Составление простейших планов местности. Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Составление простейших планов местности

Знаете ли вы, что древнейшими картами были своеобразные топографические планы местности, нарисованные острой палочкой, перышком, углем, золой, кровью.

Позже они стали основой для составления карт. В этой статье мы разберем, местности.

Наука о составлении карт

Наука о составлении географических карт называется картографией. История этой интересной области знания насчитывает целые века. Карты наносились на самые разные поверхности:

  • на кости крупных животных, например, моржей или мамонтов;
  • папирусы;
  • пергаменты;
  • камни;
  • глиняные таблички;
  • блюда и вазы;
  • бумагу.

Сейчас каждый знает, что географическая карта — это изображение поверхности земли на плоскости в уменьшенном виде. Давайте рассмотрим ее подробнее.

Топографический план местности

Ранее упоминалось, что примитивные планы были прародителями современных карт. Составляющему любую из них придется ответить на ряд вопросов, прежде чем изобразить план местности:

  • Какой масштаб применить?
  • Каким методом съемки воспользоваться?
  • Как измерить азимут?
  • С помощью каких значков и картинок изобразить расположенные на участке объекты?

Ведь каждый такой план требует использования специальных условных знаков, принятых за основу во всем мире. Но сначала следует определиться с масштабом, а после необходимо выбрать место, с которого топографу будет отлично виден весь участок, план которого запланировано начертить. Кстати, при построении плана местности не учитывается кривизна поверхности земли.

А знаете ли вы, что для создания современных планов местности используется разнообразная специализированная техника: вертолеты, самолеты, дроны и спутники.

Полярная съемка местности

Для успешной работы в картографическом направлении советуем изучить не только, что такое план местности, но и освоить разные методы его съемки.

Например, при проведении полярной съемки сначала определяется север, после чего наносится точка, с которой собственно и проводится съемка (для этого определяется азимут и наносятся дополнительные оси). Затем рисуются базовые ориентиры (памятники, столбы углы и направляющие домов и т. д.), а потом уже измеряются остальные азимуты (углы между объектом и направлением на север) для каждого предмета, отображаемого на плане.

Под объектами подразумеваются все элементы местности, изображаемые на заборы, дороги, столбы, мосты, деревья, кусты, клумбы, спортивные площадки, реки, озера, холмы, остановки, стоянки.

Глазомерная и маршрутная съемка

Глазомерная съемка — самый доступный способ. Все измерения выполняются при помощи простых приспособлений.

К планшету прикрепляется чистый лист бумаги, а в верхнем углу фиксируют компас. Сверяясь с прибором, проводят стрелку с севера на юг. Потом определяют азимуты объектов, которые обозначаются условными знаками. На завершающем этапе удаляют все вспомогательные линии.

При маршрутном способе съемки весь путь с учетом всех поворотов разбивается на участки и выбираются точки остановок, с которых просматриваемая область наносится на планшет.

Условные знаки плана местности

Прочесть карту или план, ничего не упустив, не так-то просто. Чтобы наиболее полно понять, что такое план местности, следует изучить условные обозначения. И поверьте, это не сложнее, чем выучить дорожные знаки.

Как уже говорилось,— это специальные обозначения, которые применяются для изображения типичных объектов. Они одинаковы для любого региона, для любого уголка мира.

В топографии условные знаки принято подразделять на следующие виды:

  1. Площадные или масштабные. Они передают глобальные, значительные по площади объекты.
  2. Точечные или внемасштабные используются для нанесения церквей, колодцев, значимых памятников, мостов, заводов и месторождений полезных ископаемых.
  3. Линейные изображают автомобильные магистрали и железные дороги, просеки, грунтовые, проселочные, полевые и лесные дороги, ручьи, границы, линии электропередач, горизонтали.
  4. Пояснительные применяются для обозначения дополнительных характеристик, таких как длина, ширина, грузоподъемность, характер дорожного покрытия, толщина и высота деревьев, глубина и характер грунта.

Итак, мы узнали, что такое план местности, а для его самостоятельного построения необходимо усвоить следующие понятия: масштаб, азимут, способы съемки плана и методы измерения расстояний на местности (рулетка, мерная лента, полевой циркуль).

