Будда высказывания о смысле жизни. Мудрый Будда: мысли и изречения мудреца

Материал из Электронная энциклопедия ТПУ

Патриарх Алексий II (в миру - Алексеей Михайлович Ридигер , эст. Aleksei Rüdiger ; 23 февраля 1929, Таллин, Эстония - 5 декабря 2008, Москва, Россия) - епископ Русской православной Церкви; с 7 июня 1990 г. - патриарх Московский и всея Руси.

Биография

В возрасте пятнадцати лет стал церковнослужителем архиепископа. Впоследствии стал алтарником и псалмщиком.

Учился в Ленинградской духовной семинарии, позднее – в академии.

В марте в 1961 года постригся в монахи, приняв имя Алексий.

В августе 1961 года стал архимандритом, а в сентябре был посвящен в епископы.

Позднее Алексием был получен сан архиепископа (1964), а в 1968 – митрополита.

Начиная с 1961 года Алексий вел активную общественную деятельность: входил в состав Всемирного совета церквей, участвовал в различных конференциях. Алексий II служил вице-президентом общества советско-индийской дружбы.

В 1984 году - получил степень доктора богословия.

В 1990 году Алексий был избран патриархом.

5 декабря 1988 года скончался в своей резиденции, расположенной рядом с ж/д платформой и посёлком Переделкино.

Почетный профессор ТПУ

В 2002 г. Ученый Совет политехнического избрал Алексия II Почетным профессором ТПУ . Ему были вручены атрибуты звания и «Золотая медаль за заслуги перед политехническим», а также подарок от вуза - макет Иоанно-Предтеченского женского монастыря, находившегося когда-то на месте Студгородка. Сейчас там, по инициативе политехников, воздвигнута часовня Домны Томской. В ответном слове Алексий II выразил свою благодарность:

«Позвольте сердечно поблагодарить за звание, за вручение медали и подарок. Я считаю, что сделал слишком мало, чтобы так высоко оценивалась моя деятельность и воспринимаю это как аванс на будущее».

Патриарх Московский и Всея Руси

10.06.1990 г. состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. В период первосвятительства Патриарха Алексия II (1990-2008) наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:

Ограничение созыва (в исключительных случаях), вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году, Поместного Собора как органа «церковного управления и церковного суда» (с 1990 года не созывался ни разу в нарушение действовавшего до 2000 года Устава от 1988 года) и передача части его полномочий Архиерейскому Собору; по мнению некоторых критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления;

Трансграничный характер (впервые за всю историю Московской Церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;

Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ.

Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, - самоуправляемых Церквей;

Возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ;

Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных религиозных структур на Украине, а также Эстонии (См. статьи Украинская православная церковь (Московского патриархата), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь);

Неоднократное обострение традиционной (с 1920-х) напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском православии, а также с Румынским Патриархатом в связи с реставрацией последним Бессарабской митрополии;

Дипломатическая конфронтация с руководством Римско-католической церкви; Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.

В 1990-е происходило значительное возрастание степени административной независимости в управлении территориально-канонических частей РПЦ, находящихся на территории независимых государств бывшего СССР, что было закреплено в Уставе РПЦ 2000 года, предусматривающем статус «Самоуправляемой Церкви». В числе последних Устав определяет Украинскую православную церковь как «самоуправляемую с правами широкой автономии».

В первой половине 1990-х годов был создан ряд новых синодальных учреждений (отделов): религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, миссионерский. В 1994 году Издательский отдел Московской Патриархии (образован в 1946 году), возглавлявшийся до того в течение более 30 лет митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым), был преобразован в Издательский совет Русской православной церкви.

В августе 2000 года было принято решение о создании Cинодального отдела по делам молодёжи. Наиболее крупным и заметным синодальным учреждением с начала 1990-х годов оставался Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, с 1989 года возглавлявшийся митрополитом смоленским Кириллом.

Церковоно-государственные отношения

А. взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского гос-ва вступил в завершающую фазу. Для РПЦ важно было в быстро изменявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, что в значительной мере зависело от инициативы Патриарха, от его умения так построить отношения с гос. властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви как высшей святыни и духовной путеводительницы народа. С первых шагов Патриаршего служения А. в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, к-рую он возглавлял. Вскоре после интронизации Святейший Патриарх довел до сведения Президента СССР критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и др. религ. общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 окт. 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в т. ч. и Патриархией, права юридического лица. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий». Он не предусматривал уже существования правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось таким образом, что допускало преподавание вероучения в общеобразовательных школах на факультативной основе.

Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религ. орг-ций в России, стал принятый 26.09.1997 г. новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». А. неоднократно обращался в высшие органы гос. власти, заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религ. жизни, в то же время учитывал особую роль Православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль правосл. Церкви в судьбе России, т. о., не ущемляя прав др. вероисповеданий, он ограждает россиян от псевдодуховной агрессии.

В 2004-2008гг. в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ произошли важные изменения В ноябре 2004 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении замельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения. В 2007 г. Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. 08.02.2008 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возможность гос. аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными духовными образовательными учреждениями.

Внутрицерковная жизнь

В годы Предстоятельства А. прошли 8 Архиерейских Соборов, на которых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения по следующим вопросам: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус РПЦ, канонизация новомучеников, возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского, повсеместное возрождение монашеской жизни, положение епархий, монастырей и приходов, миссионерское служение, анализ изменений церковной жизни.

За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.

Международная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

С 1964 г. президент Конференции Европейских Церквей.

На 8-й Генеральной Ассамблее (октябрь 1979 г.) был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1971 г. вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

Участник совместных заседаний Президиума и Совещательного комитата КЕЦ.

Родословная

Происходит из известного прибалтийского дворянского рода.

Хейнрих Николаус (Нильс) - Heinrich Nicolaus (Nils) - Рюдингер (? - 1711). 1681-1693 - капитан крепостей шведского короля в лифляндском Дюнамюнде (ныне часть Риги - Даугавгрива, где Даугава впадает в Балтийское море). В 1695 году король Карл XI возвел его во шведское дворянское достоинство. В 1696 году брак в Риге с Кристине Элизабет фон Викеде(н) (Christine Elisabeth von Wickede(n)) (1680-1721). V Их сын: Петер - Peter - Рюдингер Капитан, лифляндский помещик - Пандимыйс в деревне Кооркюла, близ Тырва. В 1752 году - третий брак с Элизабет Виснер (Elisabeth Wiesner), дочерью лифляндского пастора. V Их сын: Карл Магнус - Karl (Carl) Magnus - Рюдингер (1753-1821 в Гапсале, ныне - Хаапсалу). Генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства. Брак в 1779 году в Петербурге с Шарлоттой Маргарете баронессой фон Мальтиц (Charlotte Margarethe von Maltitz) (1758-1786 в Петербурге), дочерью егеря двора императрицы Екатерины Второй. V Их сын: Фридрих (Федор) Вильхельм - Friedrich Wilhelm - Рюдигер (1780 в Петербурге - 1840). Инспектор казарм Преображенского полка, полковник, принял православие. Брак с Софией Доротеей (Дарьей Федоровной) Ержембской (Sophia Dorothea Jerzhembska), дочерью императорского двора придворного из польских дворян. V Их сын: Егор (Георгий) Рюдигер (1811-1848). Брак с Маргаритой Федоровной Гамбургер. V Их сын: Александр Рюдигер (1844-1877). Брак с Евгенией Германовной Гизетти (Gizetti) (?-1905) V Их сын: Александр Рюдигер (1870-1929). Брак с Аглаидой Юльевной фон Бальц (von Baltz) (1870-1956) V Их сын: Михаил Ридигер (1902-1962). Протоиерей Казанской церкви в Таллине. Брак с Еленой Иосифовной Писаревой (1902-1059), дочерью полковника царской армии. V Алексей Ридигер (23 февраля 1929 в Таллине -) Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Дата рождения: 23 февраля 1929 г. Страна: Россия Биография:

Детские годы (1929 г. — конец 30-х годов)

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589). Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье.

Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (+1962), уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года).

Михаил Александрович обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии. Мать Святейшего Патриарха — Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала расцвету культурной жизни.

Эмигрантскую молодежь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви. Активность Церкви в жизни русского рассеяния была высока, как никогда прежде в России.

Религиозная общественность в русском зарубежье создала бесценный для России опыт воцерковления различных форм культурной деятельности и социального служения. В молодежной среде активно работало Русское студенческое христианское движение (РСХД). Движение имело своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви, ставило своей задачей подготовку защитников Церкви и веры, утверждало неотделимость подлинной русской культуры от Православия.

В Эстонии Движение действовало с большим размахом. В рамках его деятельности активно развивалась приходская жизнь. В мероприятиях Движения охотно участвовали русские православные люди. Среди них был и отец будущего Святейшего Патриарха.

С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания в 1940 году богословских курсов в Ревеле он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета.

В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути.

Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить».

Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно. Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины.

Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь «уголок России», заключавший в себе великую российскую святыню — Псково-Печерский монастырь, который, находясь в то время за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти.

Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой.

В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители — духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, +1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, +1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, +1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце.

