Как чтение влияет на человека. Как регулярное чтение развивает человека

Буквально ещё до конца 20 века нам было интересно читать книги – мы читали сами, ходили в библиотеки, читали детям на ночь. Это говорило о культуре, об эрудированности и интеллектуальности личности. Развитие цифровых технологий во многом изменило наш быт и наши привычки. Россия перестала быть самой читающей страной, и большинство из наших граждан за год вообще не открывали книгу.

Сегодня в роли обычных бумажных книг выступают планшеты, компьютеры, телевизоры и прочие гаджеты. Мы смотрим фильмы и слушаем аудиокниги. Мы отдалились сами и отдалили наших детей от себя. Чтение сказок мы заменили на мультфильмы сомнительного содержания, иногда вовсе не соответствующие детскому возрасту, почему-то решив, что в современном мире всё должно быть по современному, в том числе и воспитание детей, и средства, используемые в этом процессе.

Развитие грамотности начинается с момента формирования в утробе матери и рождения ребёнка. Специалисты по детскому развитию утверждают, что дети учатся читать задолго до того, как они начинают говорить и формировать из слов предложения. А в дошкольные годы, дети осваивают навыки и знания, которые становятся базой для их дальнейшего развития.

И лучший способ – это чтение.

Детям в возрасте 3-5 лет становится доступна "теория сознания", другими словами, понимание мыслей, взглядов и желаний других людей, которые могут отличаться от их собственных. Примерно в этом же возрасте ребёнок начинает понимать, что думают и чувствуют персонажи книг. Наиболее эффективным способом является совместное чтение вместе с родителями. Проведённое вместе время благотворно влияет на эмоциональное состояние малыша.

Рекомендуется читать не только перед сном, а как можно чаще. Конечно огромное значение будет иметь качество выбранных книг и, что будет загружаться в сознание ребёнка. Раньше наши родители читали нам старые добрые сказки, незаслуженно забытые в наше время. А ведь именно они нужны ребёнку как воздух. Именно они дают почву для полета фантазии и развития речи. Более того, это ещё и программа действий, модель для выстраивания жизни, способы реагирования на жизненные ситуации. Любые сказки полезны и добрые и злые, а наша задача разъяснить в момент чтения, какие черты героев лучше «примерить» на себя.

Человеку нужны годы жизни, чтобы увидеть всю палитру людских эмоций и поступков. Сказка же помогает познавать всё это уже в первые годы жизни – что есть добро и зло, благородство и подлость. И даже, если в сказке главный герой совершает отрицательные поступки, необходимо выбирать ту сказку, где он перевоспитывается и у сказки хорошее завершение, где герой побеждает с помощью ума, смелости, а не подлости. Так же любую сказку необходимо обсуждать, оценивать поступки героев, задавать вопросы о прочитанном, просить высказать суждения о героях и сюжете. Позволить ребёнку воображать и мечтать. Уметь находить зерно мудрости и нравственности, заложенное в сказке нашими предками.

«Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Необходимость в чтении книг есть не только у детей, но и взрослых. Как и то, какую литературу выбирать, благотворно влияющую на развитие человеческого интеллекта. Исследование оксфордских ученых доказало, что чтение приносит для организма пользы не меньше, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В зависимости от способа чтения (читать ради удовольствия или анализируя текст) человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. При этом каждый вид неврологической нагрузки несёт свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, чтение «правильной литературы» учит высказывать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь. Поэтому прочтение художественной литературы хотя бы два часа в день лучше просмотренного фильма.

Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своём воображении совсем иную картину. Чем больше человек читает, анализируя и оценивая поведение и поступки героев произведения, тем больше и лучше формируется его характер и индивидуальность.

Стоит также отметить, прежде всего учёные рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. "Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий", - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Доктор Раймонд Мар из Йоркского Университета в Канаде говорит: “Мы воспринимаем рассказы с помощью базовых когнитивных функций. В мозге не существует специального модуля, позволяющего нам это делать, потому мы понимаем истории так же, как и реальный мир”. Новая теория ученого предполагает: чтение фантастики может улучшить способность понимать других людей. В процессе чтения люди часто думают о своем жизненном опыте. У них возникают мысли и эмоции, которые согласуются с тем, что происходит в истории. По словам Раймонда Мара, чтение фантастики может влиять на представления о социуме и вызывать размышления о прошлых и будущих социальных взаимодействиях. События, которые происходят с героем рассказа и резонируют в нашем опыте, помогают нам понять моменты из собственного прошлого. "Несмотря на то, что в фантастике много вымышленного, в ней есть и правда о человеческой психологии и отношениях", - считает Раймонд Мар.

Исследование, проведенное в 2006 году, показало: чтение фантастики влияет на способность личности угадывать психические состояния людей по фотографиям. Так же, фантастика может быть ключом к положительным изменениям в социальной жизни.

Нил Гейман в своих лекциях приводил пример: «В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: «Почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?» «Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google, и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками».

