Антимонопольное регулирование коммерческой (предпринимательской) деятельности. Антимонопольное законодательство и полномочия антимонопольных органов

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являютсянеограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются); полная информированность каждого участника конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»). Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках. Олигополия означает немногочисленность участников конкуренции, когда несколько крупных производителей господствуют на рынке (например, предприятия металлургического комплекса).

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении коммерческой (предпринимательской) деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах: в демпинговых ценах, в злоупотреблении монопольным положением на товарном рынке, в установлении дискриминационных цен и др.



Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции использует понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая организация», «группа лиц». Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Закрытый перечень их приведен в Законе о защите конкуренции: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд и др.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка. Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих коммерческую (предпринимательскую) деятельность. Способы влияния (контроля):1) организационно-управленческий, связанный с участием тех или иных лиц в органах управления юридических лиц; 2) имущественный, основанный на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица; 3) договорный - применяется в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (или лицами); 4) родственный - он возникает между супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами. 5) смешанный - в нем сочетаются элементы разных способов.

С учетом критерия защищенности монополии можно подразделить на защищенные от конкуренции (государственные монополии и естественные монополии) и незащищенные.

Сферы деятельности,в которых действует исключительный режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Отношения в рассматриваемой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами.

Рассмотрим антимонопольные правила, установленные Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, например, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка ценообразования; з а нарушение прав потребителей, связанных с получением необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли; за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений(заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий

Уголовная ответственность предусмотрена за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Гражданско-правовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства:

а) признание недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ;

б) признание недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) признание торгов недействительными.

г) возмещение убытков.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику конкуренции как объективно необходимому регулирующему фактору рыночной экономики.

2. Какие положения Конституции РФ гарантируют поддержку конкуренции?

3. Что такое монополистическая деятельность?

4. Условия признания положения субъекта доминирующим.

5. Назовите составы недобросовестной конкуренции, приведенные в Законе о конкуренции.

6. Перечислите виды монополий.

7. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за нарушение правил конкуренции?

Нормативные правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993.

2. ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

3. ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ. 1995. № 48. Ст. 4553.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.

6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

8. Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.

9. Постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.

10. Положение о федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3259.

11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 700.

12. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: "Волтерс Клувер", 2008.

13. Губин Е.П., Лахно П.Г. и др. Предпринимательское право Российской Федерации Учебник М.: Юристъ, 2004 Гриф Мин-ва образования РФ

14. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.

15.Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.

Понятие конкуренции и монополистической деятельности

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена.

На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция РФ, ст. 8, которая устанавливает в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Антимонопольные нормы содержатся в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского кодекса РФ; в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства. Рынок финансовых услуг регулируется нормативными актами Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг.

Виды монополистической деятельности

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Видами монополистической деятельности являются:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его господство на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля товара составляет 65% и более (ст. 4 Закона о конкуренции в ред. 1998 г.). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);

2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Подобные соглашения бывают направлены на:

    установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;

    повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

    раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.

3. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции);

4. Соглашения (согласованные действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции);

5. Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев долей при принятии общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица вправе заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Формы недобросовестной конкуренции

Законом устанавливаются формы недобросовестной конкуренции:

    распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;

    некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

    продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

    получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).

Федеральный антимонопольный орган создает свои территориальные органы. Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций (ст. 12 Закона о конкуренции).

В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:

1) о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2) об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

3) о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения;

4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.

На федеральный антимонопольный орган возложен государственный контроль за:

1) созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

3) ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке будет превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).

Кроме вышесказанного, функции государственного контроля возложены на федеральные антимонопольные органы – это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

1) приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

2) получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 18 Закона).

Нередки случаи, когда предприниматели сталкиваются с ограничениями или трудностями, которые препятствуют развитию их бизнеса и выходу на рынок, а также разносторонним ущемлением их прав. Что делать, если интересы хозяйствующих субъектов «притесняются» другими организациями, монополистами или органами государственной власти? Подробнее о такой важной теме, как антимонопольное регулирование рынка, читайте в нашей статье.


Борьба с монополизмом и поддержка конкуренции

Эффективное развитие предпринимательской деятельности в нашей стране сегодня невозможно без обеспечения добросовестной конкуренции. Основным органом, отвечающим за проведение политики развития конкуренции в России, является Федеральная антимонопольная служба, а основным документом антимонопольного законодательства в нашей стране является Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольное государственное регулирование ФАС осуществляется в различных отраслях, начиная от электроэнергетики, заканчивая сферой информационных технологий. Основной задачей Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных управлений в регионах страны является развитие рынка, здоровой конкуренции предприятий, ограничение монополизма.