Вот небольшой фрагмент из его письма к Алеше Ридигеру: «Дорогой о Господе, милый Алешенька! Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым Годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. <...>

Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. Будем надеяться, что Господь по Своей великой милости сотворит это. Мы тоже с любовию вспоминаем всех вас: вы для нас — точно свои, родные по духу. Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном. Искренно любящий тебя о Господе м. Иувиан».

Так в самом начале сознательной жизни будущий Первосвятитель прикоснулся душой к чистому роднику русской святости — «пречудному острову Валааму».

Через монаха Иувиана духовная нить соединяет нашего Патриарха с Ангелом-Хранителем России — святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению этого великого светильника земли Русской отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно же он рассказывал о великом пастыре милому его сердцу мальчику Алеше.

Эта связь напомнила о себе спустя полвека — Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего Патриарха Алексия II, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.

Юность. Учеба, начало служения (конец 30-х — конец 50-х годов)

Путь, который веками проходили святители земли Русской, — путь пастырского служения, берущий начало от воцерковленного детства во Христе, — был при советской власти под запретом.

Божий Промысел о нашем нынешнем Предстоятеле выстроил его жизнь от самого рождения так, что жизни в России советской предшествовали детство и отрочество в старой России (насколько это было тогда возможно), и с советской действительностью встретился возрастом юный, но духом зрелый и мужественный воин Христов.

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви. Его духовным отцом был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор (+1949). С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; +1946), а затем и у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине.

Святейший Патриарх вспоминает, что у него всегда была пятерка по Закону Божию. Семья была его крепостью и опорой и при выборе пути, и на протяжении всего священнического служения. Не только узы родства, но и узы душевной дружбы связывали его с родителями, все переживания они делили друг с другом...

В 1936 году таллинский Александро-Невский собор, прихожанами которого были родители будущего Первосвятителя, передали эстонскому приходу. История этого храма многострадальна: сразу же после провозглашения Эстонской республики в 1918 году началась кампания по ликвидации собора — собирали деньги «на снос церквей с русскими золотыми луковицами и будок русских Богов» (православных часовен) даже в школах у детей.

Но против разрушения собора выступила общественность, русская и международная, а также Красный Крест. Потом поднялась новая волна: снести купола Александро-Невского собора, поставить шпиль и создать там «пантеон эстонской независимости». В архитектурном журнале были опубликованы иллюстрации: вид города без «русских луковиц», но с «пантеоном эстонской независимости».

Эти иллюстрации сохранились у будущего Святейшего Патриарха Алексия и в свое время пригодились для спасения собора, когда власти уже советской Эстонии вознамерились переделать храм в планетарий (демонстрация намерений буржуазной власти относительно использования собора обескуражила советских правителей).

В 1936 году с куполов сняли позолоту. В таком виде собор просуществовал до войны. В 1945 году иподиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор города Таллина для возобновления в нем богослужений (собор в военное оккупационное время был закрыт).

С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церквях Таллина. В 1946 году Алексий Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет.

В следующем, 1947 году он был зачислен сразу на 3-й курс семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии.

Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с заочной учебой в академии. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах. В Тарту он прослужил четыре года.

Тарту — университетский город, затихающий в летнее время и оживленный зимой, когда приезжают студенты. Святейший Патриарх сохранил добрую память о старой юрьевской университетской интеллигенции, которая активно участвовала в церковной жизни. Это была живая связь со старой Россией. 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея.

В 1959 году в праздник Преображения Господня умерла мать Святейшего Патриарха. Ей в жизни выпал трудный крест — быть женой и матерью священника в атеистическом государстве. Надежным прибежищем и утешением была молитва — каждый день Елена Иосифовна читала акафист перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отпевали матушку Елену Иосифовну в Тарту, а похоронили в Таллине, на Александро-Невском кладбище — месте упокоения нескольких поколений ее предков. Отец с сыном остались вдвоем.

Епископское служение

3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.

21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года состоялась хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского, временно управляющего Рижской епархией.

Это было нелегкое время — разгар хрущевских гонений. Советский вождь, пытаясь реанимировать революционный дух двадцатых годов, требовал буквального исполнения антирелигиозного законодательства 1929 года. Казалось, вернулись довоенные времена с их «пятилеткой безбожия». Правда, новое гонение на Православие кровавым не было — служителей Церкви и православных мирян не истребляли, как прежде, но газеты, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власти и «общественность» травили и преследовали христиан. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось и без того малое число духовных учебных заведений.

В феврале 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в своем выступлении на конференции советской общественности за разоружение через головы собравшихся в Кремле обратился к миллионам православных христиан. Призывая их к стойкости перед лицом новых гонений, Святейший Патриарх сказал: «В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что "врата адовы не одолеют Ее!"».

