Классный час все профессии важны. Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны

Тема : Моя будущая профессия.

Цели: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность.

1. Образовательная: ознакомить учащихся с понятием « профессия», расширить знания учащихся о профессиях.

2. Развивающая: способствовать развитию умения логически мыслить, анализировать, обобщать полученную информацию, развивать речь, внимание, память, воображение.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к миру профессий, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительное отношение к учению.

Ход классного часа

Здравствуйте, врачи, учителя, ученые, поэты, спортсмены, артисты, космонавты, мореплаватели, строители, пожарные, защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю.

Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, сошьёте такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды.

У поэта Владимира Маяковского есть такие стихи;

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?.. (Слайд 1)

Как вы думаете чему посвящен сегодня наш первый урок?

«Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь» (Слайд 2)

Что же такое профессия?

Профессия - это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. (Слайд 3)

Угадайте о каких профессиях вам прочитают стихи ребята:

Чтение детьми стихов-загадок о профессиях:

Тесто круто навела, пирожки я испекла:

Сладкие, солёные, горькие, перчёные.

Всё в них щедро положила

И до слёз всем угодила.

Буду я лечить зверей, помогите поскорей,

Догоните кошку - полечу ей ножку.

Чтоб животным помогать,

Надо их сперва догнать

Моя работа в глубине, на самом дне,

Моя работа в темноте и тишине.

Пусть труд мой нелёгок и непрост,

Как космонавт плыву я среди звёзд.

Дайте ножницы, расчёску,

Я вам сделаю причёску.

Предоставьте мне продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

Природу любить,

Стариков уважать.

А теперь давайте поиграем в игры, связанные с профессиями

Игры

Игра «Отгадай слово - название профессии» (Слайд 4)

ОШЁФР (шофер), РЕНЖИНЕ (инженер), ЦАПОДЕВР (продавец), МАЯЛР (маляр), ГЛОЕОГ (геолог)

Игра «Выбери профессию» (Слайд 5)

Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий, возле каждой картинки - число. Загадайте профессию, придумайте пример с таким ответом, назовите пример детям.

Людям каких профессий принадлежат эти вещи?

(Слайд 6 - 10)

Игра «Самая-самая»

Отгадать профессии с элементами юмора.

Игра «Путешествие от А до Я»

У меня на столе лежат буквы, желающие выходят, берут букву и называют профессию, начинающуюся на эту букву.

Игра «Пантомима»

Восстановите стихотворение, чтобы получилась рифма.

Трактор водит - ……. (тракторист)

Электричку - ………. (машинист)

Стены выкрасил - ……. (маляр)

Доску выстругал - ……. (столяр)

В доме свет провел - ……. (электрик)

В шахте трудится - ……. (шахтер)

В жаркой кузнеце - ……. (кузнец)

Кто все знает……. (молодец)

Игра «Почта»

Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук и отмечают своё место кружочком. Каждому играющему присваивается название города - «Москва», «Волгоград», «Самара» и др. Ведущий встаёт в центре круга и говорит: «Почта идёт из города… в город…» Дети, чьи города названы, должны поменяться местами. Ведущий должен успеть занять одно из мест. Если ведущему не хватает места, игра повторяется.

Ребусы (Слайды 11 - 16)

кондитер

космонавт

парикмахер

сапожник

журналист

воспитатель

Рассказы детей «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Учащиеся рассказывают, кем они хотят быть, чем привлекает эта профессия, что о ней знают, какие качества нужно иметь для этой профессии.

В мире интересного

«Самые редкие и необычные профессии»

(Слайды 17 - 23)

- В мире существует много интересных, редких и необычных профессий. Познакомимся с некоторыми из них.

Пословицы о труде. (Слайд 24)

Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, соединим начало и конец.

Кто не работает,…(тот и не ест)

Хочешь есть калачи…(не сиди на печи)

Кто любит труд,…(того люди чтут)

Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)

Труд человека кормит,……(а лень портит)

Землю красит солнце,……(а человека труд)

Просмотр отрывка из мультсериала - песня «Все профессии важны».

Итог

Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. Ребята, у вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, а обществу пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности.

Всегда помните, что любая профессия важна!

Профессий много на Земле,

и каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна. (Слайд 25)

Разработка классного часа на тему:

«Все профессии важны, все профессии нужны»

учителя начальных классов

Сидоренковой Лилии Аухатовны

Тема : Все профессии важны, все профессии нужны.

Цели: познакомить детей с несколькими видами профессий ;

доказать значение трудовой деятельности в жизни человека;

воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий .

Ход занятия

1.Нацеливание

Сегодня мы поговорим о том, что является очень важным и нужным в жизни человека. Но сначала заполним кроссворд.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

Он снимается в кино

Или выступает на сцене. (Артист)

Строю дом и детский сад

И больницу строить рад,

И у цирка я не зритель,

Так как я его…. (Строитель)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

Кто нас одевает в красивые платья?

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно? (швея)

Кто дарит нам сказки, рассказы и басни,

Кто мир для читателя делает прекрасней? (писатель)

Кто рано встает и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (пастух)

Природу любить, стариков уважать, (учитель)

Кто знает отлично дороги воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (летчик)

Какое ключевое слово получилось? (профессии!)

2. Работа по теме

А что же такое профессии? Обратимся к толковому словарю. (Слайд №2)

Может ли человек получить профессию сразу без подготовки?

Как вы думаете, легко ли выбрать профессию по душе?

Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.

Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?

Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые сапоги?

Кто хочет, чтобы на улицах валялся мусор?

Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

Значит, хорошая работа приносит радость всем людям. Знаете ли вы пословицы о профессии и труде? (слайд №3,4).

А сейчас ребята расскажут о профессиях своих родителей. (Слайды с фотографиями родителей обучающихся – ребята читают свои сочинения)

Вот сколько разных профессий, перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Многие профессии связаны между собой, помогая друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и др. А пекарю?

Труд бывает физический и умственный. Каким видом труда вы занимаетесь в школе?

3. Тест

А сейчас я вам предлагаю выполнить тест. Определите, кто, чем занимается. (Слайд №5 – 9)

Следующее задание: я вам дам определение профессии, а вы постарайтесь отгадать ее название.

Человек, который занимается изучением и разведением собак. (Кинолог)

Мастер по изготовлению ремонту и изготовлению драгоценностей. (Ювелир)

Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, лесов, воздуха, почвы), за растительным и животным миром нашей природы. (Эколог).

Специалист по исследованию космического пространства. (Космонавт)

А какое определение вы бы дали слову волшебник?

Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как они создают, творят во блага других людей.

О многих профессиях мы поговорили, а кем бы вы хотели стать?

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. И ваши родители и учителя желают вам правильно избрать свой путь.

А сейчас прослушайте стихи и скажите, о чем они заставили задуматься? (стихи о профессиях, подготовленные учащимися).

4. Итог

Что вас заинтересовало на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали?

Так что же такое профессия? (слайд №2)

Можно быть кем угодно: врачом, водителем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому, я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Классный час по профориентации для школьников 9 класса. Разработка

Описание: Данный сценарий можно использовать классным руководителям 9-ых классов для профессиональной ориентации, оказания помощи учащимся в выборе будущей профессии. Это первый классный час из цикла классных часов, посвящённых выбору профессии.
Для написания сценария использованы различные источники, в том числе и материалы из сети Интернет.
Цель классного часа:
Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.
Задачи классного часа:
1) расширить знания подростков о мире профессий;
2) помочь подросткам в правильном выборе будущей профессии.

Классная комната оформлена плакатами:
Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. (Илья Ильф и Евгений Петров.)
Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов.)

1.Вступительное слово классного руководителя.

Известна формула счастья: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья, является правильный выбор своей профессии. А выбрать есть из чего - в мире более 50 тысяч профессий! Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам на листах, которые лежат у вас на столах, нарисовать человека той профессии, кем вы решили стать. А если вы ещё не решили, то нарисуйте иллюстрацию к любой профессии, которая вам нравится.
Звучит медленная музыка, ребята рисуют.
Вот молодцы! А теперь давайте повесим на доску рисунки, которые вы нарисовали.

2.«Хочу – могу – надо».

В своей работе, психологи умело используют различные методы, формулы, помогающие молодому человеку сделать осознанный выбор профессии. Одной из формул профессионального самоопределения, является: «Хочу – могу – надо». «Хочу» – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений. «Могу» – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья. «Надо» – это пространство запросов от рынка труда, социально – экономические проблемы, тенденции развития мировой экономики. Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

3.Типы профессий.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, все профессии учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):
Человек - природа . В основе этих профессий лежит работа человека с природными объектами и явлениями (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, ветеринар...).
Человек - техника . Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие человека с разнообразными приборами, машинами, механизмами (инженер, электромонтёр, сварщик, токарь, водитель...).
Человек - человек . Эти профессии предполагают постоянную работу с людьми (врач, учитель, продавец, проводник, официант, юрист...).
Человек - знаковая система. В основе этих профессий лежит работа человека с цифрами, числовыми значениями, кодами, символами, текстами (переводчик, программист, бухгалтер, кассир, чертёжник, телефонист...).
Человек - художественный образ . Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Профессии данного типа связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

4.Практический блок.

