Конспект занятия по аппликации «Птицы на ветках» (средняя группа). Конспект занятия по аппликации в средней группе «Зимующие птицы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом творчества

педагог дополнительного образования

Конспект занятия по аппликации «Сказочная птица»

Тема занятия: «Сказочная птица».
Цель : Изготовление сказочной птицы, путём аппликации по образцу.

Задачи :

Образовательные : учить передавать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, украшать отдельные части и детали изображения, закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение.

Развивающие : развивать мелкую моторику рук и координацию движения у детей, развивать воображение, активность, творчество, внимание, способствовать развитию креативной, гармонично развитой личности ребёнка.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, усидчивость, уважение и интерес к культуре русского народа и народов мира, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.

Материал и оборудование : образец «Сказочной птицы», иллюстрации птиц, иллюстрации к сказкам «Конек-Горбунок» , «Жар- птица и Василиса-царевна» и «Иван-Царевич и Серый волк», шаблоны туловища и крыльев, цветной фон из бумаги, полоски и кружочки цветной бумаги, клей, ножницы, салфетка, карандаш, клеёнка, кисточка и чашечка для клея, компьютер для видео физминутки и воспроизведения музыки, перо жар-птицы.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие, подготовка к работе

Педагог:

Тише, детки не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

Тема нашего занятия «Сказочная птица» .

2. Теоретическая часть.

За морями, за лесами

Чудо - сказочной страны

Живут птицы в оперенье

Небывалой красоты.

Как раскинут свои крылья

Над просторами они,

Рассыпаются на землю

Сказки, счастье и мечты.

Ребята, любите ли вы сказки? Насколько любите, я догадываюсь. А вот насколько вы их знаете?

А давайте сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых живет Жар-Птица. Дети называют сказки: «Иван-Царевич и Серый волк» , «Жар-птица и Василиса-царевна» , «Конек-Горбунок» .(Приложение 1)

Педагог: Ребята, я хочу, чтобы вы сегодня изобразили свою сказочную птицу, но сначала предлагаю вам посмотреть на мою сказочную поляну, где собрались самые разные птицы (дети рассматривают птиц на доске). (Приложение 2) .

Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствуют образ птицы, он несёт с собой людям счастье, свет, удачу.

Образ птицы пришел к нам из далекого прошлого. Наши предки очень любили изображать птиц и наделять их сказочными способностями, они вышивали их на всевозможных оберегах, полотенцах и деталях одежды. Украшали ими предметы быта.

Но знаете ли вы о том, что наши предки верили в магическую силу этой необычной птицы. Считалось, что перо жар-птицы исполняет самые заветные желания, а сама Жар-птица приносит удачу, счастье, везение.

На прошлых занятиях мы с вами изучали и вспоминали разных птичек, делали и лепили их, изучали какие птицы домашние, а какие дикие.

А чем отличаются сказочные птицы от обычных? (ответы детей) .

Да, птицы эти красочные, с узорами, у них необычные крылья, хвосты, хохолки. А что у них общего? (ответы детей)

Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего : туловище, голову, хвост, перья. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела.

Ребята, а вы бы хотели превратиться в сказочную птицу, необычной красоты? Для этого нам понадобится перо жар птицы. (видео - физминутка )

Птицы летят,

(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз.)

Крыльями шумят.

(Наклоны туловища в разные стороны с маханием рук)

Прогнулись над землей,

Качают головой.

(Наклоны головы.)

Прямо и гордо умеют держаться.

(Выпрямиться, руки за спину – проверить осанку, пауза 3-4 с.)

И очень бесшумно

(Руки вниз – потянуться вверх.)

На место садятся.

(Сесть на место, держаться прямо.)

3. Практическая часть.

Педагог: - Я предлагаю вам перенестись в «Сказочную мастерскую» сделать свою красивую и неповторимую «Сказочную птицу».

Нам для этого понадобятся:

Фон, заготовки туловища и крыльев (в форме капельки 2 шт.), которые нам надо с вами обвести и вырезать, хохолок и пёрышки для украшения хвостика.

Безопасные приёмы работы с ножницами, клеем. (Приложение 3)

1.Обводим туловище и крылышки и вырезаем. Укладываем на фон, приклеиваем.

Физминутка. Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

Пальчиковая гимнастика «маленькие птички»

Маленькие птички
Птички невелички,
По лесу летают,
Семена собирают,
Вот буйный ветер налетел
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло,
Там и сухо и тепло
(дети выполняют действия в соответствии со словами)

2. Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост.