Как составить план местности . Предположим, вам требуется составить план местности, изображённой на рисунке.

1-2. Составление плана местности. 3. Планшет для съёмки местности.

Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта.

    Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками.

    Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.

  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки. Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.
  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку. Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес.

Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности . Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

4. Визирование на объект. 5. Изображение линий визирования на различные объекты с указанием расстояний до них.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Вопросы и задания

  1. Объясните, как проводится полярная съёмка.
  2. Составьте план небольшого участка местности способом полярной съёмки.
  3. Что значит ориентировать план?
  4. Вычертите план части пути от дома до школы. Пользуясь составленным планом, ответьте на следующие вопросы:
    1. какое расстояние вы прошли;
    2. какими условными топографическими знаками вы воспользовались?
  5. Перечертите в тетрадь условные знаки вашего плана и дайте пояснение к ним.

Для любознательных

  • На обширных равнинных территориях в качестве ориентиров нередко сооружаются деревянные вышки, вершины которых находятся в прямой видимости друг от друга. Поэтому, поднявшись на такую вышку, можно увидеть следующую и т. д.
  • Если вы нашли в лесу спиленное дерево, определить стороны горизонта можно по годовым кольцам на спиле пня. С северной стороны расстояния между кольцами меньше, чем с южной.
  • Оглянитесь вокруг: не виднеется ли вдали возле какой-нибудь деревушки купол церкви. По расположению креста на куполе вы без труда соориентируетесь по сторонам горизонта (см. рис. 2).
  • Горные тропы нередко отмечаются каменными пирамидами. Они ставятся на расстоянии прямой видимости друг от друга так, чтобы люди могли ориентироваться по ним и не сбились с пути.
  • В незнакомой местности ориентирами служат линии электропередач, лесные просеки, дороги и другие линейно расположенные объекты.

Проверь себя

  1. Вспомните, чем отличается план местности от географической карты.
  2. Как определить направление вашего движения по плану?
  3. Можно ли использовать план местности для определения географических координат?
  4. Каким образом можно измерить расстояние на плане местности?
  5. Чем отличается азимутальная съёмка от полярной?
  6. Какие приборы и инструменты необходимы для составления плана местности?
  7. Опишите алгоритм нивелирования холма.

1. Маршрутная съёмка участка местности начинается с первой точки стояния (1 Т. С.). Далее на планшет наносятся объекты, видимые со второй, третьей и четвёртой точек стояния. В результате получается план участка местности.

Виды изображений земной поверхности

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План – чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности – это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности ()

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Рис. 6. Площадные условные знаки ()

2. Внемасштабные

Рис. 7. Внемасштабные условные знаки ()

3. Линейные

Рис. 8. Линейные условные знаки ()

Планы местности активно используются в различных направлениях хозяйственной деятельности человека.

Домашнее задание

Параграф 4.

1. Что такое план местности?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. Ukrmap — Украинские учебники ().

РАЗДЕЛ II ЗЕМЛЯ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ

Тема, ПЛАН, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

§13. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ

Вспомните, что такое азимут.

Как можно измерить расстояния на местности?

СПОСОБЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА. Для составления плана используют. окомірне съемки местности. Этот способ достаточно прост и воспользоваться им может даже школьник. Его применяют тогда, когда нет потребностейи очень точно измерять направления, расстояния и высоты, их определяют «на глаз». Есть два вида окомірного съемки - полярный и маршрутное. Окомірне полярная съемка - это составление плана местности с одной выбранной точки, которую принято называть полюсом. Окомірне маршрутное съемка - это составление плана местности, двигаясь по определенному маршруту.

Чтобы составить план небольшого участка местности собственноручно, нужны несложные инструменты - планшет, компас, линейка, булавка, карандаш, лист бумаги (лучше в клеточку). Планшет - это прямоугольная доска (фанера), на которую прикрепляют лист бумаги и закрепляют в верхнем углу компас (рис. 44).

На местности определяют место (точку), с которого будет хорошо видно весь участок. С этой точки проводят измерения. На лист бумаги и точку своего расположения обозначают с помощью шпильки. Далее нужно подготовить планшет.