Карточка со списком профессий.
Авиаконструктор, Автогонщик, Автослесарь, Агроном, Адвокат, Актёр, Аниматор, Артист, Архитектор, Астролог, Астроном; Банкир, Бармен, Библиотекарь, Биолог, Бортинженер, Бортпроводник, Ботаник, Боцман, Бульдозерист, Бухгалтер, Вагоновожатый, Вахтёр, Верстальщик, Ветеринар, Винодел, Водитель, Водолаз, Воздухоплаватель, Вокалист, Воспитатель, Врач, Генетик, Геолог, Гид, Гримёр, Гувернантка, Дворник, Дизайнер, Дипломат, Дирижёр, Дрессировщик, Егерь, Железнодорожник, Жестянщик, Живописец, Животновод, Жокей, Жонглёр, Журналист, Забойщик, Заведующая, Заводчик, Завуч, Завхоз, Закройщик, Замерщик, Заправщик, Звонарь, Землекоп, Знахарь, Зоолог, Зоотехник, Иконописец, Иллюзионист, Иммунолог, Инженер, Инспектор, Инструктор, Инструментальщик, Ирригатор, Искусствовед, Испытатель, Историк, Ихтиолог, Кассир, Китобой, Комбайнёр, Кондитер, Космонавт, Кузнец, Лесник, Лесоруб, Лётчик, Логопед, Лодочник, Маляр, Массажист, Машинист, Милиционер, Моряк, Мясник, Наладчик, Невролог, Невропатолог, Нейрохирург, Нормировщик, Носильщик, Нотариус, Няня, Окулист, Оператор, Офицер, Официант, Охотник, Охранник, Парикмахер, Парфюмер, Певец, Пекарь, Переплётчик, Печатник, Печник, Пианист, Пилот, Писатель, Плотник, Повар, Пограничник, Пожарный, Полировщик, Портниха, Почтальон, Поэт, Программист, Продавец, Пчеловод, Рабочий, Радист, Режиссёр, Репортёр, Рыболов, Сантехник, Сварщик, Скотовод, Сталевар, Стилист, Столяр, Стоматолог, Сторож, Судья, Сыровар, Таксист, Телеведущий, Технолог, Товаровед, Токарь, Тракторист, Тренер, Трубочист, Уборщица, Угольщик, Укладчик, Укротитель, Управляющий, Уролог, Уфолог, Учёный, Учётчик, Учитель, Фармацевт, Фасовщик, Фельдшер, Фигурист, Физик, Фокусник, Фотограф, Фотокорреспондент, Фотомодель, Фрезеровщик, Химик, Хирург, Хлебороб, Хлопкороб, Хореограф, Художник, Цветовод, Цветочница, Церковнослужитель, Циркач, Цирюльник, Часовщик, Чеканщик, Чертёжник, Чесальщик, Чистильщик, Шарманщик, Швея, Шеф-повар, Шлифовщик, Шоумен, Шофёр, Штукатур, Штурман, Экономист, Экскаваторщик, Экскурсовод, Электрик, Этнограф, Юморист, Юнга, Юрист, Ямщик.

Ребята, давайте разобьемся на 5 команд (можно по желанию). Дадим названия своим командам, выберем капитанов команд.
Капитаны вытягивают с помощью жребия один из типов профессий: человек – природа; человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система; человек – художественный образ.
Каждой команде сейчас будут выданы карточки с типами профессий и списком профессий. Задача каждой команды выписать из этого списка профессии нужного типа. Это практическое занятие поможет учащимся правильно классифицировать профессии.
В течение 15 минут ребята в командах обсуждают и выписывают на больших листах бумаги фломастером профессии, соответствующие выбранному типу профессий.
Каждая команда должна защитить свой проект.
Ребята, а теперь давайте вернёмся к тем рисункам, которые вы нарисовали вначале нашего занятия.
Каждый из детей выходит к доске, показывает рисунок и называет тип своей профессии.

5.Подведение итогов.

Выбор профессии – это длительный процесс. И он может продолжаться долго. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Хочется вспомнить слова великого русского педагога К. Ушинского «Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Мы хорошо сегодня с вами поработали, спасибо вам, ребята. В следующий раз мы с вами продолжим исследовать мир профессий. Пригласим на следующий классный час специалиста из центра занятости, который определит, с помощью тестирования, какой тип профессий вам подходит.

6.Рефлексия. Обратная связь.

А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас закончил одно из предложений.
Я узнал, что тип моей профессии...
Я думаю, что после сегодняшнего разговора...
Я надеюсь...