Располагаем основные детали на листе и наклеиваем

(Показ этапов работы.)

У каждого получится своя, неповторимая сказочная птица. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.

Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа.

4. Подведение итогов.

Педагог: - Вы сегодня хорошо поработали, и сегодня у нас получилась целая стая «сказочных птиц» . Давайте рассмотрим птиц и полюбуемся ими. У вас получились замечательные поделки.

Что интересного узнали о жар-птице?

Какие умения вы сегодня использовали?

5. Рефлексия. Педагог: - А что бы перо принесло счастье, мы должны крепко поверить в это и произнести волшебные слова:

«Перо жар-птицы ярче свети, Добро, и счастье в дом принеси.»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление с перелётными и зимующими птицами.

Задачи: - Расширять и закреплять представления детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни и внешнем виде.

    Развивать наглядно - образное мышление, речевой слух, связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, зрительное внимание и слуховое восприятие

    Закрепить приёмы наклеивания птицы, работать аккуратно с клеем.

    Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание картин и макетов, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Ресурсы: картинки с изображением перелетных птиц (утки, лебеди, стрижи, ласточки, грачи, скворцы, лебеди) и зимующих птиц (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока) ; аудиозапись, с шумом леса и пением птиц.

Раздаточный материал: заготовки для аппликации в конвертах, клеёнки, клей, фломастеры.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад нашла перышко (показываю) . Как вы думаете чье оно?

Ответ детей: это перо птицы

Воспитатель: О ком сегодня пойдет речь?

Ответ детей: о птицах

Воспитатель: правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

Игра «А знаете – ли вы?» .

Воспитатель: – Ребята, все ли птицы остаются зимовать?

Дети: - Нет, не все.

Воспитатель: – Куда они улетают?

Дети: - Птицы улетают на юг.

Воспитатель: - Когда птицы улетают на юг?

Дети: - они улетают осенью.

Воспитатель: – А как называют птиц, которые улетают на юг?

Дети: - Перелётными.

Воспитатель: - Но почему они улетают?

Дети: - Потому что им нечего кушать.

Воспитатель: – А что кушают ласточка, скворец, стриж?

Дети: - насекомых.

Воспитатель: - Куда осенью пропадают насекомые?

Дети: - они прячутся от холода. Они забираются в щели заборов, в кору деревьев.

Воспитатель: - Да, верно, поэтому птицы, которые питаются мошками, жучками, улетают на юг, где всегда тепло и всегда есть пища. Назовите перелетных птиц.

Дети: - утки, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, соловей, цапля.

Воспитатель: – Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?

Дети: - Зимующие.

Воспитатель: - Назовите зимующих птиц.

Дети: - Вороны, воробьи, дятлы, голуби и т.д.

Воспитатель: – А вы знаете, почему они остаются зимовать?

Зимовать остаются те птицы, которые питаются семенами, шишками, ягодами, крошками, салом, крупой. Они могут найти пищу. Ребята, а как мы можем помочь зимующим птицам?

Дети: сделать кормушки и насыпать в них корм.

Воспитатель: правильно

«Улетают – не улетают»

Дети выходят на середину зала и под музыку выполняют произвольные движения. Как только музыка прекращается, воспитатель называет птицу. Если это зимующая птица – дети остаются на местах, если это перелетная птица – дети двигаются – «летают» , кружатся, выполняют плавные движения.

Игра: «Найди птицу по загадке»

Воспитатель: ребята, а сейчас вам нужно будет отгадать загадки, а отгадки найти на картинках.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Чернокрылый, Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ворона)

На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (дятел)

А вот еще одна загадка.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)

Чтение стихотворения с демонстрацией игрушки (сороки)

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока
Потрещала, поскакала
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Воспитатель: Мне сорока только, что сказала, что у нее нет совсем друзей и ей очень скучно. Как быть, жалко сороку? Как же помочь сороке?

Дети: надо найти ей друзей.

Воспитатель: давайте вместе смастерим для сороки друзей.

Посмотрите на нашу сороку! У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей.

Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек стайка. (хлопаем в ладоши)
Эта птичка соловей
(поочередно загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца)
Эта птичка - воробей
Эта птичка - соловушка сонная головушка.
Эта птичка - свиристель
Эта птичка - коростель
Эта птичка скворушка,
(поочередно загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца)
Серенькое перышко
Эта - зяблик
Эта - стриж
Эта - развесёлый чиж
Ну, а эта - злой орлан
(держим большой палец левой руки)
Птички, птички по домам!
(машем ручками, как крылышками)

Ребята выполняют аппликацию «Сорока» из заранее заготовленных деталей под аудиозапись «Птичьи голоса» .

