой . (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи , за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни . (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы :

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения : “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает . Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни , позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях .

4. Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать : “Я отдал жизнь недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно” . Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то . Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали : “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать : у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни ! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном : не продавайте свою жизнь дешево . Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

5. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре ?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей , на ваш взгляд, не являются ценностями для других ?

4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека ?

(В иерархии ценностей , т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы, лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих .)

6. Рефлексия : Упражнение «Пожелание» : воспитанники пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Используемая литература

1. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск : Изд. ООО “Красико - принт”, 2003

2. И. С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками : занятия , игры, тесты. – Москва : Изд. “Первое сентября”, 2003

  • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
  • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
  • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
  • Духовные
  • Эмоциональные
  • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
  • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
  • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
  • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.
  • Патриотические -

Цель:

Описание:

Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие - это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Цель:

Описание

- Купите газету, леди?



Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом - разбирала счета.


Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! - она взглянула на свой потрепанный коврик.


Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети - все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Цель:
Необходимые материалы:

  • Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор, и должен быть наказан
  • Если сын ударил отца - ему следует отрубить руку

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности - добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Содержание:

Упражнение «Ценности»

Цель:

Необходимые материалы:

Описание:

семейные традиции

жизнь с родителями

эрудиция

профессиональная учеба

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего:

Рефлексия занятия

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Жизненные ценности" »

Психологическое занятие «Жизненные ценности»

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

    формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

    создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

    формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»- 4-5 мин

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Обсуждение: - что понравилось в упражнении?

Что показало, открыло это упражнение?

Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

    Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

    Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

    Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

    Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

    Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

    Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

    Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

    Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

    Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

    Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся) ». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали по ходу упражнения?

Как проходило обсуждение в вашей группе?

Что оказалось самым ценным для нашей группы?

Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание : вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

    Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

    Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

    Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

    Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

    Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

    Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

    Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

    Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

семейные традиции

жизнь с родителями

своя собственная будущая семья

эрудиция

профессиональная учеба

профессиональное развитие и рост

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

Рефлексия занятия . Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Усть­Удинский районный Дом детского творчества
Сообщение по теме: «Жизненные ценности»

По ВР Орлова В.С.
Подготовила методист

ноябрь 2016 г.
Тема тренинга: «Жизненные ценности»
Задачи тренинга:
1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику
жизненных ценностей.
2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень
важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни
вообще.
3) Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными
поколениями.
Разминка:
Игра фруктовый салат: Ведущий тренинга спрашивает у трех первых
частников тренинга, какой у них самый любимый фрукт, (например яблоко,
апельсин, киви) следующих участников ведущий называет по цепочке. Когда
ведущий произносит слово «Фруктовый салат» яблоки меняются местами с
яблоками, апельсины с апельсинами итд.
Упражнение на разогрев: «Делимся по признаку»
Пояснение: один человек выходит за дверь, группа тем временем
договаривается о том, по какому признаку она делиться и расходиться на две
подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача
вошедшего угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При
желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция №1: Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдет только тогда,
когда мы его позовем.
Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник доброволец выходит)
Инструкция группе: сейчас вы все должны будете разделиться на две части.
Но разделить вас сможет только какой­то один признак, например, «мальчики
и девочки», или «светлые и темные волосы». Инструкция добровольцу: в твое
отсутствие группа поделилась, по какому ­ то признаку. Твоя цель – угадать
этот признак и назвать его.

Отлично вы хорошо справились с этим упражнением с чем я вас и поздравляю
мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Если быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного
вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими,
вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
Следующее упражнение позволит нам поближе познакомиться с темой
сегодняшнего занятия – «Жизненные ценности»
Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что
для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не
можем себя помыслить? Что для нас по­ настоящему важно и значимо?
Реквизит: лист А ­4 с изображением ромашки цветные карандаши ножницы.
Инструкция: каждому из вас предстоит сделать ромашку ромашка должна
состоять из центра (круг) надписи на лепестках 6 штук в сердцевине
напишите «Я». Хорошо пойдем дальше будем делать надписи на лепестках.
На каждый вопрос вы должны будите ответить а, ответ записать на лепесток,
вопросы: «Без чего я не был бы я?», «Что мне особенно дорого, ценно и важно
в жизни?», «Без чего я себя не представляю», «Кого я больше всего люблю»,
«Что я больше всего люблю делать», «Моя мечта?». На лепестках, например,
могут быть написаны: какие­то важные вам люди: родители, друзья; важные
чувства, любовь, понимание, ваше хобби, учеба, какие­то очень важные для
вас вещи: плеер, чей­то подарок. На эту работу время около 5­7 минут.
Вырежьте ромашку.
Инструкция №2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все
на свои ромашки. Какие у вас получили красивые и непохожие друг на друга.
(Ведущий со своей ромашкой)
Мы по очереди будем аккуратно отрывать лепестки цветка, без которых мы с
вами можем прожить в этой жизни и нужно оставить 1­2 лепестка без которых
мы не представляем своей жизни.
Анализ упражнения:
Какого вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с
тем, что для вас ценно? Что вы сейчас чувствуете? Как вам без всего того, что
вам дорого? Как вы думаете, что за лепесточки были на наших ромашках?