Компас крепят так, чтобы воображаемая линия, которая соединяет деления 0 и 180‘ на его шкале, размещалась параллельно краю планшета. На листе в верхнем левом углу проводят линию «север - юг» и указывают стрелкой направление на север. Ее направление должно совпадать с направлением на компасе. Для этого ввергают планшет вокруг своей оси до тех пор, пока северный конец стрелки компаса не укажет на цифру 0, то есть пока стрелка не совпадет с направлением Нн. - Пд. на листе бумаги. Затем выбирают масштаб плана и записывают его на листе.

Для нанесения объектов полярным способом на планшете располагают линейку так, чтобы одним своим концом она касалась шпильки, а другим была направлена на тот объект (дом, дерево, куст и тому подобное), который следует обозначить на плане. С помощью линейки карандашом проводят линию (рис. 45). Затем определяют расстояние до каждого предмета. Это расстояние откладывают на ней ведет линии в выбранном масштабе. Объект обозначают условным знаком, а линию вытирают резинкой. Так изображают и прочие объекты местности.

Рис. 44. Планшет для съема окомірного

Рис. 45. Нанесение объектов полярным способом

Рис. 46. Окомірне маршрутное съемки местности

Удобным и простым способом создания плана местности и окомірне маршрутное снятие с определением азимутов объектов. На местности мы ориентируемся на заметные объекты (мельница, дом, колокольня, вершина горы и т. п). К ним нас всегда «приведет» определенный азимут (рис. 46). Расстояния между точками определяют по времени, затраченным на ходьбу, или шагами. Намеченный путь будет иметь вид ломаной линии, состоящей из нескольких отрезков.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПЛАНЫ. План местности - надежный помощник человека. По плану определяют, где лучше построить завод или жилой дом, где удобнее разместить школы и в каких местах заложить сады и скверы.

Перед тем как провести линии электропередачи, проложить дороги и трубопроводы, эти объекты намечают на планах. Проектировщики внимательно изучают местность по плану и определяют, где не придется преодолевать много повышений и сооружать мосты, то есть выбирают такое место, где лучше строить и строительство обойдется дешевле. В сельском хозяйстве план необходим для определения площадей, полей, лугов и других угодий. Им пользуются, когда, наприклад в бчис циркулируют время на вспашку и другие полевые работы.

План необходим туристам Ведь перед тем як отправиться в путешествие, они сначала знакомятся с районом путешествия. Во время турпохода планом пользуются как путеводителем для ориентирования на местности.

Планы местности бывают разные. Простейшие из них называют схемами. На них изображают только отдельные объекты. Например, схемы железных дорог, их вы могли видеть на вокзалах, линий метрополитена. Они помогают ориентироваться в размещении станций. Есть планы-схемы вашей школы. На случай пожара или другого бедствия они помогут найти выходы из помещения.

ЗАПОМНИТЕ

· Окомірне съема - это самый простой способ составления плана местности «на глаз»: или по одной выбранной точки (полярный), или двигаясь по определенному маршруту (маршрутное).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие вам известны способы составления плана местности?

2. Чем полярное окомірне съемки местности отличается от маршрутного?

3. Как люди используют планы местности?

4. Составьте план в масштабе 1: 10000 по описанию. Недалеко от школы, около 300 м на север, растет дуб. Далее за ним виднеются кустарники. Через 100 м на юго-восток от дуба бьет источник. Через 200 м от источника дальше на восток расположено озеро, вытянутое с севера на юг на 400 м и шириной 150 м. На северо-запад от северного берега озера виднеется ветряк, расстояние до которого 200 метров. Если от него пройти 250 м на юг, то можно выйти на дорогу, которая ведет к школе. В каком направлении и какое расстояние нужно пройти, чтобы добраться до школы?

ПОРАБОТАЙТЕ В ГРУППЕ

Внимательно рассмотрите схему метрополитена в г. Киеве на рис. 47. Представьте, что вам нужно добраться от одной станции метро к другой:

группа 1 - от станции метро «Вокзальная» до станции «Майдан Независимости»;

группа 2 - от станции метро «Тараса Шевченко» до станции «Золотые ворота»;

группа 3 - от станции метро «Лесная» до станции «Дворец спорта».

По какой линии метро необходимо воспользоваться? Сколько остановок нужно проехать? Или надо делать пересадку, чтобы перейти на другую линию? Вычислите, сколько приблизительно времени вы потратите на этот путь, если продолжительность поездки между двумя станциями в среднем составляет 2 минуты.

Рис. 47. Фрагмент схемы линий метрополитена в г. Киеве














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Учебные: проверить усвоение предыдущей темы; сформировать у суворовцев представление об азимуте, умение определять азимут, представление о способах измерения расстояний на местности; познакомить суворовцев с видами съемки местности.

Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации.

Воспитательные: вызвать познавательный интерес к предмету.

Материальное обеспечение: атлас, учебник, презентация, интерактивная доска, карточки-лото.

Методы работы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Ход урока

1. Оргмомент. (1 мин.). Слайд 1

2. Проверка домашнего задания. (13 минут)

1) Прочитайте рассказ со слайда. Слайд 2

Наш путь шел от железнодорожной станции по грунтовой дороге до металлического моста через реку. Затем мы двигались по лугу вдоль болота к кустарнику. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по тропинке и у домика лесника сделали привал.

2) А) Напишите определение: 1 вариант – план местности, 2 вариант – масштаб. Слайд 3

Б) Игра “Лото”. Игрокам выдается одна большая карточка и 5 маленьких. Большая карточка расчерчена на 6 полей, на каждом – словесное описание условного обозначения, а на пяти маленьких карточках – условные знаки. Суворовцы должны расположить условные знаки на полях большой карточки, а затем на отдельном листе нарисовать шестой недостающий условный знак. (Приложения , , )

3. Постановка целей и задач урока. (1 мин.). Слайд 4-5

4. Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Что такое план местности?

Для того, чтобы самостоятельно составить план местности необходимо знать что такое масштаб, азимут, знать способы измерения расстояний на местности. Мы с вами уже познакомились с масштабом и его видами.

Что такое масштаб?

Какие виды масштаба вы знаете?

5. Изучение нового материала. (20 мин.)

Теперь давайте познакомимся с тем, что такое азимут. Слайд 6

Азимут – это угол между направлением на север и какой-нибудь предмет по часовой стрелке.

Азимут на отдельно стоящее дерево - 45°.

А чему равен азимут на здание? (90°)

Давайте потренируемся определять азимут. Слайд 7

Чему равен азимут на север? (0°)

Азимут на кустарник? (90°)

Азимут на родник? (180°)

Азимут на ветряную мельницу? (270°)

Мы сказали, что азимут на север равен 0°, а чему еще может быть равен азимут на север? (360°)

Мы с вами научились определять азимут. Давайте подумаем, как можно измерить расстояния на местности?

Возможные ответы суворовцев: рулеткой, шагами.

Работа с атласом стр.11.

Измерение расстояний шагами.

Измерение расстояний рулеткой, полевым циркулем, мерной лентой. Давайте воспользуемся новыми знаниями и попробуем отправиться на поиски клада. Для этого нам понадобится план местности, который можно составить по описанию. Слайды 8-9

Физминутка.

Теперь мы имеем все необходимые знания, чтобы познакомиться с видами съемки местности.

Для проведения съёмки местности необходимо подготовить планшет.

Работа с атласом стр. 11.

Как выглядит планшет, подготовленный к работе?

Полярная съемка местности – одна из разновидностей глазомерной съемки местности. Слайд 10

Слайд 11

Маршрутная съемка. Слайд 12

Так будет выглядеть план местности, съемку которой мы проводили. Слайд 13

6. Закрепление. (4 минут)

С какими видами съемки местности вы сегодня познакомились?

Почему глазомерная съемка местности получила такое название?

Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной?

Какое оборудование необходимо иметь, чтобы провести глазомерную съемку местности?

7. Подведение итогов. (1 мин.)

8. Домашнее задание. (1 мин.). Слайд 14

Учебник стр. 34-35, словарь терминов, календарь погоды, принести цветные карандаши, транспортир.