В те трудные для Русской Церкви годы покидало этот мир старшее поколение епископов, начинавших свое служение в дореволюционной России, — исповедники, прошедшие Соловки и адские круги ГУЛАГа, архипастыри, уходившие в зарубежное изгнание и вернувшиеся на родину после войны... На смену им пришла плеяда молодых епископов, среди которых был и епископ Таллинский Алексий. Епископы эти, не видевшие Русскую Церковь в могуществе и славе, избрали путь служения Церкви гонимой, находившейся под гнетом безбожного государства. Власть изобретала все новые способы экономического и полицейского давления на Церковь, но неодолимой крепостью стала для нее верность православных Христовой заповеди: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Уже в самом начале своего архиерейского служения молодой епископ столкнулся с решением местной власти о закрытии и передаче под дом отдыха Пюхтицкого Успенского монастыря. Однако ему удалось убедить советское начальство в невозможности для епископа начинать служение с закрытия обители. В начале 1962 года, будучи уже заместителем председателя ОВЦС, епископ Алексий привез в монастырь делегацию Евангелической Церкви Германии. В то время его отец лежал с инфарктом, но епископ должен был сопровождать иностранных гостей — ведь речь шла о спасении обители. Вскоре появились восторженные отзывы о Пюхтицком монастыре в газете Neue Zeit. Потом была еще одна делегация, третья, четвертая, пятая... И вопрос о закрытии обители был снят.

Вспоминая те годы, Святейший Патриарх Алексий говорит: «Одному Богу известно, сколько каждому из священнослужителей, оставшихся в Советской России, а не уехавших за рубеж, пришлось пережить... Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история». За 25 лет епископского служения Владыки Алексия в Эстонии ему с Божией помощью многое удалось отстоять. Но тогда враг был известен — он был один. И у Церкви находились способы внутреннего противостояния ему.

Вступив на Патриарший престол, Святейший Владыка столкнулся с совершенно иной ситуацией: у Церкви в современном сложном мире, с его социальными, политическими и национальными проблемами, оказалось множество новых врагов. 23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа и в конце 1964 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного Синода.

Святейший Патриарх вспоминает: «В течение девяти лет я был близок к Святейшему Патриарху Алексию I, личность которого оставила в моей душе глубокий след. В то время я занимал пост Управляющего делами Московской Патриархии, и Святейший Патриарх полностью доверял мне решение многих внутренних вопросов. На его долю выпали тяжелейшие испытания: революция, гонения, репрессии, потом, при Хрущеве, новые административные гонения и закрытие храмов. Скромность Святейшего Патриарха Алексия, его благородство, высокая духовность — все это оказывало на меня огромное влияние. Последнее богослужение, которое он совершил незадолго до своей кончины, было в 1970 году на Сретение.

В Патриаршей резиденции в Чистом переулке после его отъезда осталось Евангелие, раскрытое на словах: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром..."».

С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии.

Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он — заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года — богословской группы.

25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) кафедру.

В 1984 году владыке Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» был представлен им на соискание степени магистра богословия, но Ученый Совет ЛДА единодушно решил, что, поскольку «диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы» и «в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви», то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил.

«Диссертация — всеобъемлющая работа по истории Православия в Эстонии, в ней собран огромный церковно-исторический материал, изложение и анализ событий соответствуют высоким критериям, предъявляемым к докторским диссертациям» — таким был вывод Совета. 12 апреля 1984 года состоялся торжественный акт вручения докторского креста митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию.

На Ленинградской кафедре

29 июня 1986 года Владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. Так началась еще одна эпоха в его жизни.

Правление нового архиерея стало переломным для церковной жизни северной столицы. Вначале он столкнулся с полным игнорированием Церкви городскими властями, ему не разрешили даже нанести визит председателю Ленгорсовета — уполномоченный Совета по делам религий жестко заявил: «Этого в Ленинграде никогда не было и быть не может». Но уже через год этот же самый председатель при встрече с митрополитом Алексием сказал: «Двери Ленинградского совета открыты для Вас днем и ночью». Вскоре представители власти сами стали приезжать на прием к правящему архиерею — так был сломан советский стереотип. С 24 января 1990 года Владыка Алексий — член правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года — член президиума Ленинградского фонда культуры.

От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР. За время управления Петербургской епархией Владыке Алексию удалось сделать очень многое: были восстановлены и освящены часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке.

В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Деятельность на международном поприще

Во все годы своего архиерейского служения будущий Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в деятельности многих международных организаций и конференций.

В составе делегации Русской Православной Церкви он участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964-1968).

В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии «Арнольдсхайн-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР «Загорск-V» (Троице-Сергиева лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989).