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, много знаете и умеете. Я еще сегодня приготовила лакомство для птиц: сало, семечки, зёрна, хлеб. Мы сейчас с вами пойдём на прогулку и покормим тех птиц, которые прилетят к нам на участок.

Мастер-класс по созданию открытки на тему «Осенние птицы» с детьми средней группы ДОУ

Автор работы: Болотникова Полина, воспитанница средней группы в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 452» городского округа Самара.
Руководитель: Лисова Мария Александровна, воспитатель в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 452» городского округа Самара.
Описание работы. Данный мастер-класс включает в себя фотографии и текстовый материал, направлен на развитие детей дошкольного образовательного учреждения. Он включает в себя сочетание рисунка и аппликации одновременно. Может быть применен в образовательном процессе как школы, так и детского сада.
Назначение. Работу можно использовать на занятиях по рисованию, можно украсить выставку работ на осеннюю тему, использовать как подарок.

Цель: ознакомление воспитанников с технологией создания открытки к празднику осени
Задачи НОД:
Образовательные:
- ознакомить детей с технологией создания открытки к празднику Осени;
-уметь изображать на плоскости;
- учить различать цвета;
- уметь пользоваться кистями, красками, фломастером.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты;
- учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии;
- развивать художественные способности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;

Воспитывать любовь к труду.
Ресурсы: белый лист А4, краски, кисти, черный фломастер, простой карандаш, бумага оранжевого цвета, ножницы, клей.
Шаблоны


Воспитатель предлагает отгадать детям, какая будет тема у занятия НОД. Для этого он включает музыкальное произведение «Здравствуй, осень!» (Музыка - Ю. Слонов, слова - В. Маслов).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня?
Воспитанники: Эта песня про осень.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, как меняются погодные условия осенью?
Воспитатель предлагает посмотреть детям в окошко: на деревья, на небо.
Воспитанники: Осенью становится холоднее, осенью моросит дождь.
Воспитатель: Но сейчас еще не так холодно: светит солнышко, но уже становится зябко. А еще осенью птицы улетают на юг, но не все. Например, не улетают на юг в осеннее и зимнее время следующие птицы: снегирь, клёст, щегол, чиж, голубь.
Мы нарисуем с вами таких птичек, как голуби.
А что вы знаете о голубях?
Воспитанники: Голуби бывают дикие и домашние. У них бывает разная окраска: белая, черная, пестрая. Раньше голуби разносили людям почту.
Воспитатель: А вы знаете, что голуби очень любят своих деток-птенцов, кормят их, следят за ними и согревают в такую холодную погоду. Давайте нарисуем маму-голубя и птенца, которого она согревает своим теплом.
Воспитатель создает все условия, направленные на активное изготовление детьми открыток, объясняет пошаговые действия в работе, которые повторяют воспитанники.
1. Возьмите белый лист бумаги и согните его пополам.
2. Положите лист горизонтально так, чтобы открытка могла открываться.
3. Приложите шаблон большой птицы- матери ближе к правой стороне половинки открытки и обведите простым карандашом.


4. Теперь приложите шаблон птенца так, чтобы он располагался рядом с мамой. Чтобы контур шаблона птенца совпадал с обведенным контуром. И обведите недостающий контур простым карандашом.


5. На заднем плане (за птичками) нарисуйте полянку. Для этого просто проведите прямую линию выше середины листа. В левом верхнем углу у нас будет солнце. Для этого просто обведите шаблон по контуру и нарисуйте лучики у солнца.


6. Для начала раскрасим фон. Начнем раскрашивать полянку в зеленый цвет. Чтобы полянка не была слишком темная, мы будем брать на кисть побольше воды. Берем кисть среднего размера.


7. Теперь, когда высохла полянка. Немного не доходя до линии горизонта, начинаем раскрашивать небо. Оно у нас будет ярко-синим, для этого берем на кисточку побольше воды.


8. Теперь, когда у нас подсох фон, начинаем раскрашивать большую маму-птицу в оранжевый цвет.


9. Теперь раскрасим солнце в желтый цвет, а затем и птенца в желтый цвет.