Что же вам не хотелось от себя отрывать? МЫ с вами при помощи этого
упражнения узнали что для нас ценно. Какие еще ценности есть у людей, но
вы их не назвали? Свобода, любовь, дружба, здоровье, семья.
Если такая ценность как здоровье была упомянута, переходим к ее
обсуждению.
Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье? (выслушиваем ответы
детей). Не потому ли что, когда оно есть, мы о нем даже не вспоминаем. Но
стоит ему испортиться, как это сразу становиться для нас значимо.
Какие виды поведения, по вашему, вредят здоровью? (вредные привычки)
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
Ребята: представьте себе что, вы являетесь хирургами медицинской клиники.
У вас в больничном отделении лежат 4 пациента: 1­ старый профессор,
разрабатывающий вакцину против рака, его работа уже близка к завершению;
2­ шестнадцатилетняя беременная девушка сирота; 3­ мать двух детей, муж
которой недавно погиб в автомобильной катастрофе; 4­ известный актер.
Всем им необходима пересадка почки, без этой пересадке они погибнут, но
сейчас в клинику была доставлена только одна почка. Вам за 10 минут нужно
решить кому из пациентов операция необходима. Важные правила:
Нельзя принимать решения голосованием;
С групповым решением должен согласиться каждый из участников.
Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
Каждый должен в ходе дискуссии высказать свое мнение;
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Упражнение «Конфликт ценностей»
Ребята деляться на подгруппы, обсуждение каждой ситуации.

Ситуация 1. Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в
следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем тратит много времени
на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2. Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их
дочь одевается слишком вызывающе и пользуется косметикой.
Ситуация 3. Родители и дедушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на
юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит
на репетициях своей начинающей рок­группы.
Ситуация 4. Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят
поздно вечером под окнами. Подростки не считают, что они в чем­то
виноваты.
Вопросы:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
Какая в основе поведения подростков? (список ценностей)
В чем выражается конфликт ценностей вопросе, который вы слышали?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности детей и
взрослых?
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с
другом. Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не
устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали
в самом начале нашего занятия). Единственным способом из подобного
противоречия является поиск некого третьего, нейтрального для обеих
конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение,
построенное на взаимоуважении ценностей друг друга.
Рефлексия: Что запомнилось на занятии, что нового вы узнали.

Психологический тренинг для учащихся 5-7 классов

«Ценности жизни»

Цель: осознание ценности собственной жизни и жизни окружающих.

Задачи:

Способствовать пониманию значимости собственной личности;

Повышение самооценки.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие, на котором мы обсудим одну серьезную тему. Как вы думаете, что такое человеческие ценности? Ценности для каждого разные, давайте сегодня узнаем, что является ценным для ребят вашего класса.

Упражнение «Свеча по кругу».

Цели: включение в работу, осознание важных жизненных ценностей для себя.

Сейчас мы будем передавать зажжённую свечу по кругу, и каждый из вас поделится своими мыслями, тем, что является ценностями для вас. Начинать нужно со слов: «Для меня ценности – это…»

Обсуждение.

Игра «Узнай кто ты».

Цели: обобщение знаний о ценностях жизни.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Как вы понимаете тему нашего занятия? Чтобы не вести скучный разговор, я хочу предложить вам прочувствовать названные вами, и некоторые другие, понятия, которым, к сожалению, мы не всегда уделяем должное внимание, но которые волнуют человека всегда. Мы проведем небольшую ролевую игру, а значит, каждый из вас получит определенные роли: это будут разные ценности. Правила игры следующие: сейчас я некоторым из участников одену на голову обруч, на котором написано название его роли, но какая именно роль он пока не знает. Все будут видеть, какая роль кому досталась, кроме себя, и задача каждого - узнать себя, ответить на вопрос «кто Я?». Отгадываем поочередно, по кругу, начиная справа. Все участники будут описывать данное понятие, не называя его прямо. Отгадывающий может задавать уточняющие вопросы. Когда участник угадал свою роль, следующий участник «узнает себя» и так далее, пока каждый не узнает свою роль при помощи объяснений класса. Если правила понятны, мы начинаем.

Ценности: любовь, счастье, дружба, верность, правда, семья, понимание, доброта, красота, жизнь, мир, здоровье, богатство, сила, нежность.

Обсуждение.

Игра «Записки с любовью»

Цели: создание благоприятной психологической атмосферы, повышение самооценки.

- Сегодня я приготовила для вас сюрпризы. Для каждого из вас в классе спрятана подготовленная мной и вашей классной руководительницей записка. Постарайтесь разыскать все записки. Как только вы что-нибудь найдете, сразу приносите мне. После того, как вы найдете все записки, вы сможете найти среди них ту, которая адресована именно вам.

Обсуждение.

Упражнение «Говорящие очки»

Цель: повышение самооценки.

Ребята, все без исключения и дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственный адрес. Я предлагаю поиграть вам в игу, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнести следующие слова: "Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?" Как только Олег услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого Олег снимает "волшебные" очки и передает их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла. В этой игре одно очень важное правило: «Приятные слова нужно найти для всех».

Ну, что, давайте попробуем?

Обсуждение.

Упражнение «Выйди из круга»

Цели: определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил, доверять людям.

- Сейчас нужно всем встать в круг и взяться за руки. Несколько человек встают в середину круга. Задача круга не выпускать людей, а задача людей, находящихся в круге, вырваться любыми способами.

Круг выпустит только того, кто докажет свое желание выйти, кто будет использовать все свои возможности.

Обсуждение.

Упражнение «В лучах солнца».

Цель: определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных

ситуаций.

- Сейчас ваша задача нарисовать солнце так, как рисуют его маленькие дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Ваша задача - написать о себе как можно лучше. Носите этот листочек повсюду с собой, время

от времени добавляя лучи. А если вам станет грустно, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином своем качестве.

Просмотр видеоролика «Ищи позитив».

Рефлексия занятия.

Цель: подведение итогов.

Понравилось ли вам наше занятие?

Чем понравилось, чем не понравилось?

Что нового для себя узнали?