Федеральный закон «О защите конкуренции» внес ряд значительных ограничений в сферу монополистической деятельности организаций, пояснил понятия «недобросовестная конкуренция», а также сформулировал полномочия государственного антимонопольного ведомства – ФАС в части выдачи предписаний и установлении наказаний за нарушения антимонопольного законодательства.

Сегодня рыночная экономика немыслима без конкуренции – каждый хозяйствующий субъект должен иметь возможность вести честную борьбу с другими участниками рынка, соперничать, предлагая потребителям лучшие условия оказания услуг, продукцию лучшего качества по лучшей цене. И основная цель такого соперничества фирм в процессе их предпринимательской деятельности – это получение прибыли. Большинство «игроков» этой цели достигают честным путем, но есть и те «игроки», которые состязаются с конкурентами, используя незаконные средства и недобросовестную конкуренцию.

Переоценить значение конкуренции сегодня невозможно, так как на нее «возложен» сразу ряд функций. Во-первых, конкуренция мотивирует предпринимателей делать товары лучшего качества по лучшей цене. Это, безусловно, выгодно также потребителям. Во-вторых, конкуренция выполняет функцию «распределения» прибыли – наибольшую выгоду и доход на рынке получают наиболее успешные фирмы. В-третьих, конкуренция «контролирует» игроков рынка, предоставляя покупателям возможность выбора, исключая монополии. В целом же конкуренция – это сложный механизм, своеобразный двигатель» современной экономики, право всех хозяйствующих субъектов на конкуренцию закреплено законодательно. И именно на поддержку конкуренции направлены все действия антимонопольной службы и правовые средства антимонопольного регулирования.

Государственное антимонопольное регулирование

Для всех «игроков» рынка исполнительные и законодательные органы власти устанавливают некие правила. Они касаются цен, объемов продаж, производства товаров и торговли ими. Но в целом на рынке «властвуют» хозяйствующие субъекты, а государственные органы только помогают обеспечивать стабильное функционирование рынка. Достигается это, при реализации сразу несколько задач, главная из которых – это правовое государственное регулирование предпринимательской деятельности в рамках рыночных отношений. На законодательном уровне принимаются нормативные документы, законы, регламентирующие «правила игры» на рынке для всех его участников; конкуренция поддерживается, монополизация – не допускается, а нарушение прав хозяйствующих субъектов может повлечь судебное разбирательство. Второй путь государственного регулирования предпринимательской деятельности – это правильная экономическая политика. Она выражается в помощи бизнесу справиться с кризисными явлениями, стимулирование спроса и предложения на рынке, оказание влияние на цены – и, при необходимости, их принудительное снижение. Также в рамках регулирования предпринимательской деятельности государство может стать серьезным «конкурентом» – создать предприятие, либо скупить долю уже существующей организации, и быть крупным игроком рынка.

Безусловно, рыночная экономика развивается самостоятельно, но сегодня ее формирование и функционирование без участия, а иногда и воздействия государства, невозможно. То есть без стимуляции предпринимательства, его защиты и государственного регулирования отношений в нем ведомствами и структурами, стабильное развитие экономики сегодня не мыслимо. «Вмешивается» сферу предпринимательской деятельности государство может и в случае появления негативных тенденций – нарушений закона, появлении монополистов (для их устранения) и позитивных тоже – для поддержания положительных явлений в экономике.


Сейчас государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется всесторонне: происходит проверка качества продукции – производимой и реализуемой, внедряются стандарты качества, устанавливаются налоги, в случае возникновения финансовых трудностей бизнесменам предоставляются субсидии и займы, льготы; создаются условия для свободной конкуренции; защищаются права предпринимателей. Все данные формы господдержки действуют строго в рамках закона и направлены исключительно на повышение эффективности экономической политики в нашей стране.

Государственное антимонопольное регулирование: ФЗ «О защите конкуренции»

Напомним, основным законом в нашей стране, защищающим конкуренцию является ФЗ «О защите конкуренции». Его цель – предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности и ограничения конкуренции органами власти в нашей стране. Данный Федеральный закон подробно объясняет функции и полномочия государственного антимонопольного органа (в России им является Антимонопольная служба РФ) и подробно расписывает виды нарушений антимонопольного законодательства, а также способы привлечения к ответственности нарушителей.