10.Теперь обведем по контуру солнце, отделим полянку от неба, нарисуем лапки, нарисуем глаза и клюв птичкам черным фломастером: кружки - это глаза, а треугольник - это клюв. Обведем по шаблону и вырежем крылья. Приклеим крылышки: крыло поменьше с левой стороны, крыло побольше с правой стороны. Приклеиваем, немного намазав клеем краешек крыльев. Сначала приклеиваем большое крыло, затем маленькое.



12.Открытка почти готова. Осталось приклеить пожелание, согревающее теплом в такую холодную погоду.
Осень, осень, погоди!
И с дождями не спеши,
Дай еще нам лета,
Солнышка и света (А.Тесленко)

Наталия Морозова
Конспект НОД по аппликации «Птички на ветке»

Цель : учить детей передавать в аппликации образ птиц , особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Учить красиво располагать изображения на листе.

Задачи :

Развивающие : Упражнять в срезании углов у квадратов округляя их.

Развивать умение правильно работать с ножницами. Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Образовательные : продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой; закреплять названия геометрических фигур;

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением зимних пейзажей, снегирей, синичек. Образец, выполненный воспитателем.

Материалы к занятию : Прямоугольники черного цвета для крыла снегиря (синички) . Прямоугольники черного цвета для хвоста снегиря (синички) .

Прямоугольник красного цвета для грудки снегиря. Прямоугольник жёлтого цвета для грудки синички. Квадрат чёрного цвета для головы снегиря (синички, ножницы, клей, клеёнки, салфетки.

Предварительная работа : Беседа с детьми о зимующих птицах, о том, как человек помогает птицам зимой. Чтение стихотворений о птицах; загадывание загадок; рассматривание тематического альбома «Птицы» , уточнение названий; наблюдение за птицами, прилетающими на участок.

Ход НОД

Воспитатель : Скажите, ребята, какое сейчас время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?

Дети : Голуби, воробьи, синички.

Воспитатель

Дети : Зимующие.

Воспитатель : Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем мастерить.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Зимой на ветках яблоки !

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

Дети : Снегири

Воспитатель : Снегирь - самая зимняя птичка . Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. (Показ иллюстраций)

Воспитатель : А вот ещё одна загадка

Непоседа невеличка,

Желтая почти вся птичка ,

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее…

Дети : Синичка

Воспитатель : Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму. (Показ иллюстраций)

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем делать снегиря и синичку.

Воспитатель : Посмотрите на снегиря. Назовите части тела птицы.

Дети : У снегиря есть клюв, голова, крылья, хвост, лапы, брюшко.

Воспитатель. Какая по форме голова птицы?

Дети : Круглая.

Воспитатель : Какое по форме туловище снегиря?

Дети : Овальная.

Воспитатель : Какой по форме клюв?

Дети : Треугольный.

Воспитатель : Какие части тела у снегиря чёрного цвета?

Дети : Крыло, хвост, голова, клюв, глаз.

Воспитатель : Какое по цвету туловище у снегиря?

Дети : Красное.

Воспитатель : У вас на столах лежат заготовки для деталей наших птиц. Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы. Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря. Хвост тоже сделаем из прямоугольника, с обратной стороны прямоугольника нарисуем крыло и разрежем. А из обрезков мы вырежем клюв, лапы, и глаз.

Воспитатель : когда мы приготовим все детали, мы их будем приклеивать на картон, но сначала надо разложить все детали на картоне : сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.

Воспитатель : А синичку мы с вами будем делать точно так же как и снегиря, только для грудки возьмём желтый прямоугольник.

Воспитатель : А сейчас, давайте мы с вами немного отдохнём

Физкультминутка

Вот на ветках посмотри , (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель : Отдохнули немного! Ну а сейчас пройдите за столы. (Дети проходят за столы)

Воспитатель. Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.

Дети : Сначала надо наклеить туловище. Потом наклеить голову. Затем будем клеить хвост. Потом приклеить крыло. Лапы, клюв, глаза, мы будем делать из обрезков.

Воспитатель : Посмотрите на всех птиц. Какие красивые снегири и синички у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)

Воспитатель : Каких птиц мы сегодня с вами делали?

Дети : Снегиря и синичку.

Воспитатель : Назовите части тела птиц.

Дети : У снегиря и у синички есть клюв, голова, крылья, хвост, лапы, брюшко.

Воспитатель : Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?

Дети : Зимующие.

Воспитатель : Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. А когда мы пойдём на прогулку, возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.