Более четверти века архиепископ и митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года он один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий — вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа — служить миру». С 1972 года митрополит Алексий — член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году.

Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза — членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

Митрополит Алексий принимал активное участие в работе международных и отечественных миротворческих общественных организаций. С 1963 года — член правления Советского фонда мира, участник учредительного собрания общества «Родина», на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года.

24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества.

Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов.

Возрождать церковную жизнь уже во всероссийском масштабе предстояло будущему Первосвятителю в его Патриаршем служении.

3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали события воистину промыслительные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского.

Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.

В качестве сопредседателя Святейший Патриарх Алексий вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета «"Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии», председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавлял Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры.

Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считал, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

После многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения.

Пастырский подход Святейшего Патриарха Алексия снял напряженность между учреждениями государственной системы сохранения памятников культуры и Церковью, что было вызвано неоправданными опасениями, узко корпоративными или личными интересами. Его Святейшество подписал ряд совместных документов с Министерством культуры Российской Федерации и руководством отдельных музейных комплексов, находящихся на территории церковно-исторически и духовно значимых монастырей, которые разрешают названные проблемы и дают монастырям новую жизнь.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией.

Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана стройная церковная система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В ходе политических, социальных и экономических реформ Святейший Патриарх Алексий II постоянно говорил о приоритете нравственных целей перед всеми иными, о преимуществе служения благу общества и конкретного человека в политической и экономической деятельности.

Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 г. и так далее.

За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.

Будучи правящим епископом города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II уделял очень много внимания возрождению и развитию внутриепархиальной и приходской жизни. Эти труды во многом стали моделью для устроения епархиальной и приходской жизни в других местах. Наряду с неустанным внутрицерковным устройством, в котором он постоянно призывал более активно и ответственно участвовать всех без исключения членов Церкви на подлинно соборных началах, Предстоятель Русской Православной Церкви уделял большое внимание вопросам братского взаимодействия всех Православных Церквей для совместного свидетельствования Истины Христовой миру.

Сотрудничество между различными христианскими конфессиями ради нужд современного мира Святейший Патриарх Алексий считал христианским долгом и путем к исполнению Христовой заповеди о единстве. Мир и согласие в обществе, к которым неустанно призывал Патриарх Алексий, обязательно включали в себя благожелательное взаимопонимание и сотрудничество между приверженцами различных религий и мировоззрений.

Патриарх Алексий Второй, биография которого является предметом нашей статьи, прожил долгую и, думается, счастливую жизнь. Его деятельность оставила глубокий след не только в истории Русской православной церкви, но и в душах многих людей. Наверное, поэтому после кончины священника народ никак не мог поверить и смириться с его уходом, и до сих пор в обществе циркулирует версия, что патриарх Алексий Второй был убит. Этот человек столько успел сделать за свою жизнь хороших дел, что значение этой личности с годами не уменьшается.

Происхождение

Патриарх Алексий Второй, биография которого в нескольких поколениях связана с Русской православной церковью, появился на свет 23 февраля 1929 года в очень необычной семье в городе Таллине. Предок будущего священника во времена правления Екатерины Второй принял православие с именем Федор Васильевич. Он был генералом, выдающимся общественным деятелем и полководцем. От этого и пошел русский род Ридигеров.

Дед будущего патриарха смог вывезти свою семью в горячие времена революции из Петербурга в Эстонию. Отец Алексия учился в престижном Императорском училище правоведения, но окончил учебу уже в Эстонии. Затем работал судебным следователем в Таллине, женился на дочери полковника царской армии. В семье царила православная атмосфера, родители Алексия были членами прогрессивного движения РСХД (Русское студенческое христианское движение). Они участвовали в религиозных диспутах, посещали монастыри, ходили на службы в храм. Когда Алексий был совсем маленьким, его отец начал учиться на пастырских курсах, там он познакомился с отцом Иоанном, который позже стал духовником мальчика.

У семьи были традиции проводить летние каникулы в паломнических поездках в разные монастыри. Именно тогда Алексий на всю жизнь полюбил Пюхтицкую обитель. В 1940 году отец Алексия был рукоположен диаконом. С 1942 года он служил в Казанском храме Таллина и в течение 20 лет помогал людям обрести Бога.

Детство

С раннего детства будущий Патриарх Московский Алексий был погружен в атмосферу религиозности, которая была для него главным духовным началом в формировании. С 6 лет он начал помогать на службе в храме. Родители и духовник воспитывали мальчика в духе христианских ценностей, он рос добрым, послушным ребенком. Времена были трудные, семье в начале Второй мировой войны грозила высылка в Сибирь за немецкое происхождение. Ридигерам приходилось скрываться. Во время войны отец брал с собой Алешу на визиты пленников в лагерях для перемещаемых в Германию лиц.