Классный час на тему:

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: Развитие интереса к профессиям

Задачи: 1 Выявление уровня знаний учащихся о профессиях;

2 Актуализировать знания о профессиях родителей;

3 Объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;

прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему

государству;

4 Воспитание уважения к людям труда

1. Организационный момент.

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.

Задания:

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

Кто снимается в кино или выступает на сцене? ( Артист )

Кто строит жилье ? ( Строитель )

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно? (Швея)

Кто дарит нам сказки,

Рассказы и басни,

Кто мир для читателя

Делает прекрасней? (Писатель)

Кто рано встает и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)

Учитель: - Какое ключевое слово в этом кроссворде? (Профессия)

2. Сообщение темы и цели классного часа

Разговор у нас пойдет о профессиях. Придёт день, когда закончится ваша учёба в школе и перед вами станет вопрос: "Кем же мне стать? Какую профессию выбрать?" Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.

3. Работа по теме классного часа

- А что же такое профессия?

( Ответы учеников: - Профессия- это название человека, который занимается работой.

Профессия- это кем ты работаешь.

Профессия - это важная работа.)

Учитель: - Ваши ответы правильны. Теперь я скажу вам о том, как надо понимать это слово.

ПРОФЕССИЯ - основной род занятий, трудовой деятельности

Какие профессии вы знаете? (ответы учеников)

Много профессий вы перечислили. Может ли человек сразу получить профессию? (Нет. Надо сначала учиться.)

Где получают профессию? (В училищах, техникумах, институтах, университетах.)

Приходи сюда учиться,

Ученик и ученица.

Много здесь профессий разных,

Выбрать что не знаешь сразу,

В жизни каждая сгодится,

Стоит сразу научиться.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движение звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

- Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде? (ответы учеников)

    Терпенье и труд все перетрут.

    По труду и награда.

    Дело мастера боится.

    Как ты к работе, так и работа к тебе.

    По работе и работника знают.

    Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

    К большому терпенью придет и уменье.

Что же нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учеников)

Да, прежде всего интересы и склонности. Замечательно, если человеку нравится профессия, которую он однажды выбрал.

- А какие профессии у ваших родителей?

Рассказы учеников о профессиях своих родителей

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь поваром ты быть, то делай так…

Если нравится тебе, то и других ты научи,

Если нравится тебе, то делай так…

3. Если хочешь стать спортсменом, делай так..

Если хочешь быть артистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

А теперь давайте поиграем.

1. Конкурс «Аукцион профессий»

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

    Кисть, краски (художник)

Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хоро­шим художником?

Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способно­стями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти спо­собности в упорном труде. Талант плюс упорный труд - только тогда получится настоящий художник.

    Парик, костюм (актер)

    Молоток, гвозди, рубанок (столяр)

    Овощи, кастрюля (повар)

Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкус­ную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.

    Расческа, ножницы (парикмахер)

    Письма, газеты, сумка (почтальон)

    Градусник, шприц (врач)

Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.

    Ножницы, сантиметр, ткань (швея)

    Кирпич, мастерок (строитель)

2. Восстановите стихотворение, чтобы получилась рифма .

Трактор водит - ……. (тракторист)

Электричку - ………. (машинист)

Стены выкрасил - ……. (маляр)

Доску выстрогал - ……. (столяр)

В доме свет провел - ……. (электрик)

В шахте трудится - ……. (шахтер)

В жаркой кузнеце - ……. (кузнец)

Кто все знает……. (молодец)

3. Отгадайте загадки о профессиях: (См. слайды Презентации)

Угадать сейчас нам надо:

Кто на луг выводит стадо?

Он уколет- ты не плач.

Так болезни лечит…

По арене он бежит-

Цирк от хохота дрожит!

Расходам он ведёт учёт,

Зарплату людям выдаёт.

И в кино он, и на сцене,

За талант его мы ценим.

Кто двор наш содержит в порядке?

А ну-ка ответьте, ребятки!

Из кирпичей возвожу этажи.

Как называют меня, подскажи ?

Кто создаёт и дома, и ракеты?

Думай, какая профессия это?

Я вам вопрос задать спешу:

Кто сделал чёлку малышу?

Кто закинул в море сети?

Поскорей ответьте, дети!

Кем отчизны рубежи

Охраняются, скажи?

Кто летает на ракете,

К звёздам ближе всех на свете?

4. Работа в парах .

Прочитайте названия профессий и определения.

Соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение:

4. Итог

Какая же профессия, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной?

(дети отвечают)

Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

«Прекрасных профессий

На свете не счесть,

И каждой профессии-

Слава и честь!

И каждому делу,

И каждой работе

На каждой бахче,

И на каждом заводе,

И в поле, и в море,

И в небе – по праву

Высокая честь

И народная слава!»

Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.