  1. В нашей стране запрещены действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, положение которых на товарном рынке признано доминирующим – то есть в том случае, если доля на рынке определенного товара данной организации составляет более 35%. Это связано с тем, что такие «доминанты» оказывают большое, а порой и решающее влияние на условия обращения товара, рост цен, и при этом, соответственно, доступ другим предприятиям на рынок усложняется, интересы их ущемляются.
  2. Запрещено в нашей стране монопольное завышение или занижение цен товаров, а также согласованные действия хозяйствующих субъектов (в формах т.н. картелей), ограничивающие конкуренцию. Это, например, поддержание определенных цен на товары или «вытеснение» с рынка других предприятий по «сговору» нескольких крупных фирм. Доказать, что действия компаний согласованы действительно сложно, так как документально такие «соглашения» сторон, естественно, не подкреплены.
  3. В сферу антимонопольного регулирования рынка входит запрещенная и наказуемая в нашей стране недобросовестная конкуренция. Она может проявляться в том, что одна фирмы «клевещет» на компанию-конкурента, распространяет ложную или искаженную информацию о ней, что затем может нанести ущерб репутации организации. Также недобросовестной конкуренцией считается распространение ложной информации о способах производства той или иной продукции, и тем самым обман покупателей товара; запрещено в нашей стране «принижение» качества товаров или услуг конкурирующих фирм, всяческие некорректные сравнения, хищение интеллектуальной собственности фирмы-конкурента и использование ее в своей деятельности; разглашение коммерческих тайн других фирм, а также незаконное использование чужих товарных знаков, копирование упаковок товаров, внешнее оформление продукции и другие аспекты.
  4. Запрещено и наказуемо в нашей стране любое ограничение конкуренции органами государственно власти. Это также антимонопольное регулирование рынка и касается оно производства товаров или препятствия осуществления предпринимательской деятельности различными способами. Это, например, введение неких требований к товарам (которые не закреплены законодательно) или к фирмам; введение ограничений на продажу, покупку, обмен товаров той или иной фирмой; разрешение на заключение договоров каким-либо фирмам в приоритетном порядке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами или ограничение выбора фирм для потребителей; предоставление каких-либо незаконных преференций фирме или наоборот, дискриминация тех или иных компаний; установление непредусмотренных законом платежей при предоставлении государственных услуг и другие способы ограничения конкуренции. Все они недопустимы. Согласованные действия органов власти, которые ведут к ограничению конкуренции, повышению или повышению цен, разделу товарного рынка, недопущению выхода на рынок фирм или предприятий также запрещены в рамках антимонопольного законодательства.
  5. ФЗ «О защите конкуренции» подробно разъясняет государственные антимонопольные требования к проведению торгов, в том числе если заказчиками торгов являются органы власти Российской Федерации для обеспечения государственных и муниципальных нужд и заключение договоров по результатам торгов. Так, согласно закону, запрещено ограничение конкуренции среди участников, сокрытие информации о проведении торгов или «подтасовка» их результатов и др.

Также, согласно федеральному закону, все руководители организации, все представители органов государственной власти и местного самоуправления на территории нашей страны, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, по требованию Антимонопольного ведомства обязаны представить все необходимые документы для исполнения антимонопольным органом возложенных на него обязанностей. Разрешены на территории нашей страны плановые и внеплановые проверки государственной антимонопольной службой предприятий и госорганов, в случае получения жалоб на нарушения антимонопольного законодательства или при обнаружении признаков его нарушения.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Согласно ФЗ «О защите конкуренции» в некоторых случаях хозяйствующим субъектам необходимо получать предварительное согласие Антимонопольной службы при заключении определенных сделок. Регулирование антимонопольное подразумевает, например, запрет на «слияние» коммерческих организаций если суммарная стоимость их активов или выручка превышает семь и десять миллиардов рублей, соответственно; присоединение одной или нескольких фирм, а также одной или нескольких финансовых организаций к другой, а также сделки с акциями фирм, если стоимость активов приобретателя превышает определенную сумму и т.д. Несоблюдение данного требования может повлечь ликвидацию или реорганизацию фирмы в судебном порядке, особенно в том случае, если подобные действия приведут к ограничению конкуренции. Антимонопольное регулирование это тоже предусматривает.

Исполнять решения и предписания антимонопольного ведомства РФ по фактам выявленных нарушений в обязательном порядке должны все организации на территории нашей страны.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности: цели

Основных целей антимонопольной политики и регулирования товарного рынка в нашей стране сразу несколько.

Первая – это обеспечение функционирования на территории всех субъектов страны единых правил, правовых норм, механизмов регулирования и стимулирования экономики, а также проведение единой торговой, денежной, валютной, налоговой, финансовой политики. Все принципы Единого экономического пространства закреплены конституцией нашего государства.