Многое, что было когда-то описано в литературе перенеслось в нашу повседневность. Нельзя не учитывать тот факт, что наши мысли могут материализовываться, а техника визуализации (именно это происходит при чтении книг) работает безупречно. Фантастическая литература демонстрирует нам другой мир, там где мы никогда не были и, возможно, никогда не узнали бы о нём. Он может быть отличным от нашего и в плохую и хорошую сторону. Посетив прекрасный мир из книги, мы можем ощутить негодование и недовольство тем, что мы имеем в реальности, и возможно у нас возникнет желание наш реальный мир изменить и улучшить. К сожалению, анализируя фантастическую литературу прошлого столетия, понимаешь, что она имеет свойство проецироваться с годами в нашей действительности. И эта проекция в большей степени разрушительна.

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что «сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит». При этом опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы "Мастера и Маргариту" Булгакова, а также все произведения Льва Толстого. Выходит, что в современном обществе всё меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, предпочитая телевидение, социальные сети и компьютерные игры. Хотя учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И это даже гораздо эффективнее, чем пешие прогулки.

Читайте хорошую художественную литературу. Развивайтесь сами и прививайте здоровую привычку к чтению книг своим детям. Не зря говорят учёные, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Наталия Комова.
Обзор научных статей.

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это - регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:1. Чтение книг увеличивает словарный запас Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.2. Чтение помогает общаться с людьми За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки - способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.3. Чтение добавляет уверенности Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.4. Чтение снижает стресс В современном мире избавления от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.5. Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг - это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.7. Чтение делает моложе Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.8. Чтение делает нас более творческими Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.9. Чтение улучшает сон Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.По материалам интернет-сми См. также.

Несмотря на все преимущества цифровых источников информации, последние несколько лет появляется всё больше доказательств того, что наш мозг отдаёт предпочтение аналоговым медиа.

Согласно исследованиюThe Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking. психологов из Принстонского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, гораздо проще запомнить что-то важное, . По словам психотерапевта и эксперта в области журналистики Мод Перселл (Maud Purcell), причиной этого может быть то, что письмо стимулирует зону мозга, известную как ретикулярная активирующая система, которая фильтрует и приносит ясность в основную часть информации, на которой мы концентрируемся.

Выяснилось, что поглощение информации с бумаги способствует лучшему её удержанию в памяти и повышению продуктивности. Анна Манген (Anne Mangen), профессор Центра чтения норвежского Университета Ставангера, провела исследование, в рамках которого выдала участникам один и тот же 28-страничный детективный рассказ - кому-то на бумаге, а кому-то на ридере Amazon Kindle. После этого им задали ряд вопросов по тексту.

Прочитавшие рассказ с бумаги давали более корректные ответы на вопросы, связанные с временем и хронологией, чем те, кто читал с Kindle. А когда участников попросили расположить 14 событий в правильном порядке, то читавшие бумажную книгу показали лучший результат.

Анна Манген

Учёным ещё предстоит полноценно проанализировать это исследование. Но Манген связывает пользу чтения бумажных книг с дефицитом метапознания. По словам профессора, метапознание - это то, насколько сознательно мы относимся к информации. «Например, как много времени в процессе чтения вы тратите на то, чтобы достаточно хорошо понять текст и после этого решить связанную с ним задачу», - говорит Манген.

У участников другого исследованияMetacognitive regulation of text learning: on screen versus on paper. сложилось мнение, что они лучше осмысляют информацию, когда читают с экранов электронных устройств. Из-за этого они проглатывали текст гораздо быстрее тех, кто читал с бумаги, и считали, что покажут себя лучше в викторине по тексту. В итоге почитатели традиционного формата не только выиграли в плане понимания текста, но и лучше спрогнозировали свои результаты.

Не нужно читать всё с бумаги

С книгами ситуация ясна, но поглощает ли мозг информацию так же хорошо при чтении газет, журналов и прочих физических медиа? Вовсе не обязательно.

«Длина действительно кажется основной проблемой, а с ней тесно связан и ряд других параметров текста вроде структуры и оформления. Представлено ли содержимое таким образом, что от вас требуется одновременно держать в голове несколько событий или частей текста?» - продолжает Манген. Другими словами, сложность и плотность информации может оказывать влияние на важность источника текста.

«Может быть так, что для определённых типов текста или литературных жанров (например, для чрезмерно увлекательных книг) источник почти не играет роли, в то время как в случае с другими жанрами (к примеру, когнитивно и эмоционально сложными романами) источник может иметь значение для понимания и восприятия книги, - объясняет Манген. - Но это ещё предстоит проверить эмпирическим путём».

Не нужно тянуть руку к кнопке печати при получении очередного письма, если только по длине оно не сопоставимо с романом. Чтение коротких сообщений с экрана вряд ли может препятствовать пониманию и .

Печатная и цифровая информация могут мирно сосуществовать

Печатная информация не всегда настолько же хороша для понимания и запоминания, как цифровая. Полезно помнить, что все медиа и технологии имеют свои пользовательские интерфейсы. Пользовательский интерфейс бумаги в некоторых случаях может лучше влиять на запоминание и усвоение сложной информации, нежели электронные устройства.

Но в других случаях, например при показе презентаций с аудиовизуальными материалами, устройство вроде планшета будет полезнее. Нет какого-то универсального решения. Всё зависит от ряда факторов, связанных с содержанием, читателем, целью чтения или ситуацией.

Не торопитесь, когда читаете электронные книги

Если вы не можете отказаться от электронных книг, то это не значит, что для вас всё потеряно. Вы, вероятно, считаете, что поглощаете информацию быстрее, чем это происходит на самом деле, поэтому .

Простым решением будет замедлиться и уделить больше внимания разбору материала. Это поможет воспринимать информацию так же хорошо, как при чтении с бумаги.

Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Инструкция

В мире современных технологий дети с самых ранних лет начинают приобщаться к компьютеру, проводя много времени за играми и мультфильмами. Между тем, детство немыслимо без книг - добрых , веселых , забавных потешек и прибауток. Важно, чтобы ребенок имел тактильный контакт с книгой - смотрел , листал страницы. Это развивает мышление и мелкую моторику.

Общение с книгой продолжается . Старательные учителя словесности всеми силами стараются привить ученикам любовь к книге. Книга не только кладезь знаний. Книги содержат массу полезной информации о них самих, в частности, о взаимоотношениях со сверстниками и проблемах подросткового возраста.

Хорошо, когда окончив школу, а потом вуз, человек продолжает свой жизненный путь, не забывая . Хорошей книгой можно скрасить скучный вечер, развеять грусть, успокоить нервы. Книга совершенствует человека, развивает мышление и речь, дает фантазии. Чтение способствует развитию зрительной памяти, а также повышает уровень эрудированности. С начитанным человеком приятно и интересно разговаривать. К нему полезно обратиться за советом, ведь он много читает, а , много знает.

Если перед вами стоит выбор, вечер - за просмотром телевизора или за чтением книги, не задумываясь, выбирайте книгу. Пользы от нее значительно больше. А если у вас есть любимые фильмы, можно почитать книги, по которым они были сняты. Часто чтение кажется более захватывающим, поэтому книга может показаться интереснее фильма - деталей намного больше, сюжет раскрыт полнее, а спецэффекты в воображении не имеют границ. Часто говорят, что фильм и наполовину не передает подлинного содержания книги. Поэтому чтение является и , и приятным времяпрепровождением.

Некоторые считают, что телевизор – прекрасное времяпровождение, другие же считают, что это абсолютно бесполезное занятие. Впрочем, и те, и другие по-своему правы. Телевизор – это прекрасный способ скоротать время. Однако, вместо того чтобы смотреть любимый сериал, вы бы могли заняться получением более полезной информации.

Телевизор – способ получения эмоций. Все, что показывают по телевизору, вызывает у нас какие-либо эмоции, они могут быть как отрицательными, так и положительными. Например, психологи считают, что фильмы ужасов смотрят люди, которым не хватает негативных эмоций и страхов, а комедии – наоборот, люди, которым не хватает в жизни смеха. Такой контраст эмоций не дает мозгу расслабиться: смотря телевизор, физически вы отдыхаете, эмоционально работаете. Подумайте, смогли бы вы получить эмоции после работы каким-нибудь другим способом?

Телевизор - это ключ к развитию фантазии. Говорят, что когда вы смотрите телевизор, мозг утрачивает способность фантазировать. Включая телевизор, вы видите уже предложенную картинку или слышите звук. При чтении книг вы сами составляете себе в голове определенную картину. Однако, телевизор, все же, порождает определенные мысли, эмоции, которые наталкивают человека на фантазирование других ситуаций, которые могли бы быть. Поэтому говорить о том, что телевизор полностью убивает фантазию нельзя.

Таким образом, телевидение можно назвать настоящим испытанием для человечества. Телевизор, безусловно, влияет на сознание и восприятие всего мира, телевидение меняет нашу жизнь. Но без телевизора сейчас довольно сложно, телевизор не только приносит вред, но и в какой-то степени помогает нам развиваться, поэтому не стоит говорить, что телевидение приносит только один вред. Безусловно, пользы от телевизора мало, но она все же есть.

Для многих людей физические упражнения ассоциируются только со снижением веса, тренировкой силы удара и физической выносливостью. Однако они развивают в человеке гораздо больше. Учеными доказано, что спорт тренирует не только тело, но и мозг. Ежедневные занятия существенно поднимут ваш уровень жизни. Вот яркие примеры того, как физические упражнения помогают человеку развиваться.

Инструкция

Ощущение собственного тела. Вы должны уметь контролировать любую его часть в любой конкретный момент времени. Прислушивайтесь к любой боли, которая у вас есть. Отмечайте, где именно она проявляется. Это позволит лучше осознать себя и собственный