Призвание

Вся атмосфера семьи Ридигеров была пропитана религией, ребенок впитывал ее с младых ногтей. Он очень любил и знал церковные службы, даже разыгрывал их в своих играх. Его духовник активно поддерживал влечение мальчика к православной вере. В 1941 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 становится алтарником, помогая диакону - своему отцу. Затем он в течение нескольких лет служит в разных храмах Таллина. Судьба Алексия, по сути, была предрешена с самого рождения, он с 5 лет существовал только в лоне церкви.

В 1947 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 поступает в Ленинградскую духовную семинарию, его принимают сразу в третий класс благодаря высокой образованности и подготовленности. В 1949 году он поступает в Ленинградскую духовную академию. В этот период возрожденные образовательные религиозные заведения пребывают на подъеме, это позволяет получить Алексию высококлассное образование. Он был очень хорошим студентом, все преподаватели отмечали его вдумчивость и серьезность. У него не было душевных смятений и исканий, он был абсолютно уверен в своей вере и своем предназначении.

Жизнь священника

Но большую часть учебы в академии А. Ридигер проходит экстерном. Митрополит Ленинградский Григорий предложил молодому человеку принять сан до окончания учебы. Ему было предложено несколько вариантов служения, он избрал должность настоятеля в Богоявленском храме городка Йыхви. Оттуда он мог часто навещать родителей и ездить в академию. В 1953 году он оканчивает академию, став кандидатом богословия. В 1957 году его переводят из непростого прихода г. Йыхви в университетский Тарту. Так будущий патриарх Алексий Второй, годы жизни которого будут связаны с религиозным служением, вступил на свою стезю священника.

На его долю вновь выпали непростые времена. Успенский собор, в который был назначен Алексий, находился в плачевном состоянии, власти не поддерживали церковные начинания, приходилось очень много работать, беседовать с людьми, стоять службы, ездить на требы. Начинающий священник решил искать помощи у патриарха Алексия Первого, который оказал содействие в ремонте и благословил тезку. В 1958 году Алексий становится протоиереем и благочинным Тарту-Вильяндиского округа. В 1959 году скончалась мама священника, и это подтолкнуло его к принятию монашества. Он и прежде размышлял о таком поступке, а теперь окончательно утвердился в своем намерении.

Путь епископа

В 1961 году будущий патриарх Алексий Второй (фото его все чаще можно было увидеть в обзорах поездок иностранных делегаций по России) получает новое назначение. Он становится епископом Таллинским и Эстонским, также временно ему поручают управлять Рижской епархией. остро не хватало молодых образованных кадров, тем более что она вновь переживает виток новых гонений в России. Хиротония, по просьбе Алексия, проводится в соборе Александра Невского г. Таллина. Сразу молодой епископ получает вызов от властей. В его приходе планируется закрыть несколько храмов из-за «нерентабельности», а любимый Пюхитцкий монастырь отдать под дом отдыха шахтеров. Нужны были срочные и сильные меры.

Алексий организует несколько визитов крупных зарубежных делегаций в свой приход и в монастырь, в результате в западной прессе появляются публикации о нем, за год сюда приехали представители почти всех мировых религиозных организаций, властям пришлось сдаться, и вопрос о закрытии обители больше не поднимался. Пюхитцкий монастырь благодаря усилиям Алексия стал местом для визитов и общения представителей всех европейских церквей.

Алексий прослужил в Таллинском приходе четверть века. За это время он значительно укрепил здесь православную церковь, издал большое количество литературы, в том числе на эстонском языке. Его усилиями были сохранены многие храмы региона, в том числе собор Александра Невского, в котором долгое время служил отец Алексия, скончавшийся в 1962 году, Казанский храм в Таллине. Но пропаганда и усилия властей делали свое дело: количество верующих неуклонно сокращалось, чтобы в селах оставались действующие церкви, архимандрит оплачивал их содержание из церковных фондов.

В 1969 году на Алексия возложили дополнительное служение в качестве митрополита Ленинградского и Новгородского.

Церковная и общественная жизнь

Алексий всегда очень много ездил по своим приходам с богослужениями с целью провести беседы с верующими, укрепить их дух. При этом будущий патриарх чрезвычайно много времени отдавал общественной работе. С самого начала своей епархиальной службы он не оставался в стороне от жизни всей православной церкви. В 1961 году будущий Святейший Патриарх Алексий II, фото которого можно увидеть в статье, входит в члены делегации Русской православной церкви на ассамблее Всемирного совета церквей. Он участвует в работе таких престижных организаций, как Конференция Европейских церквей, в которой проработал более 25 лет, став в итоге председателем президиума, Родосское Всеправославное совещание, миротворческие организации, в частности Советский фонд мира, Фонд славянской письменности и славянских культур. С 1961 г. исполнял обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1964 году становится управляющим делами Московской Патриархии и исполняет эти обязанности на протяжении 22 лет.