Антимонопольное правовое регулирование преследует еще одну цель – это постоянное и эффективное снижение препятствий входа субъектов предпринимательской деятельности на товарные рынки и поддержка конкурентоспособных организаций.

Третья цель, которую преследует регулирование антимонопольное в нашей стране – это обеспечение открытости деятельности организаций, которые занимают доминирующее положение в рамках определенного рынка. Слияние или присоединение фирм друг к другу, приобретение контрольного пакета акций или деятельность предприятий, стремящихся занимать доминирование положение на рынке – все эти процессы должны быть «прозрачны» для государства и других «игроков» рынка.

Все мы знаем о том, что правовые нормы нашего государства запрещают представителям органов власти ведение любого вида предпринимательской деятельности, в том числе используя для этого государственные или муниципальные организации. Поэтому еще одна цель антимонопольного регулирования в России – это контроль над соблюдением данного закона.

Пятая важная задача антимонопольного регулирования – это предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, которое достигается различными способами и наложение ответственности за данный вид нарушения законодательства.

Для того, чтобы эффективно достигать поставленных целей, в нашей стране «комплексно» применяются определенные методы, которые давно доказали свою эффективность в общемировой практике.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности: методы

Один из правовых средств антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности на государственном уровне – это применение к субъектам хозяйственной деятельности разного рода ограничений. Обо всех из них подробно расписано в ФЗ «О защите конкуренции». Наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства является злоупотребление фирмами своим доминирующим положением в рамках того или иного рынка товаров. Следом идут такие виды нарушений, как намеренное завышение цен и согласованные действия нескольких предприятий, ведущие к ограничению конкуренции.

Незаконным в нашей стране является также изымание продукции с рынка для того, чтобы стимулировать развитие дефицита и, соответственно, повышения цен.

Еще один метод правового антимонопольного регулирования деятельности предприятий – это контроль за так называемой «Экономической концентрацией». Это некие намеренные действия хозяйствующих субъектов, которые могут оказать влияние на конкуренцию в той или иной сфере. Это, как правило, злоупотребление компаниями своим доминирующим положением, а значит основная задача антимонопольных органов на рынке – недопущение возникновения такого положения. Государственный контроль в этой сфере может быть двух видов – предварительный и последующий.

Первый вид предшествует совершению сделки, и состоит в том, что антимонопольный орган рассматривает возможность совершения сделки и дает согласие на ее проведение. Предварительно согласовать необходимо присоединение или создание крупных коммерческих организаций, так как это может повлечь за собой появление предприятия, доля которого на товарном рынке будет значительной. Последующий государственный контроль за экономической концентрацией предполагает рассмотрение законности сделок между компаниями «постфактум» - то есть после их совершения. Правила их согласования также закрепляет ФЗ «О защите конкуренции».

Важным методом регулирования антимонопольного является именно запрет недобросовестной конкуренции в самых различных ее проявлениях. В последнее время в нашей стране участились случаи судебных разбирательств именно в данной сфере – предприниматели подают в суд на конкурентов, которые используют схожие товарные знаки или рекламируют свой товар за счет «принижения» качеств продукции другой компании. Сохранение деловой репутации фирмы сегодня является действительно важным условием эффективного ведения бизнеса. От неправомерных действий конкурентов испорченная хотя бы один раз репутация фирмы может повлечь за собой не только денежные убытки, снижение покупательского спроса, но и банкротство компании. В этой связи регулирование деятельности на рынке различных его «игроков» также играет важную роль.


Примером недобросовестной конкуренции может быть использование идентичного оформления книг одним издательством и тем самым «копирование» изданий другой, более «раскрученной» фирмы. Или использование фирменного наименования одной компании, которая была зарегистрирована ранее, в работе другой организации, которая предоставляет населению схожие услуги. К примеру, медицинские. Тем самым, в заблуждение вводятся клиенты фирмы и контрагенты. Подобные действия в судебном порядке признаются актами недобросовестной конкуренции и пресекаются по средствам антимонопольного регулирования. Примеров недобросовестной конкуренции по итогам судебных разбирательств выявляется сегодня сотни и тысячи. И многое зависит от того, насколько своевременно и оперативно фирма подаст заявления в ФАС на нарушение антимонопольного законодательства нечестным конкурентом.

