Манипулятивное общение в психологии. Изъятие из контекста

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой ситуации человек по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль

Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль

Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»

Итоговая квалификационная работа

по курсу: Современные педагогические технологии профессионального обучения. Обучение в деятельности

Разработка плана урока по дисциплине «Социальная психология»

Тема : Манипулятивный стиль общения

(методика направляющего текста)

Выполнили:

Мансурова С.А. преподаватель психологии

Быкадорова Н.С. преподаватель менеджмента

Проверил:

Чуб Е.В., к.п.н., доцент

зав.каф. МиМПО

ИПКиПРПО-СибГТУ

Дисциплина: Социальная психология

Тема : Стили общения. Манипулирование.

Тип урока: Сообщение новых знаний

Цель урока:

1) раскрыть один из видов неконструктивного общения – манипулирование;

2) дать представление об особенностях манипулятивного стиля общения, проанализировать его проявления в поведении; причины, заставляющие людей использовать этот стиль, основные приемы манипуляции.

Задачи урока:

    Развивающая – развивать навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей

    Воспитательная – способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитанию социально-психологических свойств личности

Ход урока

Этапы

Фазы ПРД

цель

ПД

время

Содержание деятельности

Метод и форма

Средства обучения

преподаватель

студент

1.Организационный момент

Проверить готовность студентов к уроку

Проверяет готовность студентов к уроку

Готовится к уроку

2.Сообщение темы и целей урока. Знакомство с поставленной задачей

задание

Мотивировать студентов на выполнение задания

Сообщает тему урока, мотивирует на выполнение задания, выдает направляющий текст, инструктирует студентов по работе с направляющим текстом

Записывает тему урока, знакомится с напр. текстом

Направляющий текст

3.Теотретическая работа

информирование

Освоение новых знаний

Выдает необходимые дид. матер. Дает инструкции по заполнению схемы

По мере изучения теоретич. материала, заполняет схему и переносит в тетрадь

групповая

ИЛ-1- ИЛ-6

4.оценка теоретической работы

информирование

Самооценивание студентами уровня усвоения теоретического материала

Выдает студентам эталон тестовых заданий и оценочный лист, дает инструкции по заполнению оценочного листа

Сверяют свои ответы с эталоном, заполняют оценочный лист

Групповая работа

Эталон тестовых заданий и оценочный лист

5.планирование

Планирование и принятие решения

Планирование студентами хода выполнения задания

1-2

10 минут

Консультирует студентов

Работает с направляющим текстом, отвечает на предложенные вопросы

Индивидуальная работа

Направ. текст

6.Выполнение и контроль

выполнение

Выполнение поставленной задачи

Консультирует студентов по оформлению

Выполняют задание по вопросам, опираясь на схему

Индивидуальная работа

схема

контроль

Контроль за правильностью выполнения задания

1-2

Организует взаимоконтроль

Осуществляет взаимоконтроль и заносит полученные баллы в оценочный лист

Работа в парах

Оценочный лист

7.Оценка и заключение

оценка

Подведение итоговой отметки за урок

Консультирует студентов по переводу баллов отметку, подводит итоги урока

Переводят полученные баллы за урок в отметку

Индивидуальная работа

Оценочный лист

Направляющий текст

В техникуме стали появляться случаи манипулирования между студентами. Вам необходимо опираясь на конкретные ситуации определить тип манипулирования, причину и способы противостояния в зависимости от возможных последствий.

1 случай. В группе А студенты Иванов, петров, Сидоров систематически вымогают небольшие суммы денег у своих одногруппников.

2 случай. В группе Б староста настраивая студентов друг против друга пытается повысить свой социальный авторитет.

3 Случай. В группе В студент Козлов сообщает преподавателям о всех нарушителя среди одногруппников, тем самым пытаясь расположить педагогов к себе для успешной сдачи сессии.

Информирование: всю необходимую информацию для выполнения задания вы можете найти на информационных листах (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-3, ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6). Проконтролируйте уровень усвоения изученной вами информации при выполнении тестовых заданий (тестовое задание 1-5).

Планирование: письменно ответьте на предложенные вопросы и в группах обсудите вариативность ответов друг друга.

    Каковы причины данного случая манипулирования?

    К какому типу можно отнести студентов-манипуляторов?

    Опишите, какие приемы манипулирования были использованы?

    Спланируйте возможное поведение манипулятора.

    Выберите оптимальный способ противостояния манипуляторам.

Принятие решения: Совместно заполните листы тестовых заданий, опираясь на свои ответы, полученные на этапе планирования. Проверьте правильность заполнения листов тестовых заданий по эталону, прикрепленному на доске.

Выполнение: в соответствии с листами тестовых заданий ответьте индивидуально на предложенные в планировании вопросы.

Контроль: проконтролируйте качество своих ответов с помощью эталона задания направляющего теста.

Информационный лист – 1

Манипулирование – это распространенный стиль межличностного общения, целью которого является воздействие на организацию деятельности другого человека для получения определенной выгоды

Информационный лист – 2

Причины манипулирования


1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
2.
Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Информационный лист - 3
Типы манипуляторов

    Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Преднамеренно демонстрирует свою слабость, бьет на жалость

    Активный манипулятор пытается управлять другими людьми с помощью активных методов, таких как угрозы, шантаж, заставляя уступить

    Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир. Бросает вызов и не позволяет выйти из игры

    Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Демонстрирует, что его уже ничто не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно, что он обижен

Информационный лист – 4

Манипулятор может использовать следующие приемы


1. Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до полной растерянности.
2. Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.
3. Приукрашивать нормальные чувства и отношения и пытаться представить их как свою добродетель, большую заслугу.
4. Применять угрозы («Ага! Вы так! Ну так я брошу школу!»)
5. Сознательно или бессознательно спекулировать хорошим отношением к себе («Ты меня не любишь, иначе бы ты…»)
6. Постоянно прибегать к сравнениям себя с другими, в которых звучит скрытый упрек («У всех есть, а у меня….»). Этот трюк часто используют дети, манипулируя своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например, компьютер, а у них – «несчастных» - до сих пор нет.
7. Шантажировать вас («А я расскажу…»).
8. Настраивать людей друг против друга.
9. Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или невольно взывая к сочувствию. Бывает даже так называемая демонстративная депрессия.

Информационный лист – 5

Возможные последствия противостояния:


1. Преждевременные извинения.
2. Отказ принимать борьбу всерьез.
3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, например отмалчивание в ответ на упреки.
4. Использование интимных знаний о партнере.
5. Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку.
6. Намеренное создание и усиление чувства эмоционального дискомфорта.
7. Предательство.
8. Косвенное нападение, например на некую персону, идею, которые дороги партнеру, - «удар рикошетом».
9. Они могут притворяться, что соглашаются с точкой зрения партнера, но делают это только ради кратковременного мира.
10. Дают обещания, но не делают никаких попыток их выполнить.
11. Требуют намного большего, чем партнер может дать.

Информационный лист – 6

1.Прежде всего попытайтесь понять, кто перед вами, т.е. разгадать манипулятора (иногда уже такая разгадка может «отрезвить» его). А дальше решайте – принимать его игру или нет. Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете ее принять, скажите ему об этом прямо, но дипломатично. Порой этого бывает достаточно, чтобы заинтересованный в общении с вами человек сменил свою тактику.

2 .Если вдруг такой открытый разговор не дал результата, а общения все же не избежать, то здесь главное правильно – не поддаваться на провокации, не «заводиться», сохранять хладнокровие и достоинство. Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. А обесценить усилия и «искусство» манипулятора – это уже немало.

Аморальным, обманным и тайным влиянием на поведение обычно характеризуются манипуляции в общении. Это узкая точка зрения. Если посмотреть более широко, то психологические манипуляции окружают нас повсюду. Начальник управляет подчиненными, а подчиненные начальниками, супруги друг другом, а дети родителями. Люди не замечают, как на них воздействуют, они выполняют чужие пожелания, считая, что поступают по своей воле. В таком случае стоит научиться определять манипуляции, противостоять им и самим их использовать, потому что, вопреки сложившемуся мнению, манипулятивное общение не всегда является деструктивным.

Основные виды влияния

В процессе манипуляции всегда участвует субъект и объект воздействия. Последний не осведомлен о том, что на него оказывают психологическое воздействие, не понимает что его «слабыми местами» пользуется в эгоистичных целях его собеседник. Методы и способы манипуляции людьми в процессе общения различны, они делятся на «осознанные» и «неосознанные». Неосознанные воздействия - частое явление, сам субъект не понимает с какой целью влияет на поведение «объекта». Осознанные манипуляции встречаются особенно часто в деловой коммуникации, это сознательное управление другим для достижения определенных результатов.

Основные виды манипуляций - коммуникационные и поведенческие.

Коммуникационные - это влияние на другого человека при помощи общения. Приемы отличаются в зависимости от того, кто является адресатом манипуляции и чего от него нужно добиться. Большинство коммуникативных техник основываются на использовании эмоций, особенно успешны они при воздействии на чувствительных людей. Поведенческие манипуляции - это управление людьми при помощи поступков. Оба способа воздействия могут серьезно повлиять на личность объекта вплоть до ее подавления и подчинения. Опытные манипуляторы могут так искусно обвести человека вокруг пальца, что тот добровольно исполнит то, чего от него хотели, не понимая, что им управляли.

6 основ коммуникативного воздействия

На доверчивого человека повлиять очень легко, поэтому основная работа заключается в установлении эмоциональной близости со своей жертвой.

Необходимо собрать как можно больше информации о человеке, его эмоциональном состоянии, страхах, мечтах, увлечениях, привычках. Метод противодействия: уклоняться от вопросов, скрывать информацию о себе. Большинство видов манипуляций, используемых в общении, воздействуют на чувства.

Приведем примеры манипуляций в общении.

  1. Страх. Игра на страхе человека - одна из самых распространенных манипуляций. Начальник может мотивировать своих сотрудников, «мягко» намекая им, что может их уволить, если они не будут работать лучше. Родители рассказывают детям страшилки, чтобы отучить их разговаривать с незнакомыми. Метод используется против плохо информированных людей, которые принимают сказки об опасностях на веру и стремятся их избежать. Некоторые люди придумывают мифические опасности, чтобы поставить своих жертв под свой контроль.
  2. Любовь. Влюбленным человеком управлять легко. Частое использование приводит к потере уверенности в любви партнера или родителя.
  3. Неуверенность. Человек неуверенный - легкая добыча. Очень легко использовать его слабости и недостатки в свою пользу. Субъект воздействия чувствует свое превосходство. Способ борьбы с этой техникой - повысить свою уверенность.
  4. Вина. Технику применяют преимущественно в семьях: родители к детям, мужья к женам. Люди используют чужие оплошности, чтобы вызвать чувство вины, затем оппонента вынуждают выполнить что-то, чтобы загладить вину. Постепенно партнер по общению накапливает недовольство и раздражение, которое способно вылиться в агрессию, поэтому использовать данную технику постоянно опасно. Человек сохраняет молчание, демонстрируя свое расстройство и вынуждая оппонента заглаживать вину.
  5. Тщеславие. Чувство гордости и собственного достоинства настолько важно для человека, что он способен выполнить что угодно, если обвинить его в трусости или польстить. Человек, который постоянно вынужден что-то доказывать, морально и физически устает. Иногда люди, особенно дети, рискуют жизнью, чтобы доказать свою храбрость.
  6. Жалость. Чувство жалости можно использовать, чтобы подтолкнуть объект к нужным действиям. Со временем объект, израсходовав свои силы, или бросает субъекта, или начинает использовать эту технику себе во благо.

Невербальная коммуникация

Для воздействия на психику другого человека используют не только слова, но и движения, жесты. Одна из самых эффектных техник называется «отзеркаливание». При использовании этой техники субъект повторяет движения и жесты своего оппонента. Здесь приходится проявить тонкость, излишняя точность вызывает настороженность. На собеседника использование этой техники производит расслабляющий эффект. Он проникается доверием к человеку, который похож на него, «отзеркаливание» воздействует на бессознательное объекта.

Один из способов определить манипулятора - наблюдать за тем, как он говорит и какие жесты использует. Жесты будут оказывать лучшее влияние на слушателей, если будут естественными. Однообразные жесты выглядят неестественно и настораживающе, по этой причине движения во время разговора нужно варьировать.

  1. Руки протянуть к собеседнику открытыми ладонями вверх. Этот жест означает «доверься мне, я открыт для тебя».
  2. Ударить тыльной стороной ладони одной руки по открытой ладони другой - «поверь мне, согласись со мной, прими мои аргументы».
  3. Повернуть ладони тыльной стороной вверх - «вперед, пора делать».
  4. Сделать жест руками, напоминающий закручивание лампочки - «обрати внимание на эту маленькую деталь».
  5. Выставить руки вперед открытыми ладонями друг к другу - «мы друзья, не так ли?».
  6. Жесты отражаются на поведении собеседника или целой группы слушателей, располагая их к субъекту, открывая возможность для других манипулятивных техник. Рекомендуется жесты делать двумя руками для лучшей эффективности.

Доверительное поведение

Многие техники манипуляции предназначены для завоевания доверия человека, чтобы на него можно было легко влиять. Доверия можно добиться несколькими способами:

  1. Стать «своим» для объекта, доказать ему схожесть с субъектом. Это можно достигнуть «отзеркаливанием» поведения оппонента.
  2. Использовать комплимент, польстить, проявить сочувствие и поддержку. Для проявления сочувствия можно прикоснуться к руке или плечу.
  3. Выполнить мелкую услугу или предложить помощь. В обществе принят принцип «услуга за услугу»: человек, который помог субъекту, чувствует желание отплатить добром за добро.
  4. Встать на сторону объекта, если его критикуют.
  5. Применить природные данные. Соблазнение является одним из самых древних методов манипуляции. Женщины становится более податливыми перед чужим влиянием, если оно исходит от красивого мужчины, а сильный пол легко поддается на обаяние привлекательных девушек.

Приемы, стимулирующие общение, установление доверительных отношений можно применять в разных сферах жизни: как в рабочем коллективе, так и в семье.

Маска – это способ, которым человек представляет себя другим в той или иной ситуации. Психологи полагают, что маски используют все люди, а свое «внутреннее» истинное «Я» выражается только в моменты одиночества. У руководителя-манипулятора обычно есть много образов на каждый случай, он подготавливает их заранее. У использования масок есть плюсы: возможность сохранить лицо, бесстрастность, безопасность. Минус - риск потери авторитета при неудачном использовании образа.

Менеджер использует маску из-за недоверия к другим, страха перед сближением с коллегами, желания скрыть свою неуверенность. Руководитель скрывает свое «истинное Я» за образами для управления своими подчиненными и для встреч с клиентами. У масок, которыми пользуются работники, основная цель - проявление подчиненного положения. Маски никогда не носят постоянно, их меняют в зависимости от ситуации, от социального статуса собеседника. Чтобы эта техника манипуляции была более эффективной, нужно:

  1. Легко воспроизводить каждый образ и быстро «входить в него» при смене маски.
  2. Стремительно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
  3. Не вживаться в образ, применять его только для достижения конкретной цели и не играть в маску постоянно.

Манипуляции - хороший способ приобретения краткосрочных выгод. Этот способ склонить оппонентов к чужим решениям снижает уровень доверия. Долгосрочные связи можно построить только на искренности.

11. Манипулятивное общение

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги. Распространен манипулятивный стиль общению и в области пропаганды. Владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

12. Перцептивная сторона общения

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцепция - процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.

13.Эффекты социальной перцептеции. Проблема социальной атрибуции в социальной психологии

Постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Механизм атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

14. Социально-психологическое понятие групп. Классификация групп в социальной психологии

Социальная группа - любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциальные, негативного - асоциальные.

15. Коллектив как высший уровень развития групп. Этапы развития коллектива

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе. Наконец притирка заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

16. Малые группы и их социально-психологическая структура

Малая группа - такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы - малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.


17. Динамические процессы в малой группе: образование малой группы, феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство, групповое принятие решений

Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя Процесс принятия группового решения связан с проблемой лидерства и руководства, так как принятие решения - одна из важных функций руководителя. Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии.


... ", "идеология" и пр. С этой точки зрения его позиция в дискуссии стоит особняком, во всяком случае, не включается непосредственно в полемику с Г.И.Челпановым. Свой вклад в становление социальной психологии со стороны смежных дисциплин внес и журналист Л.Н.Войтоловский (1925). С его точки зрения, предмет коллективной психологии - психология масс. Он рассматривает ряд психологических механизмов, ...

Социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии. Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных...

Познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения. Социальная перцепция - одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека. Его...

На друга. Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение. Посмотрим как интерпретируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г. М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические...

Еще Лец говорил, что человек успешно изобрел разные орудия, но с доисторических времен орудием человека был человек.

Манипулятивное общение – это такое общение, при котором к партнеру относятся, как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

Первое, что важно выделить, – это способ восприятия партнера при таком общении. Так как собеседник – только средство достижения некоей цели, то его рассматривают, скорее, как совокупность функциональных качеств, которые могут пригодиться при достижении этой цели, нежели как целостного человека.

Любые свойства и качества партнера как человека (доброта, скромность, отзывчивость, нетерпеливость, ум, глупость и т.п.) важны в таком общении только постольку, поскольку они пригодны для дела и могут быть использованы для достижения цели. Здесь не важно, насколько добр человек, важно, можно ли использовать эту доброту в своих интересах.

Каковы механизмы социального восприятия в таком общении? Если в какой-то ситуации для человека наиболее важна групповая принадлежность партнера (профессиональная, этническая, возрастная и т.д.) и связанные с ней функции (например профессиональные), то вступает в действие механизм социальной стереотипизации. Интересно, что именно в манипулятивном общении делается большинство ошибок превосходства, привлекательности и отношения. Располагая одной характеристикой партнера, человек в манипулятивном общении помимо нужных ему свойств достраивает остальные по образцу (стереотипу) и далее общается с этим воплощенным стереотипом.

Однако может быть ситуация, когда включается индивидуальная стереотипизация, и, зная или предполагая одно из качеств партнера (например, доброту), человек достраивает все его остальные качества в соответствии со своими представлениями о том, какие качества с какими должны сочетаться. Если человек добрый, то он, скорее всего, одновременно и сговорчивый, и терпеливый.

На основе такого рода понимания другого и происходит общение. Этот тип социального восприятия имеет свои достоинства и свои недостатки. С одной стороны, он очень экономичен, т.к. позволяет иметь дело только с нужными качествами, а именно это и есть идеал манипулятивного общения. С другой стороны, такое восприятие чревато ошибками, которые обнаруживают себя здесь и там в процессе манипулятивного общения.

При таком стиле общения существуют также и специфическое представление о себе, и самоподача. Действительно, что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Вероятно, только то, что поможет достижению цели. И здесь происходит, так сказать, отсчет от партнера: к имеющемуся его образу (а это стереотип) пристраивается образ себя таким образом, чтобы он, с одной стороны, не противоречил предполагаемым ожиданиям партнера, а с другой стороны, был ему дополнителен.

В манипулятивном общении самоподача состоит в том, чтобы облегчить стереотипизацию партнеру и чтобы полученный им стереотип при этом согласовывался с Вашим стереотипом партнера.

Следовательно, в манипулятивном общении вместо образа себя мы подсовываем партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И дело не в том, имеет ли он отношение к реальности или он ложен. Главное, что в представлении о себе происходит как бы разделение на составные части – роли, функции, качества, – каждая из которых может быть использована как разменная монета в общении. Отсюда в манипулятивном общении происходит манипуляция не только партнером, но и собой.

Итак, можно выделить следующие характеристики самоподачи и самопредставления в манипулятивном общении: фрагментарность, упор на стереотипизацию, выдвижение ложных мотивов и причин действий.

Обсуждаемый стиль общения накладывает отпечаток не только на перцептивную, но и на коммуникативную сторону общения. В случае пассивности партнера увеличение эффективности коммуникации может идти за счет улучшения техники, которая прямо состоит в манипулировании реакциями собеседника на основе знания самого собеседника и его отношения к действительности. Именно в манипулятивном общении приобретают огромное значение все те приемы и методы повышения эффективности воздействия, которые нами уже рассматривались.

Пропаганда и пропагандистская техника, представляющие собой воздействие на пассивного субъекта, вполне могут рассматриваться как манипулирование. И это понятно, ведь в данном случае предполагается одностороннее движение воздействия – измениться, быть убежденным должен только один из партнеров, второй же выступает в роли манипулятора. И даже если у обоих партнеров есть свои цели по изменению собеседника, все равно они оба осуществляют однонаправленную манипуляцию, просто в обратных направлениях. и победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, то есть тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает свои цели и лучше владеет техникой.

Однако не стоит делать вывод о том, что манипуляция – это всегда плохо и надо провозгласить лозунг "Смерть манипуляторам!" Надо отдавать себе отчет в том, что огромное количество профессиональных задач, предполагающих общение, подразумевает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Поэтому их эффективность во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Теперь охарактеризуем особенности собственно взаимодействия в манипулятивном общении, его интерактивной стороны. Здесь наиболее существенным является то, что манипулятивный стиль предполагает восприятие любой ситуации как целевой, а соответствующую трактовку действий партнера – как тактику, стратегию, способ достижения его, партнера, целей.

Существенной особенностью интерактивной стороны в манипулятивном общении является точный выбор позиции в общении. Так как главное – цель, а другой человек – средство ее достижения, необходимо найти к нему подход. Поэтому с одним человеком разговор будет с позиции Родителя, с другим – с позиции Ребенка, поскольку следует избрать именно ту позицию, которая удобна, выгодна в данной ситуации. Пожалуй, именно в манипулятивном общении интереактивная сторона наиболее разнообразна и сложна.

В заключение необходимо еще раз сказать, что манипулятивное общение – чрезвычайно распространенный вид общения, он занимает как бы центральную часть континуума социально-психологического, включая специфику обоих полюсов, и, кроме того, он в основном встречается там, где есть совместная деятельность людей. Именно поэтому его нельзя не учитывать, и успех совместной деятельности, где бы она ни происходила, во многом зависит от умелости человека в манипулятивном общении. Поэтому осознание его законов, желание обязательно управлять собой в общении важно для каждого.

Между тем есть еще один существенный момент. Это отношение человека к манипулятивному общению и обратному воздействию манипулятивного стиля. Отношение к такому общению зависит от понимания его особенностей и специфики. Человек может относиться к нему как к необходимому инструменту, которым надо уметь владеть, чтобы достигать своих целей; может относиться как к неизбежному злу, с которым надо уметь обращаться; или как к единственному реально отражающему природу людей общению. От того, как человек относится к манипулятивному типу общения, очень многое зависит, и прежде всего отношение к нему окружающих.

Существует и обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Вероятно, имеет смысл говорить о наличии манипулятивной деформации личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального его употребления, хорошего владения им и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно возможным, единственно правильным, а людей принимать исключительно за марионеток, фигур в его манипуляциях. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции и тогда, когда это нужно, и когда она совершенно неоправданна. Вполне ритуальное приветствие превращается в манипуляцию, и откровенный разговор по душам невозможен, поскольку всегда есть изначальная цель, и партнер – не душа, а средство достижения цели, даже если это цель помочь партнеру. Например, с некоторыми оговорками можно считать профессиональную деформацию учителей и преподавателей частным случаем манипулятивной деформации – в общении старых учителей почти всегда присутствует цель объяснить, показать, научить.