В 1989 году Алексий был избран народным депутатом СССР и занимался вопросами сохранения национальных культурных ценностей, языка, охраной исторического наследия.

Патриарший престол

В 1990 году скончался Пимен, и собрался, чтобы выбрать нового главу русской церкви, и не было лучшей кандидатуры, чем Алексий. был интронизирован 10 июня 1990 года в Богоявленском соборе Москвы. В своем слове к пастве он сказал, что видит своей главной целью укрепление духоносной роли церкви. Он считал, что нужно увеличивать количество храмов, в том числе следует работать в местах заключения, чтобы дать людям духовную опору на пути исправления. Наступающие социальные перемены в обществе церкви необходимо было использовать для укрепления своих позиций, и Алексий хорошо понимал это.

Некоторое время патриарх продолжал исполнять обязанности архиерея Ленинградской и Таллинской епархии. В 1999 году он взял на себя управление Японской православной церковью. Во время своей службы Патриарх очень много ездил по приходам, совершал службы, способствовал возведению соборов. За все годы он посетил 88 епархий, освятил 168 храмов, принял тысячи исповедей.

Общественная позиция

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, с ранних лет отличался твердой общественной позицией. Он видел свою миссию не просто в служении Богу, но в пропаганде православия. Он был убежден, что все христиане должны объединяться в просветительской деятельности. Алексий считал, что церковь должна сотрудничать с властью, хотя сам он немало пережил гонений от советской власти, но после перестройки стремился установить хорошие отношения с руководством страны, чтобы вместе решать многие государственные проблемы.

Конечно, патриарх всегда стоял на защите обездоленных, он много занимался благотворительностью и способствовал тому, чтобы его прихожане также оказывали помощь нуждающимся. При этом Алексий неоднократно высказывался против людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и горячо благодарил мэра Москвы за запрет гей-парада, называл гомосексуализм пороком, который разрушает традиционные нормы человечества.

Церковные и социальные преобразования при патриархе

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, начал свою деятельность на посту с того, что поставил в известность о критическом состоянии церкви действующую власть страны. Он сделал немало для того, чтобы увеличить роль церкви в политике страны, он наравне с первыми лицами государства совершал визиты поминальных и парадных мероприятий. Алексий многое сделал для того, чтобы церковная власть была сосредоточена в руках Архиерейского собора, уменьшив демократизацию в структуре церкви. При этом он способствовал тому, чтобы увеличилась автономность отдельных регионов за пределами Российской Федерации.

Заслуги патриарха

Алексий, Патриарх Всея Руси, сделал для РПЦ очень многое, в первую очередь благодаря ему церковь вернулась к широкому общественному служению. Именно он способствовал тому, что сегодня российские церкви полны прихожан, что религия вновь стала привычным элементом жизни россиян. Также он смог удержать в российской юрисдикции церкви государств, которые стали независимыми в результате распада СССР. Его деятельность на посту Патриарха Московского и Всея Руси оказала значительное влияние на развитие православия, на увеличение его значимости в мире. Алексий был председателем меконфессионального комитета «Иисус Христос: вчера, сегодня и вовеки». В 2007 году вследствие его усилий был подписан «Акт о каноническом общении», который означал воссоединение РПЦ и Русской церкви за рубежом. Алексий смог вернуть широкую практику крестных ходов, он способствует обретению мощей многих святых, в частности Серафима Саровского, Максима Грека, Александра Свирского. Он удвоил количество епархий в России, количество приходов увеличилось почти втрое, количество храмов в Москве увеличилось более чем в 40 раз, если до перестройки в стране было всего 22 монастыря, то к 2008 году их было уже 804. Большое значение патриарх уделял церковному образованию, он значительно увеличил количество учебных заведений всех уровней в стране, также положительно повлиял на программы обучения, которые стали приближенными к мировому уровню.

Награды

Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси, за свои заслуги был награжден неоднократно как светскими, так и церковными властями. У него было более 40 орденов и медалей Русской православной церкви, в том числе такие почетные, как орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, орден Великого князя Владимира, орден Святителя Алексия, медаль Дмитрия Солунского, орден Григория Победоносца от Грузинской православной церкви.

Российская власть также неоднократно отмечала высокие заслуги патриарха наградами, в том числе орденом За заслуги перед Отечеством, орденом Дружбы народов, орденом Трудового Красного Знамени. Дважды Алексий был удостоен государственной премии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, имел грамоты и благодарности от президента РФ.

Также Алексий имел немало наград иностранных государств, премий, знаков почета и медалей от общественных организаций.

Кроме того, он являлся почетным гражданином более чем 10 городов и был почетным доктором 4 вузов мира.

Уход и память

5 декабря 2008 года мир облетела печальная весть: умер патриарх Алексий 2. Причина смерти - сердечная недостаточность. У патриарха несколько лет были серьезные проблемы с сердцем, ему даже в резиденции был сооружен лифт для подъема на второй этаж, чтобы помочь ему избегать лишних нагрузок. Однако в СМИ почти сразу появились версии об убийстве патриарха.

Но доказательств у этих подозрений не было, поэтому все осталось на уровне слухов. Народ просто не мог поверить, что не стало такого человека, и поэтому пытался найти виновного в своей беде. Патриарха отпевали а погребли в Богоявленском храме.

Люди почти сразу начались задаваться вопросом: будет ли причислен патриарх Алексий Второй к лику святых? Пока на него ответа нет, так как канонизация - это сложный и долгий процесс.

Память патриарха была увековечена в наименованиях библиотек, площадей, в виде монументов, нескольких памятников.

Частная жизнь

Патриарх Алексий 2, причина смерти которого была не единственным поводом для обсуждения его личности, жизни, поступков, интересовал многих. Немало слухов циркулировало вокруг его отношений с КГБ, Алексия даже называли любимчиком спецслужб. Хотя доказательств у таких подозрений не было.

Еще один вопрос, который вызывал интерес у обывателей: был ли священник женат. Известно, что епископы не могут иметь жен, так как на них распространяется целибат. Но до принятия монашества у многих священников были семьи, и это не было препятствием для их церковной карьеры. Патриарх Алексий Второй, жена у которого была в студенческие годы, никогда не упоминал о своем семейном опыте. Исследователи говорят, что этот брак с Верой Алексеевой был абсолютно формальным. Он понадобился лишь затем, чтобы помешать властям призвать А. Ридигера на военную службу.

О частной жизни патриарха известно немного. Он очень любил читать, всегда много работал. Алексий является автором более 200 книг по богословию. Он свободно владел эстонским, немецким языками, немного говорил по-английски. Жил и умер он в своей любимой резиденции в Переделкине, где чувствовал себя уютно и спокойно.

Высказывания, цитаты и фразы Будды (Шакьямуни):
  • «Отрешиться от всего зла, приумножать добро, очистить свой разум: Вот совет всех Будд.»
  • «Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Будды явственно укажут его.»
  • Он ругал меня, он бил меня, он победил меня, он ограбил меня - в тех, кто вмещает подобные мысли, ненависть не усмирена.
  • Один из них не брахман из-за спутанных волос, или (своего) клана, или рождения. Тот, в ком существует как истина и принцип, он чист, он брахман».
  • «Трудно стать человеком; трудна жизнь смертных; трудно слушать истинную дхамму; трудно рождение Просветлённого.»
  • «Сосредоточение - путь к бессмертию, легкомыслие - путь к смерти. Собранные разумом не умирают, легкомысленные подобны мертвецам.»
  • «Последователь, словно лотос, будет сиять своей мудростью среди невежественных, ослеплённых и необращённых.»
  • «Ведь свое я - господин себе. Кто же ещё может быть господином? Полный смирением своего я человек находит господина, которого трудно найти.»

  • «Один день мудрого и медитирующего человека воистину лучше ста лет человека не имеющего ни мудрости, ни самоконтроля.»
  • «Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.»
  • «Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом - смерть.»
  • «Лучшим из всех путей является Восьмикратный Путь. Лучшими из всех истин являются Четыре Благородных Истины. Неприложение является лучшим из всех государств. Лучшим из всех людей является Видящий».
  • «Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.»

  • «Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства.» (цитаты Будды)
  • «Как на куче мусора, выброшенного на большую дорогу, может вырасти лотос, сладкопахнущий и радующий ум, так ученик поистине просветлённого выделяется мудростью среди слепых посредственностей, среди существ, подобных мусору.»
  • «Мысли - предтеча (всех дурных) состояний. Если кто-либо поступает или говорит, и мысли его недобры, страдание следует за ним, как колесо следует за копытом буйвола.
  • «Как дождь пронизывает крытый соломой домишко, так и похоть проникает в неразвитый ум.» (Изречения Будды)
  • «Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь - горестно.»
  • «Ненавистью не одолеть ненависть; лишь любовью (метта) ненависть побеждается. Это вечный закон.»
  • «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве.»