Еще одним методом антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является запрет на вмешательство в их работу органов государственной (в том числе исполнительной) власти. Сюда относится, создание благоприятных условий для работы одних компаний и дискриминация других, введение запретов на функционирование тех или иных фирм, препятствие входу на рынок фирм из других регионов или предоставление льгот компаниям без обоснования необходимости этого. Большое распространение получили сегодня нарушения законодательства в сфере госзакупок. Как известно, эта сфера для предприятий является прибыльной, и «помощь» госструктур в ходе торгов затем щедро оплачивается компаниями, победившими в тендерах. Обо всех нарушениях в ходе процедуры госзакупок также следует сообщать в Федеральную антимонопольную службу. Это поможет правовому регулированию в этой сфере.

Ведение ФАС России Реестра хозяйствующих субъектов, которые имеют долю на рынке свыше 35%, также является эффективным методом антимонопольного регулирования рынка. Данные компании занимают доминирующее положение на рынке, но оно признано законным. Благодаря данному реестру контролировать фирмы в части соблюдения ими антимонопольного законодательства становится легче. В реестре числятся крупные компании, в том числе промышленные, которые в нашей стране являются единственными производителями той или иной продукции – значимой для экономики или структурообразующей.

Все вышеперечисленные методы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране применяются комплексно, но, по оценкам независимых специалистов, пока с разной степенью эффективности.

Что делать если права предпринимателя нарушаются

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные Управления в нашей стране принимают обращения от физических и юридических лиц о нарушениях антимонопольного законодательства. Виды обращений могут быть разные: это и предложение (пишется гражданами страны с целью совершенствования деятельности службы), заявление (пишется в случае нарушения закона в отношении физического или юридического лица), жалоба (просьба в защите и восстановлении нарушенных прав гражданина) и другие.

Для рассмотрения дел в части нарушения антимонопольного законодательства создается специальная комиссия, участвуют в рассмотрении дел заявитель и ответчик, после чего принимается решение о наличии или отсутствия нарушения законодательства. Затем в адрес нарушителя выносится предписание. Решения ФАС могут быть обжалованы в суде. Рассматривается обращение в территориальный орган ФАС в срок от месяца.

Обращаться в Федеральную антимонопольную службу можно как лично, так и направлять обращения в письменном или электронном виде через официальный сайт ФАС России.

Важными целями внутренней политики государства являются формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специального антимонопольного законодательства, а также путем контроля за его выполнением.

Основополагающим антимонопольным законом является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 948-1, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Этот Закон воспринял опыт антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, и прежде всего опыт европейской системы антимонопольного регулирования. В отличие от американской системы антимонопольного регулирования, строящегося на принципе запрещения монополии и предполагающего судебную форму правоприменительного процесса, европейская система находит свое выражение в принципе регулирования монополистической деятельности и контроля за злоупотреблениями монополий. Для этого создается специальная система административных органов, осуществляющих с помощью присущих им методов антимонопольное регулирование и контроль.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются Федеральной антимонопольной службой РФ. В соответствии с Законом о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках антимонопольный орган вправе: при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения; выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов; давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства; осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Органы внутренних дел обязаны в пределах своих полномочий оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа для выполнения ими служебных обязанностей.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.

В то же время в случае получения при осуществлении своих полномочий антимонопольным органом сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну, таковые не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

28. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Правовой основой демонополизация является антимонопольное законодательство.

Монополистическая деятельность – действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции, повышение цен.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., в редакции Закона от 25 мая 1995 г. определил юридические правила конкуренции, т. е. состязательности предпринимателей на товарных рынках.

Именно конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.

Закон определяет доминирующее положение как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.

Действующее законодательство РФ устанавливает для предприятий-монополистов целый ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.

Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов РФ.

Закон об антимонопольной деятельности не определил порядок и критерий включения в Госреестр предприятий РФ. Этот порядок определен Положением «О государственном реестре РСФСР объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарном рынке», утвержденным Антимонопольным комитетом Российской Федерации. За критерий отнесения предприятий к предприятиям-монополистам принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги История предпринимательства в России. Хрестоматия автора Тимофеева Алла Александровна

Из книги автора

3. Антимонопольное государственное регулирование Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными

Из книги автора

1. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности Объектом преступления являются законные права и интересы субъектов предпринимательской деятельности. Часть 1 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

7. Нормативные акты предпринимательской деятельности Любая отрасль права основывается на совокупности норм соответствующего законодательства. Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, могут быть закреплены в законах и в подзаконных нормативных актах.

Из книги автора

21. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Основой всей предпринимательской деятельности в России является инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Однако самостоятельность

Из книги автора

103. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в строительстве Предпринимательская деятельность (и строительная в том числе) не может осуществляться в полной мере без государственного регулирования. Оно необходимо для того, чтобы не потерять

Из книги автора

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 25 декабря 1990 г.РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА(Извлечение)Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм