Инновационные технологии на складе. Инновации в транспортной логистике

Гношова Ольга Юрьевна, руководитель секции «Терминальная и складская логистика» НО «Уральская логистическая ассоциация»

Затраты на складскую логистику могут достигать 40% от стоимости товара. Ключ к успеху компании в большей степени кроется в оптимизации складской логистики за счет снижения затрат на обработку и хранение грузовой единицы, гибкость и клиентоориентированность предоставляемых услуг.

В жесткой конкурентной борьбе именно внедрение новейших технологий, помогает увеличить скорость грузооборота, снизить складские издержки, оптимизировать логистические процессы и позволяет компаниям занимать лидирующие позиции на рынке.

Условно инновации в складской логистике можно разделить на два направления:

    “Товар к человеку” (внедрение дронов, радиошаттлов, робокаров, автоматизированных кранов –штабелеров с автоматическими конвейерами и др.)

    Инновации в системе комплектации заказов “Человек к товару” , более знакомой на Российских складах, (внедрение таких технологий, как: Quick pick – быстрый отбор, Pick-by-Voice – голосовой отбор, Pick to light – отбор по световому сигналу, RFID – радиочастотная идентификация, SMART -очки – «увеличенная реальность» и др.)

Рассмотрим подробнее инновации, позволяющие складских работникам тратить меньше рабочего времени на перемещения по складу для учета, размещения и комплектации заказов.

  • Дроны , применяемые на складах стали прекрасными помощниками в решении задач, требующих большого количества человеко-часов. Одна из них- сканирование штрих-кодов на верхних ярусах . Например, оборудованные сканерами дроны быстро проводят инвентаризацию. Вполне вероятно, что в бущем дроны будут доставлять необходимые грузы из зоны основного хранения в зону комплектации и отгрузки.


  • Роботы . Британский онлайн-супермаркет Ocado использует на складе роботы-тележки, оборудованные фарами и антеннами, которые перемещаются по навесным рельсам и отбирают товары для доставки.

В центре обработки заказов курьерской службы UPS автоматические сортировщики обрабатывают 190 000 посылок в час.

На складах Amazon трудятся роботы-погрузчики.

Курьерская служба DHL использует роботов-коллабораторов, которые работают в одной среде с людьми. Автоматизированные манипуляторы помогают сотрудникам упаковывать товары в коробки и повышают производительность на 15-20%. Роботы понимают простейший язык жестов и легко поддаются обучению.

В терминале TraPac порта Лос-Анджелеса роботы-грузчики поднимают контейнеры массой 5 тонн, а автоматизированные краны-штабелеры сортируют их и переставляют на подъезжающие тягачи.

Компания FedEx Ground использует автономные беспилотные тягачи (робокары) для транспортировки крупногабаритных товаров на складе. Тягачи оснащены сенсорами и хорошо ориентируются в помещении склада.

Использование беспилотных тягачей для повторяющихся, простых задач, позволяет компании повысить производительность, сосредоточившись на более квалифицированной работе.

Инновации, позволяющие увеличить скорость подбора заказов при системе работы «Человек к товару»


    Технология комплектации заказов QuickPick Remote позволяет кардинально усовершенствовать процесс низкоуровневой комплектации заказов. Обычно оператор перемещаясь от из ряда в ряд стеллажей. От секции к секции, должен постоянно возвращаться в кабину погрузчика (штабелера), чтобы переместить его к следующему месту отбора. Таких перемещений оператор совершает около 1200 раз за смену. Технология QuickPick Remoteпозволяет исключить до 70 % этих операций. Комплектовщики заказов дистанционно перемещают погрузчик на следующую точку отбора всего лишь одним нажатием кнопки на беспроводном пульте дистанционного управленияумная перчатка» от компании Crown), расположенном на руке комплектовщика в виде перчатки. Производительность комплектации увеличивается от 10 до 25%.


    Смарт-очки успешно используются для комплектования заказов в логистике, обеспечивают интеллектуальную работу с громкой связью. Компьютер через гарнитуру и изображение на очках инструктирует работника, указывает маршрут и выделяет цветом нужные ячейки отбора. Руки работника всегда остаются свободными от бумаг или мобильного терминала. Опыт внедрения смарт-очков в компании DHL показал повышение эффективности на 25%.


    Технология голосового отбора VoicePicking – новый способ автоматической идентификации на складе. Такая технология подбора заказов успешно реализована в компании «Х5 RETAIL GROUP». Компьютер через гарнитуру инструктирует работника, указывает маршрут при выполнении стандартных заданий на комплектацию. Руки работника остаются свободными от бумаг или мобильного терминала.



Обратная связь позволяет отслеживать ход выполнения процесса в режиме реального времени. После завершения сборки компьютер направляет новый заказ на освободившегося оператора. Процесс упрощается и ускоряется, производительность увеличивается на 10-35 %, число ошибок при комплектовании сводится к 0%.

Сокращается время комплектования заказов, повышается точности сборки;

Своевременно обнаруживаются и отслеживаются ошибки инвентаризации;

Увеличивается товарооборот, пропускная способность склада;

    Автоматизированные системы загрузки/выгрузки (АСЗ) , значительно повышают эффективность склада, сокращая время на загрузку/разгрузку автотранспорта. Например, среднее время загрузки-разгрузки фуры составляет 30- 60 минут, а при помощи АСЗ время сокращается в среднем до 8 минут. Высокая скорость грузооборота позволяет в разы увеличить прибыль компании и лояльность клиентов (за счет сокращения времени доставки).

    Интернет вещей (Internet of Things, IoT) . Данная технология влияет на многие аспекты управления складом от управления запасами до потенциальных проблем безопасности.

QR-код , RFID и другие технологии отслеживания позволяют руководству склада знать, какие товары находятся на складе и по какому маршруту они следуют. IoT также помогает повысить точность и скорость работы персонала склада, управляющих запасами. Время, необходимое для поиска и доставки товаров на складе, сводится к минимуму. IoT помогает сократить количество инцидентов на складе. Сотрудников склада, подключенных к устройствам через датчики IoT, можно предупредить о близкой опасности от транспортных средств, а скорость погрузчика и штабелера может быть автоматически уменьшена на участках с высокой нагрузкой.

Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) уже широко используется в складском деле, и в ближайшие годы будет становиться все более совершенной. Преимущества RFID включают более полный контроль и большую прозрачность складских запасов, что обеспечивает простоту инвентаризации, а также сокращение краж. RFID метки содержат гораздо больше информации о грузе, чем штрих-код. Кроме того, RFID метки передают информацию по средством радио волн, что, например, позволяет, получать информацию о грузе не вскрывая упаковку, что значительно увеличивает скорость грузооборота.

EDI (Electronic Data Interchange, электронный обмен данными) позволяет обмениваться документами складского учета между двумя компьютерными системами, используя общий формат данных.

Будучи интегрирован в систему управления складом (warehouse management system, WMS) EDI обеспечивает высокую эффективность, прозрачность и тесное взаимодействие между всеми участниками процесса, что повышает стабильность работы.

Среди новых трендов важно отметить так называемую «уберизацию» логистки и складского хранения в частности. Интеграцию с инфосистемами складов («Склад по требованию» ) уже успешно применяет североамериканская компания FLEXE . На российском рынке первые шаги в этом направлении делают на Skladium.ru .

В связи с развитием электронной коммерции и цифровых технологий, компании должны быть в курсе последних инноваций, внедрение которых является ключом к четкой работе всей цепочки поставки.

В заключение отмечу, что развитие отрасли и внедрение современных технологий невозможно без хорошего экономического развития страны, государственной программы по развитию транспортно-складской логистики, как это реализуется, например, в Казахстане.

А.П. Печатнова, студент

Новосибирск ий государственн ый аграрн ый университет

(Россия, г. Новосибирск)

Аннотация. В статье рассматриваются инновации в транспортной логистике позв о ляющие оптимизировать транспортировку груза. Проанализировано влияние внедрения инноваций на проблемы связанные с транспортировкой товаров. Рассмотрены проблемы осуществления инновационной стратегии на железной дороге и современные подходы решения проблемы передвижения транспорта в условиях пробок. А так же описаны с о временные информационные системы направленные на повышение эффективности д о ставки грузов.

Ключевые слова: транспорт, логистика, инновации, развитие, технологии.

В последние годы в России всё больше внимания уделяется логистике. Это связ а но с тем, что на транспортировку, хран е ние и упаковку товара затрачив а ется до 35 % от его стоимости. С оотве т ственно , это влияет на цену товара, кот о рая является одним из важнейших факторов для потр е бителей. Поэтому для сокр ащения лог и стических издержек следует уделить вн и мание преобразованиям в транспортной логистике.

В настоящее время одним из наиболее оптимальных методов развития тран с портно й логистики являются инновации, под которыми обычно понимают развитие и улучшение технологических процессов. В России развитие этих процессов прох о дит значительно медленнее , чем в странах Западной Европы и США. Это связано с тем , что в последние годы в России разв и тие транспортной логистики уходило на второй план и основной упор делали на оптимизацию складской логистики . Вследстви е чего появилась существенная разница в обеспеченности транспортной инфраструктур ой меж ду Россией и друг и ми развитыми странами, которая сказыв а ется на конкурентоспособности отеч е ственных товаров.

В настоящее время рынок транспор т ных услуг активно развивается. Вне д рение более современных информационных те х нологий и телекоммуникационных систем передачи информации в сочетании с лог и стическими методами управления тран с портировкой груза позволяют осущ е ствить оптимальную последовательность опер а ций во всей цепи продвижения гр у зов от производителя к потребителю в кратча й шие сроки. Появляются современные те х нологии грузоперевозок, демонстриру ю щие возможности привлечения транзи т ных грузов через Россию, содействие р е конструкции и модернизации транспор т ной структуры страны с привлечением отечественных и зарубежных и н вестиций .

Для улучшения качества логистич е ских услуг Российского транспорта нео б ходимо качественное планирование мар ш рутной сети и оптимальный подбор тран с портных средств, что позволит минимизировать з а траты времени на перевозку товара и сн и зить логистические издержки. Реализация на практике данного направления, нес о мненно , повлияет на доход ы компани й и определит их дальнейшее б у дущие .

Одной из главных задач любой комп а нии занимающейся перевозкой грузов я в ляется налаживание информационного обеспечения. С появлением GPS , GSM , WI — FI и других беспроводных сп о собов передачи информации , это не является большой проблемой. Отслеживать состо я ние и местонахождение груза теперь мо ж но в онлайн режиме, что позволяет более быстро реагировать на появление трудн о стей и принимать решения. В пе р спективе, инновации затронут систему управления техническим обслуживанием и ремонто м подвижного состава . В частности, при во з никновении неисправности ее код будет автоматически передан в офис механикам, а те в свою очередь могут передать на смартфон водителя рекоменд а ции по ее устранению. Подобная технология откр ы вает новые возможности по пл а нированию технического обс луживания и постав кам запасных частей. Все диагностические данные могут быть получены не по во з вращению автомобиля из рейса, а неп о средственно во время его раб оты .

В крупных мегаполисах не редко встр е чается такая проблема как пробки на дор о гах, в основном это касается автотран с порта. Самый обычный затор на д о роге может стать причиной нежелательной п о тери времени. Современные технологии позволяют использовать оборудование к о торое отслеживает ситуацию на дорогах в любой части города. Они позволяют в о н лайн режиме корректировать маршрут в зависимос ти от ситуации на дорогах. Это даёт возможность сократит ь потери вр е мени при перевозк е , соблюдая ог оворе н ные сроки доставки груза.

Н а железной дороге , в настоящее время, проблемы решаются в основном за счёт наращивания производства, стро и тельства новых линий или расширения уже сущ е ствующих, при этом технический аспект практически не затрагивается. Фа к тически задача не решается комплексно, а только локально и на небольшой промежуток времени. Очевидно, что затраты на инн о вационные преобразования в отличие от постоянного наращивания мощности в р а зы ниже, а эффективности от них бол ь ше. С уществует ряд проблем , таких как, износ основных средств, большой срок окупа е мости инвестиций и недостаток собстве н ных денежных средств, вследствие кот о рых инновационную стратегию развития железнодорожного трансп орта применить довольно трудно.

В настоящее время существует ряд с и стем, позволяющих повысить эффекти в ность доставки грузов:

Gon — rand . Одной из задач информац и онной системы Gon-rand является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных во з можностях и направлении перевозки. И н формация о грузах поступает в систему непрерывно и заносится в базу данных. Система позволяет группировать грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправл е нии, наименовании грузополучателя, н о мере автомобиля, заказчике, коде департ а мента и сумме отправлений по департ а ментам.

Videotrans предназначена для информ а ционного обслуживания предприятий транспорта, которые могут получать справки и вводить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки.

СТС предоставляет для экспедиторов информацию о наличии грузов, типах а в томобилей, маршрутах наиболее раци о нального движения, адреса транспортных фирм, имеющих в наличии свободный п о движной состав, и т.п. Для перевозчиков система предоставляет следующую и н формацию: возможность загрузки грузом, адрес отправителя, место и время загрузки, время прибытия с грузом, адрес получат е ля и т.п.

BRS функционирует аналогично сист е ме СТС. Грузоотправитель контакт и рует не с перевозчиком, а с информацио н ной системой. Фирма гарантирует оплату п е ревозчикам выполненной перевозки, е с ли заказчик не произвел своевременно опл а ту, что повышает привлекательность о б служивания, расширяя тем самым охват рынка потребителей.

Espace Cat сообщает пользователю п а раметры перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного сре д ства, представляя эти данные в виде тре х мерных графиков. Система вычисляет п а раметры оптимальной упаковки. Обладая модульной структурой, она достаточно легко приспосабливается к требованиям пользователей.

ISCIS является интегрированной и н формационной системой, обслужива ю щей логистический канал. Время доставки с о общений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолж и тельностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала о б служивания, а обработка сообщений пр о изводится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban , «точно в срок» и др.

GPS — автоматизированная глобальная спутниковая система, предназначенная для определения широты и долготы местон а хождения транспортного средства (судна, самолета, грузового автомобиля и т.п.). Система связана с искусственными спу т никами Земли. Каждый спутник непр е рывно передает в эфир сигналы вр е мени и координаты своего местонахождения. Транспортное средство должно быть оснащено специальным приемным устро й ством, которое принимает сигналы с трех спутников одновременно, обрабатывает их и выводит координаты точки местонахо ж дения на дисплей (погрешность результ а тов составляет не более 3-15 м) .

Таким образом, уже существующие и н новации способствуют более эффекти в ной работе логистической сети, но на да н ном этапе не решают всех существующих пр о блем. П остоянно изменяющи еся усл о вия требуется от современного менед ж мента постоянного поиска и внедрения после д них инноваций в области транспор т ной логистики и разработки комплексных стратегий развития фирм на инновацио н ной основе .

Библиографический список

1. Сборник тезисов Второй Международной научно-практической конференции Лог и стика-инновации-менеджмент. -2012.

2. Таланова О.А. Развитие рынка автомобильных грузоперевозок в России / Д.М. Матвеев, О.А. Таланова , Д.В. Меняйкин // Тенденции развития экономики России и стран СНГ: материалы международной заоч . науч .- практ . конф . – Новосибирск: М е диа центр , 2015. – С. 100-103.

3 . Лавринович М.В., Гурин Д.А., Данилова А.С. Тренды развития транспортной лог и стики в мире // Логистические системы в глобальной экономике. –2012. -№2. –С. 343-347.

4 . Сайт Transmap . Дата обращен ия: 18.04.15. http://www.transmap.ru/

5. Матвеев Д.М. Роль транспортных затрат в повышении конкурентоспособности ро с сийского зерна на мировом рынке / Логистика сегодня. – 2014. – №2. – С. 122-128.

INNOVATION IN TRANSPORT LOGISTICS

AP Pechatnova , student

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

Abstract: The article deals with innovations in transport logistics to optimize transportation. The effect of innovation on issues related to the transportation of goods. The problems of the i n nov a tive strategy on the railroad and modern approaches to solve the problem of movement of tra nsport in terms of traffic jams . And as described in modern information systems to i m pr ove the efficiency of delivery.

Keywords: transport, logistics, innovation, development, technology.

ЭВОЛЮЦИЯ И ИННОВАЦИИ В СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКЕ

Михеева Валерия Игоревна 1 , Шманькова Анна Андреевна 2 , Шевень Людмила Николаевна 3
1 Смоленский государственный университет, студентка 4 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
2 Смоленский государственный университет, студентка 4 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
3 Смоленский государственный университет, старший преподаватель кафедры менеджмента


Аннотация
Данная статья посвящена анализу эволюционного развития складской логистики, а также делается акцент на развитие инновационный технологий в данной сфере. В ней особое внимание уделяется внедрению на предприятия автоматизированных складов. Автоматизированный склад – это современная система, играющая важную роль в организации, управлении и контроле материальных потоков.

EVOLUTION AND INNOVATION IN WAREHOUSE LOGISTICS

Mikheevа Valeriya Igorevna 1 , Shmankova Ann Andreevna 2 , Sheven Lyudmila Nikolaevna 3
1 Smolensk State University, 4th year student department of “Management” profile “Logistics and Supply Chain Management”
2 Smolensk State University, 4th year student department of “Management” profile “Logistics and Supply Chain Management”
3 Smolensk State University, Senior Lecturer Department of Management


Abstract
This article is about the evolutionary development of warehouse logistics and development of innovative technologies in this field. It focuses on the implementation of the enterprise automated warehouses. Automated warehouse - a modern system, which plays an important role in the organization, management and control of material flow.

Библиографическая ссылка на статью:
Михеева В.И., Шманькова А.А., Шевень Л.Н. Эволюция и инновации в складской логистике // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]..03.2019).

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что склад – один из основных элементов логистической системы предприятия. И на наш взгляд, важнейшими показателями технической, экономической и финансовой устойчивости предприятия можно с уверенностью назвать: эффективность, точность, быстрота сборки заказа потребителя. Поэтому внедрение инноваций для складской логистики является наиболее актуальным вопросом на данный момент для любого предприятия.

Важнейшим элементом складской логистики являются склады и прилегающая к ним инфраструктура. Современный склад – это сложная техническая конструкция, оснащенная современным складским оборудованием и состоящая из множества взаимосвязанных элементов. Он имеет определенную структуру и выполняет ряд функций, таких как хранение и накопление товаров, преобразование материальных потоков и распределение грузов между потребителями. Поэтому склад следует рассматривать как интегрированную составную часть логистической цепи, что позволяет выполнить основные функции склада и достичь высокого уровня рентабельности.

Эффективная система складирования позволяет оптимально размещать груз на складе и рационально управлять им. В связи с этим при разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи между внешними и внутренними потоками объекта и связанными с ним факторы (технические средства, особенности груза, параметры склада и т.д.) .

На сегодняшний день выделяют три вида складов: склад с ручными операциями, механизированный и автоматизированный склады.

Склад с ручными операциями является одним из наиболее классических видов. Товары в таком складе хранятся на полках или в специальных емкостях. Работники, передвигаясь по складскому помещению, отбирают необходимый товар с полок, затем кладут его в контейнеры для дальнейшего перемещения. Все перемещения груза контролируют сами работники. Такие склады пригодны для хранения товара только небольшого размера, легкого, с которым удобно работать. Полки должны быть на высоте не более 2 метров, чтобы до них мог достать работник, и располагаться близко и компактно, чтобы сократить общее расстояние. Условия на таком складе должны быть комфортными, т.е. он должен освещаться и обогреваться.

Механизированные склады являются на сегодняшний день самыми распространенными. Основная задача их состоит в том, чтобы часть физической работы человека переложить на машины. Для создания механизированных складов необходимо достаточно большое помещение, т.к. некоторые виды оборудования требуют широких проходов для маневра. Но для того, чтобы оптимизировать такой склад, используют высокие стеллажи, их высота достигает от 12 и более метров. К типичному механизированному оборудованию относятся: автопогрузчики, конвейеры, штабелеры, краны, буксирные канаты, карусели и др. На таком складе всей механизированной системой управляет оператор .

На сегодняшний день традиционные и даже механизированные склады, как правило, имеют высокие операционные издержки. Поэтому многие предприятия пытаются решить данную проблему с помощью использования автоматизированного склада. Благодаря внедрению данной инновации сокращаются операционные издержки, и существенно повышается уровень обслуживания, но, к сожалению, создание такого склада требует очень высоких инвестиций в оборудование. Именно поэтому этим стоит заниматься только очень крупным предприятиям с большими складскими помещениями, вмещающими в себя большой объем материалов. Автоматизированные склады, которые применяются на сегодняшний день, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Примеры автоматизированных складов (таблица составлена авторами)

Название

Принцип работы автоматизированного склада

Преимущества в использовании

1 KARDEX REMSTAR SHUTTLE XP – вертикальный высотный автоматизированный склад лифтового типа для промышленных складских систем Данный склад состоит из модулей и сконструирован по принципу наращивания вертикальных блоков. В нем каждая единица груза управляется специальным контролируемым компьютером манипулятором, который доставляет необходимый поддон к месту выгрузки, а затем возвращает его на свободную полку с помощью лифтового устройства.
  • экономия времени и средств клиента;
  • уменьшение площади складского помещения;
  • внедрение нового производственного оборудования;
  • обеспечение сохранности грузов;
  • высокая скорость обработки заказа;
  • использование лифтового склада как промежуточного прямо в зоне производства;
  • выполнение основного принципа – FIFO (первым пришел – первым ушел)
  • выполняется принцип – «товар к человеку».
2 Автоматические карусельные склады: вертикальные MEGAMAT и горизонтальные HORIZONTA Автоматизированный карусельный склад – это автоматизированный стеллаж элеваторного типа, который управляется с помощью специального компьютера. Он может использоваться в качестве центрального склада или интегрироваться в существующие материалопотоки .
  • экономия места и времени на выполнение операции;
  • сокращение использования физического труда;
  • увеличивается точность составления заказа потребителя;
  • сохранность ТМЦ (может быть оснащена средствами защиты от краж);
  • способствует наиболее удобной и безопасной работе сотрудников.
3 Warehouse Management System– система управления складом Это программная платформа для интеллектуального управления и автоматизации складских процессов. Она устанавливается на контрольном оборудовании. WMS позволяет проводить мониторинг складской системы, так же осуществляет передачу данных в рамках информационной системы предприятия .
4 Мобильные стеллажи Они представляют собой конструкции, установленные на механизм передвижения. Мобильные стеллажи используются как для склада, так и для архивов. Основной особенность их является наличие основной и дополнительной системами безопасности .
  • Оптимизация площади складского помещения;
  • сокращение эксплуатационных расходов;
  • безопасность.

Оптимальное размещение товара на складе и эффективное управление им – это исключительно важные факторы развития складской логистики. В связи с этим, большинство предприятий пытаются уйти от складов с ручными операциями и даже механизированных к полной автоматизации. Автоматизированный склад – это инновационные технологии в современной логистике, т.к. в ближайшем будущем именно они будут управлять всеми складскими операциями. На сегодняшний день такой склад требует значительных вложений, связанных с расходами на отладку и внедрение сложной техники, которая управляется удалённо. Как только данная инновация будет введена в эксплуатацию, она поможет предприятию решить множество возникающих ранее проблем: расходы на персонал станут минимальными, снизятся издержки от порчи, боя, краж товара, увеличиться полезная площадь склада, повыситься точность и быстрота сбора заказа потребителя и др.

В статье проведено исследование об инновационных технологиях в сфере логистики. В данной статье я рассмотрел новые технологии, которые постепенно вводятся в логистических организациях.

  • Исследование и анализ основных аспектов управления ресурсами и запасами, используемых в логистических системах
  • Моделирование логистической системы туристско-рекреационного региона
  • Управление логистической деятельностью агропромышленного предприятия
  • Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым

Поступательно развиваясь и распространяясь в настоящее время логистика на разных уровнях региональная , национальная , международная , пространств и границ , постоянно требует и использует современные инновационные достижения при эволюции логистических систем и структурных элементов цепей поставок .

В общем виде инновация - новообразование, нововведение, это процесс преобразования теоретической и практической научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, методического, организационного или управленческого характера в бизнесе.

Инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой основную исходную базу разработки гибких логистических моделей систем и цепей поставок различных направлений производственно-хозяйственной, социально-экономической деятельности. В качестве постулатов логистических концепций приняты следующие:

  • концепция общих логистических издержек в комплексе - определение дифференцированных логистических издержек постоянное составление их калькуляции, анализ и мониторинг тотальных издержек для укрепления конкурентоспособности на национальном и международном уровне ;
  • концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике -выявление взаимосвязей и отношений между функциями и степени посредничества и сотрудничества;
  • концепция интегрированной стратегии логистики - качество обслуживания потребителей на базе постоянного мониторинга прогноза спроса и предложения;
  • логистическая концепция управления полной цепью поставок- организация всего комплексного, интегрированного и гармонизированного процесса товародвижения - от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, как направление логистической деятельности, рассматривают нововведения во всем интегрированном и гармонизированном комплексе логистики, и в этой связи предусматривают дополнение существующего и разработку нового инструментария (методов, способов, критериев, показателей) в области методического обеспечения логистики и ее структурных элементов, используемой в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствование операций, активностей и процедур, применяемых в логистических бизнес-процессах .

При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств и оборудования, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических бизнес-процессах.

В настоящее время развитие и распространение информационных технологий охватило практически все сферы социально- экономической и производственно-хозяйственной деятельности , включая образование, подготовку профессиональных специалистов по логистике , и без сомнения саму логистику в целом, ее системы, цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов преобразования и функции . Данное развитие, распространение, совершенствование происходит на уровне региональной, национальной, международной логистике пространств и границ в соответствии с ее целью, принципами и задачами в процессе эволюции .

Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. 3PL провайдер или провайдер (оператор) логистических услуг представляет собой организацию, которая предоставляет комплексные услуги в области логистики для клиентов: транспортировку, экспедирование, складирование, таможенное оформление и так далее. Аббревиатура 3PL означает Third Party Logistics – логистика третьей стороны. Другими словами, термин 3PL является синонимом понятия аутсорсинг, что означает передачу части или всех функций логистики третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг.

Наиболее часто передаются в аутсорсинг логистическим провайдерам транспортные услуги . В отличии от простых грузоперевозчиков, 3PL провайдеры не просто предоставляют разного вида транспортные услуги. Они выполняют весь комплекс работ, необходимый для продвижения товара по всей цепочке поставок, включая экспедирование, прием, отгрузку и хранение товаров на складах, страхование товаров, таможенное оформление, перевалку грузов и многое другое. Наиболее серьезные логистические операторы специализируются на международных перевозках. Они требуют от компании опыта и специализированных знаний. Наряду с 3PL выделяют и другие термины: 1PL, 2PL, 4PL и даже 5PL. К сожалению, мнения по поводу определений этих терминов сильно разнятся. Приведем один самый распространенный вариант, который поможет понять разницу между этими понятиями.

1PL (First Рагtу Logistics) – все логистические функции выполняет одна компания, являющаяся владельцем грузов. Это так называемая автономная логистика.

2PL (Second Рагtу Logistics) – простейшая форма аутсорсинга, когда сторонняя компания предоставляет традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими запасами.

3PL (Third Party Logistics) – более продвинутая форма аутсорсинга. Специализированная логистическая компания помимо стандартных логистических услуг предоставлять клиенту другие дополнительные услуги со значительной долей добавленной стоимости.

4PL (Fourth Рагtу Logistics) означает интеграцию всех компаний, участвующих в цепочке поставок. 4PL провайдер управляет всеми логистическими процессами таких компаний в интересах цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это уровень 4PL, но с поддержкой современных сетевых информационных технологий.

Надо специально заметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. Ведь 3PL – это просто логистика третьей стороны. То есть помимо двух основных сторон – производителя и потребителя, существует третья – компания, которая оказывает логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т.д. очень сомнительны. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Ещё одним примером инновации в логистике являются RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. В настоящее время систему RFID (метки с радиочастотной идентификацией) активно внедряется в повседневный бизнес. Использование этих технологий позволяет достичь существенного сокращения затрат, в том числе и при логистике и таможенном оформлении.

RFID является уникальной, прорывной технологией, способной перевернуть представления о способах идентификации и маркировки товаров. Она уже вошла в нашу повседневную жизнь и широко используется в самых разных областях – от многоразовых проездных билетов, до контроля за товарами в супермаркетах. Потенциал использования RFID меток особенно велик в производственной и складской логистике. Их применение для контроля цепочек поставок может принести предприятию огромную стратегическую выгоду. Однако темпы внедрения этого инновационного продукта на российском рынке еще сравнительно малы, в то время, как в странах Запада они чрезвычайно популярны.

Прежде всего необходимо отметить, что использование RFID особенно эффективно при контроле за перемещением предметов в пределах определенной, четко очерчено сферы деятельности. Живым примером такого использования может являться идентификация возвратной тары предприятия. В этом случае компьютерный системы автоматически ведут учет расхода и возврата тары, при этом в любой момент времени можно отследить все этапы перемещения предмета и его участия в разнообразных технологических процессах. Информация о перемещении и прохождении этапов обработки может сохраняться как на самой метке, так и в базе данных предприятия. Не имеет значения размер территории, по которой путешествует предмет: это может быть, как отдельный цех, так и вся страна. В любом случае система остается замкнутой и возвратные средства, пройдя полный цикл, возвращаются в исходную точку. В каждый момент времени можно оценить какое количество предметов находится на территории определенного участка предприятия, а какие все еще находятся во вне, при этом анализ может быть проведен и на предмет скорости обращения товаров, в том числе с выделением контрагентов, которые превышают нормальные сроки оборота помеченных предметов.

Аналогичный принцип используется и при идентификации отдельных узлов и деталей, используемых при сборке какого-либо товара. Администрация предприятия может в любой момент времени проверить количество предметов в любой точке. Каждый предмет может быть помечен своей уникальной меткой, которая поможет отличить его от своих миллионов братьев и сестер. Зачастую для таких целей используются особые защищенные RFID идентификаторы, стоимость которые может составлять несколько евро. Отсюда вытекает следующее преимущество меток – возможность их использования для однозначной идентификации предметов. Правда в этом случае имеются исключения – подобные метки нельзя использовать для маркировки металлических изделий и жидкостей. Однако имеется возможность считывания всех показателей с меток, упакованных на паллеты или в коробки. Оператор может практически мгновенно получить информацию о содержимом упаковки и размещением информации в базе данных предприятия.

Но, несмотря на сложность решения вопроса с металлами и жидкостями, решение этой проблемы в принципе возможно. Так RFID метка может быть помещена непосредственно на упаковку или между слоев стрейч-пленки. В любом случае нанесенные метки необходимо размещать под радиопрозрачным покрытием в пределах прямой видимости от считывающих устройств. Таким образом, данная технология выигрывает у широко распространенного способа штрихкодирования, ведь в отличии от штрих-кода ее можно расположить в защищенном месте, например, на внутренней стороне упаковки или под несколькими слоями упаковочного материала. Дальность же считывания идентификационных радиочастотных меток значительно превосходит аналогичную для оптического распознавания штрих-кодов.

Бесконтактная идентификация позволяет формировать базу данных компании, отражающую движение товаров в режиме реального времени. Система может содержать сведения о любом перемещении товара по производственной линии или на складе. Бизнес-процессы становятся открытыми и прозрачными, скорость работы значительно увеличивается. Например, для распознания информации с штрих-кодов на поддоне, содержащем 25 коробок в среднем затрачивается 17 минут, в тоже время аналогичный процесс, но проведенный с использованием радиочастотных меток затрачивается около 30 секунд. Грамотно организованная система хранения с использованием RFID меток позволяет значительно сократить время, необходимое для инвентаризации товаров.

Экономия времени при использовании RFID-идентификации является не единственным преимуществом данной инновации. Получение данных о движении товаров в режиме реального времени позволяет организовать аудит производственных и логистических процессов на качественно новом уровне. Администрации компании получает уникальную возможность в оценке и пересмотре тактики деятельности, возможности ее точечной и точной регулировке, что несомненно благотворно повлияет на общую конкурентоспособность.

Наиболее популярным является вопрос стоимость внедрения RFID-технологий на предприятии. Зачатую топ-менеджеры считают, что вопрос стоимость самой радиометки является определяющим при решении вопроса о переходе на систему радиочастотной идентификации. Однако представляется разумным рассматривать вопрос в комплексе. Принятию решения должен предшествовать детальный анализ бизнес-процессов компании, в ходе которого специалисты оценят затраты и выгоды от интеграции RFID в систему управления. При этом вопрос о стоимость самой радиометки не может являться определяющим. Всего несколько лет назад стоимость меток составляла около полутора долларов и, тем не менее внедрение системы радиочастотной идентификации позволяло компаниям экономить миллионы. Несомненно, что падение цен на метки, произошедшее в последние годы может подтолкнуть более широкий круг компании к изменению систем маркировки и учета. Сейчас стоимость RFID меток колеблется возле цены, составляющей несколько центов.

Некоторым препятствием на пути перевооружения производства и логистики на радиочастотную идентификацию может являться несогласованность национальных законодательств в разрешении на использовании определенного диапазона частот. В настоящее время в складской логистике в использовании RFID доминирует два основных стандарта: европейский, использующий 868 МГЦ и применяемый в странах Африки, Европы и в России и американский, использующий 915 МГЦ, распространенный в обеих Америках, азиатских странах и Японии.

В 2004 году применительно к складской логистике был разработан и принят стандарт Gen2, которого придерживаются разные мировые производители. Применение единого стандарта означает, что оборудование, произведенное в разных странах может быть легко интегрировано в единую систему на конкретном предприятии.

Несмотря на усиленно проталкиваемую руководством страны и прогрессивной общественностью идею модернизации производства, использование радиочастотной идентификации, к нашему сожалению, пока не получило у нас в стране широкого распространения. Опыт внедрения пилотных проектов по использованию RFID-меток показывает, что от внедрения любых инноваций наши предприниматели, как правило ожидают сногсшибательных результатов здесь и сейчас. Горизонты планирования российского бизнеса достаточно узки. К тому же внедрение высокотехнологичных средств обычно стоит начинать с наведения элементарно порядка. Хаос и бардак, изначально существующий в складской или транспортной логистике невозможно внезапно победить приобретением супер-гаджетов.

Рассмотрим инновационные технологии на примере известных компаний:

Французская компания Savoye разработала упаковочную машину E-Jivaro, которая сама рассчитывает нужную высоту коробок в соответствии с содержимым и запечатывает их. Она способна упаковывать товары в коробки, которые легко помещаются в почтовые ящики (формат упаковки – A4, минимальная толщина – 30 мм). Первой внедрила новинку компания Photobox, известная в Европе достижениями в области тиражирования и хранения фотографий в Интернете. Предполагается, что машина будет способствовать революционным изменениям в электронной коммерции.

Австралийская компания Quattrolifts выпустила тележку, с помощью которой можно перемещать и устанавливать стекла в цехах, на складах и стройплощадках. Чтобы с помощью этого устройства перевезти листовое стекло весом до 400 кг и длиной 4500 мм, а также поднять его на высоту до 4,5 м, потребуются один-два работника. Стекло можно разгрузить непосредственно со стойки грузового автомобиля, перевезти и установить в оконные проемы. Кроме того, сама тележка легко демонтируется.

Radius Group, российская компания, работающая в сфере складской и производственной недвижимости, в своем последнем проекте реализовала решение на основе бесшовно интегрированных каналов.

Для удовлетворения возросших потребностей российского рынка электронной коммерции Radius Group, совместно с французским гигантом розничной торговли стройматериалами в формате «Сделай сам» Leroy Merlin, строит новые складские помещения площадью 100 000 кв. м. Этот комплекс станет крупнейшим и, возможно, самым эффективным распределительным центром в истории Российской Федерации.

Рост омниканальной дистрибуции идет параллельно с развитием технологий RFID и EDI, а дроны, в свою очередь, также ждут своего часа, чтобы обеспечить еще большую эффективность и рентабельность.

Внедрение высоких технологий – это сложный и комплексный процесс, не на последнем месте в котором стоит правильная мотивация и обучение работников компании. Расплывчато написанные должностные инструкции, нечеткий административный регламент могут свести на нет любые благие начинания. В связи с этим остро встает вопрос о подборе компетентного интегратора, способного детально разобраться во всех бизнес-процессах, существующих в компании, провести тщательный анализ и выявить все «узкие места». К сожалению, немногие из существующих на российском рынке компаний, рекламирующих услуги по внедрению RFID идентификации могут похвастаться таким комплексным подходом. При обращении к неопытным специалистом топ-менеджмент предприятия может получит такой отрицательный опыт, который надолго отобьет у него желание внедрять какие-либо инновации.

Каждый склад, каждый производственный или логистический процесс, цепочка поставок – это уникальный живой организм, который, несмотря на множество общих характеристик имеет уникальные, одному лишь ему присущие особенности. Только консультации с действительно грамотными специалистами, имеющими опыт успешного внедрения высоко технологичных систем может дать компании конкурентное преимущество от инноваций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в мире и в России инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. Следует ожидать, что инвестиции в эту область продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний на рынке путем оптимизации затрат на логистику.

Список литературы

  1. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Кривоносов Н.А. Лазарев В. А. Использование компьютерных деловых игр при подготовке бакалавров по логистике Научно-аналитический журнал: Национальная ассоциация ученых (НАУ) / Экономические науки. IV (9), 2015. стр. 96-99
  4. Родкина Т.А. Управление информационными потоками в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (концепция, методология, реализация) Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2001.
  5. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  6. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  7. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37-42.
  8. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  9. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  10. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  11. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные аспекты формирования аутсорсинга. Маркетинг. 2005. № 4, с. 107-116.
  12. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные формы и виды аутсорсинга. Вестник ГУУ № 4 (17) г. Москва, 2006 г.
  13. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
  14. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

В целом, в последние годы в логистической сфере, в том числе, в компании City Express внедрено много инновационных технологий, что обусловлено, прежде всего, технологическим прогрессом. Что касается изменений в бизнес-моделях и бизнес-процессах, то здесь каких-то кардинальных изменений не происходит, поскольку все достаточно стандартизировано. Бизнес-модели и бизнес-процессы в разных компаниях могут различаться какими-то нюансами, но в целом они типовые – изобретать велосипед здесь довольно рискованно. Российские компании, в основном, перенимают и адаптируют успешный опыт западных коллег.

Доказавшие свою эффективность основные инновационные решения, внедренные в систему логистики за последние годы:

  • Одно из самых распространенных новшеств, появившихся во многих логистических компаниях - спутниковый мониторинг движения автотранспорта и контейнеров с грузом . Он позволяет операторам, грузоотправителям и грузополучателям отслеживать в режиме онлайн местоположение груза. Здесь также можно отметить такое инновационное решение, как Cargo tracking. Данная технология дает возможность в режиме онлайн контролировать прохождение груза через все звенья логистической цепочки. Грузоотправитель имеет возможность в круглосуточном режиме получать информацию о прохождении груза для планирования своих дальнейших действий. Использование защищенного аккаунта гарантирует высокий уровень безопасности системы.
  • Следующее инновационное решение – электронное декларирование . Здесь используется целый комплекс аппаратных и программных систем, который позволяет осуществлять таможенное оформление грузов в электронной форме. Это значительно ускоряет процедуру регистрации.
  • Не секрет, что одним их самых проблемных звеньев логистической цепи является прохождение груза через таможню. Для того чтобы ускорить этот процесс, найдено такое инновационное решение, как удаленный выпуск грузов . Данная технология позволяет осуществлять все таможенные процедуры во внутреннем отделе таможни, когда груз находится на складах временного хранения близ пропускных пунктов на российской границе. Информационный обмен происходит в электронном виде, таможенная декларация подается во внутренний таможенный отдел, а непосредственный контроль производится в приграничном подразделении таможни. Преимуществом такой технологии является, в частности, то, что уменьшается документооборот, а влияние субъективных факторов сводится к минимуму.
  • Еще одно новшество, позволяющее оптимизировать сроки доставки груза – возможность вносить данные в базу сразу после выпуска таможенной декларации . Благодаря новым технологиям информация отображается, в том числе, в Cargo tracking в течение считанных минут. Это очень ускоряет движение грузов.
  • Кроме того, практически все российские логистические компании, в том числе, City Express, внедряют системы автоматизации логистических процессов , позволяющие, например, прогнозировать продажи, закупки, складские остатки.

City Express не только перенимает опыт, но и активно взаимодействует с западными компаниями. В частности, в прошлом году компания подписала договор о сотрудничестве с одним из самых известных игроков мирового рынка курьерского брокериджа, компанией «Mail Boxes Etc». Это позволило нам расширить спектр предоставляемых услуг по перевозке корреспонденции и грузов с ориентацией на обслуживание частных клиентов.

Мы всегда открыты к работе с российскими представителями сферы Supply Chain Management и с удовольствием напишем об интересных фактах вашей компании. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!